Что необходимо сделать на этапе исследования

Основные этапы научного исследования

Что необходимо сделать на этапе исследования

Дата публикации: 16.03.2016 2016-03-16

Статья просмотрена: 177675 раз

Библиографическое описание:

Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования / Е. С. Волохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 755-757. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26991/ (дата обращения: 23.12.2021).

С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно. Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием.

Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.

Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

 это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

 это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

 оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

Этапы научного исследования.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

. (один из самых важных исложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы)

От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом.

Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.)

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Цель конкретизируется иразвивается взадачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

Четвертая — с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

. Задачи следует формулировать четко илаконично. Как правило, каждая задача формулируется ввиде поручения: «Изучить.». «Разрабо­тать.». «Выявить.». «Ус­тановить.». «Обосновать.». «Определить.». «Проверить…», «Доказать…» ит.п.

Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования.

*Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов.». а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о.». «К изучению.». «Материалы к.».

Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.

!Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.

План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

**В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и изменять.

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

Пример методов сбора информации.

 наблюдение и сбор фактов;

 метод научных абстракций;

Пример методов обработки данных.

Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.

Организация исследования связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.

На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

*** Как написано выше существует 2 метода обработки данных: качественные иколичественные методы.

Применять эти методы можно всовокупности!

Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения — уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.

Источник

Этапы научного исследования 5291

Однажды я потратил всего час времени, чтобы вдумчиво прочитать и законспектировать статью знакомого профессора. Статья была великолепна, она не только дышала научной новизной и глубиной, но и читалась легко, на одном дыхании. Сочетание этих качеств – легкости и глубины, основательности – меня поразило. Было ощущение, что даже сложные научные открытия давались профессору легко и просто.

А потом я узнал, что на написание этой статьи профессор потратил три года. Конечно, столько времени ушло не на набор текста на компьютере. А на что тогда?

У любого научного исследования есть свои этапы. Их много, они имеют свою специфику. Написание статьи (или даже диссертации) – это только вершина айсберга. Там, «под водой», скрывается колоссальный труд, который можно «распределить» по нескольким этапам. Именно о них и пойдет речь в нашей статье.

Что необходимо сделать на этапе исследования

Подготовка

Выбор темы

Вообще-то все пункты, объединенные нами под заголовком «Подготовка», можно назвать самим научным исследованием, а не подготовкой к нему. Относится это даже к самому первому пункту – выбору темы.

В самом деле, никакой исследователь не выбирает тему наугад. В процессе обучения и научной деятельности он как бы «обрастает» кругом тем, интересных ему – и выбирает именно из них. В каком-то смысле это похоже на то, что самые крепкие браки получаются между давно знакомыми людьми, коллегами по работе. Подобно этому, исследователь обычно тоже давно «обручен» с какой-то темой, просто в один прекрасный момент его вдруг «осеняет»: так вот же она, моя заветная тема! Именно так и получается «крепкий брак», который зовется научным исследованием.

Определение объекта и предмета исследования

Итак, тема выбрана, однако она сложна, многомерна, противоречива. И эту ее сложность нужно как-то «усмирить», выделить в ней главное.

Нет, конечно, бывают и простые темы, однако для ученого это скорее проклятие, чем благословение: ведь все простые темы уже изучены вдоль и поперек, и сказать тут новое слово крайне трудно.

Так вот, в выбранной теме нам нужно выделить главное, а именно – найти тот объект, который мы изучаем. И это тоже один из краеугольных камней научного исследования.

Представьте себе историка, решившего изучать Великую Отечественную войну. Что можно написать о войне? Статью? Монографию? Диссертацию? А может быть, о войне вообще можно написать целую библиотеку? Можно. Зависит от объекта исследования. А эти самые объекты в такой огромной теме могут быть какими угодно по масштабу и качеству: от планов командования и международной обстановки до причин появления определенного приказа или судьбы отдельного здания (например, дома Павлова в Сталинграде).

«Большой» или «маленький», но объект должен быть, чтобы не утонуть в теме.

Итак, на огромном научном поле мы нашли небольшой участок – тему. Потом «сузили» этот участок, выделив объект. Но объект еще нуждается в конкретизации – нам нужна какая-то специфическая черта, какая-то «часть», чтобы сосредоточиться на ней. «Часть» не обязательно пространственная или материальная. Так, например, в литературоведении темой исследования может быть творчество какого-нибудь писателя, объектом – прологи и эпилоги в его произведениях, а предметом – те композиционные и смысловые функции, которые эти прологи и эпилоги выполняют.

Определение целей и задач работы

Итак, с базовыми вещами разобрались. Теперь давайте подумаем вот над чем: любое научное исследование затевается ради какой-то цели (помимо тщеславия, профессиональной необходимости или учебных обязанностей). А что такое – цель научного исследования?

Оттолкнемся вот от какой мысли: научное исследование возникает тогда, когда что-то неизвестно или непонятно. Иными словами, научное исследование возникает тогда, когда существует научная проблема. Решить эту проблему – это, собственно, и есть цель научного исследования.

Ну, например, едва ли можно провести научное исследование на тему «Почему дважды два равняется четырем». Здесь нет научной проблемы, все известно и понятно (хотя, может быть, математики меня и поправят). Зато вполне можно провести исследование на тему «Почему дважды два равняется стеариновой свечке». Про то, что «дважды два – стеариновая свечка», говорил Пигасов, персонаж романа И.С. Тургенева «Рудин», иллюстрируя женскую логику. Но откуда возник этот запоминающийся образ? Сам Тургенев его придумал? Подсмотрел у кого-то? Вычитал у иностранных писателей? Где истоки этого образа?

Видите! Неизвестно и непонятно, а значит, есть научная проблема, а значит, может быть определена и цель научного исследования, например: «Изучение предполагаемых источников образа «стеариновой свечки» как иллюстрации женской логики».

Это, конечно, шуточный пример, однако в общем и целом суть верна: есть научная проблема – из нее можно вывести цель научного исследования.

Задачи исследования – это уже более мелкие, частные цели, их обычно от трех до пяти. Мы разбиваем проблему на фрагменты и рассматриваем эти фрагменты отдельно. Как в школе разбиваем задачу на действия и решаем их по порядку.

Формулировка названия работы

Вот, наконец, картина будущего исследования у нас в голове, мы уже любуемся на нее. Самое время подумать над названием работы. При этом не будем забывать, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет» (нет, нет, не бойтесь, название всегда можно исправить, но чем оно четче будет изначально, тем проще будет вам).

Лучше всего, если в названии вашей работы найдут себе место тема, объект и предмет. Например, «Имена персонажей в пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется» в контексте народной культуры». Тема этой статье – пьеса А.Н. Островского, объект – имена персонажей, а на предмет указывает словосочетание «в контексте народной культуры» (то есть имена рассматриваются не во всем объеме своей семантики, а только под определенным углом – через призму народной культуры).

Но совмещение темы, объекта и предмета в названии все же не является обязательным.

Осуществление

Разработка гипотезы

Подготовка к проведению исследования закончена, начинается непосредственная работа над вашим проектом. Переходным моментом является разработка гипотезы. Гипотеза – это своеобразное «забегание вперед». Вы как будто заранее предполагаете, как осуществите исследование и что получите на выходе. Вполне возможно, и ход, и результаты вашей работы в итоге будут отличаться от того, что вы сначала предположили. Но для того, что «запустить» научный поиск, гипотеза нужна.

Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» пишет о том, что наука качественно двигается вперед не тогда, когда накапливает множество необъяснимых фактов, но тогда, когда появляется новый взгляд на мир, новая картина мира. Он называет ее парадигмой. Примерно то же самое происходит и «внутри» научного исследования. Именно гипотеза движет его вперед.

Определение плана

План – лучший помощник в любом деле (кроме разве что любви). Вспомните, какое огромное количество книг посвящено планированию, тайм-менеджменту! И то это книги, как правило, о планировании обычных, повседневных дел. А насколько сложнее рутины такая творческая область, как наука! Поэтому лучше всего составить план своей научной работы: как самих действий, которые вы будете предпринимать, так и того итогового труда, который должен выйти из-под вашего пера. Да, план будет видоизменяться, и, может быть, в итоге станет совершенно другим, не таким, каким был вначале. Но в вашей деятельности он вам однозначно поможет.

Работа с литературой

Определение методологии

Методология – вот чему в первую очередь учится любой исследователь у своих предшественников, пока сам не достигнет научной зрелости.

Методы в каждой науке свои, однако в общем смысле можно сказать, что:

Организация условий проведения исследования

Речь в данном случае идет о тех ресурсах, которыми вы располагаете:

Проведение исследования

Вот, наконец, все необходимые приготовления сделаны. Наступило самое время для главной работы. Но о ней-то мы как раз и не будет ничего говорить, ведь даже внутри одной науки исследования могут настолько отличаться, что едва ли их можно подвести под общий знаменатель.

Пусть же само исследование останется тем интимным моментом, куда не следует заглядывать постороннему глазу.

Обработка результатов и формулировка выводов

Самое сложное – позади. Теперь нужно сделать так, чтобы ваше исследование не пропало втуне. Для этого прежде всего следует обработать результаты и сформулировать выводы. Причем формулировки должны быть как можно более четкими – вы ведь занимаетесь наукой!

Необходимо сказать и об одном возможном грустном моменте. Бывает, что в результате исследования ученый получает совсем не те результаты, на которые рассчитывал вначале, и его гипотеза рушится. Что поделать, отрицательный результат – тоже результат. Вы, по крайней мере, отсекли еще один «лишний» для науки путь, что тоже неплохо.

Хотя, с другой стороны, стоит присмотреться, такой ли «лишний» этот путь – антибиотики, например, были открыты из-за неаккуратности (считай – ошибки) Александра Флеминга, а кардиостимулятор изобретен случайно – его творец решал на самом деле иную задачу.

Оформление

Написание научной работы

После подготовки и проведения исследования наступает третий этап – ознакомление научного сообщества с вашей работой. Вы пишете научный текст. Жанров таких текстов много – от доклада и рецензии до учебника или монографии. И рекомендации по отношению к каждому жанру будут свои особенные.

Впрочем, вы ведь не проводите свое исследование в одиночестве. Попросите помощи у вашего научного руководителя. Если у вас еще нет научного руководителя, постарайтесь найти его: в школе это может быть учитель-предметник, в вузе – тот преподаватель, в чьи научные интересы входит ваша тема. Если же у вас УЖЕ нет научного руководителя, то едва ли наши рекомендации будут вам интересны.

Да, и еще по поводу статей! Для аспирантов публикация научных статей обязательна. Для преподавателей вузов тоже. Так что этот момент никак нельзя упускать из виду.

Обнародование результатов

Не зарывайте свои таланты, старайтесь участвовать в конференциях, семинарах. Подготовьте доклад по материалам вашего исследования и выступите с ним. Наука движется вперед именно тогда, когда ученые делятся друг с другом результатами своих трудов!

Защита результатов исследования

И в этом случае научное сообщество примет вас в свои ряды и даже выдаст соответствующий документ, удостоверяющий это.

Также рекомендуем прочитать

Вредные советы по составлению введений

Наш цикл юмористических статей продолжается. В этот раз в центре внимания окажутся введения. В последних обзорах мы часто отмечали недостаточную проработку этих важнейших частей научных статей. Надеемся, что наши вредные советы помогут вам пересмотреть отношение к введениям, и они станут появляться в работах молодых ученых гораздо чаще.

Как сформулировать ключевые слова научной статьи

Часто авторы статей недооценивают важность ключевых слов, считая, что это просто одно из формальных требований редакции. Это неправильно. Потратьте полчаса на вдумчивое составление ключевых слов — и ваша статья привлечет гораздо больше заинтересованных читатей.

Как цитировать иностранные источники

Далеко не все проблемы активно разрабатываются нашими соотечественниками, особенно в естественных, технических и точных науках. Да и в гуманитарных науках всегда полезно видеть как можно больше разных позиций по проблеме. Поэтому без цитирования иностранных источников не обойтись никак. В этой статье мы разберемся, как правильно оформить цитату.

Источник

Что необходимо сделать на этапе исследования

Исследовательские работы и проекты

Этапы исследовательской работы и проекта

Для правильного выполнения научно-исследовательской работы необходимо соблюдать этапы исследовательской работы учащихся, их порядок при выполнения исследования и написания проекта. Необходимо «разбить» ход выполнения работы на определенные части и временные интервалы.

Предложенные в данном разделе основные этапы выполнения исследовательской работы и проекта школьников подразумевают проведение подготовки к проектной работе, этап планирования самого исследования, проведение непосредственно самого исследования.

Рекомендуемые этапы проведения исследовательской работы и проекта школьника содержат формулировку выводов исследования, отчет и защиту проекта, а также оценку процесса и результатов выполненной проектной работы.

В качестве этапов выполнения исследовательского проекта рассмотрим подготовку школьника к исследовательской работе, создание плана, проведение самого исследования, формулировка выводов, защита и оценка результатов учебного проекта.

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.

3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.

ІV этап. Выводы

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)

1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта

1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Если Вам необходимо создать Творческий проект, то полную информацию об оформлении, требованиях и правилах написания такого вида работы Вы найдете на сайте Творческие проекты и работы учащихся, который также как и сайт Обучонок всесторонне поможет Вам.

Если Вы желаете разместить ссылку на станицу Этапы исследовательской работы, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Этапы исследовательского проекта«:
Этапы выполнения исследовательской работы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *