Что необходимо для преподавания в школе
«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов
Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».
Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.
Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.
Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.
Кто такой эксперт?
Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:
Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.
Зачем преподавать?
Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.
Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:
Как выстроить личный бренд эксперта?
Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?
Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.
Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.
Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.
Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.
Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.
Как трансформировать знания в обучающий продукт?
Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.
Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:
В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.
Как составить план занятия?
К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.
Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.
Введение
«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.
Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.
Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.
Основная часть
Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.
Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.
Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.
После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.
Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.
Заключение
Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная. Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее. Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.
Финишная прямая
После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:
Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.
На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.
К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.
В заключение
Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.
Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
У кого есть право на преподавание?
Анна Колодина
Кто имеет право на преподавание? Чему нужно научиться, перед тем как устроиться на работу преподавателем? Поговорим о требованиях, которые нужны для педагогической деятельности:
Речь в основном пойдёт об уровне необходимого образования и требованиях, которые работодатели предъявляют к потенциальным педагогам.
Что нужно для преподавания в школе?
Чтобы преподавать в школе, нужно иметь:
Однако работодатель, то есть школа, имеет право завышать или занижать планку требований к квалификации соискателей. В таком случае решение принимает аттестационная комиссия, оценивая фактический профессионализм потенциального преподавателя.
Посмотрим на требования к учителям московских школ:
Что нужно для преподавания в вузе?
Чтобы преподавать в вузе, нужно:
Что нужно для преподавания в ссузе?
Чтобы преподавать в ссузе, нужно:
На практике получается так, что можно устроиться и без диплома:
Что нужно для преподавания на курсах или в качестве репетитора?
С этим пунктом всё гораздо проще, так как устроиться на работу преподавателем курсов или репетитором зачастую можно при достаточном знании выбранного предмета. Хотя есть и исключения.
Снова обратимся к поиску вакансий в этих сферах:
Вывод: в большинстве случаев всё логично и просто — право на преподавание и получение работы педагогом есть у людей с образованием!
Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать
Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.
По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями. Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть. Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.
От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка
Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).
Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.
Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.
Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.
После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.
По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.
Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий
Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.
2 года — профильная переподготовка
Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.
Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.
Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.
На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть. Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете. Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.
От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура
Где учат. Любой педагогический вуз.
По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.
Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.
Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.
«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!
Советы для начинающих преподавателей
Диляра Кашапова
28 августа 2018 • 14:44
Автор Skyteach и преподаватель школы Skyeng Диляра Кашапова сделала адаптивный перевод презентации, обобщила и наглядно представила основные идеи. Их можно разделить на несколько блоков.
Начнем с организационных моментов
На первом месте для вас должна стоять организация. Когда она налажена, работа упрощается.
1. Будьте организованы и учите этому своих учеников.
Это поможет вам сэкономить много времени. Поддержание чистоты рабочего места может даже уберечь вас от потенциальных болезней. Когда дети подходят к столу за помощью, зачастую начинают прикасаться к вещам грязными руками.
2. Все материалы должны храниться в одном месте.
Убирайтесь в конце каждого рабочего дня, и следующим утром вам не придется долго искать необходимое. Не забудьте также вымыть доску. Пусть утро начинается с чистого листа.
3. Приходите рано и уходите вовремя.
Не задерживайтесь подолгу, это помешает вам эффективно работать. Начинайте со срочного. Выясните, что действительно важно и необходимо, и приступайте к этим делам. Используйте один бумажный, и один электронный календарь, чтобы не сойти с ума, запоминая даты и время встреч и ваши дедлайны. Однако, не тратьте лишнее время на тайм-менеджмент. Попробуйте, например, установить таймер на полчаса и за это время управиться с задачей по планированию.
4. Запомните правило – урок должен быть тщательно продуман «от» и «до».
Не беспокойтесь по пустякам и на всякий случай имейте план Б. То, что сработало в одном классе, может не сработать в другом. Планируйте больше, чем возможно успеть. Лучше подготовить «лишний» материал и оставить его на следующий раз, нежели думать, чем занять учеников в случае, если до конца урока осталось много времени. Имейте материалы с запасом на случай отмены или замены урока. В этом случае вы сможете занять даже незнакомую ранее группу учеников. В случае, если вы используете электронные ресурсы, будьте готовы к тому, что что-то может пойти не так. Компьютеры не всегда работают так, как нужно, поэтому план Б (или даже C) может очень пригодиться.
5. Создайте гугл-форму для того, чтобы выяснить, чем увлекаются ваши ученики, что им дается легко, а что – тяжелее. Объедините ответы в общий файл, это поможет узнать детей гораздо лучше.
6. Заведите дневник, в котором будете фиксировать положительные и негативные моменты рабочего процесса.
Теперь, непосредственно, к рабочему процессу.
Часть 1 – взаимодействие с учениками
1. Знать ответы не на все вопросы – это нормально.
2. Сконцентрируйтесь на одном предмете.
Не “распыляйтесь” на все и вся. За следующий предмет можно взяться позднее. Если погонитесь за двумя зайцами – есть риск не поймать ни одного.
3. Любите выбранный предмет.
Если вы и вправду увлечены им, у ваших студентов, вслед за вами, «загорятся глаза».
4. Всегда думайте об учениках. Они первостепенны.
Настройте себя на взаимодействие с ними, воспринимайте их в качестве ваших партнеров. Если вы завоюете их доверие, они будут направлять вас, подскажут, где можно ускорить темп, а где – притормозить. Говорите им, что именно они – капитаны их плавания под названием «учеба».
5. Требуйте, но в то же время уважайте студентов.
Будьте готовы выслушать и поделиться своим мнением, начните с создания особой атмосферы, в которой студенты не будут бояться ошибок.
6. Если ученики почувствуют вашу неуверенность в себе, вам предстоит непростой год, если проявите себя – все пройдет гораздо легче.
7. Будьте готовы к тому, что все дети учатся по-разному, по-разному мыслят и запоминают.
Не забывайте о персонализации: очень важно понимать, что нравится и не нравится ученикам. Можно провести опросник (шаблонов которых много в сети) на тему того, кому как проще запоминать материал, и затем использовать все эти техники в ходе занятий.
8. Будьте очень, очень, очень терпеливы.
Все меняется, и все мы порой теряемся. Терпение необходимо вам для нормальной коммуникации с родителями и учениками.
Всем знаком «тот самый» взгляд мамы, который способен вмиг усмирить ребенка. Потренируйте его дома, перед зеркалом. Голосовые связки зачастую садятся, поэтому «тот самый» взгляд пригодится не раз.
10. Составьте план поведения для учеников.
План обеспечит взаимопонимание, координацию и чувство принадлежности к коллективу. Кстати, правила в нем не должны фигурировать просто, «для галочки». Вносите в список только то, за чем вы действительно будете успевать следить.
11. Контактируйте со студентами, это самое важное.
Постарайтесь узнать поближе каждого из учеников. Зачастую большее количество внимания уделяется самым лучшим и самым неуспевающим студентам, тогда как «среднестатистические» дети остаются в тени.
12. Не имейте любимчиков. И ни в коем случае не придумывайте ученикам прозвища.
13. У детей сильно развито чувство справедливости.
Правила есть правила, и не нужно делать исключений, скажем, для более успевающих учеников.
14. Забудьте об учебном плане в первый день занятий.
Дайте ученикам возможность почувствовать, что значит быть в вашем классе. У вас еще будет время и возможность поучить их, в первый же день важно задать настрой. Посвятите первую неделю общению с ними, и наградой вам будут более послушные ученики. Что касается учебной программы, пусть дети прочитают ее друг другу сами.
15. Позвольте себе не только учить, но и учиться.
Прежде всего, у ваших учеников. Дайте им шанс поделиться тем, что они знают.
16. Учите своих студентов думать.
17. Почувствуйте разницу между «быть друзьями» и «быть дружелюбными».
18. Не вступайте в спор.
В случае, когда ученики хотят с вами поспорить (такое случается), спокойно скажите: «Я не собираюсь спорить с тобой» и отходите в сторону. Не позволяйте ученику вступать с вами в баталии.
19. Избегайте конфликтов на глазах у всего класса.
В случае возникновения конфликтов, поговорите с учеником «один на один», не решайте проблему при всем классе.
20. Не забывайте, что каждый ученик – это, в первую очередь, человек.
21. Оставьте ваше эго за пределами школы и будьте взрослее тех, кого учите.
Привыкайте к тому, что кто-то может нелестно отозваться о вас, такова наша работа.
Часть 2 – взаимодействие с коллегами
1. Не знаешь – спроси, знаешь – поделись опытом!
Не бойтесь спрашивать! Обращайтесь к коллегам по любым интересующим вас вопросам. То, что у вас возникают вопросы – ни в коем случае не является признаком некомпетентности.
2. Найдите наставника – человека, у которого вы сами сможете учиться, с кем сможете поговорить. Развивайтесь профессионально.
3. Не изобретайте велосипед.
Попросите у коллег помощи с поурочным планированием. Найдите самых профессиональных учителей и вежливо попросите поприсутствовать на их уроках. Конспектируйте, задавайте вопросы, запоминайте их методы. Прочувствуйте их манеру проведения занятий и внедряйте их в собственную практику.
4. Начинающие и опытные педагоги, несомненно, должны контактировать.
Важно понимать незаменимость социальных сетей и педагогических блогов. Будет хорошо, если и вы заведете свой. Начните \ записывать ваши идеи, мысли, фиксировать возникающие вопросы. Огромное сообщество учителей готово прийти на помощь и направить вас.
5. Постарайтесь как можно скорее познакомиться с двумя людьми: секретарем и сторожем.
Эти люди, как правило, в тени, но именно их работа обеспечивает нормальный рабочий процесс. Познакомьтесь со школьным библиотекарем. У них всегда есть интересные идеи и материалы под рукой.
6. Соблюдайте правила, которые установились среди педагогов вашей школы и не спешите с выводами.
Администрация и опытные учителя – не враги. Неприятные люди есть в каждой школе, будут и в вашей. Избегайте общения с ними, избегайте «нытиков» и сплетниц – они не окажут вам поддержки. Старайтесь не участвовать в обсуждении разного рода слухов.
7. Будьте честным, стойким и последовательным.
Узнайте об учениках со слов их предыдущих учителей, но не забывайте, что начинать новый учебный год стоит с чистого листа. Не общайтесь с теми, кто постоянно жалуется, напротив, старайтесь взаимодействовать с опытными учителями, которые знают свое дело, и к кому вы бы хотели стремиться. Интегрируйтесь в педагогический коллектив вашей школы, но избегайте «педагогического выгорания». Вы начинаете карьеру педагога, сложную, но благодарную.
Часть 3 – взаимодействие с родителями
1. Узнайте больше об ученике от родителей.
В первый день попросите родителей выполнить следующее задание: «Опишите своего ребенка с помощью миллиона…или меньшего количества слов». Это очень эффективный способ получить информацию как о положительных, так и об отрицательных чертах характера ваших учеников, о способах их мышления и памяти. Родители, как правило, пишут не менее трех абзацев. При чем, это работает в любом классе.
2. Уделяйте особое внимание общению с родителями.
Следите за тоном и речью, грамотно пишите сообщения. Позвоните им в течение первой недели, представьтесь каждому лично. В дальнейшем звоните им не только чтобы поругать их ребенка, но и чтобы похвалить.
3. Обратная связь с родителями.
Если вы преподаете в начальной или младшей школе, отправляйте еженедельные сообщения ученикам и их родителям. Им понравится подобная связь со школой. Подобные рассылки также помогут вам оповещать всех в один клик.
О себе любимых
1. В первый год работы вы, вероятно, почувствуете себя брошенным. Поймете, что все, что изучалось в институте, мало общего имеет с практикой. И, да, о практическом преподавании вы толком и не знаете. Ни капельки. Уверенность придет к вам лишь через пару-тройку лет.
2. В первый год работы вы будете истощены как физически, так и морально, поэтому не забывайте про сон.
3. Будьте смиренными. Будьте доброжелательны. Но и не берите на себя слишком много. Ничего не принимайте близко к сердцу.
4. Настройтесь позитивно, работайте усердно и никогда не переставайте учиться.
5. Развивайте чувство юмора, будьте добры по отношению к студентам и самим себе, уделяйте время размышлениям. Умейте также посмеяться и над собой. Улыбайтесь!
6. Если урок сорвался, не «грызите» себя изнутри. Солнце обязательно встанет и птицы запоют вновь. И уж точно у вас будет еще шанс провести хороший урок.
7. Делайте выбор в пользу качества, а не количества. Не пытайтесь успеть все и сразу. Сконцентрируйтесь на паре вещей и покажите ученикам, насколько интересным может стать изучение чего-то нового.
8. Будьте гибкими и тогда вы легко адаптируетесь к новому месту и условиям работы.
9. Будьте собой. Не теряйте свои человеческие качества в угоду профессионализму.
10. Будьте честны и работайте усердно, чтобы никто не мог упрекнуть вас.
11. Не пытайтесь быть идеальными.
12. Позаботьтесь о себе. Ограничьте объем работы, который вы берете на дом. Делайте это не чаще 2-3 раз в неделю, и не занимайтесь работой в выходные. Помните, что у вас есть жизнь и за пределами школы.
13. Каждый день после школы занимайтесь тем, что приносит вам удовольствие. Вы должны понимать, что, за пределами школы у вас тоже есть жизнь. Не считайте дни до начала летних каникул, ведь учителем вы стали не ради отпуска. Наслаждайтесь общением со своими учениками.
14. Не забудьте о собственном комфорте, и спрячьте в шкафчик пару удобных тапочек на случай трудного дня.
15. Прочтите книгу «Teaching with Love and Logic», она перевернет вашу профессиональную жизнь. Прочтите также «The Death and Life of the Great American School System» (автор – Диана Равитч). Однако, пока данные книги доступны только на английском языке.
16. Не верьте в то, что, чтобыть учителем значит обязательно мучиться и страдать. Это не армия. Наверняка, вы будете задавать себе кучу вопросов, в том числе и «как и когда начать?» Сейчас! Не бойтесь ошибок. Опытные учителя скажут вам о том, что порой все идет не по плану, но именно умение упасть и подняться являются залогами успеха настоящего педагога.
Как говорит Мартин Хайдеггер «Обучать сложнее, нежели учиться. Мы знаем об этом, но редко задумываемся. Почему же учить труднее, чем учиться? Не только потому что учитель должен быть всегда наготове и обладать большим количеством знаний и ресурсов. Обучать сложнее потому, что задача учителя – позволять учиться. Ученикам может показаться, что учитель ничему не учит, однако именно благодаря обучению мы приобретаем нечто новое и ценное. Учитель идет впереди учеников, однако ему предстоит научиться большему – научить учиться. Однако прежде, он должен прекрасно овладеть этим навыком сам».
Дорогу осилит идущий. Успехов вам!