Что необходимо для причастия

Как готовиться ко Святому Причащению

Под­го­товка к При­ча­стию — духов­ное дела­ние (духов­ные упраж­не­ния), пред­при­ни­ма­е­мое хри­сти­а­ни­ном (под руко­вод­ством свя­щен­ника, духов­ника), направ­лен­ное на дости­же­ние им осо­бого духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния ради «достой­ного» уча­стия в Таин­стве Евха­ри­стии.

К Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния необ­хо­димо себя под­го­то­вить молит­вою, и пока­я­нием. Кроме того, очень важно пом­нить, что под­го­тов­кой к При­ча­ще­нию должно явиться не только испол­не­ние опре­де­лён­ных пред­пи­са­ний, но вся наша жизнь, постро­ен­ная на еван­гель­ских прин­ци­пах. Необ­хо­димо не просто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Христа, всеми силами души желать соеди­не­ния с Ним.

Молитва домаш­няя и цер­ков­ная

Суще­ствует молитва домаш­няя и цер­ков­ная. Жела­ю­щий при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн должен молит­венно под­го­то­вить себя к этому: больше и усерд­нее молиться дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.

Нака­нуне при­ча­стия при­нято посе­щать вечер­нее хра­мо­вое бого­слу­же­ние.

Для молит­вен­ной под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию нака­нуне при­ча­стия нужно про­чи­тать:

Суще­ствует, кроме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чтения трёх кано­нов и ака­фи­ста перед при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин:

(На Свет­лой сед­мице вместо этих кано­нов обычно бла­го­слов­ля­ется читать Пас­халь­ный канон).

Если чело­век хочет читать каноны и ака­фи­сты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение при­не­сти не может.

Перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3–7 днев­ный пост перед При­ча­стием.

Пост, кроме огра­ни­че­ний в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обык­но­вен­ного, а также воз­дер­жаться от посе­ще­ния театра, про­смотра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музыки. Нужно соблю­дать телес­ную и душев­ную чистоту. Супру­гам должно в день до при­ча­стия воз­дер­жи­ваться от телес­ного обще­ния.

Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ется стро­гий пост – полное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ется что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью также должны воз­дер­жаться от своей стра­сти). Жиз­ненно важные лекар­ства едой не явля­ются, их можно при­ни­мать и после полу­ночи.

Настро­е­ние и пове­де­ние

Гото­вя­щийся ко Свя­тому При­ча­ще­нию должен при­ми­риться со всеми и беречь себя от чув­ства злобы и раз­дра­же­ния, удер­жи­ваться от осуж­де­ния и всяких непо­треб­ных мыслей, раз­го­во­ров, про­водя время, насколько это воз­можно, в уеди­не­нии, в чтении Слова Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­ного содер­жа­ния.

Испо­ведь

Перед Таин­ством Свя­того При­ча­ще­ния при­нято очи­стить свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, искренне испо­ве­дав свои грехи Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника или епи­скопа.

Перед испо­ве­дью сле­дует при­ми­риться как с обид­чи­ками, так и с оби­жен­ными, сми­ренно испро­сив у всех про­ще­ния. Задача под­го­товки к испо­веди – найти кон­крет­ные каче­ства своей души, свойств харак­тера, поступки, собы­тия или состо­я­ния, нару­ша­ю­щие Запо­веди Божии, пре­пят­ству­ю­щие бого­об­ще­нию. Во время испо­веди сле­дует открыть всё, что тяго­тит душу, ни в чем себя не оправ­ды­вая и не пере­ла­гая вины на других.

Жела­тельно испо­ве­даться нака­нуне при­ча­стия вече­ром, чтобы утром участ­во­вать в литур­гии. (Важно! На первую в жизни испо­ведь или после дол­гого пере­рыва лучше прийти не в вос­крес­ный день, когда храмы полны при­хо­жан. У свя­щен­ника просто не будет вре­мени подробно вас испо­ве­до­вать. Также жела­тельно пре­ду­пре­дить свя­щен­ника, что вы нико­гда ранее не испо­ве­до­вали грехи.) В край­нем случае, можно испо­ве­даться и утром, до начала литур­гии. После окон­ча­ния литур­гии, перед при­ча­стием в неко­то­рых храмах испо­ве­дуют малень­ких детей и боля­щих. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась — край­нее небре­же­ние к Таин­ству.

Дети до 7 лет могут при­ча­щаться без испо­веди (далее они могут испо­ве­до­ваться не перед каждым при­ча­стием, но полу­чив на него бла­го­сло­ве­ние).

Перед Св. При­ча­ще­нием и во время Св. При­ча­ще­ния

Святые Дары выно­сятся из алтаря при воз­гласе «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите». При этом при­нято про­пу­стить вперёд детей, пожи­лых и немощ­ных при­хо­жан. Под­ходя к Чаше, нужно забла­го­вре­менно сло­жить кре­сто­об­разно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно кре­ститься, дабы неча­янно не толк­нуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно про­из­не­сти своё полное хри­сти­ан­ское имя, широко открыть уста (рот) и бла­го­го­вейно, с полным созна­нием свя­то­сти вели­кого Таин­ства, при­нять Тело и Кровь Хри­стову и тотчас же про­гло­тить. Приняв Св. Тайны, не кре­стясь поце­ло­вать край Чаши и тотчас же отойти к сто­лику, чтобы вку­сить частицу просфоры и запить теп­ло­той.

После Св. При­ча­ще­ния

До цело­ва­ния напре­столь­ного креста в руках свя­щен­ника из церкви ухо­дить не при­нято. Также сле­дует выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы (или про­честь их, придя домой).

В день Св. При­ча­ще­ния – вести себя бла­го­го­вейно и бла­го­чинно, дабы «честно соблю­сти в себе Христа при­ня­того».

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е.

Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак (для боля­щих на прак­тике дела­ются послаб­ле­ния), 9‑е пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния (подроб­нее).

Источник

Подготовка к причастию

про­то­и­е­рей Димит­рий Кар­пенко

доклад на XX съезде духо­вен­ства Бел­го­род­ской и Ста­ро­ос­коль­ской епар­хии

…если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день ( Ин. 6:53-54 )

Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство! Все­чест­ные отцы, братья и сестры!

Еван­гель­ская запо­ведь, данная нам Хри­стом Спа­си­те­лем о необ­хо­ди­мо­сти вку­ше­ния Его Тела и Крови, явля­ется тем осно­ва­нием, на кото­ром сози­ждется Цер­ковь. Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина это утвер­жде­ние пред­став­ля­ется настолько оче­вид­ным, что, каза­лось бы, оно не тре­бует какого-то спе­ци­аль­ного дока­за­тель­ства, ведь дей­стви­тельно, без таин­ства при­ча­ще­ния невоз­можна истин­ная духов­ная жизнь. В то же время, в цер­ков­ной среде до сих пор нет одно­знач­ного мнения по поводу того, как часто сле­дует веру­ю­щему пра­во­слав­ному народу при­сту­пать к таин­ству при­ча­стия и какова должна быть под­го­товка к этому таин­ству.

Для начала хоте­лось бы при­ве­сти несколько цитат: Всех верных, вхо­дя­щих в цер­ковь и писа­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на молитве и святом при­ча­ще­нии до конца, яко без­чи­ние в церкви про­из­во­дя­щих, отлу­чати подо­бает от обще­ния цер­ков­ного (9 Апо­столь­ское пра­вило). По объ­яс­не­нию круп­ней­шего тол­ко­ва­теля кано­нов пат­ри­арха Фео­дора Валь­са­мона «опре­де­ле­ние насто­я­щего пра­вила весьма строго. Ибо отлу­чает быва­ю­щих в церкви, но не оста­ю­щихся до конца и не при­ча­ща­ю­щихся. И другие пра­вила (80 пра­вило VI Все­лен­ского Собора, и 11 пра­вило Сар­ди­кий­ского Собора) подоб­ным обра­зом опре­де­ляют, чтобы все были готовы и достойны при­ча­ще­ния, и под­вер­гают отлу­че­нию не при­ча­ща­ю­щихся в три вос­крес­ных дня».

Таким обра­зом, мы видим, что при­ча­стие пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, совесть кото­рого не отя­го­щена смерт­ными гре­хами, за каждой литур­гией явля­ется кано­ни­че­ской нормой Церкви, отступ­ле­ние от кото­рой чре­вато отпа­де­нием от Церкви.

Сего­дня мы можем наблю­дать, что все боль­шее коли­че­ство наших при­хо­жан стре­мятся к тому, чтобы при­сту­пать к свя­тому при­ча­стию не от случая к случаю (раз в посту), а регу­лярно. Неред­кими ста­но­вятся случаи, когда миряне выска­зы­вают жела­ние при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Вместе с этим воз­ни­кают вполне закон­ные вопросы о том, какова должна быть норма под­го­товки к таин­ству при­ча­ще­ния.

Сло­жив­ша­яся цер­ков­ная прак­тика гово­рит нам о необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния трех-днев­ного поста перед при­ча­стием, вычи­ты­ва­ния после­до­ва­ния состо­я­щего из трех кано­нов и пра­вила к свя­тому при­ча­ще­нию, вечер­них и утрен­них молитв, обя­за­тель­ной испо­веди нака­нуне, либо в сам день при­ча­стия. Разу­ме­ется, при­ча­щаться воз­можно лишь нато­щак. Данная прак­тика, кото­рая стала почти что цер­ков­ным пра­ви­лом, стала нормой для боль­шин­ства при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. При этом мы должны пони­мать, что данная прак­тика не явля­ется древ­ней и не имеет ста­туса собор­ного поста­нов­ле­ния.

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е. Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак, 9 пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния.

Под­водя итог можно ска­зать, что согласно кано­нам Церкви пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может при­сту­пать к при­ча­стию нато­щак (не вкушая пищи с полу­ночи), для тех пра­во­слав­ных хри­стиан, кто состоит в браке, нака­нуне при­ча­стия необ­хо­димо супру­же­ское воз­дер­жа­ние. Объем молит­вен­ного пра­вила, необ­хо­ди­мость соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ная испо­ведь перед при­ча­стием кано­нами Церкви не регла­мен­ти­ру­ются.

Все это, конечно, не гово­рит о том, что молит­вен­ное пра­вило, пост­ные дни и испо­ведь должны отсут­ство­вать в жизни пра­во­слав­ных хри­стиан. Суще­ству­ю­щая в Рус­ской Церкви прак­тика под­го­товки к при­ча­стию, в том случае, если чело­век при­ча­ща­ется лишь несколько раз в году, совер­шенно понятна и оправ­данна для тех, кто при­ча­ща­ется редко. Дей­стви­тельно, если чело­век боль­шую часть цер­ков­ного года не живет цер­ков­ной жизнью, не соблю­дает посты уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью, не имеет опыта домаш­ней келей­ной молитвы, для него будет полез­ным про­ве­сти опре­де­лен­ную духов­ную работу над собой, перед тем как при­ча­ститься. Вопросы воз­ни­кают тогда, когда миряне, живу­щие пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью, посе­ща­ю­щие регу­лярно бого­слу­же­ния, соблю­да­ю­щие все уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, изъ­яв­ляют жела­ние при­ча­щаться на каждой вос­крес­ной литур­гии. Как быть в этом случае с обя­за­тель­ным трех-днев­ным постом, учи­ты­вая, что пост в суб­боту вос­пре­ща­ется 64 Апо­столь­ским пра­ви­лом (Аще кто из клира усмот­рен будет постя­щимся в день Гос­по­день, или в суб­боту, кроме единые токмо (Вели­кия суб­боты): да будет извер­жен. Аще же миря­нин: да будет отлу­чен)?

Не думаю, что будет боль­шим сек­ре­том ска­зать о том, что гото­вя­щийся к совер­ше­нию литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тель не соблю­дает допол­ни­тель­ных пост­ных дней перед при­ча­стием, кроме тех постов, кото­рые уста­нов­лены Цер­ко­вью. На это можно услы­шать воз­ра­же­ние о том, что свя­щен­ник не может совер­шать литур­гию не при­ча­стив­шись, но ведь именно об этом гово­рят каноны и в отно­ше­нии мирян. 9 Апо­столь­ское пра­вило мы уже при­во­дили. Что каса­ется под­го­товки к при­ча­стию, то свя­щен­ники не имеют какого-либо осо­бого при­ви­ле­ги­ро­ван­ного поло­же­ния, о чем и пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Но есть случаи, когда свя­щен­ник не отли­ча­ется от под­на­чаль­ного, напри­мер, когда нужно при­ча­щаться Св. Тайн. Мы все оди­на­ково удо­ста­и­ва­емся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал свя­щен­ник, иное народ и где не поз­во­лено было народу при­об­щаться того, чего при­об­щался свя­щен­ник, людям запре­ща­лось соучаст­во­вать в том, что было для свя­щен­ни­ков. Ныне не так — но всем пред­ла­га­ется одно Тело и одна Чаша…».

Таким обра­зом, мы видим, что воз­ни­кает опре­де­лен­ная кол­ли­зия – свя­щен­ник совер­ша­ю­щий литур­гию осво­бож­да­ется от необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­стием, миря­нин, изъ­явив­ший жела­ние при­ча­щаться каждый вос­крес­ный день вынуж­ден помимо прочих постов соблю­дать трех­днев­ный пост перед при­ча­стием, нару­шая при этом 64 Апо­столь­ское пра­вило, запре­ща­ю­щее пост в суб­боту.

Как обстоит дело в других Помест­ных Церк­вах? Сразу сле­дует ска­зать, что нам не уда­лось про­ве­сти все­объ­ем­лю­щего иссле­до­ва­ния в отно­ше­нии прак­тик всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. В миро­вом пра­во­сла­вии нами условно были опре­де­лены две основ­ные тра­ди­ции – условно гре­че­ская и условно рус­ская. Гре­че­ская прак­тика, к кото­рой мы отно­сим при­ходы Кон­стан­ти­но­поль­ской, Алек­сан­дрий­ской, Антио­хий­ской, Иеру­са­лим­ской, Эллад­ской, Кипр­ской Церк­вей пред­по­ла­гает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян за литур­гией без обя­за­тель­ной испо­веди. При­хо­жане ста­ра­ются при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье, при этом испо­ведь совер­ша­ется в отдель­ное от литур­гии время и никак не свя­зана с при­ча­стием. Более того, испо­ве­до­вать может не всякий свя­щен­но­слу­жи­тель, а только тот, кто полу­чил спе­ци­аль­ную гра­моту от архи­ерея, кото­рая дает право на совер­ше­ние испо­веди. Обычно подоб­ное раз­ре­ше­ние выда­ется свя­щен­но­слу­жи­телю, кото­рый уже имеет доста­точ­ный пас­тыр­ский опыт. Сам факт руко­по­ло­же­ния в свя­щен­ники в гре­че­ской тра­ди­ции еще не озна­чает, что ново­ру­ко­по­ло­жен­ный батюшка сразу полу­чает власть «вязать и решить».

В Серб­ской Церкви нет еди­но­об­ра­зия: все зави­сит от того, где «батюшка учился». Выпуск­ники гре­че­ских духов­ных школ пере­ни­мают тра­ди­ции Эллад­ской Церкви, а свя­щен­ники рус­ской школы счи­тают испо­ведь непре­мен­ным пред­две­рием при­ча­ще­ния, а во вне­пост­ное время многие из них при­ча­щаться не сове­туют.

Самая моло­дая Помест­ная Цер­ковь – Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­рике, кото­рая еще в про­шлом веке имела те же самые про­блемы, кото­рыми мы зада­емся в данном выступ­ле­нии, в насто­я­щий момент явля­ется одной из наи­бо­лее дина­мично раз­ви­ва­ю­щихся Церк­вей в Север­ной Аме­рики. Под­го­тов­кой к при­ча­стию явля­ется сама Литур­гия по слову свя­того Нико­лая Кава­силы: «псалмы и чтения Писа­ний преду­го­тов­ляют нас к освя­ще­нию Свя­тыми Тай­нами». Каждый верный при­ча­ща­ется за каждой Литур­гией. Канон ко свя­тому при­ча­ще­нию и молитвы ко при­ча­ще­нию входят в домаш­нее молит­вен­ное пра­вило.

Допол­ни­тель­ного поста не тре­бу­ется. Соблю­де­ние поста по средам и пят­ни­цам, а также боль­ших постов явля­ется доста­точ­ным. Т.е. к верным предъ­яв­ля­ются те же тре­бо­ва­ния, кото­рые выпол­няют сами свя­щен­ники (цитату из Свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на этот счет мы уже при­во­дили).

Испо­ведь тре­бу­ется регу­ляр­ная (по совету свя­щен­ника – раз в один-два месяца), по соб­ствен­ному жела­нию веру­ю­щего (в боль­шин­стве храмов всегда можно поис­по­ве­ды­ваться до начала литур­гии или после вечерни), в случае если верный впал в смерт­ный грех (убий­ство, пре­лю­бо­де­я­ние, идо­ло­по­клон­ство – вклю­чая уход из церкви на дли­тель­ный период). В Вели­ком Посту испо­ведь обя­за­тельна для всех.

Еще в 70‑х годах про­шлого сто­ле­тия пра­во­слав­ные хри­сти­ане Аме­рики жили в тра­ди­ции «неча­стого» при­ча­стия. Бла­го­даря уси­лиям таких про­слав­лен­ных пас­ты­рей как про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман и про­то­пре­сви­тер Иоанн Мей­ен­дорф сего­дня посе­ща­е­мость вос­крес­ных литур­гий и празд­ни­ков в Пра­во­слав­ной Церкви в Аме­рике (кото­рая не имеет ника­ких других ресур­сов кроме, соб­ственно, цер­ков­ных) – самая высо­кая среди всех пра­во­слав­ных юрис­дик­ций США.

Увы, не во всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах ситу­а­ция столь бла­го­при­ят­ная. Многим из нас зна­кома совре­мен­ная прак­тика Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­рой после­до­ва­ние литур­гии почти повсе­местно исклю­чает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян, т. к. предъ­яв­ля­е­мые тре­бо­ва­ния для при­ча­ще­ния неоправ­данно строги – месяц поста перед при­ча­стием. След­ствием этого стали полу­пу­стые храмы Бол­га­рии.

Хочет ли Рус­ская Цер­ковь пойти по стопам пра­во­слав­ных Бол­га­рии или нет – зави­сит от той пози­ции, кото­рую будет отста­и­вать духо­вен­ство нашей Церкви. Нам пред­став­ля­ется, что суще­ству­ю­щее раз­но­об­ра­зие бого­слу­жеб­ных тра­ди­ций в раз­лич­ных Помест­ных Церк­вах есть совер­шенно нор­маль­ное и объ­яс­ни­мое явле­ние. Но отно­ше­ние к таин­ствам не может быть тра­ди­цией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем гово­рить лишь о том, кто более, а кто менее соот­вет­ствует тому, что назы­ва­ется Пре­да­нием Церкви.

Разу­ме­ется, речь не идет о том, чтобы снять все воз­мож­ные огра­ни­че­ния и при­ча­щать всех подряд без раз­бора. Как мы уже и гово­рили, для людей при­ча­ща­ю­щихся редко суще­ству­ю­щая прак­тика явля­ется вполне оправ­дан­ной. Но задача пас­тыря в том, чтобы вдох­нов­лять верных для посто­ян­ного уча­стия в Таин­ствах и помочь выра­бо­тать разум­ное и посиль­ное пра­вило под­го­товки. В том случае, если сам верный хочет более пол­ного уча­стия в Таин­ствах, мы должны вся­че­ски под­дер­жи­вать такое стрем­ле­ние и выра­бо­тать разум­ные пас­тыр­ские под­ходы. В этом вопросе нам весьма необ­хо­димо то, что в пра­во­слав­ном бого­сло­вии назы­ва­ется consensus patrum, т.е. «согла­сием отцов». И если свя­то­оте­че­ский consensus patrum по данной про­бле­ма­тике одно­зна­чен, согла­сие отцов ныне здрав­ству­ю­щих не всегда оче­видно.

Пред­став­ля­ется целе­со­об­раз­ным, опи­ра­ясь на каноны Церкви, опре­де­лить инди­ви­ду­аль­ный подход для каж­дого при­хо­жа­нина, учи­ты­вая име­ю­щийся у него опыт цер­ков­ной жизни. В том случае, если чело­век изъ­яв­ляет жела­ние регу­ляр­ного при­ча­стия за каждой вос­крес­ной литур­гией (что идеале должно стать нормой для всех при­хо­жан) воз­можно пре­по­да­ние бла­го­слов­ле­ния на при­ча­ще­ние без допол­ни­тель­ного трех-днев­ного поста (разу­ме­ется, с обя­за­тель­ным соблю­де­нием име­ю­щихся в Церкви постов). Объем молит­вен­ного пра­вила должен быть не меньше име­ю­ще­гося в наших молит­во­сло­вах Пра­вила ко свя­тому при­ча­ще­нию, вклю­ча­ю­щее в себя три псалма, канон и молитвы перед при­ча­ще­нием. Чтение трех кано­нов должно быть остав­лено на усмот­ре­ние гото­вя­ще­гося к при­ча­стию.

Вопрос об обя­за­тель­ной испо­веди, конечно, один из наи­бо­лее дели­кат­ных. Испо­ведь не явля­ется слу­жеб­ным таин­ством по отно­ше­нию к при­ча­ще­нию, и осо­бенно печально, когда испо­ведь мно­гими при­хо­жа­нами по мет­кому заме­ча­нию о. Алек­сандра Шме­мана вос­при­ни­ма­ется как «билет на при­ча­стие». Разу­ме­ется, что и здесь воз­мо­жен инди­ви­ду­аль­ный подход, осо­бенно в тех слу­чаях, если при­хо­жане (согласно 66 пра­вилу VI Все­лен­ского собора) желают при­ча­щаться во все дни Свет­лой сед­мицы. Пыта­ясь огра­дить мирян от фор­ма­ли­за­ции таин­ства при­ча­стия мы, по сути, фор­ма­ли­зуем таин­ство испо­веди, кото­рое из таин­ства «вто­рого кре­ще­ния» ста­но­вится одним из усло­вий для при­ча­стия.

В любом случае пас­тырь всегда должен пом­нить, что он не имеет права тре­бо­вать от пасо­мых того, что он сам не испол­няет. Не лишним для нас было бы пом­нить слова Христа: «…Вам, закон­ни­кам, горе, что нала­га­ете на людей бре­мена неудо­бо­но­си­мые, а сами и одним пер­стом своим не дотра­ги­ва­е­тесь до них» ( Лк. 11:46 ).

И завер­шить свое выступ­ле­ние хоте­лось бы сло­вами архи­манд­рита Ефрема, игу­мена Вато­пед­ского мона­стыря, ска­зан­ные им во время при­не­се­ния в Россию Пояса Пре­свя­той Бого­ро­дицы:

«Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще».

Источник

Памятка причастникам

Памятка хри­сти­а­нину, жела­ю­щему подойти к Святой Чаше для при­ча­ще­ния живо­тво­ря­щего Тела и Крови Христа Вла­дыки

Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин († 435) гово­рил о при­ча­ще­нии: «Мы не должны устра­няться от при­ча­ще­ния Гос­подня из-за того, что сознаем себя греш­ни­ками; но еще более и более с жаждою надобно поспе­шать к Нему для исце­ле­ния души и очи­ще­ния духа, однако ж с таким сми­ре­нием духа и верою, чтобы считая себя недо­стой­ными при­ня­тия такой бла­го­дати, мы желали больше лекар­ства для наших ран. А иначе и в год одна­жды нельзя достойно при­ни­мать при­ча­ще­ние, как неко­то­рые делают, кото­рые живя в мона­сты­рях, досто­ин­ство, освя­ще­ние и бла­го­твор­ность небес­ных таинств оце­ни­вают так, что думают, что при­ни­мать их должны только святые, непо­роч­ные; а лучше бы думать, что эти таин­ства сооб­ще­нием бла­го­дати делают нас чистыми и свя­тыми

Гораздо пра­виль­нее было бы, чтобы мы с тем сми­ре­нием сердца, по кото­рому веруем и испо­ве­дуем, что мы нико­гда не можем достойно при­ка­саться Святых Таин, в каждый День Гос­по­день при­ни­мали их для исце­ле­ния наших неду­гов, нежели, пре­воз­нес­шись сует­ным убеж­де­нием сердца, верить, что мы и после годич­ного срока бываем достойны при­ня­тия их1.

Глав­ными усло­ви­ями уча­стия в Евха­ри­стии явля­ются кре­ще­ние, вера и жизнь по запо­ве­дям Хри­сто­вым. Муче­ник Иустин Фило­соф отме­чал: «пища эта назы­ва­ется у нас Евха­ри­стией, и никому дру­гому не поз­во­ля­ется участ­во­вать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, омылся омо­ве­нием в остав­ле­ние грехов и в воз­рож­де­ние, и живет так, как предал Хри­стос» (Апо­ло­гия, п.66).

Необ­хо­ди­мым момен­том под­го­товки к Евха­ри­стии явля­ется также еван­гель­ское ( Мф.5:23-24 ) тре­бо­ва­ние при­ми­ре­ния с ближ­ними, с чле­нами хри­сти­ан­ской общины. В древ­нем хри­сти­ан­ском памят­нике «Дидахе» (Учение две­на­дцати апо­сто­лов) хри­сти­а­нам ука­зы­ва­ется: «В день Гос­по­день собрав­шись вместе, пре­ло­мите хлеб и бла­го­да­рите, испо­ве­давши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, име­ю­щий распрю с другом своим, да не при­хо­дит вместе с вами, пока они не при­ми­рятся, чтобы не осквер­ни­лась жертва ваша». (Дидахэ, 14,1–2).

Кроме того, не сле­дует забы­вать о таком важном моменте хри­сти­ан­ской жизни и под­го­товки к при­ча­стию как дела мило­сер­дия. Это еще одна древ­няя форма под­го­товки к Евха­ри­стии, без кото­рой вообще трудно гово­рить о хри­сти­ан­ской жизни. Про­яв­ле­ния его раз­но­об­разны, но если гово­рить о рас­смат­ри­ва­е­мом нами аспекте под­го­товки, это дары ближ­ним, кото­рые в древ­но­сти обя­за­тельно при­но­си­лись вместе с дарами для Таин­ства: «Между тем доста­точ­ные и жела­ю­щие, каждый по своему про­из­во­ле­нию, дают, что хотят, и собран­ное скла­ды­ва­ется у пред­сто­я­теля, и он имеет попе­че­ние о сиро­тах и вдовах, о всех нуж­да­ю­щихся вслед­ствие болезни или по другой при­чине, о нахо­дя­щихся в узах, о при­шед­ших в нужде» 2.

Под­го­товка к при­ча­ще­нию состоит из внут­рен­ней, и внеш­ней под­го­товки. Мы, говоря здесь об усло­виях уча­стия в Евха­ри­стии, не рас­смат­ри­ваем во всей пол­ноте эту под­го­товку, а гово­рим лишь о без­услов­ных при­чи­нах, пре­пят­ству­ю­щих При­ча­ще­нию, и в тех вопро­сах внеш­ней и внут­рен­ней под­го­товки, кото­рых мы здесь не кос­немся, чело­век сам само­вла­стен в при­ня­тии ответ­ствен­ного реше­ния при­сту­пать ко При­ча­стию или нет.

Внеш­няя под­го­товка вклю­чает в себя выпол­не­ние бла­го­че­сти­вых пред­пи­са­ний: очистка сове­сти через испо­ве­да­ние гре­хов­ных поступ­ков и помыс­лов на испо­веди; боль­шее в под­го­то­ви­тель­ный период уча­стие в бого­слу­же­нии и мень­шее в раз­вле­че­ниях; уве­ли­че­ние еже­днев­ного молит­вен­ного пра­вила; допол­ни­тель­ных аске­ти­че­ских упраж­не­ний (пост, поклоны, чтение Св. Писа­ния, помощь нуж­да­ю­щимся) и т.д.

Во внут­рен­ней под­го­товке первое и самое глав­ное – жела­ние при­ча­ститься, жажда Бога, живое чув­ство невоз­мож­но­сти жизни без и вне Христа. Пони­ма­ние того, что соеди­ня­ясь в Таин­стве с Ним мы обре­таем жизнь и край­нее жела­ние этого соеди­не­ния. Это не просто чув­ство как спон­тан­ная эмоция, воз­ни­ка­ю­щая и про­па­да­ю­щая. Это посто­ян­ное состо­я­ние души, когда она ощу­щает себя недо­ста­точ­ной без Христа, и только с Ним и в Нем обре­тает и пол­ноту жизни, и упо­ко­е­ние, и радость, и мир, и смысл своего суще­ство­ва­ния. Это состо­я­ние души, вообще говоря, есть, с одной сто­роны, как раз то, на что направ­лены духов­ные усилия чело­века, все его рели­ги­оз­ные труды, как внеш­ние (такие как воз­дер­жа­ние, молит­во­сло­вие, хож­де­ние в Цер­ковь, доб­ро­де­ла­ние) – так и внут­рен­ние (молитва, бого­мыс­лие).

С другой сто­роны, это бла­го­дат­ное состо­я­ние, ибо никто не может придти ко Христу, если не Отец при­вле­чет его ( Ин.6:44 ). Харак­те­ри­зу­ется это состо­я­ние нали­чием опре­де­лен­ных рели­ги­оз­ных (глу­боко свя­зан­ных с Богом) чувств: пока­я­ния, сми­ре­ния, бла­го­да­ре­ния Богу, страха Божия (сынов­него бла­го­го­вей­ного ощу­ще­ния Бога). Из всего этого есте­ственно рож­да­ется жажда Бога, кото­рая и удо­вле­тво­ря­ется совер­шен­ней­шим обра­зом в Таин­стве евха­ри­стии.

Если у чело­века в душе ничего этого нет – или, что, как пра­вило, бывает, есть, но в слабой, почти исче­за­ю­щей мере – то первое и глав­ное усло­вие внут­рен­ней под­го­товки к При­ча­стию и будет созда­ние в себе, хоть в малой мере, этого настро­е­ния души, этого жела­ния.

Наряду с этими оче­вид­ными рели­ги­оз­ными исти­нами, пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину, жела­ю­щему при­сту­пить к свя­тому Таин­ству При­ча­ще­ния, над­ле­жит пом­нить, что для того, чтобы При­ча­стие Гос­поду не было «в суд и осуж­де­ние», ему необ­хо­димо выпол­нить ряд сущ­ност­ных и дис­ци­пли­нар­ных усло­вий.

Сущ­ност­ные усло­вия опре­де­ляют само отно­ше­ние чело­века к сути При­ча­ще­ния и явля­ются сле­ду­ю­щими: осо­зна­ние смысла Таин­ства, искрен­нее жела­ние при­сту­пить к нему, душев­ный мир (мир с Богом, Цер­ко­вью, ближ­ними и с соб­ствен­ной сове­стью), цер­ков­ность, искрен­нее и ответ­ствен­ное стрем­ле­ние к бого­об­ще­нию и духов­ной жизни.

Выра­ботке дис­ци­пли­нар­ных усло­вий послу­жил боль­шой опыт жизни Церкви. К ним в насто­я­щее время могут быть отне­сены: трех­днев­ный пост, про­чи­ты­ва­ние опре­де­лен­ного молит­вен­ного пра­вила перед При­ча­ще­нием, посе­ще­ние вечер­него бого­слу­же­ния нака­нуне, испо­ведь. Дис­ци­пли­нар­ные усло­вия в особых слу­чаях (напри­мер, болезни чело­века, опас­ной или непро­стой жиз­нен­ной ситу­а­ции и т.д.) кор­рек­ти­ру­ются или даже совсем не испол­ня­ются.

Дис­ци­пли­нар­ные усло­вия не должны пере­кры­вать собою сущ­ност­ные, и ста­но­вится свое­об­раз­ным «биле­том» на при­ча­стие. Радость встречи со Хри­стом в Евха­ри­стии не должна затме­ваться или омра­чаться невоз­мож­но­стью испол­нить пред­пи­сы­ва­е­мую внеш­нюю тра­ди­цию в пол­ноте, глав­ное это внут­рен­няя под­го­товка сердца хри­сти­а­нина к при­ня­тию Спа­си­теля. Заме­тим, что такой акцент на внут­рен­нем, не озна­чает, что неважно внеш­нее. Пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство целостно и не есть «голый спи­ри­ту­а­лизм»; оно охва­ты­вает всего чело­века, всю его жизнь – и, прежде всего, внут­рен­нюю, но и внеш­нюю также; внут­рен­нее выра­жа­ется во внеш­нем, отра­жа­ется им, оформ­ля­ется внеш­ним. Но очень важно все иметь на своих местах. Глав­ное – это внут­рен­нее; внеш­ние формы только тогда имеют зна­че­ние, когда выра­жают это внут­рен­нее, а не наобо­рот.

1. Осо­зна­ние смысла. Хри­сти­а­нин должен ясно осо­зна­вать, что при­ча­ща­ется он Тела и Крови Хри­сто­вых для того, чтобы соеди­ниться с Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, всту­пить в бого­об­ще­ние, вку­сить вечерю Гос­подню для освя­ще­ния и очи­ще­ния от грехов, для соеди­не­ния во Христе со всей Цер­ко­вью, – а не только испол­нить некий непо­нят­ный для него рели­ги­оз­ный обряд.

2. Искрен­нее жела­ние. Хри­сти­а­нину необ­хо­димо иметь искрен­нее, глу­бо­кое и непри­нуж­ден­ное жела­ние при­ча­ще­ния. Это жела­ние должно быть соеди­нено с бла­го­го­ве­нием и чуждо вся­кого лице­ме­рия. Хри­сти­а­нин должен пом­нить, что «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Гос­подню недо­стойно, вино­вен будет против Тела и Крови Гос­под­ней ( 1Кор.11:27 )».

3. Душев­ный мир. Хри­сти­а­нин, под­хо­дя­щий к Чаше, должен всеми силами стре­миться к душев­ному миру и при­ми­ре­нию со всеми своими ближ­ними. Без такого стрем­ле­ния подойти к Таин­ству для хри­сти­а­нина невоз­можно. Гос­подь наш Иисус Хри­стос сказал: «Итак, если ты при­не­сешь дар твой к жерт­вен­нику и там вспом­нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком, и пойди прежде при­ми­рись с братом твоим, и тогда приди и при­неси дар твой» ( Мф.5:23-24 ).

4. Цер­ков­ность. Хри­сти­а­нин не должен нару­шать цер­ков­ные каноны (или отри­цать цер­ков­ные дог­маты), отлу­ча­ю­щие его от При­ча­ще­ния и Церкви, то есть нахо­диться в допу­сти­мых цер­ков­ной, пас­тыр­ской и кано­ни­че­ской тра­ди­цией рамках веры и нрав­ствен­ной жизни, так как «бла­го­дать дару­ется тем, кото­рые не нару­шают пре­де­лов веры и не пре­сту­пают пре­да­ний отцов» (Посла­ние к Дио­гнету). А в случае отступ­ле­ния от веры и совер­ше­ния тяжких грехов – прежде При­ча­ще­ния вос­со­еди­ниться с Цер­ко­вью в таин­стве Пока­я­ния.

5. Духов­ная жизнь. Хри­сти­ан­ская жизнь, к кото­рой при­зван каждый веру­ю­щий, невоз­можна без стрем­ле­ния испол­нять запо­веди Божьи. Духов­ная жизнь вклю­чает в себя посто­ян­ное понуж­де­ние себя к дела­нию добрых дел, а также про­тив­ле­ние воз­ни­ка­ю­щим в душе гре­хов­ным помыс­лам и соблаз­нам. Наряду с непре­рыв­ным нрав­ствен­ным само­ис­пы­та­нием и само­кон­тро­лем духов­ная жизнь невоз­можна без молитвы к Богу, чтения Еван­ге­лия Хри­стова, про­яв­ле­ни­ями любви к ближ­ним, истин­ного пока­я­ния и воз­дер­жа­ния. В каких бы аспек­тах духов­ная жизнь не про­яв­ля­лась, она должна иметь своим осно­ва­нием искрен­ние личные отно­ше­ния с Богом.

Из ука­зан­ных сущ­ност­ных усло­вий выте­кают после­ду­ю­щие дис­ци­пли­нар­ные усло­вия, кото­рые Цер­ковь пред­ла­гает как спо­соб­ству­ю­щие при­об­ще­нию к Богу и веде­нию пра­виль­ной духов­ной жизни.

6. Литур­ги­че­ский пост. Перед при­ча­стием по древ­ней­шей тра­ди­ции Церкви необ­хо­дим так назы­ва­е­мый литур­ги­че­ский пост, кото­рый заклю­ча­ется в том, что при­бли­зи­тельно с полу­ночи нака­нуне перед при­ча­стием ничего не едят и не пьют, ибо с древ­но­сти при­нято при­сту­пать к Святой Чаше нато­щак. В дни празд­нич­ных ночных служб (на Пасху, Рож­де­ство и т.д.) сле­дует пом­нить, что про­дол­жи­тель­ность литур­ги­че­ского поста состав­ляет не менее 6 часов перед при­ча­ще­нием.

Часто воз­ни­кает вопрос: если кто-нибудь утром в день при­ча­ще­ния, умы­ва­ясь, чистя зубы или при­ни­мая душ, слу­чайно про­гло­тил немного воды, может ли он при­ча­ститься? Свя­ти­тель Тимо­фей Алек­сан­дрий­ский в своём авто­ри­тет­ном в кано­ни­че­ском отно­ше­нии посла­нии отве­чает так: «Он должен при­ча­ститься. Ибо иначе сатана, обретя случай уда­лить его от При­ча­ще­ния, чаще будет делать то же».

Важно отме­тить, что приём необ­хо­ди­мого для жизни или нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти орга­низма лекар­ствен­ного сред­ства утром перед при­об­ще­нием ни в коей мере не явля­ется пре­пят­ствием для при­ня­тия Святых Таин. Поскольку прием неко­то­рых пре­па­ра­тов необ­хо­димо сопря­жен с при­ня­тием пищи или воды, эта пища или вода ни в коем случае не должны рас­смат­ри­ваться как нару­ше­ние литур­ги­че­ского поста.

7. Испо­ведь. Тра­ди­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви вклю­чает в себя пред­ва­ри­тель­ную испо­ведь перед при­ча­стием. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нам: «Да испы­ты­вает же себя чело­век, и таким обра­зом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недо­стойно, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало уми­рает» ( 1Кор.11:28-29 ). Испо­ведь перед При­ча­ще­нием может про­ис­хо­дить как нака­нуне вече­ром, так и утром непо­сред­ственно перед Литур­гией. В неко­то­рых слу­чаях (напри­мер, нака­нуне боль­ших цер­ков­ных празд­ни­ков) испо­ведь на при­хо­дах про­хо­дит за несколько дней до при­ча­ще­ния веру­ю­щих (из-за загру­жен­но­сти свя­щен­ни­ков). На неко­то­рых при­хо­дах также суще­ствует тра­ди­ция, когда хри­сти­а­нин при­ча­ща­ется чаще, чем испо­ве­ду­ется (напри­мер, при­ча­ща­ется за каждой литур­гией, а испо­ве­ду­ется раз в 2–4 недели); этой тра­ди­ции сле­дует и боль­шин­ство при­ход­ских свя­щен­ни­ков (осо­бенно, если они одни на при­ходе). В этом случае, при усло­вии отсут­ствия тяжких грехов, веру­ю­щий под­хо­дит к Чаше без пред­ва­ри­тель­ной испо­веди непо­сред­ственно перед При­ча­ще­нием.

8. Телес­ный пост. Жела­ю­щий при­ча­ститься должен поста­раться достойно при­го­то­виться к этому свя­тому Таин­ству. Ум не должен рас­се­и­ваться по мело­чам житей­ским и раз­вле­каться, а по воз­мож­но­сти должен быть сосре­до­то­чен на пред­сто­я­щей радост­ной для вся­кого хри­сти­а­нина встрече со Хри­стом в Таин­стве Евха­ри­стии.

Сред­ством к такой более сосре­до­то­чен­ной духов­ной жизни в дни под­го­товки к Таин­ству явля­ется, наряду с молит­вой пост (в цер­ков­ной прак­тике такой пост назы­ва­ется гове­нием). По тра­ди­ции пред­пи­сы­ва­ется воз­дер­жа­ние и огра­ни­че­ние в пище (мясной и молоч­ной). Телес­ный пост перед при­ча­стием может про­дол­жаться до несколь­ких дней. Общее пра­вило здесь таково: чем реже чело­век при­ча­ща­ется, тем строже и больше должен быть телес­ный пост, и наобо­рот. Напри­мер, если чело­век при­ча­ща­ется каждый вос­крес­ный день, то он не постится вовсе (или нака­нуне в суб­боту воз­дер­жи­ва­ется лишь от мясной пищи), несколько раз в год – постится три дня. А если чело­век при­ча­ща­ется еще реже то при­зван говеть неделю.

Мера телес­ного поста также обу­слав­ли­ва­ется семей­ными и соци­аль­ными обсто­я­тель­ствами (жизнь в нецер­ков­ной семье, тяжё­лый физи­че­ский и интел­лек­ту­аль­ный труд, труд­ный рабо­чий график и т.п.), и в этих усло­виях есте­ственно сни­жа­ется.

Отме­тим, что в соот­вет­ствии с кано­нами Пра­во­слав­ной церкви пост перед При­ча­стием пол­но­стью отме­ня­ется во время Свет­лой пас­халь­ной сед­мицы и в празд­нич­ные дни других Святок.

9. Уча­стие в бого­слу­же­нии и домаш­няя молитва. Так как хра­мо­вое бого­слу­же­ние поз­во­ляет лучше под­го­то­виться к литур­гии, нака­нуне При­ча­ще­ния чело­веку надо поста­раться придти в храм и помо­литься вместе со всеми на вечер­нем бого­слу­же­нии. Домаш­няя молитва в этот день вклю­чает в себя, кроме обыч­ных утрен­них и вечер­них молитв, чтение «После­до­ва­ния ко Свя­тому При­ча­ще­нию».

Рус­ская тра­ди­ция преду­смат­ри­вает также чтение трёх кано­нов: пока­ян­ного ко Гос­поду, молеб­ного ко Пре­свя­той Бого­ро­дице, и канона Ангелу-хра­ни­телю, однако обя­за­тель­ным про­чте­ние их явля­ется лишь в случае отсут­ствия на вечер­нем бого­слу­же­нии нака­нуне. По тра­ди­ции хри­сти­ане могут также читать эти каноны в тече­ние несколь­ких дней перед При­ча­стием.

Жела­ю­щие, по лич­ному усер­дию, могут про­чи­ты­вать также и другие молитвы, напри­мер, «Ака­фист Иисусу Слад­чай­шему» или другие. Однако мера молит­вен­ной под­го­товки в любом случае должна отве­чать своей задаче: духовно настро­ить чело­века к при­об­ще­нию к Богу и вызвать пока­ян­ные и в то же время радост­ные чув­ства, и не должна пре­вра­щаться в непри­ят­ную обя­зан­ность, неис­пол­не­ние кото­рой пол­но­стью или частично может отлу­чить чело­века от любви Божией.

10. Супру­же­ские отно­ше­ния. Древ­няя аске­ти­че­ская тра­ди­ция, под­креп­лен­ная авто­ри­тет­ными цер­ков­ными пра­ви­лами, пред­пи­сы­вает в ночь перед При­ча­ще­нием отка­заться от телес­ных супру­же­ских отно­ше­ний. Также дей­ствует совет без особой необ­хо­ди­мо­сти муж­чи­нам воз­дер­жи­ваться от При­ча­ще­ния в день после ноч­ного непро­из­воль­ного исте­че­ния, а жен­щи­нам – во время так назы­ва­е­мых «жен­ских дней». Однако в этих вопро­сах есть много тон­ко­стей, во многом ана­ло­гич­ных тому, что гово­рит свя­ти­тель Тимо­фей о слу­чай­ном погло­ще­нии воды: «ибо иначе сатана, обретя случай уда­лить его от При­ча­ще­ния, чаще будет делать то же». Поэтому данное дис­ци­пли­нар­ное пра­вило (впро­чем как и все прочие) надо при­ме­нять, сооб­ра­зу­ясь с ритмом и навы­ком цер­ков­ной жизни кон­крет­ного хри­сти­а­нина.

При­ча­ще­ние мла­ден­цев и детей. Для мла­ден­цев (малень­ких детей дошколь­ного воз­раста) в зави­си­мо­сти от воз­раста в той или иной мере отме­ня­ются все усло­вия, как дис­ци­пли­нар­ные, так и сущ­ност­ные. Про­ис­хо­дит это под одним усло­вием. Цер­ковь кре­стит и при­ча­щает нера­зум­ных мла­ден­цев по вере их роди­те­лей. В древ­ней Церкви кре­ще­ние мла­ден­цев про­ис­хо­дило только тогда, когда допод­линно было известно о хри­сти­ан­ской жизни их роди­те­лей, а также об их член­стве в той или иной хри­сти­ан­ской общине. Допол­ни­тель­ным гаран­том за цер­ков­ность семьи высту­пали вос­при­ем­ники (крест­ные) детей. Основ­ным моти­вом, кото­рый допус­кает подоб­ную прак­тику явля­ется то, что в семье где все при­ча­ща­ются Христа и живут цер­ков­ной жизнью мла­де­нец, не име­ю­щий воз­мож­но­сти соеди­ниться со Хри­стом, пред­стает как некое досад­ное «сре­до­сте­ние» в семье между при­ча­ща­ю­щи­мися роди­те­лями. Поэтому крайне жела­тельно, чтобы при­ча­ще­ние мла­ден­цев совер­ша­лось сов­местно с семьей или хотя бы вместе с одним из роди­те­лей. Ситу­а­ция, когда регу­лярно и часто при­ча­щают малень­ких детей, а роди­тели при­ча­ща­ются несколько раз в год, или не при­ча­ща­ются вовсе – не должна при­зна­ваться нормой. Для Церкви очень важно уча­стие в Евха­ри­стии всей семьи. Если в семье есть дети, то оче­видно дис­ци­пли­нар­ные тре­бо­ва­ния для обоих роди­те­лей (а осо­бенно для мам) зна­чи­тельно смяг­ча­ются. А для кор­мя­щих и мно­го­дет­ных мате­рей, в случае необ­хо­ди­мо­сти, они могут быть и пол­но­стью отме­нены.

По сло­жив­шейся тра­ди­ции дис­ци­пли­нар­ные усло­вия в пол­ноте не рас­про­стра­ня­ются и на детей более стар­шего воз­раста. Испо­ведь про­ис­хо­дит, как пра­вило, не раньше семи­лет­него воз­раста (а в случае инди­ви­ду­аль­ной него­тов­но­сти ребенка и позже, напри­мер, в 9 или 10 лет). Меру телес­ного и литур­ги­че­ского поста, молитвы, уча­стия детей в бого­слу­же­нии необ­хо­димо опре­де­лять роди­те­лям, согла­со­вы­ва­ясь со свя­щен­ни­ком. Важно посте­пенно и мягко вос­пи­ты­вать в ребенке стрем­ле­ние и воз­мож­ность воз­дер­жаться от приема пищи и по воз­мож­но­сти воды перед При­ча­ще­нием, сооб­ра­зу­ясь при этом с физи­че­ским, мораль­ным состо­я­нием ребенка, с вре­ме­нем, потра­чен­ным на дорогу к храму, с про­дол­жи­тель­но­стью бого­слу­же­ния, с уста­ло­стью ребенка. Литур­ги­че­ский (а тем более телес­ный) пост не должен быть ни физи­че­ски, ни морально обре­ме­ни­те­лен для малень­кого хри­сти­а­нина и затме­вать его радость встречи со Хри­стом.

Важно вос­пи­ты­вать в ребенке соб­ствен­ную волю в этих вопро­сах под­го­товки, пускай ребе­нок отка­жется даже от самого малого или ничтож­ного, но сде­лает это сам, соб­ствен­ной волею, чем он что-то будет делать под­чи­ня­ясь роди­те­лям или «из под палки».

Недо­пу­стимо при­ча­ще­ние мла­ден­цев (малень­ких детей) в случае явного их неже­ла­ния и про­тив­ле­ния. Необ­хо­димо в этом случае, успо­ко­ить ребенка, а в сле­ду­ю­щий раз лучше под­го­то­вить к приему этого вели­кого Таин­ства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *