Что необходимо сделать чтобы повысить уровень жизни российских граждан
Что необходимо сделать чтобы повысить уровень жизни российских граждан
Повышение качества жизни российских граждан
50. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.
51. Угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.
52. Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.
53. Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества:
совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;
содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;
обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контроль за соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни;
улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуры;
принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации;
обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.
54. Обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет:
достижения продовольственной независимости Российской Федерации;
ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка;
повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции;
развития племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), формирования достаточных федеральных фондов семян сельскохозяйственных растений (в том числе страховых фондов семян), развития производства комбикормов, белково-витаминных, минеральных добавок и премиксов, ветеринарных (зоотехнических) препаратов;
повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий;
недопущения бесконтрольного оборота генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их;
совершенствования системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека;
подготовки научных работников и высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.
Как повысить благосостояние народа
Содержание статьи
Повышение уровня жизни народа как первоочередная задача государства
В России задачу повысить благосостояние народа поставили еще советские руководители. В начале 60-х годов прошлого столетия лидер СССР Н.С. Хрущев самоуверенно заявил, что современное поколение советских граждан будет жить при коммунизме. При этом предполагалось достижение обществом этапа развития, при котором будет наблюдаться изобилие в области материальных благ. Шли годы, но смелое утверждение партийного лидера не сбывалось.
После начала перехода российского народного хозяйства на капиталистические рельсы экономисты связывали рост благосостояния населения с внедрением методов свободной рыночной экономики. Однако на первом этапе экономических реформ уровень жизни широких слоев населения неуклонно снижался. Росла безработица, повышались цены на продукты питания и предметы первой необходимости. Усиливалось социальное неравенство и расслоение народа.
Стало ясно, что свободные рыночные отношения сами по себе не в состоянии облагодетельствовать народные массы. Для достижения высокого уровня благосостояния населения требовалось принять ряд мер в области государственного регулирования экономики и социального обеспечения. Экономисты России и ее государственные деятели обратились к опыту самых развитых стран, где социальные вопросы решались наиболее эффективно.
Способы повысить благосостояние населения
Выяснилось, что один из факторов, влияющих на повышения благосостояния населения – развитая инфраструктура рынка и прозрачные «правила игры», обязательные для всех субъектов экономической деятельности. Когда представители мира бизнеса и потребители товаров и услуг понимают, какими принципами руководствуется государство в экономической политике, создаются условия для сотрудничества между государством, свободным предпринимательством и народом.
Те страны, где уровень жизни народа считается высоким, используют практику широкого вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поддерживая здоровую конкуренцию на рынке потребительских товаров и услуг, государство влияет на уровень цен, что способствует снижению расходов населения, в особенности его малообеспеченных слоев, менее всего защищенных в социальном плане. Предприниматели ставятся перед необходимостью учитывать интересы потребителей.
Еще один путь повышения благосостояния населения – разработка государством широкого спектра социальных программ и четкое выполнение социальных обязательств. Сюда входит увеличение расходов на здравоохранение, образование, культуру и науку. Уровень жизни населения – это не только увеличение его доходов, но и высокая степень развития всей социальной инфраструктуры.
Государство при всем желании не в состоянии обеспечить благосостояние всего народа только за счет бюджета и оказания социальной помощи. Более эффективный путь – создание условий для свободного развития предпринимательской инициативы у широких слоев граждан. В последние годы государство осуществляет программы помощи тем, кто решил взять свое будущее в собственные руки и заняться малым бизнесом. Предполагается, что такой подход позволит решить вопросы занятости населения, приведет к созданию рабочих мест, к общему росту доходов и благосостояния.
Уровень жизни населения РФ и инструменты его повышения: государство и бизнес
Экономические науки
Похожие материалы
Уровень жизни населения страны является показателем, который отражает то, насколько эффективно выполняются различными институтами общества их функции. Данная категория помогает получить представление о состоянии и развитии человеческого потенциала государства, а перспективы развития всех сфер жизни зависят от него. Именно поэтому важно повышать уровень жизни граждан страны всеми возможными путями и посредством использования различных инструментов. В ходе данного исследования будет рассмотрено влияние института государства и сектора бизнеса на уровень жизни населения Российской Федерации.
Прежде всего, важно определить, что понимается под категорией «уровень жизни», являющейся одним из центральных социально-экономических понятий. Основываясь на изучении подходов различных авторов и исследователей к определению данного понятия, можно с уверенностью заключить, что это многогранное понятие, сложная категория, включающая как экономические, так и социальные аспекты.
Однако большинство ученых отмечают в качестве главных моментов в определении уровня жизни следующее: блага и услуги, находящиеся в распоряжении населения; степень их доступности; достигнутый уровень потребления, а также уровень удовлетворения потребностей различного порядка. Руководствуясь этим, можно сказать, что образующим элементом и связующим звеном для изучаемой категории являются потребности, как осознанная необходимость в чем-либо. А их возникновение и реализация — есть показатель, описывающий уровень жизни.
Таким образом, в общем виде уровень жизни можно определить, как понятие, включающее характеристику степени удовлетворения потребностей человека и общества, причем как материальных, так и духовных. Иными словами, данная категория объединяет количественные и качественные показатели имеющихся в распоряжении благ на определенный момент времени.
Кроме того, целесообразно обратиться к классификации уровня жизни. Выделяется достаток, нормальный уровень, бедность, нищета [5].
Достаток предполагает такую жизнедеятельность, которая основана на пользовании большим спектром благ, играющих важную роль во всестороннем развитии человека, как с точки зрения физических, так и духовных параметров.
Нормальный уровень жизни дает такое потребление, которое отвечает всем научным и медицинским требованиям, обеспечивая поддержание на должном уровне физических и интеллектуальных показателей, а также своевременное их восстановление.
Бедность характеризуется обеспеченностью благами на том уровне, когда возникает ситуация работы производственных сил человека и общества на пределе возможностей.
Нищета, как самый низкий уровень жизни, предполагает наличие минимально возможной совокупности благ и услуг, дающей лишь возможность поддержать жизнедеятельность организма.
Также для того, чтобы меры по повышению уровня жизни населения государства были эффективны, важно дать оценку существующему положению дел. В литературе, посвященной вопросу оценки уровня жизни и ее показателям, часто поднимается вопрос о едином целесообразном его расчете. Однако возможность этого ставится под сомнение.
Применяемые в практической деятельности способы можно разделить на интегральные, стоимостные показатели и индикаторы дифференциации. К первым из перечисленных можно отнести «реальные доходы населения, реальную заработную плату, доходы от реализации продукции, доходы от социальных выплат, проценты по вкладам» [1]. Данные показатели позволяют оценить структуру и прогнозировать динамику доходов населения, поступающих из различных источников. Стоимостные факторы отражают расходы, которые идут на удовлетворение того или иного вида потребностей. Важными показателями являются индикаторы дифференциации. Они позволяют дать оценку социальным изменениям, напряженности, характеру доходов. Самые распространённые из них — коэффициент Джини и кривая Лоренца, позволяют определить уровень неравенства среди населения [1].
Отдельно важно остановиться на таком индикаторе уровня жизни населения, как уровень бедности. Бедными называют ту часть населения страны, которая в силу определенного комплекса обстоятельств не имеет средств, достаточных для того, чтобы обеспечить минимальный стандарт потребления, установленный в государстве. Для Российской Федерации этим критерием определения бедности является прожиточный минимум. Очевидно, что для отдельно взятой страны подобный показатель будет отличаться по величине ввиду производственных сил экономики, традиционных особенностей и т.д. Таким образом, прожиточный минимум является неотъемлемой, признанной во всем мире частью оценки уровня жизни в стране.
Согласно федеральному закону от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» данная категория определяется как «стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» [7]. В основе данной величины лежит денежная оценка товаров, которые имеют наиболее распространенное потребление в конкретный период времени на рассматриваемой территории.
Таким образом, уровень жизни населения можно оценить, использую комплекс показателей, а, значит, влияя на каждый из них, можно изменять складывающуюся в стране ситуацию.
Что касается факторов, которые снижают существующий уровень жизни населения Российской Федерации, то к ним можно отнести низкую заработную плату; рост безработицы, что особенно заметно для отдельно взятых регионов страны; явление задержки выплат по заработным платам и иным статьям доходов населения.
Исходя из этого, действия институтов общественной жизни государства по повышению уровня жизни граждан должны решать следующий ряд задач:
Институт государства и представители бизнеса имеют возможность снизить социально-экономические риски, связанные с низким уровнем жизни, действуя в следующих направлениях:
Если остановиться подробнее на том, какую роль может сыграть государство в повышении уровня жизни населения Российской Федерации, то она заключается, прежде всего, в формировании доходов граждан: социальных выплат, бюджетного финансирования оплаты труда. Кроме того, участие государственного сектора может выражаться в регулировании рыночной конъюнктуры, пересмотре системы установления размеров налогов, сотрудничеством с субъектами бизнеса, стимулировании предпринимательства в разумных рамках [4].
Далее стоит обратиться к конкретным проблемам, которые имеют место в рамках реализации политики по повышению уровня жизни населения в Российской Федерации.
Прежде всего, само понятие «достойный уровень жизни» довольно субъективно. Оно не имеет нормативного определения, не закрепляется и не упоминается ни в одном нормативно-правовом акте России [8]. Поэтому целесообразно законодательно определить категорию «достойный уровень жизни».
Здесь же важно отметить, что вышеупомянутая проблема бедности в государстве имеет довольно спорное юридическое определение. В России черта бедности — прожиточный минимум, равный 10 444 рублям (величина прожиточного минимума на 1 квартал 2019 года), в то время как в зарубежных государствах эта сумма гораздо выше. Для наглядности данные о прожиточном минимуме за рубежом представлены в таблице 1.
Что необходимо изменить в России, чтобы улучшить жизнь населению?
Что необходимо изменить в России, чтобы улучшить жизнь населению? Подобные вопросы задаются очень часто. Некоторые депутаты об этом не хотят знать. Что и как лучше будет населению, если финансово сверх стабильны.
Качество жизни населения – интегральный, обобщающий показатель, который включает качество здоровья жителей страны, связанное с демографической политикой, с продолжи-тельностью жизни; качество образования, обуславливающее культуру населения; качество окружающей природной среды обитания людей, обеспечивающее состояние и эффективность экологической системы. Все эти составляющие прямо или косвенно связаны с индикаторами качества жизни, такими как, потребление и доходы населения, условия труда и отдыха, свободное время, гарантии и безопасность людей, жилищные условия и т.п.
Наличие и обеспечение жильем является важнейшей составляющей качества жизни на-селения. Жилищные условия – один из важнейших факторов, влияющих на формирование качества и уровня жизни, на условия, которые обуславливают возможности создания семьи, рождения детей, сохранения и поддержания здоровья, создают условия для поддержания работоспособности и продолжительности жизни населения. Проблемы обеспеченности населения комфортным и доступным жильем неотделимы от решения вопросов повышения благо-состояния, уровня и качества жизни людей.
Жилищно-бытовые условия, качество и размер жилья, наличие комфортных условий (центральное отопление, водо-и газоснабжение, канализация) влияют на настроение, самочувствие, здоровье людей, создают фон, среду качественного существования и добротные условия жизнедеятельности человека. Поэтому в настоящее время в экономической литературе, в научных исследованиях уделяется огромное внимание именно этой проблеме: предлагаются разнообразные методики анализа и оценки рынка жилья; модели рационального и скорейшего решения жилищных вопросов и другие меры, улучшающие качество жизни.
Если бы вас избрали депутатом Государственной Думы РФ, чтобы вы изменили?
Губернаторы рассказали, как повысить качество жизни россиян
Повышение уровня жизни граждан – основополагающий принцип в работе губернаторского корпуса. На ближайшие пять лет повышение уровня жизни россиян и развитие человеческого потенциала – еще и приоритетные задачи нацполитики, закрепленные в новых майских указах президента.
На пресс-конференции 1 августа губернаторы и вице-губернаторы регионов России поделились собственным опытом и наработками, рассказали об инициативах, качественно меняющих в лучшую сторону жизнь конкретных людей в конкретных городах и селах. «Эстафета» лучших практик регионального управления организована при участии АНО «Экспертный институт социальных исследований».
Снижение тарифов ЖКХ, поддержка молодых семей и новорожденных, развитие здравоохранения, расширение льгот и количества социальных категорий граждан, фиксированные цены на продукты питания, расширение социальных продуктовых точек продаж, забота о мобильных и малообеспеченных гражданах, поддержка пенсионеров и предпенсионеров – малый круг тех первоочередных задач, которые стоят сегодня перед всеми глав всех регионов без исключения, говорит эксперт.
Открытость власти и готовность чиновников к диалогу с людьми играют решающую роль в эффективном исполнении этих задач. Не менее важно делиться успешно реализованными практиками, чтобы руководители субъектов России смогли перенести и внедрить их на своих территориях.
В каждом регионе свой клубок вопросов, который необходимо решать, но благодаря открытости и взаимодействию с жителями, благодаря сводному обсуждению лучших практик сегодня на каждую проблему в «копилке» у губернатора порядка 10 отработанных решений, говорит эксперт.
На пресс-конференции губернаторы, их заместители и первые лица правительств субъектов РФ рассказали о своих лучших проектах. Был представлен опыт Брянской, Вологодской, Мурманской, Сахалинской областей, Республики Башкортостан и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В республике для решения задачи по повышению рождаемости ввели 3%-ый льготный пакет на ипотечное кредитование для семей при рождении второго, третьего и последующих детей. С 12 августа льготное жилищное кредитование будет действовать и на приобретение семьями жилья на вторичном рынке.
Еще один проект – выделение многодетным семьям для решения жилищных проблем по 224 тысячи рублей вместо раздачи земельных участков (такова кадастровая стоимость 10 соток земли в области). Мерой государственной поддержки на сегодня воспользовались уже более полутора тысяч человек.
Третий проект – компенсация всем многодетным семьям 50% стоимости коммунальных платежей.
Кроме этого в Вологодской области внедрены программы по социальной адаптации семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В регионе родителям на каждого новорожденного и первоклассника вручают бесплатные социальные наборы «С днем рождения, малыш!», «Портфель 1 сентября» и др.
В Мурманской области большой популярностью у жителей пользуется проект «Наша Рыба». В условиях дорогостоящей жизни на Севере продуктовые льготы – не просто финансовые послабления для семей, но и основа здоровья и активности населения.
По словам чиновницы, повышение открытости власти – необходимое и обязательное условие для достижения такой глобальной национальной задачи как повышение уровня жизни граждан России.
С этой целью в регионе отрыли интерактивный портал «Наш север», аналог «Активного гражданина». Благодаря проекту у жителей Мурманской области появилась возможность голосовать за социальные проекты и проекты благоустройства, которые реализуются в области. Первые голосования, например, посвящены инициативам по горячим линиям ЖКХ, комфортной городской среде, противопожарному контролю. Жители сами оценивают работу служб и формируют дорожные карты.
В Башкортостане жители тоже активно включаются в текущие проблемы благоустройства муниципальных территорий.
Успешной показала себя и практика ремонта подъездов с популяризацией такого формата взаимодействия между соседями как собрание жителей МКД.
Также новеллами правительства Башкирии стали тематические часы, посвященные вопросам строительства и инвестиций.
Для заместителя председателя правительства Сахалинской области Антона Зайцева высокое качество жизни людей – это тоже, в первую очередь, забота об их здоровье.
Ноу-хау Сахалинской области: не человек идет в больницу на обследование, а диспансер со всеми установками едет к человеку!
Для обеспечения населения качественной медицинской помощью, безусловно, требуются профессиональные кадры. Для отдаленных территорий России эта задача обременена дополнительными сложностями. В Сахалинской области сегодня активно думают над тем, как привлечь медицинских работников в регион на работу. Правительство субъекта на сегодня предлагает врачам подъемные 6 млн рублей, а также сертификат на приобретение жилья суммой до 3 млн рублей и иные социальные выплаты. В ходе реализации этих мер поддержки за 4 месяца этого года в Сахалинскую область переселилось около 80 врачей.
Для жителей старшего поколения реализуют программу «Долголетие». Женщины и мужчины в возрасте от 65 лет получили возможность бесплатно посещать все учреждения спорта и культуры на территории области.
Другая немаловажная проблема России – аварийное жилье.
Кроме этого, в регионе выделен в этом году дополнительно 751 млн рублей на реализацию жилищных программ для молодых семей, а сам возрастной ценз «молодой семьи», ограничивавшийся ранее возрастом 35 лет, ликвидировали. Теперь на льготы претендуют члены семей старше этого порога.
На привлечение в Ямало-Немецкий автономный округ молодых учителей, воспитателей утвержден грант размером в 600 тысяч рублей.
В Брянской области вопрос с дефицитом врачей и медицинских кадров решают за счет привлечения их из соседних бывших советских республик. Кроме этого, ведется набор в целевые группы обучения выпускников школ.
Другая инициатива областной власти – поддержка семей, потерявших своих близких. По словам Богомаза, в проект бюджета на следующий год будут заложены средства для семей, потерявших кормильца: родственники погибшего смогут рассчитывать на среднюю заработную по региону.