Что необычного в сказке дочь семилетка
Урок литературного чтения «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»
Урок чтения. «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»»
Тема урока: «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»
Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.
1) Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.
2) Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.
3) Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.
4) Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.
5) Включать творческое воображение у учащихся.
6) Учить детей вести диалог с автором
7) Чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
-Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?
(Научиться беседовать с книгой,Улучшать технику чтения,Учиться высказывать своё отношение к прочитанному)
2. Актуализация знаний.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Пусть добро на веки
-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )
-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)
— Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)
Что вы знаете о волшебных сказках?
…сказках о животных?
-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)
-Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»
-Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный старик
-Сейчас мы проверим домашнее задание.
3. Совместное открытие знаний.
Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:
— Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) (Отгадывание загадки помогает понять героев.
А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».
2. Работа с текстом до чтения. •
Откройте учебник на стр. 38
— Что изображено на картинке?
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?
-Какое у него выражение лица?
– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
· Работа с заголовком.
– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?
Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра.
— Понравилась ли вам сказка?
1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?
3) Кто герои сказки?
4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала
5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются
5. Применение знаний.
Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение
Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы
Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:
Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой
Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту
Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор
Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,
Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны
Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет
Почему? Она была глупой, злой, хитрой
Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь
Есть ли у него волшебные помощники? Нет
Какой была девочка? Умной, доброй, честной
– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки
— Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)
Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.
Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность, глупость
Наблюдения над языком сказки.
Какие особенности сказочной речи вы увидели?
1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.
2) Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.
3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»
-Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?
-Повторно перечитайте сказку.
-Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:
-О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?
Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?
-Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?
-Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.
-Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?
8.Подведение итогов урока.
-С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»
Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки
— Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.
-Чему учились на уроке? — Узнали новые слова, учились составлять план,
-Учились общаться друг с другом
-Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.
— Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.
9.Этап информации о домашнем задании.
Русская народная сказка «Дочь-семилетка».
Урок литературного чтения в 3 классе. Цель данного урока познакомить: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка».
Содержимое разработки
Тема урока: Русская народная сказка «Дочь-семилетка».
Цель урока: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка».
познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка»;
продолжать формировать у обучающихся чтение беглое, сознательное, правильное, выразительное;
выработать активное отношение к обсуждаемой проблеме, отраженной в названии раздела «Мудрец отличен о глупца тем, что он мыслит до конца», присутствующей в литературном произведении;
научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость;
совершенствовать навык чтения;
развивать грамотную, связную речь обучающихся;
активизировать «вдумчивое чтение»;
принимать и выполнять воспитательную задачу;
развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление;
содействовать воспитанию трудолюбия;
воспитывать уважению к мнению других, умение слушать друг друга.
Тип урока:изучение нового материала.
Объявление темы урока. Постановка цели урока самими обучающимися. Мотивация учебной деятельности обучающихся:
подготовка к восприятию;
Знакомство с русской народной сказкой:
знакомство с текстом (первичное восприятие);
выделение частей прочитанного;
выразительное перечитывание отрывка текста;
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
Методы обучения (по источнику знаний):
Словесный (беседа, объяснение, работа с книгой, описание);
Наглядный (иллюстрации, наблюдение, метод демонстрации);
У учителя: учебник, презентация, карточки с названиями частей «Глупость богатого», «Загадки царя», «Мудрая дочь».
У ученика: учебник, закладка.
Ольга Владимировна Кубасова. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1. / О. В. Кубасова. – 10-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. – 192 с., с. 50 – 57.
1. Организационный момент
До урока проверить оборудование, оборудование обучающихся.
Подготовка к уроку. Настрой на урок чтения.
Личностные: нравственные установки обучающихся.
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2. Объявление темы урока. Постановка цели урока самими обучающимися. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
подготовка к восприятию текста;
— Прочитайте название новой темы на слайде и определите, о чем будут произведения этого раздела в книге.
— Давайте подготовимся читать. Посмотрите на слайд.
— Скажите, как мы должны читать?
— Сегодня на уроке нас посетили три мудрых вопроса. Послушайте, какие: Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что мягче и всего милее?
Читай правильно: МЯГЧЕ
Читай внимательно: ПОКАТИЛСЯ – ПОДКАТИЛСЯ
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.
О мудрости и глупости.
По указке хоровое чтение
Правильно, бегло, сознательно, выразительно.
Регулятивные:понимать и принимать учебную задачу, сохранять ее.
Познавательные: умение извлекать информацию.
3. Знакомство с русской народной сказкой:
знакомство с текстом (первичное восприятие)
выделение частей прочитанного в ходе чтения
выразительное перечитывание отрывка текста
— Хотите узнать, что же это? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в сказке, которую сегодня прочитаем.
— Какая сказка бывает?
— Есть польза от сказок? Чему она нас учит?
— Откройте учебник на с.50. Прочитайте название сказки внизу. Вот вам задача: как вы думаете, мудрый царь в этой сказке или нет?
— Начну читать я. Слушайте, как выразительно и правильно. Далее по цепочке прочитает каждый, пока я не остановлю.
— Скажите, какую роль в сказке играет царь?
— С какой целью он загадывает загадки и дает трудные задачи?
— Какие персонажи есть в сказке?
— Сейчас давайте разделим сказку на несколько частей, каждой дадим название. На сколько частей предлагает разделить сказку?
— Остановитесь. Как можно озаглавить 1 часть? Ваши предложения, докажите их.
— Я предлагаю «Глупость богатого».
— Почему поспорили богатый и бедный?
— Найдите и прочитайте ответ на вопрос, почему начальство, к которому обратились братья, оказалось на стороне богатого мужика?
— Ваши предложения как озаглавить эту часть, докажите свою позицию.
— Предлагаю «Загадки царя».
— С какой целью царь загадывает загадки?
— Какие ответы на загадки дала кума богатому?
— А какие ответы дала дочь-семилетка бедному?
— Чьи ответы более мудрые?
— Ваши предложения как озаглавить эту часть, докажите свою позицию.
— Предлагаю «Мудрая дочь».
— Какие задания давал царь дочери? Найдите в тексте.
— Как решился спор между дочерью и царем? Зачитайте этот отрывок.
— Сейчас прочитаем по ролям: автор, богатый бедный, кума, царь, дочь. Читаем выразительно.
— Скажите, какие персонажи вам запомнились?
— Кто вам понравился больше других? Чем?
— Кто неприятен? Почему?
Конспект урока по литературному чтению»Дочь-семилетка» (3 класс)
«Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»
Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.
Образовательные: Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.
Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.
Развивающие: Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.
Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.
Включать творческое воображение у учащихся.
Учить детей вести диалог с автором
Воспитывающие: Чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
-Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?
( Научиться беседовать с книгой
-Улучшать технику чтения
-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.
-Понимать позицию автора.
-Описывать героев произведений и давать им характеристику
-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно
— Учиться работать с учебником и словарями.)
-Каким вы хотите видеть наш урок ? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Актуализация знаний.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Пусть добро на веки
-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )
-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)
Работа со справочной литературой.
Проверка выполнения домашнего задания.
Работа с текстом до чтения.
Работа с иллюстрацией.
Работа с текстом сказки во время чтения.
Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:
Составление плана (блок – схемы) на листочках.
Работа в тетради (с 17) В паре с соседом выполните задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)
Групповая творческая исследовательская работа в малых группах. Цель: составление книжки-малышки
Воспользуйтесь Словарём-справочником. Зачитайте, какое произведение называется сказкой.
-С чего начнём при работе со словарём? ( С алфавитного указателя слов с. 139.
— Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)
-Какова главная тема сказок? ( — Борьба добра со злом)
— Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)
Что вы знаете о волшебных сказках?
… сказках о животных?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»
-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)
-Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»
-Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный старик
-Сейчас мы проверим домашнее задание. Для этого разделимся на 2 группы. 1 группа работает за компьютером выполняет тест по прочитанным ранее сказкам, а 2 группа читает сказку по ролям. Затем мы меняемся.
3. Подведение итогов проверки домашней работы.
С тестом справились ….
Какой из вопросов вызвал у вас затруднение?
Можно отметить эмоциональное чтение у….
3. Совместное открытие знаний.
Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:
— Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35) Цель урока
А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».
2. Работа с текстом до чтения. •
Откройте учебник на стр. 38
— Что изображено на картинке?
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?
-Какое у него выражение лица?
– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
· Работа с заголовком.
– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?
-Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске:
Два брата: бедный и богатый
– О чем вам говорят эти опорные слова?
-Поделитесь своим мнением о произведении.
— Понравилась ли вам сказка?
1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?
3) Кто герои сказки?
4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала
5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются
5. Применение знаний.
Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение
Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы
Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:
Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой
Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту
Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор
Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,
Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны
Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет
Почему? Она была глупой, злой, хитрой
Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь
Есть ли у него волшебные помощники? Нет
Какой была девочка? Умной, доброй, честной
– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки
— Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)
Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.
Наблюдения над языком сказки.
Какие особенности сказочной речи вы увидели?
1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.
2) Найдите простор е чные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.
3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»
-Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?
-Повторно перечитайте сказку.
-Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:
-О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?
Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?
-Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?
-Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.
-Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?
Задачи для исследования
1. группа – определить жанр произведения тему и название (Обложка название сказки, русская народная сказка)
2. группа – составить и записать план сказки (План сказки)
5. группа – найти и записать загадки в сказке (Загадки в сказке)
6. рефлексия: яблочки разного цвета с именами детей
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (страничка книги)
-Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)
— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.
— Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
-Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть. Напишите свое имя, наклейте в книгу.
8.Подведение итогов урока.
-С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»
Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки
— Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.
-Чему учились на уроке? — Узнали новые слова, учились составлять план,
-Учились общаться друг с другом
-Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.
— Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.
9.Этап информации о домашнем задании.
Выберите и запишите то задание, которое вы можете выбрать:
1. Вариант Пересказ сказки по плану.
2. Вариант Дополнительное чтение сказок с загадками. (Познакомить с книгами из школьной библиотеки)
3. Вариант Выразительное чтение сказки «Дочь-семилетка»
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.
* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы учителя.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.
* Отметить учеников, которые правильно нарисовали план рассказа.
Конспект урока литературного чтения. «Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Башкирская народная сказка «Умная внучка».
Целью данного урока является продолжение знакомства детей с бытовой сказкой и поиск ее скрытого, поучимтельного смысла.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. «Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Башкирская народная сказка «Умная внучка».»
Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка».
Башкирская народная сказка «Умная внучка». Стартовая диагностика техники чтения.
Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.
Образовательные: Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.
Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.
Развивающие: Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.
Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.
Включать творческое воображение у учащихся.
Учить детей вести диалог с автором
Воспитывающие: Чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
-Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?
(Научиться беседовать с книгой
-Улучшать технику чтения
-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.
-Понимать позицию автора.
-Описывать героев произведений и давать им характеристику
-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно
—Учиться работать с учебником и словарями.)
-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Актуализация знаний.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Пусть добро на веки
-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )
-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)
—Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)
-Какова главная тема сказок? (— Борьба добра со злом)
— Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)
Что вы знаете о волшебных сказках? …сказках о животных?…бытовых сказках?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»
-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)
-Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»
-Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный стари
(Проверка выразит чт. Чел).
3. Совместное открытие знаний.
Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:
— Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) (Отгадывание загадки помогает понять героев.
А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».
2. Работа с текстом до чтения. •с24
— Что изображено на картинке?
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?
-Какое у него выражение лица?
– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
· Работа с заголовком.
– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?
-Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске:
Два брата: бедный и богатый Телега Жеребёнок Спор Царь Кума Мудрая дочь-семилетка
– О чем вам говорят эти опорные слова?
Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра. Проверим наши предположения. Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев сказки, передать характер персонажа.
-Поделитесь своим мнением о произведении.
— Понравилась ли вам сказка?
1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?
3) Кто герои сказки?
4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала
5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются
5. Применение знаний.
Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение
Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы
Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:
Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой
Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту
Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор
Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,
Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны
Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет
Почему? Она была глупой, злой, хитрой
Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь
Есть ли у него волшебные помощники? Нет
Какой была девочка? Умной, доброй, честной
– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки
— Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)
Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.
Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность, глупость
Наблюдения над языком сказки.
Какие особенности сказочной речи вы увидели?
1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.
2) Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.
3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»
-Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?
-Повторно перечитайте сказку.
-Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:
-О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?
Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?
-Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?
-Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.
-Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?
7. Слушание сказки» Умная внучка». Сравнение героев и ситуации.
С какими произведениями познакомились? Чем они похожи? В чем их различие?.Чему научили нас эти 2 сказки. Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки
— Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.
-Чему учились на уроке? — Узнали новые слова, учились составлять план,
-Учились общаться друг с другом
-Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.
— Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.
Взаимопроверка ТЧ.( проверяем в парах)
9.Этап информации о домашнем задании.с 24 30 выразительное чтение. Отвечать на вопросы к Т.