Что необычного в изображении сивки бурки
Как описать волшебного коня Сивку-Бурку? Что необычного в его изображении?
Задание по литературе для 3 класса Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Волшебный конь Сивка-Бурка очень необычный- у него шерсть из золотых и серебряных шерстинок, он большой и сильный, потому что когда бежит, то под ним дрожит земля, из ноздрей коня выскакивает огонь, а из ушей-дым. За то, что Иванушка отпустил коня, он пообещал ему служить. Конь доставил Иванушку на праздник к царю. Во время этого праздника царь пообещал отдать замуж свою дочь тому, кто на своём коне сможет допрыгнуть до высокого терема царевны и снять с её руки перстень. Два дня волшебный конь не мог допрыгнуть до окна царевны, но на третий день допрыгнул и Иванушка за это время успел поцеловать царевну и снять с её руки перстень. Он и не хотел показывать перстень людям, потому и замотал руку с перстнем грязной тряпкой, но царевна сама заставила Иванушку размотать руку, а когда увидела свой перстень, то сказала отцу, что нашла своего жениха.
Сивка-Бурка умел разговаривать, что также говорит о том, что конь волшебный. Но самое главное, когда Иванушка проходило через уши Сивки-Бурки, то становился красавцем.
Сивка-Бурка помог Иванушке допрыгнуть до оконца, где сидела Елена Прекрасная и стать царевичем.
Конь по имени Сивка-бурка описан в одноименной сказке как огромное животное с золотой и серебряной прядью. Этот конь был пойман Иванушкой и стал служить ему верой-правдой. Сивка помогал Иванушке превращаться в доброго молодца, когда Иванушка пролазил через ухо Сивки-бурки. Это волшебное превращение, на которое был способен только волшебный конь.
Также в сказке описано, что когда волшебный конь Сивка-бурка скакал, то дрожала земля под его копытами,из ушей валил дым, а из ноздрей выбивалось пламя. Это признаки богатырского коня. И действительно, только Сивка смог допрыгнуть до высокого окна царского терема.
Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».
Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.
Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.
Несмотря на то, что именно иван Царевич главный положительный герой сказки, его образ далеко не идеальный. Он любопытный, он непослушный, он даже слегка жадный. Эти его качества едва не погубили героя, когда он забыв про наказ серого волка сперва хотел прихватить с собой золотую клетку, а потом уздечку. Вроде бы и царевич, что ему это золото, так нет ведь, взыграло в Иване скопидомство.
Однако серый волк оказался верным другом. Раз уж взялся помогать герою, то делал это до конца, хотя конечно не сильно он был рад иметь в кредиторах такого царевича. Волк добыл Елену Прекрасную, а потом помог Ивану не отдавать трофеи другим царям.
Поведение первопечатника Ивана Федорова на встрече с царем характеризуют три слова, которые мы встречаем в этом тексте: смело, с волнением, с достоинством.
Иван Федоров прежде всего гордился своей работой и был уверен, что сделана она очень хорошо, а потому должна понравится царю. Он знал себе цену и потому не испытывал страха перед грозным царем. Но в то же время помня о нраве Ивана Грозного, Иван Федоров испытывал вполне понятное волнение.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
пятница, 21 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке «Сивка-бурка» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 49-50.
Действие происходит в сказочной стране с вымышленными героями.
Имеется зачин и концовка.
Происходят чудеса и превращения.
Имеется волшебный помощник.
Используются троекратные повторы.
2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
Три попытки потребовалось Ивану, чтобы допрыгнуть до царевны. В этом ему помог волшебный конь Сивка-бурка.
3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Это был могучий конь, под поступью которого дрожала земля.
Сивка-бурка умел говорить. Он был волшебным. Если забраться к нему в одно ухо, то из другого вылезешь красавцем.
Сивка помог Иванушке допрыгнуть до царевны.
Три раза Иванушка лазал в ухо коня. И трижды превращался в красавца. Это чудеса, которые происходят в сказке.
4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?
Иванушка совсем не дурачок. Он хитрый и находчивый. Он сумел всех обмануть и сохранил свой подвиг в тайне.
От братьев он отличается целеустремлённостью, верностью слову и делу, скромностью.
Герой показан умелым, добрым, хитрым, находчивым, упорным.
5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ.
Иванушка честно выполнял порученное дело, он был умным и скромным. В этой сказке он самый положительный персонаж, и поэтому Елена досталась ему.
Я думаю, что герою помогли смелость, упорство и умение исполнять порученное дело.
Смелость позволила герою попытать счастья у терема царевны.
Упорство заставило сделать три попытки.
А умение исполнять порученное дело привело к обретению друга, Сивки-бурки.
6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.
Я бы прочитала в лицах беседу братьев и Ивана.
Братья с восхищением рассказывают про молодца. Иван с хитрецой спрашивает, не он ли это был. Братья сердито и с презрением отмахиваются.
7. Рассмотри иллюстрацию художника Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.
На картине изображен третий прыжок Иванушки, когда он снял перстень и поцеловал царевну.
Я примерно так и представляла героев. Очень красивая Елена в богатых одеждах и Иванушка в образе доброго молодца.
Пересказ эпизода с Иванушкой и Еленой по сказке «Сивка-бурка» и картине В. Васнецова.
В третий раз поехали братья в столицу. И в третий раз отправился Иванушка в поле.
Позвал он Сивку-бурку, залез к нему в ухо, а из другого вылез красавцем.
Поскакал он в город, стеганул коня плёткой и допрыгнул до окна.
Поцеловал Иванушку Елену Прекрасную и сорвал с руки перстень.
А потом умчался прочь.
Люди пытались остановить героя, но того и след простыл.
8. Придумай вопросы по содержанию сказки.
Примеры вопросов по содержанию сказки «Сивка-бурка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
с. 41 — 45. Крошечка-Хаврошечка. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 41 — 45
? с. 44
Что делает Крошечку-Хаврошечку ГЕРОИНЕЙ сказки? Замечаешь ли ты что-то особенное в ее имени? А в её положении в семье? Есть ли у неё связь с волшебным миром?
Вспомним особенности ГЕРОЯ волшебной сказки (он — младший в семье или сирота; трудолюбив; мал ростом; дурачок — с житейской точки зрения; у него есть связь с волшебным миром). По каким признакам можно предположить, что именно Крошечка-Хаврошечка будет ГЕРОИНЕЙ волшебной сказки? Она — сирота; в отличие от своих приёмных сестёр трудолюбива: «она и подаёт, она и прибирает, она и за всё отвечает»; мала ростом — недаром её прозвали Крошечкой. В семье её не любят, обижают: «их и обшивала, для них пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала… бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят». К тому же у девочки есть связь с волшебным миром: волшебное животное — рябая корова, которая затем превращается в яблоню с серебряными ветвями и золотыми листьями.
Те задания, которые хозяйка даёт Хаврошечке, удалось бы выполнить без участия волшебного помощника?
Задания, которые даются Крошечке-Хаврошечке, для обычной девочки невыполнимы: «К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать». (В пуде более 16 кг; таким образом, за одну ночь девочке нужно напрясть, наткать и побелить более 80 кг ткани.) Без волшебного помощника с подобным заданием никто бы не справился.
? с. 45
Почему Хаврошечка называет корову «коровой-матушкой»?
С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке нужно влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы трудная работа была выполнена?
Лишь к рябой корове девочка может приласкаться, пожаловаться на горькую долю. Корова всегда помогает и добрым словом («красной девицей» называет она ласково бедную сиротку), и действием: «влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». Именно поэтому рябая корова для Хаврошечки — «корова-матушка».
Можно рассказать, что наши предки — славяне относились к корове по-особенному: она была для них настоящей кормилицей-«матушкой», давая молоко, сыр, масло, без чего не выжить суровой зимой. Потерять же корову для крестьянской семьи было настоящей бедой и порой грозило голодной смертью. Неудивительно, что именно корова является тотемным животным, кормилицей и защитницей крестьян.
Чтобы выполнить трудную работу, Хаврошечке необходимо переместиться из обычного мира в мир волшебный, для чего она и должна влезть в одно ухо своего волшебного помощника — коровы, а из другого вылезти.
Можно ли сказать, что Хаврошечке сначала помогает тотемное животное, а потом — тотемное растение? Случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные? Тебе уже встречалось похожее дерево? В каком произведении?
После того как злые хозяева разделались с рябой коровой, Хаврошечке помогает яблоня, выросшая из костей коровы. Яблоня эта непростая: «Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается». Подобное описание яблоньки и её происхождение — выросла за короткий срок из костей коровы — говорят о том, что дерево это тотемное, волшебное. Недаром яблоня продолжает опекать сироту, как это делала раньше корова. Во многих сказках и мифах встречается дерево, похожее на волшебную яблоню из этой сказки. Можно вспомнить древнегреческое сказание о Персее: Персей уносит золотые яблоки с волшебного дерева из сада царя Атланта. Яблоня с золотыми яблоками есть и в сказке «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк».
Как купец выбирает себе невесту: что для него самое главное? Восстановлен ли нарушенный ПОРЯДОК в конце сказки?
Купец выбирает невесту, у которой есть волшебный помощник: злые сёстры не смогли сорвать яблоко для купца, к Хаврошечке же «веточки приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того купца, и он на ней женился». Таким образом, жених ценит не богатство или красоту невесты, а её связь с волшебным миром.
Порядок и справедливость восстановлены в конце сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».
Что общего в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»?
Главные герои этих двух сказок похожи друг на друга: Иванушка-дурачок из «Сивки-бурки» — младший в семье и, судя по прозвищу, житейским умом не отличается; Крошечка-Хаврошечка — сирота, самая маленькая в приютившей её семье. Они оба трудолюбивы, тогда как их братья/сёстры ленивы и засыпают на посту. И у Иванушки-дурачка, и у Крошечки-Хаврошечки есть связь с волшебным миром, имеются и волшебные помощники (у Иванушки — Сивка-бурка, у Хаврошечки — корова, а затем яблоня). Обоих оценили именно за связь с волшебным миром: Иван женится на царевне Елене Прекрасной, а Хаврошечка получает в мужья «богатого, кудреватого, молодого» купца. Таким образом, справедливость в обеих сказках восстановлена, и герои в награду получают безбедную и счастливую жизнь.
с. 31 — 40. Сивка-Бурка. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 31 — 40
? с. 35
Что же случится дальше? Сколько попыток допрыгнуть до окна в тереме сделает Иванушка? Какая по счёту попытка будет удачной? Почему ты так думаешь?
— Прочитайте небольшой фрагмент сказки, который подтвердит (или не подтвердит) ваши предположения, — сказала Евдокия Васильевна.
Надо обратить внимание на фразу «только на три бревна до царевны не допрыгнул». Число «3» — магическое в фольклоре большинства народов мира, и нетрудно догадаться, что Иванушка будет призывать на помощь своего волшебного союзника Сивку-бурку ещё два раза (всего — 3). Конечно же, как настоящий ГЕРОЙ волшебной сказки, он обязан справиться с задачей и допрыгнуть до окна в тереме, где находится Елена Прекрасная, однако сможет выполнить задуманное лишь с третьей попытки.
? с. 36
— А как же закончится эта сказка? — спросил Миша.
У тебя есть предположение? Выскажи его. А теперь прочитай финал сказки.
Пофантазируйте на счёт финала сказки: станет ли Сивка-бурка помогать Иванушке и дальше? Добудет ли Иванушка красавицу Елену для кого-нибудь из старших братьев? А может — для себя? Легко ли догадаться о счастливом конце сказки?
? с. 37
Почему сказка называется «Сивка-бурка»? Можно ли сказать, что Сивка-бурка — волшебный помощник героя? (Опиши его
внешний вид, его способности.) Какой признак тотемного животного в нём есть? (Обрати внимание на строчки, выделенные цветом.) Объясни, в какое ухо волшебного коня надо влезть и из какого вылезти, чтобы попасть из земного мира в волшебный. А чтобы вернуться?
Сивка-бурка — преданный друг и помощник Иванушки; с его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом», поэтому сказка и называется «Сивка-бурка». Сивка-бурка — животное волшебное (обратите внимание на его описание: «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»); разговаривает с Иванушкой человеческим голосом; имеет прозвище «вещая каурка» (вещий — то есть предвидящий, предсказывающий будущее).
Путешествия Ивана из правого в левое ухо Сивки-бурки сопровождаются яркими переменами во внешности: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!», а в обратную сторону — делают его «по-прежнему Иванушкой-дурачком».
? с. 38
Можно ли выполнить задание Елены Прекрасной без волшебного помощника?
— Конечно, нет! — сказала Таня. — С волшебным-то помощником только в третий раз удалось допрыгнуть! На обычной лошади этого точно не сделаешь!
Ты соглашаешься с Таней?
Подумай: а важно ли для царевны то, что до ее окна нельзя допрыгнуть на обычном коне?
Подумайте, а знала ли царевна, что её задание для обычного человека (и обычного коня) невыполнимо? Какого жениха ждала Елена Прекрасная — обычного или обладающего волшебными способностями?
Как же царевна выбирает себе жениха? Что для неё самое главное: ум? красота? богатство? И ли то, что у него есть связь с волшебным миром?
Таким образом, главное качество для царевны — не ум, внешняя красота или богатство жениха, а его связь с волшебным миром.
Является ли Иванушка-дурачок настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки?
Выбери из характеристики ГЕРОЯ, которую дала Евдокия Васильевна, только то, что подходит к Иванушке-дурачку.
Что же делает Иванушку-дурачка настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки? Необходимо обратить внимание на то, что Иван:
а) самый младший в семье;
б) прозван дурачком, то есть житейским умом, видимо, не отличается;
в) из сказки мы узнаём, что старшие братья Ивана — лентяи (вместо того, чтобы стеречь пшеницу, залезают на сеновал и спят всю ночь); тогда как Иванушка не только не спит, но и при ловле Сивки-бурки проявляет чудеса храбрости и ловкости;
г) он приобретает волшебного помощника и связь с волшебным миром.
А какая из характеристик, данных Евдокией Васильевной, не подходит Иванушке? Не известно, какого роста Иван и его братья, то есть нельзя сказать, что наш герой мал ростом, а его братья высокие. В любом случае, Иван — дурачок: во время пира «он за печкой сидит, одежонка на нём худая, лаптишки рваные».
— Может быть, вы читали сказки «Гуси-лебеди» и «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк»? — спросила Евдокия Васильевна. — Какое дерево в каждой из них является волшебным?
Ты можешь ответить на этот вопрос?
В обеих сказках волшебным (тотемным) деревом является яблоня: в сказке «Гуси-лебеди» яблоня прячет детей от злых помощников Бабы-Яги, а в «Иване-царевиче» Жар-птица клюёт золотые яблочки с яблони в саду царя — отца Ивана.
? с. 39 — 40 Дерево Вак-Вак.
— Можно ли в данном случае сказать, что тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое? — спросила Евдокия Васильевна.
А ты как думаешь?
Внимательно рассмотрите рисунок на с. 39: на Севере или на Юге растёт это чудо-дерево? У него обычные листья? А плоды? (Вместо плодов изображены головы разных зверей, а также голова прекрасной девы, и дерево может разговаривать на всех языках мира.)
Действительно, в дереве Вак-Вак тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое.
Голосами каких животных говорило дерево Вак-Вак? Удалось ли тебе обнаружить хотя бы один его плод?
Сколько плодов насчитали? Какие это животные? (Можно разглядеть головы коня, быка, тигра, леопарда, козы, медведя, волка, оленя, ягнёнка и т. д.) Обнаружили ли вы прекрасную деву?
Очевидно, что дерево Вак-Вак говорит голосами тех животных и людей, головы которых являются его плодами.
— А о чём Искандер беседует с деревом? — поинтересовался Миша.
Можешь объяснить, почему дерево Вак-Вак обладало таким абсолютным знанием и такой силой убеждать?
В каких ещё сказках есть чудесное, волшебное дерево?
Волшебное дерево Вак-Вак обладает абсолютным знанием, потому что в нём живут тотемные животные и растения — основатели и охранители людского рода. Оно владеет даром убеждения, потому что его плоды — животные и волшебные девы — способны передавать эти знания на всех языках мира.
Можно вспомнить и назвать много сказок, где действует чудесное дерево, — например, «Гуси-лебеди».
«Сивка-Бурка, вещая каурка…»: что за каламбур произносит Иван, вызывая своего коня
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Многие из нас в детстве, да и потом, своим детям читали сказку о Сивке-Бурке. Известность она приобрела после того, как А. Н. Афанасьев, собиратель русского фольклора, включил ее в свой сборник – книгу под названием «Народные русские сказки». Главные роли в ней отведены, как ни странно, лошади Сивке Бурке и Ивану-дурачку. Если совсем коротко, то в сказке говорится, что Иван единственный из трех братьев послушал отца, за что в награду получил волшебного коня. А тот, в свою очередь, помог ему еще и на царской дочери жениться. Ну а чтобы конь появился, его необходимо было позвать, но не просто так, а озвучив определенную фразу: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
Для современного человека такое обращение к лошади – набор слов и не более. На самом деле в нем скрыт вполне конкретный смысл. Чтобы стало понятно, следует разобрать две части одной фразы отдельно.
1. Что значат слова «Сивка», «Бурка» и «Каурка»
Сивка-Бурка из сказки имеет нереальный окрас. То есть все масти смешаны, чего в природе в принципе быть не может. В одно и то же время лошадь ни при каких обстоятельствах не может быть и сивой, и бурой, еще и каурой.
Сивый означает седой, серый. Нередко данное слово употребляют в контексте определения возраста. Что касается лошадей, то у них сивая масть – это вороные кони (черные) с проседью. Других цветов в окрасе нет.
Бурый – животное имеет коричневый окрас с рыжиной. В связи с этим медведя называют бурым, а корову – Буренка.
Каурая или «дикая» (в некоторых случаях используется и такое определение) масть имеет некоторые вариации. Лошадь может иметь цвет как красно-рыжий, так и рыже-коричневый. В данном случае равномерного распределения цвета не наблюдается.
2. Кем был этот фантастический конь
Если вдуматься в описание Сивки-Бурки, изложенное в сказке, то животное имело вид несколько устрашающее, если не сказать ужасное. Стоит только представить себе лошадку, у которой из ушей идет дым, а из ноздрей – пламя. Куда там садиться верхом, даже подойти страшно. А вот Иван еще и в уши залезал к нему (интересно, как он это делал).
Вполне возможно, что страха он не испытывал, так как это волшебное животное было послано ему отцом, который хотел для сына только самого лучшего. Если же обратиться к древнеславянской культуре, то в ней лошадь рассматривается как проводник души в мир мертвых. В сказке Сивка-Бурка является семейным родовым конем, который верой и правдой служил многим поколениям семьи главного героя. Конечно же, у него есть особая сила, волшебная. В связи с этим каурка и является вещей, что значит пророческой, той, которая умеет видеть будущее.
3. Что значит вторая часть обращения «…как лист перед травой»
Данное выражение следует понимать как «сразу же», «очень быстро», «тотчас же». Но при чем здесь лист и трава, да и как вообще лист может стоять? Оказывается, используемые в этой фразе слова являются отрывком из языческого и очень древнего заговора, которые дополнительно обеспечивают словам волшебную силу, магическую. В данном случае трава подразумевает под собой определенную абстрактную силу, мощь, способную даже листья заставить стоять и не шевелиться.
Почему раньше женщины ездили на лошади боком, а не прямо, смотрите в видео:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сивка — Бурка
СИВКА-БУРКА — один из полуконей-берегинь, помогающих человеку. Обладает необычными способностями и возможностями, понимает человеческую речь, разбирается в делах людских, различая дела добрые и дела злые, и верно служит свою службу, помогая победе добра, вознаграждает Ивана за его честность и скромность. Влезет в его правое ухо Иванушка-дурачок, а из левого вылезет добрый молодец — и красотой, и одеждой, и умом — всем на зависть. А где ума все же не хватает, там Сивка-бурка подскажет. И конечно же, этот конь необычной красоты и силы: одна шерстинка у него серебряная, другая — золотая; когда он бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
На свист богатырской,
Н а крик молодецкой,
Откуда ни возьмется
Конь сиво-бурой.
И сиво-коурой.
Где конь побежит,
Там земля задрожит,
А где конь полетит,
Там весь лес зашумит.
На полете конь из рта
Пламенем пышет;
Из черных ноздрей
Светлые искры бросает;
И дым из ушей
Как трубами пускает.
Подымается конь
Выше темнова лесу
К густым облакам.
Он и холмы и горы
Меж ног пропускает;
Поля и дубравы
Хвостом устилает;
Бежит и летит
По землям, по морям,
По далеким краям.
Кто написал сказку «Сивка — Бурка»
У сказки как произведения нет автора, это народное творчество. В печаных изданиях текст сказки можно встретить в обработке А.Толстого, М.А. Булатова и А.Н.Афанасьева. У последнего автора сборки сказок произведение называется «Сивко Бурка»
Текст сказки «Сивка-бурка» в обработке М.А. Булатова
Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.
Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.
Вот старик и говорит сыновьям:
— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!
Настала первая ночь.
Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.
Приходит утром домой и говорит:
— Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал.
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти.
Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается.
В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.
Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку.
Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.
Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!
Стал конь просить Иванушку:
— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.
— Хорошо, — отвечает Иванушка, — отпущу, да как я тебя потом найду?
— А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.
Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.
Пришел Иванушка поутру домой.
— Ну, рассказывай, что ты там видел? — спрашивают братья.
— Поймал я, — говорит Иванушка, — коня — одна шерстинка серебряная, другая золотая.
— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил.
Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал…
Скоро после того разослал царь гонцов по всем деревням, по всем городам клич кликать:
— Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!
Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому двору — не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть. А Иванушка с ними просится:
— Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошаденку, и я поеду посмотрю на Елену Прекрасную!
— Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай!
Уехали братья, а Иванушка-дурачок и говорит братниным женам:
— Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу!
Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко под куст бросил, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:
— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
— Что угодно, Иванушка?
— Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.
— Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!
Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать! Сел на Сивку-бурку и поскакал прямо к городу.
Нагнал он по дороге своих братьев, проскакал мимо них, пылью дорожной осыпал.
Прискакал Иванушка на площадь — прямо к царскому дворцу. Смотрит — народу видимо-невидимо, а в высоком терему, у окна, сидит царевна Елена Прекрасная. На руке у нее перстень сверкает — цены ему нет! А собою она красавица из красавиц.
Глядят все на Елену Прекрасную, а никто не решается до нее доскочить: никому нет охоты шею себе ломать.
Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.
Удивился народ, а Иванушка повернул Сивку и ускакал.
— Кто таков? Кто таков?
А Иванушки уж и след простыл. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.
Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.
Отпустил он Сивку-бурку, набрал полное лукошко мухоморов и принес домой:
— Эва, какие грибки хорошие!
Рассердились братнины жены на Иванушку и давай его ругать:
Усмехнулся Иванушка, забрался на печь и сидит.
Воротились домой братья и рассказывают женам, что они в городе видели:
— Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только на три бревна не доскочил.
А Иванушка лежит на печи да посмеивается:
— Братцы родные, а не я ли это там был?
— Куда тебе, дурню, там быть! Сиди уж на печи да мух лови!
На другой день старшие братья снова в город поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами.
Вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:
— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
Влез Иванушка Сивке-бурке в правое ухо, а в левое вылез и стал молодец молодцом. Вскочил на коня и поскакал ко двору.
Видит — на площади народу еще больше прежнего. Все на царевну любуются, а скакать никто и не думает: боятся шею себе сломать!
Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бокам. Заржал Сивка-бурка, прыгнул — только на два бревна до царевнина окна не достал.
Поворотил Иванушка Сивку и ускакал. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.
А Иванушка уже в чистом поле.
Отпустил Сивку-бурку, а сам пошел домой. Сел на печь, сидит, дожидается братьев.
Приезжают братья домой и рассказывают:
— Ну, хозяйки, тот же молодец опять приезжал! Не доскочил до царевны только на два бревна.
Иванушка и говорит им:
— Братцы, а не я ли это там был?
— Сиди, дурень, помалкивай.
На третий день братья снова собираются ехать, а Иванушка говорит:
— Дайте мне хоть плохонькую лошаденку: поеду и я с вами!
— Сиди, дурень, дома! Только тебя там и не хватает!
Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:
— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому двору.
Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна!
Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!
Тут все зашумели, закричали, руками замахали:
— Держи его! Лови его!
А Иванушки и след простыл.
Отпустил он Сивку-бурку, пришел домой. Одна рука тряпкой обмотана.
— Что это с тобою приключилось? — спрашивают братнины жены.
Вернулись братья, стали рассказывать, что и как было:
— Ну, хозяйки, тот молодец в этот раз так скакнул, что до царевны доскочил и перстень с ее пальца снял!
Иванушка сидит на печке да знай свое:
— Братцы, а не я ли это там был?
— Сиди, дурень, не болтай зря!
Тут Иванушке захотелось на царевнин драгоценный перстень взглянуть.
Как размотал он тряпку, так всю избу и осияло!
— Перестань, дурень, с огнем баловать! — кричат братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя совсем из дому прогнать!
Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал…
Через три дня царь снова клич кликнул: чтобы весь народ, сколько ни есть в царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!
Нечего делать, отправились братья на пир, повезли с собой и Иванушку-дурачка.
Приехали, уселись за столы дубовые, за скатерти узорчатые, пьют-едят, разговаривают.
А Иванушка забрался за печку, в уголок, и сидит там.
Ходит Елена Прекрасная, потчует гостей. Каждому подносит вина и меду, а сама смотрит, нет ли у кого на руке ее перстенька заветного. У кого перстень на руке — тот и жених ее.
Только ни у кого перстня не видно…
Обошла она всех, подходит к последнему — к Иванушке. А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана.
Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»
А Елена Прекрасная подала Иванушке стакан вина и спрашивает:
— Почему это у тебя, молодец, рука обвязана?
— А ну-ка, развяжи, покажи!
Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный: так и сияет, так и сверкает!
Обрадовалась Елена Прекрасная, взяла Иванушку за руку, подвела к отцу и говорит:
— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!
Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!
Тут ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку!
Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
«Сивко-бурка» из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»
Жил-был старик; у него было три сына, третий был Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался. Отец стал умирать и говорит: «Дети! Как я умру, вы каждый поочерёдно ходите на могилку ко мне спать по три ночи», — и умер. Старика схоронили. Приходит ночь; надо большому брату ночевать на могиле, а ему — коё лень, коё боится, он и говорит малому брату: «Иван-дурак! Поди к отцу на могилу, ночуй за меня. Ты ничего же не делаешь!» Иван-дурак собрался, пришёл на могилу, лежит; в полночь вдруг могила расступилась, старик выходит и спрашивает: «Кто тут? Ты, большой сын?» — «Нет, батюшка! Я, Иван-дурак». Старик узнал его и спрашивает: «Что же большой сын не пришёл?» — «А он меня послал, батюшка!» — «Ну, твоё счастье!» Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. «Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил». Проговорил это старик, и лёг в могилу. Иван-дурак погладил, поласкал Сивка и отпустил, сам домой пошёл. Дома спрашивают братья: «Что, Иван-дурак, ладно ли ночевал?» — «Очень ладно, братья!» Другая ночь приходит. Середний брат тоже не идёт ночевать на могилу и говорит: «Иван-дурак! Поди на могилу-то к батюшке, ночуй и за меня». Иван-дурак, не говоря ни слова, собрался и покатил, пришёл на могилу, лёг, дожидается полночи. В полночь также могила раскрылась, отец вышел, спрашивает: «Ты, середний сын?» — «Нет, — говорит Иван-дурак, — я же опять, батюшка!» Старик гайкнул богатырским голосом, свистнул молодецким посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Бурко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. «Ну бурко, как мне служил, так и сыну моему. Ступай теперь!» Бурко убежал; старик лёг в могилу, а Иван-дурак пошёл домой. Братья опять спрашивают: «Каково, Иван-дурак, ночевал?» — «Очень, братья, ладно!» На третью ночь Иванова очередь; он не дожидается наряду, собрался и пошёл. Лежит на могиле; в полночь опять старик вышел, уж знает, что тут Иван-дурак, гайкнул богатырским голосом, свистнул молодецким посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Воронко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. «Ну, воронко, как мне служил, так и сыну моему служи». Сказал это старик, простился с Иваном-дураком, лёг в могилу. Иван-дурак погладил воронка, посмотрел и отпустил, сам пошёл домой. Братья опять спрашивают: «Каково, Иван-дурак, ночевал?» — «Очень, ладно, братья!»
Живут; двое братовей робят, а Иван-дурак ничего. Вдруг от царя клич: ежели кто сорвёт царевнин портрет с дому чрез сколько-то много брёвен, за того её и взамуж отдаст. Братья сбираются посмотреть, кто станет срывать портрет. Иван-дурак сидит на печи за трубой и бает: «Братья! Дайте мне каку лошадь, я поеду посмотрю же». — «Э! — взъелись братья на него. — Сиди, дурак, на печи; чего ты поедешь? Людей, что ли, смешить!» Нет, от Ивана-дурака отступу нету! Братья не могли отбиться: «Ну, ты возьми, дурак, вон трёхногую кобылёнку!»
Сами уехали. Иван-дурак за ними же поехал в чисто поле, в широко раздолье; слез с кобылёнки, взял её зарезал, кожу снял, повесил на поскотину, а мясо бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — напился-наелся, в друго вылез — оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать! Сел на сивка и поехал срывать портрет. Народу было тут видимо-невидимо; завидели молодца, все начали смотреть. Иван-дурак с размаху нагнал, конь его скочил, и портрет не достал только через три бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Он коня отпустил, сам пришёл домой, сел на печь. Вдруг братья приезжают и сказывают жёнам: «Ну, жёны, какой молодец приезжал, так мы такого сроду не видали! Портрет не достал только через три бревна. Видели, откуда приехал; не видали, куды уехал. Ещё опять приедет…» Иван-дурак сидит на печи и говорит: «Братья, не я ли тут был?» — «Куда к черту тебе быть! Сиди, дурак, на печи да протирай нос».
Время идёт. От царя тот же клич. Братья опять стали собираться, а Иван-дурак и говорит: «Братья! Дайте мне каку-нибудь лошадь». Они отвечают: «Сиди, дурак, дома! Другу лошадь станешь переводить!» Нет, отбиться не могли, велели опять взять хромую кобылёшку. Иван-дурак и ту управил, заколол, кожу развесил на поскотине, а мясо бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Бурко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом, Иван-дурак в право ухо залез — оделся, выскочил в лево — молодцом сделался, соскочил на коня, поехал; портрет не достал только за два бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Бурка отпустил, а сам пошёл домой, сел на печь, дожидается братовей. Братья приехали и сказывают: «Бабы! от же молодец опять приезжал, да не достал портрет только за два бревна». Иван-дурак и говорит им: «Братья, не я ли тут был?» — «Сиди-дурак! Где у чёрта был!»
Чрез немного время от царя опять клич. Братья начали сбираться, а Иван-дурак и просит: «Дайте, братья, каку-нибудь лошадь я съезжу, посмотрю же». — «Сиди, дурак, дома! Докуда лошадей-то у нас станешь переводить?» Нет, отбиться не могли, бились, бились, велели взять худую кобылёшку; сами уехали. Иван-дурак и ту управил, зарезал, бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Воронко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — напился-наелся, в друго вылез — молодцом оделся, сел на коня и поехал. Как только доехал до царских чертогов, портрет и ширинку так и сорвал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Он так же воронка отпустил, пошёл домой, сел на печь, ждёт братовей. Братья приехали, сказывают: «Ну, хозяйки! Тот же молодец как нагнал сегодня, так портрет и сорвал». Иван-дурак сидит за трубой и бает: «Братья, не я ли тут был?» — « Сиди, дурак! Где ты у чёрта был!»
Чрез немного время царь сделал бал, созывает всех бояр, воевод, князей, думных, сенаторов, купцов, мещан и крестьян. И Ивановы братья поехали; Иван-дурак не отстал, сел где-то на печь за трубу, глядит, рот разинул. Царевна потчует гостей, каждому подносит пива и смотрит, не отрётся ли кто ширинкой? — тот её и жених. Только никто не утёрся; а Ивана-дурака не видала, обошла. Гости разошлись. На другой день царь сделал другой бал; опять виноватого не нашли, кто сорвал ширинку. На третий день царевна так же стала из своих рук подносить гостям пиво; всех обошла, никто не утёрся ширинкой. «Что это, — думает она себе, — нет моего суженого!» Взглянула за трубу и увидела там Ивана-дурака; платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом. Она налила стакан пива, подносит ему, а братья глядят, да думают: царевна-то и дураку-то подносит пиво! Иван-дурак выпил, да и утёрся ширинкой. Царевна обрадовалась, берёт его за руку, ведёт к отцу и говорит: «Батюшка! Вот мой суженый». Братовей тут ровно ножом по сердцу-то резнуло, думают: «Чего это царевна! Не с ума ли сошла? Дурака ведёт в сужены». Разговоры тут коротки: весёлым пирком да за свадебку. Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван царский зять; оправился, очистился, молодец молодцом стал, не стали люди узнавать! Тогда-то братья узнали, что значило ходить спать на могилу к отцу.
Сказка «Сивка-бурка» дошла до нас, благодаря подвижническому труду писателя-публициста и собирателя народного фольклора А.А. Афанасьева, который издал восемь сборников русских народных сказок в течение длительного времени, с 1855 до 1863 года.
В одном из сборников была опубликована волшебная сказка «Сивка-бурка».
Писатель П.П. Ершов также обращался к роднику народного творчества и в 1830 году написал авторскую сказку «Конек-горбунек».
Сказка «Сивка-бурка» является народной, достоянием устного русского народного творчества, так что конкретного автора у нее нет.
Песня Сивка Бурка
В 1981 году в фильме «Куда он денется» появилась песня про Сивку — Бурку. Автор текста Леонид Дербенев, композитор — Максим Дунаевский. Исполняет песню Михаил Боярский
Сказка ложь, да в ней намек,
Ты запомни это,
Твой конек-горбунок
Есть на свете где-то.
Он, о чем ни попроси,
Выполнит желанье,
Только ты произнеси
Это заклинанье:
Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.
В день, такой же, как и все,
Ты из дому выйдешь,
Под окном на росе
Четкий след увидишь.
И поняв, что пробил час,
Крикнешь: «Сивка-бурка!»
И копыта застучат
Радостно и гулко.
Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.
Пусть не скоро Горбунок
Встретится с тобою,
Нужен он, чтоб ты мог
Справиться с бедою.
Чтоб с надеждой крикнуть мог
Ты в минуту эту:
«Эй, конек мой Горбунок,
Эй, конек мой Горбунок,
Сивка-бурка, где ты?»
Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.
Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой…
Что означает название
На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» — белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо — речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона… По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.
Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку?
Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
А отчего конь имеет три масти — сивую, бурую и каурую?
Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности — коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.
На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) — летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…
То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка.
Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной.
Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом. Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой.
Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — „дикая“), встань передо мной покорно, как лист перед травой».
Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.
Описание
Сивка-бурка, вещая каурка — каноничный персонаж-помощник в русских народных волшебных сказках; родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира — в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
А, возможно, такое появление коня связано с тем, что он воплощает собой образ грозовой тучи: тёмный цвет, серебристый отблеск схож с мерцанием молнии, способность летать по небу, грохот при появлении. Нам остаётся только догадываться по косвенным «уликам», найденных в источниках, как воспринимали наши предки окружающую их природу в те далёкие времена и кого с чем ассоциировали.
Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади.
Встречается и такое описание Сивки-Бурки — «одна шерстинка серебряная, другая золотая».
Происхождение — откуда взялся образ
Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.
Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.
Мультфильм «Сивка Бурка»
Как таковой не существует. На видео можно послушать сказку и посмотреть слайды из иллюстраций:
Виктор Васнецов «Сивка бурка»
Полотно Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев, среди которых имеется младший и он — дурак. Но, как известно, дуракам всегда везет, поэтому ему достается самая хорошая лошадь, точнее помесь лошади, самая красивая девушка, которая обязательно мастерица-искусница на все руки.
На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки — дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.
Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.
Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны.
Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами.