Что необходимо учесть при организации индивидуальной работы с учащимися

Статья «Организация индивидуальной работы учащихся, как средство повышения качества обучения.»

О рганизация индивидуальной работы учащихся, как средство повышения качества обучения

Е.П.Зевина, ФГОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»МОРФ

Педагогическая практика сталкивается с тем, что дети существенно отличаются друг от друга такими характеристиками, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, скорость мыслительной деятельности и т. д. Работа по данной теме возникла из необходимости решить следующие проблемы: уровень развития учеников в одном классе разный, различный уровень математической подготовки учащихся, а также существенны различия по отношению к изучаемому предмету. Особенности и интересы школьников являются основанием для индивидуальной работы и дифференциации. Индивидуальное обучение позволяет помочь ребенку в его становлении как личности, помогая ему постепенно избавиться «от страха» отвечать на уроке перед ученическим коллективом, «от страха» неправильного ответа, от боязни преодоления ученических преград, помогает повысить его самооценку. Организация деятельности на уроке так, чтобы ребята сами работали, согласование коллективного труда учащихся с их индивидуальными запросами и особенностями через групповые и индивидуальные формы работы при положительной мотивации к изучению математики способствует решению основной задачи – повышению качества обучения. Создание адаптивно – развивающих условий на уроке помогают сочетать различные формы учебной работы, а создание в процессе каждого урока проблемных ситуаций – развивать творческий потенциал каждого школьника. Вся работа определяет следующие этапы:

1. Определение целей обучения:

повышение общего уровня развития учащихся;

восполнение пробелов предшествующего обучения;

индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков)

3. Ликвидация пробелов осуществляется с помощью коррекционных карточек, разработанных для каждого параметра. Коррекция проводится на уроке и вне его с каждым учеником индивидуально в форме: консультация учителя, работа в паре с сильным учеником, самостоятельная работа. Для каждого класса составляется диагностическая карта. Структура карты включает список класса, тему, ошибки, допускаемые учеником по данной теме и оценку. Карта заполняется при проверке письменных работ, достаточно напротив фамилии учащегося поставить знак «-» в той графе, где перечислены знания и умения, которыми не овладел ученик. Такие карты помогают выявить пробелы в знаниях и умениях и сразу планировать индивидуальную работу по их корректировке. Сведения обязательно сообщаются учащимся в индивидуальном порядке. На индивидуальных и групповых занятиях учащимся предлагаются задания по ликвидации пробелов в знаниях.

4. Планирование работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся производится следующим образом.

создание групп (постоянных, подвижных, вариационных).

применение карточек (репродуктивного характера, с вариативными заданиями, с заданиями для индивидуальной работы).

Задания группы получают различные по содержанию, и по форме подачи. В каждой группе задания начинаются с простейших и располагаются по возрастающей.

В 1варианте для многих заданий даются указания, пошаговые инструкции, данные для самоконтроля.

Вариант 2 содержит указания и данные для самоконтроля, но меньше методической помощи и несложные задания, требующие проявления сообразительности и смекалки.

Вариант 4 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой, требует креативного подхода и интеллектуальной подвижности.

1. Ильин Д.Н. Индивидуальный подход в обучении:// М. Просвещение. 1998

2.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников ):// М. Просвещение. 2003

3.Унт И.Э. Диагностика исходного уровня знаний учащихся как предпосылка индивидуализации учебных занятий.//Учен. зап. Горьковского гос. пед. ин-та им. Н.А.Добролюбова.1998

4.Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре://М. Генжер.2006.

Источник

Использование приемов по организации индивидуальной работы с учащимися

Работа учителя — это постоянный, не прекращающийся ни на один день поиск, поиск путей совершенствования процесса обучения.

Каждый ребенок приходит в школу из разной социальной среды, в которой он развивался, следовательно, несет различный багаж знаний и умений.

В наше время очень важно, чтобы дети были творчески развитыми, т. к. социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для этого нужна правильная организация учебного процесса, индивидуальной работы учащихся.

– анализ;
– обобщение;
– классификация;
– изучение причин;
– проигрывание возможных воздействий;
– стратегия предотвращения ошибок;
– умение придумать, продолжить, закончить (напр., рассказ).

Индивидуальная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизация умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к интеллектуальной длительной деятельности.

Индивидуализация обучения – это учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.

В своей работе я руководствуюсь двумя критериями, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:

ориентация на уровень достижения школьников;

ориентация на процессуальные особенности их деятельности.

Наиболее часто употребляемый мною вид индивидуального подхода– это учет уровней развития учащихся и приспосабливание к ним обучение разными способами.

Другой вид индивидуального подхода состоит в выяснении процессуальных особенностей деятельности школьника. Его применение я связываю с описанием приемов и способов учета возрастных закономерностей развития учащихся и проявления основных свойств нервной системы.

Характеристика разных групп учеников с учетом их учебных возможностей.

В настоящее время получение полного среднего образования стало необходимым для каждого члена общества. В соответствии с этим вся методическая система перестраивается в плане глубокой дифференциации обучения, учитывая интересы всех групп школьников. Каждая типологическая группа требует адекватного стиля организации ее познавательной деятельности.

Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи, с большим интересом работают над различными источниками знаний. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Как правило, развиты интересы к познанию закономерностей природы и мира, они отличаются высокой начитанностью. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания, служащие реальной основой для успешной деятельности на занятиях. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Они владеют навыками самостоятельной работы, свободно анализируют материал, выделяют существенное, обладают способностью к абстракции. Одни из них не уступают первой группе в усвоении материала, но не всегда тщательно закрепляют изученное, так как не обладают высокой учебной работоспособностью. Другие помедленнее усваивают материал, не сразу схватывая ключевые моменты, но достигают хороших результатов благодаря самоотверженной работе по достижению поставленных целей. Они тщательно все анализируют, совершенствуя разнообразные умственные операции. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности.

В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости и учебной работоспособности. Они не всегда имеют нужный багаж знаний, который бы служил верной опорой для усвоения новых знаний. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой и второй групп, усваивают умения и навыки.

Четвертая группа – ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются от третьей группы тем, что имеют низкий уровень обучаемости или учебной работоспособности. Ученики с низкой обучаемостью слабо воспринимают материал, не владея должным образом умственными операциями анализа, синтеза, обобщения и выделения существенного. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, нуждаются в специальном подходе со стороны учителя.

Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

При организации домашней работы учителю необходимо подбирать такие индивидуальные задания для слабоуспевающих учащихся, чтобы у них не возникло трудностей при самостоятельном выполнении упражнения. Таких учащихся нужно четко инструктировать о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций.

Учитель, который стремится не допустить неуспеваемости, постоянно ставит перед учащимися вопросы, поощряет их вопросы к нему и друг к другу, наблюдает за тем, как учащиеся справляются с учебной работой

Поэтому, чтобы организовать продуктивную деятельность всех учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока внутриклассную индивидуализацию обучения.

Некоторые приемы и способы внутриклассной индивидуализации учебной работы с учащимися на разных этапах урока.

Психолого-педагогические исследования показывают, что обучение может быть развивающим лишь в том случае, если оно соответствует уровням развития ученика. Необходимо учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение – это наиболее часто употребляемый вид индивидуального подхода на разных этапах урока.

а) организация индивидуальной работы при устном опросе учащихся.

Устная работа создает благоприятные условия для проявления активной позиции сильного ученика. Он может высказывать, защищать, отстаивать свою точку зрения. На этом этапе урока ставится в пассивное положение ученик с низкими учебными возможностями. Он не может дать грамотных определений новым понятиям, не высказывает свою точку зрения по заданному вопросу, не все сразу понимает.

В таком случае, если целью устно проводимой работы является развитие речи учащихся, нужно предлагать слабым ученикам повторить формулировки или дать комментарии к решениям различных заданий за сильным.

Также, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт слабым ученикам при устных ответах, необходимо организовать занятость сильных учащихся в этот момент другой работой. Тогда им становится легче высказываться, проще обсуждать вопросы среди равных. Такая индивидуальная беседа располагает к доверительным отношениям.

Я стараюсь искать пути создания хороших условий для проявления активности всех групп учащихся. Для этого при проведении устного опроса параллельно даю индивидуальные задания на карточках. Карточки могут быть разных видов:

Карточки – «пятерки» содержат задания повышенного уровня сложности. Их выполнение требует более продвинутых технических навыков, нестандартных приемов решения, определенной сообразительности. Во многих случаях эти задачи отличаются от тех, которые имеются в учебниках.

Иногда такие карточки я даю в некоторой обучающей системе, направленной на формирование того или иного приема решения. Эти карточки я даю тем учащимся, кто уже перешел рубеж обязательного уровня и может продвигаться дальше.

Использование карточек – «контроля» представляет мне больше возможности для организации более тонкого индивидуального подхода к учащимся среднего уровня. Применение карточек данного вида предполагает организацию работы, при котором ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей, и проводится мною с целью проверки качества усвоения материала. В этом случае ученик проявляет полную самостоятельность. В крайнем случае, я оказываю помощь тем, кто испытывает затруднения.

Такой контроль знаний позволяет мне подмечать, в чем учащиеся испытывают затруднения, какие пробелы в знаниях мешают им успешно справиться с работой. В отдельных случаях задание заменяется более легким. Этот оперативный контроль и своевременная помощь способствуют успешному обучению школьников среднего уровня успеваемости.

А учащимся низкого уровня успеваемости я предлагаю карточки – «подсказки».

Известно, что отдельные ученики усваивают материал только после неоднократного разбора и не удерживают в памяти громоздких определений. Также зачастую слабые ученики не знают с чего начать решать задачу и по этой причине не решают ее вовсе.

При проведении устного опроса некоторых учеников, работающих по карточкам, я вызываю выполнить свое задание на доске. В этом случае проверку этих карточек я осуществляю с помощью всего класса или с помощью назначенных учеников – консультантов. Такая общая проверка дает возможность учащимся ознакомиться с решениями большого количества заданий по изучаемой теме. Особенно это актуально на уроках математики, когда много времени тратится на подробное оформление нескольких задач, другие типы задач можно рассмотреть по решенным у доски. Индивидуальную работу по карточкам можно использовать не только при устном опросе, а также и на других этапах урока.

б) Индивидуально-групповая работа в процессе получения и применения знаний.

Четкое разделение учащихся на определенное количество групп в зависимости от успеваемости я практикую редко. Учебные возможности школьников могут меняться. Это бывает связано с разнообразными обстоятельствами. Чаще всего использую деление на 4 группы. Это учащиеся с высшими, высокими, средними и низкими учебными возможностями.

Индивидуальный подход при индивидуально-групповой работе заключается в овладении знаниями разных групп учеников с учетом их учебных возможностей. Это можно осуществить различными способами.

Так, например, при изучении нового материала я сначала излагаю материал всем. Затем ученикам первой и второй групп предлагаю самостоятельно работать либо над разбором доказательств сообщенных фактов, либо с дополнительной информацией. Ученики с высокими учебными возможностями отличаются познавательной самостоятельностью, они стараются углубить свои знания, проявляют интерес к предмету. А с учащимися третьей, четвертой групп разбираю материал вторично, уточняя и разъясняя непонятные моменты, отвечаю на вопросы.

При изучении нового материала, не обладающего полной новизной, я даю индивидуальные задания у доски для нескольких учеников с высокими учебными возможностями. Задания позволяют этим ученикам, используя пройденное, прийти к новому материалу самостоятельно. И на решенных примерах с основным составом класса разбираю новый материал обычным способом, разъясняя каждый этап. На этапе применения учащимися знаний на практике сначала даю решение заданий по образцу. Затем основная часть класса получает задания репродуктивного характера, а со слабыми учениками разбирается применение материала на простейших примерах еще раз. Я приглашаю их к доске и подхожу к партам, выясняю причину затруднений, снова разъясняю материал, добиваясь полного усвоения. При этом работа ведется с каждым слабым учеником индивидуально. На этот этап урока я трачу около 5 минут, но он крайне необходим, так как помогает школьникам с низкими учебными возможностями вовремя подтянуться.

На последнем этапе формирования умений и навыков я предлагаю задания соответствующего типа каждой группе учеников. Задания для групп отличаются не объемом, а типом конструкции и соответствуют их учебным возможностям. Работая с этими заданиями, ученики проявляют полную самостоятельность.

На уроках закрепления изученного материала можно использовать новаторский вид домашней работы – составление домашней работы для соседа по парте. Например: “Составь для своего соседа по парте два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке”.

Без самостоятельной работы знания неглубоки и не прочны. Почти на каждом уроке провожу обучающие самостоятельные работы (10-15 мин), то есть работы тренировочного характера. Цель этих работ не в контроле, а в тренировке, в активной работе учащихся по приобретению умений и навыков. В ходе выполнения задания я слежу за работой всей группы, анализирую ход выполнения задания, фиксирую имеющиеся пробелы, устраняю их тут же, оказываю в случае необходимости помощь. Чтобы исключить списывание составляю многовариантные индивидуальные карточки-задания.

Индивидуально-групповая работа способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности деятельности всех учеников. При такой организации работы каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Нет скучающих учеников, которым нечего делать на уроке.

На внеурочной деятельности интеллектуального направления мы играем в развивающие игры, где группы делятся так, чтобы в каждой были дети с разным уровнем знаний. Здесь задания даются одинаковые и ученики с высшими и высокими учебными возможностями помогают, консультируют детей из 3 и 4 группы.(Приложение1)

в) Индивидуальный подход в письменных работах.

При проведении письменных работ индивидуальный подход я также осуществляю разными способами, но чаще выбираю индивидуализацию заданий.

Работы по формированию знаний, предназначенных для первичного их закрепления, я обычно провожу по двум вариантам. 2 вариант получают более легкие задания, для успешного выполнения которых они должны применить знания на уровне минимальных программных требований. Их знания еще не прочны, есть некоторые неясные моменты, неточность воспроизведения. 1 вариант получают задания как репродуктивного, так и вариативного характера, что обогащает работу и дает возможность ученику проявить свои способности.

Проверка таких самостоятельных работ своевременно дает картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. Именно такая работа позволяет получить мне информацию, дающую возможность мотивированно осуществить индивидуальный подход к учащимся на последующих уроках. Тестирование на данном этапе урока гораздо полезнее, так как при выполнении этого вида работы требуется не запоминание определений сразу после объяснения материала, а усвоение понятий.

Некоторые самостоятельные работы, предназначенные для отработки обязательных навыков, я организую следующим образом. Каждое задание содержит несколько подзаданий, обозначенных в скобках. В каждом подзадании содержаться упражнения дублирующего характера, но более простые. Эти задания представляют собой цепочку подобранных упражнений на отработку важнейших элементов пройденной темы.

Это позволяет учащимся индивидуально подобрать себе задания в зависимости от учебных возможностей. Так, например, если учащийся, двигаясь по упражнениям, доходит до более сложного задания поискового характера и не может с ним справиться, то он обычно перестает работать и ждет окончания самостоятельной работы. В данном случае ему предоставляется возможность решить более простые задания, расположенные в скобках. Выполняя их, он может более тщательно отработать навыки.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности.

Современный урок нельзя считать эффективным, если не учтена в нем степень участия каждого ученика.

В работе с неуспевающими детьми поможет памятка для педагогов.(Приложение2)

Таким образом, индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения. В индивидуальном подходе нуждается каждый ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, предполагающим творческое развитие личности ученика.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

Источник

Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении.

Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. » Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда

актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения : у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспешности.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

обстоятельства жизни ребенка в семье;

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

взаимоотношения с окружающими взрослыми

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

создавать проблемные ситуации;

активизировать самостоятельное мышление;

организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

выстраивать позитивные отношения с группой;

проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (табл. 2).

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости (табл. 4).

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически (табл. 5).

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.

Работа с неуспевающими учащимися

1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________

2. Класс _____________________________________________________

3. По каким предметам не успевает ______________________________

4. Поведение ученика __________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником __________________________________

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __

8. Сколько времени длится эта работа ___________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______

Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

1. «Не бить лежачего»

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. «За двумя зайцами погонишься…»

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами

Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки

Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения

Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *