Что необходимо для роста и развития растений 3 класс
Какие элементы и условия нужны для роста и жизни растений?
Вода – одно из незаменимых для жизни растений веществ. Ткани растений содержат от 80 до 95 процентов воды. Большая часть воды поступает за счет ее поглощения почвой. Уровень влажности почвы напрямую влияет на выживаемость растения: если почва станет слишком сухой, многие растения начнут пересыхать, увядать и отмирать. Даже в районах с ограниченной влажностью, например в пустынях, растениям по-прежнему нужна вода, и они адаптировали способность использовать полученную воду как можно дольше. Однако слишком много воды может быть вредным для растений. Позволяя почве немного высохнуть между поливами, вы предотвращаете повреждение растения, вызванное чрезмерным поливом.
Солнечный свет
Свет – еще одна из основных жизненных потребностей растения. Растениям нужен свет для процесса фотосинтеза. На открытом воздухе и в случае комнатных растений на окнах солнечный свет обеспечивается естественным образом. В некоторых случаях комнатным растениям требуется больше света. Многие садоводы дополняют солнечный свет, используя для растений искусственное флуоресцентное освещение. Каким бы ни был источник света, результаты редко отличаются. Растение поглощает излучаемый свет и собирает этот свет в хлоропластах листьев. Затем эта световая энергия соединяется с водой и углекислым газом для производства пищи. Цвет света имеет значение для растений. Им нужен свет из красного и синего спектра, а не из желтого и зеленого.
Питательные вещества
Назовите три причины, по которым растению нужны корни. Вы можете просто сказать «питательные вещества», «питательные вещества» и «питательные вещества». Точно так же, как люди и другие животные нуждаются в макро- и микронутриентах, растения нуждаются в питательных веществах для выживания. Количество и тип необходимых питательных веществ варьируются в зависимости от вида растений, хотя существует несколько общих потребностей. Большинству растений требуется некоторое количество азота, калия и фосфора в почве. Растения используют азот, чтобы расти вверх, в то время как фосфор помогает росту корней. Растения нуждаются в калии для развития сосудистой системы, чтобы распространять питательные вещества и воду по своему телу.
Другие условия, которые нужны растениям для жизни
Хотя вода, свет и питательные вещества необходимы для жизни растений, им также нужны другие элементы. Воздух является неотъемлемой частью роста и выживания растений. Он обеспечивает растения углекислым газом. Подобно воде и свету, растения используют углекислый газ во время фотосинтеза. Растениям также нужен воздух в почве. Кислород в почве помогает корням растения расти и развиваться. Большинству растений необходима рыхлая, хорошо аэрированная почва для здоровья корней. Температура воздуха также имеет значение для растений. Одни растут в более прохладных местах, а другим нужен теплый воздух. Если растения предпочитают меньше солнечного света, им может потребоваться защита от чрезмерного воздействия солнца. Растения также могут нуждаться в защите от погодных условий, таких как сильный ветер или град.
Условия, необходимые для роста и развития растений
Условия, необходимые для роста и развития растений
Условия внешней среды играют решающую роль в жизни растений. Основные из них — тепло, свет, воздух, вода, питание.
По требованию к теплу овощные культуры делятся на морозостойкие (зимостойкие), холодостойкие и теплолюбивые.
К морозостойким (зимостойким) относятся многолетние овощные растения: щавель, ревень, спаржа, хрен, эстрагон, любисток, все многолетние луки, чеснок озимый и др. Эти культуры зимуют в почве под снегом, и их не надо специально укрывать на зиму.
К холодостойким растениям относятся все виды капусты, морковь, свекла, редис, редька, репа, зеленные и бобовые культуры, чеснок яровой. Семена этих культур прорастают при температуре ниже 10°. Всходы этих культур не погибают при небольших заморозках. Если же всходы подвергаются длительному воздействию пониженных температур (от 0 до 2°С), то многие растения (свекла, сельдерей, редис и др.) преждевременно выбрасывают цветочную стрелку и урожай получают низкий.
К теплолюбивым культурам принадлежат огурец, кабачок, томат, патиссон, тыква, физалис. Семена этих культур прорастают при температуре 13—14°С. Растения не переносят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду.
Теплолюбивые овощные культуры в условиях Нечерноземной зоны выращивают или в теплице, или в открытом грунте с помощью рассады. Для повышения устойчивости теплолюбивых растений к пониженной температуре и повышения их жизненности нужно про-водить закаливание набухших семян и рассады. Набухшие семена выдерживают в течение двух-трех суток при температуре ниже 0°С, а затем высевают. Закаливание рассады проводят в теплице, при появлении всходов температуру в ней снижают на несколько дней до 6—8°С, а затем в дневное время повышают, но обязательно снижают температуру в теплице ночью. Это необходимо для усиления роста корней и предупреждения вытягивания растений.
Отношение к свету. Большинство овощных культур светолюбивы. Особенно требовательны к условиям освещения огурец, патиссон, тыква, кабачок, томат, бобовые культуры. Менее требовательные — капуста, корнеплоды и зеленные овощи. К теневыносливым культурам относятся лук, выращиваемый на перо, лук-порей, щавель, ревень, спаржа.
Овощные культуры неодинаковы и по отношению к продолжительности освещения. Южным растениям (томат, огурец, патиссон, кабачок, тыква) для быстрого цветения и плодоношения требуется длина светового дня менее 12 ч. Эти растения — короткого дня. Северным же растениям (корнеплоды, капуста, лук репчатый, чеснок) для прохождения своего развития требуется световой день более 12 ч. Эти растения — длинного дня.
В условиях Нечерноземной зоны, чтобы получить высокий урожай хорошего качества таких культур, как салат, шпинат, укроп, редис, их нужно выращивать на коротком дне, т. е. высевать или весной как можно раньше, или в конце лета.
Особенно требовательны к освещению растения при выращивании рассады. При недостатке света и повышенной температуре рассада вытягивается, становится бледной, у нее плохо развивается и корневая система.
Требование к влаге. Овощные культуры требовательны к влаге. Это объясняется высоким содержанием ее в сырых овощах (от 65 до 97%), а также большой испаряющей поверхностью листьев.
Наиболее требовательны к влаге скороспелые зеленные культуры, салат, шпинат, редис, огурец, капуста, репа, редька. У этих культур слаборазвитая, поверхностная корневая система и большая облиственность растений.
Менее требовательны к влаге морковь, петрушка. У этих культур хорошо развитая корневая система, и они экономно расходуют влагу на испарение.
У свеклы тоже хорошо развита корневая система, но она более требовательна к влаге, чем морковь и петрушка, так как много потребляет влаги на испарение.
Томат имеет мощную корневую систему и значительно меньше, чем капуста, расходует влагу на испарение, поэтому он и менее требователен к влаге.
Наиболее устойчивы к недостатку влаги в почве фасоль, арбуз.
Потребность овощных растений во влаге по периодам роста и развития неодинакова. Особенно высока потребность в воде в периоды прорастания семян, высадки рассады, прорастания листьев у лука, во время налива кочана у капусты и плодов у огурца и томата.
Горох, фасоль, бобы нуждаются в воде в первый период роста, а корнеплоды и во время роста. При недостатке влаги во время роста корнеплоды растрескиваются, поэтому их нужно поливать в период вегетации регулярно.
Овощные культуры, как правило, следует поливать способом дождевания, а томат и салат — по бороздкам, проделанным рядом с растениями. После полива бороздки засыпают сухой землей.
Все теплолюбивые растения следует поливать теплой водой, нагретой на солнце (24—25°С). Полив лучше проводить вечером.
При недостатке влаги для полива применяют так называемый сухой полив — частое рыхление почвы в междурядьях. При рыхлении разрушаются почвенная корка и капилляры, по которым вода поступает из нижних слоев почвы в верхние.
Избыток влаги в почве так же нежелателен, как и недостаток ее.
При избытке влаги все поры в почве заполнены ею, поэтому ухудшается дыхание корней, из-за недостатка кислорода растения погибают. При повышенной влажности хуже развивается корневая система растений, в результате уменьшается количество поступающих из почвы питательных веществ, снижается урожай. Кроме того, ухудшается развитие в почве полезных микроорганизмов.
Чтобы уменьшить избыток влаги, на участках делают отводные канавки, борозды. После отвода воды почву, как только она подсохнет, рыхлят.
Из воздуха растения получают необходимый им углекислый газ, который является источником углеродного питания. В воздухе его содержится очень мало — всего лишь 0,03%. Повышение содержания углекислого газа в приземном слое воздуха происходит за счет разложения органического вещества почвы микроорганизмами. Чем больше в почве содержится органического вещества, тем больше выделяется из нее углекислого газа, тем лучше углеродное питание растений. При увеличении количества углекислого газа, поглощаемого растениями, улучшается рост и развитие растений, ускоряется плодоношение, увеличивается урожай. С улучшением углеродного питания у растений повышается устойчивость к болезням и вредителям.
Для увеличения содержания углекислого газа в теплице нужно расставить сосуды с раствором коровяка или птичьего помета.
В открытом грунте увеличить содержание углекислого газа в приземном слое можно за счет внесения в почву повышенных доз органических удобрений, использования жидких подкормок из разведенного коровяка, навозной жижи, птичьего помета.
Применение кулис из высокостебельных растений, защищающих овощные культуры от ветра, способствует сохранению углекислого газа в приземном слое.
Почвенное питание растений. Для нормального роста и развития овощных растений требуются различные питательные элементы. Основные из них — азот, фосфор, калий, сера, магний, кальций, железо — растения потребляют в больших количествах. Эти элементы называются макроэлементами. Элементы, необходимые растениям в небольших количествах, называются микроэлементами, к ним относятся: бор, марганец, медь, молибден, цинк, кобальт, натрий. Макро- и микроэлементы поступают в растения из почвы.
Особенно велика у растений потребность в азоте, так как он входит в состав белка и является основой всех жизненных процессов.
При недостатке азота листья становятся бледно-зелеными, затем желтеют, растение замедляет рост.
При избытке азота листья приобретают темно-зеленую окраску, буйно растут, но цветение и плодоношение задерживаются.
Фосфор входит в состав сложных белков и участвует в построении клеток растения. При его присутствии повышается усвоение и других элементов питания: азота, калия, магния. Фосфор ускоряет образование органов плодоношения, улучшает качество продукции, повышая содержание сахара, витаминов и других сухих веществ.
При недостатке растениям фосфора листья сначала приобретают тусклый темно-зеленый цвет, который в дальнейшем переходит в фиолетовый, а с нижней стороны листа вдоль прожилок — в пурпурно-красный. При засыхании листья чернеют. Кроме того, при недостатке этого элемента замедляется рост растений, задерживается созревание плодов. Недостаток фосфора только в течение нескольких дней после появления всходов неблагоприятно сказывается на всем развитии растений и приводит к снижению урожая.
Следует учитывать, что в холодную погоду растения слабо усваивают фосфор, в это время необходимо подкормить их фосфорными удобрениями.
Овощные культуры выносят из почвы много калия. Это объясняется тем, что калий легко поглощается почвой и лучше усваивается из нее растениями, что способствует накоплению углеводов, которыми так богаты овощи. Калий повышает устойчивость растений к болезням и их холодостойкость. При недостатке калия по краям листьев овощных растений появляется бледно-желтая кайма, которая в последующем становится ярко-желтой. При остром недостатке калия листья вырастают неправильной формы, в середине их появляются бурые пятна, кайма на листьях из ярко-желтой становится буро-коричневой, ткань листа рассыпается. У свеклы и огурцов листья приобретают куполообразную форму, на огурцах образуются в основном мужские Цветки, плоды принимают грушевидную форму.
Магний играет большую роль во многих процессах жизни растений. Он участвует в построении тканей, а также вместе с фосфором во всех обменных процессах, происходящих в растении.
Характерным признаком недостатка магния является пестрота листьев. Ткань между прожилками листа сперва обесцвечивается, затем желтеет, но не сплошь, а пятнами. У томата на листьях появляются коричневые пятна между зелеными жилками, у огурца буреют края листьев.
Важное значение в питании растений имеют микроэлементы. При недостатке бора у овощных растений часто отмирает точка роста, на корнях бобовых не образуются клубеньки, в которых накапливается азот, цветки не оплодотворяются и опадают, черешки листьев становятся ломкими, у цветной капусты буреют головки, появляются пустоты в кочерыге, у свеклы загнивает сердечко, листья у огурцов принимают вогнутую форму.
При недостатке марганца листья у овощных культур становятся ломкими, на них появляются мелкие светло-желтые пятна.
При недостатке меди кончики молодых листьев овощных культур белеют и края их становятся желтовато-серыми.
При недостатке цинка в окраске листьев появляется бронзовый оттенок, развивается хлороз.
При недостатке любого микроэлемента понижается устойчивость растений к бактериальным и грибным заболеваниям.
3 класс. Окружающий мир. Тема. Размножение и развитие растений
3 класс. Окружающий мир.
Тема. Размножение и развитие растений
Цели деятельности учителя :
Образовательная: создать условия для формирования представлений о размножении и развитии растений из семени; установления последовательности развития растения из семени; определения, из чего образовалась каждая часть взрослого растения. Развивающая: способствовать развитию наблюдательности и логического мышления. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, стремления охранять её.
Оборудование : рисунки дерева, кустарника, травянистого растения;кроссворд «Цветок».
I. Сообщение темы урока.
– п ослушайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. ( р астение.)
– Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
1. Признаки жизни растений.
– Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме (на доске):
– Что нужно растению для роста и развития? ( в оздух, солнце (свет, тепло), вода.)
2. Части (органы) растения.
– Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений. (Корень, стебель,
листья, цветок, плод – стручок с семенами.)
– Вспомните, что вы знаете о растениях. Разгадайте кроссворд:
1. Группа растений, которые имеют все органы: корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами. (Цветковые.)
2. Лист хвойного дерева. (Хвоя.) 3. Орган растения, который служит для него «якорем». (Корень.)
4. Стебель деревьев. (Ствол.) 5. Орган растений, который служит для защиты семян. (Плод.)
6. Одно из веществ, которое образуется в растениях на свету. (Крахмал.)
– Прочитайте получившееся слово. ( Цветок.) Что образуется на месте цветков?
– Какую часть растения используют для размножения? ( с емена.)
Спор органов растения. (Сценка, в роли органов растений – заранее подготовленные учащиеся.)
Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.
Стебель (с обидой) . Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы растения.
Лист (с возмущением) . Подумаешь! Ты, к орень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил питательные вещества, то вас, корней, и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть.
– Что могут сказать эксперты об этой удивительной «кухне» с научной точки зрения?
Цветок. Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, – это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение.
Вопросы для обсуждения: Для чего цветет цветок?
– Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена?
III. Изучение нового материала.
– Однажды учёные провели опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной. Почему так произошло?
В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Это маленькие птички весом около 2 граммов. Их крылья совершают 80 взмахов в секунду, что позволяет им почти неподвижно зависать над цветком и пить вкусный нектар. Пыльца попадает на тельце микроптички и переносится ею с цветка на цветок. После опыления из цветков появляются плоды, а в них – семена.
2. Распространение семян. Рассказ учителя с элементами беседы.
– Плоды и семена растений – настоящие путешественники. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.
На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик.)
– Похож на него козлобородник. Семена одуванчика, козлобородника распространяются ветром.
– Какие приспособления есть у этих семян? ( п арашютики.)
– Найдите в гербарии семена, которые тоже распространяются с помощью ветра. Как догадались? ( п лоды клёна имеют крылышки.)
– У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень своеобразно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер! Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.
– Есть ещё способы распространения семян у некоторых растений.
Сообщение о перекати-поле . Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле» (джузгун).
– Только лёгкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжёлые и нет «крылышек», «парашютиков»?
Сообщение о подорожнике . Есть растения-«зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он – туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека».
Сценка (разыгрывают заранее подготовленные ученики).
– Иди, куманёк, по этой дорожке и придёшь в деревню. Там и курятник найдёшь. Одну-две курицы утащишь, вот тебе и ужин.
– А если с дороги собьюсь?
– Запомни, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше.
– К человеку, значит, поближе захотел.
– Старый ты, кум, а ничегошеньки не знаешь. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. А где больше ходят? Конечно, у селений. Понял, серая твоя голова?
– Да как, кума, не понять?
Вопросы для обсуждения:
– Почему подорожник так назвали?
– Как распространяются его семена? ( с помощью человека и животных.)
– Так же поступают семена некоторых водных растений.
Работа по карточкам. – Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро.
Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём… (По Н. Сладкову.) Как переносятся семена некоторых водных растений? Назовите их.
– Птицы, звери, насекомые могут быть «носильщиками» семян и плодов. Сойка, запасая на зиму жёлуди, «помогает» расселению дуба. Как? Кто ещё помогает расселению дуба? ( б елка, кабан, мышь.)
Птицы часто распространяют семена растений с сочными плодами рябины, брусники, черёмухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, вместе с помётом выбрасывают неповреждённые семена съеденных плодов.
Выступление учащегося. – Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну. Водой переносятся семена ольхи. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды в воде не тонут.
Рассказ учителя с элементами беседы. – Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их ещё называют «артиллеристами». Как вы думаете, почему их так назвали? Да, у них самостоятельное разбрасывание . К ним относятся водосбор, герань, дрёма, бешеный огурец.
В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение – бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто «бешеный» огурец стреляет своими семенами.
IV. Закрепление изученного материала.
– Напишите названия растений, которым принадлежат семена. Соедините стрелкой названия растений и способ их распространения.
Беседа о связи между человеком и окружающей средой.
– Какое значение имеет распространение семян?
– Почему нельзя срывать цветы, цветущие ветки деревьев?
V . Итог урока. Рефлексия. – А теперь подводим итоги своей работы при помощи уже знакомых нам фраз: « т еперь я знаю…», « т еперь я умею…».
Домашнее задание: учебник, с. 78–81 (читать); рабочая тетрадь, с. 27–28.
Конспект урока по окружающему миру «Условия, необходимые для роста растений»
Тема урока: Условия, необходимые для развития растений.
Цели урока:- рассмотреть с детьми условия, необходимые для прорастания семян растений и развития проростков во взрослое растение;
— продолжить обучение детей планированию и проведению опытов, формулировке выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде;
— воспитывать навыки ухода за растениями, прививать любовь к земле.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для са мостоятельной работы; взрослое растение фасоли или его большой рисунок; раздаточный материал на каждый стол: коробочки с сухими и набухшими семенами фасоли, проростки фасоли с ко решками, два пронумерованных пустых стеклянных горшочка и три горшочка с землей, картонные коробки с маленькими дырочками в стенках, вата, стаканчики с водой, мыло, бумажные салфетки.
Организационный момент: проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания.
А) Обсуждение результатов опыта по изучению чистоты воды в разных источниках;
Б) Выставка экологических знаков, придуманных детьми;
В) Фронтальный опрос по теме:
— Сравните свойства воды со свойствами воздуха. В чём сходство, а в чём различие?
— Есть ли в окружающем тебя воздухе вода? Какие наблюдения помогли тебе сделать это предположение?
— Какими свойствами воды люди пользуются, когда умываются?
— Докажите, что в растениях есть вода. Проведите опыт, например с клубнем картофеля.
— А есть ли вода в почве?
— Какие можно поставить опыты для ответа на этот вопрос?
— Выскажите предположение о чистоте воды в каждом из источников: водопроводном кране, колод це, водоёме. Сравните прозрачность, цвет и запах воды. Прочитайте, какие результаты в ходе наблюдения у вас получились.
Водопро водный кран
— Какое же значение имеет вода в жизни человека, животных, растений?
Работа по теме урока.
А) Вступительная беседа:
— Какие условия необходимы для жизни на Земле?
— А какие условия необходимы для роста и развития растений на нашем пришкольном участке?
— Какие растения выращивают на нашем участке?
— А фасоль выращивают?
— Проведи опыт с неповреждёнными семенами фасоли.
— Подойдите к столу и возьмите раздаточный материал: сухие и набухшие семена фасоли, проростки семени фасоли.
— Чем отличается набухшее семя от сухого семени?
(набухшие семена больше сухих по размерам)
— Что вызвало набухание?
— Правильно. Набухание вызвала вода, которая проникла внутрь семян. Обратите внимание на рубчик, через который вода поступила внутрь семени. Если вы нажмете на семя набухшей фасоли, то будет видно, как через это отверстие выходят пузырьки.
— Сравните набухшее семя фасоли с его проростком. Что есть у проросшего семени?
(у проросшего семени крошечный корешок)
— Какое же условие необходимо, чтобы сухие семена проросли?
— Проведенное наблюдение позволило нам узнать, что таким условием является вода.
— Давайте проведем в классе опыт, описанный в учебнике.
— Дежурные раздайте на каждый стол по два горшочка (каждый горшочек имеет свой номер).
— В соответствии с инструкциями учебника отберите крупные семена фасоли и положите их в один из горшочков на мокрую вату. Столько же семян положите на сухую вату во второй горшочек.
— В какие условия помещены семена в первом и во втором горшочках?
— В первом горшочке семена обеспечены водой, воздухом и теплом, во втором — семена лишены воды.
— Поставьте горшочки на подоконник в теплое место на 2—3 дня.
— Как вы думаете, в обоих ли горшочках прорастут семена?
(в баночке, где нет воды, семена не прорастут)
— Так какие же три условия необходимы для прорастания семян?
— Предположите, в каком же горшочке прорастут семена?
(в баночке с влажной ваткой)
— Это предположение вы сможете проверить через несколько дней.
Работа в тетради: задание 34 (занести свои предположения в таблицу).
6. Физическая минутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
(Легкий бег на носках, дети машут руками, кружатся)
А) Работа с таблицами
— А теперь посмотрите на рисунок взрослого растения с корнями и листьями. Какие условия необходимы для развития проростка в такое взрослое растение?
Б) Работа с учебником (страница 62, чтение текста)
— Давайте проведем такой опыт, который описан в учебнике.
— Выскажите предположение, в каком из горшочков проростки будут быстрее развиваться.
— Какие условия необходимы для развития проростков во взрослое растение?
(ВОДА, ВОЗДУХ, ТЕПЛО, СВЕТ)
— И еще одно условие – это почва.
(ВОДА, ВОЗДУХ, ТЕПЛО, СВЕТ, ПОЧВА)
— Для дальнейшего развития проростку нужно питание. Некоторый запас пищи находится внутри самих семян. Но его мало, и он быстро расходуется. Корешок, который из семени появляется первым (а уж потом появляются стебелек и листочки), укрепляет растеньице в почве и добывает из нее дополнительную пищу. Для нормального развития проростка во взрослое растение нужны вода, воздух, тепло, свет и почва.
— В заключение сравните условия, необходимые для прорастания семян, с условиями, необходимыми для развития проростков во взрослое растение. Какой получается вывод?
ВЫВОД: Для развития проростков во взрослое растение кроме воды, воздуха, тепла нужны солнечный свет и почва.
— Так какие же условия необходимы для роста и дальнейшего развития растений?
— Зачем растения поливают?
— Почему их ставят ближе к свету, а не в темноту?
— Что было бы с растениями, которые растут на нашем пришкольном участке, если бы мы за ними не ухаживали, не поливали их?
— Проросшие семена фасоли мы в дальнейшем посадим на нашем пришкольном участке. А для того чтобы проростки фасоли развивались во взрослое семя нам с вами надо обеспечить их всеми необходимыми условиями для их дальнейшего развития. Это вода, воздух, свет, тепло, почва.
10. Домашняя работа.
Работа в тетради : задание 35 (проделывание опыта дома и фиксирование результатов в таблицу)