Что необходимо для того чтобы объекты
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления?
Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
Ответ
В широком смысле слова экономика — это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.
Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага — товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:
Производство – Распределение – Обмен – Потребление
Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, обмена и потребления, каковы их результаты.
Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.
Экономические величины подразделяются на два больших класса — абсолютные и относительные.
Как составить бизнес-план
Инструкция и образец документа
Я эксперт по бизнес-планированию.
Вот о чем расскажу в статье:
Что такое бизнес-план
Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.
В бизнес-плане содержатся:
Зачем нужен бизнес-план
На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.
Основные виды бизнес-планов
Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.
Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.
Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.
Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:
Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.
Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.
Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.
Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.
Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.
Самые известные стандарты бизнес-планирования
Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.
Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:
Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.
Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.
В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.
Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:
В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:
Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.
В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.
Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:
Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:
Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.
И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.
Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.
Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:
Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.
В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.
Как научиться составлять свою схему бизнес-плана
Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.
На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.
Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.
Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:
Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.
Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:
Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании
SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.
SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:
Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.
Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.
Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:
Слабые стороны будут такими:
Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:
Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:
Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.
Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.
Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.
Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.
Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.
«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.
Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.
Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.
Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».
Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.
Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.
Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.
Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.
Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.
План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.
Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать
Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.
Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:
Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.
Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.
Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.
Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».
Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов
На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.
Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.
Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.
Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.
Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.
Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.
Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.
Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.
Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.
Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.
При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.
Что такое БТИ и какие документы оно выдает
Бюро технической инвентаризации (а сокращенно БТИ) отвечает за составление и поддержание в актуальном виде всех каталогов и баз зданий жилого фонда. В сферу деятельности БТИ попадают многоэтажные жилые дома, частные постройки в черте городов или за городом и отдельные квартиры.
В каталоги БТИ вносят строящиеся и уже построенные и введенные в эксплуатацию объекты недвижимости, их местоположение и технические характеристики, такие как метраж, расположение важных зон, планировка. Любое принципиальное техническое изменение конструкции зданий должно быть учтено и внесено в каталог, будь то перепланировка или любое другое переустройство. Таким образом поддерживается актуальность данных.
Чем занимается БТИ
У Бюро есть несколько направлений деятельности. Основное — поддержание в актуальном виде каталога и всех данных по капитальным зданиям в городе.
БТИ устанавливает приблизительную стоимость и величину налога на типы объектов. Для этого сотрудники Бюро с периодичностью раз в пять лет или чаще проводят оценку состояния объектов и заносят актуальную информацию в базы. Эта информация требуется в том числе для установления физического износа и необходимости капитального ремонта.
Благодаря тому, что организация обладает наиболее актуальными сведениями обо всех зданиях жилого фонда, именно сюда можно обратиться за выпиской по конкретному объекту или общей статистической информации. БТИ предоставляет как консультационные услуги, так и услуги по составлению и оформлению технической документации по объектам физическим лицам и организациям.
БТИ делает выписки, технические планы, справки и паспорта по объектам недвижимости, которые требуются для оформления собственности, перепланировок или для сделок по купле и продаже жилья.
Важно отметить, что БТИ не обладает правом на установление юридических статусов объектов, оно только фиксирует данные и предоставляет информацию. Таким образом, здесь не производится регистрация права собственности. Этим занимается Росреестр.
Когда нужно обращаться в БТИ
Выписки, справки и техническая документация БТИ требуется при заключении таких сделок с недвижимостью, как покупка, продажа, оформление наследства, дарения или залога.
Какие документы выдает БТИ
В БТИ можно обратиться за необходимым документами, часть из которых будут платными.
Как получить документы в БТИ
Чтобы запросить и получить необходимые справки в БТИ, необходимо предоставить пакет документов:
За справкой можно обратиться в Бюро лично, но часть документов можно получить онлайн или в центре госуслуг «Мои документы».
Следует учитывать, что почти все справочные и консультационные услуги являются платными. Стоимость зависит от количества страниц в документе и квадратных метров объекта. Но на большую часть услуг стоимость фиксированная: 400–2500 руб.
Как сделать межевание земельного участка
И избежать конфликтов с соседями
Межевание помогает четко определить границы участка.
Благодаря этому легко понять, куда ставить забор или баню, чтобы потом не пришлось их сносить, а также как выдержать все требования по допустимым расстояниям. Я расскажу, зачем делают межевание, сколько это стоит и как все согласовать с соседями.
Зачем мне понадобилось межевание
Осенью 2020 года мне позвонила соседка по даче и сказала, что нужно сделать межевание наших участков, потому что координаты в документах не совпадают с реальными. Оказалось, наш общий сосед Саша решил провести межевание своего участка и нанял кадастрового инженера. Тот установил границы его участка, и они не совпали с кадастровым планом: границы моего участка заходили на участок соседки, а участка Саши — на мой.
Площадь участков сомнений не вызывала, но границы в наших документах не соответствовали реальным границам на местности.
В правлении СНТ сказали, что, когда составляли кадастровый план, не было точного оборудования, чтобы определить координаты. Такие несоответствия называются реестровой ошибкой. Чтобы ее исправить, посоветовали провести межевание всем троим, а не только Саше.
Что такое межевание земельного участка
Понятие межевания. Межевание — это определение границ земельного участка и их юридическое оформление. Для этого проводят геодезические работы, собирают и изучают документы, а также согласовывают границы с соседями. В результате межевания составляется межевой план.
Затем участок ставят на кадастровый учет и получают документы, где закреплены границы участка и право собственности. В некоторых случаях межевание нужно, чтобы просто изменить сведения об уже зарегистрированном участке в госреестре, — это и был наш случай.
Правовой аспект. Межевание и постановку участков на кадастровый учет регулируют несколько законов. Вот главные.
Закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ раньше позволял зарегистрировать участки по упрощенной процедуре, без межевания. Именно поэтому встречаются участки земли, у которых есть кадастровый номер, но нет установленных границ.
До 2017 года участки с неточными границами на кадастровый учет не ставили — это требование закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ. Так государство приводило в порядок и систематизировало Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), где хранятся данные о земельных участках. Но с 2017 года этот закон утратил силу, что внесло неопределенность в ситуацию с межеванием.
Сейчас вопросы регистрации земельных участков регулирует закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ. На момент написания статьи межевание земельного участка — не обязательная процедура, а регистратор не имеет права приостановить сделку с земельным участком, если у него нет точных границ.
С другой стороны, если в ЕГРН нет точных границ, территория может стать предметом спора с соседями или с государством.
Для чего проводятся работы. Межевание проводят, чтобы:
Иногда межевания необоснованно требуют разные организации. Например, в судебной практике есть прецедент, когда энергетики отказались подключать к сети неразмежеванный участок, так как, по их мнению, было непонятно, куда вести кабель. Энергетиков оштрафовали, но чаще такие случаи не доходят до суда: собственник просто проводит межевание, потому что в будущем при любых сделках с земельным участком это все равно придется сделать.
Достоинства и недостатки. Границы и площадь участка при межевании устанавливаются однозначно и закрепляются юридически. В случае спора с соседями можно защитить свои права на участок с помощью межевого плана.
Еще при межевании есть возможность бесплатно увеличить свой участок на 10% от его общей площади. Это называют прирезкой земель. Это возможно, если при проведении кадастровых работ выяснится, что участок фактически больше, чем по сведениям Росреестра. Например, у собственника угловой участок и без помех для соседей прирезано немного земли.
Прирезать 10% можно только за счет муниципальных земель, а не за счет участка соседа. Бывает, что муниципалитет устанавливает свои ограничения по размерам прирезок.
Из минусов межевания — только расходы на кадастровые работы и время на согласование с соседями.
Как победить выгорание
Отличие межевания от других понятий
Межевание иногда путают с другими понятиями из сферы землеустройства. Поясню, что значит каждое из них.
Кадастровые работы. Это широкое понятие, которое включает в себя в том числе межевание. В целом под кадастровыми работами обычно подразумевают подготовку любой документации об объектах недвижимости. Например, когда составляют межевой, технический план или акт обследования, чтобы снять строение с учета при сносе дома.
Геодезия территории — это измерение, проектирование и составление чертежей, чтобы спланировать объекты на участке. В отличие от кадастрового инженера геодезист не только определяет и устанавливает границы земельных участков, но и проводит инженерные изыскания. Например, геодезист может распланировать вертикали и горизонтали для будущей строительной площадки, просчитать объем земляных работ, определить места будущих построек и точки подключения коммуникаций, а также определить место для подъезда к участку.
Приватизация земельного участка — это оформление государственного имущества в личную собственность. Благодаря приватизации появляется право собственности на земельный участок, а значит, его можно продать, подарить, оставить в наследство, передать в залог для получения кредита. С неприватизированным имуществом таких действий совершать нельзя — им можно только пользоваться.
Землеустройство — это государственные мероприятия, которые касаются использования земель. Например, муниципальные власти планируют распределение земель в новом районе: определяют, какие участки под какие цели выделять, уточняют их границы и ставят на кадастровый учет.
Дачная амнистия. Некоторые путают межевание с дачной амнистией или считают, что она позволяет провести межевание земельного участка бесплатно. Это не так. Благодаря дачной амнистии упростилась процедура оформления документов, и в основном это касается упрощенного порядка оформления строений и земли в собственность.
Обязательно ли делать межевание земельного участка
Нужно ли делать межевание, если есть свидетельство о собственности на землю. Я покупала участок в июне 2016 года. До середины 2016 года в качестве правоустанавливающего документа выдавалось свидетельство о праве собственности. Такие документы хранятся у многих собственников до сих пор и имеют юридическую силу.
С 15 июля 2016 года вместо свидетельства о праве собственности владельцы недвижимости стали получать выписку из Единого госреестра недвижимости — ЕГРН. Выписка имеет такую же юридическую ценность, как и свидетельство.
Если участок зарегистрирован в ЕГРН, то он прошел процедуру определения границ. В выписке есть план участка, который доказывает межевание, — раньше эти данные содержались в кадастровом паспорте.
Нужно ли делать межевание, если участок стоит на кадастровом учете. Как уточнили в Росреестре, межевание носит рекомендательный характер. Правительство готовило законопроект об обязательном межевании для владельцев земельных участков, но закон так и не приняли. Пока межевание делают на усмотрение собственника, и если его нет, это не препятствие для регистрации сделок.
Практика показывает, что участки продаются без межевания. Это возможно, если есть кадастровый номер и участок учтен в реестре прав на недвижимое имущество.
С другой стороны, в случае любых манипуляций с площадью участка собственнику придется межевать его, чтобы узаконить новые границы. Например, если нужно увеличить его площадь или разбить на несколько участков. Продать участок без установленных границ сложнее: в таком случае эта забота ляжет на плечи покупателя. Еще нужно учитывать, что обычно банки не дают ипотеку на земельный участок без межевания и не рассматривают такой объект в качестве залога, потому что существует риск спора с соседями.
Если вы не знаете, установлены границы вашего земельного участка или нет, можно проверить это на публичной кадастровой карте:
Нужно ли делать межевание, если участок не стоит на кадастровом учете. Нужно. Так вы сможете поставить участок на кадастровый учет, оформить право собственности, получить возможность совершать сделки с участком, который уже в собственности.
Кто проводит межевание и как выбрать исполнителя
Выполняет такие работы кадастровый инженер, поэтому с ним и нужно заключать договор. Они работают как ИП или в организации. Но будьте внимательны, прежде чем подписать договор. Есть рекомендации, которых лучше придерживаться, чтобы все прошло быстро и без проблем.
Проверить подрядчика. Он должен состоять в реестре кадастровых инженеров: в нем приведены сведения обо всех инженерах, есть информация об отказах в кадастровом учете по подготовленным ими документам и о совершенных ошибках. Кадастровый инженер должен быть членом саморегулируемой организации.
Изучить опыт работы кадастрового инженера или организации и отзывы. Проверить, как давно создана организация, с которой планируете заключить договор, можно на сайте налоговой.
Что обязательно должно быть в договоре на межевание. В договоре должны быть прописаны следующие обязательства кадастрового инженера:
Сначала читать, потом подписывать
Документы для проведения межевания участка
Для межевания земельного участка понадобятся следующие документы:
Стоимость межевания земельного участка
я заплатила за межевание своего участка
Как провести межевание земельного участка бесплатно. Существуют варианты бесплатного межевания:
Этапы проведения межевания
Заключение договора с межевой организацией. Когда выбрали исполнителя, нужно заключить договор с организацией или ИП и оплатить работы.
Процедура межевания земель. Инженер выезжает на место и делает кадастровую съемку с помощью GNSS-приемника. Это устройство для определения географических координат с точностью до нескольких сантиметров. Вся процедура занимает около 15 минут. В моем случае никаких пояснений давать не пришлось: специалист просто прошелся по участку и в точках поворота снял точные координаты нажатием кнопки на приемнике. Слышала, что иногда эта процедура проходит и без участия собственника.
Получение плана по межеванию. После съемки на местности инженер готовит межевой план — это занимает две-три недели. В межевой план входит акт согласования границ с соседями. Этот акт должны подписать соседи — в зависимости от условий договора кадастровый инженер может взять эту работу на себя, или собственник участка будет сам собирать подписи.
Мой участок граничит с тремя смежными участками, но согласовывать границы нужно было только с двумя соседями, так как третий уже отмежевался, сведения об этом были в ЕГРН. Мы устроили общую встречу с кадастровым инженером, где все соседи передали друг другу и подписали свои акты согласования границ. Еще через две недели мы собрались снова, чтобы получить межевые планы.
Если участок новый, например сформирован из двух, сначала его ставят на кадастровый учет как бы без прав, а потом регистрируют право собственности. В нашем случае земельный участок уже был в собственности — оформлять право собственности не понадобилось.
Регистрация права собственности. Если никаких нарушений нет, то заявителю выдается кадастровая выписка из ЕГРН: она подтверждает границы и право собственности на земельный участок. Через МФЦ все это занимает до семи рабочих дней.
Участки с уточненными границами отображаются на публичной кадастровой карте.
Сроки
В законодательстве сроки, в которые нужно провести межевание, четко не установлены, поэтому обычно их прописывают в договоре с кадастровым инженером. Вся процедура от заключения договора до внесения сведений в госкадастр и получения на руки кадастровой выписки занимает минимум две недели.
Сроки зависят от удаленности земельного участка, количества смежных участков, позиции соседей, загрузки кадастрового инженера и его квалификации: если инженер ошибется, Росреестр приостановит регистрацию, придется устранять ошибки, заново подавать документы.
Не забудьте про соседей
Если есть соседи, с которыми у вас общие границы земли, для межевания надо согласовать с ними координаты.
Как извещать соседей о проведении межевания. Обычно в договоре на межевание такая обязанность закреплена за кадастровым инженером. Он составляет извещение и передает его соседям под личную подпись или отправляет заказным письмом. Документ, который подтверждает извещение всех соседей в предусмотренные законом сроки, — это неотъемлемая часть межевого плана.
Границу с муниципальной землей согласовывать не нужно, но если сделать прирезку земель больше положенной нормы, можно получить штраф.
Если у собственника контакта с соседом нет, то кадастровый инженер должен узнать контакты — например, в правлении СНТ — и уведомить соседа по телефону или заказным письмом. Если найти соседа не удалось, то уведомление делают в местной газете или на сайте администрации района. В этом случае к межевому плану прикладывают документы, которые подтверждают факт извещения.
В нашем случае нам позвонила соседка, объяснила суть проблемы и передала контакт инженера. Когда мы позвонили, он уже знал наше дело и подробно проконсультировал нас по всем вопросам. Мы согласовали дату и время работы инженера на нашем участке.
Как можно согласовывать границы земельных участков, когда ставите их на учет или если изменяются их границы
Границы земельных участков нужно согласовывать с правообладателями соседних участков. Согласование с такими соседями обычно проводит кадастровый инженер. Он же выбирает и способ согласования. Есть три разных способа.
Согласовать в индивидуальном порядке. Этот вид согласования подходит для тех соседей, которые знакомы и у них нет разногласий в том, где проходят границы земельных участков. При таком согласовании можно сразу при личной встрече поставить подписи в акте согласования.
Известить о собрании. Этот вид подойдет, когда соседей несколько и не все согласны с границами. В этом случае правообладателей извещают, что будет проводиться собрание, на котором согласуют местоположения границ. Можно заполнить шаблон извещения о собрании и передать его правообладателям соседних участков под расписку. Еще вариант — направить его по электронной почте и почтовому адресу, который есть в выписке из ЕГРН.
Опубликовать информацию о собрании в местной газете по определенной форме. Но любая газета не подойдет. Нужно такое издание, в котором официально публикуются муниципальные правовые акты и иная официальная информация вашего муниципального образования.
Опубликовать в прессе извещение о собрании, где будут согласовываться местоположения границ, допускается в следующих случаях:
Что делать, если сосед не согласен. Акт согласования входит в состав межевого плана. Если у кого-то из соседей есть аргументированные возражения по поводу границ, их фиксируют в акте. Дальше возражения рассматривает кадастровая палата.
Если сосед не согласен с результатами межевания и не хочет подписывать акт, то в этом случае лучше найти адвоката по земельным делам и обратиться в суд с иском об установлении границ. Кроме межевого плана в суде пригодятся генплан участка и архивные документы. Если суд установит смежную границу, данные об этом внесут в ЕГРН без согласия соседа.
На споры об отказе при согласовании границ действует срок исковой давности — три года. Отсчет начинается с момента, когда истец узнал о нарушении своего права, например со дня, когда соседи отказались подписывать акт.
Вот пример из судебной практики, как с соседей взыскали все расходы на суд. Владелец участка с помощью кадастрового инженера провел межевание для исправления реестровой ошибки. Соседи не подписали акт. Владельцу земельного участка пришлось обратиться в суд, который назначил судебную экспертизу, — она подтвердила корректность кадастровых работ.
На основании экспертного заключения суд установил границы земельного участка. С соседей суд поровну взыскал все расходы истца: они оплатили юриста, стоимость судебной экспертизы и уплатили госпошлину.
Соседи подали апелляционные жалобы. Но апелляционная инстанция оставила решение без изменения.
Определение по делу № 33-40561/2019 PDF, 197 КБ
Образцы документов
Образец межевого плана: межевой план земельного участка включает в себя графическое изображение участка, список сведений о нем, измененные ранее данные, заключение кадастрового инженера и подтверждение, что границы согласованы с соседями, — акт согласования границ.
Межевое дело. Это понятие не используется с 2001 года. Раньше межевое дело оформляли, когда завершали межевые работы, а его материалы использовали, чтобы составить описание, которое необходимо для постановки участка на кадастровый учет. Сейчас для постановки на кадастровый учет нужен межевой план.
Образец выписки из ЕГРН на земельный участок (кадастровая выписка). Это документ, который содержит полную информацию об объекте недвижимости, — она необходима для любых сделок с земельным участком, согласования его границ, определения его размеров, местоположения, категории земли, для строительства дома на участке.
Закон не ограничивает срок действия документа, но в большинстве регионов каждые пять лет проводится государственная кадастровая оценка земель для определения их кадастровой стоимости. Сведения в выписке после очередной переоценки устаревают. Это стоит учитывать при покупке земельного участка.
Кадастровый план территории (КПТ) — это выписка из ЕГРН, которая содержит общие сведения обо всех объектах недвижимости на территории одного кадастрового квартала, об их границах и характеристиках земель. Это позволяет избежать ошибок при работе с расположенным рядом земельным участком в случае проведения комплексных кадастровых и геодезических работ, а также работ по расчету кадастровой стоимости, подготовки межевого плана и внесения изменений в кадастр.
Как сделать межевание земельного участка самому
Самостоятельно провести межевание можно, только если вы действующий кадастровый инженер. Всем остальным закон это запрещает.
Что можно сделать самостоятельно:
Как составить план межевания многоконтурного участка
Многоконтурные участки имеют сложную конфигурацию: они состоят из нескольких контуров или имеют «дыры» — например, земельный участок из двух частей, которые разделены дорогой, или участок, на котором установлена вышка линии электропередачи.
Для таких участков составляется единый межевой план, в котором описываются все отдельные части участка, а сам многоконтурный участок получает единый кадастровый номер.
При межевании многоконтурных участков могут возникнуть сложности. Например, участок может быть протяженным, это затруднит геодезические измерения. Или из-за раздробленности участка могут быть общие границы, например, с шестью соседями — такое количество участников усложнит согласование. Все это отразится на стоимости межевания и сроках работ.
Особенности для дачных участков
Если земельный участок попадает под дачную амнистию, то для него действует упрощенный порядок оформления прав собственности. Если нет споров с соседями, то такой участок можно поставить на кадастровый учет без межевания.
В остальных случаях процесс межевания дачных участков практически не отличается от обычного межевания, но есть особенности:
Как оспорить межевание земельного участка
Оспорить межевание можно в суде, для этого надо подать иск об установлении границ земельного участка.
В суде придется доказать факт того, что результаты межевания нарушают ваши права на земельный участок, а также что граница соседнего участка не соответствует фактической границе.
Понадобятся следующие документы:
Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество — они рассматриваются в суде по месту нахождения участка. Чаще всего суд устанавливает границы земельного участка на основании заключения землеустроительной экспертизы.