Что необходимо для развития общества
Главное об общественном развитии
Общественное развитие можно охарактеризовать как процесс, где с одной стороны находятся люди, институты, общности, а с другой – какие-либо объективные условия, ставящие определенные рамки для их деятельности, целей и конечных результатов.
Концепции развития общества
Непреложным фактом является то, что ни одно общество не остается статично на протяжении своей истории, оно неизбежно развивается. Существуют следующие концепции общественного развития:
Прогресс и регресс развития общества
Общественный прогресс принято определять как необходимый подъем уровня развития, происходящего поступательно. Его направление – от низших форм развития к высшим. К главным критериям принято относить:
Регресс – понятие, обратное прогрессу, то есть движение сверху вниз, деградация, утрата возможности выполнять какие-либо функции. Регресс наступает в случае отсутствия прогресса после периода стагнации.
Формы развития общества
Основными формами развития общества являются эволюция, революция и реформа.
Эволюцией называют постепенные изменения в обществе (изначально термин применялся для аналогичных изменений в природе), происходящие плавно и размеренно, без резких скачков. Происходит не по чьей-либо воле, а по естественно назревшей необходимости. Совершается, как правило, за длительное время – десятки, сотни и тысячи лет.
Революция – резкие и радикальные изменения, происходящие в очень короткий срок. Несмотря на то, что ее предпосылки также могут вызревать на протяжении десятков лет, сама по себе революция может занять не более нескольких дней. Революционные перемены затрагивают все сферы жизни общества и государства. Революция может быть кратковременной и долговременной.
Реформа – это перемена в обществе, проводимая по воле представителей власти. Происходит путем изменения законодательства. Изменения, произошедшие в результате реформы, не столь существенны, как революционные или эволюционные. По своей длительности реформа являет собой нечто среднее между первыми двумя формами.
Развитие общества
Что движет развитием общества?
В окружающем нас мире очень мало неизменных вещей. Изменяется климат, растительный и животный мир. Изменяются очертания материков. Меняются люди и внешне, и внутренне.
Человеческое общество также изменяется со временем, развивается.
Движение во времени называют историей. Историей также называют науку, которая исследует это развитие. Одна из основных ее проблем заключается в том, чтобы понять: движется история сама или ее движут люди?
И то, и другое утверждение как будто справедливы.
С одной стороны, человек определяет для себя цели и действует для их достижения. Если бы люди не строили, не торговали, не воевали, не открывали новые земли и законы природы, то все это не произошло бы само по себе.
С другой стороны, один человек и даже организованная группа людей не могут направлять общественные события исключительно по своей воле. Можно начать войну или реформу, но это не значит, что все пойдет так, как задумали инициаторы. Общество идет своим путем, не зависящим от наших желаний.
Так чем же определяется ход событий?
На этот счет учеными выдвинуто немало теорий.
Одни считают, что история общества, как и жизнь каждого отдельного человека, развивается по предначертанному плану (божественному или логическому).
В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.
Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить,
Можешь пить свою желчь до скончания жизни:
Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.
Так писал в одном из своих рубаи классик средневековой восточной поэзии Омар Хайям.
Другие ученые думают, что характер общества и его развитие определяется материальными факторами. Например, географическое положение и климат страны подталкивают ее население к той или иной деятельности, определяют особенности социальной организации общества и устройства государства.
Третьи выдвигают идею о том, что закономерности истории — это равнодействующая всех усилий ее участников. Все интересы и стремления как бы «варятся» в одном котле, и в результате получается событие. Кода его предпосылки созрели, всегда найдутся заинтересованные люди и подтолкнут процесс.
В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор предоставлен действующим лицам, без их участия не совершится даже очень вероятное событие.
Типология общества
Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?
Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?
Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим.
Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.
Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.
Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.
Первая ступень — традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями — сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.
Переход на следующую ступень развития — индустриальное общество — был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.
На третью ступень развития — постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.
Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.
Эволюция и революция
Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.
Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.
Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.
С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.
Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.
В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.
Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.
Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы — частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.
Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.
Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.
Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества — неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) — продолжалась около 3 тысяч лет.
Какой способ развития — реформы или революция — предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.
Прогресс и регресс
И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.
Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.
Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.
Подведем итог урока.
Общество постоянно изменяется, развивается.
Нет единого мнения по поводу того, какие факторы определяют ход истории.
Наибольшее распространение среди социологов получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Общество может развиваться эволюционно и революционно, прогрессивно и регрессивно.
Может быть, вам показалось, что сегодняшняя тема далека от ваших насущных проблем, чисто теоретическая?
Но «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал известный политический деятель России, лидер Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин.
Каждая ступень развития общества предлагает свои условия для развития человека, их надо учитывать, определяя цели своей жизни и средства ее достижения, планируя свою профессиональную карьеру.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Общества древности сильно отличаются от современного социума. Это говорит о том, что общество постоянно изменяется, принимает новые формы. Процесс развития общества может быть постепенным, при этом человечество медленно движется от простых форм общественной жизни к более сложным. Также возможно резкое преображение социума, при котором всего за год или несколько лет он меняется до неузнаваемости. Но прежде, чем выяснять законы развития общества, нужно вспомнить, что это такое.
Общество: понятие, признаки
Основными элементами общества являются:
Ученые называют общество динамической системой [1] из-за того, что оно постоянно меняется, никогда не останавливается в развитии. Признаки общества как динамической системы:
За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации [2] . Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.
Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.
Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:
Общественные отношения
В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:
Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:
Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.
Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.
Развитие общества
Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.
Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.
В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:
В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.
Революционное развитие общества
Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием. В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.
Революционное развитие общества может происходить
Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.
Информационная революция
Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция – это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.
Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.
Реформы как источник общественного преображения
Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа – это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.
Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.
Экономические реформы Петра I:
Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.
Словарь
2. Цивилизация – определенный этап, ступень развития социума.
Законы общественного процесса. Концепции развития общества
Законы, которые обуславливают протекание общественного процесса, так же объективны, как и законы общества или природы. В силу этого можно говорить о том, что законы работают вне зависимости от воли или сознания людей, исключительно самостоятельно. При этом следует отметить, что законы общества ограничиваются социальным временем и пространством. Это происходит из-за того, что они появляются и начинают функционировать только с определённого момента развития универсума. С момента, когда общество достигает своей высшей материальной системы.
Законы общества
Общественные законы в значительной степени отличаются от законов природы. Законы общества базируются на деятельности людей. Они существуют сугубо внутри общества и его деятельности, вне этих условий такие законы не могут функционировать. Есть прямая зависимость между тем, насколько глубоко и осознанно человек познаёт законы устройства общества, а также их способы работы и перманентного развития, настолько у него возрастает уровень осознанности при их использовании. Более того это влияет и на то, как протекают исторические и социальные процессы, а также прогрессирует общество.
Знание законов природы и процессов, происходящих в окружающей среде, позволяет человеку достаточно целесообразно использовать природные ресурсы. Точно также и знание общественных законов даёт возможность людям, а именно правящему слою населения, которые вершат судьбы людей, осознанно подходить к процессу. Здесь имеется в виду, что правящая элита должна использовать прогрессивные методы руководства и управления, ведь именно в их руках история. Руководящие лица любой страны должны сначала познавать, а после использовать общественные законы. Это помогает выстраивать им правящую политику не спонтанно, а выверено до каждого шага. При этом опираясь на научные знания и концепции, они разрабатывают программы во всех областях деятельности человека. Следует отметить, что все процессы происходят, базируясь на достижении определённых целей.
Общественные законы носят различный характер и степень проявления. По характеру они делятся на:
По степени проявления делятся на:
По своей сути законы строения отражают социальную и общественную организационно-структурную динамику, которая присуща определённому историческому моменту.
Законы функционирования служат определённым толчком, который создаёт условия, для перехода от одного состояния относительной устойчивости к другому. Кроме того законы функционирования сохраняют эту устойчивость общественной системы.
Законы развития создают предпосылки для формирования условий, способствующих изменению меры и перехода в новое состояние.
Степень проявления всеобщих законов отражается в своеобразной триаде законов философии или законов диалектики, которые действуют и в природе, и в обществе.
Существуют следующие виды общих законов:
Говоря о частных законах, следует отметить, что к ним причисляются законы, которые имеют отношение к определённой сфере жизни человека или области деятельности общества.
В политической сфере или сфере управления работают такие законы: закон разделения власти, закон политического плюрализма, закон приоритета прав человека над правами государства, закон возникновения и развития политических потребностей и т.д.
Общественные законы зачастую выступают скорее тенденциями, нежели законами в первозданном виде. Это происходит в силу некоторых диалектических необходимостей, а иногда даже совершенно случайно. Эти тенденции формируются в субъективных и объективных условиях, проходя препятствия социальных коллизий и хаос, образующийся в моменты столкновения противоположных общественных тенденций. В свою очередь, эти столкновения служат почвой для формирования возможностей их существования в различные исторические периоды. Поэтому сознательное создание условий для существования таких тенденций делает возможным для социума и общества реализацию возможностей в наличествующую реальность в разных сферах жизни и областях производства.
Следует отметить, что существуют определённые условия и сопутствующие факторы для того, чтобы тенденции перешли в ранг законов. Среди таких факторов – достижения научно-технического прогресса. Однако не стоит забывать, что по своей сути научно-технический прогресс является закономерностью общественного развития. Опираясь на данное суждение, можно смело делать вывод, что один из законов общественной деятельности выступает закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса. Этот закон уходит своими корнями в далёкое историческое прошлое, иными словами он историчен. Имеет объективные характеристики во времени и пространстве, которые базируются на общественных потребностях и способностях, связанных с предметные синтезом науки и техники.
Благодаря своей функциональности, закон проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека в отдельности и общества в целом.
Закон соединение реальных возможностей общества с достижениями научно-технического прогресса открыли в конце XX в. В. П. Петров предложил его выделить в отдельный закон. В Новейшее время, опираясь на знания закона, описанного выше, можно говорить об инновационном прогрессе, условия для которого создаются в обществе.
Возвращаясь к вопросу о том, в чём же истинное отличие законов природы от законов общества, можно сделать вывод, что они имеют различные механизмы реализации.
Очевидно то, что законы природы, также как и законы общества, объективны. Связь между процессами и явлениями в законах обязательно устойчивая, периодически повторяющаяся, существенная и необходимая. Однако различия состоят ещё в и том, что в природе все эти связи происходят по инерции. К примеру, мяч, который подбросили вверх, обязательно упадёт на пол, под действием силы притяжения. В обществе объективизм законов зависит лишь от человека. При условии, что развитие личности влияет на ход истории, поскольку человек может способствовать как прогрессу общественной жизни, так и регрессу. Законы общества носят исторических характер и могут возникать и функционировать в разных исторических условиях по мере проявления определённых факторов для их открытия и деятельности.
Общественные законы действенны только в случае, когда общество и люди, его составляющие имеют цели и стремятся к их достижению. В расколотом обществе или обществе, состоящем из пассивных личностей, общественные законы не проявляются.
К. Маркс высказал мнение о том, что естественноисторический процесс обусловлен именно схожестью и различием между законами общества и законами природы. Это в полной мере характеризует общественное развитие. Естественноисторический процесс необходимый, закономерный, объективный и естественный, как и все природные процессы. При этом он ещё и исторический. В силу того, что он является результатом деятельности множества поколений людей.
Для реализации законов общественного процесса характерны понятия «объективные условия» и «субъективный фактор».
Объективные условия – обстоятельства и феномены социально-экономического характера, которые не зависят от воли и сознания людей, необходимые для формирования определённого исторического явления (к примеру: смена формы общественно экономического направления). Но по своей сути эти условия неполноценны.
Только в купе с субъективным фактором может произойти или нет конкретное историческое или общественное событие. Объективные условия полностью зависят от субъективного фактора.
Субъективный фактор – это имеющая цель, осознанная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, правящей элиты, отдельных личностей, которая обращена на трансформацию, созревание или на сохранение объективных условий общественного существования.
Следует заметить, что не всегда субъективный фактор может быть прогрессивным, регрессивный характер тоже присущ ему.
Согласованность объективных условий и субъективного фактора проявляется в том, что история создаётся людьми, но это происходит не по их желанию и взглядам, а в соответствии с определёнными условиями, продиктованными конкретным историческими условиями.
Наполеон, Ф. Рузвельт, В. Ленин, А. Гитлер, И. Сталин, конечно, обуславливали свойства одного исторического периода, но именно этот исторический период породил этих личностей и создал условия для формирования в них определённых качеств и особенностей. Не было бы этих личностей, были бы другие, с иными именами, но с примерно такими же способностями, потребностями и личными качествами, которые всё равно бы сотворили то, что характерно той исторической эпохе.
Концепции развития общества
Сложный и противоречивый общественный процесс может носить характер поступательного развития и скачкообразного движения. Некоторые учёные высказывают мнения о том, что общественное развитие происходит по синусоиде. Это значит, что вначале происходит подъём к пику совершенства, а после процесс идёт на спад опять в начало, таким образом, снова наступает упадок общественного развития.
В силу всех обозначенных фактором можно сделать вывод, что концепции общественного развития имеют формационный и цивилизованный характер.
Формационная концепция
Общественно-экономическая формация – это понятие, которое применяется в марксизме. Основа формации представляет собой способ производства материальных благ.
Общественно-экономическая формация (по Марксу) – это исторически оформленное общество в конкретный период его экономического развития.
Каждая формация – социальный организм со своими особенностями, который формируется и развивается на основе присущих ему закономерностей. При этом общественно-экономическая формация – это определённый этап в развитии общества.
К. Маркс выдвигал мнение о том, что общественное развитие – это стройный порядок нескольких формаций, которые способствуют изменению способа производства, а он, в свою очередь, влечёт за собой перемены в производственных отношениях. В силу этого мнения к. Маркс выделил в истории общества пять общественно-экономических формаций:
Учёный говорит о том, что перемены формаций происходят в момент, когда обостряются противоречия в определённый момент общественного развития. Назревание этих противоречий характеризуется несоответствием способа производства со сложившимися производственными отношениями. Это создаёт условия для смены одной общественной формации на другую. При этом каждая следующая формация становится более прогрессивной по отношению ко всем предыдущим.
Сегодня мы смело можем говорить, что деление К. Маркса общественной истории на формации несовершенное. Но нельзя не признать тот факт, что это был несомненный вклад в науку об обществе и социальную философию именно в период XIX в.
С современных позиций понимания концепций формации, следует уточнить некоторые моменты. Определённо К. Маркс ничего не говорил о переходных периодах от одной формации к другой, кроме того он никак не характеризовал эти этапы общественного развития. Кроме того, не во всех странах и не все народы смогла пройти все уровни общественной формации.
В России отсутствовал рабовладельческий строй, В Монголии буржуазное общество не достигло высокого уровня развития, Китай от феодальных отношений перешёл в конвергенциональнкю плоскость.
Кроме того в формациях, предложенных К. Марксом, есть недосказанность относительно определения меры производительных сил рабовладельческого и феодального общества. Относительно фазы социализма, которая является частью коммунистической формации, есть специфические суждения. Более того, коммунистическая формация имеет утопический характер.
Проблематика межформационного периода никак не описана и нет суждений о том, что во времена перехода от одной формации к другой существует возможность возврата на этап предыдущей формации или повторения характерных особенностей в течение периода времени, который никак не обозначен с исторической точки зрения.
Опираясь на эти причины, можно говорить о том, что цивилизованная концепция общественного развития представляется достаточно предметной.
Цивилизационная концепция
Автором цивилизационной концепции, с небольшой оговоркой, выступает британский учёный А. Тойнби. «Исследование истории» его труд, включающий в себя двенадцать томов, где он предпринял попытку объяснить смысл исторического процесса, используя метод систематизации множества фактов, прибегая к общенаучной классификации и используя философско-культурологические понятия.
В чём оговорка? В том, что задолго до А. Тойнби раскрыть проблематику периодов общественно-исторического развития пытался русский социолог Н. Я. Данилевский. В своём курсе лекций он обозначил свою позицию по данной проблеме. Кроме того, в своей работе «Россия и Европа», он ещё в XIX в. говорил о теории «культурно-исторических типов» или иными словами цивилизаций, которые развиваются подобно живым организмам.
Н. Я. Данилевский выделяет одиннадцать цивилизаций:
Это деление на цивилизации, предложенное Н. Я. Данилевским, безусловно, является серьёзным вкладом в развитие социальной науки и философии, поэтому игнорировать его вклад в науку естественно несправедливо.
Цивилизация – совокупность духовно-материальных достижений общества.
Современные представления о понятии «цивилизация» так или иначе, опираются на суждения о том, что мир – это целостный объект или единое целое. Очень часто, но весьма ошибочно понятие «цивилизация» соотносят с понятием «культура». Однако культура имеет более широкое применение и находится с цивилизацией в отношениях «общее-единичное».
В философии существует своё понятие цивилизации. В общефилософском смысле её можно определить как меру определённой стадии общественного развития. В свою очередь, в социально-философском смысле всемирно-исторический процесс характеризуется через призму цивилизации и определяет конкретный тип развития общества.
Цивилизация – социальная форма движения материи.
Концепция А. Тойнби представляет собой анализ истории человечества посредством чередования ряда цивилизаций.
Цивилизация по А. Тойнби – стабильное единство людей, которые выбирают одни и тех же религиозные обычаи и географические пределы.
Всемирная история являет собой совокупность цивилизаций:
А. Тойнби высказывает мнение о том, что в истории человечества существовало не менее двух десятков различных локальных цивилизаций.
Основой мировоззрений А. Тойнби были две гипотезы:
А. Тойнби говорит о том, что каждая цивилизация имеет свой путь развития, отличный от пути, который присущ иной цивилизации. В силу этого учёный решается провести анализ исторических факторов общественного развития. Первым делом он поднимает вопрос о «законе вызова и ответа». Здесь имеется в виду само возникновение цивилизации и процесс дальнейшего развития и прогресс, который определяется способностью социума и отдельных личностей, дать целесообразный ответ на вызов, который сформировался в определённых исторических условиях. При этом учитываются и природные, и человеческие факторы.
Вот здесь весьма правильно вспомнить о теории, в которой сказано, что общество развивается по примеру синусоиды. Поскольку если общество не смогло адекватно ответить на вызов исторических условий, социальный организм ждёт упадок. Чтобы этого не произошло, а реакция вписалась в историю правильно развивать условия для формирования «творческого меньшинства». Это и учёные, и политики и творческая элита, которые способны генерировать новые идеи и реализовывать их, привлекая к этому процессу глобальную общественность.
Развитие цивилизации всегда влечёт за собой упадок. Конечно, его можно отсрочить, отодвинуть и даже избежать, но для этого необходимо рационально распоряжаться своими полномочиями, в первую очередь, правящей элите.
Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975гг.). Английский историк, дипломат, общественный деятель, социолог и философ. Уроженец Лондона. На его деятельность оказал огромное влияние О. Шпенглер. Благодаря чему, А. Тойнби стремиться придать новый смысл идеям общественно-политического развития человечества посредством теории круговорота локальных цивилизаций.
Вначале своих исследований он говорит о двадцати одной локальной цивилизации, после обдумываний и глубокого анализа оставляет лишь тринадцать. Творческая элита, по его мнению, определяет характер ответов на исторические выводы. Более того, именно те, чьё мнение носит инновационный характер, влекут за собой инертное большинство. Особенности этих ответов определяют специфику каждой из цивилизаций.
Анализ концепций общественного развития
Анализируя все свойства, которые присущи обеим концепциям – формационной и цивилизационной, можно сделать вывод, что они имеют и общее, и различное. Кроме того, при их сравнении видны недостатки и достоинства.
Правда в том, что диалектичность общественно исторического процесса подчинена определённым закономерностям тенденциям развития общества.
Анализ концепций предполагает: