Что необходимо поэту для творчества

Каким должно быть творчество поэта?

Каким должно быть творчество поэта?
Как люди вообще стихи творят?
Сие неоднозначно, и об этом
По-разному повсюду говорят.

Одни считают творческим процессом
Создание каких-либо стихов,
Другие зрят стихосложенье средством
Общения Космических верхов.

Есть мнение такое, что поэтам
Стихи даёт Космическая связь,
И есть другое мнение об этом –
Нельзя писать, над словом не трудясь.

Иначе говоря, одни считают
Поэзию подвластной небесам,
Другие Высший Мир не приплетают,
Считая, что поэт всё пишет сам.

Так кто же есть поэт на самом деле:
Он творческая личность или тот,
Кто, двигаясь без планов и без цели,
Послания из Космоса несёт?

Чтоб славный мир поэзии устроить,
И чтобы он полезным стал для нас,
И первое должно быть, и второе –
И творческий процесс, и Божий глас!

Когда б не вдохновение от Бога,
От мрака отделяющего свет,
Едва ли бы создал творений много
На Истину настроенный поэт.

Надеясь на одно лишь вдохновенье,
Которое рассудком не познать,
И отрицая собственное рвенье,
Больших творений также не создать!

Не должен быть поэт марионеткой
Пусть даже самых светлых в мире сил.
Когда бы его мир стал тесной клеткой,
Поэт плодов бы мало приносил!

Чтоб творчество воздвигнуть гармонично,
Глас Вечности в наставники бери,
Учись у мира и работай лично,
Прислушивайся к Небу и твори!

Источник

Занятие 5. Основные ошибки начинающих поэтов

В начале своей творческой деятельности молодые авторы часто допускают ряд серьёзных ошибок, которые ведут к тому, что они прекращают заниматься поэзией, а своё былое увлечение начинают считать детской забавой. Рассмотрим наиболее типичные промахи молодых поэтов, которых легко можно избежать.

4. Рисунок стихотворения часто ломают и слова, не укладывающиеся в тематику стихотворения. Проскользнув в строке, эти слова могут полностью испортить впечатление от него. Не стоит увлекаться и очень красивыми, но устаревшими словами, такими, например, как перста, ланиты, и т.д. Они будут слишком помпезно и неестественно смотреться в произведении современного автора.

5. При создании любого произведения немаловажное значение имеет грамотность автора, его начитанность. Автору следует уважать язык, которым он пользуется для создания стихотворений. Ошибки в тексте, бедный словарный запас автора, сразу же бросаются в глаза. Если они есть, даже самое глубокое по замыслу произведение не сможет быть полностью реализовано.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ПОЭТУ

Одним из наиболее важных компонентов поэзии является рифма. Начинающим авторам необходимо обратить на неё внимание в первую очередь. Ведь именно благодаря рифме строки объединяются в строфы, и стихотворение легко читается. Казалось бы, тут все просто. В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако существует ряд рифм, считающихся в среде опытных авторов банальными, «избитыми». Приведем перечень созвучий, которыми не следует злоупотреблять.

3. Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.

6. Если нет желания работать, не работайте. Займитесь текущими делами, съездите на природу. Почитайте хорошие стихи.

7. Бывает, что вдруг ни с того, ни с сего в голову приходит хороший образ, срав-нение, метафора или куплет нового стихотворения. Не мешкая, сразу же сделайте запись в блокноте или специальной тетрадке. Даже ночью. Не сделаете этого, мысль будет утеряна.

9.Не пишите в стол! Выносите свои стихи на публику! Принимайте участие в фестивалях и конкурсах! Стол вам не судья!

Источник

Советы начинающим поэтам

***
Во-первых, наличие явственно выбивающихся ритмов и рифм.

И пишет, и трясется от волненья,
И строки из души летят на лист.
Доводит блеск свечи до исступленья –
Короткий взмах руки весь труд его сметает вниз.

Она цвела, хоть знала, что увянет
Зимой, когда наступят холода.
Сегодня только вьюга завывает
Над грустною могилою цветка.

Часто автор и сам о них знает, просто вот это «ну так по смыслу надо, ну, может, не заметит никто. » Много-много оправданий и самооправданий, а ошибки бессовестно просвечивают, как кляксы в тетрадке.

Стоит также помнить, что есть такие разновидности поэзии, как верлибр, белый стих, вольный стих. Но работа над ними часто требует еще больших усилий, точности и мастерства. Нельзя выбившуюся строчку просто так объявить авторской причудой и на том успокоиться. В «неправильных» стихах важна идеально выверенная интонация, определенный ритмический рисунок, который, хоть и отличается от классических размеров, но все же должен четко прослеживаться. Не пытайтесь писать верлибры, чтобы убежать от проблем с рифмой и ритмом, верлибры требуют не просто владения ими, а умения творить новый интонационный рисунок. Помните, что в классических формах вы твердо стоите на плечах у классиков, и даже при мелких недочетах давно выверенная музыка сама по себе способна очаровать слушателя, а с верлибрами вы можете опираться только на собственный талант, умение, чутье, фантазию. Любая слабость и фальшь вызовет куда большее отторжение у читателя, чем такая же, но в «классическом» решении.

ТЫ-смысл моей жизни,
ТЫ-вернул мне жажду жить.
О тебе все мои мысли,
ТЫ-научил меня любить.

Всё отболит, перегорит внутри,
Найдутся темы новые для песен:
Два года без тебя, а будет – три,
Три года без тебя, а станет – десять.

Н. Васильева (Элхэ Ниэннах)

Третий вечер моя королева грустна,
Третий вечер встречает в безмолвной тоске,
И дрожат жемчуга, словно капли дождя,
На холодной и белой, как мрамор, руке.

Третий день в королевстве разлад и печаль,
Вянут розы в саду, сохнет клен под окном.
Наш веселый консорт третий день как умчал
К той, что мускусом пахнет и сладким вином.

И в глазах королевы как будто зачах
Тот огонь, что сиял, озаряя мой дом.
Я сижу и мурлычу у ней на руках,
Только толку-то в том? Только толку-то в том.

Сравните с декларативной фразой «Все люди меняются, и ребенок отличается от взрослого». Последнее можно как угодно зарифмовать, поэзией это не будет.

А закончить мне хотелось бы цитатой из Николая Гумилева («Жизнь стиха»):

Я ответил бы коротко: всем.

В стиле Бог показывается из своего творения, поэт дает самого себя, но тайного, неизвестного ему самому, позволяет догадаться о цвете своих глаз, о форме своих рук. Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу его героя, перенимает его мимику и телодвижения и, благодаря внушению своего тела, испытывает то же, что сам поэт, так что мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой. Жалобы поэтов на тот факт, что публика не сочувствует их страданиям, упиваясь музыкой стиха, основаны на недоразумении. И радость, и грусть, и отчаяние читатель почувствует только свои.

Спасибо Багире Сфинкс, на основании нашего диалога родился этот очерк. Надеюсь, что он поможет начинающим поэтам увидеть те самые комплексные ошибки в своих стихах и по-возможности их избегать.

Источник

О поэзии и составляющих поэтического творчества. В

О поэзии и составляющих поэтического творчества. Взгляд изнутри

Несколько слов об авторе статьи, это поможет читателю лучше сориентироваться в предлагаемом материале. Автор – учёный. Описанная ситуация, когда человек является учёным, редкая, но, тем не менее, встречается. Люди с этой незначительной и, вообще говоря, безобидной для окружающих патологией находятся в таком малом меньшинстве, что ими можно пренебречь. Собственно говоря, ими совершенно справедливо с точки зрения подавляющего (в буквальном смысле) большинства и пренебрегают.
Поэзия – одно из авторских увлечений. Размышления о поэзии и обобщение собственного опыта и составляют основное содержание предлагаемой работы.

Я, страстью пламенной дыша, ласкаю строки.
И тянет, тянет из меня творенье соки.
Я в муке сладкой весь горю желаньем,
Благодарю, о чудо слова созиданья.

Почти в беспамятстве тянусь к бумаге,
В душе бродит восторг священной браги.
Я тороплю все мысли, чувства, строки.
Как сладки, дивны творчества сполохи.

Мгновенья бездны, радость откровений,
И хрупкие плоды бессонных бдений.
Вот слово, вот другое. Чуть заминка.
Мысль искрометная со мною в поединке.

Строфа, строка, души движенье.
И воплощается, спеша, мгновенье,
И в тигле чувств, рождаясь, плоть творится.
И, прорываясь в бытиё, мысль мчится, мчится, мчится.

Даже если бы это стихотворение было написано не мной, проблем с ритмом у меня лично не возникло бы. Изменение ритма на виду, оно читается и принимается сразу, поддерживается всем ходом повествования и содержанием. Ритм, заданный предыдущими строками, не влияет на восприятие нового ритма.
В стихотворении «Листок зелёный» в первом варианте последние две строчки нарушают ритм, с чем я так и не смог смириться.

Листок зелёный
Лёг на ковре.
Покрашен в осень
День на дворе.
Ты лёг последним.
Твои друзья
Ковром багряным
Ждут декабря.
Чудак зелёный,
Наперекор
Не слышит осени
Приговор.
* * *
И снег крупою,
Как дробь в листву,
Летит в багряную
Красоту.

В итоге был поменян ритм всего четверостишия:

И снег крупой,
Как дробь к виску,
В опавших лет
Летит красу.
Простой, без тональностей двустопный ямб прервал нотки надрыва предыдущей части и сухо констатировал неизбежный акт в жизни каждого живого существа. Одновременно слегка приоткрывается, что, собственно, витало в мыслях автора когда он на клочке бумаги накарябал сии строки. В первоначальном, закодированном варианте, это была тайна за семью печатями. Оно и в последнем варианте хитроумные авторские соображения не так очевидны, но всё–таки пара намёков есть, включая неоднозначность слова «лет». И, обратите внимание, новый ритм вводится после паузы, вводится так, что заявляет о себе сразу, немедленно, не оставляя никаких сомнений по поводу нового размера. Из сказанного следует, что ритм менять можно, но надо соблюдать некоторые правила, и одно из основных правил это то, что заданный предыдущими строками ритм не должен распространять свой контекст на новые строки. Как этого добиться – дело техники, некоторые элементы которой только что были рассмотрены.

Другой пример. Читатель, настроенный на ритм первыми пятью строчками в стихотворении А. О. Забигайло, на последующих четырёх немного сбивается с ритма, не успевает перестроиться на ходу. Ритмический контекст, заданный первыми строками, не был прерван, очищен для нового ритма. В итоге, с моей точки зрения, стихотворение тест на ритмичность не проходит (или моё вопсприятие не проходит тест на специфическую гармонию ритма этого стихотворения). Судя по комментариям читателей, я не одинок в своём мнении. А стихотворение хорошее. И при втором чтении скачок ритма с некоторым усилием удаётся сгладить, но не полностью.

Весенний ветер в грудь
прохладой веет.
Я вновь пускаюсь в дальний путь.
Идем, мой друг, туда,
где солнце нас согреет,
Туда, где чистая вода
ручьями льется к океану,
Где воздух лечит без труда
любую рану.

Важность ритма подчёркивает историческая перспектива. Достаточно общепринятым является мнение, что стихотворная форма появилась раньше, чем проза в истории человечества. И причина для этого была именно ритмичность стиха. Это позволяло, во–первых, запоминать большие объёмы текста без особых проблем, а во–вторых стихотворная форма являлась гарантией точности воспроизведения. Вдумайтесь в это, и вам представится несколько в ином свете нарушение ритмичности, а именно как сбой на физиологическом уровне каких–то механизмов памяти и восприятия.
Продолжая аналогию с музыкой, хотелось бы упомянуть о недавней публикации в журнале Science от 7 июля 2006 года (Dmitri Timoczko, The Geometry of Musical Chords). В статье показано, что музыкальные аккорды можно представить точками особого пространства, и что ноты аккордов соединены в нём строго определённым образом благодаря правилам образования гармонии и мелодии. Хорошо бы когда–нибудь сделать нечто подобное и для стихотворного ритма, чтобы иметь количественный инструмент в дополнение к субъективному чувству гармонии.
Разумеется, сказанным ни в коей мере не ограничивается разговор о ритме. Тема бесконечная. Хотелось бы ещё упомянуть сложные ритмы, когда меняется ритм от строчки к строчке легко улавливаемым и предсказуемым образом. Это позволяет дополнительно окрасить музыку стихотворения, сделать её более красочной, переливающейся и динамичной.
В заключение ещё раз подчеркнём, что ритм в поэзии дело нешуточное. Если уж менять ритм на ходу, то лучше делать это естественно, плавно, без скачков, или в какой–то изолированной части, например, всего четверостишия, предварительно очистив ранее созданный ритмический контекст. Лучше для этой цели подходят начало или конец стихотворения, потому что одно плавное незначительное и очевидное изменение ритма читатель адаптирует обычно без проблем. А вообще читатель весьма взыскателен к ритму.

Словосочетание
Как–то мне не попалось на глаза что–либо, проливающее свет на тайны словосочетания в стихотворных формах в интересующем меня аспекте. Приходится ограничиться своими размышлениями и собственным опытом.
Здесь, мне кажется, следует различать, по крайней мере, два аспекта – смысловой и фонетический. Например, во введении было сказано следующее: «Слова можно сплести в мягкий, ласковый и светлый узор, а можно бросить в виде грязной, жёсткой, грубой и колючей подстилки. В данном случае «мягкий, ласковый и светлый» противопоставляется по смыслу «грязной, жёсткой, грубой и колючей», «узор» соответственно противопоставляется «подстилке». Слово «узор» эстетически вызывает совсем другие ассоциации нежели «подстилка».
Но в этом примере так же имеет место фонетическое противостояние. Мягкие согласные первых прилагательных и лёгкость, певучесть слов находятся в явном диссонансе с твёрдыми, грубоватыми согласными второй группы определений, и с грубоватым, бездушным звучанием слов.
Ниже приводится стихотворение «Утренний свет», в котором можно уловить намеренность использования определённых словосочетаний для создания контекста и настроения в целом.

Как в утре солнца свет играл.
Как сосны ветви в нём купали.
Лучей искристая волна
Плыла из невесомой дали.

Из многоярусной тиши
Свет ниспадает лёгким шёлком
Из мглы космической спешит
Прозрачно–золотистый, тонкий.
И хрупкость света бытия,
Его мгновенное венчанье
В полутонах теней, летя,
И в трав сплетенье угасанье.

Он в памяти моей соткал
Узор из времени и света,
Кружащих красок карнавал
От блёсток утреннего летa.

Найдя убежище, живёт
Со мной в ночах холодных, длинных.
И синь небес над ним поёт
Как альт над берегом пустынным.

Второе стихотворение, представляющее интерес в плане фонетических словосочетаний, называется «И разладилось наше венчанье. ».

Что ж. Сгорает заката прощанье.
Ночь легла, темнота за окном.
И разладилось наше венчанье,
Будто птицу вспугнули дождём.

День исчез. Был неяркий, неброский.
Сон приходит, касаясь ресниц.
Бледно–жёлтым растаявшим воском
В ночь пролились всполохи зарниц.

Всё замрёт в тишине потаённой,
Грусти сладкой туман растворит
Тишь полей, шёлком трав истончённой.
С ветром трепет грозы прилетит.

Грусть–туман, покружась, осветлеет,
Заплутает в лугах в темноте.
Потеряет кольцо ворожея
И за новым уйдёт налегке.

И утешится сердце обновой,
Потупившись, отступит печаль,
И накидкою лет невесомой
Отгородится прошлого даль.

Здесь обратите внимание на последнюю строфу. Первые три строчки своим звучанием низводят общую тональность почти до шёпота, и вдруг в четвёртой строчке появляется слово с несколькими твёрдыми согласными – «отгородится». В этом месте надо было нарушить тональность, надо было действительно сделать ударение на действие «отгородиться» и дать это прочувствовать читателю. И поэтому было выбрано слово «потвёрже», заметнее. Сравните, например, такой вариант последней строфы.

И утешится сердце обновой,
Потупившись, отступит печаль,
И накидкою лет невесомой
Затуманится прошлого даль.

Можно было обыграть «отстранится». В любом из этих вариантов желаемый результат – разделение на настоящее и прошлое – ощущается не так чётко, как в первом. И одна из причин – разница в фонетическом звучании слов. Разумеется, эффект такого рода в данном случае можно отнести к явлениям второго порядка. Они более тонкие, не всеми уловимы, но они есть и влияют на общее восприятие произведения и помогают решать задачи и воплощать замыслы автора. Это один из аспектов, который ни в коем случае не должен преуменьшаться в процессе становления и роста мастерства художника слова. И сознательное понимание этого феномена только ускорит и оптимизирует этот процесс.
Точность
Для меня точность всегда была основной целью. Было интересно, насколько точно можно описать реальные чувства, людей и их отношения, различные предметы. Сам процесс нахождения точных слов и упаковывания их в стихотворную форму очень увлекательный, навроде игры. Добиться полного и адекватного описания какого–либо реального чувства требует определённой тренировки и усилий. Но игра стоит свеч. Навык поиска истины даже в этом разрезе приносит благодатные плоды. Приведу для примера одно четверостишие из поэмы «Нити», взятое почти наугад.

Шажок, и подмосковный вечер
Роняет в неге цвет на плечи.
В дверном проеме – бравый Джон:
«Свободен! Все!» – и рухнул в сон.

Я действительно очень хорошо помню тот изумительный тёплый и благоухающий майский вечер в Подмосковье. И надо было передать именно то чувство, и никакое другое, и я не удовлетворился, пока не почувствовал, что эти две строчки воспроизводят именно то настроение и состояние; с точностью, фигурально выражаясь, до миллиметра.
Точно так же последние две строчки должны были передать реальные события один к одному. Никаких домысливаний не допускалось. Десантники–дембеля, прибывшие из Рязани в Долгопудный, были. как бы сказать, сильно нетрезвы. Мой приятель прорвался через вахтёра общежития до нашей комнаты, но этот прорыв отнял все оставшиеся силы и его действительно хватило на два слова, после чего я потащил его в постель, а потом спустился вниз устраивать на ночлег его товарищей.
Наверное, и даже наверняка, у меня есть неточности относительно реальных событий. Но нет ни одной намеренной или увиденной, но пропущенной. Я описывал реальность во всех её аспектах так близко, как только мог, и это было здорово и правильно по сути. Если хочется что–то сказать, то надо делать это так, чтобы созданное словом максимально близко соответствовало оригиналу в рамках других заданных ограничений.
На основе прочитанных стихотворений недавнего времени у меня сложилось мнение, что точность изображения не является приоритетной потребностью. И тем более это не тенденция сегодняшнего дня. Много расплывчатых стихотворений, в которых читателю самому предлагается домыслить, что ему в голову взбредёт или выбрать любой из многих малосвязанных фрагментов. Такое положение дел отчасти обусловлено также и вполне конкретной исторической обстановкой нашего времени, которую А. Зиновьев охарактеризовал как «идеологическая помойка». Резковато, но по сути достаточно точно. А идеология общества вещь всепроникающая. Легко найти исторические аналогии сложившейся ситуации. Наименее фальсифицированная из них, пожалуй, ситуация после распада империи Александра Македонского. Неуверенность, мистические настроения и фаталистические учения, расплодившиеся в то время, что–то смутно напоминают.
Насыщенность, упакованность
Эти термины были введены в начале статьи. Термину «упакованность» был отдан приоритет в силу того, что он охватывает и понятие структуры произведения. Тем не менее, «насыщенность» тоже проливает свет на предмет обсуждения.
Итак, вспомним общее впечатление от «Евгения Онегина». Многомерная, живая картина всего многообразия жизни общества того времени. Насыщенность поразительна. Одну строфу можно перечитывать и перечитывать, и каждый раз будут появляться новые оттенки, будет открываться новая глубина и в эмоциональном и познавательном смыслах. Можно сказать, что степень упакованности очень высокая. Упакованности чем? Чёткими продуманными мыслями, цельностью восприятия и видения, глубоким пониманием общественных явлений и формирующих их процессов, механизмов формирования личности, чётко поставленной целью произведения и планомерным её осуществлением. И много чем ещё. Концентрация цельного видения, умных мыслей на единицу объёма колоссальная. И заметьте, всё это не воображаемое, а оно действительно там есть. И не просто свалено всё в кучу, но чётко структурировано, связано друг с другом и содержится в оптимальных пропорциях.
Начинающие авторы не должны смущаться, если пойдут по этому пути. Со временем придут и свои формы, своё понимание, и свои способы упаковки, но на каком–то этапе такого рода произведения могут служить ориентиром, эталоном. (А для таких консерваторов как я – всегда.)
Структура произведения, даже самого маленького, очень важна. В. Высоцкий однослойные произведения называл зарисовками. Зрелое произведение в норме должно содержать несколько слоёв, должно давать интеллекту читателя хорошую нагрузку. Оно должно открывать (или приоткрывать) дали, глубины и дух захватывающие высоты человеческого бытия, природы и всего мира. Создавать многомерность, многослойность и многозависимость во всей возможной гамме красок, чувств, мыслей, дел и сверкающей игры интеллекта.

Высказав таким образом свои соображения, остановлюсь на ранее упоминаемой поэме «Нити». Упаковка мыслей там во многих местах довольно плотная. По крайней мере, второй слой и в эмоциональном и интеллектуальном аспектах присутствует часто. Но люди читают её быстро, особо не задумываясь, скользя по верхушкам первого слоя. Большинству невдомёк, что поэма фактически написана вторым слоем. Но чтобы добраться до него, не надо торопиться и надо, увы, любить и уметь думать. А последний навык, при всём моём уважении к читающей публике, последние годы как минимум не растёт по экспоненте. Сказанное не следует принимать как горькие сетования автора на непонимание. Во–первых, автор не умеет этого делать. Во–вторых, автор сам знает более–менее объективную цену своим творениям. В–третьих, основная причина упоминания произведения, это его хорошее знание автором статьи. И потом, практика – критерий истины. Так вот, практика показала, что нашлось всё–таки представительное количество людей, добравшихся до второго слоя. Факт, что есть люди, которые знают её чуть ли не наизусть (а это больше семидесяти страниц), говорит о том, что какие–то моменты привлекли внимание читателей.
Несколько слов о том, откуда взяться слоистости и многомерности. Из богатого эмоционального и интеллектуального мира пишущего, его гражданской позиции, его стремления к поиску истины всегда и во всём, из потребности в истине, из потребности давать этому миру и не ждать, что дадут нечто взамен. Таким образом, вполне логично приходим к необходимости развития всех перечисленных качеств, а также многих других, дополняющих их до гармоничного целого. Как – это другой вопрос. Ответить на него можно. Но, во–первых, статья и так начинает выходить за рамки запланированного объёма, а, во–вторых, ответ скорее озадачит, чем внесёт ясность.
Что касается надежд получить нечто хорошее взамен за ваше подвижничество, то можно с очень высокой долей оптимизма заверить, что ничего не дадут, скорее всего ещё и оскорбят, оберут, и вываляют в грязи. Но это неважно, от этого никуда не уйдёшь, а сеять всё равно надо, иначе человечество будет неуютно прозябать на грязном пустыре с вкраплениями угрюмых замков. Это как закон (хотя почему как. ). Для любой сколько–нибудь нетривиальной, и тем более прогрессивной искренней мысли обязательно найдётся либо оппозиционная мысль, высказанная просто «в пику», назло, из бескорыстного желания сделать гадость ближнему, или просто чтобы тоже заявить о себе. Аналогично для любой разумной, рационально и ответственно мыслящей личности обязательно найдётся один или труппа горластых клоунов, которые придумают благовидный предлог и постараются сжить эту личность со света.
Соответствие формы и содержания
Форма и содержание суть философские категории, обозначающие одновременное и реальное существование феномена (то есть единства формы и содержания) в любом аспекте материального мира (а другого нет, те, кто сомневается, могут поверить мне на слово – я действительно знаю, что говорю).
Несоответствие простоватой формы и более глубокого содержания поэмы «Нити» уже упоминалось ранее. Факт, осознанный мной самим и подчёркнутый в благожелательной критике одного проницательного читателя. Будь она написана более глубоким и сложным ритмом, более адекватным реальному содержанию, эффект был бы другой. Там нет уж прямо каких–то сногсшибательных откровений, в конце концов, это была больше проба пера, но факт остаётся фактом – несоответствие формы имеет место, и это снижает целостность и ценность произведения.
Больше на инстинктивном уровне, но тем не менее это соображение – о соответствии формы и содержания – проявилось, например, в небольшой поэме «Ночные мысли». Ритм выбран раздумчивый, неторопливый. Отметьте, насколько он мерный, не отвлекающий от обдумывания прочитанного. Простая, необременительная форма как бы должна обеспечить все условия для восприятия содержания, дать возможность читателю сконцентрироваться на смысле поэмы. Ритм не отвлекает его резкими всплесками и переливами музыки стиха.

Я помню. Как будто вчера это было,
Как пораженье ко мне приходило.
И, в общем, победа не так много стоит.
Ту ночь избежать. Не стоял б за ценою.

Но в том–то и дело – не избежать.
И боль эту, муку придётся познать.
Когда–то достанет, идя нам вослед.
Расплата придёт за бездумье побед.

Итак, начат разговор. Хотелось бы, чтобы он не остался монологом, получил развитие. Если у читателей есть соображения, какое издание могло бы напечатать эту статью, или материал на её основе, пожалуйста поделитесь своими соображениями с автором. Автор и территориально и профессионально не пересекается с такого рода изданиями и такая помощь более чем приветствуется. Взаимосвязь рассмотренных составляющих, компонент поэтического творчества оформлена в виде небольшой схемы, включающей:

1. Содержание
2. Форма
3. Ритм
4. Словосочетание
5. Точность
6. Насыщенность
7. Полнота
8. Художественная ценность
9. Тематика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *