Что необходимо сделать по пожарной безопасности
Как провести инструктаж по пожарной безопасности (нюансы)
Что представляет собой инструктаж по пожарной безопасности на рабочем месте
В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима, установленных постановлением Правительства России от 16.09.2020 № 1479, лица, нанятые на работу организацией или ИП, допускаются к выполнению своих обязанностей только после того, как обучатся необходимым мерам пожарной безопасности. Он может быть проведен по программам противопожарного инструктажа либо программам дополнительного профобразования.
Исходя из положений п. 5 приложения к приказу МЧС России от 12.12.2007 № 645, под противопожарным инструктажем можно понимать комплекс мероприятий, направленных на информирование работников организаций:
Содержание противопожарного инструктажа должно, в соответствии с п. 8 приказа МЧС № 645, включать ознакомление сотрудников:
Противопожарный инструктаж бывает пять видов:
Порядок проведения каждого этапа инструктажа подробно описан в «КонсультантПлюс». Зарегистрируйтесь бесплатно на 2 дня, и вы узнаете, как правильно проводить инструктаж.
Этапы противопожарного инструктажа
Все виды инструктажа должны проводиться ответственным сотрудником, который назначается руководителем фирмы (пп. 12, 17, 22, 27, 29 приложения к приказу МЧС № 645) с изданием соответствующего приказа, заключением между работодателем и сотрудником дополнительного соглашения к трудовому договору, а также подписанием обновленной должностной инструкции (если в изначальные обязанности работника не входила подобная деятельность). В этом состоит первый этап инструктажа.
Вводный и первичный инструктажи по пожарной безопасности должны проводиться компанией-работодателем в соответствии со специальными программами, утверждаемыми руководством (п. 6 приложения к приказу МЧС № 645).
Повторный инструктаж по пожарной безопасности осуществляется по программе первичного. Внеплановые и целевые инструктажи не предполагают составления программы, и алгоритм их проведения определяется исходя из конкретных задач компании-работодателя.
Второй этап проведения инструктажа (вводного, первичного, повторного) — это разработка программы для него. При решении данной задачи работодатель может воспользоваться рекомендуемыми перечнями вопросов, которые должны быть затронуты программой — определены они в приложении № 2 к приказу МЧС № 645.
Следующий этап противопожарного инструктажа — определение графика участия работников в нём.
И наконец, непосредственно сам инструктаж, проводимый на основании утвержденных руководством графика и программы.
Как правило, самый сложный и трудозатратный этап проведения инструктажа по пожарной безопасности — составление программы. Рассмотрим, в какой структуре она может быть представлена.
Что должно быть в программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте
В зависимости от предпочтений работодателя могут быть составлены отдельные программы для инструктажей разных видов или же сформирована одна, содержащая в своей структуре разделы с вопросами, актуальными для конкретной разновидности инструктажа — вводного, первичного или же повторного.
Программа (или раздел), отражающая специфику вводного инструктажа, может включать в себя предписания об информировании сотрудников о (об):
Программа первичного и повторного инструктажей может включать положения о (об):
Структура программы инструктажа по пожарной безопасности может быть представлена разделами о (об):
Где можно скачать основной документ противопожарного инструктажа на рабочем месте (образец программы)?
Скачать образец программы противопожарного инструктажа на рабочем месте вы можете на нашем портале.
Итоги
Составление противопожарного инструктажа — процедура, которая, с одной стороны, достаточно детально регламентирована действующим законодательством, с другой — ее проведение во многом определяется приоритетами конкретной организации. Так, в части составления программы инструктажа по пожарной безопасности компания вправе использовать как рекомендуемую нормативными актами структуру этого документа, так и свою собственную. Однако схему программы инструктажа, предложенную в приказе МЧС № 645, можно считать в достаточной мере подробной, универсальной и затрагивающей ключевые аспекты обеспечения эффективной противопожарной защиты в современной организации.
Узнать больше об особенностях решения работодателями иных задач в сфере охраны труда вы можете в статьях:
Требования к пожарной безопасности: о чём должен помнить каждый руководитель
Соблюдение правил пожарной безопасности — это не просто покупка огнетушителей и рисование плана эвакуации, это целая работа по созданию безопасных условий труда на предприятии. Расскажем, что она в себя включает.
Инструктаж по пожарной безопасности
Всем работникам надо объяснять, как себя вести, чтобы не случился пожар, что делать и куда бежать, если он вдруг возник. Работодатель должен не просто рассказать об этом, а периодически напоминать и проверять, кто как запомнил алгоритм действий.
Инструктаж проводят в соответствии с разработанными в организации программами.
Вводный инструктаж проводят со всеми новыми, прикомандированными, сезонными работниками. Противопожарные правила рассказывают студентам-практикантам, ремонтникам, нанятым по гражданскому договору, и другим людям по решению руководителя.
Первичный инструктаж должны прослушать новые работники на рабочем месте. Во время инструктажа они должны отработать умение пользоваться огнетушителем и другими средствами тушения, показать физически, что они будут делать во время пожара.
Повторный инструктаж проводят для всех работников организации. Обычно его делают раз в год, в пожароопасных производствах чаще.
Внеплановый инструктаж должен быть, если, например, в организации обновили оборудование, было ЧП или в других организациях с аналогичным производством произошел пожар.
Целевой инструктаж нужен при проведении разовой пожароопасной работы. В нем напоминают о безопасных действиях и предостерегают от опасных.
Каждый инструктаж регистрируют в специальном журнале учета инструктажей, где работники расписываются лично.
Посмотреть, как надо проводить инструктаж, можно в приложении к Приказу МЧС от 12.12.2007 № 645 и Методических рекомендациях по организации обучения.
Ремонт с учетом противопожарных правил
Во время ремонта нужно помнить о противопожарных требованиях к помещениям и переносить стены или переставлять мебель так, чтобы в итоге не было нарушений.
Чердаки, технические этажи, подвалы
На чердаках нельзя хранить мебель, продукцию, делать там мастерские и производственные участки. Тоже самое касается технических этажей.
В подвалах нельзя хранить газовые баллоны, товары в аэрозольных упаковках, взрывчатые вещества, кроме случаев, перечисленных в нормативных актах.
Балконы и лестницы
В поэтажных коридорах, лестничных клетках, на лестницах и под ними не должно быть никаких вещей, мебели, мусора. В этой части помещения нельзя делать кладовые, чуланы или рабочие места.
Двери, люки, переходы в смежные секции на балконах должны быть свободны.
Нельзя остеклять балконы, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам.
Стены
На стенах должны висеть планы эвакуации, если в здании одновременно:
В зданиях всегда обозначают пути (двери) эвакуации — на стены прикрепляют указатели, линии направления эвакуации, знаки «ВЫХОД».
Как они должны выглядеть и где их размещать, указано в ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Двери эвакуационных выходов
Двери эвакуационных выходов нельзя снимать. Они должны закрываться так, чтобы их можно было открыть вручную, без ключа.
Нельзя менять направление их открывания — эвакуационные двери должны открываться наружу (от себя).
В дверных проемах не должно быть никаких турникетов.
Окна
Законом не определено, какие должны быть окна и можно ли устанавливать решетки на них. Этот вопрос решают на уровне предприятия.
Но есть заключение экспертного совета МЧС, где сказано, что организация может установить открывающиеся или легкосъемные решетки в каждом помещении здания, торцах коридоров, в фойе зданий, если выход из них не ведет непосредственно наружу.
В помещениях, где нет постоянного присутствия людей (склады и т.п.), можно поставить обычные решетки.
Полы
Полы около огнетушителей, пожарных кранов, пожарной сигнализации должны быть свободны.
На пути эвакуации не должно быть порогов, мусора, каких-либо вещей.
Обратите внимание на год постройки здания. Размер дверных проемов, например, должны соответствовать строительным нормам, действующим в год постройки. А не современным.
Но если вы проводите капитальный ремонт или реконструкцию, то соблюдайте актуальные противопожарные правила.
Оборудование первичными средствами тушения
Первичные средства тушения — это огнетушители, пожарные краны, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания (кошма). Их используют, когда пожар только начался или очаг возгорания небольшой.
До сентября 2017 года в противопожарных правилах была табличка с рекомендациями, сколько ставить огнетушителей в зависимости от площади объекта.
Позже правило изменили — огнетушители теперь нужно выбирать в зависимости от огнетушащей способности (ранга тушения модельного очага), категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара (п. 465 Противопожарных правил).
Пожарные щиты устанавливают в двух случаях:
Сколько должно быть пожарных щитов и чем они должны быть укомплектованы указано в приложениях 5, 6 к Противопожарным правилам.
Установка противопожарной системы
Противопожарная система — это пожарная сигнализация (АУПС) или установка пожаротушения (АУПТ).
Когда нужен АУПС, а когда АУПТ указано в Перечне, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315. Например, если торговый зал находится на цокольном этаже и его площадь менее 200 кв. м., то нужно установить АУПС.
Проверка пожарной безопасности предприятия
Время от времени руководитель организации или назначенное им лицо должен проверять, как на предприятии работает система охраны труда — исправны ли датчики, не просрочены ли средства тушения, все ли документы оформлены.
Ответственность за нарушение противопожарных правил
В законе не сказано, в каких случаях за неисполнение требований пожарной безопасности отвечает организация, в каких руководитель, а в каких специалист по охране труда.
Не сказано также, когда за нарушение отвечает арендодатель, а когда арендатор.
Если договором аренды этот момент не урегулирован, то обычно ответственность несет тот, кто совершил противоправное действие.
Но по факту, ответственность могут понести все одновременно или кто-то из них — это решает инспектор Госпожарнадзора.
Штрафы за нарушение противопожарных правил перечислены в ч.1 ст. 20.4 КоАП:
Одни суды считают, что ответственного за обеспечение требований пожарной безопасности можно определить по договору — арендатор или арендодатель. Несогласные с решением инспектора могут обжаловать его постановление в суде, но нужно помнить, что судебная практика в этом вопросе неоднозначна.
Другие, что несмотря на разграничение обязанностей, собственник здания все равно отвечает за нарушение противопожарных правил (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2013 № А27-21023/2012).
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что нужно помнить руководителю о правилах пожарной безопасности:
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Путеводитель по пожарной безопасности для специалиста по охране труда
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Как назначить ответственного, обучить сотрудников, составить декларацию и оформить нужные документы. Читайте и скачивайте в статье «Перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации»
В статье расскажем:
1. Кто занимается пожарной безопасностью
Руководители организаций непосредственно отвечают за руководство пожарной безопасностью и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Это указано в статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Работодатель вправе решить самостоятельно:
Вводить отдельную должность или возложить обязанности по пожарной безопасности на другого работника? Это должен решить руководитель организации.
Вариант 1. Работодатель решил создать подразделение по пожарной безопасности
Действия и требования
Необходимо ввести в штатное расписание должности руководителя и специалистов по противопожарной профилактике, а также разработать и утвердить положение о подразделении. Такие работники должны соответствовать профессиональному стандарту «Специалист по противопожарной профилактике», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.10.2014 № 814н, в части требований к квалификации.
Вариант 2. Работодатель решил назначить ответственного по пожарной безопасности
Действия и требования
Если руководитель организации считает целесообразным создавать службу (отдел, группу, любое другое подразделение) по пожарной безопасности, он может назначить ответственного за пожарную безопасность. Функции по пожарной безопасности можно возложить на любого сотрудника организации, в том числе и специалиста по охране труда.
Рекомендуем направить такого специалиста на обучение по пожарно-техническому минимуму для лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа, чтобы приобрести соответствующую подготовку в области пожарной безопасности.
2. Как и где обучать сотрудников по пожарной безопасности
Обучение пожарно-техническому минимуму проводят как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства:
Обучение в учебном центре в обязательном порядке проходят:
Лицам, успешно прошедшим проверку знаний, выдается квалификационное удостоверение по форме, приведенной в приложении № 5 к Методическим рекомендациям по организации обучения руководителей и работников организаций.
3. Какие документы по пожарной безопасности должны быть в организации
Конкретный перечень документов по организации пожарной безопасности, который должен быть у каждого работодателя, зависит от отраслевой направленности деятельности организации. Специфика деятельности предприятия при разработке обязательных документов проявляется в подготовке отдельных положений и актов.
Скачайте «Перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации» в конце статьи — здесь вы найдете рекомендации по оформлению документов.
В конце статьи есть шпаргалка
Что учесть при разработке документов по пожарной безопасности
При составлении в организации конкретного перечня документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации и разработки документов учитывайте содержание проверочных листов МЧС России. Каждый проверочный лист МЧС России включает контроль наличия на объектах защиты пакета локальных нормативных актов, требования к ведению которых указаны в правилах противопожарного режима и в правилах по пожарной безопасности.
От того, как задокументирован любой факт работы по противопожарной профилактике, зависит не только результат проверки МЧС России, но и пожарная безопасность в организации в целом.
В каждой организации должен быть приказом назначен работник, ответственный за обеспечение пожарной безопасности, который должен вести и хранить локальные нормативные акты, своевременно их актуализировать и предъявлять проверяющим органам.
При проверках со стороны МЧС России инспектор будет контролировать, как выполняются в том числе мероприятия:
При ведении документации по пожарной безопасности учитывайте эти основные мероприятия.
Помните, вы обязаны вести локальные нормативные акты, наличие которых предусмотрено нормативными правовыми актами. Требовать документы, наличие которых предусмотрено методическими рекомендациями или ГОСТами, инспектор МЧС России не вправе.
4. Как составить декларацию о пожарной безопасности
Новая форма заявления и декларации о пожарной безопасности утверждена Приказом МЧС России от 16.03.2020 № 171.
Решение о регистрации декларации (об отказе в этом) принимается в течение 5 рабочих дней. Не позднее 3 рабочих дней зарегистрированная декларация либо уведомление об отказе направляются заявителю. Госпошлина и иная плата не взимаются. Декларацию нужно заверить печатью организации только в том случае, если она есть на предприятии и указана в уставных документах.
Что делать работодателям, у которых декларация по пожарной безопасности составлена по старой форме
Если изменений в содержащихся в декларации сведениях не произошло, декларацию заново составлять не требуется.
Потребуется составить новую декларацию, если сменился владелец предприятия или его конструктивное или функциональное назначение, если произвели капитальный ремонт, реконструкцию здания или сооружения или техническое перевооружение производства. В таких случаях потребуется заполнить заявление и декларацию по формам, приведенным в Приказе МЧС России от 16.03.2020 № 171.
Уточненную декларацию подают так же, как и декларацию, подаваемую впервые. Процедура подачи декларации бесплатна для заявителя.
Как подать декларацию по пожарной безопасности
Декларацию по пожарной безопасности подают в территориальное подразделение МЧС России в двух экземплярах. К декларации по пожарной безопасности прилагают:
Декларацию необходимо подать в течение одного года с момента ввода объекта в эксплуатацию. Ее можно составить самим, а можно заказать подрядной организации. Но подписывать и ставить печать (при наличии) будет владелец объекта.
Можно представить заявление, декларацию и приложения лично, почтой или через единый портал госуслуг.
Если в декларацию потребуется внести изменения, необходимо подать заявление на корректировку (уточнение) и саму декларацию в двух экземплярах.
Чтобы на ЕПГУ заявление приняли, его нужно подписать простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации_Контур.Школа 793.5 КБ
Обучение по пожарной безопасности: новый порядок
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
С 1 марта 2022 года обучение по программе пожарно-технического минимума можно проводить только в организациях дополнительного профессионального образования. Расскажем, как подготовиться к изменениям
Какие документы регламентируют новый порядок обучения
Ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ определяет, что обучение мерам пожарной безопасности лиц проводится по программам противопожарного инструктажа или пожарно-технического минимума (ПТМ).
Обучение может проходить в рамках дополнительного профессионального образования только в лицензированных образовательных организациях. К 1 марта 2022 года учебные центры должны разработать новые программы ПТМ, согласовать их в МЧС, организовать работу учебно-тренировочных полигонов.
До этого времени обучение регламентируется исключительно Приказом МЧС РФ
от 12.12.2007 № 645.
Обратите внимание: 1 марта — дата не окончательная. Она может сдвинуться, если законодатели не успеют подготовить нормативные правовые акты. Ранее был озвучен
срок — 1 сентября 2021 года.
Виды и сроки обучения мерам пожарной безопасности
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 установило жесткие требования к организации подготовки по пожарной безопасности. Основными видами обучения теперь являются противопожарные инструктажи и повышение квалификации в объеме программы пожарно-технического минимума.
Раньше обучение можно было организовать и в учебном центре, и внутри своей организации. Теперь такое возможно только при наличии образовательной лицензии. Если лицензии нет, то проводить ПТМ у себя в организации запрещается. Наказание установят по ч. 1 ст. 20.4 КоАП — предупреждение или штраф:
Противопожарные инструктажи
Типы инструктажей
Обязательны следующие инструктажи по пожарной безопасности: вводный при приеме на работу, первичный и повторный на рабочем месте, целевой по наряду-допуску.
Инструктажи работодатель может проводить собственными силами, назначая для этого ответственного за пожарную безопасность на каждом объекте защиты. Программы утверждает руководитель организации. Согласовывать их с контрольно-надзорными службами МЧС не требуется.
Вводный инструктаж при приеме на работу
В программу необходимо включить практическую тренировку по отработке алгоритма действий при возникновении пожара. А для взрыво- и пожароопасных производств — знакомство с планом ликвидации и локализации аварий. Вводный инструктаж сопровождается проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.
Проводите тренировку два раза в год для персонала и посетителей. Запланируйте практическую отработку действий при пожаре и проверку знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.
Первичный инструктаж
Обязателен до допуска к самостоятельной работе после вводного инструктажа. Первичный и повторный инструктажи проводятся по общей программе, а для отдельных категорий работников нужно разработать индивидуальную программу отработки действий по ликвидации и локализации аварий на взрыво- и пожароопасных производствах.
Составьте план тренировки для работников и посетителей.
Как выбрать программу ПТМ
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
При разработке программ обучения образовательные организации могут использовать в качестве рекомендаций по темам занятий, количеству часов обучения, объему необходимых знаний и умений примерные специальные программы обучения ПТМ.
Дополнительные профессиональные образовательные программы завершаются итоговой аттестацией обучающихся (ч. 14, 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Форму аттестации учебный центр определяет самостоятельно.
Те, кто освоит программу и успешно пройдет итоговую аттестацию, получат удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, которые подтвердят право работника вести профессиональную деятельность.
Повышать квалификацию в объеме программы пожарно-технического минимума должны следующие категории сотрудников:
В договоре с образовательной организацией надо указать, по какой программе будет проходить обучение. Это напрямую зависит от категории слушателей.
Работодатель обязан организовать обучение ПТМ в течение месяца после приема на работу и далее — не реже одного раза в три года. Работающие на взрывопожароопасном производстве должны учиться по программе ПТМ не реже одного раза в год.
Кто отвечает за пожарную безопасность: арендатор или собственник
В магазине, офисе и кафе должна соблюдаться пожарная безопасность. За этим следит МЧС. В законах нигде не сказано, кто отвечает за сигнализацию, схемы выхода и огнестойкий ремонт, если помещение в аренде. Арендаторы и собственники часто перекладывают ответственность друг на друга. Но заплатить штраф и ответить за пожар рискуют оба — суды разбирались уже не раз.
Нарушитель пожарной безопасности получит штраф и оплатит убытки от пожара
Кто отвечает за пожарную безопасность — принципиально.
За нарушение штрафуют по ст. 20.4 КоАП РФ. Это делают инспекторы МЧС после проверки. Проверить могут планово — раз в три года, и внепланово — по жалобам клиентов, работников и соседей.
Для физлиц | Для директоров ООО | Для ИП | Для ООО |
---|---|---|---|
Предупреждение или штраф от 2 000 до 3 000 ₽ | Штраф от 6 000 до 15 000 ₽ | Штраф от 20 000 до 30 000 ₽ | Штраф от 150 000 до 200 000 ₽ |
Если косяки нашли после пожара, штрафы выше. Плюс предприниматель компенсирует деньгами потери от огня и тушения: сгоревший товар соседей, залитый ремонт, лечение людей или что похуже.
За одно нарушение можно получить два штрафа — проверяющим МЧС это разрешили. Сначала штрафуют по результатам проверки и говорят, что сделать. Наказали за отсутствие огнетушителей и узкие двери — надо исправить. Инспекторы обязательно придут с контролем. Если забить и не разобраться, снова оштрафуют по ст. 19.5 КоАП РФ.
Кто должен обеспечить пожарную безопасность в помещении: арендатор или собственник
За пожарную безопасность могут наказать и собственника помещения, и арендатора. Так сказано в ст. 38 Закона о пожарной безопасности. Обязанности по ремонту и оборудованию средствами пожаротушения разделяют в договоре аренды. Но часто такого пункта в договоре нет.
Есть пункт о пожарной безопасности
Хлопоты и траты по пожарной безопасности в помещении берёт на себя тот, кого указали в договоре аренды. Это следует из вопроса 14 Обзора ВС РФ от 27.09.2006 г.
В любом случае арендатор заботится о безопасности и отвечает за пожар только в границах своего помещения. За соседские офисы, общие лестницы, выходы, чердаки и подвалы арендатор не отвечает. А вот инструктаж работников полностью лежит на нём.
Нет пункта о пожарной безопасности
Если в договоре аренды о пожарной безопасности ни слова, работают следующие правила.
Арендатор отвечает за первичные меры пожарной безопасности. Это огнетушители, пожарные щиты, локальная сигнализация, план эвакуации, указатели выхода, безопасный косметический ремонт. Оборудование арендатор покупает и монтирует за свои деньги. Перевести стрелки на собственника не получится. Считается, это расходы на содержание имущества по ст. 616 ГК РФ.
Например, сервисный центр оштрафовали на 20 000 ₽. Сотрудники предпринимателя не прошли противопожарный инструктаж. В помещении висели светильники со снятыми колпаками, тут же стояла бутылка бензина. Двери склада сделаны из пожароопасного материала. Не было огнетушителей, сигнализации и вентиляции против дыма.
Арендатор отвечает за любые нарушения, если они появились из-за его работы или перепланировки, которую он сделал.
Например, фирму оштрафовали на 150 000 ₽. Эвакуационные пути здания были заставлены материалами и товаром фирмы.
Собственник помещения отвечает за капитальные пожарные меры и здание в целом по ст. 616 ГК РФ. Например, за ширину эвакуационных выходов, пожарные подъезды, сигнализацию всего здания.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Полезные советы арендатору
Проверьте свой договор аренды. Если отвечаете за противопожарные меры вы, стоит озаботиться. Как минимум нужно купить первичные средства тушения.
Отлично, если в договоре аренды прописаны конкретные обязанности арендатора и собственника по пожарной безопасности. Так предприниматель точно знает, что купить в помещение и за чем следить. Заключаете новый договор аренды — договоритесь с собственником и пропишите обязанности арендатора максимально точно.
В договоре пишут примерно так:
«Арендатор обязан оборудовать помещение огнетушителями, планами эвакуации, пожарной сигнализацией и указателями выхода. За остальные требования пожарной безопасности в помещении, установленные действующим законодательством, ответственность несёт арендодатель.
Арендатор несёт ответственность за эксплуатацию электрооборудования».
Для установки пожарной сигнализации возьмите с собственника письменное согласие. Договоритесь о компенсации: арендатору заплатят за установку или снизят размер арендной платы. Проследите, чтобы в договоре аренды не было запрета на возмещения неотделимых улучшений по ст. 623 ГК РФ. Еще согласие понадобится на ремонт и перепланировку.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур