Что необходимо понимать под аварийной ситуацией при перевозке опасных грузов
Следование поездов с взрывчатыми материалами.
Машинист поездного локомотива после получения перевозочных документов до отправления поезда со станции, должен убедиться по натурному листу в наличии и расположении вагонов с ВМ в составе поезда. ДСП станции формирования должен заблаговременно сообщить поездному диспетчеру. К номеру поезда добавляются буквы «ВМ». ДСП станций зарождения поездов с ВМ не имеют права отправлять поезд с ВМ без получения приказа ДНЦ на отправление.
Поезда должны приниматься на специальные пути, указанные в ТРА станции.
Не допускается оставление поездов с ВМ без локомотивов на промежуточных станциях. В исключительных случаях состав поезда с ВМ может быть временно оставлен на промежуточной станции без локомотива по письменному разрешению начальника отделения дороги.
При предъявлении к техническому обслуживанию поездов (вагонов) с ВМ должны соблюдаться требования местной инструкции, предусмотренной п. 3.6.18. ППОГ.
Работники пункта технического обслуживания не должны приступать к какому бы то ни было ремонту вагонов в составах поездов с ВМ, до получения данных о номерах вагонов с такими грузами и получения разрешения от начальника караула, сопровождающего груз.
Что необходимо понимать под аварийной ситуацией при перевозке опасных грузов?
А) Условия (загорание, утечка, просыпание, повреждение тары или подвижного состава), которые могут привести или привели: к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеванию, обморожению, гибели людей и животных, к опасным последствиям для природной среды;
Б) Случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
Перевозка радиационных грузов. Требования к упаковке.
Максимальная масса одной упаковки не более 165 кг (погрузка – выгрузка механизирована) или не более 50 кг (при ручной погрузке), минимальная масса брутто одной упаковки 10 кг (с разрешения начальника станции 5 кг), размер не менее 200х200х200мм.
Отправки, имеющие отдельные места массой более 50 кг, принимаются лишь при условии, что на станции назначения поезд согласно расписанию имеет остановку не менее 5 минут.
Что необходимо понимать под аварийной ситуацией при перевозке опасных грузов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 января 2017 г. N 20 «Об утверждении Руководства по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами»
В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:
Утвердить прилагаемое Руководство по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами.
Руководитель | А.В. Алёшин |
Руководство по безопасности при транспортировании опасных
веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 января 2017 г. N 20)
I. Общие положения
В Руководстве не отражены вопросы, связанные с транспортированием радиоактивных и инфекционных веществ.
2. Руководство разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. N 96, с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2015 г. N 480, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. N 559.
Для выполнения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности могут быть использованы иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.
3. Настоящее Руководство рекомендуется применять при выполнении на ОПО работ (услуг), связанных с транспортированием, перемещением, погрузкой, выгрузкой, временным хранением опасных веществ, а также при подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов.
Термины и определения, применяемые для целей настоящего Руководства, приведены в приложении N 1 к Руководству.
4. Положения Руководства рекомендуется использовать:
при разработке технологических процессов, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО, разработке обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО;
при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО;
при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на ОПО.
5. В целях приведения железнодорожных путей (дорог) необщего пользования, входящих в состав ОПО, в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области безопасности рекомендуется проведение комплексного обследования их фактического состояния с разработкой мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, с разработкой при необходимости обоснования безопасности.
6. Работники эксплуатирующих опасные производственные объекты, подрядных и других привлекаемых организаций проходят аттестацию и проверку знаний в области промышленной безопасности в порядке, установленном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
7. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями подразделяются на классы, подклассы, категории и группы. Рекомендуемая классификация опасных грузов в соответствии с международными нормами классификации приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству.
Рекомендации по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ приведены в приложении N 3 к настоящему Руководству.
Железнодорожный транспорт
9. Содержание железнодорожных путей необщего пользования, на которых эксплуатируется железнодорожный подвижной состав, имеющий право выхода на железнодорожные пути общего пользования, осуществляется в соответствии с положениями ПТЭ.
10. Скорости движения подвижного состава и осевые нагрузки, установленные на конкретном участке пути необщего пользования, а также элементы железнодорожного пути необщего пользования на ОПО рекомендуется содержать в соответствии с проектной и технической документацией на данные участки пути, с учетом размещения ОПО, объемно-планировочных решений их территорий.
11. При транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом рекомендуется приказом руководителя организации назначать работников, ответственных за:
содержание сигнальных и путевых знаков, тупиковых упоров, переносных сигналов, искусственных сооружений на железнодорожных путях необщего пользования;
учет, выдачу, маркировку и хранение тормозных башмаков; закрепление подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования; организацию и осуществление маневровых работ на железнодорожных путях необщего пользования.
Инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, к которой примыкает этот путь.
13. В Инструкции указываются характеристика путевого развития железнодорожного пути, граница железнодорожного пути, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, типы локомотивов, порядок осуществления подачи и уборки вагонов, организация маневровых передвижений, положения стрелочных переводов, наличие и расположение предохранительных устройств, устройств сигнализации, порядок и нормы закрепления вагонов, а также другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования.
14. Подачу вагонов на железнодорожные пути необщего пользования рекомендуется осуществлять по указанию дежурного по железнодорожной станции примыкания (диспетчера поездного при диспетчерской централизации) по согласованию с лицом, ответственным за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования.
15. Подачу вагонов к фронтам погрузки (выгрузки) опасных веществ рекомендуется осуществлять по согласованию с лицом, ответственным за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных операций и расстановку вагонов по фронтам погрузки (выгрузки), в соответствии с Инструкцией.
16. Скорости движения маневровых поездов (составов) по железнодорожным путям необщего пользования устанавливаются руководителем организации, эксплуатирующей ОПО (владельцем железнодорожного пути необщего пользования), и указываются в Инструкции.
17. Лицом, ответственным за организацию и осуществление маневровых работ, обеспечивается безопасность движения одиночных локомотивов и маневровых составов на железнодорожных путях необщего пользования. Непосредственное руководство маневровой работой осуществляется руководителем маневров.
18. При движении маневрового поезда (состава), в котором имеются вагоны с опасными веществами, лицу, ответственному за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования, рекомендуется принимать меры по:
очистке желобов переездов, технологических проездов, по которым будут следовать вагоны;
проведению инструктажа работников маневровой бригады о дополнительных мерах, направленных на обеспечение безопасности при производстве маневров.
19. Работником, ответственным за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и расстановке вагонов по местам погрузки (выгрузки), проверяется правильность и надежность закрепления вагонов, после чего производится отцепка локомотива и выезд его с места погрузки (выгрузки), ограждение вагонов переносными щитами (сигналами остановки, окрашенными с обеих сторон в красный цвет), перевод стрелок, ведущих на пути погрузки (выгрузки), в положение, исключающее попадание подвижного состава на эти пути.
20. После выполнения работ по погрузке (выгрузке) вагонов работнику, ответственному за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и расстановке вагонов, рекомендуется убедиться в окончании работ; в отсутствии людей на вагоне и под ним; в отсутствии препятствий для движения транспортных средств; в выведении людей, машин, механизмов за пределы габарита приближения строений; в готовности маршрута передвижения маневрового состава; в снятии переносных щитов; произвести выдачу разрешения на прицепку локомотива и изъятие тормозных башмаков.
Не рекомендуется приводить в движение маневровый состав без соответствующего указания руководителя маневров о возможности начала движения и об изъятии тормозных башмаков.
21. При производстве на железнодорожных путях необщего пользования маневровых работ рекомендуется обеспечивать порядок производства работ исключающий:
производство маневров толчками;
передвижение вагонов вручную, автомашинами, другими приспособлениями;
оставление вагонов без закрепления их тормозными башмаками;
оставление вагонов без локомотива на переездах, технологических проездах, проемах ворот, стрелочных переводах, искусственных сооружениях;
использование для закрепления вагонов посторонних предметов;
использование для закрепления вагонов с опасными веществами тормозных башмаков, изготовленных из искрообразующих материалов;
использование для отстоя вагонов улавливающие и предохранительные тупики.
22. Локомотивы, предназначенные для осуществления маневровых работ на ОПО, рекомендуется предъявлять к выполнению работ по техническому осмотру и плановым видам ремонта, а локомотивы, имеющие право выезда на пути общего пользования, предъявляются также к весеннему и осеннему комиссионным осмотрам технического состояния с участием представителя владельца примыкающего железнодорожного пути общего пользования.
23. Группы или отдельные вагоны рекомендуется сцеплять, надежно закреплять от самопроизвольного ухода тормозными башмаками, стационарными устройствами для закрепления вагонов, другими средствами закрепления, а также ограждать переносными сигналами остановки.
Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти пути других подвижных составов, и запираются.
24. Рекомендуется ограничивать проезд локомотивов по железнодорожному пути необщего пользования с размещенной на нем сливо-наливной эстакадой в целях исключения сквозного проезда.
Автомобильный транспорт
25. Автомобильные дороги необщего пользования с расположенными на них искусственными сооружениями, предназначенные для транспортирования опасных веществ на ОПО, рекомендуется содержать в соответствии с требованиями строительных норм и правил, стандартов, устанавливающих допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, и других нормативно-технических документов.
26. Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом на ОПО осуществляется по дорогам с одной общей проезжей частью, имеющим твердое покрытие, с прочностью, соответствующей весовым параметрам транспортных средств, эксплуатируемых на конкретном участке автодороги.
28. Маршруты следования автотранспортных средств рекомендуется устанавливать с учетом обеспечения транспортирования опасных веществ по кратчайшему направлению с минимальным числом остановок в пути следования и возможности подъезда пожарных и аварийных автомобилей к отдельным объектам, наименьшего ограничения скорости, обеспечения безопасности движения.
По маршруту следования транспортных средств на видных местах устанавливаются схемы движения.
При перевозке опасных веществ на ОПО водителям рекомендуется соблюдать маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.
29. Для разворота автомобилей в конце тупиковых дорог и для производства маневров в пунктах погрузки и выгрузки предусматриваются петлевые объезды или площадки, размеры которых определяются расчетом в зависимости от габаритов транспортных средств и свойств транспортируемых веществ.
30. Пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне рекомендуется обустраивать в местах, достаточно удаленных от мест производства погрузочно-разгрузочных работ с целью исключения перекрытия переезда железнодорожными составами, ожидающими погрузки или выгрузки.
31. При несоответствии эксплуатационного состояния автомобильных дорог предъявляемым к ним требованиям безопасности организацией, эксплуатирующей ОПО, принимаются меры по временному ограничению движения до устранения нарушений в части:
наличия посторонних предметов на проезжей части, создающих аварийную обстановку, отсутствия соответствующих дорожных знаков;
образования дефектов и повреждений проезжей части, превышающих предельно допустимые значения;
состояния колеи больше предельно допустимых значений на участке дороги;
наличия разрушенных и не заполненных мастикой деформационных швов на цементобетонном покрытии;
наличия неорганизованных съездов;
наличия необрезанной растительности, затрудняющей видимость дорожных знаков и направляющих устройств на расстоянии 100 м.
32. Организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется обеспечивать проведение периодического осмотра автомобильной дороги с имеющимися на ней искусственными сооружениями, а также проведение общих технических осмотров в весенний и осенний периоды, при которых определяются объемы и виды работ по ремонту дороги в предстоящий период.
33. В случаях нарушений норм содержания автомобильной дороги и расположенных на ней искусственных сооружений движение автотранспортных средств с опасными веществами рекомендуется ограничивать при:
разрушениях деформационных швов и околошовной зоны с образованием провалов между пролетными строениями;
разрушениях переходных плит и сопряжений с образованием порожка более 10 см;
состоянии перил и тротуаров, вызывающих опасность для движения пешеходов (разрушение тротуарных плит, обрушение перил на части или по всей длине сооружения);
разрушениях покрытия с обнажением арматуры на большей части защитного слоя;
образовании сквозных отверстий в плите проезжей части в результате разрушения бетона плиты;
разрушениях ограждающих устройств на большей части по длине моста;
ослаблениях сечения бетона в сжатой зоне раковинами в железобетонных конструкциях, трещин, сколов бетона или местного снижения марки бетона в сжатой зоне, механических повреждениях или ослаблении коррозией сечения арматуры в растянутой зоне, состоянии между несущими элементами, изменяющими расчетную схему работы конструкции;
многочисленных трещинах с раскрытием более 0,3 мм;
интенсивной коррозии арматуры с ослаблением площади на 10% и более;
повреждении бетона от выщелачивания и размораживания его на большей части плиты проезжей части в железобетонных конструкциях;
неукрепленных перилах и ограждениях, имеющихся разрывах и других повреждениях перил, влияющих на безопасность движения пешеходов.
II. Рекомендации по эксплуатации транспортных средств (оборудования), предназначенных для транспортирования опасных веществ
35. Техническое состояние эксплуатируемого на ОПО железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего пользования, обеспечивается в соответствии с требованиями технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава (приложение N 5 к ПТЭ).
36. При эксплуатации железнодорожного подвижного состава обеспечивается наличие на каждую единицу транспортного средства технического паспорта (формуляра), руководства по эксплуатации, чертежей общего вида и другой технической документации, подтверждающей соответствие транспортного средства требованиям безопасности (например, сертификат соответствия).
37. Колесные пары вагонов, используемых для транспортирования взрывчатых материалов, сжиженных и сжатых газов, рекомендуется оборудовать подшипниками качения и композиционными тормозными колодками в автотормозной системе.
38. Для обеспечения безопасных условий транспортирования наливных химически опасных грузов, указанных ниже, рекомендуется использование вагонов-цистерн, имеющих следующие конструктивные особенности:
Рекомендуется осуществлять транспортирование:
сероуглерода под слоем воды (в летнее время) или под слоем атмосферы инертного газа (азот); фосфора желтого под слоем воды (в зимнее время под слоем незамерзающей жидкости) и под слоем атмосферы инертного газа (азот);
39. Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для использования на ОПО, не имеющий выхода на пути общего пользования, рекомендуется содержать (с учетом особых условий его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта) в зависимости от класса опасности ОПО, на котором данный подвижной состав эксплуатируется.
При этом рекомендуется принимать меры по обеспечению:
условий безопасности движения и работы обслуживающего персонала;
максимальной производительности при оптимальных технико-экономических показателях, необходимой надежности и ремонтопригодности;
сохранности перевозимых веществ;
возможности безопасной эксплуатации с учетом плана и профиля используемых железнодорожных путей;
возможности осуществления комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
40. Локомотивы, эксплуатируемые на ОПО и предназначенные для транспортирования вагонов по железнодорожным путям необщего пользования, эксплуатируются в соответствии с требованиями ПТЭ.
41. Применяемые для перемещения вагонов специальные маневровые средства (тяговые агрегаты, мотовозы, толкатели, маневровые тележки, электролебедки и другое оборудование) эксплуатируются в соответствии с требованиями технической документации на их эксплуатацию, с обеспечением безопасности движения, сохранности железнодорожного подвижного состава и безопасности работников, связанных с маневровой работой и производством погрузочно-разгрузочных работ.
42. При подготовке автотранспортного средства к перевозке опасных грузов грузоотправителям рекомендуется оформлять специальное разрешение на движение транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования и установлению маршрута следования.
43. Контейнеры и контейнеры-цистерны, предназначенные для использования на ОПО, транспортируются (эксплуатируются) с учетом установленных для них требований международных конвенций, соглашений и кодексов по контейнерам и перевозкам опасных грузов.
44. Не проводятся ремонтные и огневые работы на груженых цистернах, а также на порожних цистернах, которым не произведена очистка (в том числе пропарка, промывка, сушка и дегазация) в соответствии с грузом. После дегазации атмосфера внутри цистерн контролируется газоанализатором.
45. Техническое освидетельствование котлов вагонов-цистерн, баллонов, бочек, в которых опасные вещества перевозятся под давлением свыше 0,07 МПа или в которых давление более 0,07 МПа создается периодически для опорожнения, производится в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. N 116.
46. При эксплуатации транспортных средств учитываются особенности опасных веществ, транспортируемых в цистерне конкретной модели, конструкционные и функциональные возможности цистерны в соответствии с руководством по эксплуатации и с учетом требований, действующих в организации, эксплуатирующей ОПО, технологических инструкций по осуществлению сливо-наливных операций.
47. Все элементы рабочего и конструктивного оборудования цистерны, сосуда, баллона рекомендуется располагать таким образом, чтобы исключалась опасность их срыва или повреждения в процессе транспортирования и производства погрузочно-разгрузочных работ.
48. При подготовке автотранспортных средств к перевозкам опасных грузов рекомендуется учитывать положения приложений A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.
49. Комплектность эксплуатируемых автотранспортных средств и условия по обеспечению возможности их идентификации рекомендуется обеспечивать с учетом требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.
50. Возможность применения контейнеров-цистерн для транспортирования опасных веществ, в том числе возможность их транзитного перемещения, рекомендуется подтверждать наличием на контейнере-цистерне следующих табличек:
таблички по безопасности в соответствии с Международной Конвенцией по безопасным контейнерам;
таблички по Таможенной конвенции, касающейся контейнеров;
таблички с техническими данными по цистерне в соответствии с нормами международных сообщений и кодексов по перевозкам опасных грузов.
51. При отсутствии на контейнерах маркировки (табличек) и документов, подтверждающих их соответствие требованиям международных конвенций, соглашений и кодексов по контейнерам и перевозкам опасных грузов, рекомендуется проводить оценку их соответствия требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, указанным в пункте 2 настоящего Руководства.
III. Организация погрузочно-разгрузочных работ на опасных производственных объектах
52. При размещении пунктов для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется учитывать планировку территории ОПО, а также объемно-планировочные решения по размещению зданий и сооружений на ОПО.
53. Пункты для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов обеспечиваются защитой от прямых ударов молнии и от электромагнитной индукции.
В целях отвода прямого удара молнии и минимизации вторичных ее проявлений в зоне погрузки-выгрузки (слива-налива) устанавливаются отдельно стоящие молниеприемники.
54. Порядок работ по погрузке, выгрузке, передвижению при подаче под погрузку, выгрузку грузов с опасными веществами рекомендуется отражать в технологических инструкциях с указанием, в том числе:
обязанностей лиц, работающих на каждом рабочем месте;
порядка действий при нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях;
безопасных методов производства погрузочно-разгрузочных работ, их возможных нарушений, признаков и способов устранения.
55. Пункты для производства погрузочно-разгрузочных работ оборудуются соответствующими техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности работ в зависимости от принятой в организации технологии.
Погрузочно-разгрузочные работы рекомендуется выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.
56. Грузоотправителем принимаются меры для безопасной и сохранной доставки опасных грузов грузополучателю, для чего рекомендуется при подготовке опасного груза к перевозке обеспечивать:
применение тары, упаковки, упаковочных комплектов, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов на тару и упаковку, подвергнутым испытаниям в целях предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого, которая может возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности и являться инертными по отношению к загруженным в них грузам;
разрабатывать и утверждать схемы размещения транспортной тары и применяемые приспособления для её крепления в транспортном средстве.
57. При производстве погрузочно-разгрузочных работ рекомендуется принимать меры по исключению:
использования открытого огня в местах производства погрузки-выгрузки опасных веществ;
курения на расстоянии менее 50 м от мест производства погрузки или выгрузки опасных грузов;
выполнения работ во время грозы;
отсутствия освещения в темное время суток.
58. Не рекомендуется использование загруженных транспортных средств для хранения опасных веществ.
Порядок транзитного (кратковременного) хранения загруженных опасными веществами автотранспортных средств и контейнеров-цистерн устанавливается организацией, эксплуатирующей ОПО.
59. В случае когда состояние площадок размещения и мест погрузки-выгрузки опасных веществ не отвечает требованиям эксплуатации, рекомендуется устанавливать временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения и погрузочно-разгрузочных работ вплоть до запрещения движения.
60. Не рекомендуется осуществлять движение транспортных средств и производить погрузочно-разгрузочные работы в местах погрузки-выгрузки при выявлении:
наличия посторонних предметов, создающих аварийную обстановку, при отсутствии соответствующих дорожных знаков;
наличия на обочинах и откосах земляного полотна отдельных посторонних предметов, влияющих на безопасность движения и не обозначенных соответствующими дорожными знаками;
наличия разрушенных и незаполненных мастикой деформационных швов на цементобетонном покрытии;
отсутствия оборудования площадок размещения и мест погрузки-выгрузки специальными приспособлениями;
отсутствия на площадке размещения и местах погрузки-выгрузки сплошного твердого водонепроницаемого покрытия;
отсутствия инструментов и приспособлений, используемых во взрывопожароопасных зонах, не дающих искры при работе с ними.
61. На основании требований приложения N 5 к ПТЭ организацией, эксплуатирующей ОПО, устанавливается порядок технического осмотра и ремонта вагонов перед погрузкой.
Не подаются под погрузку вагоны:
без предъявления к техническому обслуживанию и записи в соответствующем журнале о признании их технически исправными;
с выработанным сроком службы или межремонтным нормативом по пробегу (или календарному сроку);
с неисправностями запора крышки люка или двери, запорного устройства для пломбирования (при наличии) у крытых вагонов, вагонов бункерного типа и вагонов-цистерн;
с неплотным прилеганием крышек люков, с продольным смещением вала разгрузочного механизма, с зазорами между зубом защелки и зубом рычага более 3 мм, с величиной перехода рычага через «мертвую точку» менее 8 мм или более 18 мм у вагонов для перевозки горячих окатышей и агломерата;
с зазором между зубом закидки и зубом фиксатора более 8 мм у вагонов для минеральных удобрений;
отсутствии (повреждении) запорно-предохранительного клапана, штанги, заглушки сливного прибора у вагонов-цистерн;
отсутствии (повреждении) уплотнительных резиновых прокладок разгрузочных люков у вагонов бункерного типа, крышек бункеров, несовпадении зуба сектора с гнездом в опоре, а также запорных механизмов в исправном состоянии;
отсутствии (повреждении) концевого крана или соединительного рукава.
62. На цистернах, предъявляемых к техническому осмотру, перед погрузкой рекомендуется проверить:
соблюдение сроков ремонта и технического освидетельствования цистерны; отсутствие постороннего продукта в цистерне;
соответствие и состояние окраски, надписей и трафаретов, знаков опасности, соответствующих характеру опасности груза;
исправность арматуры, крепления крышки люка;
отсутствие механических повреждений предохранительных клапанов;
отсутствие видимых повреждений кожуха изоляции цистерны (при его наличии);
исправность сливных приборов, внутренних лестниц, крышек люков с установленными на них уплотнительными элементами и запорно-пломбировочными устройствами;
величину остаточного давления в цистерне;
наличие пломб, заглушек;
наличие и содержание сопроводительных документов;
наличие надписей о сроках проведения периодического ремонта и испытания цистерны, о наименовании груза.
63. Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется оснащать аварийными комплектами средств индивидуальной защиты, а также средствами для локализации аварийной ситуации и оказания первой помощи пострадавшим в случае аварийной ситуации (душ или ванна самопомощи, раковина самопомощи).
64. Площадки и технологическое оборудование промывочно-пропарочных станций (пунктов) рекомендуется содержать в соответствии с требованиями проектной документации и эксплуатировать на основании технологической инструкции, регламентирующей работы по подаче (уборке) вагонов-цистерн, их обработке и зачистке, заправке клапанов сливных приборов, очистке и промывке территории.
65. Ремонтные работы с применением открытого огня на площадках производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
66. При производстве на ОПО работ по погрузке, выгрузке и транспортированию взрывчатых веществ обеспечивается соблюдение требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. N 605.
Минимальные нормы прикрытия при проведении маневровых работ для вагона, загруженного взрывчатыми материалами, установлены Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте (приложение N 8 к ПТЭ).
67. При транспортировании на ОПО расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов обеспечивается соблюдение требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 декабря 2013 г. N 656.
Приложение N 1
к Руководству по безопасности при транспортировании
опасных веществ на опасных производственных
объектах железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами, утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 20 января 2017 г. N 20
Термины и определения
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое, например:
сливо-наливная эстакада, включающая в себя фундамент, опоры, пролетные строения, настил, железнодорожные пути, ограждения;
элементы железнодорожного пути, включающие в себя земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и другое).
Приложение N 2
к Руководству по безопасности при транспортировании
опасных веществ на опасных производственных
объектах железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами, утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 20 января 2017 г. N 20
Классификация и маркировка опасных грузов
Вещества и изделия по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы в соответствии с Типовыми правилами перевозки опасных грузов ООН:
Класс 1 | Взрывчатые вещества и изделия |
---|---|
Класс 2 | Газы |
Класс 3 | Легковоспламеняющиеся жидкости |
Класс 4.1 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества |
Класс 4.2 | Самовозгорающиеся вещества |
Класс 4.3 | Вещества, выделяющие при взаимодействии с водой воспламеняющиеся газы |
Класс 5.1 | Окисляющие вещества |
Класс 5.2 | Органические пероксиды |
Класс 6.1 | Ядовитые (токсичные) вещества |
Класс 6.2 | Инфекционные вещества |
Класс 7 | Радиоактивные материалы |
Класс 8 | Едкие (коррозионные) вещества |
Класс 9 | Прочие опасные вещества и изделия |
Каждой позиции (веществу, изделию или группе веществ и изделий) присвоен номер ООН.
Веществам и изделиям (кроме веществ классов 1, 2, 5.2, 6.2, самореактивных веществ класса 4.1) в зависимости от степени опасности, которой они характеризуются, установлены следующие группы упаковки:
На каждое грузовое место грузоотправителем наносится маркировка, характеризующая вид и степень опасности груза и содержащая:
наименование груза (при совместной упаковке в одном грузовом месте нескольких опасных грузов наименование наносится для каждого груза);
На грузовые места с опасными грузами наносится транспортная маркировка в соответствии с Правилами перевозок грузов, действующими на соответствующем виде транспорта.
Приложение N 3
к Руководству по безопасности при транспортировании
опасных веществ на опасных производственных
объектах железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами, утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 20 января 2017 г. N 20
Рекомендации по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ
В соответствии со статьей 2 и приложениями 1, 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых транспортируются опасные вещества в количествах, указанных в приложениях к данному федеральному закону. При этом классы опасности объектов устанавливаются исходя из количеств опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 (с примечаниями) Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При идентификации учитывается, что транспортные средства (железнодорожный подвижной состав, автотранспортные средства, емкостное транспортное оборудование) не могут быть категорированы и зарегистрированы в качестве опасных производственных объектов, так как относятся к техническим устройствам, предназначенным для перевозки опасных грузов, и соответственно количество опасных веществ, одновременно (суммарно) находящихся в таких устройствах, не учитывается.
Для опасных производственных объектов (технологических комплексов), на которых участки транспортирования входят в состав объектов, технологически связанных с основным производством, процессы транспортирования относятся к признакам, характеризующим основные объекты. При этом участки транспортирования самостоятельно (отдельно), не идентифицируются, информация о составе объекта, связанного с транспортированием опасных веществ, приводится в сведениях, характеризующих опасный производственный объект. Присвоение класса опасности основному объекту, в который составной частью входит объект (участок) транспортирования опасных веществ, устанавливается в соответствии с приложением 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых включены собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования и на которых выполняются работы по погрузке (разгрузке) опасных веществ (имеются в наличии сливо-наливные эстакады, площадки перевалки (перелива) грузов, оборудованные площадки отстоя транспортных средств), устанавливается III или IV класс опасности в зависимости от количества опасных веществ, которые могут одновременно находиться на объекте согласно проектной документации, определяемого по таблицам 1, 2 приложения 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Для участков ремонта, обслуживания, промывки, пропарки, дегазации и отстоя транспортных средств, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды более 250 градусов Цельсия и более, устанавливается III класс опасности. Для таких же объектов, но на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением ниже 1,6 МПа, но выше 0,07 МПа или при температуре рабочей среды выше 115 градусов Цельсия, устанавливается IV класс опасности.
Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых входят собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования, предназначенные только для перемещения, подачи (уборки) транспортных средств с опасными грузами, и на которых погрузочно-разгрузочные (перевалочные) операции и (или) иные технологические операции не производятся, класс опасности объектов не устанавливается. Надзорно-контрольные функции за состоянием безопасности таких объектов осуществляются в рамках контрольно-надзорных мероприятий за состоянием технологических объектов, к которым эти участки примыкают, в соответствии с проектной документацией, определяющей границы застройки и эксплуатации объектов.
Подлежащие учету в органах Ростехнадзора транспортируемые сосуды (цистерны) ставятся на учет по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования.
Обзор документа
Утверждено руководство по безопасности при транспортировании опасных веществ (воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных и веществ, представляющих опасность для окружающей среды) на опасных производственных объектах (ОПО) железнодорожными и автомобильными транспортными средствами по путям (дорогам) необщего пользования.
В Руководстве не отражены вопросы, связанные с транспортированием радиоактивных и инфекционных веществ.
Работники эксплуатирующих ОПО, подрядных и других привлекаемых организаций проходят аттестацию и проверку знаний в области промышленной безопасности.
Опасные грузы в соответствии с международными требованиями подразделяются на классы, подклассы, категории и группы.
Техническую эксплуатацию ж/д путей в пределах ОПО рекомендуется осуществлять в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог (приказ от 21 декабря 2010 г. N 286), а также Правилами эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования (приказ от 18 июня 2003 г. N 26).
Автодороги рекомендуется содержать в соответствии со СНИПами и стандартами.
Даны рекомендации по эксплуатации транспортных средств (оборудования), предназначенных для транспортирования опасных веществ; по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ.
Закреплена организация погрузочно-разгрузочных работ на ОПО.