при выполнении работ на ВЛ под напряжением
в остальных электроустановках
Не нормируется (без прикосновения)
Работа под напряжением в электроустановках выполняется по наряду. Численность бригады и ее состав должен определяться с учетом квалификации работающих, группы по электробезопасности, условий выполнения работы и возможности обеспечения надзора за членами бригады производителем работ или наблюдающим.
В электроустановках при работе под напряжением необходимо:
оградить расположенные вблизи рабочего места другие токоведущие части, находящиеся под напряжением, к которым возможно случайное прикосновение;
работать в электроизолирующих перчатках, галошах или стоя на электроизолирующей подставке либо на электроизолирующем резиновом коврике;
применять ручной электроизолирующий инструмент (у отверток, кроме того, должен быть изолирован стержень), отвечающий требованиям соответствующего технического нормативного правового акта.
держать изолирующие части средств защиты за рукоятки до ограничительного кольца;
располагать изолирующие части средств защиты так, чтобы не возникла опасность перекрытия по поверхности изоляции между токоведущими частями двух фаз или замыкания на землю;
пользоваться только сухими и чистыми изолирующими частями средств защиты с неповрежденным лаковым покрытием.
При работе под напряжением запрещается работать в одежде с короткими или засученными рукавами, а также пользоваться ножами, напильниками, металлическими линейками и тому подобным, не предназначенными для выполнения этой работы.
При снятии и установке предохранителей под напряжением без нагрузки до 1000 В необходимо пользоваться электроизолирующими клещами или перчатками и средствами индивидуальной защиты лица и глаз.
Средства защиты, используемые в электроустановках до 1000 В должны проходить периодические испытания. Сроки очередных испытаний должны быть указаны на средствах защиты. При обнаружении непригодности средств защиты работающий обязан немедленно их изъять, поставить об этом в известность лицо, ответственного за хранение, испытание и комплектование средствами защиты, а также сделать запись в журнале учета и содержания средств защиты. Лица, получившие средства защиты в индивидуальное пользование, отвечают за их правильное хранение, эксплуатацию и своевременную отбраковку.
© 2005-2020
Могилевский городской исполнительный комитет
Официальный сайт
При перепечатке материалов ссылка обязательна
Источник
Что необходимо сделать при обнаружении непригодности средств защиты ответ
Информацию о СИЗ, положенных работнику, и правила их выдачи можно внести в его трудовой договор, но от этого документ станет только объемнее. Если нормы или правила выдачи СИЗ изменятся, с каждым работником придется заключать дополнительное соглашение.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальными одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, далее — Межотраслевые правила), обязывают работодателя информировать работников:
— о положенных СИЗ (п. 9 Межотраслевых правил);
— о правилах выдачи СИЗ (п. 6 Межотраслевых правил).
Лучше всего для информирования подойдет локальный нормативный акт, который включит в себя все нужные вопросы:
— правила и нормы выдачи СИЗ в организации;
— порядок выдачи, использования, хранения и поддержания СИЗ;
Межотраслевые правила разрешают изменить нормы выдачи или использовать другие СИЗ для улучшения защиты работников, что делает создание локального акта необходимым.
Составлением Положения может заниматься специалист по охране труда. Главное, чтобы документ был составлен грамотно, учитывал все действующие типовые нормы и правила, регулировал все аспекты работы. На крупных предприятиях разработку Положения поручают группе, в которую входят представители всех заинтересованных подразделений. Для этого издается приказ с указанием состава группы, обязанностей ее членов и сроков составления Положения. Нормы Положения должны касаться конкретного предприятия. В случае выдачи СИЗ сверх нормы необходимо сделать соответствующую отметку. В документе нужно определить порядок подачи заявок на СИЗ. Важно в разделе о порядке указать правила не только для штатных, но и для временных сотрудников. В Положении описывают порядок хранения и ухода за СИЗ, определяют ответственных. С Положением нужно ознакомить работников, интересы которых оно затрагивает.
Какая информация должна быть в Положении
Раздел 1. Общие положения
Здесь нужно перечислить законы и нормативные акты, лежащие в основе Положения: Трудовой кодекс, Межотраслевые правила выдачи СИЗ, приказ соответствующего министерства, утверждающий нормы выдачи СИЗ в отрасли.
В разделе фиксируют:
— сотрудников каких цехов (профессий) обеспечивают СИЗ;
— кто и как знакомит сотрудников с Положением;
— как утверждают и пересматривают Положение.
Если в Положении фигурируют сокращения или термины, то нужно дать их расшифровку. Если терминов много, можно вынести их в отдельный раздел.
Следует обратить внимание, что все нормы должны быть сформулированы для конкретного предприятия. Не стоит ограничиваться общими фразами, так как лишняя информация размывает основной смысл, а документ становится громоздким.
Раздел 2. Порядок оформления норм выдачи СИЗ
Это необязательный раздел, но он нужен, если:
— руководитель устанавливает иные нормы выдачи СИЗ;
— на предприятии есть работы, для которых не установлены типовые нормы выдачи СИЗ;
— документооборот предусматривает утверждение норм для каждого цеха или производства.
Если в типовых нормах выдачи СИЗ нет указаний на конкретные должности, нормы выдачи можно установить по наличию вредных и опасных факторов на рабочем месте. Их можно выявить при проведении спецоценки условий труда. Наименование должностей специалистов, имеющих право на получение СИЗ, обязательно должно соответствовать Единому квалификационному справочнику (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).
Межотраслевые правила разрешают заменять СИЗ аналогичными, поэтому в данном разделе можно указать возможность замены, а также:
— кто принимает решение о замене;
— как обосновывают необходимость замены;
— с кем ее согласовывают;
— каким документом оформляют решение.
Для удобства закупки СИЗ можно заранее составить их номенклатуру в виде самостоятельного документа. Порядок внесения изменений в номенклатуру лучше фиксировать в Положении о выдаче СИЗ.
Если фактические условия труда работников регулярно приводят к преждевременному выходу СИЗ из строя, имеет смысл прописать в Положении снижение нормативных сроков износа СИЗ или предусмотреть замену данного вида СИЗ.
Раздел 3. Порядок оформления заявок и приобретение СИЗ
Необходимо установить, кто подает заявку на приобретение СИЗ, каким образом происходит их прием, кто проверяет сертификаты, какой документ составляют при выявлении отклонений. Все СИЗ должны быть сертифицированы в соответствии с Правилами проведения сертификации средств индивидуальной защиты (утверждены постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. № 34).
Раздел 4. Порядок выдачи и учета СИЗ
Самый важный раздел Положения. В него нужно включить следующую информацию:
1. Кто заполняет заявку на выдачу СИЗ принятому работнику.
2. Где сотрудник получает СИЗ.
3. Маркируют ли спецодежду и спецобувь, осуществляют ли подгонку одежды по фигуре.
4. Где хранят, кому и как выдают дежурные СИЗ.
5. Кто и как выдает СИЗ работникам, временно выполняющим работу.
6. Как выдают СИЗ работникам, совмещающим профессии, по которым нормами предусмотрены различные виды СИЗ. В этом случае нужно учесть, что срок использования СИЗ увеличивается.
7. Если на предприятии проходят практику студенты, необходимо установить, где и кто им выдает СИЗ.
8. Кто и как выдает СИЗ проверяющим лицам.
9. Когда производится централизованная сезонная выдача спецодежды и спецобуви.
Все СИЗ выдают работнику под расписку и фиксируют в личной карточке учета выдачи СИЗ.
За пределы предприятия выносить СИЗ запрещено.
10. Порядок сдачи СИЗ при увольнении, смене профессии или замене СИЗ.
11. Как поступить работнику при утере или порче СИЗ, кто определяет степень вины работника, взыскивают ли материальный ущерб.
Раздел 5. Порядок списания СИЗ
Раздел обеспечивает согласованную деятельность всех подразделений, ведущих учет СИЗ. Здесь важно указать:
— как проводят списание СИЗ, пришедших в негодность раньше срока;
— какие действия должны предпринять руководители служб для профилактики;
— подробный порядок списания средств защиты, процесс утилизации.
Раздел 6. Хранение и уход за СИЗ
Указывают правила хранения СИЗ: требования к помещению, места установки шкафов для одежды. Руководитель обязан обеспечивать уход за СИЗ собственными средствами, поэтому следует расписать, какие именно мероприятия по уходу за СИЗ проводятся в компании.
Раздел 7. Ответственность и организация контроля за использованием СИЗ
Между подразделениями можно разделить ответственность за:
— применение при работе.
Контроль по использованию СИЗ на предприятии можно поручить заместителю руководителя или начальнику службы охраны труда.
Что делать после составления Положения
С Положением нужно ознакомить тех, кого оно затрагивает (в соответствии со ст. 68 ТК РФ «Оформление приема на работу»):
— работников, которым выдают СИЗ;
— сотрудников, приобретающих, выдающих, учитывающих, списывающих и утилизирующих, контролирующих использование СИЗ.
Внести изменения в Положение можно путем издания новой редакции или созданием приложения к действующему документу. Алгоритм утверждения в обоих случаях одинаков:
Шаг 1. Составляется проект Положения и направляется на согласование в профком (в случае отсутствия — перейти к шагу 4).
Шаг 2. Профсоюз направляет руководителю свое мотивированное мнение.
Шаг 3. Если представительный орган работников согласен с проектом, Положение утверждается, если же он не согласен или имеет предложения по совершенствованию, руководитель рассматривает предлагаемые изменения.
Шаг 4. Утверждение Положения.
Шаг 5. Ознакомление сотрудников с документом под подпись.
Регламент обеспечения СИЗ
Регламент обеспечения СИЗ делает более прозрачной процедуру закупки средств защиты, четко определяет функционал ответственных сотрудников. В задачи регламента входит регулирование:
— вывода (списания) и утилизации СИЗ.
Регламент помогает руководителю подразделения понять, что он должен делать, чтобы обеспечить работников средствами защиты, с каким отделом взаимодействовать. Процесс формирования заявки на обеспечение СИЗ, который применяется на предприятиях, внедривших корпоративную программу управления качеством СИЗ, показан на схеме.
Особенности закупки СИЗ
Для организации работы по обеспечению сотрудников средствами индивидуальной защиты нужно принять специальный документ. Поставка необходимых средств защиты оформляется договором подряда.
Работа по закупкам СИЗ
Для организации работы по закупке СИЗ в организации необходимо издать соответствующее положение. В документе указывают порядок, который применяется для обеспечения работников средствами защиты. Он включает:
— порядок взаимодействия структурных подразделений;
— порядок транспортировки и хранения СИЗ;
— нормы бесплатной выдачи с указанием сроков носки.
По организации выдачи средств защиты можно установить отдельные процедуры на случай, когда средства защиты выдают для использования на постоянном месте работы, при переводе в другое подразделение или при списании. Лучше оформить это в виде таблицы.
Таблица.
Перечень мероприятий и порядок действий по выдаче и списанию СИЗ
Выдача СИЗ на постоянном месте работы
Руководитель структурного подразделения
Оформление ведомости учета средств индивидуальной защиты.
Оформление личной карточки выдачи СИЗ (Форма личной карточки учета выдачи СИЗ приведена в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н)), передача ее в структурное подразделение.
Выдача СИЗ работникам
Выдача СИЗ при переводе на другой участок, объект
Руководитель структурного подразделения
Специалист по охране труда составляет требование-накладную по форме № М-11.
Руководитель структурного подразделения вносит запись в личную карточку выдачи СИЗ
Списание СИЗ по истечении срока годности (по износу)
Комиссия организации в составе: руководителя структурного подразделения, завхоза (снабженца), инженера по охране труда, уполномоченного по охране труда
Оформление акта на списание.
Внесение сведений в электронную бухгалтерскую базу
Как выбрать поставщика СИЗ
Прежде всего, нужно обратить внимание на рейтинги поставщиков СИЗ. Также важно изучить ассортимент, предлагаемый поставщиком, — более широкий выбор позволит точнее подобрать СИЗ под конкретные условия эксплуатации. Помните, что каждое СИЗ должно быть снабжено сертификатом соответствия и прочими необходимыми документами.
Договор с поставщиком СИЗ
Для оформления отношений с поставщиком СИЗ нужно составлять гражданско-правовые договоры. Особо нужно уделить внимание разделу о качестве поставляемой продукции — в нем обязательно нужно указать ГОСТ, ТУ, другие требования, которым должны соответствовать средства индивидуальной защиты.
Качество СИЗ
Некоторые работодатели забывают, что средства, потраченные на охрану труда, можно вернуть из ФСС России. Для этого нужно составить заявление о финансировании предупредительных мер по охране труда и подать его до 1 августа текущего года.
Как оптимизировать бюджет под закупку СИЗ
Уход и хранение СИЗ
Рекомендуемые условия хранения СИЗ устанавливаются в нормативных документах конкретных видов СИЗ и отражаются в паспорте изделия. Для обеспечения должного ухода за СИЗ нужно оборудовать места для стирки, ремонта, глажки, сушки, а если у компании нет таких возможностей, можно заключить договор на оказание услуг со сторонней организацией.
Также работодатель обязан обеспечивать хранение СИЗ в процессе их эксплуатации, до выдачи работникам и после их сдачи.
При поступлении СИЗ на предприятие нужно удостовериться в их надлежащем качестве, необходимом количестве, номенклатуре, указанных в договоре поставки, а также проверить по типоразмерам, росту и принадлежности к полу. Все принятые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, установленную маркировку, их качество должно отвечать заявленным требованиям.
Все СИЗ должны храниться в сухих отапливаемых помещениях с хорошей вентиляцией, быть защищены от механических воздействий и прямых солнечных лучей. Нельзя хранить СИЗ рядом с тепловыделяющими приборами, кислотами, щелочами, маслами, бензином и другими химическими агрессивными веществами. Для спецодежды и спецобуви определены особые условия хранения.
Таблица.
Условия хранения спецодежды и спецобуви
Спецодежда
Спецобувь
Требования к помещению для хранения
Крытое складское помещение без доступа прямых солнечных лучей и атмосферных воздействий
Складское помещение с температурой не ниже +14 °С и не выше +25 °С и относительной влажностью воздуха 50–80% без доступа прямых солнечных лучей, паров, газов и химических веществ
Изделия должны храниться до реализации в бумаге или без нее — на стеллажах. От внутренних стен помещения до изделий должно быть расстояние не менее 0,2 м, от отопительных приборов – не менее 1 м, между стеллажами – не менее 0,7 м
Обувь хранится на стеллажах или деревянных настилах штабелями высотой не более 1,5 м. Расстояние от пола до настила или нижней части полки стеллажа должно быть не менее 0,2 м, расстояние от наружных стен склада, отопительных и нагревательных приборов — не менее 1 м. Между стеллажами, штабелями и стенками склада должны быть проходы шириной не менее 0,7 м
Места хранения СИЗ
СИЗ работников, занятых на работах с вредными веществами, должны храниться отдельно от всех остальных. Для хранения СИЗ на предприятии нужно оборудовать специальные гардеробные. Их размер и устройство определяют в зависимости от:
— групп производственных процессов;
— требований строительных норм и правил.
В гардеробных число отделений в шкафах или крючков вешалок для домашней и специальной одежды должно быть равно списочной численности работающих, а уличной одежды — численности в двух смежных сменах.
Для производственных процессов, связанных с выделением пыли и вредных веществ, в гардеробных должны быть предусмотрены респираторные, а также помещения для обеспыливания или обезвреживания спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В гардеробных обязательно должна быть приточно-вытяжная вентиляция. Места хранения дежурных СИЗ определяются руководителем производственного подразделения, в котором они используются, с учетом требований правил и инструкций по эксплуатации СИЗ.
Как организовать уход за СИЗ
Некоторые СИЗ, такие как противошумные вкладыши, нельзя применять многократно. Руководитель работ должен выдавать их в виде одноразового комплекта перед рабочей сменой в количестве, соответствующем числу занятых на данном рабочем месте работников, или в начале учетного периода лично каждому работнику. Выдача одноразовых СИЗ фиксируется в любом учетном документе, например в Журнале учета и содержания средств защиты.
В процессе эксплуатации СИЗ загрязняются, поэтому они должны своевременно подвергаться чистке, ремонту и замене. Все это работодатель проводит за свой счет. Для этого можно иметь в штате соответствующих специалистов, оборудовать специальные места для стирки, ремонта, глажки, сушки СИЗ или предусмотреть прачечные с отделениями для химической чистки и обработки спецодежды.
При этом нужно учитывать следующие требования санитарного законодательства:
— СИЗ после каждой смены подвергают обезвреживанию путем тщательного обеспыливания, протирания рекомендованными растворами отдельных пятен или мест загрязнения вредными веществами.
— СИЗ при работе с нефтепродуктами необходимо обрабатывать трихлорэтиленом автоматизированным путем в химчистке. Химчистка должна проводиться не реже одного раза в месяц.
Утепленная спецодежда очищается от производственных загрязнений только посредством химической чистки по мере необходимости.
— СИЗ, в которых проводится работа с гербицидами, пестицидами, этилированным бензином и прочими ядовитыми и высокотоксичными веществами, перед химчисткой или ремонтом должны подвергаться дегазации в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
— СИЗ, загрязненные радиоактивными веществами, должны подвергаться дезактивации в соответствии с СанПиН 2.2.8.46-03 «Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты» (утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).
Стирка СИЗ
Стирка спецодежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю для сильно загрязненной одежды и один раз в 10–15 дней для умеренно загрязненной одежды. Чистить СИЗ растворителями, бензином, керосином, эмульсией, обдувать СИЗ сжатым воздухом нельзя. Запрещено отдавать СИЗ работникам домой для хранения, ремонта и стирки. Если у работодателя нет технических возможностей для химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания СИЗ, то данные работы могут выполняться другими организациями.
Сроки использования СИЗ
После определения степени износа СИЗ и принятия решения о возвращении его работнику комиссия оформляет акт, а также издает приказ, в котором указывает, что СИЗ пригодно для дальнейшего применения. Несмотря на то, что обязанность сообщать о выходе из строя СИЗ лежит на работнике, работодателю нужно также контролировать состояние средств защиты.
Каждому виду защитных средств установлены свои сроки использования. Нормативными актами утверждены Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ и определены сроки их носки. Это, в частности, следующие документы:
— постановление Минтруда России от 16 декабря 1997 г. № 63 (работникам электротехнического производства, полиграфии и некоторых других);
— постановление Минтруда России от 25 декабря 1997 г. № 66 (организациям, производящим стекло, ЖБИ, мукомольной промышленности, высшим учебным заведениям и другим);
— постановление Минтруда России от 25 декабря 1997 г. № 67 (работникам нефтехимической промышленности);
— постановление Минтруда России от 31 декабря 1997 г. № 70 (по средствам защиты, выдаваемым в зависимости от климатических поясов);
— постановление Минтруда России от 30 августа 2000 г. № 63 (работникам банков);
— приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (Межотраслевые правила выдачи СИЗ);
— приказ Минздравсоцразвития России от 24 декабря 2009 г. № 1028н (сотрудникам, занятым на работах с ядерным топливом и на атомных станциях);
— приказ Минздравсоцразвития России от 12 августа 2008 г. № 416н (работникам сельского хозяйства).
В соответствии с законодательством СИЗ могут выдавать:
— на определенный срок;
Если работник сдал грязные средства индивидуальной защиты, это не повод признавать их негодными для дальнейшего использования. Нужно организовать их чистку, стирку, при необходимости — ремонт. Только потом можно провести оценку пригодности СИЗ для дальнейшего применения.
Износ СИЗ
Процент износа, а также возможность дальнейшей эксплуатации могут определить либо ответственный за это работник, либо комиссия по охране труда (это следует из постановления Госстандарта России от 19 июня 2000 г. № 34). Осмотрев СИЗ, уполномоченный сотрудник или комиссия составляют акт, в котором указывают процент его износа и возможность дальнейшего применения. При этом могут быть использованы органолептические методы контроля (визуальный осмотр, ощупывание). Пригодность СИЗ определяют в соответствии с инструкцией производителя.
Количество СИЗ
СИЗ нужно выдавать всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Предоставлять СИЗ следует на основании результатов спецоценки (ранее — аттестации рабочих мест по условиям труда) и по Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Выдавать СИЗ сверх установленных Типовых норм можно, если для этого имеются финансовые возможности.
Готовясь обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, найдите Типовые нормы, которые относятся к той сфере экономической деятельности, в которой занята ваша организация. Если вы затрудняетесь определить область занятости, обратитесь для начала к приказам Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 г. № 297 и от 1 октября 2008 г. № 541н, а также к постановлению Минтруда России от 31 декабря 1997 г. № 70.
Выдача и возврат СИЗ
Допускается ведение карточки в электронном виде, при этом вместо личной подписи работника могут быть указаны номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. Сроки использования средств защиты исчисляют с момента фактической передачи работнику.
По истечении сроков носки СИЗ должны быть возвращены работодателю. Если они еще пригодны для дальнейшей эксплуатации, то после проведения мероприятий по уходу могут быть использованы по назначению. Пригодность СИЗ и процент износа устанавливает уполномоченное должностное лицо или комиссия по охране труда организации и фиксирует его в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Кроме того, работники возвращают СИЗ:
— при переводе в той же организации на другую работу.
Если СИЗ утрачены или испорчены по причинам, не зависящим от работника, работодатель обязан выдать им другие исправные СИЗ. Испорченные СИЗ могут быть отремонтированы, если еще не истек их срок использования.
Оперативный учет СИЗ
Работодателю необходимо организовать надлежащий контроль и учет выданных СИЗ, контролировать сроки эксплуатации. Для этого рекомендуется, например, ставить на одежде штамп с датой выдачи. Дежурные СИЗ коллективного пользования должны находиться в кладовых подразделений и выдаваться работникам только на время выполнения работ, для которых они предусмотрены. Дежурная спецодежда, приспособления записываются в отдельных карточках с пометкой «Дежурная».
СИЗ работники сдают для стирки, дезинфекции, ремонта. Также руководитель с наступлением другого сезона года организует хранение СИЗ, которое оформляется в ведомости и подписывается материально ответственным лицом о приемке специальной одежды. Возврат работникам специальной одежды после стирки, дезинфекции, ремонта и хранения производится по тем же ведомостям, в которых была оформлена приемка, под расписку работника.
Источник
|