Что необходимо для реализация функций психологического сопровождения
» Служба психолого- педагогического сопровождения»
Целевая программа «Служба психолого-педагогического сопровождения»
Разработчики: Зам.директора по УВР Васильева Н.В.
Педагог-психолог Юрко Н.А.
Социальный педагог Малинина Е.А.
I. Основные положения.
Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешной социализации в условиях заочного обучения.
Создать в рамках данной социально-педагогической среды условия для успешной социализации учащихся.
1. Изучение личности обучающегося. Формирование банка данных учащихся, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.
2. Защита прав и поддержка психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
3. Создание благоприятного психологического климата в классных коллективах и образовательном учреждении в целом.
4. Организация дифференцированной работы с различными категориями учащихся и их семьями.
5. Обеспечение условий для реализации концепции самопомощи (поощрение уникальности и неповторимости личности).
6. Оказание психологической и социальной адресной помощи.
7. Отслеживание результативности воспитательного процесса.
8. Предупреждение конфликтных ситуаций.
9. Содействие успешной социализации обучающихся.
1. Психодиагностика индивидуальная и групповая (познавательных, эмоциональных, личностных и социально-психологических особенностей)
2. Изучение степени адаптированности учащихся.
3. Участие в социальной поддержке подростка (привлечение компетентных органов для решения стоящих перед учащимся проблем: социальных, со здоровьем и т.д.)
4. Консультирование школьников, родителей, педагогов. Оказание помощи в решении конкретных проблем.
5. Психолого-педагогический анализ (формирование личностных отношений к различным сторонам жизни в процессе разных видов деятельности; психологического климата в коллективе; степени включенности каждого учащегося в творческом взаимодействии; способности к самоопределению и саморазвитию уровня воспитанности учащегося)
6. Осуществление педагогического анализа результативности воспитательного процесса
7. Обучение педагогических кадров методикам психолого-педагогического анализа педагогической деятельности.
— система часов общения
— разговор по душам между школьником и учителем
— подготовка классных и общешкольных дел
— встречи с психологом
— проведение различного типа и назначения диагностических методик
— консультации для педагогов и родителей
— разработка необходимой документации и материалов
3. индивидуальное консультирование
5. изучение документации
2. Социальный педагог
3. Классные руководители
5. Заведующая библиотекой
— проведение психологической диагностики (изучение личностных особенностей учащегося, психических процессов, их влияние на образовательный процесс)
— осуществление психологического консультирования (оказание практической помощи в различных жизненных ситуациях)
— осуществление коррекционно-развивающей деятельности (занятия по развитию психических процессов, личностных особенностей)
— осуществление психологического просвещения (информирование о проблемах и путях их рационального решения)
— участие в разработке концептуальных основ ОУ
— ведение документации по установленной форме
2. Социальный педагог
— выявление и учет несовершеннолетних и их семей, относящихся к «группе риска»
— оказание помощи в социальной адаптации несовершеннолетних
— изучение психолого- педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни
— участие в разработке концептуальных основ ОУ
— ведение документации по установленной форме
3. Классный руководитель
— организация жизнедеятельности классного коллектива
— диагностика удовлетворенности жизнью класса, школы; диагностика уровня воспитанности учащихся и т.д.
— организация участия класса в общешкольных делах, акциях, конкурсах
— помощь в организации встреч со специалистами специализированных учреждений
— взаимодействие с семьями учащихся
— регулирование образовательного процесса (контроль за посещаемостью учащихся, контроль за сдачей зачетов, организация взаимодействия учащегося и учителя-предметника для ликвидации задолженности и выполнению учебного плана)
— участие в разработке концептуальных основ ОУ
— ведение документации по установленной форме
— организация индивидуальной работы со слабоуспевающими и «хорошистами»
— выявление позитивной динамики успеваемости обучающихся, изменения их мотивации к обучению
— участие в мониторингах, проводимых в рамках сопровождения образовательного процесса
— взаимодействие с классным руководителем, предоставление информации классному руководителю об ученике (особенности взаимоотношений, микроклимат в коллективе, успешность социальных контактов и т.д.), своевременное заполнение рапортичек
— решение конфликтных ситуаций с привлечением классного руководителя, педагога-психолога
— ведение тетради учета работы со слабоуспевающими обучающимися
— ведение «карты личностного роста»
5. Заведующий библиотекой
— участие в классных мероприятиях, беседах, классных часах (по запросу классного руководителя)
— участие в организации образовательного процесса (выдача учебной и художественной литературы, информационный центр)
— проведение информационной работы (выставки, викторины, тематические стенды)
— организация досуга обучающихся во внеурочное время
— ведение документации по установленной форме
Документация службы психолого-педагогического сопровождения
1. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения
2. План работы службы сопровождения
3. Отчеты по работе всех участников службы сопровождения
4. Годовой анализ работы службы сопровождения
Образцы бланков диагностик, анализ
Модель школьной службы психолого-педагогическом сопровождения «Гармония»
В связи с тем, что МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» по типу определяется как вечерняя школа, возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, развивающие занятия и другие формы социально-психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации. В основу данной программы положены следующие нормативные документы:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98;
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.;
• Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание системы психолого-педагогического сопровождения для создания условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.
• предупреждение возникновения проблем развития личности учащихся;
• помощь (содействие) подростку в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с учащимся. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение целесообразно ориентировать на:
• необходимость специальной организации деятельности учащихся, педагогов, родителей, включающей получение знаний о себе (образе «Я»), собственных психологических особенностях и особенностях поведения. Эта работа должна осуществляться в трех направлениях:
3. консультативном;
• работу с педагогами и их совместную деятельность с психологом, социальным педагогом;
• консультирование родителей обучающихся, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и учащиеся, и педагоги.
Внимание участников службы сопровождения должна привлечь интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, т.к. она предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам, определенное напряжение которых связано с морфологической, функциональной и вегетативной нестабильностью организма ученика.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:
1) успешность деятельности учащегося;
2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе;
5) высокая социальная мобтльность и успешная социальная адаптированность..
Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания. В этом направлении необходимо:
• обеспечить активное участие все участников в разработке и сопровождении программ воспитания;
• осуществить поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога и педагога-психолога;
• расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.
В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом учащихся. Реальная практика образования нашего учреждения испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями учащихся (учащихся — представителей различных этнических и субкультурных общностей, учащихся со склонностью к девиантному поведению, учашихся и семей «группы риска», совершеннолетних учащихся) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как показывает практика, многие родители, не ориентированны на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру и мотивацию на взаимодействие с образовательным учреждением. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители-учащиеся, родители-учащиеся-педагоги) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Эффективная система сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения учащихся внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы подростка внешним службам, сократить число подростков, направляемых в специальные образовательные учреждения и учреждения исправительного типа.
Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия участников службы сопровождения, наметить целостную программу индивидуального сопровождения.
ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
2. Подготовка и сдача ЕГЭ.
3. Учащиеся классов коррекционного обучения.
4. Дети «группы риска», и учащиеся, находящиеся под опекой.
5. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение должно являться не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с учащимися, но выступать как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации учащихся.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны.
Основная школа – сопровождение в условиях очно-заочного обучения, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения. Предпрофильная ориентация. Сопровождение учащихся и семей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой, учащихся, прибывших из учреждений исправительного типа.
Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения. Сопровождение учащихся и семей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой учащихся, прибывших из учреждений исправительного типа. Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи ЕГЭ.
УРОВНИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
— изучение и анализ модели сопровождения;
— поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;
— определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
— материально-техническое оснащение психолого-педагогической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение)
2 этап – практический (гг.)
— введение в школьную практику проведение психолого-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;
— поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-педагогического консилиума;
— внедрение в основных циклов психолого-педагогического сопровождения (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности)
3 этап – корректирующий (гг.)
— создание и внедрение мониторинга психологического статуса учащихся;
— обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов психолого–педагогического сопровождения;
— корректировка системы психолого–педагогического сопровождения
— определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения;
4 этап – обобщающий (гг.)
-обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения.
— определение перспектив и путей дальнейшего развития службы сопровождения вечерней школы;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:
— успешная адаптация учащихся в условиях очно-заочного обучения вечерней школы;
— гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
— успешная адаптация и социализация выпускников школы;
— создание мониторинга психологического статуса учащихся.
1. Целью психологического сопровождения развития учащихся МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» является адаптация и эффективное развитие личности в учебно-воспитательном процессе в условиях заочного обучения.
Эффективное развитие личности школьника в учебно-воспитательном процессе обеспечивается совместной деятельностью всех участников службы сопровождения. Ответственностью педагога становится выбор эффективных развивающих, соответствующих возможностям школьника технологий обучения, ответственностью психолога становится работа со школьниками, направленная на развитие у них определенных психологических качеств, обеспечивающих эффективное усвоение школьной программы и успешную социализацию. Задачи социального педагога подразумевают профилактические мероприятия, организацию системы адресной помощи нуждающимся категориям учащихся и их семьям. Цель психолого-педагогического сопровождения во многом предопределена миссией образовательного учреждения. Миссия образовательного учреждения реагирует на современные требования модернизации российского образования к гуманизации, а так же на желание учащихся и их родителей получить хорошее образование и при этом сделать обучающую среду школы адаптированной к возможностям и потребностям школьников.
2. Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы и потребностями учащегося, которые реализуются в образовательном процессе вечерней школы №1.
Государство в первую очередь заинтересовано в выпускниках, как будущих профессионалах в своем деле и психологически здоровых личностях.
Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Основными потребностями учащихся являются получение знаний, создание условий для самореализации и доброжелательная атмосфера в ОУ.
3. Реализация цели сопровождения достигается основными функциями сопровождения: диагностической, коррекционно-развивающей, экспертной, консультационной и просветительской.
Диагностическая функция сопровождения состоит в выявлении проблем и оценке психологического состояния всех участников образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая функция заключается в проведении занятий с целью устранения или корректирования проблем и затруднений психологического характера.
Экспертная функция заключается в участии психолога, социального педагога, учителей-предметников в школьном психолого-педагогическом консилиуме с целью решения проблем неуспевающих и дезадаптированных учащихся.
Консультационная функция заключается в оказании психологической помощи и поддержки детям, их родителям, педагогам и администрации ОУ.
Просветительская функция состоит в предоставлении информации всем участникам образовательного процесса с целью повышения их информационной компетентности, а также информирование заказчика о результатах проведенной психологической работы.
4. Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечиваются компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский. Профессионально-психологический компонент сопровождения представлен системной деятельностью психолога и социального педагога, использующих принцип взаимосвязи диагностической, коррекционно-развивающей и консультационной деятельности. В практической деятельности службы личность учащегося изучается только с целью оказания конкретной помощи.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психолого-педагогического сопровождения, а также анализ информации и ее актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности все участников службы, которые осуществляют просветительскую работу с родителями, педагогами и администрацией ОУ.
5. При реализации компонентов сопровождения участники опираются на важнейшие принципы, среди которых выделяются:
– Принцип научности отражает важнейший выбор в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности учащихся без применения не рекомендованных наукой методик.
– Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной тайны. Материал, полученный в процессе работы с учащимся или его семьей на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни учащегося, ни его семью, ни образовательное учреждение в целом.
– Принцип интегративности подразумевает междисциплинарный характер воздействия на личность учащегося, в котором принимают участие специалисты психологи, педагоги и социальные работники.
– Принцип добровольности участи в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
– Принцип уважения подразумевает полное принятие и понимание учащегося, позицию фасилитации педагога и психолога.
– Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов воздействия и обусловливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для личности учащегося.
6. Субъекты системы психолого-педагогического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психолого-педагогического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами учащиеся, активно взаимодействующие в процессе реализации функций сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию учащихся в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Состав и структура
В состав службы сопровождения входят:
на постоянной основе:
— заместитель директора по УВР;
Также привлекаются к работе:
— родители (при условии участия в коррекционной работе);
7. Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения
Эффективность психолого-педагогического сопровождения определяется в процессе наблюдения за динамикой школьных дезадаптаций в процессе реализации программы
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
7.1 Педагогическая эффективность – результативность работы педагога как транслятора педагогических знаний.
– отрицательная динамика числа конфликтов между учащимися и учащимися и педагогами;
– повышение фасилитационной способности педагога;
– улучшение детско-родительских отношений;
–улучшение культуры взаимодействия школьников.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательной деятельности на уровне основного общего образования
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отдельным пунктом выделены психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного; вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место, формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Для эффективного управления образованием необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые складываются в детской среде. Это, безусловно, задача психологической службы, которую можно решать посредством мониторинговых исследований, специального психологического анализа образовательных условий и социально-психологических рисков, в которые попадает ребёнок.
С введением ФГОС работа психолога становится необходимым элементом образовательной системы школы, поскольку оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев предполагает оценку результатов деятельности не только педагога, но и психолога: оценку уровня развития личностных, коммуникативных, регулятивных качеств.
Основной целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности школьников и их успешного обучения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повышает его эффективность. Положения и рекомендации психологов позволяют сохранить единство и преемственность ступеней образовательной системы.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
– систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
– формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учениках, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
А поэтому требует обязательного психолого-педагогического сопровождения.
Основные формы сопровождения
Содержание деятельности педагога-психолога конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. В любом случае должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения участников образовательного процесса.
При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог осуществляет дополнительные виды работ, либо переадресовывает обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог представляет информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.
К обязательным видам деятельности педагога-психолога при сопровождении
образовательного процесса относятся: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение.
Консультирование
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Консультация психолога – процесс обоюдного создания особых отношений
взаимного сотрудничества психолога-консультанта со своим клиентом, которые позволяют разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии.
Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше. Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно-образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).