Что необходимо учитывать при рассмотрении сущности и формулировании понятия информация
семинар 1. Сущность и роль базового понятия информация, этапы и методы его формирования. Сущность информации
Сам термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
В гуманитарных науках, где центральным объектом является человек как существо социальное, акцент в понятие информация делается на другом. Информация – это сведения, знание человека об окружающем мире и о самом себе.
Информация – это отражение разнообразия в существующим мире. Такое определение ближе к философским и естественным наукам.
Информация – это то, что позволяет живым организмом, их сообществом или техническим системам осуществлять целенаправленную деятельность во взаимодействие с окружающей средой. Это определение относится к наукам, изучающим информационные процессы в живой природе и технических системах.
Такое разнообразие толкований получилось потому что постепенно это слово проникло в разные области человеческого знания, и только в середине 20-го века в связи с изучением поведения сложных систем и создания вычислительной техники было осознанно, что понятие информация относится к основным понятием в современном описании картины мира. Таким образом, оно не определяемое, поскольку не сводится к другим более общим понятием.
Существуют разные подходы к раскрытию понятия «информация»: как с позиций частных наук, так и с философской точки зрения.
В философии известны два принципиально различных подхода к информации. Их называют атрибутивным и функциональным. С позиции атрибутивного подхода информация есть свойство всех объектов материального мира, т.е. атрибут материи. В этом смысле информация — это мера упорядоченности, структурированности любой материальной системы.
С позиции функционального подхода способностью к накоплению информации, информационной деятельности обладают лишь самоорганизующиеся системы, к которым относится объекты живой природы. Существует еще более узкий антропоцентрический подход, при котором информация рассматривается лишь как содержание мыслительной деятельности человека. С этой позиции «информация — это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения им данных». Накапливаемая в сознании человека информация образует его систему знаний.
Подходы в раскрытии темы в учебной литературе.
«Информация – нематериальное отражение материального мира, социальных процессов и явлений, а также духовного мира человека». (Гейн)
«Информация несет человеку знания об окружающем мире». Информация — это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение. (Макарова)
Но что же такое информация? Оказывается, дать ответ на этот вопрос непросто. «В жизни мы называем информацией любые сведения, которые человек получает из окружающего мира с помощью своих органов чувств: через глаза, уши, рот, нос и кожу». (Поляков)
Анализ подходов авторов учебника: В учебнике под ред. Н.В. Макаровой определение информации заключено в следующей фразе: «Информация несет человеку знания об окружающем мире». Следовательно, информация является переносчиком знаний, а не самими знаниями. Других вариантов определения информации в учебнике не дано.
Учебник Н.Д. Угриновича для 8 класса, содержит описание нескольких подходов к определению информации. В неживой природе «Информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос-порядок»». Про информацию в живой природе сказано: «Живые системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, т.е. увеличивать информацию, понимаемую как меру упорядоченности элементов системы». Оба утверждения, очевидно, относятся к атрибутивной концепции информации. Раскрывая понятие «информация» применительно к человеку, в учебнике информационная деятельность рассматривается как функция человеческого интеллекта (функциональная концепция).
В учебнике И. Г. Семакина для 7 класса информация трактуется как знания человека. Сообщения, воспринимаемые человеком с помощью его органов чувств, несут для него информацию, если они пополняют знания человека. К представлению информации в любой знаковой системе (в том числе, используемой в компьютерах) применяется термин «данные». Таким образом, информация — это смысл, заключенный в данных и понятный только человеку.
Информация представляется с помощью сообщений. Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных и т.д.
Структура содержания базового курса информатики:
Основные содержательные и методические проблемы изучения всего материала связаны с проблемой определения понятия информация. Информация – фундаментальное понятие науки, поэтому определить его исчерпывающим образом через какие –то простые понятия невозможно.
В базовом курсе рассматриваются два различных подхода к этому понятию: субъективный и кибернетический. Каждый подход дает свое определение информации. И каждый вариант определения обладает некоторой неполнотой.
Таким образом учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников. Далее на многочисленных знакомых детям примерах следует закрепить это определение.
Если учитель использует кибернетический подход, то следует использовать метод обучения рассказ и сообщить, как возникла кибернетика, как она породила современную информатику, являясь одним из её источников.
Информация в кибернетических системах передаётся в виде некоторой последовательности сигналов разной природы: акустических, световых, электрических и др.
Информационные обмены происходят везде и всюду: между людьми, животными, техническими устройствами. В последовательности передаваемых сигналов закодирован определённый смысл и содержание.
С точки зрения кибернетики, информацией является содержание передаваемых сигналов (символов) из некоторого алфавита. Передача сигналов требует определённых затрат материалов и энергии. Однако содержание сигналов не зависит от этих затрат. В последовательности сигналов закодированы определённые смысловые символы, в которых и заключается их содержание. Эти символы могут быть буквами текста какого-либо алфавита или целыми понятиями (например, красный сигнал светофора обозначает для людей «стоять!»). Такую последовательность сигналов называют сообщением.
1. Чем является информация для человека?
2. На какие категории делятся знания? (декларативные и процедурные)
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Приведите примеры декларативных знаний.
5. Приведите примеры процедурных знаний.
6. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?
Задания:
7. Из предложенного списка выберите декларативные и процедурные знания:
а) чтобы определить кислотность раствора, нужно опустить в него лакмусовую бумажку и посмотреть на её цвет: если цвет красный, то раствор кислотный; если цвет синий, то раствор щелочной; если цвет не изменился, то раствор нейтральный,
б) Вашингтон – столица США,
в) чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его ширину умножить на длину,
д) А. С. Пушкин – автор поэмы «Полтава»,
е) Н. Винер – основатель кибернетики,
ж) чтобы сократить дробь, нужно найти наибольший общий делитель числителя и знаменателя и разделить на него и числитель и знаменатель,
з) для удаления текущего файла с помощью Norton Commander нужно нажать клавишу F 8
и) Юрий Гагарин – первый космонавт.
а) Площадь Тихого океана – 179 млн. кв. км.
б) Москва – столица России.
в) Вчера весь день шёл дождь.
г) Завтра ожидается солнечная погода.
д) Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.
е) Dog- собака (по-английски ).
ж) Ro do, may si, lot do may.
9. Какие органы чувств человека участвуют в восприятии информации, если он:
Понятие и сущность информации
Часто понятие «информация» используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация.
Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи.
Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных.
Информация является одним из основных понятий кибернетики в разделе теории информации. В теории информации математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и передачи информации.
Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.
Информация появляется в процессе коммуникации с определенным объектом. Без коммуникации с объектом получение информации практически невозможно.
Например, для того, чтобы выловить необходимую информацию из газеты, необходимо прочитать саму газету и сделать выводы, то есть собрать и обработать информацию. Если же просто прикоснуться к газете – необходимую информацию мы не получим.
Различные знаки в коммуникации наделяются различными смысловыми значениями и представлены в виде кодов.
Многое в современной коммуникации организовано в виде институтов, обращенных к массовой аудитории.
В нашем определении важным является пояснение «…рассмотренный в контексте этого взаимодействия». Приведем примеры, почему это действительно важно. Известно, что книги – это хранилища данных. Они предназначены для получения информации методом чтения. Но если попробовать разные книги на ощупь или на вкус, то тоже можно получить информацию.
Такие методы позволят различить книги, выполненные в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и не полную.
Анализируя информационную ценность газет, журналов, телепередач, мы можем прийти к выводу, что она зависит как от данных, так и от методов, которыми выполняется их потребление. Одно дело – внимательно просматривать телефильм, вслушиваясь в каждое слово, и вовсе другое смотреть его, одновременно разговаривая по телефону.
Понятие и сущность информации и информационных ресурсов (реферат)
СОДЕРЖАНИЕ
Под информацией понимается совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в какой-либо системе и в окружающей ее среде. Иначе говоря, любые сведения, дающие представление о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах называется информацией. Информация неотделима от материального мира, который развивается по объективным законам.
Искажение достоверности информации может возникать в результате чувственного восприятия, осмысливания, представления, неумышленных или умышленных действий человека, а также из-за несовершенства или неисправности оборудования.
Информация может быть представлена в различной форме: текстом, звуком, радиоволнами и т. д. Любая форма представления информации называется сообщением. Однако сообщение будет обладать информативностью только в том случае, если будут меняться ее физические величины, например высота или частота колебания звука, конфигурация букв и цифр, изменение длительности интервала между импульсами и сами импульсы и т. д. Застывшая не меняющаяся форма сообщения неинформативна. Действительно, бесконечное абсолютно одинаковое изображение букв с равными интервалами между ними (a, a, a, a) не будет содержать новой информации. Изменение же букв, пусть даже их начертаний или интервалов между ними, служит сигналом в изменении характера сообщения, т. е. сигналом поступления информации.
Материальный носитель информации, меняющий свои физические величины, называют сигналом. Физическую среду, несущую сигнал именуют каналом связи. Каналом связи является и документ, содержащий буквы, цифры и знаки, которые являются разновидностями сигнала. Вся их совокупность, используемая в рассматриваемой системе, например в системе бухгалтерского учета, представляет собой алфавит. Любая же последовательность символов, которая используется для обозначения объемов, понятий, значений, действий составляет слово. В экономической информации слова могут применяться для изменения ее количества. Количественная сторона информации характеризуется количеством разных сообщений.
Информация обладает не только количеством, но и содержанием (смыслом) и ценностью.
Экономическая информация фиксируется, в основном, в обычных первичных и сводных документах, являющихся носителями ее определенных совокупностей.
Тот объем экономической информации, который отражает только одну сторону хозяйственной деятельности предприятия, например, состояние расчетов с поставщиками, реализацию и т. д., другими словами, множество данных, с каким-либо однородным признаком, носит название информационной совокупности или массива.
Информационные совокупности различных сторон хозяйственной деятельности предприятия организуются в оперативные, бухгалтерские, статистические и плановые подсистемы, которые в свою очередь объединяются в информационную систему предприятия. Информационная система отдельного предприятия будет являться подсистемой информационной системы вышестоящей организации.
Экономическую информацию классифицируют по характеру:
В зависимости от характеризующих их признаков показатели классифицируются:
– первичные, сводные и промежуточные;
– абсолютные и относительные;
– натуральные, трудовые и стоимостные (денежные);
– плановые, бухгалтерские, статистические, оперативные и технические.
Различают следующие признаки: справочные (например: дата, номер документа) и группировочные (поставщик, получатель, шифр товара и др.).
Признаки делятся также на постоянные и переменные.
Регистрация, т. е. фиксация экономических данных, осуществляется в носителях информации, основным из которых является документ. Применяются и машинные носители. С носителями связаны все последующие стадии движения информации. Каждый носитель отличается по способам представления информации, скорости ввода и вывода данных, возможности логической и арифметической обработки и длительности хранения.
Обработка экономической информации включает, помимо формальных (кодирование, декодирование), также логические и арифметические операции. Одной из основных логических операций является сортировка информации. Конечной целью процесса обработки является результативная информация, которая может быть представлена на разных носителях. Результативная информация иногда обрабатывается много раз, давая в итоге новую результативную информацию.
Использование информации состоит обычно в её анализе, который может снова вызывать обработку информации, прежде всего логического порядка, для формирования сложных выводов. Использование результативной информации должно благоприятно отражаться на хозяйственной деятельности и процессах управления; способствовать правильному планированию и регулированию.
При разработке концепции информатизации общества необходим системный, комплексный подход к решению проблем развития и использования информационных ресурсов, как и всего информационного потенциала общества.
Информационным потенциалом общества называют информационные ресурсы и информационные составляющие трудовых ресурсов (информационных работников).
Всю совокупность показателей развития информационного потенциала общества можно разбить на четыре группы:
1. Показатели, характеризующие развитие информации как основного информационного ресурса общества с выделением двух подгрупп: показатели развития традиционной массовой информации (число названий и тиражи книг, журналов и газет и др.) и показатели развития информации, хранящейся и распространяющейся в виде баз данных (знаний).
3. Показатели, характеризующие развитие трудовых ресурсов информационной сферы, с выделением двух подгрупп: показатели развития трудовых ресурсов традиционных видов деятельности (занятых в отраслях народного хозяйства) и показатели развития трудовых ресурсов в области информатики (программисты, специалисты по компьютерной технике, системотехники и др.).
4. Показатели, характеризующие развитие организационной базы информационной сферы с выделением двух подгрупп: показатели развития традиционных предприятий массовой информации (число библиотек, научных учреждений, школ, вузов и т.п.) и показатели развития предприятий информатики (вычислительных центров, программно-технических предприятий и т.д.)
Разработка научно-обоснованной совокупности показателей информационного потенциала общества и их использования в целях планирования, учёта, контроля и анализа его развития на государственном и территориальном уровнях будет способствовать интенсификации процессов информатизации общества.
В настоящее время в развитых странах решаются вопросы информатизации общества. Информатизации уделяется огромное внимание. Активно идет процесс перестройки экономики на базе научно-технического прогресса на самых его перспективных направлениях.
По данным ЮНЕСКО, в настоящее время более половины всего занятого населения наиболее развитых капиталистических стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства и распространения информации. Теперь, по исследованиям зарубежных специалистов, конкуренция за первенство в мире перемещается в область производства информации. Чем быстрей нужная информация внедряется в народное хозяйство, тем выше экономический и политический потенциал общества. В развитых странах информационные услуги и продукты превратились в главный товарный продукт.
По общему признанию, информацию рассматривают как ресурс общественного развития. Информация как ресурс, с экономической точки зрения, обладает целым рядом уникальных свойств, которые в обобщенном виде могут быть сведены к следующим:
— информацией можно делиться; отдавая информацию, ее не теряешь. Это свойство часто иллюстрируют притчей об идеях и яблоках, которую приписывают Бернарду Шоу: «Если у Вас есть два яблока, и Вы поделились одним из них, у Вас останется одно яблоко. Если у Вас есть две идеи и Вы поделитесь одной из них, у Вас все равно останется две идеи»;
— информация при употреблении, в отличие от физических ресурсов, не убывает, а имеет тенденцию к возрастанию;
— свободный поток информации максимизирует ее использование;
— информация не изнашивается от употребления;
— информация легко транспортируется, особенно с помощью новых информационных технологий;
— информация может увеличивать стоимость материалов, объектов, процессов и свою собственную. Так же, как стоимость продукта увеличивается в результате обработки (руно-пряжа-ткань), так и из данных, проделав некоторую работу (сортировку, отбор, обработку, анализ и пр.), получают информацию, а набор определенным образом организованной информации превращается в знания. Здесь возникает вопрос, на который пока нет ответа: насколько информация дороже данных, а знания дороже информации. Торговля интеллектуальными товарами упирается в проблему оценки стоимости знаний.
Приведенные особенности информации как ресурса способствуют повышению эффективности производства на базе информации, однако осложняют включение ее в товарно-денежные отношения.
При рассмотрении информации как товара обнаруживается ряд особенностей, затрудняющих определение ее стоимости традиционными методами.
Материальные продукты, становясь товарами, отделяются от производителя. Знания от производителя не отчуждаются. При автоматизированной передаче информации возникает еще одна особенность: информационный продукт в вещественной форме появляется не у производителя, а у потребителя, хотя и производитель не лишается своего продукта. Производство и потребление для информационных продуктов неразделимо. Знание нельзя истребить, оно принципиально неуничтожимо. Природа знания такова, что долго держать его в секрете нельзя, оно «вытекает» из индивидуального владения в общественное. В отличие от материальных товаров производство знания требует значительных затрат один раз. Размножение и распространение стоят намного дешевле, и один раз сделанное можно много раз использовать.
Информация, выдаваемая информационной системой потребителю, является одним из ресурсов, позволяющих повысить производительность труда и эффективность его деятельности. Поэтому важнейшим аспектом взаимоотношений потребителя и информационной системы является, по возможности, наиболее полное и рациональное удовлетворение информационной потребности пользователя, другими словами, обеспечение эффективного использования информационных ресурсов. Это, в свою очередь, предполагает доведение информации до потребителя в требуемом объеме, в заданные сроки и в удобной для восприятия форме. Именно использование информационных ресурсов, таким образом, позволяет минимизировать расход всех других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, вычислительных ресурсов ЭВМ) при информационном обеспечении потребителей.
Таким образом, информационные ресурсы (ИР) представляют собой один из обязательных элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности: производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и технологии, подготовки и переподготовки кадров. Как самостоятельный вид информационные ресурсы были выделены сравнительно недавно, когда в ходе научно-технической революции была в полной мере осознана роль информации, когда стало ясно, что эффективность производства во всех отраслях народного хозяйства, его интенсификация зависят от того, как внедряются достижения НТП.
Современному этапу использования средств вычислительной техники характерны отношения к информации как к особому виду информационных ресурсов, гибкий подход построения информационных систем, приведение их в соответствие с организацией управления.
Разработка организационно-методических основ применения ЭВМ наиболее эффективна в рамках концепции «управление информационными ресурсами», в соответствии с которой информация рассматривается как один из важнейших ресурсов предприятия наряду с материалами, оборудованием, кадрами. Такой подход означает, что к информации как к ресурсу могут быть применены методы сопоставления альтернативных видов источников информации, оценка затрат на приобретение, использование информации.
Информационные ресурсы являются своеобразным «сырьем» для информационных процессов (т. е. предметом информационного труда). И там, где это «сырьё» рационально используется (на базе современных средств труда), управление существенно влияет на эффективность производственного процесса. Использование информационных ресурсов происходит, как правило, в сфере управления. Наиболее важным его результатом являются принимаемые управленческие решения.
Процесс использования информационных ресурсов существенно отличается от расхода производственных ресурсов. Основной его особенностью является возможность многократного использования информационных ресурсов. Однако, при длительном хранении и использовании информационные ресурсы стареют и подлежат постоянному обновлению.
В условиях использования СВТ информационные ресурсы представляют собой совокупность данных (зафиксированных в первичных документах), информационный фонд (массивы нормативных, справочных, плановых и учетных данных на машинных носителях) и информацию, выдаваемую пользователям информационной системы.
Стоимость создания, хранения и использования информационных ресурсов высока и переносится на стоимость управления в целом. Поэтому эффективность использования информационных ресурсов обуславливает действенность управления процессом производства на предприятии. Чем качественнее управление, тем рациональнее используются информационные ресурсы.
Практически реализация производства информационных ресурсов находит отражение в создании и поддержании рабочего состояния основных массивов информационной системе управления (банка данных предприятия). При этом сформированные массивы нормативной информации (конструкторской, технологической, материальной) представляют собой основные информационные фонды. Массивы плановой информации и данные, отражающие ход производственного процесса, относятся к оборотным информационным фондам.
Если информационные основные фонды представить совокупностью массивов нормативно-справочных данных: Х=<Х1,Х2,…,Хп>, а информационные оборотные фонды представить совокупностью массивов плановых, текущих учетных и аналитических данных: Y=
В процессе функционирования информационной системы управления могут определяться показатели использования информационных ресурсов. Коэффициент использования основных информационных фондов определяется по формуле:
,
,
Эти показатели характеризуют эффективность информационной системы.
Под информацией понимается совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в какой-либо системе и в окружающей ее среде.
Информационным потенциалом общества называют информационные ресурсы и информационные составляющие трудовых ресурсов (информационных работников).
Информационные ресурсы (ИР) представляют собой один из обязательных элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности: производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и технологии, подготовки и переподготовки кадров.