Что ни год то новая постель метафора
Найдите сравнения и метафоры : Золотое решето черных домиков полно?
Найдите сравнения и метафоры : Золотое решето черных домиков полно.
Между гор бежит конь вороной.
Что ни год, то новая постель.
В ней лежит росинка
Это метафора или сравнение?
Найдите метафоры?
Чем жарче день, тем сладостней в бору дышатьсухим смолистым арлматом, и весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам.
И тихих, теплых майских дней румяный светлый хоровод толпиться весело за ней.
Найдите сравнения и метафоры.
Березы желтое резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Золотое решето черных домиков полно.
Между гор бежит конь вороной.
Что ни год, то новая постель.
Прочитайте?
Найдите сравнения и метафоры в стихотворных строках и загадках.
Краткая или полная форма слова воронье (гнездо) и степень сравнения?
Краткая или полная форма слова воронье (гнездо) и степень сравнения.
Указать предложение с метафорой Ночевала тучка золотая?
Указать предложение с метафорой Ночевала тучка золотая.
Отговорила роща золотая.
В саду горит огонь рябины красной.
1)Золотое решето Чёрных домиков полно?
1)Золотое решето Чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков, Столько беленьких полно.
Выпиши образные выражения.
Пож найдите метафора, олицетворения, эпитеты и сравнение плиз / пож?
Пож найдите метафора, олицетворения, эпитеты и сравнение плиз / пож.
Найдите метафоры в стихотворении Бунина : Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконц?
Найдите метафоры в стихотворении Бунина : Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Золотое решето, черных домиков полно.
Между гор бежит конь вороной.
Что ни год, то новая постель.
Как различать метафоры и сравнение?
Как различать метафоры и сравнение.
Найдите метафоры?
Чем жарче день, тем сладостней в бору дышатьсухим смолистым арлматом, и весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам.
И тихих, теплых майских дней румяный светлый хоровод толпиться весело за ней.
Найдите сравнения и метафоры.
Березы желтое резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Золотое решето черных домиков полно.
Между гор бежит конь вороной.
Что ни год, то новая постель.
Весна идет весна идет и тихих теплых майских дней румяный светлый хоровод толпится весело за ней?
Весна идет весна идет и тихих теплых майских дней румяный светлый хоровод толпится весело за ней.
Найдите сравнения и метафоры в тексте : Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой?
Найдите сравнения и метафоры в тексте : Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Найдите и объясните метафоры в предложениях?
Найдите и объясните метафоры в предложениях.
1. Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом, и весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам.
И тихих, теплых майских дней румяный, светлый хоровод толпится весело за ней.
Стихотворение 5 сравнение найдите и подчеркните Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной?
Стихотворение 5 сравнение найдите и подчеркните Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Найдите слова и выражения которые помогают автору передать своё отношение к ней Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной?
Найдите слова и выражения которые помогают автору передать своё отношение к ней Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Выпиши из текста словосочетания сущ + прил, укажи род число падеж Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной?
Выпиши из текста словосочетания сущ + прил, укажи род число падеж Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Найдите сравнения и метафоры : Золотое решето черных домиков полно?
Найдите сравнения и метафоры : Золотое решето черных домиков полно.
Между гор бежит конь вороной.
Что ни год, то новая постель.
Найти в стиХе имена существительные Его, род число падеж и склонения не точно терем расписной Лиловый золотой багряный веселой пёстрою стеной стоит над светлою поляной березы желтою резьбой блестят в лазури голубой как вышки елочки темнеют между кленами синеют то там то здесь в листве сквозной просветы в небо что оконца лес пахнет дубом и сосной за лето высох он от Солнца и осень тихою вдовой ступает В Пестрый Терем свой.
Весна идет, весна идет?
Весна идет, весна идет!
И тихих теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпился весело за ней.
Выпиши слова, в кот.
Есть безударные гласные звуки в корне, проверяемые ударением.
Найдите метафоры в стихотворении Бунина : Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконц?
Найдите метафоры в стихотворении Бунина : Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Золотое решето, черных домиков полно.
Между гор бежит конь вороной.
Что ни год, то новая постель.
Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте
Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».
Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.
Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».
Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.
Типы метафор
Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».
Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».
Про стихотворение Фроста
Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.
Одни говорят: мир умрёт в огне.
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.
Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть – толще, чем лёд.
И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней,
Лед сгодится тогда.
Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.
Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:
Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.
Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.
Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».
Зачем нужны метафоры
Если учитель спросит, скажите так:
Словарь метафор
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев)
* * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков)
* * *
Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова)
* * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева)
* * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский)
* * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
В саду горит костер рябины красной.
* * *
Руки милой — пара лебедей
В золото волос моих ныряют.
* * *
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
* * *
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
* * *
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
* * *
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
* * *
Сердце гложет плакучая дума…
* * *
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
* * *
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
* * *
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
* * *
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
* * *
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
***
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
***
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь летит рысак.
***
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
***
Понятие о тропах
В 2016/17 учебном году в «Творческой Мастерской Алкоры» мы будем изучать средства художественной выразительности, которые используются в поэзии, и даже проведем по данной теме новую учебную конкурсную серию под общим названием ТРОПЫ.
При создании ТРОПА слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ.
Познакомимся с самыми известными видами тропов.
— прилагательные:
кроткий лик (С.Есенин);
эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев);
прозрачная дева (А.Блок);
— причастия:
край заброшенный (С.Есенин);
исступленный дракон (А.Блок);
взлет осиянный (М.Цветаева);
— существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:
Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева);
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
— образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
— создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
— передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
— совмещать все предыдущие функции (как это бывает в большинстве случаев употребления эпитета).
Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО и подобными. Выражения типа ОН БЫЛ ПОХОЖ НА… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
«И стройных жниц короткие подолы, КАК ФЛАГИ В ПРАЗДНИК, по ветру летят» (А.Ахматова)
«Так образы изменчивых фантазий, бегущие, КАК В НЕБЕ ОБЛАКА, окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе». (В. Брюсов)
Авторы используют сравнение для раскрытия различных признаков явления или передачи своего отношения к чему-либо.
Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).
» Любовь мою, как апостол во время оно, ПО ТЫСЯЧЕ ТЫСЯЧ разнесу дорог..» (В. Маяковский)
«И сосна ДО ЗВЕЗД достаёт». (О. Мандельштам)
» Ваш шпиц — прелестный шпиц, НЕ БОЛЕЕ НАПЁРСТКА! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!» (А.Грибоедов)
» И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… А САМ С НОГОТОК!» (А.Некрасов)
Гипербола и литота позволяют автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.
» Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль ДУШИ СИРЕНЕВУЮ ЦВЕТЬ. В саду ГОРИТ КОСТЕР РЯБИНЫ КРАСНОЙ, но никого не может он согреть». (С.Есенин)
«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять ОДЕВАЛО ВЕСЬ МОРОЗНЫЙ МИР СИНИМ ШЕЛКОМ НЕБА, ПРОДЫРЯВЛЕННОГО ЧЕРНЫМ И ГУБИТЕЛЬНЫМ ХОБОТОМ ОРУДИЯ». (М.Булгаков )
«Здесь БАРСТВО дикое, без чувства, без закона, ПРИСВОИЛО себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА. » (А.Пушкин)
«Вы здесь ВСТРЕТИТЕ БАКЕНБАРДЫ, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь ВЫ ВСТРЕТИТЕ УСЫ чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ ДАМСКИЕ РУКАВА на Невском проспекте! (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ УЛЫБКУ единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )»(Н.Гоголь)
» Гирей сидел, потупя взор, ЯНТАРЬ в устах его дымился (вместо «янтарная трубка») (А.Пушкин)
«Вся школа высыпалась на улицу»; «Россия проиграла Уэльсу: 0-3»,
» Все флаги в гости будут к нам (вместо «корабли» (А. Пушкин).
Определения некоторых тропов вызывают разногласия у литературоведов, поскольку границы между ними размыты. Так метафора, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
Общепринятой классификации тропов не существует. Примерный свод наиболее известных тропов включает такие приемы создания выразительных средств, как:
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Аллегория
Ирония
Каламбур
Пафос
Сарказм
Перифраз
Дисфемизм
Эвфемизм
О некоторых из них мы поговорим подробнее в процессе участия в отдельных конкурсах учебной серии «Тропы», а пока просто запомним новый термин: