Что нибудь созданное собственным трудом
Всякая вещь трудом создана
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
занятия по теме «Всякая вещь трудом создана»
Воспитатель Антонова З.П.
Тема: «Всякая вещь трудом создана».
Цель:формирование системы знаний о значении труда в жизни человека, положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
образовательная:закреплять и систематизировать знания детей о профессиях, актуализировать словарь по теме «Профессии», показать важность труда в любой профессиональной деятельности;
развивающая: развивать внимание , воображение, мышление,
связную речь: учить давать полные ответы на вопросы; обогащать словарный запас;
воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважение к людям, своим трудом приносящим пользу обществу, желание добиваться успеха собственным трудом.
Оборудование: тематическая презентация, развивающий мультфильм «Все профессии нужны, все профессии важны», карточки с изображением людей различных профессий.
Форма проведения:познавательное занятие с элементами игры.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Начинаем наше занятие. Сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, вы его послушаете и потом скажете, о чём мы сегодня будем говорить.
Пока в пространстве пружинится планета,
На ней, залитой солнцем, никогда
Не будет дня, чтоб не было рассвета.
Не будет дня, чтоб не было труда.
— Как вы понимаете смысл этих строк? (Человек трудился всегда, и будет трудиться всегда, так как только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо).
Воспитатель: Каждый человек на земле должен трудиться. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
— Вы знаете, что каждому человеку необходимо трудиться, ведь именно труд приносит пользу и делает человека красивым. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать, много уметь.
— При каком условии человек будет обладать необходимыми умениями, навыками для хорошей работы? (Если он будет учиться профессии).
Воспитатель: А сколько всего профессий? (Очень много).
Дети: Внимательными и старательными.
Воспитатель: Ежедневно миллионы людей спозаранку выходят из дома и куда – то спешат. Куда направляются они так рано? (Взрослые спешат на работу).
— Что получают люди за работу? (Зарплату).
— Всякая ли работа оплачивается? За какой труд не платят деньги? (Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима).
— Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? (Мама варит обед, без которого мы не можем прожить).
— А что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?
— Для этого нужно, прежде всего, найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и удовольствие.
— Выбрать себе профессию по душе – дело непростое, но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.
Воспитатель: Профессий много на свете, давайте посмотрим, как вы их знаете. Угадайте вот эти загадки
Загадки о профессиях
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок. (учитель).
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает. (врач).
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит. (шофер).
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит. (пожарный).
Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны»
-Какие профессии у героев мультфильма?
— Как вы поняли, какая профессия самая важная?
— Труд каждой профессии важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться. Профессий много. Все профессии хороши.
— Давайте поиграем, назовём профессии владельцев, потерявших свой инструмент.
Игра «Кто потерял свой инструмент»
В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял?
Гаечный ключ – автослесарь
Игра «Доскажи словечко»
1.Мне поставила вчера два укола ………….(медсестра).
2.У слона иль мышки жар – их спасет…………….. (ветеринар).
3.Поезд длинный голосист – дал сигнал нам ……………….(машинист).
4.В небе синем самолет, управляет им …………………..(пилот).
5.Вор, разбойник и карманник, берегитесь! Я ………………..(охранник).
6. Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит…………………..( сталевар).
Пекарь доит корову.
Таксист перевозит людей.
Садовник ухаживает за садом.
Кондуктор стрижет волосы.
Слесарь – сантехник чинит краны.
Кондитер печет торты и пирожные.
Библиотекарь разносит почту.
Пчеловод разводит кроликов.
Пожарный жарит котлеты
Воспитатель: Если человек любит свою профессию и добросовестно трудится, то такой человек достоин уважения.
— Скажите, кого мы называем мастером?
— О ком говорят: «мастер своего дела»?
— «Мастер золотые руки»?
Именно человеческим трудом создается все самое лучшее, нужное и полезное на Земле.
-В каждой профессии необходимы знания и умения. Чтобы стать хорошим поваром, например, что нужно знать и уметь? (Ответы детей).
— Да, профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам здоровье и хорошее настроение. Старинная русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». От питания во многом зависит здоровье человека. Питание всухомятку, на бегу, не вовремя, может привести к болезням желудка, так же, как и питание однообразное, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ.
Выбирает профессию повара человек, который любит готовить, проявлять фантазию, выдумку. Многие повара сами придумывают новые блюда.
обслуживать, и помогать маме, папе, бабушке, воспитателю.
Воспитатель:Ребята,вы молодцы, хорошо работаете на занятии. Ещё запомните, что любая вещь, предмет или продукт сделан руками человека.
Вокруг нас множество разных предметов. И все они из чего-то сделаны.
Всё это сделано руками человека из природных материалов – древесины, металла, песка. Но чтобы природные материалы превратились в разнообразные вещи, нужны знания и большой труд людей. Слайд № 2
Сначала давайте разберемся, как делают предметы из стекла. Сегодня стекло изготавливается из песка, карбоната кальция и известняка. Все эти ингредиенты загружают в печь и нагревают до температуры 1400-1500градусов. Такой жар заставляет материалы плавиться, их смесь превращается в жидкую массу, которая, охлаждаясь, становится стеклом. Именно из находящегося в полужидком состоянии стекла производится различная посуда, а стеклодувы изготавливают красивые изделия самой различной формы.
Посмотрите, разновидность стеклянных изделий.
Теперь давайте посмотрим, как делают изделия из железа.Слайд № 3)
Железо сотворено самой природой. Люди его лишь добывают. На заводе в огромных печах из железной руды варят чугун и заливают его в формы.
Из чугуна в специальных печах сталевары варят сталь и заливают её в формы. Посмотрите, какие бывают изделия из железа.
Теперь посмотрим, как делают предметы из глины.Слайд № 4
Чтобы начать изготовление предметов из глины, нужно добыть глину в глиняном карьере и погрузить глину в автосамосвалы. После замачивают глину до нужной консистенции и изготавливают гончарные изделия на гончарном круге. После сушка и обжиг в высокотемпературной печи, и раскрашивание изделий.
А теперь узнаем, как делают книгу и тетради.Слайд № 5
Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины.
Как рождается книга? Это очень трудоемкий труд. Электрические пилы пилят, валят деревья. Машины-лесовозы везут брёвна к реке или на железнодорожную станцию.Многопильный станок распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору. Рубильная машина рубит чурбаки на щепки, и едут щепки на самодвижущейся дорожке в котёл, где «каша» деревянная варится. Вот эта каша и становится бумагой. Вот из такого станка выпускаются книги и журналы. Посмотрите, какие еще бывают изделия из дерева.
— Всегда ли один человек может изготовить вещи? (не всегда) Да, над каждой вещью трудятся много людей, сотни людей. Есть такие вещи, которые изготавливают несколько дней. Где изготавливают вещи? (на предприятиях, заводах и фабриках).
На ней заснула кошка.
А рядом под кроватью разбитый грузовик, Разломанная клюшка, без головы Петрушка – Беречь их, видно, мальчик не привык.
Портфель станет несчастным, если им драться или футболить. Ручка тоже станет печальной, если ее грызть. Вещи надо использовать правильно. Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте, о какой книге
Охохох! Охохох! Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда? Куда?»
Ну, а кто-то горько плачет
Дети: «Федорино горе».
Воспитатель: Какое горе произошло с Федорой? Дети: От нее сбежала посуда.
Воспитатель: Кто в этом виноват? Дети: Федора, потому что она их не мыла. Воспитатель: Поняла ли Федора свою ошибку? Дети: Да, она всю посуду перемыла. Воспитатель: Какой совет мы дадим Федоре и всем ребятам, которые не ухаживают за своими вещами? Дети: Надо любить свои вещи и аккуратно с ними обращаться. Воспитатель: Чему нас учит эта сказка? Дети: Сказка учит тому, что в жизни везде должен быть порядок и чистота
Беречь их, значит, заботиться о том, чтобы лучше жить, отдыхать. Бережливое отношение к вещам – признак культуры человека.
Воспитатель: Ребята, каждый труд почётен. Не столько важно, КЕМ человек работает, сколько важно, КАК он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.
Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам правильно выбрать свой путь.
1. Прочитай фрагмент размышлений о труде основателя известного концерна Генри Форда и выполни задания.
«Хозяйственный принцип — это труд. Труд — это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года.
Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадёт у него этот хлеб, он крадёт больше, чем хлеб, — крадёт священное человеческое право.
Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.
Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и требовать ему нечего».
1) Как ты понимаешь данное Г. Фордом определение труда? В чём, по мнению автора, состоит нравственное значение труда?
Форд подразумевает результаты труда периодов, когда человек готов трудиться на благо самого себя и общества в целом. Нравственное значение труда заключается в пользе.
2) Опираясь на содержание текста, приведи доказательства общественной значимости человеческого труда.
Всё то, чем пользуется человек – создано трудом многих людей. В этом и есть общественная значимость их результатов труда.
3) Как, по мнению автора, общество может побуждать людей к труду? Справедлива ли, на твой взгляд, такая мера? Свой ответ аргументируй.
По мнению автора, общество может побуждать к труду. Такая мера справедлива. Если человек не работает, то есть он ничего обществу не даёт, то он ничего от общества и не получает. Если человек хорошо работает, то есть отдаёт себя обществу, то и от общества получает зарплату и другие благо.
2. Известный экономист считал, что залогом процветания общества является занятость всех его трудоспособных членов общественно полезным трудом.
1) Согласен ли ты с этой идеей? Обоснуй своё мнение.
Да, я согласен с этим утверждением, т. к. занятость трудоспособных людей помогает в развитии общества. Если каждый молодой, трудоспособный человек будет заниматься какой-либо трудовой деятельность, будь это мойка автомобиля или уборка территории. В любом случае человек помогает своему обществу.
2) Исполнима ли эта идея в современном обществе? Почему?
Каждый должен делать для общества что-то полезное, но в условиях капитализма это невозможно, всё завязано на деньгах кризис тому пример, за деньги создаются рабочие места, и капиталист не будет вкладывать деньги в не прибыльное дело! при социализме рабочие места создавало государство.
3) Предложи возможный путь решения проблемы занятости молодёжи в своём регионе.
Было бы неплохо создать специальные центры занятости для молодежи, досуговые центры и т. д.
Также необходимо использовать поднятие инфраструктуры, промышленности, привлекать молодежь приличными зарплатами и условиями труда.
3. Заполни таблицу, указывая в соответствующем столбце номера приведённых ниже примеров.
Примеры: 1) уборка помещений; 2) выведение нового сорта хризантем; 3) проверка билетов в кинотеатре; 4) лечение больных людей; 5) создание моделей одежды; 6) охрана пункта обмена валюты; 7) пошив постельного белья; 8) парикмахерские услуги; 9) сбор урожая картофеля; 10) пилотирование гоночной машины; 11) декоративная роспись шкатулки.
4. Приведи по два-три примера работ, при которых в наибольшей степени учитываются интересы работника и работодателя:
а) сдельная система оплаты труда:
Адвокат, банкир, продавец.
б) повременная система оплаты труда:
Уборщица, инструктор, буфетчица.
Предположи, каковы преимущества комплексного подхода к оплате труда, объединяющего обе системы. Выскажи два-три суждения.
Преимущества в том, что человек получает деньги за свою работу. Сколько по времени отработал столько и получил. То есть, если вызвали в нерабочее время, то тебе заплатят, так как повременная. А сдельная, то это работодателю плюс, он платит только за совершенный труд, а не за халтуру работника, только за результаты.
5. Запиши факторы, которыми может определяться размер заработной платы.
В общем можно выделить следующие:
1. Сложность труда и уровень квалификации.
2. Условия труда.
3. Социальная значимость труда.
4. Степень риска при занятии данным трудом.
5. Уникальность труда.
6. Качество и количество труда.
Определи, какой(ие) из факторов будет(ут) действовать в каждом из приведённых случаев. В пустой столбец впиши номер(а) соответствующего(их) фактора(ов).
Труд нефтяника Заполярья | 1, 2, 4, 5, 6 |
Труд спасателя в горах | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Труд врача-педиатра | 1, 3, 4, 6 |
Труд мастера, изготавливающего ювелирные украшения по собственным эскизам | 1, 3, 5, 6 |
Труд швеи на фабрике по изготовлению мужских костюмов | 1, 3, 6 |
Труд программиста | 1, 3, 5, 6 |
Труд адвоката | 1, 3, 4, 5, 6 |
Труд машиниста железнодорожного состава | 1, 2, 3, 4, 6 |
6. Существует множество крылатых фраз, пословиц и поговорок о работе и работниках. Вспомни и запиши некоторые из них.
Какова, по твоему мнению, их основная идея?
7. Многие люди, стремящиеся найти работу, составляют резюме — информацию о себе, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещаются в Интернете, предоставляются агентствам по трудоустройству. Приведём два подобных резюме.
1) Какие группы сведений представлены в обоих резюме?
В обоих резюме предоставлены такие группы сведений: общие сведения, ФИО, дата рождения, опыт работы, знания и навыки, дополнительная информация.
2) Предположи, с какой целью в резюме приводятся данные о личных качествах соискателя работы.
Чтобы работодатель знал с кем ему работать. От них очень много зависит, какую работу сможет выполнять тот или иной человек. Есть определенные профессии, где эти разделы используют, когда делают поиск по ключевым словам.
3) Какие умения, качества соискателя работы считают важными, значимыми?
Безусловно профессионализм в сфере, в которой собираешься работать. Сейчас еще очень важные качества: отсутствие вредных привычек, целеустремленность, активность, коммуникабельность и бесконфликтность, наблюдательность, ответственность, расчётливость, склонность к анализу, решительность, упорство, гибкость.
8. Многие школьники 14—15 лет, желающие поработать во время каникул, чтобы помочь семье или заработать на покупку какой-то вещи, сталкиваются с тем, что им предлагают в основном работу курьера или труд, связанный с уборкой, озеленением территории и т. п. Предположи, почему школьникам не предлагают высококвалифицированную и соответственно более высокооплачиваемую работу.
Потому что школьники не очень опытны в этом деле, не каждый предприниматель уверен в доброй совести школьника. Высококвалифицированная работа предполагает высокую квалификацию и опыт работы. А школьники ни тем, ни другим не обладают.
Трудовой Кодекс РФ говорит о том, что несовершеннолетние не могут работать больше 7 часов в неделю на высококвалифицированной работе.
ТРУД и ТВОРЧЕСТВО.
КРИТИКА УТВЕРЖДЕНИЯ «ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА»
Утверждение Ф. Энгельса о том, что труд создал человека, является неверным. Это утверждение базируется на марксистской апологии людей из низших слоев общества, занимающихся разными видами физического труда — ремесленниками, крестьянами, рабочими. Марксисты называют их трудящимися и противопоставляют их “паразитам”-эксплуататорам. Вспомните: труд и капитал, “трудовой народ”, серп и молот, плехановскую группу “Освобождение труда”.
Эта апология труда сослужила дурную услугу Ф. Энгельсу в исследовании проблем происхождения человека. Как в отношении современных ему социальных проблем преобладал упрощенный, классовый подход, так и в отношении проблем происхождения человека Ф. Энгельс допустил упрощенчество. Труд сам по себе не мог создать человека. Посмотрите, как трудятся бобры, белки, птицы, заботящиеся о потомстве. Они же не стали разумными существами.
Труд — это деятельность, которая не прямо, а лишь косвенно, опосредованно служит удовлетворению потребностей. Непосредственный прием пищи не является трудом. А вот поиск пищи, создание ее запасов (как у белок) и т.п. является трудом. Бобры возводят плотины и поддерживают их в хорошем состоянии. Это весьма опосредованная деятельность, лишь создающая условия для удовлетворения потребностей. Самый настоящий труд.
Даже труд с использованием тех или иных орудий не является фактором становления человека, его прогрессивного восхождения к вершинам культуры. Примитивные сообщества аборигенов в Австралии до прихода европейцев занимались орудийной деятельностью, изготовлением орудий и тем не менее жили на одном уровне культуры многие тысячи, десятки тысяч лет, практически не прогрессируя.
Сам по себе труд не только не может быть причиной-фактором происхождения человека, но и не может быть причиной-фактором дальнейшего исторического развития-становления человека к вершинам материальной и духовной культуры. Для того, чтобы человек стал человеком и все время поднимался-становился, он должен творить, быть творческим существом. Именно творчество (познание, изобретение, управление, художественная деятельность) превратило обезьяну в человека и подняло его на небывалую высоту.
Творчество находится в сложных отношениях с трудом. Труд может быть вне творчества, быть рутинной репродуктивной деятельностью. С другой стороны, если труд и входит в творческую деятельность, то лишь как элемент (как одна из “частей”), а не как главный фактор. Труд необходим для творчества, но недостаточен. Творчество возникает в результате синтеза труда и вдохновения, т. е. труда и антитруда. Иными словами, в творчестве обязательно должен быть элемент, прямо противоположный труду.
Вообще скукой веет от утверждения, что труд создал человека. Неужели всем человеческим в себе мы обязаны только труду? Неужели на свет мы рождены для того, чтобы потеть, потеть и потеть? И разве первобытный человек только трудился? Разве он не отдыхал, не развлекался, не веселился? Разве эта нетрудовая сторона жизни не развивала его?
Апология труда, возводимая в ранг государственной политики, приводит в конце концов к затратной, неэффективной экономике. Таковой была экономика СССР. Много усилий и мало толку! Да еще шла пропаганда массового героического труда. Советские люди не иначе как только героическим трудом «прокладывали» себе путь к светлому будущему, которое окончилось в 1991 году, так и не состоявшись. Апология труда неизбежно ведет к стагнации и загниванию, к деградации человека!
Кстати, человек всегда пытался уйти от труда, минимизировать трудовые усилия, затраты. Для этого он изобретал всё новые и новые способы-средства.
Не труд, а творчество сделало человека человеком!
Только вплетенный в ткань творчества труд может быть морально оправдан. И только такой труд облагораживает человека, делает его Человеком!
В качестве ПРИЛОЖЕНИЯ привожу здесь свои заметки о творчестве. Они, я думаю, достаточно разъясняют, в чем смысл творчества, творческой деятельности:
Творчество отчасти вплетено в повседневную, обычную жизнь человека, а отчасти существует как отдельный вид деятельности.
Творчество в обычной жизни — это бесчисленные мини-изобретения и мини-открытия, которые делает человек, решая те или иные житейские задачи.
Возьмем крестьянина. Его жизнь полна того, что называется творчеством. Он постоянно проявляет смекалку, выдумывает, пробует. Только это его творчество большей частью синкретично, не носит характер специальной деятельности, которой обычно посвящают всю жизнь или существенную часть жизни. Вот маленький пример крестьянского творчества:
Известный отечественный педагог В.В. Литвинов в книге воспоминаний рассказал об одном мальчике, своем однокласснике Юзике Антоновиче, который в ужении рыбы не имел себе равных и легко перекрывал рекорды взрослых удильщиков, пользовавшихся первоклассной рыболовной снастью. Он, в частности, писал: «Не думайте, что искусство удильщика состоит в одной физической ловкости, в искусстве подсекания рыбы… Нет! От мастера удочки требуется прежде всего тонкая наблюдательность, без чего он не сможет изучить нравы и повадки рыб водоема, в котором он удит. Он должен быть немного экспериментатором, прекрасно знать природу, понимать капризы погоды и знать, как она влияет на поведение рыбы. Словом, чуточку быть ученым, натуралистом. Может быть, и художником. И умным быть тоже обязательно. Иначе не используешь все эти сложные, необходимые для мастера, каким был Антонович, знания» (См.: А.Н. Лук. Психология творчества. М., 1978. С. 75-76).
Творчество — деятельность, приводящая к открытию или созданию нового:
– к новому знанию в случае познания-открытия
– к новому благу в случае изобретения
– к новой красоте, эстетике в случае художественной деятельности
– к новым достижениям в спорте.
Как видим, новое в творчестве — не вообще новое, не любое новое, а новое, имеющее то или иное положительное значение для человека. Исходя из этого можно выделить три аспекта творчества:
1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.
2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.
3. Творчество как самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование человека — гуманистический аспект.
К сожалению, творчество нередко понимают в узком смысле, только как творческую деятельность художественной интеллигенции. Так, в нашей стране союзы писателей, композиторов, художников называют творческими союзами, как будто аналогичные союзы ученых, инженеров, врачей, бизнесменов и т. п. не являются союзами творческих людей.
Мы слишком сузили творческое дарование и злоупотребляли им для тривиальных целей. Нам нужны люди, которые могут составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших желаний. Добрая воля и тщательно выработанный план работы могут воплотиться в дело и привести к прекрасным результатам. Вполне возможно улучшить условия жизни рабочего не тем, чтобы давать ему меньше работы, а тем, чтобы помогать ему увеличить ее.
Если мир решится сосредоточить свое внимание, интерес и энергию на создание планов для истинного блага и пользы человечества, то эти планы могут превратиться в дело. Они окажутся солидными и чрезвычайно полезными как в общечеловеческом, так и в финансовом отношениях» (Г.Форд. Моя жизнь, мои достижения).
Слава богу, в последнее время стали говорить о научном творчестве, об инженерном творчестве, о необходимости и важности творческого подхода к любому практическому делу. Вспоминаю удивительный сказ Павла Бажова «Живинка в деле»[1]. Самая, казалось бы, грубая профессия углежога (изготовление древесного угля путем сжигания дров) требует творческого подхода, «живинки в деле». Поэт Демьян Бедный откликнулся на публикацию сказа примечательными стихами:
Колдун уральский бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ.
“Живинка в деле” – сказ богатый
И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут, чему здесь поучиться,
Любого дела мастера.
Важны в работе ум и чувство,
В труде двойное естество.
“Живинка в деле” — мастерство
Преображается в искусство,
И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела,
Не оторвать тогда от дела
Ни мастеров, ни мастериц.
Их вдохновение безмерно,
Глаза их пламенем горят.
Они работают? Неверно,
Они – творят.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВСЯКОГО ТВОРЧЕСТВА: ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД
Вдохновение — настрой на творчество, творческое горение. По А. С. Пушкину «вдохновение есть живое расположение души к творчеству».
С другой стороны, одного расположения души к творчеству мало. Эдисон утверждал, что гений составляет один процент вдохновения и 99 процентов пота.
Это утверждение Эдисона не следует понимать так, что человек 99 процентов в своем творчестве мучается, страдает.
Вдохновение имеет удивительную особенность: оно труд делает радостным и даже легким. Януш Корчак писал:
«Вдохновение — это когда трудная работа становится вдруг легкой. И тогда очень приятно рисовать, писать, вырезать, что-нибудь мастерить. Все тогда удается, а ты даже и сам не знаешь, как ты это делаешь. Словно все само собой делается, словно кто-то за тебя работает, а ты только смотришь. А когда кончишь, удивляешься — точно это не твоя работа. И устал и доволен, что так хорошо получилось» (Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 321).
И. Е. Репин любил повторять, что так называемое вдохновение есть, в сущности, награда за каторжный труд (из воспоминаний К.И.Чуковского; см. его книгу «Современники»).
Творчество имеет много общего с игрой. Можно даже сказать: в основе всякого творчества лежит игровая деятельность. Однако творчество нельзя изображать только как игру.
Оно, во-первых, так же серьезно, целенаправленно, как и труд. Творческий труд — необходимый элемент творческого процесса.
Во-вторых, во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха — некоторая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. Труд и отдых в творчестве не перемежаются, а опосредствует друг друга. В самом существе творческого труда лежит вдохновение. Последнее создает особую атмосферу творчества — приподнятость, горение, радость, раскованность, чувство полета. И отдых творческого человека — это, по существу, не отдых, а деятельный труд мысли, чувства, воли. Нередко именно во время отдыха открывают или изобретают новое.
Интересен спор между теми, кто понимает творчество как терпение, и теми, кто понимает его как вдохновение. Лев Толстой, например, любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В. Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. И каждый по-своему прав. Творчество — это и терпение, и вдохновение, и труд, и наслаждение, и “муки творчества” и “радость творчества”.
Ш. Фурье как-то сказал: “Мораль приказывает нам любить труд, но пусть она сумеет сначала сделать его приятным”. В этом пожелании Ш. Фурье выражено извечное стремление человека не просто к труду, а к творческой деятельности, соединяющей полезное и приятное, труд и отдых, наслаждение. Ведь именно творчество делает труд приятным. И именно творчество составляет сущность человеческой деятельности.
[1] См. ниже текст сказа
УРАЛЬСКИЙ СКАЗ П. П. БАЖОВА “ЖИВИНКА В ДЕЛЕ”
Это еще мои старики сказывали. Годков-то, значит, порядком прошло. Ну, все-таки после крепости было.
Жил в те годы в нашем заводе Тимоха Малоручко. Прозванье такое ему на старости лет дали.
На деле руки у него в полной исправности были. Как говорится, дай бог всякому. При таких руках на медведя с ножом ходить можно. И в остальном изъяну не замечалось; плечо широкое, грудь крутая, ноги дюжие, шею оглоблей не сразу согнешь. Таких людей по старине, как праздничным делом стенка на стенку ходили, звали стукачами: где стукнет, там и пролом. Самолучшие бойцы от этого Тимохи сторонились, — как бы он в азарт не вошел. Хорошо, что он на эти шутки не зарный был. Недаром, видно, слово молвлено: который силен, тот драчлив не живет.
По работе Тимоха вовсе емкий был, много поднимал и смекалку имел большую. Только покажи, живо переймет и не хуже тебя сделает.
Про эту живинку и посейчас не все толком разумеют, а с Тимохой занятный случай в житье вышел. На примету людям.
Он, этот Тимоха, — то ли от молодого ума, то ли червоточина какая в мозгах завелась, — придумал всякое здешнее мастерство своей рукой опробовать да еще похваляется:
— В каждом до точки дойду.
Семейные и свои дружки-ровня стали отговаривать:
— Ни к чему это. Лучше одно знать до тонкости. Да и житья не хватит, чтобы всякое мастерство своей рукой изведать.
Тимоха на своем стоит, спорит да по-своему считает:
— На лесовала — две зимы, на сплавщика — две весны, на старателя — два лета, на рудобоя — год, на фабричное дело — годов десяток. А там пойдут углежоги да пахари, охотники да рыбаки. Это вроде забавы одолеть. К пожилым годам камешками заняться можно, али модельщиком каким поступить, либо в шорники на пожарной пристроиться. Сиди в тепле да крути колеско, фуганочком пофуркивай, либо шильцом колупайся.
Старики, понятно, смеются:
— Не хвастай, голенастый! Сперва тело изведи. Тимохе неймется.
— На всякое, — кричит, — дерево влезу и за вершинку подержусь.
Старики еще хотели его урезонить: вершинка, дескать, мера ненадежная: была вершинкой, а станет серединкой, да и разные они бывают — одна ниже, другая выше.
Только видят — не понимает парень. Отступились. Твое дело. Чур, на нас не пенять, что вовремя не отговорили.
Вот и стал Тимоха ремесла здешние своей рукой пробовать.
Парень ядреный, к работе усерден — кто такому откажет. Хоть лес валить, хоть руду дробить — милости просим. И к тонкому делу допуск без отказу, потому — парень со смекалкой, и пальцы у него не деревянные, а с большим понятием.
Много Тимоха перепробовал заводского мастерства и нигде, понимаешь, не оплошал. Не хуже людей у него выходило.
Женатый уж был, ребятишек полон угол с женой накопили, а своему обычаю не попускался. Дойдет до мастера по одному делу и сейчас же поступит в выученики по другому. Убыточно это, а терпел, будто так и надо. По заводу к этому привыкли, при встречах подшучивали:
— Ну, как, Тимофей Иванович, все еще в слесарях при механической ходишь али в шорники на пожарную подался?
Тимоха к этому без обиды. Отшучивается:
— Придет срок — ни одно ремесло наших рук не минует.
В эти вот годы Тимоха и объявил жене: хочу в углежоги податься. Жена чуть не в голос взвыла:
— Что ты, мужик! Неуж ничего хуже придумать не мог? Всю избу прокоптишь! Рубах у тебя не достираешься. Да и какое это дело! Чему тут учиться?
Это она, конечно, без понятия говорила. По нонешним временам, при печах-то, с этим попроще стало, а раньше, как уголь в кучах томили, вовсе мудреное это дело было. Иной всю жизнь колотится, а до настоящего сорта уголь довести не может. Домашние поварчивают:
— Наш тятенька всех на работе замордовал, передышки не дает, а все у него трухляк да мертвяк выходит. У соседей вон песенки попевают, а уголь звон звоном. Ни недогару, ни перегару у них нет и квелого самая малость.
Сколько ни причитала Тимохина жена, уговорить не могла. В одном обнадежил:
— Недолго, поди-ко, замазанным ходить буду.
Тимоха, конечно, цену себе знал. И как случится ремесло менять, первым делом о том заботился, чтоб было у кого поучиться. Выбирал, значит, мастера.
По угольному делу тогда на большой славе считался дедушко Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался — нефедовский уголь. В сараях этот уголек отдельно ссыпали. На самую тонкую работу выдача была.
К этому дедушке Нефеду Тимоха и заявился. Тот, конечно, про Тимохино чудачество слыхал и говорит:
— Принять в выученики могу, без утайки все показывать стану, только с уговором. От меня тогда уйдешь, как лучше моего уголь доводить навыкнешь.
Тимоха понадеялся на свою удачливость и говорит:
— Даю в том крепкое слово.
На этом, значит, порешили и вскорости в курень поехали.
Дедушка Нефед — он, видишь, из таких был. обо всяком деле думал, как его лучше сделать. На что просто чурак на плахи расколоть, а у него и тут разговор:
— Гляди-ко! Сила у меня стариковская, совсем на исходе, а колю не хуже твоего. Почему, думаешь, так-то?
Тимоха отвечает: топор направлен и рука привычная.
— Не в одном, — отвечает, — топоре да привычке тут дело, а я ловкие точечки выискиваю.
Тимоха тоже стал эти ловкие точечки искать. Дедушка Нефед все объясняет по совести, да и то видит Тимоха — правда в Нефедовых словах есть, да и самому забавно. Иной чурак так разлетится, что любо станет, а думка все же останется: может, еще бы лучше по другой точечке стукнуть.
Так Тимоха сперва на эти ловкие точечки и поймался. Как стали плахи в кучи устанавливать, дело вовсе хитрое пошло. Мало того, что всякое дерево по-своему ставить доводится, а и с одним деревом случаев не сосчитаешь. С мокрого места сосна — один наклон, с сухого — другой. Раньше рублена — так, позже — иначе. Потолще плахи — продухи такие, пожиже — другие, жердовому расколу особо. Вот и разбирайся. И в засыпке землей тоже.
Дедушка Нефед все это объясняет по совести, — да и то вспоминает, у кого чему научился.
— Охотник один научил к дымку принюхиваться. Они — охотники-то — на это дошлые. А польза сказалась. Как учую — кислым потянуло, сейчас тягу посильнее пущу. Оно и ладно.
Набеглая женщина надоумила. Остановилась как-то около кучи погреться да и говорит:
«С этого боку жарче горит».
«Как, — спрашиваю, — узнала?»
«А вот обойди, — говорит, — кругом — сам почуешь».
Обошел я, чую — верно сказала. Ну, подсыпку сделал, поправил дело. С той поры этого бабьего совету никогда не забываю. Она, по бабьему положению, весь век у печки толкошится, привычку имеет жар разбирать.
Рассказывает так-то, а сам нет-нет про живинку напомнит:
— По этим вот ходочкам в полных потемочках наша живинка-паленушка и поскакивает, а ты угадывай, чтоб она огневкой не перекинулась, либо пустодымкой не обернулась. Чуть не доглядел — либо перегар, либо недогар будет. А коли все дорожки ловко улажены, уголь выйдет звон звоном.
Тимохе все это любопытно. Видит — дело не простое, попотеть придется, а про живинку все-таки не думает.
Уголь у них с дедушкой Нефедом, конечно, первосортный выходил, а все же, как станут разбирать угольные кучи, одна в одну никогда не придется.
— А почему так? — спрашивает дедушка Нефед, а Тимоха и сам это же думает: в каком месте оплошку сделал?
Научился Тимоха и один всю работу доводить. Не раз случалось, что уголь у него и лучше Нефедова бывал, а все-таки это ремесло не бросил. Старик посмеивается:
— Теперь, брат, никуда не уйдешь: поймала тебя живинка, до смерти не отпустит.
Тимоха и сам дивился — почему раньше такого с ним никогда не случалось.
— А потому, — объясняет дедушка Нефед, — что ты книзу глядел — на то, значит, что сделано; а как кверху поглядел — как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет. Так-то, друг!
По этому слову и вышло. Остался Тимоха углежогом, да еще и прозвище себе придумал. Он, видишь, любил молодых наставлять и все про себя рассказывал, как он хотел смолоду все ремесла одолеть, да в углежогах застрял.
— Никак, — говорит, — не могу в своем деле живинку поймать. Шустрая она у нас. Руки, понимаешь, малы.
А сам ручинами-то своими разводит. Людям, понятно, смех. Вот Тимоху и прозвали Малоручком. В шутку, конечно, а так мужик вовсе на доброй славе по заводу был.
Как дедушка Нефед умер, так Малоручков уголь в первых стал. Тоже его отдельно в сараях сыпали. Прямо сказать, мастер в своем деле был.
Его-то внуки-правнуки посейчас в наших местах живут. Тоже которые живинку — всяк на своем деле — ищут, только на руки не жалуются. Понимают, поди-ко, что наукой можно человечьи руки нарастить выше облака.
_____________________________________________