Что необходимо включить в районную часть программы
Что необходимо включить в районную часть программы
Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Разделы
Содержание
Целевой
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы
Пояснительная записка должна раскрывать:
— цели и задачи реализации Программы;
— принципы и подходы к формированию Программы;
— значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)
Содержательный
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
– сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно
Организационный
2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы
Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы
Дополнительный
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
2) используемые Примерные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Региональный компонент. Особенности планирования основной образовательной программы
Вера Юшина
Региональный компонент. Особенности планирования основной образовательной программы
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программаучреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе (родная природа, культурное наследие-памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.).
Так как краеведение охватывает все образовательные области, то и задачи планирования должны быть представлены по всем образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Для реализации этих задач необходимо использовать следующие формы работы и планировать:
-целевые прогулки к памятникам славы, по улицам города, историческим местам
-чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки, песенки, былины)
-использование аудио-видеоаппаратуры для прослушивания музыкальных произведений и музыкальных инструментов
-рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением русской природы, родного города
-встречи с интересными людьми города
-проведение фольклорных праздников и развлечений
Региональный компонент удобнее реализовать во всех видах деятельности,например:
-игровая деятельность-планировать тематические национальные сюжетно-ролевые игры
-изобразительная деятельность-лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами
-познавательная деятельность-экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства, библитеки, гончарной мастерской
-образовательная и развивающая деятельность-беседы, чтение художественной литературы, потешки, стихи
-музыкальная деятельность-разучивание народных песен, танцев, знакомство с инструментами
-физическое развитие- подвижные народные игры
Планированиесодержания идет в следующих направлениях:
1. Природно-климатические особенности родного края. В этом блоке дети знакомятся с природой своего края.Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
2. Национально-культурные и исторические особенности края. Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном крае. Дети знакомятся с предметами быта, их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь. Посещают достопримечательные места в городе. Знакомятся с памятниками культуры, архитектуры.
3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Дети получают сведения о современных солдатах, проходящих службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству. Узнают о ветеранах города, об известных людях.
4. Символика края. Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом Липецкой области, родного города.
Содержание знаний о родном крае можно разделить на 3 основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города.
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческого направления, но и работу в творческих мастерских, участие в творческих конкурсах.
В младшем дошкольном возрасте детям трудно еще представить наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с помещений и территории детского сада, затем экскурсии по близлежащим улицам, с бесед о том, что они видели, что у каждой улицы есть свое название. Знакомить с природой родного края, животными, растениями.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по данному направлению, обращаем внимание на красоту улиц, рассматриваем здания, в которых люди живут и работают. В средней группе планируется занятие на темы «Семья», «Детский сад» и др. Знакомят детей с трудом взрослых, с животным и растительным миром, с символикой России,города: флаг, герб.
По данным темам планируем дидактические и сюжетные игры «Семья», «Шоферы», «Строители» и т. д.
В старшем дошкольном возрасте ко всем предыдущим знаниям прибавляются первоначальные знания о прошлом нашего края,о значении старинных слов: горница, люлька, лучина, прялка, лапти и т. д. Дается представление о столице, области, достопримечательностях нашего города, края. Также знакомство с защитниками Родины, памятниками города.
Знакомят детей с профессиями людей нашего города. Дается представление о размерах области, ее природных богатствах, местных промыслах.
С детьми подготовительной группы закрепляются все знания, данные раньше. Расширяются знания об истории города, края. Сюжетно-ролевая игра может быть с таким названием «Путешествие по городу». Дидактическая игра «На какой улице расположено это здание?».
Продолжается знакомство с русским костюмом, знакомят с местами отдыха горожан, планируется экскурсии на стадион, в краеведческий музей.
Расширяются представления о растениях, животном мире, птицах. Дается представление об особенностях службы солдат в мирное время, о традициях нашего города, края. Продолжается знакомство с понятием «Красная книга природы».
При планировании регионального компонентавставлять взаимосвязь с семьей: образовательные проекты, консультации, подготовку и проведение совместных праздников, развлечений, экскурсии
Что необходимо включить в районную часть программы
Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.
1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
– программы по учебным предметам;
– программы элективных курсов;
– программы факультативных курсов;
– дополнительных образовательных курсов.
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;
обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
1.5. Рабочие программы составляются на основе:
– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).
1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.
1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».
2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы
2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:
– требований федеральных государственных образовательных стандартов;
– обязательного минимума содержания учебных программ;
– требований к уровню подготовки выпускников;
– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
– познавательных интересов учащихся;
– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:
2. Пояснительная записка.
3.Содержание рабочей программы.
4. Требования к уровню подготовки выпускников;
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)
2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:
– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));
– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
– предмет, курс, дисциплина (модуль);
– год составления рабочей программы.
2.4. В пояснительной записке указываются:
– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;
– цели и задачи данной программы
– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;
– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;
– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).
– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
3. Содержание рабочей программы
3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.
3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:
раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);
определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;
определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:
— наименование темы (раздела);
— содержание учебного материала (дидактические единицы);
— требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;
— перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.
4. Требования к уровню подготовки выпускников
4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
5.1. Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).
6. Календарно-тематический план
6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.
6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.
6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.
6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.
В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:
— темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);
— количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);
— даты прохождения темы, раздела;
— виды, формы контроля.
6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения