Что необходимо знать фотографу
Как стать семейным фотографом
И сколько можно заработать на фотосессиях в Саратове
Я живу в Саратове и уже шесть лет профессионально занимаюсь семейной фотосъемкой.
Расскажу, как начинала свой путь в фотографии, чему и где училась, какой техникой пользуюсь. Опишу, как проходят съемки — от момента переговоров с клиентом до передачи готового материала. Коснусь и финансовой стороны вопроса — раскрою расходы на свое увлечение и расскажу, сколько получается зарабатывать.
Как я пришла к профессии фотографа
Я увлеклась фотографией в 2010 году, после рождения старшего ребенка. Дочка быстро росла, поэтому хотелось сохранить воспоминания о ее детстве. Тогда я снимала на цифровую мыльницу Кэнон, результат был посредственным: размытые фотографии, красные из-за встроенной вспышки глаза, плоская картинка.
Дома уже был зеркальный фотоаппарат Олимпус, мы купили его за 20 000 Р в 2009 году. Но ни я, ни муж им не пользовались: фотоаппарат казался тяжелым и громоздким, а снимки, которые у нас получались, оставляли желать лучшего. Друг-фотолюбитель помог разобраться с этим сложным устройством и посоветовал купить внешнюю вспышку.
В мыльницах и в большинстве полупрофессиональных фотоаппаратов есть встроенная вспышка, но она светит прямо в лицо. Из-за этого получается плоская картинка, кожа бликует, глаза становятся красными. А внешняя вспышка вращается, поэтому ее можно направлять вверх или вбок, а не в лицо модели. Проще всего нацеливать вспышку в потолок: он отражает и рассеивает свет, делает его более мягким.
Таким образом можно без особых навыков делать приличные кадры и в обычной квартире. Встроенную вспышку лучше вообще не использовать: если нет внешней, то фотографируйте на улице или в помещении у окна, где хватает естественного света.
Краткий ликбез про фотоаппараты и объективы
Обычно профессионалы снимают на цифровые зеркальные фотоаппараты — их видоискатель основан на зеркале, которое расположено за объективом.
Фотоаппарат — это своеобразный конструктор. Он состоит из сменных объективов и самого устройства для съемки — его называют body, или тушка. Бюджетные модели часто продают комплектом из тушки и простенького объектива, который называют китовым — от английского слова kit, «комплект». Он универсальный и позволяет фотографировать в разных условиях, поэтому подходит для новичков. Однако китовый объектив имеет значительные технические ограничения и не дает красивой картинки. Фотографы быстро меняют его на набор специализированных более качественных объективов.
У объективов есть два основных параметра — фокусное расстояние и светосила.
Фокусное расстояние — это расстояние в миллиметрах от центра объектива до матрицы фотоаппарата. От него зависит угол обзора и степень приближения или удаления фотографируемого объекта. Например, чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив приближает объект и тем меньше его угол обзора.
Светосила — вторая важнейшая характеристика объектива. Она зависит от диаметра диафрагмы — отверстия, через которое на матрицу фотоаппарата попадает свет. Размер этого отверстия можно регулировать, но в только в пределах, которые доступны объективу. Чем шире открывается диафрагма, тем больше света улавливает фотоаппарат.
Светосилу объектива обозначают диафрагменным числом f, которое вычисляют по такой формуле: фокусное расстояние / диаметр диафрагмы.
Фотографы любят светосильные объективы, потому что они хорошо снимают в условиях слабой освещенности и красиво размывают задний план.
Я потренировалась на собственной семье и решила заняться съемкой профессионально. В 2013 году родился сын, декрет затянулся. Профессия фотографа показалась мне идеальным вариантом самореализации: это и творчество, и общение с людьми, и потенциально неплохой заработок. А главное — существенную часть работы можно делать из дома, присматривая за детьми.
Чтобы собрать портфолио, я попросила друзей стать моими моделями. Это был конец 2014 года, а в начале 2015 года у меня уже появились первые заказы. И тут выяснилось, что коммерческая съемка требует иного уровня мастерства. Я не представляла, как работать со студийным оборудованием. Снимала в автоматическом режиме и не могла добиться желаемой картинки. И главное — совсем не умела обрабатывать фотографии.
При съемке для себя хорошие кадры получались случайно и после огромного количества попыток. А профессиональная съемка предполагает управление результатом — этому надо учиться.
Как я училась фотографировать
Ютуб-каналы. Сначала я обратилась к бесплатным источникам: в интернете в открытом доступе можно найти огромное количество информации.
Канал Strobius помог мне разобраться с искусственным светом. Многие видео на этом канале посвящены довольно замороченным световым схемам, которые я ни разу не использовала. Но эта информация позволила понять, как работать со светом, и прибавила уверенности в себе.
Еще один полезный канал — Amlab. Там много видео о съемке и обработке фотографий, но самое ценное — это интервью с успешными фотографами разных жанров. Они рассказывают о профессиональном пути, творческом поиске, организации фотосессий, работе с моделями.
Я самостоятельно училась обрабатывать фотографии по видеоурокам на каналах Сергея Рожнова и Алексея Кузьмичева. Это удобно: просто ставишь ролик на паузу и повторяешь все действия.
Фотошколы и мастер-классы. Уровень моих снимков рос, но все еще сильно отличался от желаемого. Мне было сложно непринужденно общаться с клиентами в процессе фотосессии. И я продолжала снимать в автоматическом режиме фотоаппарата.
я заплатила за обучение в фотошколе в 2015 году
Книги. Первую книгу по фотосъемке — «Семейная фотография» — мне подарил друг. Профессионалы вряд ли найдут в ней что-то новое, но она полезна для начинающих: автор учит работать со светом и искать интересные сюжеты в повседневной жизни.
Помимо технических навыков, для фотографа важна насмотренность. Поэтому я постепенно собираю библиотеку книг с репродукциями картин и работами классиков фотографии.
я потратила на книги по фотосъемке
В ближайшее время планирую купить «Историю искусства» Эрнста Гомбриха: говорят, это максимально полный и логичный курс для непрофессионалов.
Социальные сети. В социальных сетях я подписана на известных фотографов, в том числе зарубежных. Когда рассматриваю их фотографии, то стараюсь понять, как это снято и что именно делает картину интересной. Иногда пробую повторить какие-то работы самостоятельно.
Но особенно люблю фотографов, секреты которых раскусить не удается. Например, меня очень вдохновляют работы Наталии Федоровой: она снимает семейные истории, в которых нет ни капли постановки. Наталия Федорова не корректирует пространство вокруг моделей, а благодаря удивительному чувству композиции делает красивые жизненные фотографии.
10 советов начинающему фотографу
Когда вы начинаете фотографировать, кажется, что профессиональный рост наступает очень быстро. Вы будете измерять свое мастерство улучшениями, которые видите в своих работах и сделанных фотографиях. В этой статье я расскажу о вещах, которые понял за четыре года фотосъемки и поделюсь советами начинающим фотографам для профессионального роста.
Советы начинающему фотографу
Вот десять вещей, которые я хотел бы знать перед тем, как начал снимать:
1. Меняется видение
Когда вы начнете серьезно подходить к фотографии, то никогда больше не увидите вещи по-прежнему. Если ваш опыт критичного изучения вещей такой же, как у меня, вы заметите, что начали пристально разглядывать каждую увиденную фотографию и видео. Для меня почти невозможным стало смотреть фильм, не анализируя кинематографию и способ съемки. Кино – уникальная среда, но я все еще черпаю много вдохновения от профессиональных фотографий.
Как только вы начнете гнаться за хорошими снимками, можете рассчитывать, что ваш стиль жизни изменится. Ранее пробуждение или бодрствование до поздней ночи, чтобы получить уникальное освещение станет рутинной частью жизни. Лично я считаю, что пристальное изучение хороших снимков – отличный способ улучшить свои работы. Если с головой окунуться в мир фотосъемки, это заставит правую долю мозга работать активнее.
2. Это дорогое хобби
Фотография – недешевое удовольствие, особенно, если вы планируете активно покупать оборудование. После покупки своей первой зеркалки, вы подписали обязанность покупать «систему» объективов и вспышек, которые работают только с этой маркой. Если после такого вам захочется продать всё и перейти на другой бренд, это может обойтись в немалую сумму (я достаточно раз это делал и знаю, о чем говорю).
Покупка камеры заставит вас покупать дополнения, совместимые только с ней.
Есть два подхода, чтобы избежать затратной стороны фотосъемки: первый – не привязывайте успех к используемому оборудованию. То есть, нельзя убеждать себя, что дополнительный объектив сделает ваши работы идеальными. Когда дело доходит до оборудования, не существует магической палочки; лучший подход – постепенно и вдумчиво докупать все необходимое.
Во-вторых, сократите стоимость при помощи экономии. Покупка подержанной техники поначалу казалась мне пугающей, но со временем стала шансом купить камеры и объективы, которые были за гранью моих возможностей. Умные решения, такие как покупка быстрого фикс-фокуса (больше об этом далее) поможет справиться с синдромом сбора оборудования. Продолжайте чтение и узнаете о том, как делать правильный выбор.
3. Пропускайте стопы
Когда я только начал изучать экспозицию, моя ошибка, о которой я часто говорю – попытки изучить ее математическую шкалу. Измерение стопов света и запоминание шкалы f-числа – это огромная трата времени.
Изучение всех f-чисел и зубрежка шкалы экспозиции – частое занятие новичков, но это не лучшее применение вашего времени.
Важнее понять принцип работы треугольника экспозиции, а также научиться балансировать и креативно подходить к экспозиции. Не волнуйтесь, считая стопы и идеально передавая свет, ведь есть множество других вещей, как, например, правильное позирование моделей и контроль освещения.
4. Переключайтесь на ручной режим
Чем раньше вы начнете по-настоящему контролировать экспозицию, тем раньше перестанете быть человеком, который просто щелкает по кнопкам. Это не всегда легко – вам потребуется узнать многое об измерениях, экспозиции, фокусе и других вещах.
Выход за рамки режима автоматической экспозиции – самый главный шаг для перехода от новичка до мастера. Когда вы начнете контролировать фотографию и научитесь разбираться с нюансами экспозиции, то перевернете работу с ног на голову и сможете предвидеть результат. Вы будете использовать подсветку, создавать креативную экспозицию, а также придумаете множество сценариев, с которыми камера справится самостоятельно.
Непростая ситуация с фоновой подсветкой.
Отличный промежуточный шаг – научиться контролировать один дополнительный фактор за раз. Начните с понимания ISO, его влияния на снимок и свет, который попадает на сенсор. Затем можно перейти к контролю выдержки и апертуры, также изучив визуальные изменения от них. Работа над выдержкой или апертурой – важный тренировочный шаг на пути к полному ручному контролю экспозиции.
5. Съемка требует времени
Это звучит до боли примитивно, но я часто забывал о том, что единственный способ по-настоящему улучшить навыки – каждый день держать в руках камеру, постоянно делая снимки. Единственный способ, которым я мог воспользоваться – выделять время на съемку между школой и работой.
Отличный способ продолжать делать фотографии – бросать себе вызов. Если у меня есть задание, пускай даже назначенное мной, шанс того, что я выберусь и сделаю снимки, намного выше. В интернете есть тонны фото испытаний, которые не дадут расслабиться. Если вы выберете такой подход, различные вызовы и задания помогут держать себя в креативном тонусе.
6. Расставляйте приоритеты для объективов
Ключ к избеганию лишних трат на оборудование – делать разумные покупки и сразу же использовать их. Первые два года моей карьеры фотографа прошли в перескакивании от одной тушки к другой. Я гнался за мегапикселями, большим количеством точек фокуса и всем, что, по моему мнению, должно улучшить снимки. В процессе я всегда находил способ избежать покупки того, что было действительно важно: объективов!
Если привязаться к дешевому китовому объективу, который продается вместе с камерой, вы ограничите свои возможности. Хотя со стандартным объективом можно делать отличные снимки, у него есть свои ограничения; обычно это 18-55мм объективы с медленной апертурой, которая заставляет снимать только в хорошо освещенных местах. Если сократить ее до f/8 или около того, снимки будут резкими, но недостаточно.
Может показаться, что этот пункт противоречит одному из предыдущих, постоянно требуя больше оборудования для лучших снимков, но в покупке объективов есть разумное зерно. Намного важнее сделать правильный выбор, купив более быстрый (с широкой апертурой) объектив, который будет выдавать отличные снимки.
7. Не спешите становиться профи
После того, как вы какое-то время занимались съемкой и уже начали выставлять свои работы, будет шанс, что вы получите первые заказы. Не важно, будет ли это выпускной портрет друга, ландшафтные фотографии для печати или свадьба (самое опасное занятие), друзья всегда будут искать кого-то (обычно задешево), чтобы запечатлеть их ценные моменты.
Конечно, шанс быстро монетизировать свое хобби выглядит очень привлекательно. Это поможет купить новое оборудование и свести концы с концами. Однако, появляются некоторые нюансы, которые нельзя предугадать. Работа со сложными клиентами, которые разрывают контракт в последний момент, риски юридической ответственности и множество других вещей – все это неотъемлемые части профессионального процесса. Не важно в каких вы отношениях с клиентом, вы всегда будете в положении получения оплаты за предоставленные услуги. Не торопитесь переходить к профессиональной съемке и действуйте аккуратно.
8. Всегда берите камеру с собой
Вы никогда не получите хорошие снимки, если камера лежит дома. Я сказал себе, что, если хотя бы раз оставлю камеру дома, в этот день я потеряю шанс выиграть награду за фотожурналистику, которую я так ждал. Поэтому меня редко можно увидеть без фотоаппарата. Не важно, носите ли вы с собой зеркалку или iPhone с вашим любимым приложением, инструмент для фотосъемки должен быть всегда под рукой!
Невозможно делать снимки без камеры. Будь это зеркалка, мыльница или камера смартфона, для улучшения навыков фотографии всегда нужно иметь под рукой инструмент для съемки.
Более того, философия «всегда носи с собой» во многом сформировала мои недавние решения касательно оборудования. Я не куплю еще одну огромную тушку, которая будет лежать в сумке, ведь какая разница, насколько она качественная, если она все равно не будет задействована. Этого мне совершенно не надо.
9. Купите быстрый полтинник
Если у вашей текущей камеры взаимозаменяемый тип объективов, я не могу придумать лучший «второй» объектив, чем 50мм. Обычно их апертура f/2, f/1.8, f/1.4, что отлично подходит для съемки в условиях плохой освещенности и позволяет контролировать глубину резкости так, как китовый объектив никогда не сможет. Если вы используете меньший сенсор формата APS-C, 35мм объектив создаст почти такое же поле зрения, как полтинник на полнокадровой камере.
50 mm объектив с апертурой f/1.8 – то, что можно порекомендовать почти всегда и это не просто так. С широкой апертурой вы можете снимать в условиях плохой освещенности и креативно работать с глубиной резкости.
Для меня главная креативная возможность – это контроль глубины резкости. Если вы не знакомы с этим понятием, оно отвечает за то, сколько содержимого кадра находится в фокусе. Объективы с широкой апертурой (как, например, f/1.8 полтинник) позволяют оставить в фокусе только небольшую часть снимка.
10. Детально изучите камеру
Еще один способ улучшить навыки фотосъемки – понять инструменты, с которыми вы работаете. Когда не нужно думать о том, какие кнопки нажимать и какие технические решения принимать, можно подходить к фотографированию с креативной стороны. Вы думаете об освещении, а не цифрах на регуляторе апертуры. Если изучить каждую опцию, каждую настройку, каждый регулятор камеры, она станет расширением глаза.
Это может показаться глупым, но вдумчивое прочтение руководства камеры – отличный способ начать. Еще лучше снимать каждый день, больше и больше погружаясь в настройки.
Выводы
Оглядываясь на четыре года, в течении которых я серьезно занимался съемкой, сложно даже сказать, насколько фотография повлияла на мою жизнь. Начиная с друзей, которых я встретил и заканчивая коммерческим опытом, который пришел со временем, фотография может стать отличным позитивным занятием как для любителей, так и для профессионалов, которые занимаются этим всю жизнь.
Какие вещи вы бы хотели знать, когда только начали снимать? Что вы узнали в течении своей карьеры фотографа?
10 вещей, которые должен знать начинающий фотограф
Когда вы только начинаете работать с фотографией, кажется, наверно, что ваши умения растут как на дрожжах. Вы будете отслеживать прогресс по заметным переменам и в фото, и в работе в целом. Здесь представлено несколько советов, которые помогут ускорить ваш личный рост, когда вы начинаете карьеру фотографа.
1. Видимые изменения. Когда вы работаете долгое время в этой области, то уже никогда не будете смотреть на вещи так же, как в самом начале. Вы станете учеником и одновременно учителем для себя, анализируя каждую фотографию, видео, которые вы воспринимаете. С большим трудом можно смотреть кино без анализа кинематографии, настроек снимков. Однажды, начав гоняться за качественными изображениями расчитывайте на смену образа жизни. Ранние подъемы или поздние прогулки, чтобы подискать особое освещение и т.д., становятся обычным делом. Вы будете ловить себя на анализе постоянно: как они освещены, где можно найти подобные места, как воссоздать такие эффекты и обстановку и пр. Фотография – мощный способ самовыражения и «выращивания» себя. Прыжок с головой в эту работу заставляет, кстати, шевелить извилинами правое полушарие.
2. Это дорогое хобби. Фотография – хобби не из дешевых. Это касается покупки оборудования. После приобретения первой зеркальной камеры, нужны линзы, вспышки… А потом, для перехода на следующий уровень, когда вы освоили азы, может быть проблематично продать «старую систему» для покупки новой для работы на более высоком уровне.
Как избежать дорогостоящей стороны этой деятельности? Ознакомьтесь с мыслью, которая состоит из двух подходов: во-первых, не набрасывайтесь сразу на самое дорогое оборудование. Намного проще приобретать все постепенно, и без паники, хорошо обдумывая решения; во-вторых, подсчитывайте доходы и расходы, ведь числа – наши друзья. Вы научитесь, для начала выбирать хорошие вещи. Помните, качественное оборудование можно приобрести и по доступным ценам. Главное – терпение и знание характеристик. Читайте об опыте других фотографов, придумывайте свои способы. Одним словом, тренируйте свое правое полушарие.
3. Экспозиция. В начале изучения экспозиции многие делают ошибку, пытаясь расчитать математически ее масштаб. Измерение остановки света и заполнение диафрагменного числа – это большая трата времени.
Более важно научиться балансировать с треугольником экспозиции, подходить ко всему процессу творчески. Не стоит слишком зацикливаться на идеальном освещении, вспомните лучше о том, что есть много интересных людей и представьте, как над каждым из них можно поэкспериментировать.
4. Пользуйтесь руководствами. Чем раньше вы по-настоящему начнете контролировать экспозицию, тем скорее станете больше, чем человеком, который просто нажимает на кнопки. Конечно, это сложно и требует много работы и обучения о замере экспозиции, фокусе и о многом другом. Сначала вы будете использовать автоматическую экспозицию. Но, постепенно, отказываясь от нее, вы сделаете огромный шаг вперед, становясь художником, а не просо фотографом. Вы начнете полностью контролировать фото обрабатывать нюансы воздействия, а также легко предугадывать конечный результат. Вы научитесь обращаться с подсветкой, придумывать другие сценарии для фото, комбинируя эффекты, т.е. делать больше, чем камера сама по себе.
Есть отличный промежуточный шаг, после выполнения которого можно научиться контролировать один дополнительный фактор. Во-первых, понять, что ISO влияет на качество так же, как свет, достигающий датчика. Затем можно переключиться на контроль за выдержкой и диафрагмой с учетом визуальных результатов всех настроек. Меняя приоритеты между выдержкой и диафрагмой в процессе обучения, вы поднимаетесь верх на пути к полному освоению этих параметров.
5. Съемки каждый день. Ужасно банально, но мы забываем, что это единственный способ улучшить свои навыки. Нужно держать камеру в руках ежедневно, постоянно что-то снимая. Везде.
Фотографируйте с друзьями, бросая вызов себе. Это, пожалуй, парочка лучших советов. Когда, к примеру, у вас есть заказ, многие люди откладывают его выполнение. «Пойду-ка я лучше прогуляюсь», – думают они. Но! НАДО ДЕЛАТЬ! В этом весь секрет владения собой. Все заказы и задания сохраняют в вас творческий дух.
6. Приоритет объективам! Сначала люди меняют слишком много корпусов для камеры, ищут больше мегапикселей, много внимания уделяют автофокусу и пр. Но им нужно всего лишь обновить объектив. Пока вы работаете с недорогим комплектом камеры и объектива, который к ней прилагается, вы ограничиваете свою работу. Очень важно выбрать правильные линзы (с диафрагмой по шире). Это играет большую роль.
7. Становитесь профи медленно. После ваших многочисленных съемок, когда уже идет демонстрация работ, большая вероятность деловых предложений. Будь-то портрет брата, пейзажи или свадебная серия (кстати, довольно сложное и ответственное дело), друзья. В общем, всеми способами надо привлечь клиентов. Поэтому, когда вы уже что-то умеете, появится мысль на этом подзаработать. Но есть нюансы. Работа с трудными клиентами, которые могут отменить съемку в последний момент, кладет риск на юридическую сторону и многое другое. Сами понимаете. Не забудьте аккуратно и постепенно переходить на профессиональный уровень.
8. «Я всегда с собой беру ви-и-и-и-и-деокамеру»! У вас никогда не получится сделать что-то стоящее, если она не будет с вами постоянно. Мотивация: представьте, что каждый раз, оставляя фотоаппарат дома, вы лишаетесь наград фотожурналистики и всех остальных. Это помогает. У вас никогда не получится качественных, спонтанных фотографий, если вы «отделитесь» от камеры. Будь-то зеркальная или сотовый телефон. Лучше, если всегда имеется что-то с собой для снимков. Девизом… нет, даже целой философией должны стать слова: «Я всегда с собой беру видеокамеру». И нету смысла покупать дорогой фотоаппарат для пыли на полочке. Это не хорошо.
9. Лучше одна, но качественная вещь. Если ваша текущая камера со сменным объективом, то можно поразмышлять над вторым вариантом – 50 mm f/1.8. С его быстрой апертурой, он поможет решить проблемы низкой освещенности, контролировать глубину резкости. Объектив, входящий в комплект, вряд ли это сможет.
Объектив 50 mm f/1.8. – вещь, часто рекомендуемая и не без оснований. С широкой апертурой на условиях недостаточного освещения, предельной глубины резкости – то, что вам понадобится в творческом пути.
10. Изучите камеру снаружи и внутри. Один из способов улучшения съемки – понять, из чего состоит камера. Когда вам не надо думать, какие кнопки нажимать, у вас получится свободно войти в творческий процесс. Вы, например, думаете о свете, не используя показатели, контролирующие диафрагму. Когда вы действительно знаете все настройки, опции, фотокамера становится продолжением ваших глаз. Читайте руководство к ней, копайтесь в настройках. Полезно.
Фотография становится частью жизни многих. Начиная с любительских съемок люди растут до профессионалов. Но, никто не говорит, что этому можно научиться легко и быстро. Нет. Только трудолюбие и, конечно же, безумная влюбленность во все это.Кто-то не любит фотографироваться, говоря, что фото останавливает время, убивает его. Да, но все зависит от восприятия. А мы говорим, что оно сохраняет теплые моменты, служит памятью. Ведь приятно смотреть на картинку, где вы когда-то были счастливы. Как не крути.