Что необходимо сделать велосипедисту при торможении
Как нужно тормозить на велосипеде
6 минут Автор: Михаил Скворцов 2215
Залог безопасного катания – умение правильно тормозить. На первый взгляд элементарный навык торможения приобретается далеко не сразу. Особенно много сложностей возникает у тех, кто седлает «железного коня» впервые или пересаживается на велосипед с тормозной системой, отличающейся от системы предыдущего байка.
Разобраться в том, как правильно тормозить на велосипеде, поможет знакомство со всеми составляющими процесса.
Как происходит торможение
Как известно, современные велосипеды могут иметь один из трёх видов тормозов:
В зависимости от типа тормозной конструкции торможение будет осуществляться с учётом определённых правил и законов физики. Собственно, с точки зрения физики, всё просто: велосипедист подвергается воздействию двух сил:
При этом первая направлена вниз, а вторая – вперёд. Когда мы тормозим, нам надо уравновесить воздействие данных сил. Современные велобайки, как правило, оснащены передними и задними тормозными системами, позволяющими при правильном использовании грамотно преодолевать трудности пути. Простая блокировка колёс в этом случае не только стирает покрышки, но и полностью нивелирует возможности тормозов.
Для того чтобы вовремя затормозить, достаточно грамотно воспользоваться передним тормозом, переместив центр тяжести с помощью небольшого «сползания» с седла. Необходимость использования заднего тормозного устройства возникает лишь тогда, когда переднее колесо скользит на ледяном покрытии, высоко подскакивает на неровностях дороги, проколото и рискует соскочить с обода, либо когда у передней системы оторвался тросик. Во всех остальных случаях вместо того, чтобы безропотно вас послушаться, велосипед пойдёт юзом и сотрёт резину до дыр, что особенно вероятно на выбоинах или щебне.
Итак, если пользоваться одними только задними тормозами без особых на то причин – неправильно, что нам остаётся? Есть два наиболее предпочтительных варианта: одновременно тормозить передом и задом или аккуратно притормаживать одним передним тормозом.
Использование передних и задних тормозов одновременно
Такой способ торможения можно считать наиболее продуктивным. На самом деле, нажатие рукояток происходит не совсем одновременно: задние тормоза пускают в ход на несколько секунд раньше, чем передние.
Для начала нужно плавно (не резко!) надавить на задний тормоз. Затем практически сразу задействовать передние тормоза. На них нужно жать сильнее. Весь секрет – в плавности совершаемых движений. Какой бы неожиданной ни была ситуация торможения, не стоит включать панику и тормозить рывками. Лучше заранее потренироваться, доведя это умение до автоматизма в спокойной обстановке: в заасфальтированном дворе, на пустой автомобильной стоянке.
Научитесь «прислушиваться» к заднему колесу, различая момент его ухода в занос. Лучше всего это чувствуют ноги при торможении педалями. На более современных байках получить такое умение тоже можно. Всё дело в навыке, доведённом до автоматизма.
Использование переднего тормоза
Среди начинающих велосипедистов бытует мнение, что при торможении на переднем сцеплении ездок рискует перелететь через руль. Такое возможно только при очень резкой попытке остановиться, когда сила инерции перетягивает райдера вперёд.
Чтобы уравновесить нагрузку на велосипед, нужно переместиться на сиденье чуть назад, слегка свесив попу и откинув корпус. При таком распределении веса заднее колесо даже не поднимется над асфальтом, и уж тем более перелетать через голову вам не придётся.
Если предстоит срочно остановиться на повороте или во время сильного заноса, паниковать также не стоит. Необходимо одновременно наклонить велосипед и собственный корпус в сторону создавшегося крена. Вы с велосипедом визуально должны составить одну наклонную прямую.
Разнонаправленное усилие тела велосипедиста и самого байка создадут дисбаланс, из-за которого вы в лучшем случае уйдёте в юз, а в худшем потерпите крушение.
С какой стороны тормоза?
В мире до сих пор не договорились относительно того, справа или слева на руле нужно располагать переднее тормозное устройство. Путаницу усиливает распространённое заблуждение, согласно которому основными являются задние тормоза.
В нюансах установки присутствует своя логика:
В России можно встретить велосипеды с тем и другим вариантом установки рычагов. Практика показывает, что ведущим является всё-таки передний тормоз, поэтому для управления им необходимо прикладывать больше всего усилий. Исходя из этого, смотрите, как вам удобней. Если вы не левша, есть смысл поставить передний тормоз справа.
Общие рекомендации
Какой бы системой тормозов ни был оборудован ваш байк, есть несколько общих принципов грамотного торможения, которые должен запомнить каждый желающий остаться в живых:
Не принимать во внимание данные рекомендации может только тот, кто использует велосипед раз в год для неспешной прогулочной езды по сельским дорогам. Всем остальным, особенно в условиях города, где велосипед ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, остаётся тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться!
Как правильно тормозить на велосипеде
Казалось бы, нет ничего проще, чем просто остановиться на велосипеде, нажав на тормоза. Но практика показывает, что каждый день возникают ситуации, когда необходимо либо экстренно оттормозиться, либо сделать это без последствий для себя и окружающих. И здесь уже есть о чём поговорить.
1. Передний или задний тормоз?
Начнём с фундаментального вопроса, волнующего велосипедистов, у которых мало опыта катания (не касается тех, у кого ножной/барабанный/любой другой, находящийся сзади, тормоз является единственным тормозом на велосипеде).
Как правило, новички боятся использовать передний тормоз, некоторые просто его ослабляют и используют только задний. Это ужасная ошибка!
Запомните раз и навсегда: тормозить нужно обоими тормозами!
Всё очень просто. При торможении вся масса вашего тела вместе с велосипедом устремляется вперёд, а распределение этой массы происходит в соотношении примерно 70% на передний тормоз, 30% на задний. Думаю, легко догадаться, что благодаря переднему тормозу вы значительно быстрее остановитесь. Используя же оба тормоза, остановка произойдёт ещё быстрее.
2. Как не улететь через руль
Основным страхом, касающимся переднего тормоза, является боязнь улететь через руль. Да, с непривычки очень легко улететь бороздить асфальт, но если вы воспользуетесь нижеследующими рекомендациями, вы НИКОГДА не перелетите через руль.
Работа обоими тормозами
Как сказано выше, работайте обоими тормозами. Для начала можно нажимать задний тормоз, а через небольшой промежуток времени помогать передним. Таким образом, вам весьма сложно будет совершить полёт через руль. Также передним тормозом можно работать прерывисто, не зажимая его на долгое время. Идеально будет, когда вы научитесь одновременно нажимать на тормоза.
Понимание силы торможения
Этот момент очень важен и лучше им озадачиться до возникновения неприятных ситуаций.
1. Выберите безлюдное место, в идеале, чтобы где-то был опил, песок или что-то более мягкое (например, снег, если дело происходит зимой). Нужно это для смягчения последствий возможного перелёта через руль.
2. Разгонитесь умеренно и попробуйте тормозить с различным усилием. Начните с небольшого усилия, после чего каждый раз нажимайте на ручки тормоза сильнее.
3. Когда поймёте что к чему, попробуйте оттормозиться экстренно. Если вы правильно уяснили эффективность своих тормозов, то всё произойдёт без последствий.
Оттягивание тела назад
Очень важно для быстрой остановки без «полётов» вести себя в седле подвижно. Как только вы понимаете, что придётся тормозить экстренно, нужно оттянуть тело назад.
Мы привели вам пример того, как можно привыкнуть к своим тормозам. Добавив к этому примеру оттягивание тела назад, помимо итак загруженного при торможении переднего колеса, вы загрузите ещё и заднее. Результатом станет быстрая и безопасная остановка. И если дело происходит на асфальте, сухом или немного влажном грунте, то вас не должно никуда снести в сторону.
Загрузка педалей
Помимо переноса центра тяжести назад, его ещё и нужно опустить вниз. Для этого сделайте 3 вещи
1. Оттянитесь назад и немного свесьте тело вниз.
2. Согните немного ноги в коленях.
3. Опустите пятки вниз.
По крайней мере, стремитесь к этому. Иначе при резком торможении нога может слететь вперёд, и вы неприятно ударитесь коленом об руль (в особо неприятных ситуациях не только коленом и не только об руль).
3. Рекомендации по тормозам
1. Если у вас есть ребёнок, а на его велосипеде есть передний тормоз, то здесь нужно отступить от написанного выше и ослабить его. Проблема заключается в том, что ребёнок во множестве ситуаций не может контролировать свои рефлексы, поэтому нажать резко передний тормоз в повороте, при этом стоя на прямых ногах для него в порядке вещей
Своему ребёнку обязательно купите шлем, прочитав перед этим нашу статью «Стоит ли надевать шлем ребёнку?»
2. Расположение ручки переднего тормоза на большинстве велосипедов с левой стороны. Однако это не является обязательным условием – любые тормоза можно поменять местами. Поэтому если вы, например, ездите на мотоцикле или просто вам удобнее контролировать передний тормоз правой рукой, то поменяйте тормоза местами.
3. Регулярно меняйте колодки, чтобы торможение всегда оставалось эффективным.
4. Не вздумайте ничем смазывать тормоза, несмотря на возможный скрип! С одной стороны это смешно, с другой стороны, случаи смазывания тормозных поверхностей не такие уж и редкие. Одним неаккуратным движением вы обеспечите себе кучу проблем и потеряете немало денег.
Ребята делятся интересной информацией про торможение
Как правильно тормозить на велосипеде – способы торможения
Залог безопасного катания на велосипеде – умение затормозить в нужный момент. Казалось бы, в этом нет ничего сложного. Тогда почему некоторые велосипедисты вылетают через руль? Или почему велосипед начинает заносить в процессе остановки? Как показывает жизненная практика, неправильное использование переднего и заднего тормоза, в зависимости от конкретной ситуации, приводит именно к таким последствиям. Поэтому так важно понять, когда и какой тормоз следует использовать. Кроме того, большое значение имеет их одновременная работа. Обращаем ваше внимание на то, что ведущим тормозом является передний. Поэтому, уважаемые велосипедисты, вам придется преодолеть страх полета через руль и научиться правильно тормозить на велосипеде.
Как происходит процесс торможения?
Подавляющее большинство современных велосипедов оснащены одной из следующих типов тормозной системы:
Соответственно, замедление скорости и полная остановка велосипеда будут происходить с учетом особенностей конкретного типа и элементарных законов физики. Останавливаясь на велосипеде, необходимо сбалансировать силу тяжести с учетом инерции. Современные спортивные или горные модели оснащены передним и задним тормозом. Просто заблокировать колеса – значит ускорить стирание покрышек и полностью нивелировать возможности тормозной системы. Это означает лишь то, что каждому велосипедисту, который регулярно выбирается на покатушки, нужно научиться использовать обе системы тормозов.
На сухой дороге
Эффективность торможения можно увеличить, если использовать оба тормоза на грани блокировки колес. При ней торможение происходит за счет стирания покрышек об асфальт, а специально созданная для этого система велосипеда ничего не делает.
Повторяем пройденный материал: снижать скорость велосипеда в стандартных ситуациях нужно с помощью переднего тормоза. Большинство велосипедистов боятся его использовать, поскольку считают, что могут отправиться в короткий, но захватывающий полет через руль. Чтобы исключить такую вероятность, нужно переместить массу тела на педали и удерживать такое положение до полной остановки велосипеда.
На мокрой дороге
Катание на горном велосипеде под дождем – не самое лучшее занятие. Но бывает, что и прокатиться по лужам приходится не по своей вине. В данной ситуации не лишним будет знать, как затормозить на скоростном велосипеде. На мокром асфальте сцепление шин с поверхностью значительно меньше. Самое опасный момент – это начало дождя, когда вода еще не успела смыть всю дорожную пыль, в результате чего образовывается весьма скользкая субстанция. Это нужно учитывать при выборе скорости и маневрировании. Имейте в виду, что мокрая тормозная система становится менее эффективной.
Чтобы снизить скорость и полностью остановиться, необходимо задействовать дисковые тормоза. Торможение по возможности нужно планировать заранее: для этого следует несколькими короткими нажатиями просушить колодки (это поможет вернуть им нужные свойства).
Важно! В сырую погоду сцепление шин с асфальтом крайне ненадежное. Используя передний тормоз, можно не рассчитать усилие, в результате чего колесо заблокируется. Поэтому замедление скорости и остановку на мокрой поверхности лучше начинать с заднего тормоза. Даже если колесо заблокируется и байк пойдет юзом, справиться с заносом можно. Чтобы эффективней тормозить, следует переместить центр тяжести своего тела с передней на заднюю ось велосипеда: так вы создадите дополнительную нагрузку на колесо, увеличив тем самым его сцепление с дорогой.
Внимание! Под дождем особенно скользкими становятся дорожная разметка и канализационные люки. По возможности старайтесь не тормозить на этих участках дороги.
На неровной поверхности
Здесь главное понять, когда именно нужно начинать торможение. Прилагать усилие на спуске с горы следует в правильно подобранный момент. Помните о том, что на переднее колесо приходится куда большая нагрузка, нежели на заднее. Использование переднего тормоза позволит вам взять ситуацию под контроль и легче управлять движением велосипеда. Кроме того, это поможет избежать заноса. Помните о том, что при чрезмерном нажатии на ручку переднего тормоза вы рискуете вылететь через руль.
Чтобы этого не случилось, перемещайте центр тяжести на заднее колесо, тем самым увеличивая его тормозную силу. Так вы сможете равномерно распределить нагрузку на обе оси велосипеда, обеспечив эффективную работу переднего и заднего тормоза.
Внимание! Если вы зажмете ручку переднего тормоза в момент, когда заднее колесо разгружено или немного оторвалось от земли, колесо заблокируется. Приземление на него чревато падением.
В процессе поворота
На поворотах пользоваться тормозами крайне нежелательно. Необходимо сбрасывать скорость еще до начала маневра. Но если уж так получилось, что скорость в вираже слишком высока, то нужно зажимать оба рычага. При торможении в повороте нужно учитывать, что оба колеса находятся в разгруженном состоянии. Чем меньше вес велосипеда и водителя, тем меньше усилий нужно прикладывать для снижения скорости в повороте.
В случае повреждения одного из колес
Прокол колеса – не такое уж и редкое явление. Продолжать движение в этом случае крайне небезопасно. Использовать тормоз поврежденного колеса нельзя – останавливаться нужно, используя тормозную систему целого. Соскочившая с обода покрышка может заблокировать колесо. Результат предсказуем: можно упасть.
На скользком покрытии
Здесь не до маневров и резких движений. Главная задача велосипедиста – удержать равновесие. Поэтому такой участок дороги желательно объехать или преодолеть его на минимальной скорости. Если затормозить все-таки нужно, лучше воспользоваться задним тормозом. Использование переднего чревато заносом. Останавливаться следует плавными и непродолжительными нажатиями на ручку.
Если вдруг заднее колесо начало уходить в занос, нужно моментально ослабить тормозное усилие и позволить ему возобновить вращение.
Торможение падением
Удивлены? Да, такой метод тоже существует. Правильно падать тоже нужно уметь. Понятно, что такой метод торможения нужно применять исключительно в экстренных ситуациях и по возможности стараться выйти из них с минимальными последствиями. Если вы понимаете, что иным образом остановить байк нельзя, планируйте боковое падение. Помните, что полет через руль чреват травмами шеи, головы и позвоночника. При соскакивании назад, когда велосипед будто выпрыгивает из-под велосипедиста, есть риск повредить копчик, спину и позвоночник. Более того, неудачное падение может привести и к летальному исходу, если сильно удариться затылком об асфальт. Поэтому падение на бок будет оптимальным вариантом.
Чтобы сделать это, нужно заблокировать заднее колесо и завалить байк в сторону, на которую вы планируете падать. Действовать и принимать решения нужно быстро. Учиться правильно тормозить на велосипеде лучше зимой, когда дорожное покрытие является идеальным плацдармом для оттачивания навыков.
Одновременное использование переднего и заднего тормоза
Пожалуй, это лучший и наиболее безопасный прием торможения. По факту, нажатие рукояток происходит не совсем одновременно: задние тормоза нужно запустить на несколько мгновений раньше передних. Сначала необходимо мягко зажать ручку заднего тормоза и через долю секунды запустить передние тормоза (на них нужно жать чуточку сильнее). Секрет заключается в плавности ваших движений.
Насколько бы неожиданной не была ситуация, паниковать и совершать резкие маневры точно не стоит. Разум велосипедиста должен всегда оставаться холодным. Ведь одно неверное движение может покалечить не только вас, но и окружающих. Поэтому есть смысл потренироваться и отточить навыки торможения. Научитесь «слушать» заднее колесо и улавливать его поведение при срабатывании тормозной системы.
Где лучше ставить передние тормоза на руле: нюансы
Велосипедисты всего мира до сих пор не могут определиться, где лучше ставить передние тормоза: слева или справа. Путаница становится еще больше из-за распространенного заблуждения, согласно которому ведущими являются задние тормоза. Казалось бы, разницы особой нет. Но в установке рукоятки есть определенные нюансы:
У нас можно встретить велосипеды с обоими вариантами установки рычагов. Как показывает жизненная практика, ведущим является все-таки передний тормоз, поэтому логичней ставить его на правую сторону. Если вы – левша, можно поставить на соответствующую сторону руля.
Рекомендации
Какая бы система тормозов не была установлена на ваш велосипед, есть некоторые общепризнанные принципы, которые нельзя оставлять без внимания:
Не оттачивать навыки торможения может только тот, кто раз в месяц садится на велосипед, чтобы совершить неспешную прогулку вечером. Всем остальным, кто регулярно катается на байке, необходимо научиться правильно использовать задние и передние тормоза.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что правильно затормозить на велосипеде с дисковыми тормозами не так сложно, если хорошо потренироваться и усвоить последовательность действий в любой ситуации. Помните, что от вашего умения останавливать велосипед в нужную минуту зависит ваша жизнь и здоровье.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Техника правильного торможения на велосипеде
Многие люди выросли и воспитывались своими родными, близкими и друзьями, от которых переняли жизненные основы, установки и даже принципы, а также абсолютное неумение и непонимание техники безопасного и правильного торможения на велосипеде. Особенно это касается многих девушек и новичков велоспорта, которые и не задумываются о совершенствовании своего уровня катания и не вникают в вопрос. К сожалению, люди часто подвержены стадному инстинкту и слепо идут за толпой по пути наименьшего сопротивления. Женщинами часто движет обострённое чувство самосохранения, что берёт верх над любой логикой. С помощью этой статьи можно наконец-то научиться правильно, безопасно и эффективно останавливать свой велосипед, а уровень катания вырастет многократно.
Чтобы техника правильного торможения на велосипеде не вызывала страх и недоумение, обратимся к теории: как известно и ни для кого не секрет, что большинство современных велосипедов (даже самых дешёвых), оснащаются ДВУМЯ тормозными механизмами — передним и задним. Сделано этот вовсе не из соображений злого умысла или желания подшутить над нерадивым велосипедистом, а наоборот, подразумевает повышение эффективности торможения с учётом правильного и своевременного использования ОБОИХ тормозов. Итак, прописная истина правильного и безопасного торможения звучит так: для замедления движения велосипеда НЕОБХОДИМО использовать только ПЕРЕДНИЙ тормоз, задний же тормоз призван ПОМОГАТЬ переднему в случае недостаточной его эффективности в силу тех или иных внешних факторов. Простыми и доступными словами это же изречение будет звучать так: тормозить следует всегда ПЕРЕДНИМ тормозом, но иногда помогать ему задним, стараясь по возможности им не пользоваться лишний раз.
Эта информация у многих вызовет противоречивые чувства удивления и потребует объяснения, которое имеется, и прячется оно в учебниках многими забытой физики. И напрасно, поскольку почти любой манёвр или даже трюк на велосипеде строго подчиняется физическим законам, знание и понимание которых совершенно необходимо для более менее серьёзного катания на велосипеде (а что может быть серьёзнее и ответственнее тормозов?). Обратимся к физике и постараемся объяснить раз и навсегда, почему формула торможения передним тормозом самая правильная, чтобы развеять любые сомнения. Представим велосипедиста в движении, его вектор направленияи приложения силы направлен вперёд (можно условно и схематично представить стрелочкой). На велосипедиста так же действует сила тяжести (стрелочка вниз) и встречное сопротивление потока воздушных масс (стрелочка назад). Во всех этих взаимодействиях человек однако удерживает баланс «золотой середины», а точнее равновесия: он не падает вперёд через руль, но и не заваливается назад. Удержанию этого положения способствует геометрия рамы, которая с минимальными отклонениями (зависит от предполагаемой дисциплины катания) рассчитывается таким образом, чтобы точка равновесия находилась примерно посередине рамы. Остальное контролирует сам райдер путём смещения массы своего тела вперёд или назад.
Однако при чём тут тормоза? А всё при том, что тормозные механизмы можно рассматривать в качестве инструмента, способного сместить этот центр баланса, в большей степени этому способствует конечно же передний тормоз. Итак, что же происходит, когда велосипедист пытается остановиться передним тормозом? В этом случае переднее колесо начинает замедляться под действием трения тормозных колодок о некую поверхность (обод колеса или тормозной диск), а масса тела райдера в этот момент стремится по инерции всё так же вперёд, по ходу изначального движения (та самая стрелочка вперёд, которая в первом примере означала просто движение и наездника и велосипеда в этом направлении). Теперь же получается картина, что человек относительно велосипеда продолжает двигаться вперёд по инерции, в то время как «двухколёсный друг» продолжает замедляться под действием тормоза. Таким образом наглядно смещается центр тяжести велосипедиста вперёд, а его масса тела в это время воздействует по диагонали вниз в сторону переднего колеса и вперёд, нагружая колесо и аммортизированую вилку. Тем самым, тело человека во всей этой веренице сил ПОМОГАЕТ тормозному механизму, нагружая переднее колесо и увеличивая эффективное КПД процесса торможения. Конечно степень и скорость процесса зависит от силы и «резкозти» нажатия на тормозную ручку. Ещё раз подчеркну, что происходит в случае использования ТОЛЬКО переднего тормоза: вес райдера в совокупности с инерционнным моментом создаёт лучшее сцепление переднего колеса с поверхностью дорожного покрытия, прижимая его и создавая идеальные условия для качественного замедления.
Если же мы пользуемся исключительно задним тормозом (игнорируя передний), то вес велосипедиста в этом случае вместе с самим байком по-прежнему будут направляться вперёд (соответствующая стрелочка), задняя часть велосипеда становится неизбежно разгруженной (меньше сцепления с дорогой), и торможение теряет свою эффективность. Более того, если нажать на ручку заднего тормоза ещё сильнее, то на фоне сниженной КПД замедления велосипеда ещё произойдёт блокировка заднего колеса, однако инерционный момент по-прежнему сохраняется, и велосипед поедет «юзом» (многие знакомы с этим эффектом, я уверен), теряя контроль над управлением. И если кому-то эффект блокировки заднего колеса когда-то казался забавным и эффектным «понтом», к которому часто прибегали детишки в детстве, чтобы сражать наповал и заставлять завидовать своих сверстников, то будучи в здравом и трезвом взрослом сознании я настоятельно советую забыть об этом как о страшном сне по вышеназванным причинам. Просто хотя бы потому, что это действительно опасно, как для велосипедиста, так и для окружающих, особенно на больших скоростях. Получается, что задействуя передний тормоз мы легко можем погасить инерционный момент напрямую, а в случае использования заднего тормоза инерцию почти ничто не гасит, поскольку в этом случае торможение малоэффективно сзади при воздействии на совокупность возникших сил. На основании этого можно сделать смелый вывод: эффективность переднего тормоза составляет 75% или примерно 2/3 всего тормозного усилия!
Итак, поняв наконец физику процесса, вывод об использовании переднего тормоза становится понятен и очевиден, а техника правильного торможения на велосипеде наконец становится доступной. Стоит отметить, что торможение любого автосмобиля происходит по такой же схеме и роль задних тормозов часто вспомогательная, первыми в дело так же вступают тормозные механизмы передних колёс. Чтобы не быть голословным, приведу пример из жизни, который приключился со мной прошлым летом. Во время очередной поездки на дачу на своей старенькой «Ниве», на большущей кочке вырвало задний аммортизатор, который в свою очередь повредил гидротрубку заднего тормозного контура. Тормоза в машине пропали совсем. Кое как добравшись до дачи, мне удалось восстановить работоспособность переднего контура, а задний я полностью заблокировал, закрутив разветвитель «колдун» двумя болтами. В итоге машина осталась только лишь с передними тормозами. Когда настало время ехать обратно в город, удивлению не было предела, поскольку эффективность тормозов субьективно совсем не изменилась! Машина тормозила точно так же, как если бы в ней был рабочий задний контур. Выводы об эффективности и важности переднего тормоза делайте сами.
Но понять физику процесса торможения велосипеда мало, ещё необходимо научиться правильно её использовать и учесть некоторые нюансы. При торможении передним тормозом существует известный риск, что велосипедист перелетит через руль и серьёзно травмируется. Но весь этот риск сводится «на нет», если байкер умеет пользоваться тормозом, «чувствует» момент замедления тонко, ни в коем случае не доводя до блокировки переднего колеса. Просто необходимо владеть отточенной до автоматизма техникой. Как избежать падения через руль, пользуясь передним тормозом? Тут важно помнить два момента, способных привести к этому исходу, и не допускать их сознательно!
Именно такой уровень можно считать профеcсиональным, увереннным и конечно же безопасным. Вообще следует запомнить ещё одно золотое правило грамотной езды — в любых ситуациях избегать блокировки колёс, как переднего так и заднего! Когда трение переходит в скольжение (велосипед едет «юзом»), неминуема потеря эффективности торможения и управляемости велосипеда. Если по аналогии посмотреть на устройство автомобиля (как более опасного и ответственного транспортного средства), то можно увидеть, что инженеры уже давно и практически повсеместно решили эту проблему за счёт внедрения системы ABS или «антиблокировочная тормозная система». Как следует из названия: эта технология в автоматическом режиме контролирует работу тормозной системы и не допускает блокировку колёс, чтобы предотвратить малейшее снижение эффективности (КПД) торможения! Имеет смысл запомнить раз и навсегда, что допускать блокировку колёс не стоит ни в каких ситуациях (кроме разве что исполнения специфических трюков на велосипеде, когда равновесие удерживается на одном переднем или заднем колесе).
Но какова тогда роль заднего тормоза, когда и зачем его использовать? Тут всё просто, как и говорилось выше — роль его вспомогательная, но при этом довольно существенная в ряде ситуаций. Как мы уже неоднократно убедились, основной тормоз у нас передний, им пользуемся 90% времени для замедления и остановки велосипеда. Однако бывают ситуации, когда силы и эффективности переднего тормоза недостаточно. Например, вовремя спуска с крутой горы вниз «на тормозах» (в этом случае баланс сил и центр тяжести райдера смещаются вперёд, больше провоцируя вероятность падения через руль); или во время сложных погодных условий (дождь, снег, особенно лёд) влияющих на сцепление колёс с дорожным покрытием: или в ситуации экстенного торможения (в котором всё-равно желательно использовать передний тормоз, но момент блокировки наступает гораздо быстрее, и это необходимо учитывать). Во всех перечисленных случаях, когда эффективности переднего тормоза оказывается мало — на помощь приходит задний тормоз, и включаться в работу он должен в момент близкий к блокировке переднего колеса. На практике это выглядит так: велосипедист, уже уверенно чувствуя диапазон торможения и нажатия ручки тормоза, пользуется только передним тормозом, но если момент блокировки колеса становится опасно близким (опять же на ощущениях, наработанных опытом), то он помогает себе задним тормозом, при этом не отпуская ручку переднего, удерживая её на грани. С освоением этих приёмов всё будет происходить интуитивно и быстро, не придётся задумываться о последовательности действий.
Только такая техника правильного торможения на велосипеде может считаться правильной и эффективной. Владея ей, любой желающий сможет сократить риск возникновения опасной ситуации или даже аварии на дороге. Освоение этой техники крайне важно, поскольку велосипед наравне с мото и автомобильным транспортом представляет собой средство повышенной опасности (если кто-то считает иначе — ошибается), и может причинить немалые повреждения обычным пешеходам.
Как научиться этой технике новичку и довести её до автоматизма? Как и во многих сферах жизни человека, самым действенным методом освоения станет постоянная и систематическая, осознанная практика. На первое время необходимо контролировать свои действия намеренно, не бояться пользоваться передним тормозом вопреки сложившемуся стереотипному ошибчному мнению, и стараться избегать заднего тормоза. В самом начале освоения техники стоит нажимать на ручку плавно, пытаясь прочувствовать её ход и реакцию велосипеда на замедление. Никаких резких движений и паники! Лучше сначала тормозить чуть дольше чем следует, чтобы выработать навык и полностью ввести эту привычку в зону комфорта. Это конечно же не касается экстремальных ситуаций, когда действовать нужно молниеносно. В этом случае нельзя в панике выжимать ручку переднего тормоза до упора, а лучше держать в голове наличие заднего тормоза, и первое время можно по старой привычке использовать его, если ситуация того требует. Полезно для новичков в рамках практики выбрать ровную площадку и потренировать правильную технику на ней, чтобы усвоить, что она действительно работает как и дОлжно. И не стоит забыватьпро правильную регулировку тормозных механизмов и своевременную замену колодок (а так же прокачку гидравлических тормозов, если у вас установлены именно они). От хороших тормозов часто зависит чья-то жизнь и здоровье! Всем удачи на дорогах и мудрости в голове!