Что необычного происходит за то время пока горницу готовились вывезти со двора
Методическая разработка урока по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»
Цели урока:
— помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
— подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;
— формирование нравственных ориентиров учащихся;
— приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
— развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»»
Методическая разработка урока по рассказу
А. И. Солженицына «Матренин двор»
«Образ праведницы в рассказе
1. Вступительное приветствие
2. Душа человека. Смысл слова «праведник»
4. Беседа по проблемным вопросам
7.Заключительное слово учителя.
Анализ образа Матрены Васильевны по плану
1) Описание дома, хозяйки, обитателей дома
2) Один день из жизни Матрёны Васильевны.
5) История с горницей
6) Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.
— помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
— подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;
— формирование нравственных ориентиров учащихся;
— приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
— развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.
Что отличает человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!
Душа болит, радуется, В чем только душа держится, Вложить душу,
Души не чаять, Душа нараспашку Жить душа в душу.
Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя? Лишь немногим удастся сохранить свой свет, свою душу до конца чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына
II Значение слова “праведник”
Учитель: Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово?
Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.
Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости. Честности, не нарушает правил нравственности.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.(ирон.)
( Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?
Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.
IV Аналитическая беседа по плану
Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома
Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
Вспомним самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?
Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Приведите пример. ( Почему?)
Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?
— Кошка из жалости была Матреной подобрана
— Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи.
Один день из жизни Матрёны Васильевны
Когда и как начинался Матренин день?
Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
4) Власть в рассказе.
— Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом
начальству, да кто при начальстве,
— Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом
обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а
десять соток так и пустовало за забором.
— жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина
городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы
— Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как
отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали
Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
Вспомните случай с котелком.
Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?
Вспомним первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.
«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?
Матрёна и Фаддей Миронович
Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)
Зачем Матрена разрешает ломать дом?
— чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым
поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А
другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и
не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в
Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?
— Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму
горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела
Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей
было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне,
постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна
Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».
— Но в тот же день началась метель
— внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.
4) Смысл заглавия рассказа. ( Двор, дом – образ микромира)
Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.
Какие черты характера можно назвать главными в Матрене ( искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость и т.д.)
Ее отношение к людям.
Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)
Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?
— По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”
-Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.
— Люди злы, они погрязли в грехах
— Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти
Слово учителя. Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? ( Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)
V Беседа по проблемным вопросам
Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой
Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?
Что общего в этих произведениях?
Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?
Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно достойно, не забывая, что это – бесценный дар Бога.
-Послушаем прекрасное стихотворение Бориса Пастернака «Больница»
Учитель: Что понял человек, герой стихотворения?
(Как вариант письменной работы на уроке или задания на дом)
Человек должен быть
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин двор».
У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.
Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З
— Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором по его мнению, должна основываться жизнь общества. Какой бы цитатой из рассказа вы озаглавили наш урок? («не стоит село без праведника»)
— Вы знаете, что таково было первоначальное название рассказа. Каков, по-вашему, символический смысл окончательного варианта названия рассказа?
(Словосочетание «Матрёнин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом – то пристанище, которое обретает наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей, бездомья.) Матренин двор – это двор добра и бескорыстия. Начинает рушиться дом – начинает рушиться судьба его хозяйки. В лице героини предстает обобщенный образ простой русской женщины, её тяжелой жизни.
1) Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
Кирилла Петрович Троекуров – русский барин, самодур. Он привык, что все подчиняются ему и пляшут под его дудку. Троекурова боялись и избегали его соседи-помещики. И лишь один Андрей Гаврилович Дубровский мог общаться с этим самодуром, мог отвечать ему на равных противоречить. Да и Троекуров уважал Андрея Гавриловича.
Такое известие лишило Дубровского здоровья и сил. Он слег. Няня, ходившая за ним, решила написать обо всем сыну помещика – Владимиру Дубровскому. Этот молодой человек воспитывался в Кадетском корпусе и теперь служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец баловал Владимира, ни в чем ему не отказывал. Молодой Дубровский кутил, влезал в долги и мечтал о богатой невесте.
Владимир стал считать Троекурова своим кровным врагом. Да и тот, увидев дерзкого сына соседа, продолжал войну. Все закончилось тем, что Кистеневку вместе со всеми людьми отдали во владение Троекурова.
Владимир понимал, что Троекуров здесь – царь и бог. От его слова и решения зависит все. Но просто смириться герой не мог. Он не хотел стать нищим, несчастным, бесправным. Поэтому он выбрал для себя путь разбойника. Дубровский сжег свой дом, чтобы он не достался соседу, забрал своих верных крепостных и ушел в леса.
Этот герой сделался благородным, но жестоким разбойником. Удивительно было одно – он щадил поместья Троекурова, всегда обходил их стороной.
Дубровский стал именно разбойником потому что, не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».
«Слово о спасении души русской» по произведению И.Солженицына «Матрёнин двор»
«Слово о спасении души русской»
по произведению И.Солженицына «Матрёнин двор»
конспект урока для учащихся 11 класса
подготовил учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р.Державина» г.Тамбова
Самарина Светлана Юрьевна
Цель: сформировать нравственные ценности человека.
приобщить к творчеству А.Солженицына;
развить умения работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
разобраться в философском смысле рассказа.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, художественное произведение
1.Вступительное слово учителя
Главная проблема урока : заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше.
2. Анализ произведения
Матрёнин дом «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне»
Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?
Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?
Один день из жизни Матрёны Васильевны
Когда и как начинался Матренин день?
Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?
Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?
«Общение» с Богом «Грехов было у неё меньше, чем у колченогой кошки…»
Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
Вспомните случай с котелком.
Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?
Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Выпишите самые яркие моменты Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.
«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».
Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?
Матрёна и Фаддей Миронович
Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
Проанализировать поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составить «глагольные» характеристики героев (работа в Word).
Определите присутствующий здесь подтекст.
Почему слово добро автор выделяет курсивом?
История с горницей
Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».
Сделайте вывод. Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?
Прощание с Матрёной
Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?
«А в гробу лежала Матрена. Чистой простыней было покрыто ее отсутствующее изуродованное тело, и голова охвачена белым платком, – а лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое»
— Как ведут себя во время похорон родственники? (Даже в плаче ведут соперничество за скудное наследство: пекутся о бренном, а не о вечном)
— Кто одёргивает плачущих? Что особенного в этом персонаже?
(древняя старуха, высоко сидит, взгляд у неё осуждающий, похожа на святую угодницу, сошедшую с иконы)
— В какой день хоронили Матрёну? Соотнесите этот день с христианской религией.
Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?
О чём сожалеет автор в конце рассказа? (жили и не понимали, что рядом живёт праведник, без которого не стоит село)
— В статье Солженицына «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», строки из которой я процитировала в начале урока, звучат такие слова: «Есть такие прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх зловонного болота, именуемого обществом, нисколько в нём не утопая, даже не касаясь стопами его поверхности – это праведники».
— Так что же вкладывает в понятие праведника Солженицын? Соотнесите определение, записанное в начале урока, с авторским. Что важно для писателя? (Праведник призван сберегать нравственность. Он сберегает для нас то, чем мы ещё не воспользовались, но можем воспользоваться)
— Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором по его мнению, должна основываться жизнь общества.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Вы знаете, что таково было первоначальное название рассказа. Каков, по-вашему, символический смысл окончательного варианта названия рассказа?
(Словосочетание «Матрёнин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом – то пристанище, которое обретает наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей, бездомья.)
Заключительное слово учителя.
У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Как хочется, чтобы помнили…
В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.
1) Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? 2) Как Матрёна воспринимает всё.
В 17:26 поступил вопрос в раздел Литература, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
1) Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? 2) Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это? 3) Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Литература». Ваш вопрос звучал следующим образом:
1) Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? 2) Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это? 3) Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
1. Матрена ее воспитывала как дочь; Кира единственная ее любила. Нелегко ей было решиться, не жалко было горницы, как вообще не жалела она ни труда своего, ни добра, да и горница все равно была завещана Кире.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.