Что низкое в магазине который называют словом дискаунтер
От «Магнита» до «Светофора». Что такое магазины-дискаунтеры и как они работают в России?
По данным Росстата, пандемия и ограничения прежде всего сказалась на реальных доходах граждан: показатель упал на 8%. Подобного не случалось уже двадцать лет. Из-за коронакризиса многие россияне изменили потребительские привычки. Растет число альтернативных магазинов – дискаунтеров. Крупнейшие ритейлеры осваивают новый формат.
Дискаунтер и обычный магазин: в чем разница
Войдя в магазин, вы сразу поймете, что оказались в дискаунтере. Чтобы добраться до него, нужно выехать из города или, наоборот, дойти пешком в здание с минимумом парковочных мест. Оба варианта предполагают дешевую аренду земли или зала. Строгое оформление интерьера, средняя площадь обычного супермаркета от 500 до 1500 м2, небольшой ассортимент товаров. Но при этом в наличии все составляющие потребительской корзины, на полках – товары повседневного спроса. В магазине мало сотрудников: 5-10 человек. Товары – в деревянных паллетах или просто в коробках, чаще всего – неизвестной (собственной) марки сети. Скоропортящихся товаров – по минимуму (мягкий вариант дискаунтера) или нет вовсе (жесткий тип). Цены – в среднем на 15% дешевле, чем в обычных магазинах.
Почти не встречается просрочка. На кассе не спросят карту лояльности.
В обычном супермаркете – более высокий уровень сервиса. Работают продавцы-консультанты, открыт отдел готовой еды или собственная выпечка. Предусмотрены программы лояльности. Внутренний интерьер магазина продуман, разнообразен, на выкладке товаров работают профессиональные мерчендайзеры. На полках – разнообразие товаров одной категории от эконом до премиум-класса.
Дискаунтеры: в чем выгода для потребителя
Те, кто согласен на минимум сервиса и паллеты вместо приятных глазу стеллажей с аккуратной, продуманной выкладкой, заплатят на 10-15% меньше по сравнению со средним чеком в традиционном супермаркете.
Дискаунтеры – как правило, сети. Управление логистикой – централизованное для целого региона или округа. Экономия достигается за счет высокой оборачиваемости товаров: товару не дадут «залежаться», а тут же распределят по другим точкам. Формат дискаунтеров позволяет экономить на аренде и на зарплате сотрудников (в каждой точке – очень маленький штат). Торговый зал по сути является складом. В качестве компенсации части аренды собственнику могут предложить войти в состав акционеров ритейлера.
За счет продажи собственных торговых марок по ценам ниже обычного, сокращенных издержек и экономии на всем максимальная маржа после выручки составляет всего 1-5%. Это немного, и один из рисков дискаунтеров – резкое подорожание товаров или какого-то вида издержек, тогда предприятие начнет работать в убыток. Поэтому такие компании постоянно просчитывают издержки и риски, следят за ценообразованием.
«Мягким» вариантом дискаунтера считаются магазины типа «у дома» – «Пятерочка» и «Магнит». С некоторыми допущениями также – супермаркеты «Да!». «Мягкость» обусловлена политикой лояльности, позиционированием бренда и наличием скоропортящихся продуктов. К «жесткому» типу можно отнести магазины сети «Светофор» и «Доброцен». Эта модель бизнеса характерна больше для ритейла, но подходит и под некоторые другие типы бизнеса, например всемирно известная американская сеть одежды Walmart.
Сладкое слово – «скидка»
Слово «дискаунтер» происходит от discount – «скидка», и это слово любой потребитель переведет безошибочно. Но этом пользуются и маркетологи.
Так, дискаунтерами называют сеть «Ситилинк» или «DNS Технопоинт». Однако по своей сути это не дискаунтеры.
Во-первых, каталоги содержат по несколько десятков тысяч наименований электротоваров, бытовой и компьютерной техники.
Во-вторых, эти сети представлены в онлайн-пространстве, за счет чего экономится пространство, не раздувается штат. Точки представлены скорее пунктами-складами выдачи товаров, заказанных через интернет. Такую модель можно назвать скорей не дискаунтером, а даркстором – магазином без покупателей, где собираются товары для онлайн-заказа, а точки выдачи представляют собой небольшие помещения.
В-третьих, отличается модель привлечения: такие сети ведут агрессивную маркетинговую кампанию, привлекают звезд (Михаил Галустян – «лицо» «Ситилинка»), снимают ролики для ТВ и интернет-пространства.
Дискаунтеры экономят и на этом: в основном выпускают каталоги с акциями и/или используют таргетинг в соцсетях («Доброцен»).
Дискаунтер (магазин) — что это и в чём его особенности
В моменты экономического кризиса большой популярностью начали пользоваться магазины «дискаунтеры», предлагающие более низкие цены, если сравнивать с другими продавцами. По сей день они создают большую конкуренцию сторонникам традиционного формата продаж. Зачастую, это сеть магазинов, где можно приобрести все необходимые товары для дома по привлекательной цене.
1. Что такое дискаунтер простыми словами
Первые дискаунтеры были построены в Западной Европе в середине XX века. Большинство из них находились в Германии. Это были торговые павильоны, где каждый пришедший мог сэкономить на товарах первой необходимости. Уже тогда собственники этих магазинов не считали необходимым вкладывать деньги в их внешний вид, а товар складывался в обычные ящики.
В то время дискаунтеры получили большую популярность из-за недостатка продуктов питания на фоне послевоенного периода. Поэтому такие торговые точки начали появляться по всему миру. В современных условиях, дискаунтер, это магазин, где представлен узкий ассортимент товара. Кроме этого, посетителю не стоит ожидать щепетильного сервисного обслуживания, здесь практически всё придётся делать самостоятельно.
Но, любой из недостатков компенсируется низкой стоимостью всех находящихся здесь товаров. На фоне данной информации может возникнуть вопрос о том, из чего образуется валовая прибыль такого магазина. Здесь можно выделить несколько принципов, которые являются базовой составляющей работы магазина-дискаунтера:
Площадь такого магазина обычно составляет 600-1000 м2. В ассортименте можно отыскать только те товары, которые пользуются максимальным спросом. Процент наценки зачастую составляет менее 10-12% в зависимости от товара. Также здесь не всегда есть достаточно места для складских помещений, поэтому практически весь товар расположен в торговом зале.
2. Что такое электронный дискаунтер
Выдача и приём товара происходит в арендованных пунктах с компьютерными терминалами. Для постоянных клиентов здесь разработана специальная система скидок. Популярность таких магазинов стала возрастать с тех пор, когда люди начали активно пользоваться электроникой.
Дискаунтеры бытовой техники могут заниматься продажей отремонтированной техникой или продавать товар, который заряжался в других магазинах. Большинство дискаунтеров электроники работают с китайскими производителями, это ещё одна из причин доступных для каждого цен. В последние годы в КНР производятся достаточно качественная техника, которая не уступает западным аналогам.
3. Преимущества и недостатки дискаунтеров
Еще одно из преимуществ таких магазинов, это отсутствие продуктов в продаже, которые быстро портятся. Поэтому, покупатели не рискуют тем, что в итоге получат просроченный и некачественный товар, на котором будет перебит срок годности.
Несмотря на присутствие в продаже товара со скрытыми дефектами, дискаунтеры никогда не теряют на этом своей прибыли. Если покупатель находит бракованный товар, продавец может сделать на него существенную скидку после чего, его обязательно купят. Если какая-либо вещь повреждена слишком сильно, её могут добавить в качестве подарка к другому товару.
4. Разновидности дискаунтеров
Стратегия торговли бывает «мягкой» и «жесткой». В последнем случае товары выкладывают в емкости из дерева или картона. Производители данной продукции делают упаковки так, чтобы их можно было максимально быстро выкладывать в подобных магазинах. Поэтому, покупатели не переплачивают за пакеты, которые продают в любом супермаркете. Владелец такого дискаунтера нанимает минимальное количество сотрудников.
Кроме этого, он может получить льготы благодаря крупным закупкам для своих торговых залов. Но, продукцию следует подбирать так, чтобы она была востребована ежедневно и в больших количествах. Низкая отпускная цена объясняется строгим функционированием большинства магазинов, которые включены в сеть. Таким образом удаётся минимизировать затраты на логистику и менеджмент.
Говоря о мягком дискаунтере, здесь доступен минимальный сервис, поэтому клиенты будут обеспечены средним уровнем обслуживания. В таких магазинах цены установлены на уровне ниже средних. Площадь помещения составляет не более 700 м2. Если речь идёт о складском помещении, оно имеет площадь примерно 200 м2. В торговом зале в среднем расположено 1000 наименований продукции. В штат входит 25-30 сотрудников. Ежемесячный денежный оборот доходит до 20 миллионов рублей.
5. Дискаунтеры в РФ
На российском рынке присутствует несколько сетей, которые можно назвать дискаунтерами. Одна из самых популярных это «Светофор». Но, данную разновидность бизнеса можно назвать транзакционной. Это означает, что магазин закупает большие партии товаров и после перепродает их потребителю по привлекательной цене.
Когда этот товар закончится, магазин ищет что-то другое. Например, сахар будет присутствовать в продаже постоянно, но поставщик может меняться. Говоря об одном из европейских дискаунтеров «Aldi», здесь применяется совсем другая концепция. Подразумевается продажа качественного товара по цене, ниже рыночной с использованием эффективной модели поставок. Продукция предложена покупателю в том же качестве, которое характерно аналогичному товару, но за более высокую цену.
В России многие считают, что дискаунтеры, это европейские магазины для бедных граждан, но это совсем не так. Их посетители, это люди как со средним, так с высоким уровнем дохода. Поэтому, сети дискаунтеров развиты в Бельгии, Нидерландах, Германии и остальных европейских странах, несмотря на высокий уровень жизни граждан.
Развитая сеть дискаунтеров приносит большую пользу, так как предоставляет возможность людям приобретать товары первой необходимости по доступной для каждого цене. Такой магазин выгоден не только покупателю, а и продавцу. Высокий доход можно получить благодаря низкому уровню конкуренции и большому количеству продаж.
Дискаунтер как маркетинговая уловка: в чем секрет этого формата
Слово «дискаунтер» все чаще встречается нам в обозначениях торговых точек, прессе и звучит из уст топ-менеджеров крупнейших ритейлеров. На сегодняшний день этот формат магазинов считается одним из самых перспективных в России: сети уже существующих игроков в этом сегменте растут как на дрожжах. В формат дискаунтеров устремилась и троица лидеров российского ритейла. Сначала «Магнит», затем X5 Retail Group, а недавно и «Лента», начали открывать свои магазины низких цен. Условно низких.
Что такое дискаунтер? Многие ассоциируют его с магазином для самых малоимущих и даже нищих слоев населения, но это заблуждение. Если обратиться к классической европейской модели, то дискаунтер — это магазин с широким и стабильным ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных.
Достигается это за счет сокращения всевозможных услуг «вокруг товаров»: промо-кампаний, красивых выкладок, дорогого торгового оборудования и ряда других элементов, создающих вокруг того или иного товара антураж, который всегда оплачивается из кармана потребителя.
В России принято считать дискаунтерами сети вроде «Светофора» или «Доброцена», а также разного рода локальных игроков. Например, в Петербурге, таковым называют универсам «Народный»(на проспекте Косыгина и улице Хошимина). Но это не совсем верно. По сути, это не классические дискаунтеры, а «сборная солянка» из всего того, что не продается в других каналах сбыта. Ассортимент там крайне нестабилен, поскольку постоянно появляются новые поставщики, большинство из которых работает по принципу «где-то что-то за бесценок урвали, надо быстро сбыть куда угодно». Поэтому надолго мало кто задерживается, если не считать федеральных производителей, которые есть везде.
Грамотного покупателя, обращающего хоть какое-то внимание на качество товара, такая ротация должна заставить задуматься. Но в России покупатель, увы, по большей части неграмотный, думать особо не хочет. Поэтому и кормят его, как бы это помягче сказать, не самой лучшей едой.
Если более пристально изучить ассортимент и цены работающих сегодня в России дискаунтеров, включая уже открытые магазины от сети «Магнит» («Моя цена») и X5 Retail Group («Чижик»), то можно сделать несколько интересных наблюдений. В случаях этих ритейлеров, из ассортимента исключены продукты с высокой ценой (сегмента эконом+, премиум), а оставлены те, которые имеют низкую цену, и продукция под собственными торговыми марками. Нюанс в том, что значительная часть ассортимента из этих дискаунтеров (по крайней мере, на текущий момент) представлена и в классических магазинах этих ритейлеров. Только там она «размыта» в многообразии других товаров по разным ценам.
Получается, что нынешние дискаунтеры крупных федеральных игроков — это базовый ассортимент от федеральных поставщиков + собственные торговые марки + небольшая доля недорогих товаров от небольших производителей. Федеральные поставщики всегда дают значительные скидки: их продукция и в обычных магазинах регулярно продается с дисконтом в 40-60%, поэтому давать аналогичные скидки для формата дискаунтеров федералам труда не составляет. Продукция под СТМ сетей и продукция небольших производителей продается в дискаунтерах, как правило, по тем же ценам, что и в их обычных магазинах. Никаких по-настоящему сниженных цен на одни и те же товары почти нет.
То есть, весь фокус лишь в позиционировании. Тот самый максимально аскетичный интерьер дискаунтеров — это не столько желание сэкономить, сколько «картинка» перед глазами покупателя, которая должна создать ощущение крайне простого и недорогого магазина.
Если взять дискаунтеры типа «Маяка» или того же «Светофора», то на продукцию крупных федеральных поставщиков там точно такие же цены, как и в какой-нибудь «Пятерочке», где они продаются по акции. А очень дешевые продукты от малоизвестных производителей стоят так вовсе не из-за того, что выложены на паллетах и полутемном торговом зале с минимумом персонала. Они везде бы стоили так. Только на полки других магазинов по тем или иным причинам пробиться не могут, вот и вынуждены перебиваться периодическим сотрудничеством с сетями, которые берут дешево и нестабильно, но много. О качестве такой продукции, думаю, говорить не стоит.
Таким образом, современные российские дискаунтеры пока далеки от правильной (если ориентироваться на страны Европы) модели этого торгового формата. Игроки рынка пока преуспели лишь в создании красивой иллюзии в головах самой легко вводимой в заблуждение категории покупателей, которые редко умеют работать с информацией (сравнивать цены, находить данные о производителях) и которым вполне хватает соответствующего позиционирования торговых точек, чтобы верить в низкие цены и возможность экономить.
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и узнавайте ещё больше!
Дискаунтер
Добавлено в закладки: 0
Что такое дискаунтер? Описание и определение термина.
Дискаунтер – это магазин, в котором применяется способ самообслуживания, и подобного вида магазины предоставляют покупателям продуктовые товары и товары первой необходимости по минимальным ценам. Каким образом возможна минимальная цена? Данная ценовая возможность, приобретается за счёт минимальной торговой надбавки – не более 15%, экономичного интерьера магазина, упрощённой выкладки товара, маленького штата сотрудников и экономии на складах магазинов. Интерьер дискаунтеру необходима лишь минимальная доля вложения, огромные складские помещения по этой причине не требуются. Приобретая большую партию товара,такого рода магазин в кратчайшие сроки (2-3 дня) продаёт её за счёт быстрого товарооборота. Примечателен и тот факт, что товары в дискаунтерах нисколько не хуже товаров в других магазинах.
Формат дискаунтера отличается от других нацеленностью на максимальном снижении издержек: минимальное оформление торгового зала, упрощённая выкладка товаров, ограниченный ассортимент и небольшой штат работников.
Заработная плата соответственно обслуживающего персонала в магазинах, по своему невысокая, дискаунтер не даёт большого разнообразия услуг и требования к квалификации обслуживающего персонала здесь значительно ниже, чем в супермаркетах или других видах магазинов самообслуживания. В дискаунтере должно быть очень мало товаров, требующих от персонала специальных способностей при продаже: нарезка, взвешивание, фасовка и штрих-кодирование, консультации.
Сокращение издержек по заработной плате в дискаунтере возможно за счет не высокой зарплаты у низкоквалифицированных сотрудников и небольшого количества высокооплачиваемых менеджеров в центральном офисе, где организованы и под контролем все рабочие процессы в торговой сети.
Значение дискаунтера
Дискаунтеры – это магазины невысоких цен. Магазины обладающие площадью от 500 до 1500 квадратных метров с узким ассортиментом товаров, и без предоставления каких-либо услуг в дополнение покупателям, при этом с достаточно низкими ценами. Внутренний дизайн функциональный, по- сути отсутствует дизайн, за исключением информации для потребителей и минимального корпоративного оформления дискаунтерной сети. Все максимально упрощено. Строятся такие дискаунтеры в жилых районах, ведь расчитывается, что покупатели дискаунтера могут к примеру не пользоваться автомобилем. Небольшой процент дискаунтеров, которые рассчитаны на автовладельцев, построены на пересечение крупных автотрасс, и всегда это создаётся в черте города.
Пояснение дискаунтера
Дискаунтер по своему устройству, магазин с невысокими ценами, максимально приближенные к оптовым. Далеко не каждый магазин, который называется «дискаунтер», на самом деле есть таков. Настоящий дискаунтер всегда входит в сеть соответствующих магазинов. Это даёт нескольким магазинам проводить обмен партиями товаров, перераспределяя их в согласии с потребностями покупателей. Если смотреть на разнообразие товаров, которые выложены в дискаунтере, то сразу же становится очевидным, что он не очень широк. В ассортименте такого магазина есть несколько сотен товаров, относящихся к наиболее востребованным категориям продукции. Дискаунтер как правило предлагает товары, которые минимально нуждаются в фасовке, маркировке.
Еще одна важная для торговли особенность, которой отличается дискаунтер – малое количество складских помещений. Такого рода торговая среда, предлагает реально низкие цены, которые отражаются в каталоге.
Рассмотрим более детально, что значит термин дискаунтер.
Дискаунтеры – это особенные сети магазинов с универсальным набором ассортимента, которые работают по методу самообслуживания и реализуют обычно товары повседневного спроса по более низким ценам, которые обеспечиваются обычно за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, более дешевой отделки магазинов. Как правило, такие магазины размещаются не в центре города, а на окраинах и в так называемых «спальных» районах и ориентированы на всех людей, живущих в близлежащих кварталах. Это могут быть продуктовые дискаунтеры, магазины чистоты и даже электроники.
Как показывают исследования, количество потребителей растет, когда покупатели при выборе магазина отдают предпочтение качеству товара и его широкому ассортименту. Поэтому с целью увеличения числа потенциальных потребителей торговые сети активно развивают так называемую мультиформатность — то есть для сетей характерно развитие одновременно в нескольких форматах — «магазин у дома», супермаркета и гипермаркета. Например, компания «Ашан» развивает сеть гипермаркетов «Ашан» и дискаунтеров «Атак». Сеть «Дикси» в самом начале ориентировалась на дискаунтеры (то есть по ценовой политике – ниже прожиточного минимума), а теперь приняла решение открывать магазины и других форматов — гипермаркетов и так называемых «магазинов шаговой доступности». Или, например, «Седьмой континент» развивает одновременно три формата — «магазин у дома», супермаркет («Пять звезд», «Универсам») и гипермаркет («Наш Гипермаркет»). Сеть магазинов «Магнит» открыла супермаркеты «Тандер» и пробует развивать формат гипермаркета. «Лента» открывает сеть «магазинов у дома» под названием «Норма». Холдинг Х5, созданный путем слияния «Пятерочки» и «Перекрестка», развивает сеть экономичных супермаркетов «Пятерочка», а также супермаркетов и гипермаркетов «Перекресток».
Мы коротко рассмотрели термин дискаунтер, постарались раскрыть его значение и отличительные особенности.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Дискаунтер
Сеть розничных магазинов с узким ассортиментом, но низкими ценами
Магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей
Содержание
Содержание
1. Общие ведомости о дискаунтерах
2. Как работают дискаунтеры
Дискаунтер — это магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с достаточно низкими ценами. Управление таким магазином направлено на снижение затрат за счёт минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими политическими партиями за счёт низких цен.
Общие ведомости о дискаунтерах
Основная аудитория дискаунтеров – покупатели со средним и ниже среднего достатком. В классических дискаунтерах цены в среднем на 15-20% ниже, чем в супермаркетах.
В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение политических партий продукта из одного магазина в другой, где есть бо́льший спрос на данный продукт. Таким образом достигается экономия на складских помещениях.
В период экономического коллапса дискаунтеры пользуются повышенной популярностью. Посещаемость и оборот продуктов в этот период вырастает существенно — на 20-40 %
Низкие цены достигаются благодаря снижению расходов: минимальное оформление торгового зала, небольшое количество персонала, упрощенная выкладка продукта. Основной принцип доходности сети дискаунтеров – высокая оборачиваемость всех товаров в ассортименте торговой сети. Выделяются два типа дискаунтеров: жесткий (не более 1000 наименований в ассортименте, площадь магазина составляет 500-800 кв.м.) и мягкий.(ассортимент 1500-3000 наименований, площадь до 1,5 тыс. кв. м).
Как работают дискаунтеры
Дискаунтеры – это магазины с достаточно большой площадью (от 700 до 1200 квадратных метров), как правило, без группы скоропорта и практически без брендированных товаров. Бывают так называемые жесткие и мягкие дискаунтеры. Жесткие характеризуются соотношением «1 ассортиментная позиция на 1 квадратный метр торговой площади». То есть в магазине в 800 метров будет всего 800 позиций! Можно ли такое представить у нас, где, кажется, даже в торговом павильончике будет чуть ли не столько же?
Мягкий дискаунтер на ту же площадь предоставит немного больше выбора – по 1,5-2 ассортиментные позиции на квадратный метр.
В чем еще особенности этого формата? В том, что во всем реализуется принцип экономии на затратах. Это централизация и максимальная автоматизация всех логистических, закупочных, аналитических процессов – они происходят в центральных офисах, магазин этим не занимается. В силу этого персонал дискаунтера еще несколько лет назад мог состоять из 4-6 человек на весь магазин в 700 метров! Эти люди делают все – и принимают продукт, и выкладывают его, и сидят на кассе, работают и грузчиками, и мерчендайзерами, и товароведами… Это дает колоссальную экономию на расходах, и, к сожалению, совершенно невозможно реализовать у нас в стране.
Экономия на запасах и поддержании ассортимента происходит в силу его жесткого ограничения. Выкладка часто производится прямо в упаковках, и висят картинки, поясняющие, что одну бутылку взять нельзя, можно только упаковку из четырех. Складов как таковых практически нет, весь продукт лежит в торговом зале. Автоматизация и штрих-кодирование стали применять относительно недавно, до этого времени на этом тоже экономили.
Несмотря на жесткое ограничение ассортимента, сети дискаунтеров серьезно отслеживают структуру потребления покупателей и без лишней скромности хвастаются, что в дискаунтере Вы можете купить 80% продуктов ежедневного потребления. Просто будет мало выбора: один вид бумажных салфеток, 5 вкусов сока, один вид консервированного горошка и т.п.
При этом именно благодаря четкому позиционированию дискаунтеры не боятся конкуренции со стороны универсамов, супермаркетов и магазинов у дома: они просто не конкуренты по цене – цена в дискаунтере может быть в 2 раза дешевле. Даже наоборот: управляющие дискаунтерами рады ставить их прямо напротив хорошего магазина. Тогда покупатель идет в оба: в одном закупается ежедневными продуктами, в другом покупает себе изысканный сыр, бутылку хорошего вина или приятные цветные тетрадки. Неизвестно, что о таком соседстве думают супермаркеты, но дискаунтеры при таком расположении чувствуют себя отлично.
Широко распространено мнение, что в дискаунтерах закупаются люди малообеспеченные, студенты и т.п. Это не совсем так. Конечно, именно там упомянутая группа людей и совершает основную массу покупок, но и средний класс, и верхний класс не брезгует ездить в дискаунтер. По крайней мере, в Федеративной Республики Германии. Немца деньги считать умеют, поэтому не редкость – встретить «Porsche» последней модели припаркованным возле дискаунтера.
Наши соотечественники, попадая в дискаунтеры, как правило, неприятно удивляются тому, что продавца в зале не сыскать, спросить что-либо не у кого, ассортимент очень ограниченный, чистота тоже часто оставляет желать лучшего. Но очень приятно удивляются ценам и говорят: «Когда же и у нас можно будет по таким ценам закупаться?» Вопрос риторический: у нас существование формата дискаунтера сейчас просто нереально: и в силу бухгалтерских причин, и санитарных требований и норм, и в силу трудового законодательства.