Что необходимо знать бухгалтеру
Порядок ведения бухгалтерского учета в производстве
Бухгалтерский учет в производстве: с чего начать
Для того чтобы лучше понимать цели и задачи бухгалтерского учета в производстве, представим себе некое гипотетическое производство, которое выпускает ПРОДУКТ. Наш процесс производства ПРОДУКТА имеет несколько стадий:
То есть в нашем производственном цикле есть как минимум три участка. На каждом участке ПРОДУКТ проходит свой технологический цикл.
Процесс производства в общем виде можно представить в виде схемы:
Как видим на схеме, в производство поступает сырье. В нашем случае сырье проходит три (на практике может быть больше или меньше) стадии переработки, и на выходе получается готовая продукция.
В связи с этим перед бухгалтерией производственного предприятия встает несколько важных задач:
Важно! С 01.01.2021 учет материалов ведется в соответствии с новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Перестроиться на новые учетные правила вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Задач много — поэтому бухгалтер в процессе постановки учета на производстве должен хорошо ориентироваться во всех тонкостях производственного процесса. И начинать внедрять бухучет нужно с изучения технологии и особенностей тех продуктов, которые получаются на каждом этапе производства. При этом главной задачей бухучета на производственном участке является точное определение фактических затрат на единицу произведенной продукции.
Что включается в производственную себестоимость
Производственная себестоимость может включать в себя:
Группировку затрат по элементам ведут в соответствии с требованиями п. 8 ПБУ 10/99.
Узнайте больше про отражение основного производства в бухгалтерском балансе из нашей статьи.
При этом затраты на содержание основного и вспомогательных производств носят общепроизводственный характер. Такие затраты необходимо аккумулировать на 25-м счете и относить на себестоимость одним из методов распределения косвенных затрат. Метод избирается предприятием исходя из экономической целесообразности и в соответствии с отраслевой инструкцией о формировании себестоимости продукции (для отраслевых предприятий).
Таким образом, бухучет затрат ведется по элементам и статьям. Материальный учет может осуществляться в разрезе цехов (участков), материально ответственных лиц, по видам готовой продукции, сортам и т. д.
Подробнее о классификации производственных затрат можно узнать из публикации «Система учета производственных затрат и их классификация».
О новых правилах учета незавершеннго производства, которое с 01.01.2021 (согласно ФСБУ 5/2019 «Запасы») входит в состав запасов, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Бухучет процесса производства: основные проводки
Рассмотрим, какие используются проводки в учете производства. Процесс аккумулирования затрат на производство проходит по дебету счета 20 в корреспонденции с кредитом счетов 10, 02, 05, 70, 69, 23, 25, а также других счетов, с которых списываются затраты на производственную себестоимость (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
Детально ознакомиться с проводками по счету 20 можно в этой статье.
На 20-м счете аккумулируются сведения о прямых затратах. Косвенные расходы формируются на счетах 25 и 26. Затем производится распределение этих расходов на единицу готовой продукции:
Списание стоимости готового продукта на финансовый результат производится проводкой Дт 90 Кт 40 (43).
ВАЖНО! Списание общехозяйственных расходов со счета 26 возможно также в дебет счета 90, при этом проводка выглядит так: Дт 90 Кт 26. Выбранный способ списания данного вида издержек необходимо закрепить в учетной политике.
Различия в бухучете и налогообложении на производстве
Существует немало различий между налоговым и бухгалтерским учетом на производстве. В связи с этим возникают постоянные и временные разницы, требующие более детального рассмотрения, которое невозможно осуществить в рамках небольшой статьи. К счастью, данный вопрос очень подробно рассмотрели эксперты КонсультантПлюс в Готовом решении. Получите бесплатный пробный доступ к системе, переходите в материал и узнаете все о применении ПБУ 18/02, в порядке работы с которым в 2020 году были значимые изменения.
Итоги
Каждый бухгалтер, прежде чем определить принципы и порядок учета производственных расходов, должен детально ознакомиться с технологией производства. Бухучет на производственном предприятии осуществляется в соответствии с нормами ПБУ 10/99 и Плана счетов.
Что должен знать и уметь бухгалтер, чтобы стать востребованным специалистом? Советы начинающим специалистам
Одна из причин выучиться на бухгалтера – высокий спрос на специалистов этой профессии. Но чтобы работодатели были заинтересованы не просто взять вас к себе в организацию, но и предоставить хорошие финансовые условия, возможности для карьерного роста, одного диплома об образовании недостаточно. Нужны глубокие и актуальные знания, способность быстро и грамотно решать профессиональные задачи. Как же новичку обрести эти качества? Об этом мы и поговорим дальше, но сначала разберемся, чем же вообще занимается бухгалтер.
Основные и дополнительные обязанности
Должностная инструкция бухгалтера в 2020 году составляется непосредственно на месте деятельности специалиста с учетом участка его работы. Чаще всего список обязанностей включает:
В список обязанностей бухгалтера часто входят и другие функции, связанные со спецификой деятельности предприятия. Например, он может взаимодействовать с банками, работать с экспортом и импортом, участвовать в инвентаризации. На крупных предприятиях обычно есть целый бухгалтерский отдел, где каждый специалист отвечает за свой участок – один работает с первичными документами, второй – с заработной платой и т. д. В небольших фирмах работают бухгалтеры-универсалы, а иногда обязанности этого специалиста выполняет и сам директор.
Что должен знать и уметь начинающий бухгалтер?
Специфику деятельности предприятия и своего участка работы бухгалтер узнает уже в процессе выполнения трудовых обязанностей. Но чтобы его взяли в организацию, ему нужно, как минимум:
Где пройти обучение?
Профстандарт «Бухгалтер» позволяет работать на этой должности при наличии образования не ниже среднего профессионального. Если оно непрофильное, то для получения квалификации вы можете пройти дистанционные* курсы профпереподготовки в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения».
Тем, кто собирается учиться на бухгалтера с нуля, мы предлагаем программу:
Она дает все знания, необходимые специалисту вне зависимости от места и участка его работы. Вы изучите:
Чтобы закрепить теоретические знания и получить практические навыки работы, после каждой темы вы будете проходить практикумы – составлять документы, проводить расчеты, заполнять таблицы и т. д.
Если вы уже работаете бухгалтером, но у вас нет нужного образования, для вас есть более узкие программы по ведению бухгалтерского и налогового учета на предприятиях разного масштаба с разными типами финансирования и разной сферой деятельности. Эти курсы будут полезны и тем, кто хочет освежить свои знания перед сменой места работы или возвращением на должность после долгого перерыва (например, декретного отпуска). Частные вопросы бухгалтерской деятельности освещаются на коротких программах повышения квалификации, например:
С дипломом о профессиональной переподготовке на бухгалтера вы сможете работать в любых государственных и частных организациях: производственных, образовательных, строительных, финансовых и т. д. Учтите, что занимать должность главного бухгалтера вы сможете не ранее, чем через 5 лет работы (или 7, если у вас среднее профессиональное образование).
Как успешно пройти собеседование и начать карьеру? Советы начинающим бухгалтерам
Самый простой способ — начать карьеру помощником бухгалтера. Под руководством более опытного специалиста вы получите практические навыки и стаж. Это позволит вам пойти на повышение в своей организации или устроиться в другую компанию на более престижную должность.
Но можно пропустить первую ступень карьерной лестницы и сразу начать работать бухгалтером. Специалистов без опыта нередко берут в штат, когда работник нужен срочно или, когда есть возможность обучить нового сотрудника на месте. Если вопрос заработка не стоит для вас остро, то вы можете начать карьеру с занятости по совместительству или на неполный рабочий день. Так у вас будет оставаться достаточно свободного времени, чтобы разбираться в сложных вопросах и повышать квалификацию по темам, которые вызвали затруднения на практике.
На собеседовании потенциальным претендентам на должность бухгалтера часто предлагают тесты для проверки уровня квалификации. Найдите их в интернете и попробуйте пройти, чтобы примерно понимать тип заданий и подготовиться к их выполнению.
В ходе устного собеседования руководители или специалисты по подбору кадров чаще всего задают соискателям следующие вопросы:
Современные работодатели любят формат стрессового интервью. Поэтому будьте готовы к вопросам с подвохом, например, о возможности нарушения законодательства ради финансовой выгоды бизнеса («Можем ли мы платить зарплату «в конверте»?», «А если нам подделать чеки о покупке оборудования для уменьшения налога?» и т. д.). Естественно, в такой ситуации вы должны рассказать о возможных последствиях таких действий, а не искать пути обхода закона.
Карьера бухгалтера привлекает большим количеством вакансий, хорошим карьерными перспективами, отсутствием возрастных ограничений – чем опытнее работник, тем ценнее он для работодателей. Но, чтобы добиться в ней успеха, нужно получить хорошее образование с практическим уклоном. И это очень удобно сделать на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Что нужно знать начинающему бухгалтеру?
Перед тем как начать осваивать профессию бухгалтера, стоит выяснить, что обязан знать каждый работник этой сферы. Согласно установленным в РФ нормативам, к обязательным для бухгалтера относятся знания:
Все это можно выучить и за месяц. Но бухгалтерское мастерство познается на практике. Поэтому в данной статье мы обойдем теорию и назовем 3 практических аспекта, с которыми бухгалтеру-новичку стоит быть осторожным.
На что обратить внимание начинающему бухгалтеру?
Одно из главных правил – сдать отчетность в срок. Здесь на помощь приходят программы для формирования отчетности «1С». Специальные формы помогают делать это автоматически, что сэкономит вам время. Но не стоит забывать, что программные решения не наделены интеллектом, а значит не застраховывают вас от ошибок на 100%. Поэтому перед отправкой отчетности проверяйте соответствие заполненных строк в разных формах – при проверке именно этому чаще всего уделяют внимание налоговые инспекторы.
А чтобы избежать недочетов и научиться исправлять уже допущенные ошибки, обучитесь работе в «1С» у профессионалов. Сотни сотрудников бухгалтерии отмечают положительные результаты после прохождения курсов по бухучету в «1С». Это один из лучших способов повысить свой уровень компетентности, ведь решения «1С» используют свыше 80% организаций в РФ. С уверенностью можно говорить, что начало работы бухгалтером – это начало работы с «1С».
Есть одна история, которая способна отучить от привычки затягивать со сдачей отчетности. Однажды бухгалтеру предстояло сдать отчетность за I квартал. 29 апреля, в понедельник, дело шло к сдаче декларации по налогу на прибыль. Оставалось совсем немного – добавить завершающие штрихи. Но пятничным утром компьютер просто не включился вследствие заражения вирусом. В итоге труды многих часов сотен московских бухгалтеров были стерты. Выходные дни превратились в 48-часовой рабочий хаос, чтобы 29-го апреля к полудню можно было сдать достоверный отчет. Сдать отчетность в срок удалось благодаря наличию на руках необходимых первичных документов.
Очевидно, стоит задуматься о цене риска.
В работе с «первичкой» важно отслеживать законодательные изменения. Например, чтобы на всех документах были своевременно проставлены необходимые по законодательству визы, а также порядок, которым регламентируются кассовые операции. Все недочеты в первичных документах налоговая и руководство спрашивает именно с бухгалтера.
Когда поток «первички» слишком большой, кажется, что некоторые операции можно отложить и отразить позже. Например, завтра или послезавтра – ничего страшного не случится. Однако бывают ситуации, когда коллега не успел доделать кассовую книгу и ушел на больничный. В таком случае замещать его предстоит вам. Ваши обязанности расширятся до «восстановления» кассы по чекам ККТ, но, помимо этого, у вас и своих задач хватает. Особенно тех первичных документов, которые вы решили отложить на завтра.
Как стать хорошим бухгалтером быстрее?
У экспертов бухгалтерии «ГЭНДАЛЬФ» есть для вас несколько советов.
Научиться бухучету с нуля можно на специальном курсе «1С:Бухгалтерия 8». Практическое освоение бухучета с самого начала». После прохождения курса в «ГЭНДАЛЬФ» вы получите диплом Учебного центра и свидетельство фирмы «1С».
С полным перечнем курсов Учебного центра «ГЭНДАЛЬФ» вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Бухучет для начинающих
Расскажем, из чего состоит первичный учет и какие сервисы помогут бухгалтеру быстрее справляться с первичными документами и не делать ошибок.
Первичные документы — основа бухгалтерского и налогового учета. Они подтверждают доходы, расходы и правильность расчета налогов. Разберемся, какие бывают первичные документы и в каких случаях их используют.
Обработка первичных документов не требует особых навыков и умений. Обычно эту работу поручают рядовому бухгалтеру, который получает первичку, проверяет ее и делает бухгалтерскую проводку. Но даже в этом деле бывают ошибки. Расскажем, как происходит обработка первичных документов и как ее автоматизировать.
Новый бланк транспортной накладной применяют с 1 января 2021 года. Оформлять его должны все три стороны сделки по перевозке товаров: отправитель, перевозчик и получатель, а иногда еще и экспедитор. Расскажем, что изменилось в бланке и как его заполнять.
Бухучет строго опирается на документы, которые имеют юридическую силу. Их называют первичными: они служат первым и главным основанием для отражения в учете покупки, продажи, аренды и других операций. Расскажем о первичных документах и правилах работы с ними.
Крупные организации нанимают целый бухгалтерский отдел, чтобы справляться с объемным учетом, и в бухгалтерии обязательно есть специалист, который занимается первичной документацией. Разберем обязанности бухгалтера по первичке и особенности его работы.
Закон устанавливает правила ведения первичной документации, а при проверках контролирующие органы часто находят в документах ошибки и нарушения. Это приводит к штрафам и доначислениям налога. Расскажем о правилах ведения документации и основных выявляемых нарушениях.
Основные сложности бухгалтера чаще всего связаны с обработкой первичной документации. На ввод бумажных документов в учет специалисты тратят до 70% рабочего времени, а в конце отчетного квартала вынуждены работать в авральном режиме. Квалифицированные бухгалтеры часами вручную переписывают данные из бумаг в программу, хотя с этой задачей справился бы и ученик младшей школы. Расскажем как автоматизировать этот процесс.
При отгрузке товара компания может составить товарно-транспортную и транспортную накладную — к тому же требования к последней изменились с начала 2021 года. Расскажем в статье, как сделать выбор.
С электронными документами работает все больше компаний. В 2021 году завершился эксперимент по переходу на электронные кадровые документы. Расскажем в статье о правилах работы с цифровыми документами, о требованиях и возможностях.
Что входит в обязанности бухгалтера
Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.
Знакомьтесь — бухгалтер
Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.
В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.
Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?
Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.
Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.
Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:
Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.
Профессиональные стандарты
Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:
Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.
Должностная инструкция
Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.
Структура должностной инструкции:
Пример должностной инструкции главного бухгалтера
Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.
Бухгалтерия: обязанности
Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.
Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):
Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)
Обязанности бухгалтера по расчетам
Обязанности главного бухгалтера:
Права и полномочия
Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.
Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.
Пример формулировок
Ответственность за проступки
Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.
Какую ответственность предусмотреть:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».
За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».