Что необходимо сделать случае ошибки присчитывание в пункте оборота
Способы исправления в бухгалтерском учете и отчетности
Что такое существенная ошибка в бухгалтерском учете?
Основной нормативный акт, регулирующий порядок исправления ошибок в учете — ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утверждено приказом Минфина от 28.10.2010 № 63н). Согласно ПБУ ошибкой не может быть неточность в учете или отчетности, возникшая из-за появления сведений уже после внесения в учет факта хозяйственной деятельности.
ПБУ 22/2010 делит ошибки в учете на существенные и несущественные. Существенная ошибка — та, которая сама по себе или в совокупности с другими ошибками за отчетный период способна повлиять на экономические решения пользователей, принимаемых на основе бухотчетности за этот отчетный период.
Законодательство не устанавливает фиксированный размер существенной ошибки — налогоплательщик должен выявить его самостоятельно в абсолютном или процентном выражении. Уровень существенности, свыше которого ошибка считается существенной, должен быть указан в учетной политике.
Чиновники в некоторых нормативных актах рекомендуют установить уровень существенности равным 5% от показателя статьи отчетности или суммарного размера актива или обязательства (п. 1 приказа Минфина от 11.05.2010 № 41н, п. 88 приказа Минфина от 28.12.2001 № 119н). Мы предлагаем установить одновременно и абсолютный, и относительный показатель определения существенной ошибки. Абсолютный показатель фирма может установить в произвольном размере.
Пример формулировки для учетной политики:
Ошибка признается существенной, если сумма искажений превышает … тыс. руб. или величина ошибки составляет 5% от общего размера актива (обязательства), значения показателя бухгалтерской отчетности.
О том, чем нужно руководствоваться при составлении бухгалтерской учетной политики, читайте в материале «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».
Если отдельная ошибка не является существенной, согласно установленному критерию, но в отчетном периоде аналогичных ошибок много — например, бухгалтер неправильно принимает к учету средства индивидуальной защиты, — то рассматривать эти ошибки нужно в совокупности, поскольку суммарно они могут быть признаны существенными.
Для существенных ошибок в бухгалтерском учете установлены отдельные правила исправления.
Исправление ошибок в бухгалтерской документации
Алгоритм исправления неточностей в бухучете зависит от того, где была совершена ошибка — в первичке и регистрах или в самой отчетности, сроков выявления ошибки и от того, является ли она существенной.
Существуют следующие способы исправления в первичке и регистрах:
ВНИМАНИЕ! Есть ряд документов, исправления в которых недопустимы. К ним относятся кассовые и банковские документы.
О том, как составить такую справку, читайте в статье «Бухгалтерская справка об исправлении ошибки – образец».
Способы исправления ошибок в бухгалтерском учете за 2020 год
Порядок исправлений зависит от существенности ошибки и периода выявления:
ВНИМАНИЕ! Новую отчетность нужно обязательно представить всем адресатам, кому представлялась предыдущая неисправленная отчетность.
Бухгалтер ООО «Перспектива» в мае 2021 года обнаружил, что не отразил в операциях за 2020 год арендную плату в размере 100 000 руб. Это существенная ошибка согласно учетной политике ООО «Перспектива», к тому же она выявлена после утверждения отчетности за 2020 год. Бухгалтер сделает проводку:
Дт 84 Кт 76 на сумму 100 000 руб. — выявлен ошибочно не отраженный расход за 2020 год.
Кроме того, ООО «Перспектива» должно сдать уточненку по налогу на прибыль за 2020 год.
Также при исправлении существенной ошибки, обнаруженной после утверждения годовой отчетности, нужно произвести ретроспективный перерасчет показателей бухгалтерской отчетности — это процедура приведения показателей отчетности в соответствующий вид так, как будто ошибка не была допущена. Например, если после ретроспективного пересчета данных показатель прибыли за 2020 год уменьшился с 200 000 руб. до 100 000 руб., то в отчетах 2021 года в графах сравнительных данных за 2020 год следует указывать уже не 200 000 руб. (по утвержденному отчету), а 100 000 руб. (по исправлению). Эту процедуру разрешено не делать компаниям, применяющим упрощенные способы ведения бухучета.
Информацию о выявленных существенных ошибках прошлых лет, которые были исправлены в отчетном периоде, нужно обязательно указывать в пояснительной записке к годовой бухотчетности. Юрлицо должно указать характер ошибки, сумму корректировки по каждой статье отчетности и корректировку вступительного сальдо. Если организация указывает информацию о прибыли, приходящейся на 1 акцию, то в пояснительной записке также указывается сумма корректировки по данным о базовой и разводненной прибыли на 1 акцию.
Какие еще сведения нужно указывать в пояснительной записке, рассказывается в статье «Составляем пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (образец)».
В соответствии с письмом Минфина от 22.01.2016 № 07-01-09/2235 организация имеет право самостоятельно разработать алгоритм исправления ошибок в учете и отчетности на основании действующего законодательства. Выбранный порядок рекомендуем закрепить в учетной политике.
Исправление ошибок в налоговом учете
Если положения ПБУ 22/2010 являются актуальными для юрлиц, поскольку самозанятое население не обязано вести бухучет, то порядок исправления ошибок в налоговом учете касается и предпринимателей, и организации.
Согласно ст. 314 НК РФ исправлять ошибки в налоговых регистрах нужно корректурным способом: должна быть подпись лица, исправившего регистр, дата и обоснование исправления.
Порядок исправления ошибок в налоговом учете подробно расписан в ст. 54 НК РФ.
Если ошибка в расчете налоговой базы за прошлые годы была обнаружена в текущем отчетном периоде, то нужно провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период совершения ошибки.
Если определить период совершения ошибки нельзя, то перерасчет производится в том отчетном периоде, в котором найдена ошибка.
Ошибки в налоговом учете, в результате чего налоговая база была занижена, а значит, и недоплачен налог в бюджет, нужно не только исправить, но и предоставить в ИФНС уточненку за период совершения ошибки (ст. 81 НК РФ). Однако если ошибка обнаружена в ходе налоговой проверки, то подавать уточненку не нужно. При этом сумма недоимки или переплаты будет зафиксирована в материалах проверки, и налоговики внесут эти данные в карточку лицевого счета компании. Если же фирма передаст в налоговый орган уточненку, то данные в карточке задвоятся.
Если на конец года имеет место спор с ИФНС и велика вероятность доначислений налогов (штрафных санкций), то в бухотчетности надо признать оценочное обязательство. Подробнее об этом – в материале «Налоговый спор = оценочное обязательство».
В том случае, когда компания переплатила налог из-за собственной ошибки, она может подать уточненку или же не исправлять ошибку (например, сумма переплаты незначительная). Еще один вариант, которым может воспользоваться фирма, — уменьшить налоговую базу в периоде обнаружения ошибки на величину завышения налоговой базы в предыдущем периоде. Так можно сделать при расчете транспортного налога, НДПИ, УСН и налога на прибыль.
ВНИМАНИЕ! Таким способом нельзя воспользоваться при выявлении ошибок по расчету НДС, поскольку исправлять завышенный НДС можно только путем сдачи уточненки за период совершения ошибки.
Если фирма работала в убыток и выявила ошибку в прошлом периоде, которая увеличит убыток, то эти расходы включать в расчет налога за нынешний период нельзя. Компании следует подать уточненку с новыми суммами расходов и убытка (письмо Минфина от 23.04.2010 № 03-02-07/1-188).
Что делать, если выявлены ошибки в первичных документах, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по налогам.
Штрафы за ошибки в учете
Ошибки в бухгалтерском учете и при составлении отчетности чреваты для компании штрафом. Причем с 10.04.2016 размеры штрафов за неправильное ведение учета выросли — со вступлением в силу закона от 30.03.2016 № 77-ФЗ.
Ст. 15.11 КоАП в новой редакции содержит следующий перечень нарушений и наказаний за них:
Новая редакция ст. 15.11 КоАП
Старая редакция (действует по нарушениям, совершенным до 10.04.2016)
Искажения в учете, которые привели к занижению налогов и сборов на 10% и больше
Искажения в учете, которые привели к занижению налогов и сборов на 10% и больше
Искажения любой статьи бухотчетности на 10% и больше
Искажения любой статьи бухотчетности на 10% и больше
Фиксация мнимого, притворного объекта бухучета или не совершившегося события
Ведение счетов бухучета вне регистров
Составление бухотчетности не на основе сведений из регистров бухучета
Отсутствие первички, регистров учета или аудиторского заключения
Штраф за нарушение, выявленное впервые: от 5 000 до 10 000 руб.
Штраф за нарушение, выявленное впервые: от 2 000 до 3 000 руб.
Штраф за повторное нарушение: от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация ответственного должностного лица на срок до 2 лет
Оштрафовать могут в течение 2 лет с момента нарушения
Оштрафовать могут в течение 1 года с момента нарушения
Таким образом, чиновники расширили перечень нарушений в бухучете и отчетности, за которые будут отныне штрафовать, и увеличили санкции, а также срок, в течение которого компанию могут наказать.
Итоги
Ошибки в бухгалтерском и налоговом учете — головная боль бухгалтера, поскольку это означает перерасчет статей бухотчетности и сумм уплаченных налогов. А если ошибку выявили налоговики на проверке, то компания еще и заплатит штраф, а должностное лицо будет дисквалифицировано (в случае если нарушения выявлялись неоднократно).
ФГИС Меркурий: популярные ошибки при работе с ВСД
1. Несвоевременное гашение ВСД
2. Поставщик не выставил ВСД
Если вы реализуете товар через посредника, правильным будет выставление 2 документов: на транспортировку товара посреднику и на передачу груза покупателю. Нарушение этой цепочки и исключение посредника может привести к штрафу. ВСД на посредника не оформляется в случае, когда товар отгружается непосредственно со склада поставщика.
3. Оформление ВСД на продукцию с истекшим сроком годности
Оформлять ВСД на товар с истекшим сроком годности можно, и это не будет являться ошибкой. Но только в случае, если товар не будет использован для реализации в пищу людям. Нарушение этого правила является серьезным, поэтому внимательно следите, чтобы при отгрузке товара с целью реализации в пищу не попали партии с просрочкой. А если вы специально отгружаете просроченный товар, правильно ставьте цель, например “Утилизация”.
4. Принятие товара по поддельному сертификату
У любой системы есть слабые места и Меркурий не стал исключением. Недобросовестные производители составляют через Меркурий ВСД, распечатывают их, но данные в систему не заносят. Ставится левый идентификатор и QR-код и при проверке машины этот документ показывается контролирующим органам. Чтобы обезопасить себя, никогда не принимайте товар только по бумажным ВСД и проверяйте каждый сертификат в системе.
Проверить правильность выставленных документов можно, просканировав QR-код, или введя идентификатор на сайте Меркурия.
Если вы сканируете легальный QR-код, на телефоне откроется официальный сайт ГИС Меркурий и отобразится информация о том, кто и когда оформил сертификат. При проверке подделки система ничего не найдет.
5. Получен 1 сертификат для товаров из разных категорий
Если вам пришел один общий документ на продукцию в ассортименте, можно погасить выставленный ВСД, но по каждой позиции провести инвентаризацию и добавить сведения в журнал продукции вручную. Этот вариант требует время, поэтому сначала попросите поставщика выставить отдельные ВСД на каждый вид продукции. Если он отказывается, приступайте к внесению данных самостоятельно через инвентаризацию.
6. Груз не поступил на склад, а ВСД в системе выставлен
Если вы видите у себя в системе выставленный ВСД, груз по которому не поступил, не гасите его и не оформляйте возвратный ВСД поставщику. Это серьезное нарушение, так как товар вы не получали и возвращать поставщику вам нечего. В этом случае поставщик обязан аннулировать неверно выставленный ВСД.
7. Товар принят, но необходимо его вернуть или ошибочно погашен ВСД
При гашении ВСД будьте внимательны, ведь аннулировать или отменить ошибочное гашение невозможно. Если после того, как вы приняли товар и погасили ВСД, были выявлены несоответствия, и у вас имеются причины для отказа от товара, вам нужно оформить новый транспортный ВСД на поставщика. Если вы не планируете возвращать товар поставщику, но выявили несоответствия после приемки, измените данные вручную в журнале продукции через инвентаризацию.
При работе в Меркурии проверяйте все данные, указанные в документах с фактическим получением, не торопитесь погасить документы, а внимательно их изучите. Если возникают какие-то разногласия, свяжитесь с поставщиком и попросите устранить несоответствия. Это поможет вам избежать блокировок и штрафов и работать с системой правильно.
Для удобства работы с системой предусмотрена возможность интегрировать Меркурий с уже использующейся учетной системой. Автоматический обмен упрощает работу и позволяет работать с Меркурием в знакомом интерфейсе. Компания ДЕНВИК предлагает услугу по настройке интеграции с вашей учетной системой. С подробной информацией можно ознакомиться на нашем сайте в разделе Услуги.
Инструкция по гашению, аннулированию и оформлению возвратных эВСД
Россельхознадзор и его система контроля за ветеринарной продукцией Меркурий не всегда просты в работе. В процессе ее использования так или иначе происходят ситуации, трактовка, которых со стороны надзорных органов не всегда укладывается в голове.
Например, это ошибочно высланные от поставщика эВСД, на продукцию, которую вы не получали. Однако, как мы все знаем, не гасить ветсертификаты неправильно и за это установлена ответственность в виде наложения штрафа. В тоже время, делать возврат таких эВСД, также не является правильным. Так что же делать с эВСД в таких случаях?
Рассмотрим данный вопрос в нашей статье.
По статистике Россельхознадзора, описанная выше ситуация, довольно распространена и чаще всего ошибкой со стороны предпринимателя является формирование возврата на продукцию, которую он не получал. Такие действия считаются нарушением со всеми вытекающими последствиями в виде штрафа или приостановлением возможности работы с ГИС Меркурий.
Так как же правильно поступать?
Рассмотрим на примере:
Если вам пришло не 4000 кг мяса, а 2000 кг, то нужно в данном разделе зафиксировать данный факт и составить акт несоответствия. Частой ошибкой здесь является приемка с таким же весом, что и в эВСД. Это нарушение.
Гасим эВСД правильно
При осуществлении торговой деятельности, есть множество однообразных и рутинных операций, однако очень важно совершать эти операции правильно и ответственно. Если говорить о торговле продукцией животного происхождения, то постоянно приходится иметь дело с эВСД (ветсертификатами).
При приемке товара, к продукции обязательно должен прилагаться эВСД – такова норма закона. Получатель в свою очередь должен подтвердить получение продукции, для этого ветсертификат необходимо погасить и сделать это нужно корректно, т.к. за некорректную работу с данными документами предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, а также возможно даже такая серьезная и крайне болезненная мера, как приостановление работы нарушителя с системой Меркурий. Это значит, что в принципе продукцию принять не получится.
Порядок операций при гашении эВСД
Рассмотрим на примере работы с ГИС Меркурий при помощи браузера. При входе в систему вы попадаете на главную страницу своего личного кабинета, где вам необходимо в горизонтальном меню выбрать раздел «ВСД». Появится три подраздела. Для работы с входящими ветсертификами, выберите в подразделе «Входящие ВСД» пункт «Оформленные».
После этого вам будет выведен перечень всех оформленных входящих эВСД. У каждого сертификата в этом списке есть номер, дата, наименование, учетный объем, дата выработки продукции и операции, которые вы можете с ним совершить. В этом списке найдите тот ветсертификат, который нужно погасить и в колонке «Операции» нажмите кнопку «Просмотр».
После этого вы увидите страницу с подробной информацией о эВСД. С этой страницы можно как погасить сертификат, так и распечатать, либо закрыть, если вы выбрали случайно не тот, который нужен. Для гашения нажмите «Погасить».
Далее вы перейдете на страницу «Гашение ВСД». На ней указывается дата поступления продукции.
Как составляется акт несоответствия
Не редко при приемке продукции оказывается, что фактический вес отличается от указанного в эВСД. В таком случае продукцию принять можно, однако необходимо зафиксировать факт расхождения.
Для этого нужно составить акт несоответствия, в котором можно указать реальные значения по весу, количеству и т.д., для принимаемой продукции. Если расхождения между указанным в эВСД и фактическими незначительные, то продукцию принять можно.
Важно заметить, что в случае маленького расхождения (не более 5%), составлять акт несоответствия не нужно, однако в фактических данных нужно отметить реальные данные в любом случае.
В разделе «Фактические сведения», есть поля недоступные для редактирования:
В случае, если были выявлены расхождения в сведениях, то для составления акта несоответствия необходимо в полях, доступных для редактирования, внести фактические значения.
После указания фактических данных, даты поступления груза и нажатия на кнопку «Погасить» внизу страницы, откроется форма «Добавление акта несоответствия», где отображается сводная таблица по расхождениям.
На данной странице необходимо указать следующие сведения:
После заполнения необходимых сведений необходимо нажать кнопку «Сохранить». Далее вы переходите к записи журнала входной продукции. На этой странице как раз-таки находится ссылка на акт несоответствия. Для просмотра акта, нужно перейти по этой ссылке.
Кроме просмотра подробных сведений с этой страницы также можно распечатать акт. Для этого нажмите на кнопку «Печать».
После будет сформирована страница с актом о расхождении, которую можно распечатать. Для этого в меню браузера выберите пункт «Печать», либо воспользуйтесь сочетанием клавиш Ctrl+P.
Как составить возвратный сертификат
В системе ГИС Меркурий предусмотрено автоматическое создание эВСД для осуществления возврата. Данная функция доступная на странице «Гашение ВСД». Реализовано это через возможность разделить партию на две части. Активируется в случае, если вы установили галочку напротив пункта «Разделить партию».
Далее потребуется указать объем продукции, который будет погашен, количество единиц упаковки, а также причину возврата продукции.
Только после того, как все данные указаны, нажимаем кнопку «Сохранить».
В результате по погашенному объему создается запись во входном журнале предприятия-получателя, а по оставшейся части объема автоматически оформляется возвратный ВСД. В случае необходимости вернуть всю поступившую продукцию, в поле «Объем» укажите «0».
После сохранения откроется страница «Просмотр сведений о записи входного журнала», на которой отображается вся информация о поступившей продукции, также предоставляется возможность создать шаблон записи входного журнала и аннулировать данную запись.
Просмотреть данную запись можно также в разделе главного меню «Журнал продукции» в подпункте «Входная продукция».
О том, как работать с регистратором выбытия: подключить, настроить и исправить частые ошибки
Регистратор выбытия предназначен для аптек и лечебных учреждений, отпускающих лекарства по 100 %-ной льготе. Это частный случай контроля за оборотом лекарственных средств в рамках единой государственной системы маркировки товаров.
Работая с регистратором выбытия, важно внимательно изучить инструкции. Однако даже после этого могут остаться вопросы по эксплуатации прибора. В статье мы разберемся с вопросами, которые чаще всего возникают у пользователей.
Суть устройства
Функции регистратора выбытия:
считывание кода маркировки;
формирование данных о лекарственных препаратах;
передача информации в ФГИС МДЛП с фиксацией факта выбытия лекарственного препарата из оборота.
РВ не предназначен для использования в розничной торговле лекарственными средствами. Он нужен только для фиксации движения лекарств, отпускаемых бесплатно.
Программный интерфейс РВ дает возможность пользователю осуществлять передачу информации о выбытии ЛП в автономном и сетевом режиме.
Как подключить регистратор выбытия / начало работы
Первым делом устройство нужно включить. Производитель рекомендует достичь уровень заряда выше 50%, а лучше включать тогда, когда аккумулятор будет заряжен полностью.
Первое включение требует авторизации в качестве «Администратора».
Как подключиться к сети интернет
Алгоритм действий для соединения с интернетом обычно выглядит следующим образом.
Для локальной сети:
Подключить сетевой провод.
В меню выбрать вкладку «Сервис».
Перейти в «Настройки».
Выбрать «Конфигурация Ethernet».
При ручном способе настройки ввести необходимые параметры.
Подключение к Wi-Fi:
Действия аналогичны предыдущему случаю до перехода в «Сервис» — «Настройки».
Если сеть защищена паролем, ввести его.
Если все действия выполнены верно, то появится значок «Честный ЗНАК», а в верхней части экрана отобразится пиктограмма статуса соединения с сетью.
Индикаторы соединения
— Зеленый. Подключение к серверу имеется.
— Желтый. Соединение находится в режиме ожидания (подключение к интернету имеется).
— Синий. Нет защищенного соединения с сервером, но подключение с интернетом имеется.
— Красный. Подключения нет. Для выяснения причин следует обратиться в техническую поддержку.
Три типа подключения регистратора выбытия: компьютер, локальная сеть и автономный режим
РВ подключен к ПК
Работает через ту же сеть интернет, что и компьютер.
Может быть использован встроенный сканер штрих-кодов или сканер, подключенный к ПК.
РВ подключен в локальную сеть
Возможно подключение с любого ПК, входящего в локальную сеть. При этом рабочие места должны быть оборудованы сканером штрих-кодов, так как использование встроенного будет невозможно.
Обязательно необходима установка на рабочих местах ПО, управляющего работой регистратора выбытия.
Автономная работа
Отправка информации о выбытии ЛП может происходить через любое подключение с сетью интернет.
Дополнительные сведения вводятся вручную.
Синхронизация с ГЛОНАСС
На регистраторе выбытия должно быть установлено корректное время. В противном случае вывод лекарственных препаратов из оборота невозможен из-за блокировки отправки документов.
Если регистрация выбытия лекарств не планируется, то синхронизация со спутниками ГЛОНАСС не обязательна.
Как настроить
После включения прибора следует авторизоваться в качестве Администратора.
В меню выбрать «Сервис».
Перейти в пункт «Проверка РВ».
Найти пункт «Спутники». На этом этапе происходит поиск спутников (должно быть найдено не менее пяти) и синхронизация часов.
Если синхронизация прошла успешно, то в меню появится статус «Блокировка: НЕТ» вместо «Блокировка: ДА».
Есть также пункт «Информация», в нем указано время до блокировки РВ.
Частые проблемы и пути их решения
Если регистратор выбытия завис
Неприятным известием для пользователя может стать появление на экране изображения песочных часов. В этом случае поможет перезагрузка устройства путем одновременного нажатия красной и зеленой клавиш.
В большинстве случаев после перезагрузки аппарат начинает работать корректно. Если это не помогло, стоит обратиться в тех.поддержку.
Если РВ не заряжается
Низкий заряд может сделать невозможным использование прибора по назначению.
Зарядное устройство вышло из строя.
Поврежден шнур зарядки.
Сломался или расшатался usb-порт на регистраторе.
В первом и втором случае проблема легко решается заменой зарядного устройства целиком или только провода отдельно.
Современные зарядные устройства универсальны и взаимозаменяемы, поэтому подойдут те, которыми обычно заряжают смартфоны.
Если неисправно само устройство, необходимо обращаться к мастерам сервис-центра.
Ошибка 5090
Эти цифры означают, что появились проблемы с синхронизацией внутреннего времени РВ со спутниками ГЛОНАСС. Проблема решается после проверки статуса синхронизации.
К кому обращаться за тех. поддержкой и ремонтом
Напомним, что регистраторы выбытия выдаёт Центр развития перспективных технологий по заявке.
Изначально именно ЦРПТ занимается технической поддержкой. О неисправности можно сообщить, отправив заявку на почту или в личном кабинете.
Если аптеки и медицинские учреждения заключили договор на обслуживание и сопровождение РВ с партнерами компании ФедТех, то они будут обращаться в свой сервисный центр. Это, как правило, позволяет гораздо более оперативно решить любые вопросы с подключением, настройками и даже ремонтом оборудования.
Во время, пока регистратор выбытия неисправен, загружать отчеты о выбытии лекарственных препаратов можно через Личный кабинет ФГИС МДЛП.
Инструкции для регистратора выбытия
Статья подготовлена ритейл-экспертами ПОРТ. Информационная поддержка: Сергей Хорош.
Если у вас есть вопросы по маркировке товаров, оборудованию и подключению к системе Честный Знак, пишите в комментариях к материалу и в соцсетях, приезжайте на консультации в наши офисы в Красноярске.