Что необычного увидел слуга петра в селе ласково

Повесть о Петре и Февронии муромских

Что необычного увидел слуга петра в селе ласково

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Фев-ронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Источник

Загадки святой Февронии Муромской

Что необычного увидел слуга петра в селе ласковоЗаписанная в XV-XVI веках повесть о муромских святых Петре и Февронии, живших на рубеже XII-XIII столетий, является одним из ярких примеров древнерусского восприятия православной веры

Исследования подчеркивают связь «Повести о святых Петре и Февронии Муромских» с фольклорными традициями ( Повесть о Петре и Февронии. Подготовка текстов и исследование Р.П.Дмитриевой, Л., 1979 ). При этом сказочные мотивы повести подчинены духовным идеалам Церкви Христовой.

В одном из крестьянских домов в селе Ласково близ Рязани гонец, посланный на поиски врача для заболевшего князя Петра Муромского, увидел странное зрелище: за ткацким станом сидела дева по имени Феврония и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Говоря загадками, Феврония испытывала гостя на знание «языка мудрости». Первое иносказание Февронии «плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» содержало сообщение о том, что Феврония — незамужняя девушка, не имеющая ребенка ( Ю.М.Смирнов, Повесть о благоверной деве Февронии, христианском и языческом менталитете и о реабилитации Муромских «святогонов», Уваровские чтения — IV. Богатырский мир, эпос, миф, история» Муром, 14-16 апреля 1999 г., Муром, 2003 ); у нее есть заяц, но нет собаки: «Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок (текстовые варианты «отроча», «детище»), то, увидев, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома» ( Житие преподобных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, с акафистом. Свято-Троицкий женский епархиальный монастырь, Муром, 2004 ).

Анализируя загадку Февронии, сотрудник Муромского историко-художественного музея Ю. М. Смирнов пишет: «Демонические существа самого разного ранга нередко принимают облик собаки. Отсутствие собаки в доме Февронии подчеркнуто отрицает ее связь с хтоническим миром» ( Ю.М.Смирнов, Повесть о благоверной деве Февронии, христианском и языческом менталитете и о реабилитации Муромских «святогонов», Уваровские чтения — IV. Богатырский мир, эпос, миф, история» Муром, 14-16 апреля 1999 г., Муром, 2003 ). Но вряд ли отсутствие собаки может указывать на суеверное отношение Февронии к этому животному. Напротив, слова мудрой девы «плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» свидетельствуют о ее желании выйти замуж, родить детей, а также завести собаку, которая стережет дом. В одной из редакций повести святая Феврония говорит: «Пес в доме слышание и уши, а очи в доме — кошка» ( Повесть о Петре и Февронии ).

Став супругой князя, Феврония не оставила народного обычая собирать крошки после трапезы. Обычно остатками пищи сельские жители кормят домашних животных и птиц, а у Февронии был заяц. Но в средние века кормление зайца (а также змеи, жабы и др.) могло вызвать подозрения в колдовстве: «Дьявол в облике жабы, который нашептывал в ухо праматери Евы в раю, всегда сидит среди райских цветов около храма, ожидая, что кто-нибудь накормит его крошками просфоры» ( G.L. Kittredge, Witchcraft in Old and New England, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1929 ). «В ряду животных с очевидными демоническими свойствами в славянской мифологии оказывается и заяц. Нечистая сила часто принимает облик зайца» ( Ю.М.Смирнов, Повесть о благоверной деве Февронии ).

Повесть о святых Петре и Февронии рассказывает: «Однажды некто из прислуживающих княгине Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал» ( Житие преподобных князя Петра и княгини Февронии ). Возможно, что чудо превращения крошек в церковные благовония не только оправдало деревенскую привычку Февронии, но и спасло от подозрений зайца благоверной княгини. Как известно, бесы бегут от ладана и фимиама. Следовательно, заяц Февронии не имел никакого отношения к магическим ритуалам ( Ю.М.Смирнов, Повесть о благоверной деве Февронии ). Церковь прославляет Петра и Февронию как «обычаев злых и суемудрий языческих искоренителей» ( Житие преподобных князя Петра и княгини Февронии ).

Ю.М.Смирнов указывает на факт, приведенный в «Повести о водворении христианства в Муроме»: «И по мертвых ременная плетения древолазная с ним и в землю погребающии». Древолазные приспособление, как видим, напрямую связываются с образом смерти, а, поскольку погребальный инвентарь всегда имел определенное функционально-символическое значение, то первое, что приходит на ум в этой связи — эти «плетения» нужны покойнику, чтобы с их помощью взобраться на небо по стволу мирового древа» ( Ю.М.Смирнов, Повесть о благоверной деве Февронии ).

История исцеления Петра содержит муромские и рязанские параллели к стихам Великого канона святого Андрея Критского (VII век). В покаянном «Андреевом стоянии» упоминаются и «яд змея», и «раны», и даже «целительная баня»: «Облекохся в раздранную ризу, южа истка ми змий. Приложих язвам струпы себе. Омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег» ( Великий канон. Творение святого Андрея Критского ). Снег, в церковной традиции символизирующий очищение и преображение ( Пс 50. 9; Ис 1. 18; Мк 9. 3 ), на Руси издревле считался полезным для здоровья. В рязанских легендах о святой Февронии исцеление Петра завершается снегопадом в летнее время.

В этом символическом контексте представляется обоснованным предложенное А.Л. Бегловым истолкование болезни князя Петра: «Змей повержен, но перед смертью он обрызгал Петра своей ядовитой кровью, и Петр заболевает. Болезнь князя Петра, то есть на языке аллегорий: некая ущербность его естества вообще, — и является завязкой «Повести о Петре и Февронии». Причем недуг Петра настолько серьезен, неполноценность его природы настолько существенна, что если не исправить ее, для Петра невозможна сама жизнь. Условием исцеления Петра оказывается брак с Февронией. А на языке аллегории этот брак сам есть лекарство, восполняющее недостаток природы Петра, Господень замысел о нем» ( А.Л Беглов, Святые Петр и Феврония Муромские, Альфа и Омега, № 1(15) 1998 ).

При встрече с посланцем князя юная Феврония ткала холст. В преклонном возрасте приняв монашеский постриг Феврония вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы. Знаменательно, что покрытый язвами и струпьями от «крови змея» Петр попросил Февронию «учинить» ему новую одежду: «Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я буду лечиться в бане».

Смена одежд, «отравленных змеем», на ризы спасения — общепринятый в христианстве знак духовного исцеления. Тело Петра, во время болезни покрытое язвами и струпьями, было полностью исцелено при жизни, а во гробе — обретено нетленным и благоуханным. В Акафисте святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам, говорится: «Радуйтеся, багряницу княжескую на власяницу иноческую пременившии; радуйтеся, восприявшие святую схиму в броню спасения; радуйтеся, облеченные в ризу благодатного нетления».

Пучок льна, в шутку посланный Февронии князем Петром, стал золотой нитью, навеки связавшей жизни двух подвижников, к концу жизни по взаимному согласию облачившихся в ангельские ризы: «В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого лик уже вышила, а мантию еще не докончила: и остановилась, и воткнула в воздух иглу свою и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии».

Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе. Богослужения у чтимой иконы благоверных Петра и Февронии совершаются в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской («Малое Возненсение»). Храм и гробница святой девы-отшельницы Мелангеллы в поселке Pennant Melangell в Уэльсе известны православным христианам Англии, возрождающим древние традиции паломничества.

Юрий Клиценко

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Тест. Повесть о Петре и Февронии Муромских (7 класс)

Тест. Повесть о Петре и Февронии Муромских

№ 1. К какому жанру духовной литературы ученые относят «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

№ 2. Какая тема является ведущей в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

а) тема любви; б) тема защиты Родины; в) тема взаимоотношения человека с природой.

№ 3. Как называлась церковь, находившаяся вне города Мурома?

а) Преображения Господня; б) Святого Петра; в) Воздвижения.

№ 4. Кого увидел слуга Петра, войдя в горницу Февронии?

№ 5. Кем были отец и брат Февронии?

№ 6. Что князь Петр отправил Февронии?

№ 7. Из-за чего князь Петр не захотел брать в жены Февронию?

а) из-за ее болезни; б) из-за ее низкого происхождения; в) из-за ее внешнего вида.

№ 8. После какого события князь Петр стал правителем в Муроме?

а) после женитьбы на Февронии; б) после смерти брата Павла; в) после битвы с летающим змием.

№ 9. Во что превратились крохи с обеденного стола, собранные Февронией в ладонь?

а) в цветы; б) в колосья; в) в зерна благовонного ладана.

№ 10. Какая река течет под Муромом?

№ 11. О чем Феврония попросила бояр, когда те пришли уговаривать Петра оставить жену?

а) оставить ей Петра; б) помолиться перед уходом; в) построить дом в другом городе.

№ 12. Какое решение принял Петр после обращения к нему бояр?

а) изгнать бояр; б) оставить жену; в) покинуть Муром.

№ 13. Какое чудо совершает Феврония во время изгнания?

а) излечивает Петра; б) превращает крохи в зерна благовонного ладана; в) благословляет ветки стать деревьями.

№ 14. Что произошло с боярами после того как князь Петр оставил Муром?

а) тяжело заболели; б) уехали в другой город; в) все от меча погибли.

№ 15. Чего не любили князь Петр и Феврония, когда княжили в Муроме?

а) гордости и грабежа; б) лени и воровства; в) пустословия.

№ 16. О чем Петр и Феврония стали молить Бога, когда подошел конец их жизни?

а) чтобы им легко умереть; б) чтобы им преставиться в один час; в) чтобы была построена церковь в их честь.

№ 17. Что повелели сделать Петр и Феврония после своей смерти?

а) чтобы положили их тела в разных гробах; б) чтобы положили их тела в едином гробу; в) чтобы похоронили их в разных городах.

№ 18. Какую работу Феврония не успела выполнить перед смертью?

а) вышить ризу святого; б) подмести полы в доме; в) превратить крохи в зёрна благовонного ладана.

№ 19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить Петра и Февронию?

№ 20. Где похоронены Петр и Феврония?

а) в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом посаде; б) в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме; в) в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Тест. Повесть о Петре и Февронии Муромских

№ 1. К какому жанру духовной литературы ученые относят «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? а) к житию; б) к притче; в) к преданию. № 2. Какая тема является ведущей в «Повести о Петре и Февронии Муромских»? а) тема любви; б) тема защиты Родины; в) тема взаимоотношения человека с природой. № 3. Как называлась церковь, находившаяся вне города Мурома? а) Преображения Господня; б) Святого Петра; в) Воздвижения. № 4. Кого увидел слуга Петра, войдя в горницу Февронии? а) собаку; б) зайца; в) змия. № 5. Кем были отец и брат Февронии? а) охотниками; б) дровосеками; в) древолазами. № 6. Что князь Петр отправил Февронии? а) лен; б) пшеницу; в) холст. № 7. Из-за чего князь Петр не захотел брать в жены Февронию? а) из-за ее болезни; б) из-за ее низкого происхождения; в) из-за ее внешнего вида. № 8. После какого события князь Петр стал правителем в Муроме? а) после женитьбы на Февронии; б) после смерти брата Павла; в) после битвы с летающим змием. № 9. Во что превратились крохи с обеденного стола, собранные Февронией в ладонь? а) в цветы; б) в колосья; в) в зерна благовонного ладана. № 10. Какая река течет под Муромом? а) Ока; б) Днепр; в) Дон. № 11. О чем Феврония попросила бояр, когда те пришли уговаривать Петра оставить жену? а) оставить ей Петра; б) помолиться перед уходом; в) построить дом в другом городе. № 12. Какое решение принял Петр после обращения к нему бояр? а) изгнать бояр; б) оставить жену; в) покинуть Муром. № 13. Какое чудо совершает Феврония во время изгнания? а) излечивает Петра; б) превращает крохи в зерна благовонного ладана; в) благословляет ветки стать деревьями. № 14. Что произошло с боярами после того как князь Петр оставил Муром? а) тяжело заболели; б) уехали в другой город; в) все от меча погибли. № 15. Чего не любили князь Петр и Феврония, когда княжили в Муроме? а) гордости и грабежа; б) лени и воровства; в) пустословия. № 16. О чем Петр и Феврония стали молить Бога, когда подошел конец их жизни? а) чтобы им легко умереть; б) чтобы им преставиться в один час; в) чтобы была построена церковь в их честь. № 17. Что повелели сделать Петр и Феврония после своей смерти? а) чтобы положили их тела в разных гробах; б) чтобы положили их тела в едином гробу; в) чтобы похоронили их в разных городах. № 18. Какую работу Феврония не успела выполнить перед смертью? а) вышить ризу святого; б) подмести полы в доме; в) превратить крохи в зёрна благовонного ладана. № 19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить Петра и Февронию? а) жестокими; б) трусливыми; в) неразумными. № 20. Где похоронены Петр и Феврония? а) в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом посаде; б) в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме; в) в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *