Что необходимо для получения звания доцента
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации |
Вопросы-ответы для соискателей ученых званий
Какую научную специальность выбрать при представлении соискателя к присвоению ученого звания?
При определении научной специальности, по которой будет осуществляться представление соискателя к ученому званию, необходимо руководствоваться:
а) соответствием направленности читаемых соискателем ученого звания курсов лекций или дисциплин, по которым проводятся иные виды занятий научной специальности;
б) тематикой опубликованных соискателем за последние 3 года учебных изданий и научных трудов в рецензируемых изданиях;
в) областям исследований научной специальности в соответствии с ее паспортом.
Сохраняется ли стаж непрерывной работы на должности профессора (доцента) при переходе на другую кафедру в одной организации (в разных организациях)?
Согласно подпункту «а» пунктов 9, 11, 13, 15, 17 и 19 Положения о присвоении ученых званий соискатель ученого звания должен отработать непрерывно 2 года на должностях, предусмотренных подпунктом «в» пунктов 8, 10, 16 и 18, подпунктом «д» пункта 12 и 14 Положения о присвоении ученых званий в организации, которая будет осуществлять его представление к ученому званию.
Перевод на другую кафедру в одной организации на должность ранее занимаемую или должность, указанную в перечисленных выше пунктах Положения о присвоении ученых званий, не прерывает стажа работы преподавателя и по истечению 2-х лет работы на этих должностях соискатель имеет право представления к искомому ученому званию при условии соблюдения других требований и критериев, установленных для лиц, претендующих на присвоение ученого звания.
Исчисление стажа работы в должности доцента (профессора, заведующего кафедрой, декана факультета) начинать отсчитывать с момента назначения на должность по приказу или после прохождения конкурса (выборов)?
При представлении к ученому званию стаж работы на перечисленных должностях отсчитывается с момента фактического назначения на перечисленные штатные должности, по приказу (распоряжению) работодателя, изданному на основании заключения трудового договора.
Засчитывается ли в стаж научной и педагогической деятельности срок обучения в аспирантуре?
Согласно пункту 47 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814, действующего в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации об образовании и государственной научной аттестации, выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.
Возможно ли представление соискателя к ученому званию по научной специальности отличной от тематики его диссертации?
В Положении о присвоении ученых званий отсутствует требование о соответствии темы диссертации соискателя ученого звания научной специальности, по которой будет осуществляться представление к ученому званию.
Как можно подтвердить стаж педагогической работы по специальности?
Наличие стажа педагогической работы по научной специальности можно подтвердить заверенными выписками из индивидуального плана работы в организации, которые должны содержать информацию об основных видах учебной работы (курс лекций, практические занятия, семинары, лабораторные работы) с указанием названия дисциплин (специальности), а также по каким образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров) или программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) осуществляется образовательная деятельность в соответствии с учебным планом.
Как определить 0,25 ставки, если к ученому званию представляется начальник (заместитель начальника факультета, директор филиала, главный научный сотрудник) образовательной или научной организации, ведущий педагогическую работу на условиях почасовой оплаты?
Если соискатель ученого звания работает на руководящей должности или на должности научного сотрудника и осуществляет образовательную деятельность по аккредитованным образовательным программам высшего образования или образовательным программам дополнительного профессионального образования по дополнительному соглашению к основному трудовому договору или в соответствии с внутренними локальными нормативными актами в организации, которая будет осуществлять его представление к ученому званию, то для подтверждения ведения педагогической деятельности на 0,25 ставки необходимо представить копию внутреннего локального нормативного акта организации, утверждающего верхний предел учебной нагрузки, дифференцированный по должностям профессорско-преподавательского состава. Исходя из этого предела следует произвести расчет 0,25 ставки и подтвердить фактическое выполнение педагогической деятельности соискателя ученого звания справкой по форме установленного образца (приложение № 7 приказа Минобрнауки России от 4 февраля 2014 г. № 81).
Все ли научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых журналах или только опубликованные за последние 5 лет (для профессора) и 3 года (для доцента)?
Требование подпункта «д» пункта 9 и подпункта «г» пункта 11 Положения о присвоении ученых званий подразумевает наличие у соискателя опубликованных по научной специальности, указанной в аттестационном деле, научных трудов в рецензируемых изданиях за последние 5 лет для профессоров и последние 3 года для доцента.
Научные труды могут быть опубликованы в любом рецензируемом журнале или только из списка журналов ВАК?
Научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, требования к которым и правила формирования в уведомительном порядке перечня которых устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
С перечнем рецензируемых изданий можно ознакомиться на официальном сайте vak.ed.gov.ru в разделе «Нормативно-справочная информация», подраздел «Перечень рецензируемых научных изданий».
Научные труды, не вошедшие в вышеуказанный перечень, не учитываются при присвоении ученых званий.
Что понимать под учебными изданиями? Можно ли учитывать внутривузовские издания как методические рекомендации, справочники, инструкции.
Перечень учебных изданий, который может быть включен в список опубликованных учебных изданий и научных трудов, приведен в разделе II примечания к приложению № 2 приказа Минобрнауки России от 4 февраля 2014 г. № 81. В указанный перечень методические рекомендации не входят. В соответствии с ГОСТом 7.60-2003 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» справочники и инструкции к учебным изданиям не относятся.
Как правильно оформлять справку-представление в части указания наличия ученой степени и ученого звания, если в год присвоения ученого звания дипломы или аттестаты выдавались не на основании приказа организации?
Данную информацию необходимо вносить в соответствии с записями, имеющимися в дипломе или аттестате.
По какой форме писать согласие на обработку персональных данных?
В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» при оформлении аттестационных документов соискатель ученого звания дает свободно, своей волей и в своем интересе согласие на обработку персональных данных, которое должно содержать в себе следующую информацию:
— фамилию, имя, отчество, адрес, номер основного документа, удостоверяющего личность соискателя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем органе;
— наименование и адрес оператора, получающего согласие соискателя (Министерство образования и науки Российской Федерации по адресу: Ул. Люсиновская, д. 51, г. Москва);
— цель обработки персональных данных (исполнение полномочий Минобрнауки России по предоставлению государственной услуги по присвоению ученого звания);
— перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие соискателя (персональные данные, содержащиеся в аттестационных документах);
— перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных (любое действие или совокупность действий с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая обмен (прием и передачу), сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу, уничтожение, создание информационных систем персональных данных);
— срок, в течение которого действует согласие соискателя на обработку персональных данных (срок, установленный нормативно-правовыми актами Российской Федерации);
Порядок получения ученого звания доцент
Прямой связи между ними не существует. Можно занимать должность доцента, а следовательно, и получать оклад, но не иметь при этом соответствующего аттестата. И наоборот ученое звание доцента подтверждается аттестатом.
Кроме того, в должность можно войти и быть с нее снятым. Получение же соответствующего аттестата осуществляется на пожизненной основе и подтверждается соответствующими документами.
Аттестат соискатель может получить на кафедре, при которой он преподает, либо по той специальности, которая прописана в его аттестате ученой степени. Между ними существует определенная разница, которую следует учитывать.
Что дает звание доцента?
Присвоение ученого звания позволяет:
Требования к ученому званию доцента ВАК в 2020-2021
Получение ученого звания доцент связано с определенными сложностями. Перед началом подачи документов необходимо ознакомиться с официальным Постановлением Правительства РФ (№1139 от 10.12.2013 г. «О порядке присвоения ученых званий»), а также Приказом Минобрнауки РФ (№ 1620 от 25.12.2014 г. «О регламенте по присвоению ученых званий»).
В этих указах устанавливаются критерии присвоения звания доцента ВАК, которым соискатель должен соответствовать. Чтобы стать обладателем аттестата доцента в 2020 году, необходимо соблюсти следующие пункты:
Список документов для получения звания доцента
Важным моментом является количество опубликованных работ. Это должны быть:
Для тех, кто является претендентом на получение звания доцента в области искусств или физической культуры, существует определенная специфика. Так, в этом случае необходимо наличие таких наград и отличий, как мастер спорта, лауреат, чемпион на конкурсах не ниже чем общероссийского уровня. Также засчитывается заслуженный артист. Если имеются воспитанники, получившие звание лауреатов или чемпионов на конкурсах, проводимых на уровне страны.
Рассмотрение аттестационных документов проходит многоступенчатую процедуру. На первом этапе рассматривается комплект документов на кафедре (факультете). При положительном заключении папка с материалами передается на рассмотрение президиуму ВАК. Ученый совет принимает решение – возможно присвоение звания доцента ВАК соискателю или нет.
После того как ученым советом принято положительное решение, весь комплект документов передается в Министерство образования и науки. В течение срока, не превышающего 6 месяцев, ими выдается положительное или отрицательное заключение. Приказы о присвоении ученого звания доцента можно отследить на сайте ВАК.
Подробная информация на сайте министерства.
Предоставление государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента
Место нахождения, справочные телефоны, адреса электронной почты, график работы Минобрнауки России и Департамента
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон, адрес электронной почты
Величко Дарья Андреевна
(495) 547-12-21 доб. 7612
ул. Солянка, д. 14, стр. 3, Москва, 109074
Фомин Григорий Борисович
(495) 547-12-21 доб. 7616
ул. Солянка, д. 14, стр. 3, Москва, 109074
Телефонный код города: 495
Почтовый адрес: Тверская ул., д.11, Москва, ГСП-3, 125993
Справочный телефон: (495) 547-12-21 доб.7616
пятница и предпраздничные дни – с 9.00 до 16.45;
перерыв – с 13.00 до 13.45.
Наименование нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О Единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;
постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;
постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц»;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139 «О порядке присвоения ученых званий»;
приказ Минобрнауки России от 2 марта 2020 г. № 268 «Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента».
Круг заявителей, которым предоставляется государственная услуга
▪ по присвоению ученых званий:
1) образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования;
2) организации дополнительного профессионального образования, реализующие программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования;
3) научные организации, реализующие образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования.
▪ по лишению ученых званий:
2) юридические лица;
▪ по замене аттестата о присвоении ученого звания:
▪ при выдаче дубликатов аттестатов о присвоении ученых званий:
Описание результата предоставления государственной услуги
1) приказ Минобрнауки России о присвоении (восстановлении) ученого звания и выдаче аттестата о присвоении ученого звания, выдача аттестата о присвоении ученого звания;
2) приказ Минобрнауки России о лишении ученого звания и об аннулировании аттестата о присвоении ученого звания, аннулирование аттестата;
3) приказ Минобрнауки России о выдаче дубликата аттестата о присвоении ученого звания, выдача дубликата аттестата о присвоении ученого звания;
4) приказ Минобрнауки России о замене аттестата о присвоении ученого звания, выдача аттестата о присвоении ученого звания.
Сроки предоставления государственной услуги
▪ по присвоению (восстановлению) ученого звания:
▪ по лишению ученого звания и аннулировании аттестата о присвоении ученого звания:
▪ по выдаче аттестата о присвоении ученого звания:
▪ по выдаче дубликата аттестата о присвоении ученого звания:
▪ по замене аттестата о присвоении ученого звания
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Для предоставления государственной услуги по присвоению ученого звания заявитель представляет следующие документы и сведения:
• сопроводительное письмо на бланке организации, в которой действует коллегиальный орган управления (ученый, научный, научно-технический совет или иной коллегиальный орган управления, уполномоченный на решение вопросов о представлении соискателя ученого звания к ученому званию) (далее – совет организации), с ходатайством о представлении соискателя ученого звания к присвоению ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 1 к Административному регламенту (в случае если документы заявителя, необходимые для предоставления государственной услуги по присвоению ученого звания по той же научной специальности, ранее были возвращены в организацию в соответствии с пунктами 71 и 72 Административного регламента, указывается, что соискатель представляется к присвоению ученого звания повторно);
• справка о представлении соискателя ученого звания к присвоению ученого звания по научной специальности, оформленная в соответствии с приложением № 2 к Административному регламенту;
• заверенная работодателем копия трудовой книжки и (или) основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже, и (или) выписка из послужного списка (для лиц, которые проходят военную или приравненную к ней службу по контракту), подтверждающая стаж научной и педагогической работы соискателя ученого звания в образовательных организациях высшего образования и (или) организациях дополнительного профессионального образования, и (или) научных организациях;
• заверенные работодателем выписки из приказов о педагогической и (или) научной работе соискателя по совместительству в образовательных организациях высшего и (или) организациях дополнительного профессионального образования, в научных организациях (представляются при наличии);
• список опубликованных учебных изданий и научных трудов соискателя ученого звания, оформленный в соответствии с приложением № 3 к Административному регламенту;
• справка о стаже педагогической работы соискателя ученого звания в образовательных организациях высшего образования и (или) организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях на условиях почасовой оплаты труда (представляется при наличии), оформленная в соответствии с приложением № 4 к Административному регламенту;
• копии документов о высшем образовании соискателя ученого звания;
• копии документов об ученых степенях и ученых званиях соискателя ученого звания (представляются при наличии);
• для соискателей ученого звания профессора – список лиц, у которых соискатель ученого звания был(а) научным руководителем или научным консультантом и которым присуждены ученые степени, оформленный в соответствии с приложением № 5 к Административному регламенту, с указанием названий их диссертаций и года присуждения ученых степеней доктора наук или кандидата наук, заверенный ученым секретарем совета организации, (для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области искусства или физической культуры и спорта, представляется при наличии);
• в случае, если в качестве заявителя выступает организация, в которой соискатель ученого звания работает по совместительству – решение совета организации по вопросу о рекомендации соискателя ученого звания на присвоение ученого звания с основного места работы соискателя ученого звания, если таковым местом является организация, в которой соискатель ученого звания ведет педагогическую деятельность;
• справка о педагогической работе соискателя ученого звания по научной специальности, указанной в аттестационном деле, оформленная в соответствии с приложением № 6 к Административному регламенту.
• для соискателей ученого звания профессора – список лиц, у которых соискатель ученого звания был(а) научным руководителем или научным консультантом и которым присуждены ученые степени, оформленный в соответствии с приложением № 5 к Административному регламенту, с указанием названий их диссертаций и года присуждения ученых степеней доктора наук или кандидата наук, заверенный ученым секретарем совета организации, (для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области искусства или физической культуры и спорта, представляется при наличии);
• в случае, если в качестве заявителя выступает организация, в которой соискатель ученого звания работает по совместительству – решение совета организации по вопросу о рекомендации соискателя ученого звания на присвоение ученого звания с основного места работы соискателя ученого звания, если таковым местом является организация, в которой соискатель ученого звания ведет педагогическую деятельность;
• справка о педагогической работе соискателя ученого звания по научной специальности, указанной в аттестационном деле, оформленная в соответствии с приложением № 6 к Административному регламенту.
Для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области искусства, к документам, указанным в пункте 20 Административного регламента, дополнительно представляются:
• копии документов, подтверждающих достижения и заслуги соискателя ученого звания в области искусств;
• список творческих работ по направлению искусства, оформленный в соответствии с приложением № 7 к Административному регламенту;
• список подготовленных соискателем ученого звания лиц, являющихся лауреатами (дипломантами) международных и (или) всероссийских выставок, конкурсов или фестивалей по направлению искусства, оформленный в соответствии с приложением № 8 к Административному регламенту (с приложением копий дипломов).
Для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области физической культуры и спорта, к документам, указанным в пункте 20 Административного регламента, дополнительно представляются:
• копии документов, подтверждающих достижения и заслуги соискателя ученого звания по направлению физической культуры и спорта;
• список подготовленных соискателем ученого звания лиц, являющихся чемпионами, призерами Олимпийских игр, Паралимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, Российской Федерации, национальных чемпионатов по направлению физической культуры и спорта, оформленный в соответствии с приложением № 9 к Административному регламенту.
Для предоставления государственной услуги по лишению ученого звания и аннулированию аттестата о присвоении ученого звания заявитель представляет следующие документы и сведения:
• заявление о лишении ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 10 к Административному регламенту.
Для предоставления государственной услуги по восстановлению ученого звания заявитель представляет следующие документы и сведения:
• заявление о восстановлении ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 11 к Административному регламенту.
Для выдачи дубликата аттестата о присвоении ученого звания в Минобрнауки России лицо, которому присвоено ученое звание, представляет следующие документы:
• заявление о выдаче дубликата аттестата о присвоении ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 12 к Административному регламенту, в котором объясняются обстоятельства утраты аттестата о присвоении ученого звания;
• копия утраченного аттестата об ученом звании (при наличии);
• справка из органа внутренних дел об утрате аттестата об ученом звании.
Для замены аттестата о присвоении ученого звания в связи с изменением фамилии, имени, отчества (при наличии), пола, а также в случае обнаружения в выданном аттестате о присвоении ученого звания ошибки лицом, которому присвоено ученое звание и выдан аттестат о присвоении ученого звания, представляются следующие документы:
• заявление о замене аттестата о присвоении ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 13 к Административному регламенту, с указанием причины замены в связи с изменением фамилии, имени, отчества (при наличии), пола и (или) обнаружением в выданном аттестате о присвоении ученого звания ошибки;
• копия документа, удостоверяющего личность лица, которому присвоено ученое звание и выдан аттестат о присвоении ученого звания;
• документы, подтверждающие изменение лицом, которому присвоено ученое звание и выдан аттестат о присвоении ученого звания, фамилии, имени, отчества, пола, и (или) документы, подтверждающие наличие допущенной в выданном аттестате о присвоении ученого звания ошибки;
• подлинник аттестата о присвоении ученого звания (при наличии).
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
Порядок информирования о ходе предоставления государственной услуги
Со дня приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления государственной услуги посредством ФИСГНА, по телефону, по почте (по электронной почте).
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) Минобрнауки России, должностного лица Минобрнауки России либо федерального государственного гражданского служащего при предоставлении государственной услуги
определяется в соответствии с разделом V. Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) Минобрнауки России, должностного лица Минобрнауки России либо федерального государственного гражданского служащего при предоставлении государственной услуги (п.п. 113-118) Административного регламента по присвоению ученых званий.
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Минобрнауки России, связанных с предоставлением государственной услуги, а также его должностных лиц регулируется:
• Федеральным законом от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
• постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.02.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников»;
• постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг».