Что неотделимо следовало вместе с развитием библиотечной политики
Что неотделимо следовало вместе с развитием библиотечной политики
Библиотечная политика
Library Policy
Бібліотечна політика
Министерство культуры Российской Федерации, Москва, Россия
Evgeny I. Kuzmin, Tatyana L. Manilova
Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow, Russia
Кузьмін Є. І., Манілова Т. Л.
Міністерство культури Російської Федерації, Москва, Росія
Представлены подходы к классификации библиотечной политики, к пониманию ее как социокультурного феномена. На фоне исторической ретроспективы даны основные направления современной библиотечной политики, осуществляемой Министерством культуры Российской Федерации.
The paper discusses the approaches towards classification of library policy and understanding it as a sociocultural phenomenon. Within the historical context, the major trends in modern library policy pursued by the Ministry of Culture of the Russian Federation are discussed.
Розглядаються підходи до класифікації бібліотечної політики, розуміння її як соціокультурного феномена. На тлі історичної ретроспективи подаються основні напрями сучасної бібліотечної політики, яку проводить Міністерство культури Російської Федерації.
В последние годы обсуждение проблем библиотечной политики стало обычным явлением. Это понятие стало все чаще употребляться при объяснении сложных процессов, происходящих в библиотечном деле. Феномену библиотечной политики, еще далеко не изученному, посвящаются книги, статьи и даже диссертации. В этом материале, написанном для “Библиотечной энциклопедии”, представлена попытка в краткой форме энциклопедической статьи очертить контуры этого многогранного явления, вновь обретшего актуальность в последние годы. Предлагая в рамках крымской конференции этот текст, его авторы приглашают коллег к дискуссии.
Библиотечная политика — это деятельность органов государственной власти и управления, общественных структур, отдельных организаций, определяемая их целями и направленная на организацию и стимулирование процесса модернизации библиотек и/или библиотечного дела.
Понятие “ библиотечная политика ” ввела в отечественную профессиональную литературу Л. Б. Хавкина в работе “Книга и библиотека” (1918), отметив, что библиотечную политику не следует отождествлять с политикой государства, т. к. “…библиотека должна закладывать фундамент общечеловеческой культуры. Поэтому влияние государственной политики… придает ее деятельности тенденциозный и односторонний характер”.
В современном библиотековедении отсутствует научно обоснованная классификация библиотечной политики. В то же время существуют подходы к ее подразделению по нескольким основаниям:
Эффективность библиотечной политики определяется степенью ее ресурсного обеспечения (материального, информационного, административного, интеллектуального и т. д.), готовностью общества и профессиональной среды воспринимать, формировать, реализовывать, развивать предлагаемую библиотечную политику.
Наиболее концентрированно библиотечная политика проявляется в официальных документах осуществляющих ее субъектов, (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, циркулярные письма, программы, учредительные документы организаций, манифесты и др.).
Условно зарождение библиотечной политики в России можно отнести к периоду издания специальных актов государства в отношении библиотек в начале 18 в. (указы Петра I об учреждении Библиотеки Российской Академии наук, о передаче исторических документов из монастырей в библиотеки государственных учебных заведений; Екатерины II об обязательном экземпляре и об основании Императорской Публичной библиотеки). Исторически библиотечная политика в России связана с цензурной политикой империи. Так, “Закон о печати” (1867), ввел разрешительный порядок открытия библиотек через Министерство внутренних дел. Усилили надзорные функции “Временные правила” (1884) и “Правила о бесплатных народных читальнях и порядке надзора за ними” (1890), которые действовали вплоть до 1917. В конце 19 — начале 20 в., кроме органов государственной власти, активными субъектами библиотечной политики выступали органы земского и городского самоуправления, а также общественные, филантропические организации, в чьи цели входило просвещение народа (например, Комитеты попечительства о народной трезвости), различные общественные библиотечные организации. Земства и городские думы создали к концу 19 в. библиотеки во всех губерниях, большинстве уездных городов и крупных населенных пунктах. Существенное место в библиотечной политике того время занимала деятельность меценатов (Ф. Ф. Павленкова, И. Д. Сытина и др.), жертвовавших большие суммы на строительство и содержание библиотек. Таким образом, в дореволюционной России библиотечная политика была многосубъектной (полисубъектной).
После 1917 библиотечная политика официально осуществлялась исключительно органами партийной и государственной власти в соответствии с централизованной системой управления, т. е. стала только государственной. Какое-то время еще сохранялась деятельность профессиональных и иных общественных организаций, однако она осуществлялась под жестким контролем партийных и государственных органов власти. Библиотечная политика в стране стала моносубъектной.
Первыми документами, выражающими суть библиотечной политики советского государства, были декреты 1918: “О постановке библиотечного дела” и “Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР”, которыми была фактически узаконена национализация библиотечного дела. Частные библиотеки разрешалось иметь только крупным деятелям науки и культуры, оформившим установленные охранные документы. Дальнейшее усиление государственной библиотечной политика утвердили решения VIII съезда РКП(б) в 1919 о программе партии и “О политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне”; декрет “О централизации библиотечного дела в РСФСР” (1920), которые обеспечили создание сети библиотек, охватившей большинство населенных пунктов страны и действовавшей под государственным контролем. Методическое обеспечение библиотечной политики этого периода осуществляли журнал “В помощь самообразованию”, “Красный библиотекарь”, “Коммунистическое просвещение” и др. Постановление Совнаркома РСФСР 1932 г. “О работе массовых библиотек” предписало организовать республиканские (АССР), краевые и областные научные библиотеки в качестве центров методической работы и обслуживания массовых библиотек в области библиографии. В каждом районе формировались центральные районные библиотеки с фондом литературы для сети передвижных библиотек. Тем самым была укреплена иерархическая система руководства библиотечного дела. Эту линию продолжило постановление Совета Министров РСФСР 1946 г. “О мерах по укреплению районных и сельских библиотек”.
Идеологические функции библиотек в наибольшей степени закрепили постановления ЦК ВКП (б) “О литературной критике и библиографии” (1940 г.), ЦК КПСС “О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе” (1974 г.).
Наиболее значительным итоговым документом советской библиотечной политики стало “Положение о библиотечном деле в СССР”, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13. 03. 1984, которое закрепляло моноидеологические задачи библиотек (пропаганда марксизма-ленинизма, преимуществ социалистического строя, советского образа жизни и т. п.), а также провозглашало создание в стране единой системы библиотек.
В результате, к концу 20 в. стала складываться многосубъектная (полисубъектная) многоуровневая общенациональная библиотечная политика с заметной государственной (как федеральной, так и региональной), муниципальной, общественно-профессиональной и благотворительной составляющими.
Библиотечная политика не существует изолированно, сегодня она может рассматриваться, в соответствии с основными функциями библиотеки, по меньшей мере, как часть культурной, образовательной и информационной политик.
Главным, наиболее активным и последовательным субъектом государственной библиотечной политики является Министерство культуры Российской Федерации. Основные направления библиотечной политики Министерства определяют два глобальных фактора: вхождение России в информационное общество и социально-политические и экономические преобразования в России. Цель современной государственной библиотечной политики —— содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации. К основным задачам относятся: организация и стимулирование процесса модернизации (реформирования) библиотек и библиотечного дела в целом, содействие созданию инфраструктуры библиотечного дела, реформированию и развитию профессионального сознания в русле общемировых тенденций и ценностей демократического общества, развитию профессиональных коммуникаций, в т. ч. международных.
Основным документом, который юридически закрепил основные идеи государственной библиотечной политики, стали Федеральный закон “О библиотечном деле” (1994 г.), а также региональные библиотечные законы, разработанные на его основе.
Главным инструментом реализации библиотечной политики Минкультуры России являются федеральные целевые программы: “Сохранение и развитие культуры и искусства в Российской Федерации” (1992-1996 и 1997-1999 гг.) и “Культура России” (2001-2005 гг.). Основные направления библиотечной политики нашли отражение в разделах этих программ, посвященных библиотекам. В ФЦП “Культура России” (2001-2005 гг.) выделены следующие направления:
Создание и развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети “Либнет” (федеральные и региональные библиотеки). Внедрение системы международных машиночитаемых форматов, разработка и внедрение стандартов и других нормативных материалов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных он-лайн-центров. Подключение региональных библиотек к действующим компьютерным сетям. Создание электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках субъектов Российской Федерации.
Реализация национальной программы сохранения библиотечных фондов. Обеспечение нормативного режима их хранения, реставрации и консервации. Развитие федерального и региональных центров консервации, материально-технической базы сохранения библиотечных фондов. Создание страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ. Организация единого распределенного фонда книжных памятников, создание электронных изданий книжных памятников.
Приобретение особо ценной научной и методической литературы, повышение качественного состава и эффективности расходов при комплектовании фондов.
Осуществление комплекса мер по адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым требованиям путем проведения семинаров, курсов, конференций (региональных, общероссийских, международных), в т. ч. в федеральных и региональных библиотеках.
Комплектование и обеспечение специальными техническими средствами библиотек для слепых. Выпуск и поставка в библиотеки для слепых брошюр серии “Круг чтения” и брайлевских малотиражных изданий, “говорящих книг”.
Организация работы библиотек по информационной поддержке органов государственной власти, содействию местному самоуправлению, а также по осуществлению правовой реформы. Обеспечение прав детей, молодежи и инвалидов на библиотечно-информационное обслуживание. Осуществление мониторинга информационно-библиотечного обслуживания населения. Участие в международных проектах по развитию библиотечного дела, конференциях, стажировках, выставках и др. мероприятиях. Поддержка проектов, направленных на развитие новых форм деятельности библиотек.
Безопасность музейных и библиотечных фондов.
Что неотделимо следовало вместе с развитием библиотечной политики
от 28 марта 2005 года N 4
О государственной политике развития библиотечного дела
в Российской Федерации
Заслушав и обсудив доклад начальника отдела архивов Департамента государственной политики Е.И.Кузьмина о государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации, коллегия отмечает, что представленные предложения отражают современную стратегию развития библиотечного дела, соответствуют задачам формирования единого информационного пространства страны и общим стратегическим целям деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Социально-политические и экономические изменения в стране, происходящие с середины 1980-х годов, поставили библиотеки в принципиально новые условия. Федеральным законом «О библиотечном деле» (1994 год) перед библиотеками была впервые сформулирована цель организации и предоставления свободного доступа к информации, который гарантирован Конституцией Российской Федерации. С развитием информационного общества и обществ знаний в стране складывается новая информационная инфраструктура, в которую библиотеки должны органично вписаться и стать ее существенной составляющей.
На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационной, культурной и правовой целостности России. Они могут стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, в процессах интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных.
Важно понять, что новой России без новых библиотек не будет. Отставание в модернизации библиотек грозит отставанием не одной только библиотечной или даже всей культурной сферы, но и страны в целом.
К сожалению, понимание социальной значимости задач, стоящих перед библиотеками, их потенциальных возможностей, объективное усиление их роли в обществе недостаточно осознается и обществом, и властными структурами на всех уровнях.
Выделяемые сегодня ресурсы позволяют фрагментарно модернизировать лишь федеральные библиотеки и поддерживать инновационные проекты, определяющие направления модернизации региональных библиотек. На уровне муниципальных, особенно сельских библиотек, модернизационные процессы еще более ограничены, они сводятся, в частности, к созданию отдельных сельских модельных (компьютерных) библиотек, а не к обновлению всей сети. На недопустимо низком уровне остается заработная плата библиотечных работников.
Цели, задачи, основные направления, приоритеты и инструменты государственной библиотечной политики, осуществляемой Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, определяются глобальными факторами, оказывающими принципиальное влияние на библиотечное дело как социальную систему: вхождением России в информационное общество и в процесс международной интеграции и глобализации, формированием общества знаний, а также социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране.
Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, реализуемой Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с администрациями субъектов Российской Федерации.
1. Принять к сведению доклад начальника отдела архивов Департамента государственной политики Минкультуры России Е.И.Кузьмина по данному вопросу.
2. Одобрить основные направления и приоритеты государственной политики развития библиотечного дела в Российской Федерации согласно приложению.
3. Департаменту экономики и финансов (К.В.Карновичу), Роскультуре (М.Е.Швыдкому) учитывать основные направления государственной политики по развитию библиотечного дела при формировании соответствующих бюджетов и Федеральной целевой программы по культуре России на 2006-2010 годы.
4. Департаменту экономики и финансов (К.В.Карновичу), Роскультуре (М.Е.Швыдкому) подготовить предложения по переходу на отраслевую систему оплаты труда.
5. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину) подготовить новую редакцию Федерального закона Российской федерации «О библиотечном деле» (до 1 июня 2006 года).
6. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину) довести до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации данное решение коллегии в течение двух недель после его принятия и рекомендовать его для использования в работе с целью развития и совершенствования библиотек и информационно-библиотечного обслуживания населения.
7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра Л.Н.Надирова.
Приложение
к решению коллегии Министерства
культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 28 марта 2005 года N 4
Основные направления и приоритеты государственной политики развития
библиотечного дела в Российской Федерации
1. Совершенствование нормативно-правовой базы библиотечной деятельности с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития библиотек с учетом современных требований и корреляцией с правовой сферой смежных отраслей.
Приоритетными на этом направлении являются:
— разработка и утверждение «Положения о библиотечном фонде Российской Федерации»;
— совершенствование существующих профессиональных стандартов и разработка новых, направленных на повышение качества деятельности и услуг библиотек (в том числе на базе стандартов серии ИСО 9000), гармонизация отечественных и зарубежных стандартов, международной и отечественной статистики;
— мониторинг и постоянное совершенствование нормативно-правовой базы по приоритетным направлениям государственной библиотечной политики.
2. Развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция в целях повышения качества информационного и библиотечного обслуживания населения на основе внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий, в том числе корпоративных.
Приоритетными на этом направлении являются:
— Развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ». Создание сводного электронного каталога библиотек России.
— Создание Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек. Формирование качественного русскоязычного сегмента Интернет на основе оцифровки библиотечных фондов.
— Внедрение корпоративных и других автоматизированных систем и технологий библиотек, обеспечивающих формирование, хранение и учет библиотечных фондов, обслуживание пользователей как в стационарном режиме, так и в удаленном доступе с целью преодоления цифрового неравенства граждан в доступе к информации. Развитие и поддержка лингвистического обеспечения информационно-библиотечных технологий (форматов, правил каталогизации, классификаций, авторитетных данных).
— Развитие возможностей доступа российских библиотек к зарубежным и национальным информационным ресурсам, поддержка взаимного информационного обмена между библиотеками России и зарубежных стран
3. Обеспечение сохранности библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса России в интересах нынешнего и будущих поколений.
Реализация этого направления должна осуществляться в рамках второго этапа Национальной программы сохранения библиотечных фондов. Приоритетными на этом направлении являются:
— Обеспечение нормативного режима хранения и использования, реставрации и консервации библиотечных фондов.
— Развитие системы центров консервации библиотечных фондов на федеральном и региональном уровнях, укрепление материально-технической базы сохранения библиотечных фондов.
— Создание Российского страхового фонда документов библиотек как части Единого российского страхового фонда документации, развитие регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ.
— Создание и развитие Общероссийского свода книжных памятников как единого распределенного банка данных о книжных памятниках Российской Федерации всех уровней, создание электронных изданий книжных памятников.
— Совершенствование системы учета библиотечных фондов.
— Обеспечение безопасности библиотечных фондов и библиотек как учреждений с массовым пребыванием людей.
4. Организация распределенного библиотечного фонда Российской Федерации.
5. Организация обеспечения доступа населения к социально значимой информации, особенно в малых городах и сельской местности, преодоление информационного неравенства граждан России.
Приоритетным на этом направлении будет дальнейшее развитие сетей и сетевого взаимодействия центров правовой, деловой, экологической, муниципальной, потребительской и другой социально значимой информации на базе общедоступных библиотек.
6. Создание условий для обеспечения прав детей, молодежи, инвалидов и других социально незащищенных групп населения на библиотечно-информационное обслуживание.
7. Содействие развитию инфраструктуры библиотечного дела, переход на корпоративные технологии. Поддержка и развитие профессиональных коммуникаций, газет, журналов, расширение партнерства, социального участия, совершенствование моделей и технологий управления всей отраслью и отдельными библиотеками, в т.ч. на основе менеджмента качества, иных форм и способов профессиональной деятельности.
8. Создание условий для развития кадров отрасли.
— Оптимизация состава кадров и формирования структурированной профессиональной элиты отрасли.
— Мониторинг состояния и перспектив развития библиотечных кадров.
— Формирование комплекса мер по привлечению в библиотеки молодых специалистов и закреплению их на местах.
9. Содействие развитию системы профессионального библиотечного образования, в том числе дополнительного с целью адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым быстро меняющимся и все время усложняющимся требованиям общества.
— Формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации специалистов центральных региональных библиотек по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела.
— Организация мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, создание единой информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения системы дополнительного профессионального образования.
— Поддержка и развитие межрегиональных центров непрерывного библиотечного образования.
10. Развитие программ поддержки чтения, формирование информационной культуры личности.
11. Усиление присутствия библиотек России в мировом информационном пространстве.
Это направление должно реализовываться путем поощрения двухстороннего и многостороннего международного библиотечного сотрудничества, участия российских библиотек в международных библиотечных, культурных и информационных проектах.
Приоритетными областями являются:
— участие российских специалистов в деятельности рабочих групп международных организаций ИФЛА, ЮНЕСКО, Европейской Комиссии, Совета Европы и других, а также в организуемых ими международных форумах и стажировках;
— организация и проведение крупномасштабных международных книжных выставок, конференций, направленных на формирование позитивного восприятия России в мире.
12. Создание условий для укрепления и развития материально-технической базы библиотек и библиотечного дела.
Приоритетным должно стать выделение целевого финансирования на строительство и реконструкцию библиотечных зданий, что даст возможность не только должным образом сохранять фонды, но и обеспечивать комфортные условия читателям и пользователям библиотек для получения современных библиотечно-информационных услуг.
Государственная библиотечная политика
Определение понятия «Государственная библиотечная политика». Изучение основных принципов реализации политики Министерства культуры Российской Федерации в области сохранения библиотечных фондов. Нормативно-правовые основы реализации данной стратегии.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.12.2017 |
Размер файла | 27,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по теме: «Государственная библиотечная политика»
Введение
Общепризнанно, что технологическая революция в информационной сфере оказывает критическое воздействие на весь ход развития человеческой цивилизации. Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоения этих технологий привело к пересмотру фундаментальных принципов организации библиотечного дела. Эти процессы носят глобальный характер и в них все больше оказываются вовлеченными библиотеки России.
1. Государственная библиотечная политика: общие понятия
Любая политика проявляется в целях, которые она преследует, деятельности, которая способствует достижению этих целей, задачах, которые для этого надо решить, выбранных приоритетах и используемых средств.
Природу, характер, смысл, эффективность, достоинства и недостатки той или иной политики можно глубоко постичь только при наличии ясного понимания сущности самого предмета на который она направлена.
Из всего огромного множества определений библиотеки, говоря о государственной библиотечной политике выделяется то которое было выработано в ходе многолетней работе над федеральным законом «О библиотечном деле». Федеральный закон РФ «О библиотечной деле принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года определяет библиотеку как: «Информационное, культурное, образовательное учреждение располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во временное пользование физическим и юридическим лицам». Всего лишь десятью годами ранее, в 1984 году, в российском (советском) обществе доминировало другое, во многом отличное от нынешнего, понимание библиотеки. Именно тогда, в 1984 году, Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечном деле в СССР», имевшее как «идеологические, культурно-просветительские и научно-информационные учреждения», призванные «обеспечить наибольшее полное и эффективное использование своих фондов в целях дальнейшего экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества, воспитания граждан в духе норм и принципов развитого социализма2.
Такое определение библиотеки было выработано в результате государственной, идеологической, культурной и информационной политики, проводившейся в СССР в течение более 60 лет.
Перемены в стране к началу 1990-х годов свели эту политику на «нет» и создали условие для возникновения другой, новой государственной библиотечной политики, соответствующей началу становления новых реалий страны с победившей демократией, открытой миру, ориентированной на создание правового общества с рыночной экономикой и гражданскими свободами.
Анализируя эти законодательные акты, которые официально формируют различные социальные функции библиотек и являются основой для формирования и реализации государственной библиотечной политики, можно сделать следующие выводы.
— создание условий для всеобщей доступной информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками
— государственная поддержка развития библиотечного дела
— невмешательство в профессиональную деятельность библиотек.
В «Положении о библиотечном деле в СССР» была прописана Государственная межведомственная библиотечная комиссия (ГМБК), действующая при министерстве культуры СССР. На ее возлагались и рассмотрения основных направлений развития библиотечного дела, определение принципов размещения библиотек в стране, а также решения иных вопросов и ее решения являлись «обязательными для всех министерств, ведомств и организаций, имеющих в своем ведении библиотеки».
Сейчас в России нет законодательно определительного центрального органа, наподобие ГМБК, решения которого в вопросах библиотечного дела были бы для всех обязательными.
В «Положении о Министерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1997 определены основные задачи МК РФ. Непосредственное отношение к библиотечному делу имеют некоторые из них такие как: культура библиотечный фонд политика
Осуществление государственной политики в сфере культуры
Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного дела
Управление деятельностью подведомственных библиотек (РГБ; РНБ; ГИБЛ; ГПИБ; ГОПБ; ГРЮБ; РГДБ; РГБС).
Но осуществление Министерства культуры РФ государственной культурно политики во всей ее полноте невозможно хотя бы уже потому, что важные сферы культуры тоже как книгоиздание, кино, цирк, СМИ и т.д. находятся в компетенции других ведомств. И действенных рычагов на них Министерство культуры РФ не имеет. Точно также обстоит дело и в отношении библиотек других ведомств.
В положении о МКРФ сказано, что в соответствии с возложенными на него задачами, министерство выполняет самые различные функции. Из них:
1) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам отнесенным к компетенции министерства;
2) обеспечивает государственный учет, сохранение, реставрацию, пополнение, использование и популяризацию государственных, музейных и библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных музеев и библиотек в РФ
3) осуществление межведомственную координацию в области библиотечного дела в том числе создание кооперативных библиотечных систем и информационных библиотечных сетей
4) реализует порядок использования и осуществляет государственный контроль, а обеспечением сохранности и использования фондов подведомств библиотек, обеспечивает в установленном порядке управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.
В Положении о МКРФ есть статья 10 которая отвечает на вопрос: какие же полномочия зоны МК Правительством РФ для осуществления функций межведомственных комиссий?
Статья 10 «Для рассмотрения и выработки рекомендаций по наиболее важным вопросам, относящимся к компетенции МК РФ при Министерстве могут образовываться на общественных началах советы по культуре и искусству и другие совещательные органы, действующие на основании положений, утвержденных министерством культуры РФ.
Таким образом, сегодня прав директивного воздействия на политику других ведомств в отношении их подведомственных библиотек не имеют ни Министерство культуры ни создаваемые при нем на общественных началах разнообразные совещательные органы.
С юридической точки зрения, государственная библиотечная политика всецело, в полном объеме распространяется исключительно на библиотеки федерального ведения. Особенно это касается нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. Для Региональных и муниципальных библиотек, не говоря уже о библиотеках, являющихся структурными подразделениями нефедеральных учреждений, эти акты носят не обязательный, а рекомендательный характер. Содержащиеся в них нормы могут уточняться и корректироваться с учетом местной специфики по усмотрению учредителей этих библиотек, а могут и вообще не приниматься во внимание. Это означает, что общегосударственного характера эти документы не носят, если только они не имеют статуса федерального закона, или же в федеральном законе специально не определено, что данные вопросы целиком относятся к компетенции Правительства России.
Воздействие на библиотеки тех или иных социальных групп и органов власти в разные моменты времени имеет неодинаковую силу.
Так, например, в начале 1990-х годов решающим в силе фактором воздействия на библиотеки оказалась совсем не государственная политика в области библиотек, а общая политика федерального правительства.
Следствием этих действий федеральное правительство стало то, что уровень материального состояния подавляющего большинства библиотек существенно снизился. Сказалось отсутствие навыка у новых властей и в центре, и на местах финансировать библиотеки должным образом, руководствуясь не устаревшими нормативами, а пониманием важности библиотек для общественного развития и удовлетворения общественных потребностей в знаниях и информации.
Резко снизилась зарплата работников библиотек, что повело к оттоку квалифицированных кадров, падению престижа библиотечной профессии, сократились объемы комплектования библиотечных фондов, усилился их моральный и физический износ, множество библиотек вообще закрылось.
Вместе с тем экономические и политические формы дали мощный толчок к переосмыслению миссии библиотек в обществе, открыли возможность изучения, распространения и внедрения в практику работы российских библиотек лучшего мирового опыта. Возникновение и развитие рынка компьютерной техники и телекоммуникационных услуг открыли путь к масштабной компьютеризации библиотек, наращиванию их информационного потенциала, повышению их социальной привлекательности. Недостаток средств привел к необходимости максимально эффективно их расходования, развитию маркетинговых подходов, культуры бюджетного проектирования, повышению квалификации и ответственности и т.д.
Таким образом, объективно наиболее мощное и решающее воздействие на библиотеки оказала не государственная библиотечная политика, а общая политика органов государственной власти.
Воздействие государства и общества на библиотеки в 1-й половине 90-х годов не было осознанным тщательно и специально спланированным, но при этом гораздо более результативнее чем влияние собственно государственной библиотечной политики, которую в это время проводили министерство культуры РФ, другие федеральные ведомства., а также органы государственной власти субъектов федерации по отношению к библиотекам, находящимся в их ведении и которая имела абсолютно охранительный для библиотек характер.
2. Политика МК РФ в области сохранения библиотечных фондов
Не в одной, даже самой благополучной стране государственное финансирование работ по обеспечению сохранности библиотечных фондов не является достаточным. Однако в отличии от всех наиболее развитых стран мира, в России до недавнего времени эта задача не включалась в число приоритетов государственной культурной политики.
В отдельных библиотеках велась большая работа по сохранности фондов. В ведущих библиотеках существовали целые научные школы в области консервации документов, работали замечательные специалисты мирового класса. Но на уровне государственной политики, на внешнем уровне управления библиотечным делом комплексно, в масштабах страны эта проблема никогда не была осмыслена.
В российских библиотеках до недавнего времени подход к решению проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов был совершенно иным. В советский период этому вопросу уделялось большое внимание, и на этом направлении были достигнуты довольно значительные успехи. Однако главные интересы государства в то время лежали в области столько сохранения фондов, сколько их использования, точнее, идеалистического ограничения использования редких и ценных фондов, информации в них заключенной. В этом ключе и формировалась довльно специфическая «охранительная» политика государства в области сохранения библиотечных фондов.
Закон «О библиотечном деле», принятый в России в 1994 г., определил, что «в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собранных и предоставляемых в пользование библиотеками».
К сожалению, наши библиотеки не в состоянии в полной мере реализовать декларируемые Законом принципы. Поскольку не имеют возможности обеспечить необходимую сохранность информации и ее носителей.
Начиная с 1994 г. МК РФ начало осуществлять мониторинг сохранности библиотечных фондов и прежде всего их наиболее ценной части.
Ежегодное анкетирование центральных универсальных библиотек субъектов РФ, проводимое МК, показывает что в большинстве из них эта проблема стоит еще более остро, чем в федеральных библиотеках.
Создание нормативного режима хранения и безопасности фондов, соответствующего существующим государственным стандартам, означает соблюдение следующих условий:
Ш Поддержка нормативного физического и санитарно гигиенического состояния зданий, инженерных коммуникаций, помещений хранилищ
Ш Расширение площадей хранилищ в соответствии с ростом библиотечных фондов
Ш Оборудование библиотек современными комплексами технологических средств безопасности, их непрерывное совершенствование и обеспечение бесперебойной работы
Ш Постоянное совершенствование материально-технической базы библиотек для обеспечения нормативных режимов хранения документов, их стабилизации и реставрации
Ш Создание Единого страхового фонда документов библиотек
Ш Обеспечение процессов защиты, хранения и использования библиотечных фондов достаточным количеством квалифицированных кадров
Ш Четкая организация работы хранителей, служб консервации фондов и безопасности, контроль за выполнением ими своих служебных обязанностей в процессе сохранности и использовании фондов
Из всего вышеперечисленного только последний пункт не требует целевых средств.
Постоянное недофинансирование сферы сохранения культурных ценностей привело к следующим последствиям:
Состояние зданий, хранилищ, коммуникаций
Часть помещений таких библиотек как РГБ, РНБ, ГПНТБ, РГБИ, расположены в старинных особняках, в том числе являющихся памятниками архитектуры, и в зданиях старой постройки, а также инженерные комуникации этих строений находятся в аварийном состоянии.
Библиотеки имеющие относительно более новые здания лишены возможности ремонтировать здания и инженерные коммуникации. Поддерживать их в нормальном состоянии. Практически во всех федеральных библиотеках нет условий для восполнения даже самых элементарных требований существующих нормативов. Многие помещения имеют крайне неблагоприятное биологическое состояние и сами по себе являются источниками повышенной опасности для хранения там фондов.
Возможности хранилищ федеральных библиотек давно исчерпаны. Несмотря на непрерывно ведущуюся работу по выявлению и удалению дублетных и малоиспользуемых зданий, хранилища не могут вместить в себя постоянно растущие фонды и, тем более, обеспечить нужный режим хранения. Библиотеки не имеют возможности расширять площади своих хранилищ путем строительства новых зданий, пристроек, даже когда для этого имеются технические возможности реконструкция и реставрация старых зданий растягивается на десятилетия и даже не начинается вовсе.
Оборудование библиотек современными комплексами технических средств безопасности и обеспечение их работы
Как показывает практика даже в федеральных библиотеках отсутствуют нужные и эффективные системы охраны, тревожной сигнализации, пожаротушения.
Состояние материально-технической базы библиотек, обеспечивающей режим хранения и консервацию документов
Библиотеки не имеют оборудования для нейтрализации бумаги с повышенной кислотностью, для хранения, консервации и реставрации фондов, не хватает даже обычных стеллажей.
Отсутствие финансирования тормозит внедрению новых технологий обеспечения сохранности фондов. В результате несмотря на то, что в крупнейшие библиотеки страны отраслевых научных центрах разработаны технологии и методы, обеспечивающих долговечную сохранность документов, нет возможности внедрить эти технологии в других библиотеках.
Обеспечение процессов хранения и использования библиотечных фондов квалифицированными кадрами
В крупнейших библиотеках страны практически отсутствует необходимая техническая база и средства для создания страховых фондов. В связи с недостаточностью финансовых ресурсов работы в этой области проводятся почти исключительно на энтузиазме работников библиотек, обращающихся в различные благотворительные фонды за получением грантов. Для выхода из создавшейся ситуации наряду с острой необходимостью улучшения бюджетного финансирования библиотек требуется принятие целого комплекса мер по организации системного подхода к решению проблем обеспечения сохранности и безопасности фондов. В условиях нехватки финансовых средств это особенно важно. Очевидной стала необходимость формирования новой государственной политики в области сохранения библиотечных фондов, как части культурного наследия и информационного ресурса страны. Основой этой политики по мнению МК РФ должна стать Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ. Над ее созданием министерство работает с 1994 г. Она состоит из 7-ми направлений:
— учет библиотечных фондов
— использование библиотечных фондов
— консервация библиотечных фондов
— создание страхового фонда и сохранение информации
— книжные памятники РФ
— безопасность библиотечных фондов
— кадровое обеспечение программы
С 1996 г. МК РФ предполагало увеличить финансирование федеральной программы. Прежде всего планировалось поэтапное осуществление программы по оснащению хранилищ библиотек современным оборудованием и внедрению новых технологий в процессы реставрации и консервации фондов. Была начата работа по выявлению в библиотеках России книжных памятников и их собраний, нуждающихся в немедленном спасении. С 1997 г. планировалось обследование квалификационными специалистами фондов редких и ценных книг областных библиотек, перенесших пожары, затопления и т.п. чрезвычайные ситуации, отбор книжных памятников, находящихся в аварийном состоянии, и их срочная консервация и реставрация.
Однако эффективное осуществление этих процессов возможно только при достаточном финансировании. По-настоящему государственной формируемой министерством политика может стать только тогда, когда положенная в ее основу программа, разработанная ведущими специалистами страны на кооперативных началах, будет поддержана государственным финансированием, адекватным поставленным задачам.
Заключение
К середине 90-х гг. стало очевидным, что во многих регионах библиотеки вышли на авансцену культурной жизни благодаря своей разносторонней, общекультурной, культурно-просветительной гуманитарной, и информационной деятельности. Однако параллельным с этим проявляться и другая тенденция. Возрастная особенность библиотек начала не только радовать, но и в какой-то степени и настораживать органы культуры. Ресурсов, которыми они располагают, явно недостаточно для поддержки всей сферы культуры, включая театры, музеи искусства, образования, детское и народное творчество, художественную самодеятельность. Модернизация библиотек требует ломки сложившихся стереотипов, перераспределения этих скудных ресурсов, что всегда на практике трудно и бесполезно.
2. Горшков Ю. А. Энциклопедия управления современной библиотекой // Университетская книга. 2010. N 4.
5. Качалина В. В. Стратегический менеджмент и структурные изменения в библиотеках // Библиотека в эпоху перемен. 2004. N 4.
7. Клюев В. К. Ресурсный подход к управлению современной библиотекой // Молодые в библиотечном деле. 2008. № 9.
9.Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности / М. Н. Колесникова. М., 2009.
10. Маркова В. Н. Стратегическая модель оптимизации деятельности библиотеки // Библиотековедение. 2008. N 5.
16. Фенелонов Е. А. Все о формах и методах управления библиотекой в рыночных условиях // Библиография. 2007.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Принципы кадровой политики в системе государственной службы, особенности международного опыта. Механизм организации, социально-правовые институты кадровой политики в государственной службе Российской Федерации. Современная концепция, проблемы оптимизации.
курсовая работа [77,5 K], добавлен 20.01.2012
Понятие молодёжной политики, ее основные принципы, цели, задачи, механизмы реализации. Нормативно-правовые основы, регулирующие реализацию молодёжной политики в РФ. Деятельность управления по делам молодёжи администрации муниципального образования Анапы.
дипломная работа [593,1 K], добавлен 24.01.2018
История развития метрологии: от Древнего Вавилона до наших дней. Правовые основы метрологической деятельности. Государственная метрологическая служба в Российской Федерации. Государственный метрологический надзор. Калибровка и поверка средств измерений.
курсовая работа [41,9 K], добавлен 17.04.2011
Основные цели государственного регулирования в области управления трудовыми ресурсами. Демографическая политика Российской Федерации и политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов. Рынок труда и регулирование занятости населения.
контрольная работа [100,2 K], добавлен 22.02.2011
Основные понятия, сущность, виды содержание антикризисной политики; классификация и методы маркетинговой стратегии данной политики организации. Анализ и оценка потенциальных рисков на предприятии. Рассмотрение основных мероприятий по борьбе с кризисом.
курсовая работа [1,4 M], добавлен 12.11.2014