Что необходимо растениям для жизни 1 класс
Конспект урока по естествознанию на тему Что нужно растениям для жизни 1 класс
КСП по естествознанию в 1 классе
В контексте тем: «Все обо мне», «Моя школа»
Класс : 1 «____» класс.
Что нужно растениям для жизни
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
1.2.1.4 исследовать условия для жизни растений;
исследовать условия для жизни растений;
описывать внешние изменения, происходящие при росте растений;
объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира
Учащиеся узнают, какие условия необходимы для роста растений. Для этого они будут проводить исследования, моделируя разные условия для растений.
Учащиеся научатся сравнивать предполагаемые и итоговые результаты, выдвигать гипотезы, после сравнивать результаты роста растений при разных условиях и на основе сравнения делать выводы.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Математика. Использование единиц измерения длины в ходе работы над заданием «Проверь».
На данном уроке ученики не используют ИКТ
Учащиеся знают, что разным видам растений требуются различные условия для роста в зависимости от среды обитания.
Запланированная деятельность на уроке
Вводное задание. Попросите учащихся показать с помощью пантомимы здоровое растение. Затем спросите, как выглядит нездоровое растение: «Почему оно стало таким? Чего ему не хватило? Что нужно растениям для роста?»
Отвечают на проблемные вопросы
Сравни рисунки. Попросите сравнить растения на обеих иллюстрациях. Какова причина различий? Предложите учащимся обсудить этот вопрос в парах, найти с помощью энциклопедий подтверждения своим предположениям. Поляна. Обратите внимание учащихся на рисунок в учебнике, предложите подумать, в каких ещё местах трава растёт редко, а где отличные условия для роста. Почему так происходит? Покажите фотографии елового леса. Предложите описать его, используя полные предложения. Некоторым учащимся можно предложить придумать рассказ по картинке. Учащиеся смогут прийти к выводу о том, что еловый лес тёмный, туда проникает мало света, и поэтому там практически не растут травы. Для сравнения покажите фотографии поляны или лиственного леса. Организуйте процесс таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выводу, что свет является важным условием для роста растений. Объясните, что солнечный свет даёт растениям энергию, благодаря которой они могут производить питательные вещества.
Пустыня. Продемонстрируйте учащимся фотографии пустыни, леса, попросите сравнить эти фотографии. Спросите: «Почему не все растения могут расти в пустыне?». Попросите обосновать ответы. Задайте вопросы: «Какой длины корень у растений пустыни? Почему?». Продемонстрируйте иллюстрации, на которых в сравнении будут показаны корни растения, растущего в пустыне и корень лесного или садового растения.
Исследуй. Организуйте работу в группах. Используйте семена фасоли или гороха, комнатные растения (либо заранее пророщенную фасоль), три банки (пластиковые стаканчики), почву, коробку, таблички с надписями: «Вода», «Свет», «Вода без света», «Свет без воды».
Приклеить на банки таблички с надписями. Написать дату и название группы или имена. Положить в банки почву.
Посадить по одному семени фасоли в каждую баночку. Желательно замочить семена за сутки до проведения урока. Поставить банки на подоконник.
Почву в первой банке полить и оставить открытой.
Почву во второй банке полить, накрыть коробкой.
Третью банку оставить открытой, не поливать.
То же можно выполнить с комнатными растениями или с заранее пророщенными семенами. Предложите учащимся выдвинуть гипотезу, что должно произойти. Учитывайте переменные и постоянные параметры. Например, поливать все растения необходимо в одно и то же время и одинаковым количеством воды. Сообщите учащимся, что через некоторое время будет необходимо сравнить свои предположения с полученными результатами. Всё ли получилось? Почему? Что помогло или помешало? Данная работа поможет развить умение сравнивать предположения и полученные результаты и объяснять сходство и различия. Так как на данном уроке нельзя сразу получить результаты, необходимо показать, что получится в итоге.
Что нужно растениям для жизни, стр. 16-17 Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 7, «Какие условия нужны растениям для роста», стр. 9
Рабочий лист 8, «Что нужно растениям для роста», стр. 10
рисунки, иллюстрирующие воду, почву, солнце;
Окружающий мир 1 класс 1 часть. Как живут растения стр. 70 – 71
Из этой темы учебника «Окружающий мир» первоклассник узнает о том, как живут растения, чем они питаются и дышат.
1) Вспомните, из каких частей состоит растение. Расскажите (по своим наблюдениям), как они появляются на свет, как они растут и развиваются.
Они состоят из корня, стебля или ствола, листьев, цветов, плодов с семенами.
Оно появляется из семени.
Семя должно попасть в землю и прорасти.
На поверхности земли появляется маленький росток. Он постепенно растёт, и на нём появляются листья.
Потом на подросшем ростке появляются цветы. А когда они отцветут, на их месте появляются плоды.
Когда плод созреет, из него появляются семена. Из семян может вырасти новое дерево или кустарник.
2) Проследите по рисунку жизнь растения. Расскажите о ней.
Рассказ о жизни растения для 1 класса
Однажды осенью на землю упал жёлудь. Его засыпало травой и листвой, и он так пережил зиму.
Весной из жёлудя появился корешок, который стал быстро углубляться в землю. Этот корешок ветвился и развивался, а на поверхность земли вылез маленький, робкий росток с двумя листиками.
Но шло время, росток рос, его согревало солнце и поливали дожди. У него появлялись новые листья и веточки. Он дожил до осени, его листья пожелтели и опали. Но росток не погиб. Он перезимовал под снегом, а весной снова выпустил молодую зелёную листву.
Так длилось много лет, и однажды, на месте слабого ростка выросло огромное и могучее дерево — лесной великан дуб. На нём появились жёлуди, которые осенью осыпались и попали в землю.
Скоро из них появятся новые ростки, и вырастут могучие дубы.
3) Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни.
Им для жизни нужна почва, солнечный свет и полив.
4) Зачем поливают растения?
Любому цветку для жизни и роста нужна вода. Если его не поливать, оно засохнет и погибнет.
5) Почему растения в комнате ставят близко к окну?
Им также нужен и свет солнца. Если ему станет не хватать солнечного освещения, то оно будет расти слабым и чахлым.
6) Что делает девочка и для чего?
Девочка протирает листья тряпкой от пыли. Листьями цветы дышат. Если они покроются пылью, ему будет трудно дышать, оно заболеет и окажется слабым.
7) Что произошло с этим растением? Почему?
Оно замёрзло и погибло. Люди забыли закрыть окно, и мороз проник в комнату. Цветок не может жить на морозе, поэтому его листья повяли.
8) Практическая работа. Освойте приёмы ухода за комнатными растениями (полив, протирание листьев, рыхление почвы)
Каждый комнатный цветок нуждается в регулярном поливе. Обычно их поливают раз в день вечером. При этом нужно следить, чтобы земля не была слишком сухой, или чересчур влажной.
Полив мы осуществляли с помощью лейки.
Каждый цветок нуждается в протирании листьев от пыли. Протирать их нужно осторожно, чтобы не повредить листья, влажной тряпкой.
Рыхление почвы также необходимо, чтобы в землю поступало достаточно кислорода и корни могли дышать. Рыхление мы осуществляли с помощью специальной лопаточки. Рыхлить землю нужно осторожно, чтобы не повредить стебель и корни.
Домашнее задание
1) Докажите, что растение — живое.
Оно рождается из семени, растёт, развивается, питается и пьёт, дышит воздухом. Оно приносит плоды и таким образом размножается. Со временем оно умирает. Всё это признаки живого.
Делаем вывод о том, что растение тоже живое.
2) Что необходимо растениям для жизни?
Для жизни и роста им необходимы земля, вода, воздух, солнечный свет и тепло.
3) Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Их нужно регулярно поливать, протирать им листья тряпочкой, рыхлить землю, ставить на солнечный свет, следить за температурным режимом.
Урок естествознания «Что нужно растениям для жизни» в 1 классе
На уроке естествознания в 1 классе по обновлённому содержанию образования используется групповая форма работы и исследовательский метод обучения.
Просмотр содержимого документа
«Урок естествознания «Что нужно растениям для жизни» в 1 классе»
Урок естествознания в 1 классе
В контексте тем: «Все обо мне», «Моя школа»
Что нужно растениям для жизни
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
1.2.1.4 исследовать условия для жизни растений;
исследовать условия для жизни растений;
описывать внешние изменения, происходящие при росте растений;
объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира
Учащиеся узнают, какие условия необходимы для роста растений. Для этого они будут проводить исследования, моделируя разные условия для растений.
Учащиеся научатся сравнивать предполагаемые и итоговые результаты, выдвигать гипотезы, после сравнивать результаты роста растений при разных условиях и на основе сравнения делать выводы.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Математика. Использование единиц измерения длины в ходе работы над заданием «Проверь».
На данном уроке ученики не используют ИКТ
Учащиеся знают, что разным видам растений требуются различные условия для роста в зависимости от среды обитания.
Запланированная деятельность на уроке
Вводное задание. Попросите учащихся показать с помощью пантомимы здоровое растение. Затем спросите, как выглядит нездоровое растение: «Почему оно стало таким? Чего ему не хватило? Что нужно растениям для роста?»
— Кустарники имеют один стебель.
— У салата человек использует в пищу листья.
– Для роста и развития растения нужна вода.
– Растениям не нужен свет..
– Растению нужно тепло.
— Все растения имеют корни.
— Все растения можно использовать в пищу.
Отвечают на проблемные вопросы
Сравни рисунки. Попросите сравнить растения на обеих иллюстрациях. Какова причина различий? Предложите учащимся обсудить этот вопрос в парах, найти с помощью энциклопедий подтверждения своим предположениям. Поляна. Обратите внимание учащихся на рисунок в учебнике, предложите подумать, в каких ещё местах трава растёт редко, а где отличные условия для роста. Почему так происходит? Покажите фотографии елового леса. Предложите описать его, используя полные предложения. Некоторым учащимся можно предложить придумать рассказ по картинке. Учащиеся смогут прийти к выводу о том, что еловый лес тёмный, туда проникает мало света, и поэтому там практически не растут травы. Для сравнения покажите фотографии поляны или лиственного леса. Организуйте процесс таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выводу, что свет является важным условием для роста растений. Объясните, что солнечный свет даёт растениям энергию, благодаря которой они могут производить питательные вещества.
Пустыня. Продемонстрируйте учащимся фотографии пустыни, леса, попросите сравнить эти фотографии. Спросите: «Почему не все растения могут расти в пустыне?». Попросите обосновать ответы. Задайте вопросы: «Какой длины корень у растений пустыни? Почему?». Продемонстрируйте иллюстрации, на которых в сравнении будут показаны корни растения, растущего в пустыне и корень лесного или садового растения.
Исследуй. Организуйте работу в группах. Используйте семена фасоли или гороха, комнатные растения (либо заранее пророщенную фасоль), три банки (пластиковые стаканчики), почву, коробку, таблички с надписями: «Вода», «Свет», «Вода без света», «Свет без воды».
Приклеить на банки таблички с надписями. Написать дату и название группы или имена. Положить в банки почву.
Посадить по одному семени фасоли в каждую баночку. Желательно замочить семена за сутки до проведения урока. Поставить банки на подоконник.
Почву в первой банке полить и оставить открытой.
Почву во второй банке полить, накрыть коробкой.
Третью банку оставить открытой, не поливать.
То же можно выполнить с комнатными растениями или с заранее пророщенными семенами. Предложите учащимся выдвинуть гипотезу, что должно произойти. Учитывайте переменные и постоянные параметры. Например, поливать все растения необходимо в одно и то же время и одинаковым количеством воды. Сообщите учащимся, что через некоторое время будет необходимо сравнить свои предположения с полученными результатами. Всё ли получилось? Почему? Что помогло или помешало? Данная работа поможет развить умение сравнивать предположения и полученные результаты и объяснять сходство и различия. Так как на данном уроке нельзя сразу получить результаты, необходимо показать, что получится в итоге.
Что нужно растениям для жизни, стр. 16-17 Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 7, «Какие условия нужны растениям для роста», стр. 9
Рабочий лист 8, «Что нужно растениям для роста», стр. 10
рисунки, иллюстрирующие воду, почву, солнце;
Урок по окружающему миру «Как живут растения» (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру
для учащихся 1 класса
с использованием мультимедиа
Тема урока: «Как живут растения?»
дать учащимся представление о развитии растения из семени, проследить цикл жизни растений, познакомить c условиями жизни растений;
учить правильно ухаживать за комнатными растениями;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование : учебники А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», рабочие тетради к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас», карточки, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Место проведения: ГБОУ школа №413.
Технические средства обучения: использование мультимедийных ресурсов.
Учитель: Никитина Екатерина Николаевна .
Учитель: Никитина Екатерина Николаевна
Класс:1 «В» ГБОУ школы №413
Тема урока: Как живут растения?
(программа «Школа России», предмет «Окружающий мир», 1 класс,
Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Конспект урока разработан в соответствии с авторской программой А.А. Плешакова.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
— Сформировать у учащихся представление о растениях как живых организмах.
— Формировать умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
— Обучать применению полученных знаний.
— Развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь, коммуникативные способности.
— Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.
Основные термины и понятия темы. Организм, растёт, развивается, приносит потомство (размножается). Полив, рыхление, опрыскивание.
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся).
— знать условия, необходимые для жизни растений, понимать взаимосвязь между живой и неживой природой;
— проводить опыты и наблюдения, доказывающие, что растение – живой организм;
— устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой;
— знать этапы развития растения;
— знать правила ухода и уметь ухаживать за комнатными растениями.
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать о ходе проведенного опыта, наблюдениях и делать выводы;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
— осознавать необходимость бережного отношения к растениям;
— развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений.
Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в классном коллективе, в группе, в паре.
Межпредметные связи. Литературное чтение. Технология.
Формы работы. Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование, программное обеспечение, сетевые сервисы.
В классе: компьютер, проектор, Интернет.
Для групп: карточки для моделирования растения (предварительно разрезать); комнатное растение и лейка на группу.
У учащихся: сигнал «Смайлики», салфетка для протирания листьев, палочка для рыхления почвы, клей, простой и красный карандаши.
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно» (слайд 2).
— Итак, жизнь продолжается, урок начинается.
II. Актуализация знаний
1. Графический диктант
(Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).)
• Снег при таянии превращается в воду. (Да.)
• Если вода замерзает, она превращается в лед. (Да.)
• Снег бесцветный. (Нет.)
• У снежинки пять лучей. (Нет.)
• Снег непрозрачный. (Да.)
• Все снежинки одинаковые. (Нет.)
(В результате у детей должен появиться рисунок.)
— Проверьте себя (слайд 3).
2. Работа по карточкам
— Найди признаки снега и льда и соедини их стрелочками.
III. Самоопределение к деятельности
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
И развеял этот шар.
— Береза и ель – это что? Как одним словом сказать? (Деревья).
— А малина? (Кустарник).
— К какой группе мы отнесем одуванчик? Что у нас под ногами? (Трава).
— Деревья, кустарники и трава – как одним словом мы можем их назвать? (Растения).
— К какой группе вы отнесете те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные).
-Так о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
— Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.
— Назовите, какие еще растения вы знаете? (ответы детей)
— Посмотрите, какое многообразие растений нас с вами окружает в природе и дома.
IV. Работа по теме урока
— Как выдумаете, что общего можно выделить у всех растений?
Давайте, вспомним части растений (слайд 5).
— Посмотрите на слайд и ответьте. (Корень, стебель, листья, цветок, плод) (слайд 6).
1. Работа по учебнику.
— Послушайте загадку. Догадайтесь, о чем идет речь? (слайд 9)
В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок
Желудь – это плод дуба. В нем спрятано семя. Жизнь дуба начинается с желудя.
— Рассмотрите рисунок в учебнике на с.70
— Прежде чем, я озвучу задание, назовите правила работы в паре.
— Расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба. Как растение появляется на свет, как оно растет и развивается (слайд 10).
— А сейчас поработаем вместе.
-Что повлияло на семя дуба так, что они начали прорастать?
( Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей)
-Что получилось из проростка? (появился корешок и стебелек)
-Что постепенно происходит с ростком? (он становится выше и больше, тянется к солнышку)
-В чем теперь нуждается росток? (в солнечном свете, в воде)
-Когда дуб вырос, что у него появилось? (плоды)
— Ребята, как вы думаете, почему одно дерево засохло? (Ствол дерева поврежден).
— Гуляя во дворе или в парке, мы порой ломаем ветки дерева или рвем цветы, не задумываясь о том, что растениям в этот момент больно, и оно может погибнуть.
-Чем растение похоже на живое существо? (растет, развивается, приносит потомство, умирает)
— Повторим, что необходимо растениям для жизни (слайд 11,12).
V .Физкультминутка (слайд 13)
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали.
VI. Продолжение работы по теме урока
Выполнение задания в рабочей тетради
— Найдите приложение к данному заданию. Как из зернышка появляется колосок? Расположите и приклейте картинки в правильном порядке.
— Кто помнит, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами?
— Попроси соседа по парте проверить тебя.
2. Работа по учебнику
— Муравьишка и Мудрая Черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас хитрые вопросы. Вы готовы на них ответить? (Учащиеся отвечают на вопросы после картинок.)
3. Практическая работа в парах
(Учитель показывает и рассказывает о приемах ухода за комнатными растениями.)
— Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда ухаживают. Как можно поливать цветы? (Ответы детей.)
2. Почву, в которой растет цветок нужно рыхлить, чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась ( слайд 18).
(Учитель демонстрирует приспособление для рыхления цветов. 1—2 ученика могут попробовать порыхлить землю в горшочках)
3. Любят цветы и водные процедуры. Если листья гладкие, как у фикуса, то их можно протереть влажной тряпочкой. А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой. Многие цветы очень любят опрыскивание.
(Учитель опрыскивает растение с помощью пульверизатора.) (слайд 19)
— Для чего нужно протирать листья растений? (Так растения дышат.)
— Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике — поближе к солнышку, другие стоят подальше от окна, так как не любят солнышко.
(Дети под наблюдением учителя сами поливают растения, рыхлят землю, опрыскивают и протирают листья. Далее рисуют предметы, которые использовали для ухода за растениями, в рабочей тетради (с. 48—49, № 2). Можно организовать работу со школьным словариком «Растения России».)
VII.. Закрепление изученного материала
4. Выполнение задания в рабочей тетради
— У вас дома есть комнатные растения? Назовите их.
— Кто у вас дома ухаживает за ними? А вы помогаете? Что вы делаете?
Посмотрите на рисунки. На каком рисунке растение поливают правильно? Раскрасьте этот рисунок.
Почему нельзя высоко поднимать лейку при поливе комнатных растений?
Техника «Шесть оценочных шляп» (Слайд 20)
Белая — самая нейтральная. Какие новые сведения, факты были получены на уроке.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — рассказывает, что очень понравилось на уроке. При оценке ситуации всегда готова к эмоциям, проявлению чувств.
Зеленая — предлагает, называет, то что можно было бы изменить, что было бы лучше, интереснее на занятии.
Синяя – открывает обсуждение работы учащихся на уроке, дает высказаться каждой из «шляп» и делает выводы на основании всего услышанного.
I X . Подведение итогов урока
— Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока.
— Справились ли мы с этой задачей?
Как обеспечить вашим растениям долгую жизнь?
1. Регулярно удаляйте завядшие цветки и поврежденные или засохшие листья.
2. Не заливайте растения; поливать их снова нужно не раньше, чем почвосмесь на поверхности высохнет.
3. В период активного роста (обычно с конца марта до конца сентября) регулярно вносите подкормку.