Что необходимо формировать при обучении детей построению развернутого высказывания
Методика обучения связным высказываниям типа рассуждений
Марина Зюляева
Методика обучения связным высказываниям типа рассуждений
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Консультация для педагогов ДОУ
«Методика обучения связным высказываниям типа рассуждений»
Дата проведения: 01.02.2019г.
г. Козловка, 2019 год
Методика обучения связным высказываниям типа рассуждений
Методика обучения связным высказываниям типа рассуждений практически не разработана.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины союзом «потому что».
Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности. Если воспитатель строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое-то положение, дети высказываются более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения-доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируются не всегда. В рассуждениях дети часто опираются на описание объектов. Так, в рассказах о любимой игрушке, в отгадывании загадки они в своих доказательствах широко пользуются описанием.
«Моя любимая игрушка – собачка. Ее зовут Бимка. У него глаза черненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю как с настоящей собакой. Я с ней гулять хожу, ношу ее в пакете. Вот, например, я с ней сплю. Вот еще самое главное, что она меня любит. Я же за ней ухаживаю. Она меня никогда не укусит, потому что я с ней много играю. Люблю ее еще за то, что мама мне подарила ее на 8 Марта».
Для связи частей рассуждения дети употребляют союзы потому что, за то, что, поэтому.
Таким образом, даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности создания таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей.
Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно); употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).
Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, например,можно использовать: труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений); наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
• обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему);
• конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);
• классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;
• объяснение правил настолько-печатных, подвижных, словесных игр.
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе.Можно использовать:
1.Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
• складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий.
Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;
• выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни».
Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если – то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому. (Можно использовать серию картинок, изображающую смену времени суток, времен года из «Альбома словарно-логических упражнений» В. А. Кирюшкина и Ю. С. Ляховской.) Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, расположить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Воспитатель может дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;
• определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»).
Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему;
• выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке.
Цель задания: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если – то, для перечисления аргументов использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, скатывающегося с горки на проезжую часть дороги, подтаявшего снеговика в солнечную погоду; двух комнатных растений, стоящих на подоконнике, одно из которых цветущее, другое засохшее, и т. п. После рассматривания картинок дети рассказывают, что случилось и почему, можно так делать или нельзя и почему;
• классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю».
Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;
• отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».
Цель задания: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.
2.Задания на вербальной основе:
• беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;
• речевые логические задачи. Приведем пример логической задачи.
«Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима. Пришел веселый праздник Новый год. Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашел. Почему?»
Цель задания: развивать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;
• объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал.Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;
• составление высказываний-рассуждений на предложенную тему (примерные темы: «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»).
В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.
Целесообразно также использовать приемы из системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть – целое, развитие (было – стало, противоречие (хороший – плохой, вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи-рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий.
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста Первая младшая группа В I полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалом: • бумагой, краской • карандашом • кистью Обучает.
Флешмоб как альтернативная инновационная методика обучения коммуникации детей с ОВЗ Сценарий танцевального флеш – моба Возможный реквизит: флажки, флаги, цветы, шары и т. д. Костюмы: футболки одного или разных цветов. Музыка:.
Игровая методика обучения детей английскому языку Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку.
Консультация «Методика обучения бегу» При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание.
Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.
Методика обучения дошкольников составлению и решению задач МАДОУ «Детский сад № 9» г. Балаково Саратовской области Николина О. А. воспитатель Методика обучения дошкольников составлению и решению.
Методика обучения игре в баскетбол (старшая группа) Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке. В старшей.
Методика обучения основам математике При изучении математики дети с синдромом Дауна сталкиваются с наибольшими трудностями. Это связано с тем, что математические действия.
Методика обучения пению дошкольников «Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых. Дошкольный возраст.
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп 1ая младшая группа Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Наталья Попова
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороной языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимая речи и развитие смысловых связей с раннего возраста.
При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений – это цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал котик. Он любит молоко., лексический повтор (Котик прыгает. Котику холодно., синонимическая замена (Котик скачет. Пушок веселится.). Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.
Формирование связности речи включает развитиеумений строить высказывания разных типов: описание (мир в статистике, повествование (динамика событий в движении и времени, рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Описание – это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более четкая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко. Важная роль отводится обучению детей разным способам организации зачинов при построении повествования (однажды, как-то раз и др.); может быть указано место или время событий (Дело было летом. Это произошло на даче.). В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий (шли – услышали – испугались – залезли – увидели – засмеялись – слезли – пошли). Дошкольникимогут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке, серии картин, из личного опыта.
Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Необходимо особенно важно подчеркнуть важность развития у дошкольников умений мыслить, рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. Данные умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.
Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого развитии. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.
Особое внимание в словарной работе с младшими дошкольниками уделяется обогащению словаря за счет представлений, полученных в процессе ознакомления с окружающим миром, а также за счет активизации разных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Детям предлагаются упражнения «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто это умеет делать?». Семантическое отношение «предмет – обобщающие понятие» дети учатся понимать в следующих играх «Назови одним словом», «Четвертый лишний».
Важными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Работа над антонимами проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах и поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противоположного значения, дети глубже осознают многозначность слова (старый дом – ветхий, старое платье – рваное, старый друг – давний, старый билет – недействительный,или: свежий хлеб – черствый, свежая газета – вчерашняя, свежая рубашка – грязная).Такие упражнения помогают детям понимать слова не только в прямом,но и в переносном значении: злая зима, колючий ветер, дом растет, золотые руки и т. д.
Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания. Надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Под связной речью понимается развёрнутое изложение.
Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.
Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.
Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.
Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.
Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.
Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.
Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.
Обучение построению связных высказываний в начальных классах
Опыт показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию связной устной речи учащихся начальных классов, проводимая на основе сознательного усвоения ими сведений о структурных признаках текста, о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение указанных задач. При этом основные усилия надо направлять не на усвоение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети возможно скорее овладели «механизмом построения речи», на автоматизацию речевых навыков.
Наблюдения за устной речью младших школьников показывают, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут ее логично развернуть, не умеют строить высказывание с использованием средств связи между предложениями. При связных высказываниях дети делают необоснованные паузы между фразами.
Работая по учебнику «Азбука» (авт. Ю.А. Агарков, УМК «Перспективная начальная школа») хочется отметить, что в нём достаточное количество упражнений, способствующих формированию умений строить высказывание с помощью разнообразных образцов предложений и использованию при этом средств связи между предложениями.
В данной статье мне хочется поделиться своим небольшим опытом организации работы по формированию связной речи в классах с многонациональным составом учащихся по данному УМК.
На подготовительном этапе обучения грамоте первоклассники знакомятся с основными языковыми понятиями: текст, предложение, слово как относительно самостоятельными структурными единицами родного языка.
Благодаря такой работе у учащихся формируются элементарные представления о структуре текста, его законченности и смысловом единстве «Азбука» стр.8:
Повторное чтение текста учителем с выделением каждого предложения.
2) «Дима делает скворечник». Куда поселим это предложение?
3) «В нем будут жить скворцы».
4) «У них появятся маленькие птенцы».
Основной упор на уроке делался на то, чтобы дети усвоили структурные признаки текста и средства межфразовых связей. У некоторых учителей может возникнуть резонный вопрос: «А доступно ли это учащимся начальных классов?» Опыт работы свидетельствует о том, что дети вполне успешно справляются с усвоением этих понятий.
На с. 8 наглядно графически показано, что предложение, например: «Дима делает скворечник», делится на три слова, которые обозначаются укороченными прямоугольными фишками. У учащихся формируются образные представления о том, что предложение состоит из слов, которые обозначают предметы (с. 8, 9), действия (с. 10) и признаки предметов (с. 11). Прямоугольники как символы этих слов дифференцируются по цвету. (Рисунки шаблонов, символизирующих эти слова, даны в приложении к тетради по письму № 3)
Вывод: предложения состоят из слов.
Особой задачей подготовительного периода является развитие у детей умения слушать и понимать читаемые учителем произведения. Ответы на поставленные вопросы позволяют выяснить степень понимания ребенком воспринятой на слух информации и его отношение к ней.
Работе по созданию текста учащимися уделяется большое внимание и на уроках письма (в тетрадях по письму даются схемы текстов и иллюстрации ). Данная работа относится к виду речевой деятельности, которая требует от них максимального осознания. Оно может быть достигнуто только после того, как дети овладеют понятием «текст». Сведения о тексте, которые учащиеся должны усвоить для приобретения навыков его составления в начальных классах,- это, главным образом, знания о способах соединения двух предложений.
В своей практике я стремлюсь, чтобы учащиеся понимали, что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Практическое ознакомление с признаками текста и способами соединения двух предложений начинаем с анализа текстов азбуки, с первых станиц, так как чем меньше по своему объему текст, тем очевиднее связь предложений, тем ярче видна его структура.
Текст дает образец построения связного высказывания. Очень важно, чтобы учащиеся, прежде всего, усвоили, как получается связное высказывание, каков его механизм. Нужно показать учащимся, что мысль обычно не укладывается в одно предложение и поэтому переходит из предложения в предложение. Усвоив эту особенность речи, школьники будут знать, что не всякое объединение предложений может образовать текст.
Для того чтобы довести до сознания детей мысль, что текст, в отличие от набора предложений, обладает единством содержания, провожу беседу, используя для этого страницы азбуки (с.8):
Вывод: все предложения в тексте находятся в определенном порядке и связаны, то есть «дружат» друг с другом.
На доске четыре предложения. В первом говорится о Никите, во втором о Нате, в третьем о Соне, в четвертом об аисте.
Сколько рисунков можно нарисовать к записи на доске?
Почему можно нарисовать четыре рисунка?
Потому что в каждом предложении говорится о разном.
Подвожу итог: «Итак, в азбуке у нас предложения. Все предложения о том, как Дима совершил доброе дело. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок. В тексте все предложения связаны по смыслу. Они на одну тему».
На уроках подчеркивается, что в ответах учеников предложения так же должны быть связаны по смыслу, как связаны предложения в изучаемых текстах.
После формирования понятия о тексте, о теме текста перехожу к практическому знакомству детей со средствами межфразовых связей, так как недостаточное внимание к способам связи двух предложений приводит к тому, что высказывания детей чаще всего представляют собой набор предложений, а не связное высказывание.
Упражнения по обучению соединять два, три, четыре предложения развивают логическое мышление учащихся и формируют необходимые навыки и умения логического построения речи.
Поскольку выполнение этих упражнений требует не только знания языка, но и умения вообще логически мыслить, то чрезвычайно важна последовательность формирования этого умения. Исходя из сказанного, упражнения составляю так, чтобы учащиеся овладели умением соединять сначала два, затем три и, наконец, четыре и более предложения в одно связное элементарное высказывание. Чаще всего дети до обучения в качестве средств связи между предложениями используют личные местоимения, существительные. Следовательно, уже в 1 классе, опираясь на интуитивное владение детей этими средствами связи, можно обратить их внимание на связующую функцию личных местоимений, существительных, подвести их практическим путем к пониманию данного явления.
Знакомя детей со связью между предложениями в тексте, довожу до их сознания то, что в каждом тексте есть слова, которые помогают соединить предложения друг с другом. Для того чтобы соединить предложения в текст, можно повторить слово в нескольких предложениях, можно использовать разные слова, называющие один предмет, но сообщающие что-то новое о нем, можно использовать маленькие слова (местоимения). Частый повтор одного и того же слова не всегда нужен в тексте. Текст может стать неинтересным. Используя разные слова, называющие один и тот же предмет для связи предложений, можно сообщить новые сведения о предмете, сделать текст содержательнее, интереснее.
Для формирования этих понятий использую тексты учебника, в которых проводится следующая работа:
1.Анализ выделенных слов, помогающих соединять предложения друг с другом:
Лёня мал. Он лён мял (стр. 40).
2. Нахождение и анализ слов, помогающих соединять предложения друг с другом:
Идёт енот домой еле-еле. Утомлён он трудами (стр.52).
На досуге у Трудяги гостит его друг Неугомон. Они греются у огня, играют на гитаре и слагают гимны о труде (стр.62).
3. Сопоставительный анализ двух текстов: в одном тексте предложения соединяются повторением одного слова, в другом тексте используются разные слова, называющие один и тот же предмет (стр.81).
Медвежата резвились на лужайке. Вдруг они заметили сторожку лесника. Проказники подкрались поближе. Осторожно открыли дверную задвижку. В избе они стали дружно искать еду. Озорники сломали стол, на пол упали кружки и ложки. А в это время вернулся лесник. Медвежата испугались и бросились наутёк. «Ах, вы, обжоры! Негоже так делать!»,- пожурил медвежат лесник.
4. Вставка в текст пропущенных средств связи.
У Арины мыло. : умыла Алину (стр.34).
Для привлечения особого внимания к словам, соединяющим предложения, могут быть даны следующие упражнения:
1. Спишите образец, подчёркивая в нём выделенные слова. Составьте новый текст, используя данные средства связи (повторение слов, местоимения, разные слова, которые называют один и тот же предмет).
Юра и Коля летом живут на даче. Она стоит на берегу большой реки. Красивые берега у этой реки.
Составьте рассказ, используя слова: дети, они, школьники
Составьте рассказ, не повторяя слова.
Или вот, например, задание 2 стр.42 (Тетрадь для самостоятельной работы): «Являются ли данные предложения текстом? О чём они? Как можно назвать текст?».
К упр.25, 28, 30: «Выделите слова, которые связывают предложения»
Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями.
Результатом такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путем проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развертывая ее, используя такие средства связей, как лексический повтор, синонимы, местоимения. Дети высказываются с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами.