Что необходимо ученым для плодотворной деятельности
Профессия: учёный
Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.
О карьере учёного
Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.
Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.
Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.
В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.
Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.
Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:
Позиция | Как достичь |
---|---|
студент / лаборант | обучение в вузе |
аспирант / специалист | обучение в магистратуре |
младший научный сотрудник (м.н.с.) | кандидат наук либо 3 года стажа |
научный сотрудник (н.с.) | кандидат наук либо 5 лет стажа |
старший научный сотрудник (с.н.с.) | кандидат наук либо 10 лет стажа |
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) | доктор либо кандидат наук |
главный научный сотрудник (г.н.с.) | доктор наук |
Какие качества и навыки нужны учёному
Любопытство
И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.
Активность, инициативность
Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.
Внимание к мелочам
В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.
Понимание причинно-следственных связей
Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.
Самоотверженность
Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.
Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы
Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.
Умение общаться и поддерживать социальные связи
Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.
Английский язык
Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.
Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.
Грамотность
Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.
Критическое мышление
Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.
Путь в науку
С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..
О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.
За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.
Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.
Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.
О науке
Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.
В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.
О финансировании науки и зарплатах учёных
Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.
Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.
Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.
Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.
Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.
О графике работы
В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.
Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.
О молодёжи в науке
Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.
Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.
Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как вузам России выйти на мировой уровень в НИОКР: пять факторов успеха
В материале использованы кейсы и мнения, озвученные в рамках круглого стола образовательной платформы «Юрайт» «Наука побеждать: куда наука ведет университет» с участием проректоров российских вузов.
По данным одного из главных международных рейтингов The World University Rankings, лишь 16 российских вузов сегодня имеют вес в международном научном контексте (вошли в топ-1000). Что нужно, чтобы изменить это — в материале РБК Тренды.
1. Открытость
Наука должна быть прозрачна, исследования — открыты всем уровням заинтересованного сообщества, вне зависимости от ученой степени. Это необходимо для свободного обмена наработками между различными научными школами и странами. Открытые ресурсы, источники и научные журналы способствуют тщательному рецензированию статей и дают опору новым исследованиям. Чтобы «оживить» науку и избежать стагнации, нужна постоянная дискуссия и обмен мнениями — представить такую картину без доступности и открытости научных ресурсов невозможно.
Еще одна задача — способствовать мобильности ученых, которая сегодня однонаправлена. Часто у нас работает схема «отучился в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре — пошел работать в вузовскую лабораторию». Но для налаживания связей и диалога научных школ, привлечения зарубежных кадров такой выход из зоны комфорта обязателен. В случае продуктивного и постоянного взаимодействия с внешним миром, обмена сотрудниками, научные исследования получат правильную «подзарядку».
2. Этичность
Сейчас в стране низкая правовая культура — считается, что нет ничего предосудительного в том, чтобы, например, скачать фильм с торрента или установить нелегальное ПО на компьютер. Примерно такая же ситуация с разными форматами научных работ. К примеру, по наблюдениям главного редактора «Юрайта» по контенту Александра Сафонова, около 70% всех публикаций, поступающих в электронное издательство, — плагиат.
«Со студенческой скамьи предполагается, что плагиат — это нормально, и потом сложно объяснить молодому ученому, что в науке надо действовать иначе», — считает Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, PhD, Университет Калифорнии в Беркли.
Воспитание академической этики и неприятия плагиата, фальсификации, так называемого литературного рабства — то, с чего сегодня надо начинать готовить будущих специалистов любой области, в особенности же ученых. В мировом ученом сообществе и на законодательном уровне плагиат фактически приравнивается к интеллектуальному воровству, но в российских вузах все еще встречаются случаи покупки статей и других научных работ, публикаций в журналах для повышения публикационной активности.
3. Современные технологии
Чтобы научная деятельность была осмысленной и адекватной, нужно реализовать ее посредством новейших технологий. И речь не столько об обновлении материально-технической базы, сколько о налаживании взаимодействия между студентами и преподавателями, связей между наукой и образованием. Это задача методистов, организаторов образовательного процесса. Нужно также учить преподавателей актуальным академическим навыкам, например, навыку академического письма и азам цифровой грамотности.
На данный момент на международном уровне котируются единицы отечественных ученых, а большинство наших исследований уже не актуальны. Согласно рейтингу стран мира по уровню научно-исследовательской активности Science and Engineering Indicators 2019, Россия занимает 7-е место, но у нас практически нет «зеленых» исследований, а также инновационных технологических стартапов, на которые сегодня ориентируется мировое научное сообщество.
Налаживание сетевого взаимодействия вузов и коллективного использования сложного оборудования, которое значительно снизило бы расходы университетов, — еще один вызов. Об этом в последнее время говорят и в Минобрнауки, нацеливая Программу стратегического академического лидерства именно на формирование новых связей и кооперацию университетов между собой и другими образовательными организациями. Зачем «изобретать велосипед», если можно попросить у коллег? Например, в МГТУ им. Баумана используется радиотелескоп, на котором студенты и ученые не только Бауманки, но и других учебных заведений выполняют лабораторные работы. К его аппаратуре введен удаленный доступ, что активно использовалось весной в разгар пандемии коронавируса.
4. Ориентация на региональный запрос
Развитие узких ниш и партнерство с бизнесом — секрет востребованности у абитуриентов некоторых провинциальных вузов.
Позволить себе «классическое» многопрофильное обучение могут очень немногие учебные заведения — эта отрасль уже «забита». Для региональных вузов пришло время искать свои уникальные направления подготовки, улавливать запрос региональных предприятий и заниматься исследованиями, ради участия в которых абитуриенты готовы будут приехать учиться из столичных городов.
Это путь наибольшего сопротивления, но, возможно, и единственный шанс составить конкуренцию «классическим» гигантам. Партнерство с бизнесом и работа на развитие региона — это также залог успешного трудоустройства выпускников.
В качестве примера можно привести Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления:
«У нас в университете единственная в России аттестованная лаборатория по испытаниям авиационной техники — это фишка, за которой к нам едут студенты и аспиранты», — делится Игорь Сизов, проректор вуза по научной работе и инновациям.
5. Электронная среда
Развитие электронной вузовской среды — приоритетная задача образовательных организаций. EdTech сегодня предлагает широкие возможности для дистанта и, как показывает практика, лучше адаптироваться к удаленному обучению в период пандемии смогли те университеты, которые уже давно начали внедрять цифровые технологии. А тем, кто приступил к этому в марте, пришлось наверстывать упущенное в условиях коронавирусного цейтнота на фоне недовольства преподавателей, учащихся и их родителей.
Так, Массачусетский технологический институт (MIT) разработал собственный МООК (массовый открытый онлайн-курс) MITx с готовыми бесплатными онлайн-курсами от своих преподавателей по самым разным предметам, доступный во всем мире, а также открытый открытый ресурс с учебными материалами 2,4 тыс. учебных программ. Благодаря этим платформам учащиеся смогли безболезненно перейти на дистант, а преподаватели — почерпнуть новые форматы и идеи для онлайн-обучения, причем не только в самом MIT. Подобные платформы сегодня появляются и у нас — это, например, «Открытое образование», правда, они пока не настолько масштабны.
Отсутствие электронной среды или недостаточный ее уровень сегодня фактически ведут к профанации науки и студенческой практики. Но даже если многие исследования трудно реализовать в дистанте, это не значит, что на время пандемии их надо приостановить. Есть варианты, доказавшие свою эффективность в последние полгода, — в частности, это проведение удаленных исследований с помощью специального оборудования, как в уже упоминавшейся Бауманке.
В будущем, когда все эти вызовы станут средством, отечественные вузы смогут занять высокие позиции в мировых рейтингах по образовательной и научной составляющей, а престиж науки среди молодежи повысится.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как стать ученым?
Сегодня в мире активно и довольно успешно развивается научная отрасль: свершаются новые открытия и достижения, устанавливаются новые рекорды, разрабатываются совершенно новые теории и технологии, призванные улучшить и облегчить жизнь человека. Все это делается благодаря стараниям ученых – людей, которые специализируются на конкретной области, имеют глубокие познания в рамках определенного направления или дисциплины.
Сегодня в мире активно и довольно успешно развивается научная отрасль: свершаются новые открытия и достижения, устанавливаются новые рекорды, разрабатываются совершенно новые теории и технологии, призванные улучшить и облегчить жизнь человека. Все это делается благодаря стараниям ученых – людей, которые специализируются на конкретной области, имеют глубокие познания в рамках определенного направления или дисциплины.
Кто может стать ученым?
Если Вы думаете, что стать ученым может абсолютно любой человек – это не так. Чтобы покорять новые вершины не достаточно одного желания. Для этого необходимо иметь за плечами, как минимум целый «арсенал» качеств: усердие, терпение, внимание, самодисциплина, стрессоустойчивость, желание постоянно расти и совершенствоваться, профессионализм и компетентность.
Если личные качества можно «воспитать» в себе в любое время, пересмотрев распорядок дня, изменив образ жизни, то обрести профессиональные навыки можно только при обучении в ВУЗе, желании развиваться и приносить в мир добро и новшества.
Ученому недостаточно просто разбираться в конкретной научной области. Он должен быть творческой натурой, талантливым, ведь каждое свершение содержит в себе элементы искусства. Создать что-то новое, не имея при этом фантазии, немыслимо.
Чтобы стать хорошим ученым, важно не просто разбираться в науке, но и уметь переплетать такие действия, как анализ, воображение и прогнозирование. Данное сочетание позволит не только эффективно решать насущные проблемы, но и ставить новые рекорды.
Что нужно для того, чтобы стать ученым?
Как правило, решение о переходе в научную среду человек принимает либо со школьной скамьи, где ему пророчат будущее по химии, физике или иной дисциплине, либо при обучении в ВУЗе. Следует отметить, что одних рекомендаций для ученого мало.
Чтобы стать ученым необходимо получить соответствующую ученую степень. Чем «выше» степень или звание, тем авторитетнее ученый. Для этого необходимо обучиться в аспирантуре или получить желаемое с помощью соискательства., физике или иной дисциплине, либо при обучении в ВУЗе. Следует отметить, что одних рекомендаций для ученого мало.
Как стать ученым
Для обучения в аспирантуре поступающий должен удовлетворять определенным условиям: возраст не должен превосходить 35 лет, иметь диплом о высшем образовании не ниже магистратуры. Для поступления абитуриенту предстоит пройти специальные испытания: сдать экзамен по философии, иностранному языку и профильной дисциплине.
Поступление в аспирантуру
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Философия позволяет развить аналитические способности поступающего, думать о насущном, фантазировать и доказывать свою позицию. Знание иностранного языка необходимо для того, чтобы ученый мог с легкостью понимать своих иностранных коллег, составлять аннотацию и ключевые слова, понимать труды других исследователей и пр. Профильная дисциплина призвана продемонстрировать уровень компетентности исследователя. Обучение на данной ступени образования занимает 3 года. По окончании аспирантуры и успешной защите диссертации (а для этого еще потребуется сдать «кандидатский минимум»!) присваивается ученая степень «кандидат наук».
Для обучения в докторантуре как таковых возрастных ограничений нет. Обучение проходит в ВУЗе, где предусмотрена данная возможность. Для поступления достаточно предоставить следующие документы: документы из перечня ВУЗа, направление от организации, наличие опыта работы в педагогической сфере, диплом кандидата наук. Обучение здесь длится 3-4 года. По окончании ВУЗа присваивается ученая степень «доктор наук».
Получение ученой степени «доктор наук»
Самым простым способом получения ученой степени считается соискательство. Данный вариант предполагает, что «потенциальный ученый» удовлетворяет основным требованиям (имеет за плечами диплом магистра или кандидата наук), соответствующий опыт работы и пр. Чтобы получить возможность написать диссертацию и защитить ее, достаточно получить направление от организации и «прикрепиться» к ВУЗу. Посещать занятия и участвовать в жизни кафедры не придется. Достаточно писать в свободное от работы время научное исследование, иметь за плечами научные публикации и вовремя сдать свой «шедевр» на проверку и кафедру, защитить его перед комиссией.
Получение ученых степеней
Таким образом, чтобы стать ученым, заработать репутацию в научных кругах, недостаточно просто изучать специализированную литературу. Для этого необходимо не просто разбираться в предмете, но и чувствовать его, уметь представлять «новый продукт», анализировать текущие потребности науки, отрасли, общества и государства, мирового сообщества.
Чтобы стать ученым необходимо грамотно выбрать ВУЗ, свое «призвание» (направление деятельности), развить личные и профессиональные качества, уметь сочетать их с воображением для получения наиболее эффективного результата. Немаловажно, чтобы семья и окружение поддерживало рвения и намерения ученого.
Ученый – это не просто «специальность », это образ жизни. Нередко исследователи отправляются в длительные командировки. Поэтому, выбирая данный курс, необходимо быть готовым ко всему: наука может требовать жертв.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!