Что необходимо для успеха в бизнесе 11 класс обществознание
Изучение темы «Слагаемые успеха в бизнесе» в курсе обществознания в 11-м классе
Новые образовательные стандарты и образовательная программа по обществознанию в старшей школе предполагает значительное расширение тем экономического блока. Многие вопросы так подробно изучаются впервые, что требует от учителя обществознания дополнительной подготовки по экономической теории. Тематическое планирование уроков обществознания в 11 классе, составленное МИОО (составитель Бурякова) предлагает для изучения тему «Слагаемые успеха в бизнесе». Эта подтема продолжает рассмотрение вопросов микроэкономики. Она является логическим завершением изучения проблем, связанных с жизнедеятельностью фирмы как основной единицы рыночной экономической системы (этому посвящены материалы 4,5 и 6 параграфов учебного пособия под редакцией Боголюбова Л.Н.). Данная подтема раскрывает финансовые, организационные, управленческие, экономические условия обеспечения успеха в бизнесе.
Цели и задачи урока:
Тип урока: комбинированный, включающий проблемное изложение нового материала с элементами беседы, выполнение учебно-познавательных и практических заданий. Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Предлагаемый вариант урока рассчитан на два академических часа.
План изучения нового материала
Ввести учащихся в проблематику уроков поможет обращение к вопросам, поставленным в начале параграфа: Откуда взять деньги для развития своего бизнеса? Легко ли управлять бизнесом? Менеджмент – это наука или искусство управления? Всегда ли можно продать то, что произвели?[1] В ходе их обсуждения учащиеся подводятся к мысли о взаимосвязи различных факторов, влияющих на успешность бизнеса (материальных, финансовых, организационных).
Учитель подчеркивает, что предприниматель — это непосредственный, прямой участник бизнеса, косвенными его участниками являются наемные работники, поставщики факторов производства, покупатели, соучредители предпринимательского дела и др. Между бизнесменами и лицами, причастными к бизнесу, формируются сложные экономические отношения, которые оказывают непосредственное влияние на эту деятельность. Именно внешнее окружение бизнеса, формирующее отношения, связанные с его осуществлением, и будет предметом изучения на уроке.
1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
Основная цель любого предприятия заключается в получении как можно большей прибыли. Для этого необходимо, чтобы выручка от реализации собственной продукции превышала затраты на ее производство. Но, для того, чтобы начать что-либо производить и реализовывать, необходим начальный капитал. Его можно получить из какого-нибудь внешнего источника в форме займа. Этот процесс отражает механизм заимствования, то есть получения и использования заемных средств для финансирования. Но деятельность предприятия, взявшего заем, будет эффективной, с финансовой точки зрения, только тогда, когда прибыль от заемных средств превышает процент, выплачиваемый по этому займу. В поисках различных источников финансирования управляющий должен найти такое их сочетание, которое будет иметь наименьшую цену (процент за заем).
Вторым важнейшим моментом в управлении финансами является принятие решений о способах расходования денежных средств. С этой целью предприятие составляет финансовый план, который должен обеспечивать эффективное вложение денежных средств для роста и процветания компании, а также достижение наилучшего соотношения между «притоком» и «оттоком» денежных средств. Обычно это называется «планированием финансовых потоков».
Характеристика внутренних и внешних источников финансирования бизнеса дается с опорой на слайды 2 и 3 презентации.
Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).
Заемный капитал, заемные финансовые средства это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит.
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что у крупных предприятий гораздо больше возможностей для финансирования бизнеса, как из внутренних, так и из внешних источников и о необходимости государственной поддержки малого бизнеса. Обобщая результаты объяснений и беседы в классе, желательно, чтобы учитель привлек внимание учащихся к практическому значению изученного, например, для разработки предпринимательской стратегии финансирования бизнеса. Так, приступая к разработке бизнес-проекта, предприниматель должен дать ответ на следующие вопросы: какой объем средств необходим для реализации проекта? Откуда намечается получить эти денежные средства и в какой форме? Когда можно ожидать полного возврата (или окупаемости) вложенных средств и получения дохода (прибыли) от них? Каков будет этот доход?
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Следующий вопрос: кто и как может организовать производство, чтобы рационально использовать имеющиеся финансовые и другие ресурсы?
Любым предприятием, будь то промышленный гигант или семейная ферма, надо управлять. Эту функцию выполняет либо владелец предприятия, либо привлекаемый им специалист — менеджер. Развитие рыночных отношений в России поставило вопрос об изменении методов управления и подготовки новых кадров для управления: на смену единому центру как главному органу управления приходят многочисленные «центрики» в лице управляющих — менеджеров (слайд 4 презентации).
Термин «менеджмент» характеризует три взаимосвязанных понятия.
Менеджмент — это деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений.
Под менеджментом также подразумевают «команду» руководителей предприятия.
Основным субъектом менеджмента является менеджер.
Менеджер — лицо, занимающее определенную должность на предприятии и обладающее властью и правом принимать решения.
Обычно выделяют три уровня менеджмента (слайд 5 презентации): высший, средний и низовой
Накопленный опыт и результаты многочисленных психологических исследований позволяют назвать важнейшие требования к личности руководителя.[2] Они сводятся к следующему:
Завершая разговор о менеджере, учитель подводит учащихся к ряду выводов: менеджер — ключевая фигура современного производства. Это управленец, руководитель, специалист, призванный в любой ситуации принять самое эффективное (из всех возможных), решение на основе имеющейся информации, собственных знаний и опыта. Рыночное управление — это механизм воздействия на экономику через менеджеров и ограниченное государственное регулирование (преобладание косвенных методов воздействия на экономическую деятельность).
Функции менеджмента разбираются с опорой на слайд 6 презентации и дополняются приведенными ниже пояснениями.
Организовать — это определить перечень подразделений предприятия; составить штатное расписание или перечень должностей; разработать должностные инструкции для работников разной квалификации.
Планировать — это определить возможные конечные результаты деятельности; разработать стратегию или пути достижения желаемой цели; составить программу деятельности; определить бюджет или установить размер выделяемых материально-технических средств; определить правила поведения сотрудников для достижения цели.
Руководить — это найти квалифицированных специалистов на все должности; познакомить сотрудников с их местом в структуре организации; вырабатывать у сотрудников необходимые умения и навыки; установить ответственность по результатам; формировать положительное мотивационно-ценностное отношение к труду, заинтересованность в достижении целей организации.
Контролировать — это измерять результаты деятельности на соответствие заявленной цели организации.
З. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Последняя часть параграфа раскрывает основы наиболее сложной и значимой для бизнеса составляющей — маркетинга. Добиться достижения своей цели предприниматель может только в том случае, если предлагаемые им товары и услуги будут пользоваться спросом, который определяется потребностями покупателей и их доходами. Поэтому вся деятельность предпринимателя подчинена в конечном счете удовлетворению уже сложившегося или потенциального спроса.
Маркетинг — деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса.
Слово «маркетинг» происходит от англ. Market (рынок) и в дословном переводе означает «рынкоделание». Таким образом, маркетинговая деятельность включает в себя не только изучение потребностей и спроса, но также активное воздействие как на рынок, так и на всю производственную деятельность фирмы.
Отсюда следует, что маркетинг на предприятии выполняет две основные функции:
Существует более двухсот определений маркетинга, раскрывающих ту или иную его сторону.
Маркетинг — это процесс определения спроса покупателя на продукцию или услуги, мотивация их продаж потребителю с целью получения прибыли.
Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги посредством обмена.
Маркетинг — это вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.
Маркетинг — это эффективная организация всех производственных и сбытовых мероприятий от закупки сырья до послепродажного обслуживания покупателя.
Главный принцип: маркетинг целиком основывается на знании потребительского спроса и его возможных изменениях в ближайшей перспективе и ставит производство товаров и услуг в жесткую зависимость от этого спроса. «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести» (слайд 7 презентации)
Затем последовательно рассматриваются основные принципы маркетинга. Говоря об изучении рынка, особое внимание уделяется методу сегментации (слайд 8-9)
Сегмент рынка — группа существующих или потенциальных покупателей с одинаковыми предпочтениями в приобретении товара.
Сегментация рынка — это разделение покупателей на группы, причем у каждой группы существует или может появиться потребность (спрос) в определенных товарах.
Сегментация рынка может проводиться с использованием различных критериев (признаков)[3]
Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в выделении групп потребителей по признаку общности социальной и профессиональной принадлежности, принадлежности к различным общественным классам (высшему, среднему, низшему), уровню образования, уровню доходов, владению собственностью. Художнику требуются краски, деловому человеку — мобильный телефон, ученому — научная литература, «новому русскому» — иномарка, владельцу видеомагнитофона — видеокассеты.
Очень часто при сегментации применяются демографические признаки: возраст, пол, размер и жизненный стиль семьи, количество детей, род занятий членов семьи, их убеждения (политические, религиозные, моральные и т. п.), национальность. Так, при группировке по жизненному стилю можно предположить, что неодинаковыми являются потребности деловой женщины, домохозяйки, любителя развлечений, делающего карьеру молодого человека и консервативно настроенного пенсионера.
К географическим признакам относятся масштаб региона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село), удаленность от предприятия-производителя.
Психографический признак позволяет разделить покупателей по образу жизни и типу личности. По образу жизни целесообразно различать консерваторов (традиционалистов), жизнелюбов (оптимистов), эстетов и т. п. По типу личности могут встречаться покупатели-конформисты (живущие по принципу «как все»), оригиналы, увлекающиеся натуры, честолюбцы и т. д. Каждая из названных групп имеет свои приверженности, вкусы, традиции, которые нельзя не учитывать при завоевании рынка.
Поведенческий признак характеризует не столько личность покупателя, сколько мотивацию потребления, складывающееся отношение покупателя к товару, взаимоотношения между покупателем и продавцом, реакцию покупателя на товар и характер использования товара. Например, при группировке потребителей зубной пасты по признаку мотивации покупателя следует учесть, что для одних — это сохранение зубов, для других — свежее дыхание, а для третьих — ослепительная улыбка. Это важнейший с точки зрения маркетинга признак, ибо он не только доступен учету, но и, в отличие от других признаков, может быть изменен в нужном направлении благодаря целенаправленной маркетинговой деятельности.
Следующие слайды презентации (10-11) объясняют принцип проникновения на рынок и разработки стратегии сбыта. Комментируя принцип «четыре пи», учитель добавляет, что:
Так, фирма, выпускающая на рынок новый товар, избирает одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».
Суть стратегии «снятия сливок» заключается в установлении максимально возможной цены на новинку. Цена снижается после того, как несколько схлынет первая волна сбыта. Это позволяет привлечь новых покупателей. Хотя такая стратегия имеет много противников, она обладает рядом бесспорных достоинств. Например, позволяет легко исправить ошибку, ибо клиенты, как правило, более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению. Высокая стартовая цена способствует формированию «образа» качественного товара в глазах потребителей, что может облегчить его сбыт в будущем при удешевлении. Основным недостатком данной стратегии является то, что высокая цена привлекает конкурентов.
Выбирая стратегию «проникновения на рынок», фирмы, наоборот, устанавливают на новый товар заниженную цену, чтобы привлечь как можно больше покупателей и завоевать большую долю рынка. Эта стратегия оправдывает себя при масштабном производстве, которое позволяет компенсировать совокупной массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Данная стратегия эффективна при наличии эластичного спроса, а также, если рост масштабов производства сопровождается сокращением издержек.
Для закрепления изученного учащимся предлагается выполнить нескольких практических заданий[4].
1) «Выборка в маркетинговом исследовании».
Известны три метода выборочного обследования: случайная выборка, районированный случайный отбор (большее внимание определенным группам людей), квота (маркетолог заранее решает, сколько людей из каждой социальной группы опросить). Какой метод наиболее предпочтителен в каждом из следующих маркетинговых исследований:
а) какая марка питания для собак пользуется наибольшей популярностью;
б) следует ли открывать местный (районный) магазин по воскресеньям или 1 раз в неделю до позднего вечера;
в) какова эффективность одного из рекламных объявлений, переданного по телевидению?
а) районированный случайный отбор (опрашиваются только владельцы собак);
б) случайная выборка (естественно, в районе расположения магазина);
в) квота (необходимо охватить различные социальные группы).
При выборе пути сбыта своей продукции предприятие может воспользоваться одним из двух вариантов: прямой сбыт и косвенный сбыт. Каким из этих вариантов вы, скорее всего, воспользуетесь при сбыте следующих товаров и услуг: а) страхование жизни; б) металлообрабатывающие станки; в) мебель для офиса; г) косметика; д) вспомогательное устройство для мотоцикла?
Назовите также дополнительные факторы, которые могли бы повлиять на выбор канала сбыта.
На заключительном этапе урока рассматриваются вопросы о рекламе. В учебнике представлены две точки зрения на значение рекламы и учащимся предлагается выбрать и поддержать одну из них. Но прежде, чем выбирать ту или иную позицию. Учащиеся должны получить общие сведения о принципах, видах рекламы и законодательном регулировании деятельности рекламодателей (слайды 12-14).
Действенными формами продвижения товаров являются также: стимулирование сбыта — бесплатные пробы, распродажи по сниженным ценам, премирование постоянных клиентов фирмы, поощрение успешно работающих продавцов; пропаганда — проведение пресс-конференций, благотворительных и других мероприятий, формирующих привлекательный образ фирмы; личные продажи — устное представление в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупатёлями.
Особое внимание учащихся обращается на выдержки из текста Закона РФ «О рекламе» (слайд 14). Полученные знания имеют важную практическую ценность, так как всем нам ежедневно приходится сталкиваться с огромным потоком рекламы, не всегда добросовестной.
В завершении урока и для практического закрепления полученных знаний, учащимся предлагается придумать свою рекламу любого товара, пользуясь памяткой составителям рекламы[5] (слайд 15).
Домашнее задание: прочитать параграф 6 в учебнике, ответить на вопросы и задания после параграфа. Если учащиеся не успели справиться с практической работой, её можно дать и в качестве домашнего творческого задания.
Как достигаются высоты в бизнесе? Через что нужно пройти, чтобы стать успешным?
Специалисты утверждают, что всего около семи процентов людей решаются рискнуть — уйти с работы по найму и открыть собственное дело. При этом только часть из них получает ощутимые результаты, а остальные рано или поздно сворачивают своё предприятие и возвращаются к работе по специальности. Вопрос о том, что необходимо для успеха в бизнесе является первостепенным для всех, кто мечтает открыть своё дело, только ступил на путь предпринимательства или уже имеет какой-либо опыт ведения бизнеса. В короткой статье невозможно дать исчерпывающую инструкцию, как стать успешным предпринимателем, однако мы постараемся рассказать обо всех ключевых моментах, пренебрежение которыми может оказаться губительным для компании.
Уникальная концепция
В условиях современного насыщенного рынка довольно сложно найти незанятую, но перспективную нишу, поэтому имеет смысл изучить те сегменты, которые относительно свободны от конкурентов.
Очевидно, что начинающему бизнесмену трудно всерьёз конкурировать с опытными «коллегами», поэтому ещё на этапе идеи у будущего владельца компании возникают тревоги: мол, мы не сможем тягаться с крупными игроками.
Есть несколько хитростей, которые могут помочь становлению бизнеса.
Изучение целевой аудитории
Если у вас ещё нет предприятия, имеет смысл обратить внимание на те отрасли, в которых вы хорошо разбираетесь. Вряд ли повар сможет правильно оценить потребности, пожелания и финансовые возможности аудитории, заинтересованной в покупке, скажем, сельскохозяйственной техники. К примеру, Александр Змановский, владелец компании-дистрибьютора европейских генераторов, окончил технический университет. У вас может и не быть высшего образования, однако какие-то области, в которых вы разбираетесь лучше других, непременно найдутся.
Если у вас уже есть предприятие или хотя бы чёткая бизнес-идея, важно конкретизировать портреты своих потенциальных потребителей. Не просто «женщина», а «работающая женщина», «многодетная мать», «студентка». Кто из этих потребителей больше всего нуждается в вашем товаре или услуге? Для кого из них ваш продукт недоступен? По каким причинам эти категории предпочтут продукт конкурента? Можете ли вы как-то повлиять на их выбор (изменить расписание, расположение, предоставить скидку, рассрочку)? Ответив на эти вопросы, необходимо составить финансовый план проекта, чтобы понять, будут ли оправданы усилия по привлечению отдельных категорий покупателей или выгоднее ими пожертвовать.
Изучение своей целевой группы полезно и по другим причинам. Согласно закону Парето, 80% прибыли любому бизнесу приносят 20% потребителей. Изучив привычки, мечты, потребности этой группы, вы освоите алгоритм и научитесь выстраивать коммуникации с новой максимально прибыльной клиентурой.
Специализация
Ошибка многих новичков, размышляющих о том, как стать успешным бизнесменом, — это стремление к расширению, желание предоставить покупателю всё, что связано с основным продуктом.
Диверсификация, безусловно, важный инструмент бизнеса, если у вас хватает ресурсов и опыта контролировать несколько направлений деятельности. Однако на первоначальном этапе желание разнообразить ассортимент может «съесть» весь ваш капитал.
Допустим, вы решили ориентировать свой бизнес в сфере стройматериалов. Конечно, вам хотелось бы, чтобы в вашем магазине продавалось всё — от шурупов до тротуарной плитки: опыт подсказывает вам, что покупатель предпочитает приобретать сразу всё в одном месте.
Однако почти наверняка в округе найдётся строительный супермаркет. Так стоит ли вкладывать деньги в дополнительные закупки, аренду, персонал? Ведь ваш конкурент уже заработал репутацию, завоевал доверие, поэтому трудно ожидать, что потребительские предпочтения моментально переметнутся на вашу сторону.
Возможно, сперва имеет смысл ограничиться небольшим магазином по продаже обоев? Но пусть в вашем ассортименте будет весь спектр расцветок, текстуры, назначения, пусть это будут даже обои премиум класса, ведь в любом городе есть прослойка обеспеченных потребителей, которые ценят качество, а не доступную стоимость. Если вы сумеете добавить к ассортименту безукоризненный сервис, то гарантированно завоюете их симпатии. И они могут стать той самой пятой частью вашей клиентуры, приносящей основную прибыль.
Сервисный комплекс
В современных условиях жёсткой конкуренции сервис — это то, что необходимо для успеха в бизнесе. К сожалению, многие до сих пор считают, что сервис заключается в вежливом обслуживании. На самом деле в комплекс сервиса входит удобство расположения, предоставление исчерпывающей информации, обеспечение различных сроков и форм оплаты, сопутствующие услуги.
Если клиенту удобно и комфортно с вами сотрудничать, зачастую он готов смириться с высокой ценой продукта, а иногда даже с его относительным качеством.
И в этом плане представители малого и среднего бизнеса имеют значительное преимущество: крупные компании вынуждены устанавливать единые стандарты обслуживания. Небольшие предприятия обладают большей гибкостью и могут обеспечить действительно индивидуальный подход.
Личные качества
Русское слово «предприниматель» гораздо точнее отражает характер основателя компании, чем заморское «бизнесмен». Владелец бизнеса должен быть предприимчивым, открытым для новых идей, методов, инструментов. Он должен обладать высоким уровнем амбиций, стремиться к новым вершинам, потому что остановка развития означает фактический регресс компании.
Что необходимо для успеха в бизнесе: 5 правил успешного развития
Личностная эффективность
В чём секрет успешных предпринимателей? Как правило, предприниматели обладают мощной внутренней мотивацией, которая свойственна всем активным людям: новая задача, вызов сами по себе являются источником энергии, необходимой для достижения поставленной цели.
Наёмные сотрудники редко обладают такой высокой личной эффективностью, но руководитель может мотивировать коллектив, если владеет несколькими важными навыками.
Построение стратегии невозможно без применения базовых принципов успешного бизнеса.
Собственник не работает изнутри. Он строит то, что необходимо для успеха в бизнесе, а именно — стратегическую систему: маркетинга, производства, продаж, управления. Вот этого точно никто, кроме вас, сделать не сможет.
Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия — это такой вид управления, который опирается на человеческий потенциал как на главный ценный ресурс, ориентируется в своей деятельности на запросы потребителя и обладает достаточной гибкостью для быстрого реагирования на изменяющиеся условия, достигая тем самым конкурентного преимущества.
Маркетинговая стратегия выражается через комплекс базовых управленческих решений, основанных на стремлении к достижению основных целей компании и условиях внутренней и внешней среды, что позволяет чётко определить приоритетные направления деятельности и необходимые темпы выполнения текущих задач.
Стратегия продаж
Как добиться успеха в бизнесе, если пренебрегать стратегией продаж? План продаж — основа деятельности отдела сбыта, который, по сути, является единственным подразделением компании, приносящим прибыль, реальные деньги.
Тот или иной стиль продаж определяется маркетинговой стратегией, основными целями компании: стандарты ведения переговоров, условия заключения сделок, пакеты дополнительных бонусов разрабатываются на основе корпоративной культуры и поставленных задач (менеджеры могут быть ориентированы на оптовую торговлю, наработку клиентской базы или на получение немедленной прибыли).
Помимо основных целей план продаж должен учитывать: характеристики целевой группы, особенности методов сбыта, размер бюджета на внедрение и реализацию стратегии.
Как организовать работу бизнеса
Организация деятельности компании должна регулировать как внешние (поставщики, партнёры, потребители), так и внутренние процессы. Если отношения с внешней средой во многом устанавливаются с помощью маркетинга, то с внутренними бизнес-процессами нужно работать дополнительно.
Персонал и успех в бизнесе
Успех предприятия напрямую зависит от того, как вы управляете кадровыми ресурсами. В сферу деятельности руководителя входит организация правильного подбора, расстановки персонала, обучения, мотивации, постановки задач. Кроме того, необходимо выстроить вертикальные и горизонтальные коммуникации, внедрить эффективную систему обратной связи. Каждая должность должна быть детально описана, установлены рамки ответственности.
Ключевые факторы успеха команды в бизнесе:
Внедрение интернет-технологий
Через Сеть можно купить практически любые товары и услуги. Секрет успеха бизнеса в интернете довольно прост: это дёшево, удобно и доступно как производителю, так и потребителю.
Однако инфобизнес — это не только продающие сайты.
Вообще накопленный опыт показывает, что грамотное использование современных средств коммуникации не только экономит ресурсы компании, но и высвобождает львиную долю личного времени руководителя: он может контролировать большинство текущих процессов по показателям, которые сотрудники вносят в онлайн-отчёты.
Заключение
На тему «Что необходимо для успеха в бизнесе» есть тысячи книг, лекций, тренингов, однако, судя по статистическим данным, эти публикации помогают заработать в основном их авторам. Проблема в том, что мало кто из бизнес-тренеров не просто «мотивирует» предпринимателей, а предметно изучает чужой (конкретный!) бизнес: условия, особенности, допущенные ошибки и варианты их устранения.
Поэтому, если вы чувствуете, что вам нужна помощь в отладке бизнес-процессов, возможно, стоит не тратить массу средств на литературу или тренинги, а обратиться в консалтинговую компанию, которая обеспечит вам плотное сопровождение и предоставит готовую рабочую программу внедрения необходимых инструментов управления.