Что необходимо преподавателю чтобы организовать обучение в коллективном способе обучения
Коллективный способ обучения в профессиональном образовании
Коллективный способ обучения
в профессиональном образовании
I Коллективный способ обучения 5 1.1 Переход на Коллективный Способ Обучения 6
II Алгоритм действий при подготовке материала по 8
2.1 Работа над программным материалом 8
2.2 Методическое обеспечение 8
2.3 Разработка дидактического материала 9
2.4 Организация занятий 12
Список литературы 15
Приложение А. Вопросник по теме «Тригонометрические
Приложение Б. Карточки взаимообмена заданиями по теме 17
Приложение В. Решебник к теме «Тригонометрические
Приложение Г. Тригонометрические уравнения (ТФ-3) 20
Приложение Д. Тренажные карточки 26
Приложение Е. ЗУН 28
Приложение Ж. График прохождения тем 29
Приложение З. Контрольная работа №3 30
Особенность нашего времени потребность в предприимчивых деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в нормальном обществе». А быть грамотным в быстроменяющемся мире означает быть просто лучше образованным, уметь ориентироваться в потоке информации, анализировать ее и делать выводы. И чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Образованный человек должен иметь прочные знания, а «знание, только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Нам необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, применять их, то есть «научить учиться». Для достижения этой цели мы применяем разные методы и приемы, используем различные формы уроков и т.д.
Метод предполагает с одной стороны учителя и передачу знаний, а с другой учащегося и усвоение знаний. Выбранные методы должны, по Я.А.Каменскому: « … воспламенять в детях горячее стремление к знаниям и учению; … метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не отвращало от дальнейших занятий». Сократ путём особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы.
При обучении необходимо учитывать различные склонности, способности, интересы, свойства мышления и памяти учащихся.
Поиск решения этой проблемы привел к необходимости искать новые подходы в преподавании математики, которые были бы направлены на развитие способностей школьников и беспробельное обучение.
Всем этим требованиям соответствуют методики Коллективного Способа Обучения, которые строятся на сотрудничестве и взаимопонимании учащихся, на самостоятельной работе с напарником, с книгой, карточкой-вопросником. Все методики данной технологии направлены на организацию активной самостоятельной деятельности каждого учащегося.
Особенностью нашего училища (Училища олимпийского резерва) является то, что наши ученики часто отъезжают на соревнования и сборы, отсутствуют от нескольких дней, до месяца, полугода. В связи с этим пользоваться всеми методиками КСО, то есть сделать полный «запуск» не предоставляется возможным. Но некоторые методики помогают в решении поставленных задач обучения и воспитания:
Статья к презентации для учителей предметников»Коллективное обучение»
Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся
Проблема активности личности в обучении является одной из актуальных в педагогической науке и в образовательной практике. Активность личности в обучении является основным фактором достижения целей обучения, развития личности в целом. Активизация обучения предполагает не увеличение объема информации для усвоения, а предполагает создание условий для активного включения самого учащегося в интеллектуальную и социальную деятельность. Приоритетным является подготовка человека, который думает, умеет использовать знания в жизни, делает ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, принимает решения в сложных ситуациях, обладает навыками межличностного общения. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму на уроках.
Одна из таких технологий — коллективный способ обучения (КСО). Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.
Теоретические основы коллективного способа обучения сформулировал В.К. Дьяченко. По его классификации выделяется четыре формы обучения:
− Индивидуальная форма – учащийся работает самостоятельно по заданию, руководство осуществляет педагог посредством инструкций.
− Групповая форма – смена ролей: «учитель – ученики», (один объясняет материал, а остальные слушают и задают вопросы). По мнению В.К. Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.
− Коллективная форма – «половина учеников говорит – половина слушает». К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава по принципу игры «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное, но обсуждение ведется в постоянных парах, затем происходит смена пар между детьми каждого ряда, например, тех, кто сидит справа. Движение учащихся происходит до тех пор, пока все дети, которые сидят справа, не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева или менять ряды.
Коллективное обучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся.
Для этого обучающийся на уроке должен:
1. Изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа).
2. Объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре).
3. Найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава).
4. Отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
Выделяют следующие принципы коллективного способа обучения:
непрерывная и безотлагательная передача знаний;
всеобщее сотрудничество и взаимопомощь;
обучение в соответствии со способностями каждого учащегося;
разделение и делегирование учебных заданий.
Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Каким образом происходит организация учебной деятельности учащихся при коллективном способе обучения?
На первом этапе происходит самостоятельное знакомство с материалом урока.
Деятельность учителя заключается в подготовке учебного материала, дроблении его на части, определении цели деятельности и правил работы, формировании групп, распределении функций внутри групп, ознакомлении обучающихся с алгоритмами деятельности, «маршрутными листами» и таблицами учета выполненных заданий.
Маршрутный лист – это ежедневный маршрут учащегося, который он выбирает сам. Маршрутный лист – это документ, позволяющий не только контролировать, но и анализировать работу ученика на уроке.
Деятельность обучающихся заключается в ознакомлении с целями работы в целом, ознакомлении со своей частью работы, организации по группам, ознакомлении с «маршрутными листами» и таблицами учета.
Форма работы превалирует индивидуальная.
— статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.
— динамическая пара – пара сменного состава. Наиболее удобна работа партнеров в четверке, где каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
— вариационная пара – работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Деятельность учителя заключается в контролировании деятельности учащихся, отмечает деятельности каждого ученика в таблице учета.
Ученики работают на этом этапе в парах, в зависимости от функций могут выполнять работу вместе или в роли «ученик-учитель».
Превалирует парная форма работы.
1) группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, поясняет новую терминологию;
2) уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Ученик выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает вопросы, тем самым побуждая отстаивать свои знания;
3) работа в «тройке»: один учащийся выступает в роли «учителя», два других – «ученики», все остальные учащиеся наблюдают, анализируют, фиксируют в «маршрутных листах» материал урока. По окончании работы осуществляются анализ обучающей деятельности «учителя».
Деятельность учителя заключается в организации деятельности учащихся, оценивании их деятельности, организации рефлексии по окончании урока.
Таким образом, технология коллективного обучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но не должны занимать большую часть времени.
Рассмотрим структуру четырехтактного урока И.Г. Литвинской.
Фронтальная работа . На этом этапе происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала. Учитель решает организационные вопросы, обеспечивает психологический настрой, предъявляет информацию с обязательной ее фиксацией в качестве опоры для дальнейшего понимания.
Работа в постоянных парах заключается в повторении и закреплении материала, предъявленного ранее на этапе фронтальной работы. Последующая проработка учебного материала в постоянных парах должна помочь восстановить его содержание, проверить знания. Задания для учащихся должны соответствовать содержанию учебного материала. Например, пересказать текст, задать вопросы, выделить главную мысль, озаглавить части текста, выразить свое отношение, выдвинуть гипотезу и т.д.
Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.
Важные задачи и понятия требуют разностороннего рассмотрения. Ученик, рассматривая проблему с разных сторон, смотрит на нее и своими глазами и глазами других участников. Происходит обогащение разными техниками мышления, эмоциями. Вовремя обнаруживаются проблемы, происходит коррекция.
Работу в парах можно организовывать по-разному, для этого целесообразно применять различные приемы и технологии, методики коллективных занятий.
Индивидуальная работа заключается в самостоятельном выполнении заданий по теме урока.
Структура четырехтактного урока – это последовательность организационных форм, но эта последовательность может меняться.
На практике используются также разные методики коллективных учебных занятий. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.
Методики отличаются друг от друга:
— по предназначению и реализуемым дидактическим задачам;
— по процедурам запуска;
— особенностям управления и учета деятельности учащихся;
— сочетанию различных организационных форм обучения;
— приемам, используемым в этих организационных формах.
Для изучения сложных учебных, научных, художественных текстов используются методики А.Г. Ривин.
Сущность данной методики состоит в том, что весь класс помогает одному ученику изучить тему, так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемых текст под разным углом зрения, помогает более тщательно и детально разобраться в теме. Благодаря тому, что каждый из учащихся получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе, обеспечивается прочность знаний.
Для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, которые недостаточно освещены в учебнике, подходит обратная методика А.Г. Ривина.
Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – восстановить содержание темы и оформить текст содержания.
Вся группа работает так же, как при прямой методике Ривина. Для проработки первого пункта своего плана ученик находит себе напарника, с которым совместно читает этот пункт, обсуждает, воспроизводит содержание, которое может соответствовать этому пункту плана. Далее обсуждают возможный вариант оформления найденного содержания в текст небольшого абзаца. Этот текст первый ученик записывает в тетрадь. После этого он таким же образом помогает своему напарнику воспроизвести содержание соответствующего пункта плана, оформить его в письменный текст.
Для проработки второго пункта своего плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта плана, далее с ним читает второй пункт плана. При необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, справочную литературу, энциклопедии). Полученное содержание оформляется в письменный текст и записывается в тетрадь в форме очередного абзаца.
Итак, для проработки каждого очередного абзаца ученик находит себе нового напарника, рассказывает ему содержание предыдущих пунктов плана, обсуждает с ним очередной пункт плана, воспроизводит возможное содержание этого пункта, совместно оформляют полученное содержание в текст, записывает текст в тетрадь в виде абзаца в тетрадь. Таким же образом помогает товарищу разобраться в его очередном пункте плана, оформить его в текст для записи в тетрадь.
Таким образом, проработав все пункты плана, ученик получает целостный текст своей темы.
Можно разбить класс на подгруппы. Все они будут выполнять задания разных блоков. На полях пишут название и номер блока, номер выполненной карточки зачеркивают. Такой учет поможет быстро ориентироваться при выборе упражнений для себя и для партнера, а преподавателю – при проверке тетрадей. Как и первом варианте задания А выполняются по образцу (с консультацией и помощью учителя), упражнения Б и В выполняются самостоятельно. После проверки учителем группа готова обучить других. Учащиеся могут пересаживаться к другим участникам, искать пару, с которой будут работать дальше. Можно заменить членов группы наполовину. Тогда вновь прибывшие, знающие свой материал, передают карточку первой группе, а сами выполняют их карточку. Те объясняют материал под буквой А, контролируют выполнение материала под буквой Б, и дают возможность решить подобную задачу под буквой В. Потом роли меняются. В конце урока подводятся итоги.
Для обеспечения понимания небольшого, но сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.д.) можно использовать методику доводящей карточки.
При помощи доводящей карточки можно:
во-первых, организовать самостоятельное изучение темы учащимися согласно их индивидуальным образовательным маршрутам;
во-вторых, их можно использовать для организации коллективных учебных занятий, когда разным ученикам даются разные по темам карточки. Тот ученик, который изучил свою тему, проверяется у учителя. Для изучения другой темы он работает с тем учеником, который уже освоил её и проверился у учителя, и играет для этого ученика роль проверяющего учителя. А сам обучает его своей теме по своей доводящей карточке. Так ученики меняют напарников, пока не освоят все темы раздела;
в-третьих, доводящую карточку можно прорабатывать в паре, вдвоем обсуждая ответы на вопросы;
в-четвертых, по доводящей карточке можно организовать объяснение нового материала фронтально, когда каждый учащийся получает доводящую карточку, а учитель ведет беседу, при этом учащиеся вслух отвечают на вопросы карточки и имеют возможность свои ответы соотнести с ответами других;
в-пятых, по доводящей карточке можно организовать повторение материала при выполнении заданий следующих разделов.
Доводящие карточки по разделу также можно применить для организации закрепления и систематизации материала: на группу дается карточка с одним из понятий раздела, и группа готовится к выступлению, во время которого представляет другим группам, что это за понятие, из чего оно состоит, откуда берется, для чего нужно и как оно соотносится с другими понятиями раздела («вписывается» в систему понятий).
2 группа – вопросы, «вводящие» в тему, обращают внимание учащегося на важные для понимания смысла первой части карточки, слова и словосочетания. Например: если сочетание означает «соединение, расположение чего-нибудь, образующее единство, целое», можно ли сказать, что сочетание – это гармоничное соединение?
3 группа – вопросы, развивающие тему, доводящие до ее понимания. Например: распредели союзы зато, если бы, ввиду того, что, в то время, как на две группы: простые союзы и составные союзы.
4 группа – вопросы, закрепляющие понимание. Например: сделай морфологический разбор предлогов в предложении.
Преимущества коллективного способа обучения.
В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания. В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха для детей. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Обсуждение информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение. Работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
1. Булыгина, Л. О формировании коммуникативной компетенции
2. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и ее
развитие / В. К. Дьяченко. − М. : Педагогика, 1989. − 160 с.
3. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе
учебной работы / В. К. Дьяченко. − М. : Просвещение, 1991. − 192 с.
4. Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ
развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся/ Э. Л.
Ефимова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф.
5. Зебзеева, И. С. Организация урока по методике коллективного
взаимного обучения / И. С. Зебзеева // Управление начальной школой. – 2009.
6. Литвинская, И. Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы,
технология / И. Г. Литвинская // Директор школы. – 2000. – № 1. – С. 21 – 22. 7. Савинова, С. А. Использование обратной методики Ривина для написания изложений / С. А. Савинова // Коллективный способ обучения. – 2003. – № 7. – С. 55 – 58.
Технология коллективного способа обучения
Технология коллективного способа обучения
Просмотр содержимого документа
«Технология коллективного способа обучения»
У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.
Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».
В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на различных принципах, одним из которых является «воспитание взаимоуважения». В данном законе также отражено понятие «воспитание», которое включает себя «развитие ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:
Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.
Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и ученика: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учищихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).
Воспроизводимость. Данную технологию, возможно воспроизвести в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Например, на уроке русского зыка в 2 классе можно использовать «Работа по вопросникам» по теме «Имя существительное». Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала. С помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.
КСО осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:
изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
ориентация на высшие конечные результаты;
непрерывная передача полученных знаний друг другу;
сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
разнообразие тем и заданий;
разноуровневость участников педагогического процесса;
обучение по способностям индивида;
педагогизация деятельности каждого участника.
Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Организация учебной деятельности учащихся при КСО
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Делит учебный материал на части.
Определяет цели деятельности, правила работы.
Распределяет функции внутри групп.
Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».
Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.
Знакомятся с целями работы.
Знакомятся со своей частью работы.
Организуются по группам.
Просматривают «маршрутные листы».
Знакомятся с таблицами учета.
Этап 2. Работа в парах
Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Этап 3. Работа в малых группах
Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Организует деятельность учащихся.
Оценивает деятельность учащихся.
Организует рефлексию по окончанию урока.
Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.
Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе.
Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся.
На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.
Методики отличаются друг от друга:
по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,
по процедурам запуска,
особенностям управления и учета деятельности учащихся,
сочетанию различных организационных форм обучения,
приемам, используемым в этих оргформах.
Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:
для изучения сложных учебных,научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;
для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;
для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.
Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из нвас читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из вас письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы вы пишите в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».