Что необходимо для установления закономерностей и законов изучаемых явлений

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Полезное

Смотреть что такое «ЗАКОНОМЕРНОСТИ» в других словарях:

Закономерности — 21. Закономерности пространственной изменчивости водопроницаемости трещиноватых оснований гидротехнических сооружений/ Л.А. Аронова, Л.Д. Белый, С.П. Раевский, М.В. Рац и др.// Труды коорд. совещ. по гидротехнике/ ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева. 1970.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку — Закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку ( laws of transition from plan to market economy ) выявленный историческим опытом факт: во всех без исключения странах бывшего СССР и Восточной Европы, совершивщих в конце… … Экономико-математический словарь

Закономерности военно-педагогического процесса — основная форма теоретического знания в военной педагогике. Закономерность понятие, близкое к закону. Помимо необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся отношений она включает и общую тенденцию развития страны. В военно педагогическом… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Закономерности общие функционирования языковых единиц в функциональных стилях — заключаются в строгой количественной (стилостатистической) зависимости употребления языковых единиц определенной семантики от обусловливающих это употребление экстралингвистических факторов. На основе анализа большого объема фактического… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

закономерности обучения — mokymo dėsningumai statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso psichologiniai, pedagoginiai, filosofiniai, ekonominiai, technologiniai pamatai, sudaromi remiantis nustatytais nuolatiniais mokymo tikslų, turinio, priemonių ir metodų… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания). (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 416) … Педагогический терминологический словарь

ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ — объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения или взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование систем управления … Большой экономический словарь

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ — устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности, а также зависимость уровня развития личности от целей, принципов, методов … Профессиональное образование. Словарь

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях… … Педагогический словарь

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ — – действие объективных законов развития науки как системы, важнейшими из которых являются: 1) чередование эволюционных этапов её развития с качественными скачками, революционными изменениями её содержания, структуры и социально культурных… … Философия науки и техники: тематический словарь

Источник

2.7. Закономерность и закон

2.7. Закономерность и закон

Что необходимо для установления закономерностей и законов изучаемых явлений

Взаимосвязь явлений – одна из основных форм существования материи. Возникновение, изменения, переход в новое состояние любого материального объекта возможны не в изолированном и обособленном состоянии, а во взаимосвязи с другими объектами. Начиная с Галилея, важнейшим признаком научного знания стали законы науки.

Понятие закона как философской категории было принято позднее ряда других философских категорий. Это объясняется тем, что закон как атрибут сущности стал проявляться в человеческой деятельности позднее категорий, отображающих явления.

Исторически получилось, что вначале деятельность человека опиралась на представление о некоторых повторяемостях. Повторяются сезонные изменения погоды, падают предметы, лишенные опоры, и т. д. Устойчивые, повторяющиеся отношения (связи) между явлениями обычно называются закономерностями.

Существуют два типа закономерностей: динамические и статистические. Динамическая закономерность – такая форма связи между явлениями, когда предыдущее состояние объекта однозначно определяет последующее. Статистическая же закономерность – определенная повторяемость в поведении не каждого отдельного объекта, а их коллектива, ансамбля однотипных явлений. Закономерность как повторяющееся отношение между явлениями относится к атрибуту явления, а не сущности. Переход к сущности, к понятию закона происходит тогда, когда ставится вопрос об основании, причине закономерности.

Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение), определяющая закономерность (повторяемость, регулярность) в сфере явлений. Под существенным здесь понимается такое отношение, которое внутренне детерминирует повторяющееся в сфере явлений. Необходимость закона заключается в том, что при наличии определенных условий он определяет порядок, структуру, связь явлений, постоянство процессов, регулярность их протекания, их повторяемость в относительно тождественных условиях.

История науки обнаруживает, что если в основе определенного множества явлений лежит закон (закон первого порядка), то за этим законом лежит более глубокий закон (второго порядка) и т. д. Материальный объект фактически подчиняется не одному, а многим законам. Каждый отдельный закон не проявляется «в чистом виде». Совокупное действие нескольких законов порождает впечатление некоторой неопределенности. Особенно это видно в такой сложной системе, как общество, где законы реализуются лишь как общее направление разнообразных процессов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Социальные революции: закономерность, системность, кардинальность

Социальные революции: закономерность, системность, кардинальность Понятие «социальная революция» здесь и во всех других главах употребляется в строго определенном смысле как содержание эпохи перехода к новой, более прогрессивной ступени развития. Тем самым мы

2.2.2. Главная геологическая закономерность

2.2.2. Главная геологическая закономерность Земля — очень сложная термодинамическая система, состоящая из ряда геосфер (оболочек), в которых постоянно протекают физико-химические процессы и ядерные реакции, преобразующие вещество Земного шара. Наиболее изучена самая

4. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. НЕОБХОДИМОСТЬ В СЛУЧАЙНОСТЬ

4. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. НЕОБХОДИМОСТЬ В СЛУЧАЙНОСТЬ ПОНЯТИЕ ЗАКОНА. Закон есть существенная, повторяющаяся, постоянно действующая при данных условиях связь между явлениями, обусловливающая вполне определённое течение процесса.Характерным для закона является присущая ему

1. Закон сердца и закон действительности

1. Закон сердца и закон действительности Этому сердцу противостоит некоторая действительность, ибо в сердце закон есть прежде всего лишь для себя, еще не претворенный в действительность, и, следовательно, он в то же время есть нечто иное, нежели понятие. Это «иное»

Закон насилия и закон любви

34. Закон тождества. Закон непротиворечия

34. Закон тождества. Закон непротиворечия Закон тождества (a є a). Чтобы дать его характеристику, прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность, одинаковость.Закон тождества означает, что в процессе

(g) Разумная жизнь: случайность или закономерность?

(g) Разумная жизнь: случайность или закономерность? «Неразумные» животные и растения могут приспособляться к изменениям, вызванным факторами среды, например связанным с временами года. Эволюционный каталог гомеостатических решений этой задачи огромен. Периодическая

Разумная жизнь: случайность или закономерность?

Разумная жизнь: случайность или закономерность? «НЕРАЗУМНЫЕ» животные и растения могут приспособляться к изменениям, вызванным факторами среды, например связанным с временами года. Эволюционный каталог гомеостатических решений этой задачи огромен. Периодическая

Первый духовный закон успеха – это Закон Чистой Потенциальности

Первый духовный закон успеха – это Закон Чистой Потенциальности Этот закон основан на том, что мы, по самой своей сущности, есть чистое сознание. Чистое сознание – это чистая потенциальность, это поле всех возможностей и бесконечных творческих способностей. Чистое

Глава первая Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий

Глава первая Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий 2. Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые должны неизбежно пройти, последовательно три различные теоретические стадии, которые смогут быть

3. Закономерность в устройстве производственных единиц

3. Закономерность в устройстве производственных единиц Формы производства не только в действительности различаются между собой: их различие большей частью является необходимостью, обусловленной «природой вещей», т. е. рациональными моментами.Обусловленность

Источник

Законы и закономерности

Понятие о законе (закономерности) в науке несколько выпадает из приведенной выше иерархии, поскольку оно может быть связано и с теориями, и с учениями, и с концепциями. В логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова закон определяется как внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, как прочное, остающееся, повторяющееся, не так часто меняющееся, идентичное в явлении. Если закон выражен с меньшей абсолютностью (повторяемостью) или, иными словами, общее правило допускает какое-то количество исключений, его обычно называют закономерностью.

По признаку общности научные законы принято подразделять на три группы: всеобщие, общие и частные. К всеобщимотносят законы развития и движения, присущие и природе, и обществу, и мышлению и составляющие предмет изучения философии. В группу общих законов входят законы, сфера действия которых достаточно широка и которые поэтому являются предметом не одной, а ряда родственных наук. А частные (специфические) законы относятся к какой-либо одной из естественных или общественных наук.

По степени разработанности научных законов отдельные науки различаются очень сильно. Лидерство здесь, надо полагать за физикой, тогда как место географии, увы, в арьергарде. О законах и закономерностях писали многие ученые. Но их высказывания — не хор, а отдельные сольные партии, если же и хор, то слишком разноголосый. Доходило и до таких крайностей, как предложение о полном отказе от изучения в географии каких-либо законов и закономерностей. Были и компромиссные варианты: такой авторитет как Д.Л. Арманд прямо писал о том, что в географии (по крайней мере физической) вообще нет законов, а могут быть только закономерности [7, с. 145].

Несколько дальше в определении своих законов и закономерностей продвинулись физико-географы. Пальма первенства среди них принадлежит акад. С. В. Калеснику, который предложил свой «Краткий свод общих географических закономерностей», включавший 35 пунктов [55, с. 44—45]. И хотя этот свод уже не раз подвергался весьма критическому разбору, в нем, безусловно подведен серьезный итог изучения Земли, начатого во многом (А. Гумбольдт, В. В. Докучаев, А. И. Воейков) еще в XIX веке. Во всяком случае, идеи целостности, зональности, ритмичности географической оболочки настолько общеприняты, что вряд ли могут встретить какие-либо возражения.

Свои формулировки законов и закономерностей в сфере социально-экономической географии предлагали Ю. Г. Саушкин, А. Е. Пробст, П. М. Алампиев, В. М. Четыркин, Б. Н. Семевский, М. И. Альбрут, Э. Б. Алаев, Н. Г. Агафонов, С. Б. Лавров, В. Я. Ром и некоторые другие экономико-географы. При этом многие из них исходили из того, что закономерности размещения производства являются лишь отражением более общих экономических законов. К тому же речь шла сугубо о социалистическом производстве, закономерности которого («планомерно-пропорционального развития», «равномерного развития» и др.) в наши дни вряд ли могут считаться актуальными. В известной мере то же относится и к законам размещения населения, о которых писали В. В. Покшишевский, В. Г. Давидович и в особенности Б. С. Хорев. В этом перечне «законодателей» можно упомянуть и В. А. Анучина, который предложил выделять еще особые «переходные» законы, определяющие взаимоотношения между обществом и природой. В 1997 г. новую попытку сформулировать законы экономической и социальной географии предприняла Т. М. Калашникова.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в целом вопрос о географических законах и закономерностях разработан еще крайне недостаточно. Разумеется, эта ситуация сильно сказывается и на учебной географии.

Источник

Законы, закономерности и принципы обучения

Что необходимо для установления закономерностей и законов изучаемых явлений

Описание презентации по отдельным слайдам:

Законы, закономерности и принципы обучения

План лекции Специфика проявления законов диалектики в дидактике 2. Законы и закономерности в обучении 3. Принципы обучения, их характеристика

Список литературы Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1989. Лихачев Б.Т. Воспитывающее обучение. – М., 1979. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пед. соч. – М., 1986

Специфика проявления законов диалектики в дидактике Дидактика является диалектической наукой. Это находит проявление в философских законах: Закон единства и борьбы противоположностей. Педагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов к быстро меняющимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к развивающейся личности; Закон перехода количественных накоплений и в качественные изменения. Интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся: убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности человека, ее индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленные последовательные и планомерные педагогические воздействия проявляются по прошествии определенного времени; Закон отрицания отрицания. Механизм отрицания соответствует диалектическому «снятию», сохранению существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Сложные психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное психикой. Данная позиция ярко представлена при переходе от одного возрастного этапа к другому, где «снятие» сопровождается переходом к новому виду деятельности, в которой разрешаются характерные для конкретного возраста противоречия.

Движущими силами развития и совершенствования обучения выступают противоречия объективные противоречие между уровнем развития ребенка, состоянием его ЗУН и возрастающими требованиями жизни; противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями их реализации; противоречие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни. субъективные противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации процесса обучения; противоречие между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации процесса обучения.

Законы и закономерности в обучении Закон обучения – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными педагогическими явлениями Закономерности обучения – объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения

История дидактики показывает, что существовали попытки установления законов обучения, иногда называемых правилами, руководствами, рекомендациями принципами. Сократ сформулировал закон: рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога. Коменский Я.А. в «Великой дидактике» сформулировал правила естественного учения и обучения и правила искусства обучать наукам (например: «Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям»). Песталоцци И.Г. сформулировал закон обучения: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям». Дистервег Ф.А. сгруппировал 33 дидактических правила в зависимости от их отношения: к учителю, к предмету преподавания, к ученику. Мейман Э. сформулировал три закона: 1) развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками; 2) ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; 3) душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Законы обучения Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Закон целостности и единства образовательного процесса.

Закономерности обучения Закономерность динамики дидактического процесса отражается в величине всех последующих изменений в зависимости от изменений величины предшествующего этапа. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогом и ребенком имеет постепенный характер (ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения).

Закономерность развития личности в процессе обучения. Темп и уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательно-образовательной среды, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность связи обучения и воспитания отражается в том, что обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер.

Личностное познание ребенком фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции

Эффективность обучения зависит от соответствия видов и способов организуемой деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Использование в качестве средств обучения реальных объектов познания (гербарии, экспонаты, приборы, раздаточный материал) обеспечивает природосообразный характер обучения. Интерактивный характер компьютерных программ, электронных учебников, телекоммуникационные средства сети Интернет (чат, веб-форумы, телеконференции) в значительной степени повышает продуктивность обучения по сравнению с техническими средствами без организации обратной связи (видеофильмы, диапозитивы).

Принципы обучения Принцип – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.

Впервые в истории образования Я.А.Коменский разработал систему принципов обучения, которые он назвал основоположениями. Рассматривая человека как часть Вселенной, он заметил, что принципы обучения можно вывести из общих законов природы и жизни людей.

Воспитывающий характер обучения Реализация этого принципа включает несколько направлений: связь содержания учебного материала с жизнью государства, наукой, культурой; формирование мировоззрения, научного познания и мира и его законов; воспитание нравственных качеств человека, ценностных отношений; развитие и формирование общих и специальных способностей обучаемого. Требования к реализации данного принципа: Знать, как формируется мировоззрение ученика, его взгляды и убеждения. Понимать значение каждого урока в воспитании личностных качеств человека. Видеть проявление способностей учащихся и создавать условия для их развития.

Принцип научности Процесс познания окружающей действительности сложен и противоречив. Научное познание предполагает переход от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Учебный материал, который вводит ребенка в мир законов, понятий, формул, теорем, называется научными знаниями.Принцип научности имеет альтернативу: использование в обучении ненаучных методов (художественных, духовных). Требования к реализации данного принципа: Использовать в обучении новейшие достижения науки. Использовать логику изучаемой науки, генезис научного знания, методы научного познания в качестве варианта научной деятельности учащихся. Создавать условия для переживания ребенком радость собственного открытия. Знакомить детей с яркими фактами биографии ученых, раскрывать специфику научного познания, «драму идей», нравственные и профессиональные качества деятелей науки.

Принцип систематичности обучения Данный принцип включает положения: Знание есть отражение человеком предметов, явлений окружающего мира. Учебный материал представляет специально обработанные основы, части, положения, разделы науки. Система усвоения учебного материала школьниками зависит от способов объяснения педагога. Систематичность предполагает формирование у учащихся логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, развития индуктивных и дедуктивных форм мышления. Требования к реализации данного принципа: Учить ребенка в изучаемом материале видеть реальные отношения, связи предметов, явлений. Делить изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки, используя схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, модули. Каждый урок должен иметь смысловой содержательный центр. Соблюдать правило «дыхания»: тихая работа должна чередоваться с дискуссией, изложение материала – самостоятельной работой учащихся. Умелое использование педагогического инструментария (формы, методы, приемы обучения) для организации логического сопровождения и результативности работы учащихся.

Принцип доступности Принцип означает связь усвоения знаний, формирования умений и навыков с уровнем развития школьника, с его личным опытом и теми ЗУН, которыми владеет ребенок. Если такие связи не установлены, то знания считаются недоступными. Факторы, влияющие на степень доступности: Связи содержания новых знаний с имеющимися, где новое всегда добавляет, видоизменяет, совершенствует полученные ранее знания. Новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления. Усвоение знаний зависит от интересов и склонностей ученика. Требования к реализации данного принципа: В обучении переходить от того, что ученику близко к тому, что для него далеко; от известного к неизвестному; от более легкого к более трудному. Учитывать различия в скорости восприятия, темпа работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития учеников. Использовать различные способы дифференциации учеников по группам, создаваемым по видам деятельности, типам заданий, методам решения, личностным отличиям детей.

Принцип наглядности Реализация данного принципа включает следующие положения: Наглядность – организация чувственного познания учеников. Использование в учебном процессе наглядных пособий: реальные (минералы, растения, небольшие животные); изображения предметов, явлений (муляж, чучело, картины, рисунки); схематические и символические (схемы, чертежи, символы, географические карты). Требования к реализации данного принципа: То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается. Использовать различные виды наглядности. Наглядность может быть не только средством обучения, но источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки. По мере взросления детей увеличивать количество символической наглядности взамен предметной.

Принцип сознательности и активности Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, планирует и организует свою деятельность, осознает, контролирует и оценивает ее. Требования к реализации данного принципа: Ставить ученика в ситуации самоопределения по отношению к изучаемому вопросу. Учить детей задавать вопросы. Вопрос открывает знания. В обучении вводить альтернативные подходы, позиции и точки зрения по любому существенному вопросу. Отыскивать с учениками причины того, что изучается. Поощрять гипотезы детей, работать с их версиями как с личностным содержанием образования. Рефлексия выполненной деятельности.

Принцип прочности Усвоение содержания образования и развитие личностных качеств ученика зависит от внешних факторов (структурирование учебного материала, формы обучения), так и от субъективного отношения ученика к материалу, педагогу, процессу обучения. Требования к реализации данного принципа: Цель педагога – формирование положительного отношения к предмету и к себе. («Сначала я их влюбляю в себя»). Учить детей выделять в материале главное и достраивать его связи с второстепенными частями. Учить детей красочно, со вкусом оформлять главное в тетради. Изучать материал с разных сторон и разных видов деятельности. Организовать систематический контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) и оценку (самооценку, взаимооценку) результатов обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *