Что необходимо сделать с монтируемыми узлами перед подъемом на высоту
Что необходимо сделать с монтируемыми узлами перед подъемом на высоту
XIII. Требования по охране труда при работах на высоте
с применением грузоподъемных механизмов и устройств, средств
194. Выполнение работ с люлек строительных подъемников (вышки) и фасадных подъемников в соответствии с осмотром рабочего места осуществляется с использованием удерживающих или страховочных систем.
195. Рабочие места грузоподъемных механизмов, расположенные выше 5 м, должны обеспечиваться средствами эвакуации с высоты (средствами самоспасения), предусмотренными приложением N 10 к Правилам.
196. Места установки грузоподъемных механизмов и режимы их работы должны соответствовать ППР на высоте или технологической карте.
197. На платформе или клети подъемника, предназначенного или разрешенного для подъема людей, на видном месте должно быть указано максимальное количество человек, поднимаемых одновременно.
198. Груз (каждая часть груза) в процессе подъема, перемещения, опускания должен иметь надежную строповку или опору, исключающую возможность падения груза (части груза).
199. Масса груза, подлежащего подъему, должна быть определена до начала его подъема.
200. Для грузов, у которых имеются петли, цапфы, рымы, разрабатываются схемы их строповки. Для грузов, не имеющих таких устройств, разрабатываются способы строповки, которые должны быть указаны в технологических картах или в ППР на высоте. Схемы строповки наиболее часто встречающихся грузов вывешиваются на рабочих местах.
201. Строповка поднимаемого груза за выступы, штурвалы, штуцера и другие устройства, не рассчитанные для его подъема, не допускается.
202. Длинномерные грузы (балки, колонны) при подъеме и спуске должны направляться с использованием канатных, тросовых оттяжек.
203. При приеме или отправлении груза с лестничных и других площадок работы организуются так и площадки оборудуются таким образом, чтобы исключалась необходимость работникам наклоняться наружу за ограждения площадок.
204. При подъеме грузов в местах с регулярным движением транспортных средств устанавливаются ограждения и оборудуется объездной путь или принимаются меры для остановки движения транспортных средств при подъеме единичных грузов.
205. Из зоны работ по подъему и перемещению грузов должны быть удалены лица, не имеющие прямого отношения к производимым работам.
206. В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и должны быть вывешены предупреждающие знаки безопасности.
207. Опускать грузы разрешается на предварительно подготовленное место с исключением их падения, опрокидывания или сползания. Для удобства извлечения стропов из-под груза на месте его установки необходимо уложить прочные подкладки.
208. Опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки без предварительной проверки прочности несущих конструкций не допускается.
209. Не допускается при работе грузоподъемными механизмами:
а) оставлять груз в подвешенном состоянии;
б) поднимать, опускать, перемещать людей не предназначенными для этих целей грузоподъемными механизмами;
в) производить подъем, перемещение грузов при недостаточной освещенности;
г) подтаскивать груз при наклонном положении грузовых канатов;
д) поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность механизма, поднимать примерзший или защемленный груз, груз неизвестной массы;
е) оттягивать груз во время его подъема, перемещения или опускания, а также выравнивать его положение собственной массой;
ж) освобождать с помощью грузоподъемного механизма защемленные грузом стропы, канаты, цепи;
з) работать с неисправными или выведенными из строя приборами безопасности и тормозной системы.
210. В случае неисправности механизма, когда нельзя опустить груз, место под подвешенным грузом ограждается и вывешиваются плакаты «Опасная зона», «Проход закрыт».
212. Подъем груза необходимо производить плавно, без рывков и раскачивания, не допуская его задевания за окружающие предметы, не допуская закручивания стропов.
213. При работе с лебедками с ручным рычажным приводом не допускается:
а) находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;
б) применять удлиненный (против штатного) рычаг;
в) переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.
214. При работе перемещаемый груз должен надежно крепиться к крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без рывков и заеданий; тяговый механизм и канат должны находиться на одной прямой.
215. Место установки, способ крепления лебедок, а также расположение блоков должны быть указаны в ППР на высоте.
216. Место установки лебедки необходимо выбирать исходя из следующих требований:
а) лебедка должна находиться вне зоны производства работ по подъему и перемещению груза;
б) место установки лебедки должно обеспечивать обзор зоны работы и визуальное наблюдение за поднимаемым (перемещаемым) грузом;
в) должно быть обеспечено надежное закрепление лебедки, крепление и правильное направление намотки каната на барабан лебедки;
г) канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов для людей.
217. При установке лебедки в здании лебедка должна быть закреплена за колонну здания, за железобетонный или металлический ригель его перекрытия и другие элементы стены стальным канатом. При этом диаметр и число ветвей каната должны быть рассчитаны по грузоподъемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление должно производиться за раму лебедки, приваривать раму не допускается.
218. При установке лебедки на земле ее необходимо крепить за якорь или через упор с противовесом. Устойчивость лебедки должна проверяться расчетом.
219. Лебедки, устанавливаемые на земле и применяемые для перемещения подъемных подмостей, загружаются балластом весом, превышающим тяговое усилие лебедки не менее чем в два раза. Балласт закрепляется на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.
220. Приваривать ручные рычажные лебедки к площадкам для обслуживания оборудования, крепить их к трубопроводам и их подвескам не допускается.
221. Лебедки, при осмотре которых обнаружены дефекты, к работе не допускаются.
Не допускается работа лебедок:
а) при ненадежном закреплении лебедки на рабочем месте;
б) при неисправности тормозов;
в) при неисправности привода;
г) при отсутствии ограждения привода;
д) при ненадежном закреплении каната на барабане или неправильной его навивке на барабан.
222. Не допускаются ручное управление лебедкой без рукавиц, ремонт или подтяжка крепежных деталей во время работы лебедки.
223. Канаты в местах присоединения их к люльке и барабану лебедки должны быть прочно закреплены. Движение канатов при подъеме и опускании люлек должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается.
224. Количество работников, обслуживающих лебедки с ручным приводом, рассчитывается исходя из конкретных условий работы и расчетного усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки (из расчета усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки одним работником в 120 Н (12 кгс) и до 200 Н (20 кгс) при кратковременном приложении).
225. Лебедки с электрическим приводом, предназначенные для подъема людей, оснащаются колодочным тормозом, автоматически действующим при отключении электродвигателя. Коэффициент запаса торможения должен быть не менее 2.
226. Применение фрикционных и кулачковых муфт, а также фрикционной и ременной передач для связи вала электродвигателя с валом барабана у лебедок, предназначенных для подъема людей, не допускается.
227. Пусковые аппараты должны быть снабжены ключ-марками, либо запираться в ящик для исключения несанкционированного управления лицами, не допущенными к управлению ПС с пола.
Пусковые аппараты должны быть снабжены ключ-марками, либо запираться в ящик для исключения несанкционированного управления лицами, не допущенными к управлению ПС с пола.
228. Техническое освидетельствование талей проводится нагрузками и в сроки, которые указаны в документации. Рекомендуемый образец журнала учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений предусмотрен приложением N 7 к Правилам.
229. Подтаскивание груза крючком или оттяжка поднимаемого груза электрическими талями не допускается. Отклонение грузового каната от вертикали при подъеме груза допускается не более чем на 5°.
230. При сборке полиспастов и при подъеме груза необходимо следить за тем, чтобы подвижные и неподвижные обоймы были параллельны друг другу. Косое положение одного блока относительно другого может привести к соскальзыванию каната с блока.
231. Рекомендуемые узлы и полиспасты, используемые при транспортировке грузов, предусмотрены приложением N 15 к Правилам.
232. Тяговый (сбегающий) конец каната должен быть направлен к лебедке так, чтобы он не вызывал перекоса блока полиспаста.
233. Отводные блоки рекомендуется применять разъемной конструкции, позволяющей запасовывать канат в блок в любом месте по его длине. Располагать отводные блоки необходимо так, чтобы проходящий через них тяговый конец каната не имел косого набегания на блок полиспаста.
234. Применять при оснастке полиспастов блоки разной грузоподъемности не допускается.
236. При подвешивании верхних неподвижных блоков полиспастов необходимо избегать бокового опирания обоймы верхнего блока на ригель или балку. Перекос роликов верхнего блока по отношению к канату не допускается.
237. При оснастке полиспастов должны соблюдаться следующие требования:
а) при четном числе ниток полиспаста конец каната следует крепить к неподвижному блоку;
б) при нечетном числе ниток полиспаста конец каната следует крепить к подвижному блоку.
238. Технические освидетельствования блоков и полиспастов проводятся нагрузками, указанными в документации изготовителя.
239. Работать с канатами без СИЗ рук не допускается.
240. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.
241. Канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией).
242. Требования безопасности к цепям:
а) коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов должен быть не меньше указанного в документации изготовителя;
б) сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев; после сращивания цепь осматривается и испытывается нагрузкой в соответствии с документацией.
Правила монтажа технологического оборудования
Технологическое оборудование может монтироваться только согласно официально утвержденному проекту производства работ (ППР), который включает в себя необходимые технические решения и содержит указания по правилам техники безопасности.
Техника безопасности, мероприятия которой указываются в ППР, регламентируется согласно Строительным нормам и правилам (СНиП), правилами Госгортехнадзора по устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, прочими нормативными документами, имеющими отношение к безопасности проведения монтажных работ.
В такие мероприятия включаются решения по безопасному выполнению монтажных работ, рекомендации по организации рабочих мест, а также выбор приспособлений и оборудования для безопасной работы, размещение механизмов для монтажа и зоны их действия, установление границ опасных зон.
В случае если выполняется монтаж несложного оборудования, ППР можно заменить технологической картой или технологической запиской производства работ. Но мероприятия, касающиеся техники безопасности, в таких документах определяются в полном объеме.
Осуществляется монтаж технологического оборудования под руководством опытных и грамотных инженерно-технических работников, которые досконально осведомлены в специфике выполнения подобных работ.
До начала монтажа руководитель и привлеченные к таким работам инженерно-технические специалисты детально знакомятся с ППР, разбирают утвержденную схему монтажа, условия для применения оборудования, определяются с мероприятиями, касающимися техники безопасности. Отступления от проекта и указанных в нем способов производства работ возможны только при получении разрешения от организации, которая занималась разработкой ППР.
Рабочие, задействованные в монтаже, должны быть ознакомлены с характером работ, условиями применения грузоподъемных механизмов и средств такелажа, с методами крепления строп, мерами безопасности при этом и прочее. Организаторы работ должны предоставить им защитные каски, комбинезоны и рукавицы. При выполнении высотных работ обязательно нужно применять страховочные пояса. Монтажные бригады обеспечиваются также надлежащими специальными инструментами.
Монтажную площадку до начала работ нужно разметить. В частности, на ней нужно определить места для проезда и прохода, установить границы опасных зон. На участке монтажа оборудования сквозное движение транспорта подлежит запрещению. На границах опасных зон возводятся ограждения или выставляются предупредительные знаки или надписи, которые можно рассмотреть и в темное время суток.
В вечернее и ночное время должны освещаться все проходы, проезды, лестницы и рабочие места в зоне монтажа. Выполнение работ в этот период разрешается только при условии соблюдения Норм электрического освещения монтажных и строительных работ. Работать при недостаточном освещении запрещается.
До начала монтажа также проводится приемка фундаментов или конструкций, предназначенных для оборудования. Без этого выполнение работ не допускается.
Монтируемое оборудование не должно затруднять выполнение работ и создавать помехи или стесненные условия в зоне монтажа. Для этого габаритные детали и узлы следует располагать на участке с учетом того, в какой последовательности они станут устанавливаться. Нужно учитывать, что пути подачи таких частей не должны пролегать через зоны, в которых в это время монтируется прочее оборудование.
Монтажные проемы, предназначенные для подъема оборудования, разного рода каналы, траншеи, рвы, фундаментные колодцы и так далее, необходимо перекрывать съемными деревянными щитами. При необходимости также устанавливаются перила или ограждения.
Стенные проемы, предназначенные для перемещения оборудования, если они проделаны на уровне выше первого этажа, также ограждаются перилами не меньше метра по высоте и с бортовой доской не ниже 15 сантиметров.
Оборудование под монтаж и укрупнительную сборку подается в зону действия кранов, при помощи которых планируется выполнение таких работ. Раскладка деталей и узлов производится таким образом, чтобы в дальнейшем подъем этих грузов осуществлялся без излишней перекантовки и перемещений.
Те узлы и детали, что временно размещаются в зоне монтажа, необходимо хранить на подставках высотой не меньше 10 сантиметров или же на специальных стеллажах. Все грузоподъемные приспособления, которые будут применяться в ходе монтажа, до его начала должны пройти проверку сотрудниками Госгортехнадзора.
Те части технологического оборудования, которые будут монтироваться на высоте, до подъема нужно тщательно очистить от грязи, снега или наледи, посторонних предметов. Монтажные стыки и стыковые элементы очищаются также от ржавчины, масел, заусениц. Проверке подлежит и надежность систем крепления отдельных узлов и деталей – с целью предотвратить их падение и возникновение несчастных случаев.
Чтобы не производить на высоте дополнительные работы по подгонке стыков, следует еще перед подъемом оборудования проверить правильность сопряжения отдельных его тяжелых частей.
Если предусматривается применение подвесных подмостей, то проверка их крепления к монтируемому оборудованию проводится до его подъема.
Иногда для подвески грузозахватных приспособлений, крепления оттяжек, блоков, якорей и вант для подъема тяжелого оборудования планируется использовать металлические или железобетонные конструкции зданий. Для этого необходимо произвести расчет прочности таких конструкций и получить соответствующее разрешение от тех организаций, который принимали участие в их проектировании и монтаже, а в цехах, которые уже действуют – также разрешение заказчика.
Высотные сборочные операции допускается выполнять только с тех лесов или подмостей, конструкции которых указаны или разработаны в ППР, технологической карте или записке.
Совершать сборочные операции без применения лесов и подмостей разрешается только в тех случаях, когда установить их невозможно. В подобных ситуациях необходимо использовать предохранительные приспособления: страховочные сетки, натянутые стальные канаты и так далее. При этом руководитель этого цикла монтажа (мастер, бригадир) обязан указать рабочим места расположения на надежной конструкции, а также те, где должны крепиться страховочные пояса.
Если установка оборудования выполняется на территории эксплуатируемого цеха или действующего предприятия, то руководитель монтажной организации должен разработать и согласовать с руководством этого цеха или предприятия все мероприятия, касающиеся обеспечения техники безопасности при монтаже.
Работы по установке оборудования запрещено осуществлять в тех цехах (или на территориях действующих предприятий), где повышена взрывогазоопасность, если на то нет специального письменного допуска-наряда от руководителя цеха или предприятия.
Ремонт, демонтаж и монтаж оборудования в эксплуатируемых цехах или действующих установках, где существует возможность выделения взрывоопасных газов, нужно производить с использованием инструментов, выполненных из цветных металлов либо покрытых медью. Подобные операции осуществляются под руководством производителя работ или мастера. При этом необходимо присутствие сотрудников газоспасательной станции.
При монтаже технологического оборудования в таких условиях запрещено:
При выполнении монтажа кислородных установок запрещено пользование промасленной ветошью и прокладками, руки также не должны быть испачканы маслом. Инструмент при этом нужно тщательно обезжирить.
Демонтаж оборудования выполняется по разработанному проекту производства работ или технологической записке, которая согласовывается с руководителем цеха или предприятия. В этих документах определяется последовательность демонтажа, учитывается устойчивость узлов и деталей, которые остаются. Должна исключаться при этом возможность их падения, потери, гарантироваться устойчивость всего оборудования. Здесь же указываются места для складирования демонтируемых деталей и узлов.
Начинать демонтаж можно только тогда, когда оборудование обесточено, отключено от различных коммуникаций и освобождено от обвязки, а также отсоединено от прочих связанных с ним агрегатов, машин и устройств. Перед спуском или подъемом демонтируемых узлов и деталей следует удостовериться, что их ничего не удерживает.
для ежегодной проверки знаний по охране труда зацепщика, пользующего грузоподъемными кранами, управляемых с пола
При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей
2. Осмотр специального грузозахватного приспособления (тары) проводится (с записью в журнале)
3. Можно ли ремонтировать стропы
1. Признаки браковки крюковой подвески.
2. Нормы браковки канатных строп
-Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной 3d = 4, 6d = 6, 30d = 16
3. Организация погрузочно-разгрузочных работ.
1. Как выйти из зоны шагового напряжения
груза.
2. Проверка правильности строповки груза.
на высоту 200-300мм, проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, действие тормозов и только продолжить подъеме груза на необходимую высоту. При необходимости исправления строповки груз должен быть опущен.
-До поднятия груза краном, визуально определить правильность строповки, отойти на безопасное расстояние
3. Погодные условия, при которых работа крана (козлового или мостового), управляемого с пола, смонтированного на открытой площадке, должна быть остановлена.
При скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане,
ухудшающие видимость, при температуре, ниже указанной в паспорте крана
1.Вредные производственные факторы, которые могут сопровождать погрузочно-разгрузочные работы
2. Кто осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов в организации?
3. Минимально допустимое расстояние между грузом и предметами, встречающимися на пути перемещаемого груза
1. Осмотр стропов (за исключением редко используемых) проводится (с записью в журнале)
2. Допускается ли использовать при работе на грузоподъемных кранах грузополучателей и посторонних лиц
3. При перемещении груза краном персонал, управляющий им с пола, должен находиться
1. Разрешается ли перемещение краном груза массой, превышающей грузоподъемность крана
2. Как Правилами рекомендуется производить строповку крюком?
3. Проходы между штабелями или стеллажами в ряду должны быть не менее
1. Укладка грузов в складских помещениях и на погрузочно-разгрузочных площадках вплотную к стенам и колоннам зданий
2. Маркировка тары, таблички крана
на табличке крана – наименование крана, регистрационный (инвентарный) номер, грузоподъемность, даты следующего испытания (ЧТО, ПТО)
3.Порядок проведения целевого инструктажа
организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.), проводит непосредственный руководитель
1.Виды грузозахватных органов крана.
2.Обязанности зацепщика перед началом смены и по окончании работы.
3.Разновидность канатных строп.
1. Внешняя выбраковка строп.
2.Что должен проверить зацепщик перед подъемом груза?
3.Ответственность зацепщика
3.5. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ НА ВЫСОТЕ | ИОТ РЖД-4100612-ДЖВ-023-2013
3.5. Требования охраны труда при работах с применением грузоподъемных механизмов и устройств
3.5. Требования охраны труда при работах с применением грузоподъемных механизмов и устройств
3.5.1. Применение, содержание и эксплуатация грузоподъемных механизмов или устройств, в т.ч. лебедок, полиспастов, блоков, талей, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары, строительных подъемников (вышек), фасадных подъемников при работах на высоте должно производиться в соответствии с требованиями соответствующих правил и инструкций по их безопасной эксплуатации.
3.5.2. Место установки грузоподъемных механизмов и режим их работы должны соответствовать проекту производства работ или технологической карте.
Рабочие места работников, использующих грузоподъемные механизмы, расположенные выше 5 м, должны быть обеспечены средствами эвакуации с высоты (средствами самоспасения).
3.5.3. Каждая грузоподъемная машина должна иметь документацию, предусмотренную соответствующим стандартом или техническими условиями на изготовление.
Каждый грузоподъемный механизм и грузоподъемное устройство должно иметь четкую маркировку на видном месте с указанием максимальной безопасной рабочей нагрузки.
3.5.4. Не допускается подъем груза или иное (кроме испытаний) нагружение механизма подъема сверх установленной рабочей нагрузки или массы груза, а также эксплуатация грузоподъемных механизмов и устройств без соответствующих сигнальных систем.
3.5.5. Груз (каждая часть груза) в процессе подъема, перемещения, опускания должен иметь надежную строповку или опору, исключающую возможность падения груза (части груза).
Масса груза, подлежащего подъему, должна быть определена до начала его подъема.
3.5.6. Подъемники, предназначенные для подъема людей, должны быть оборудованы клетью, которая должна быть устроена таким образом, чтобы предотвращалось падение или попадание людей между клетью и неподвижной конструкцией подъемника при закрытой двери клети, а также травмирование противовесами или падающими сверху предметами.
На платформе или клети подъемника, предназначенного или разрешенного для подъема людей, на видном месте должно быть указано максимальное количество человек, поднимаемых одновременно.
3.5.7. Нагрузка на грузоподъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления не должна превышать их грузоподъемности.
3.5.8. Из зоны работ по подъему и перемещению грузов должны быть удалены лица, не имеющие прямого отношения к производимым работам.
В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и вывешены предупреждающие знаки безопасности.
3.5.9. При работе грузоподъемными механизмами не допускается:
оставлять груз в подвешенном состоянии;
поднимать, опускать, перемещать людей не предназначенными для этих целей грузоподъемными механизмами;
производить подъем, перемещение грузов при недостаточной освещенности;
подтаскивать груз при наклонном положении грузовых канатов;
поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность механизма, примерзший или защемленный груз, груз неизвестной массы;
оттягивать груз во время его подъема, перемещения или опускания, а также выравнивать его положение собственной массой;
освобождать с помощью грузоподъемного механизма защемленные грузом стропы, канаты, цепи;
работать с неисправными или выведенными из строя приборами безопасности и тормозной системы.
3.5.10. При неисправности механизма, невозможности опустить груз место под подвешенным грузом необходимо оградить и вывесить плакаты «Опасная зона», «Проход запрещен».
3.5.11. Перед подъемом груз необходимо приподнять на высоту не более 300 мм для проверки правильности строповки, равномерности натяжения стропов, устойчивости грузоподъемного механизма и надежности действия тормоза, и только после этого груз следует поднимать на требуемую высоту. Для исправления строповки груз должен быть опущен.
3.5.12. Подъем груза необходимо производить плавно, без рывков и раскачивания, не допуская его задевания и закручивания стропов.
3.5.13. При работе с лебедками с ручным рычажным приводом не допускается:
находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;
применять удлиненный (против штатного) рычаг;
переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.
3.5.14. При работе перемещаемый груз должен надежно крепиться к крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без рывков и заеданий, тяговый механизм и канат должны находиться на одной прямой.
3.5.15. Место установки, способ крепления лебедок, а также расположение блоков должны быть указаны в ППР.
3.5.16. Применение лебедок, при осмотре которых обнаружены дефекты, не допускается. Не допускается ручное управление лебедкой без рукавиц, ремонт или подтяжка крепежных деталей во время работы лебедки.
3.5.17. Движение канатов при подъеме и опускании люлек должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается.
3.5.18. Работать с канатами без рукавиц запрещается.