Что необходимо для перевода ребенка в другую школу
Как перевести ребенка в другую школу
1. Как перевести ребенка в другую школу?
Чтобы перевести ребенка из одной школы в другую, перед отчислением необходимо зарегистрировать электронное заявление о приеме в новую школу.
Сделать это могут родители или законные представители несовершеннолетних детей онлайн на mos.ru. Отказать в приеме в новую школу могут только по причине отсутствия свободных мест. Обратите внимание: дети имеют преимущество при зачислении в начальные классы школы, в которой учатся их братья и (или) сестры.
2. Как подать электронное заявление?
Чтобы подать электронное заявление онлайн на mos.ru, вам понадобятся:
3. Что будет после подачи заявления?
После регистрации электронного заявления в течение 5 рабочих дней вы получите уведомление с информацией об условиях приема, перечне необходимых документов и сроках их представления в школу либо уведомление об отказе из-за отсутствия свободных мест.
Как только из новой школы сообщат, что ребенок записан, можете идти в прошлую школу для отчисления.
4. Какие документы забрать из старой школы?
В старой школе напишите заявление об отчислении ребенка и заберите:
После этого посетите новую школу.
5. Какие документы нести в новую школу?
В новую школу принесите следующие документы:
Иностранным гражданам и лицам без гражданства дополнительно нужно представить:
В течение 5 рабочих дней после приема документов ребенка зачислят в школу.
Все документы иностранного образца представляются вместе с нотариально заверенным переводом на русский язык.
6. Как поступить, если ребенку нужны специальные условия обучения?
Если ваш ребенок нуждается в специальных условиях обучения, запишитесь на прием в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) онлайн на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru. Для этого вам понадобятся:
С полным перечнем документов, необходимых для представления в ЦПМПК, вы сможете ознакомиться при заполнении интерактивной формы. После того, как ребенок пройдет обследование в ЦПМПК, вам необходимо будет получить оригинал заключения комиссии и представить его в образовательную организацию. Задать интересующие вопросы специалистам ЦПМПК вы можете по многоканальному телефону: +7 (499) 322-34-30.
7. У меня остались вопросы, куда обратиться?
Если у вас остались вопросы, обратитесь в Центр информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования и науки города Москвы:
Перевод обучающегося в другое учреждение образования
Как перевести обучающегося в другое учреждение образования (далее – УО) и при этом правильно оформить документы – разберемся в материале.
От кого исходит инициатива перевода обучающегося в другое УО
1) обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося;
2) УО, иной организации, ИП, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность ;
Пример 1
Обучающийся Иванов И.И. осваивает программу общего среднего образования в УО «А» (6 класс). В связи с переездом на другое постоянное место жительства родителями обучающегося подано заявление в УО «А» на перевод Иванова И.И. в УО «Б».
Пример 2
Обучающийся Светликов А.М. осваивает программу общего среднего образования в УО «А» (5 класс). В связи с прекращением деятельности УО «А» возникла необходимость в переводе обучающегося в иное УО.
Обратите внимание!
Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя УО об отчислении обучающегося .
Когда перевод возможен
Перевод в другое УО осуществляется, как правило, в период :
— каникул – для лиц, обучающихся в очной форме получения образования;
— между четвертями учебного года – для лиц, обучающихся в заочной форме получения образования.
Пример 3
Обучающийся Супко А.А. осваивает программу общего среднего образования в УО «А» (8 класс). Законным представителем обучающегося получено согласие УО «Б» на перевод в последнее их несовершеннолетнего ребенка. УО «А» не вправе отказать родителям Супко А.А. в приеме заявления об отчислении и в переводе Супко А.А. в УО «Б».
Обратите внимание!
Если обучающиеся средних школ – училищ олимпийского резерва, осваивающих содержание образовательных программ общего среднего образования, или специализированных по спорту классов суворовских училищ не выполняют учебную программу по отдельному виду спорта, нарушают спортивный режим, либо ухудшается их состояние здоровья, которое препятствует продолжению занятия избранным видом спорта, то именно руководитель указанных УО обязан принять меры по обеспечению перевода обучающегося в другое УО, реализующее образовательные программы общего среднего образования .
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе УО с несовершеннолетним обучающимся возможно только при соблюдении следующих условий :
1) если несовершеннолетний обучающийся осваивает содержание образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, то его отчисление допускается только с уведомления соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполкома;
2) если несовершеннолетний обучающийся осваивал содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не освоил содержание образовательной программы базового образования, то досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе УО допускается только с согласия соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполкома.
Обратите внимание!
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется :
— к обучающемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
— обучающемуся, не достигшему возраста 16 лет.
Как перевести ребенка из школы в школу
Причины для перевода ребенка
Переход в другую школу — стрессовая ситуация для ученика. Решение о переводе принимайте вместе с ребенком, после того как рассмотрели другие варианты решения проблем. По каким причинам меняют место учебы:
Когда рекомендуют переводить
Законодательно прописана процедура, как перевести ребенка в другую школу (СПб, Москва или регионы — процедура одинакова на всей территории России). Порядок перехода регламентирует Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 № 177 «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».
В пункте 4 части первой указано, что перевод учеников не зависит от времени учебного года. Но психологи и педагоги рекомендуют отложить перевод на окончание учебного года, чтобы выйти в новую школу с нового учебного года, или после новогодних каникул — перевод в это время физически и психологически проходит легче.
Инструкция: как перевести ребенка
Алгоритм перевода одинаковый для всех регионов. Пункт подбора подходящей школы пропустим, выбор зависит от местоположения, пожеланий родителей и школьника. На что важно обратить внимание: в новую школу ученика примут при наличии свободных мест.
Последовательность действий, как перевестись в другую школу грамотно:
Шаг 1. Обратиться в администрацию новой школы
Перед тем как отчисляться из старой школы, обратитесь к директору новой. Важно убедиться, что вашего ребенка примут. Попросите справку с подписью и печатью о возможности приема ребенка на обучение после его отчисления из прежней школы.
Образец подобной справки:
о прибытии в школу
(выдается в школу, из которой прибыл ученик)
Дана _______________________________________________________________, в том, что он(а) будет зачислен(а) в _________ класс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. ____________ №________ по предоставлении документов.
Справка дана для предъявления в МБОУ г.____________ № _______.
Директор МБОУ «________»: _____________/_____________
Шаг 2. Подать заявление об отчислении в старую школу
Заявление подает совершеннолетний обучающийся или его родители (для несовершеннолетних детей). В заявлении указывают:
Так выглядит заявление на перевод в другую школу на имя директора:
(наименование ОУ, город)
Проживающей(его) по адресу:
(Ф.И.О. ребенка полностью, дата рождения)
из _____класса с «____»________________20___г. в связи с____________________________________________________________________________________________________
(подпись / расшифровка подписи)
В приказе Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 № 177 прописано, что после подачи заявления на отчисление школа в течение трех дней оформляет акт об отчислении ученика в порядке перевода. В этом документе указана школа, в которую переводится ваш ребенок.
Когда акт об отчислении оформили, выпустили, родителям выдают справку об обучении ребенка.
Шаг 3. Забрать из старой школы документы
В пункте 8 Приказа № 177 указано, какие документы школа обязана выдать ученику после отчисления.
Родителям отдают такие документы:
Медицинская карта ученика не входит в комплект обязательных документов, поэтому проследите, чтобы вам выдали ее на руки (попросите выдать вместе с личным делом или самостоятельно подойдите в медицинский кабинет школы и заберите карту).
Образец справки об успеваемости:
в том, что он(она) обучался (обучалась) в ______________классе МБОУ №____ г. ______ и имеет следующие оценки за ______________ учебный год по предметам:
русский язык — ______________________________________________________________
литературное чтение — ________________________________________________________
окружающий мир — ___________________________________________________________
физическая культура — ________________________________________________________
иностранный язык — ___________________________________________________________
“_____” __________ 20___г
Классный руководитель __________/____________
Внешний вид справки не регламентируется, он незначительно меняется в зависимости от школы, в которой ее выдают. Образец справки с выпиской из ведомости успеваемости выдают и в таком виде:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №______
из ведомости успеваемости
ученика(цы) 3 класса ГБОУ СОШ №____
за 2020/2020 учебный год
№ п/п | Название предмета | 1 триместр | 2 триместр | Текущие оценки за 3 триместр |
1 | Русский язык | |||
2 | Математика | |||
3 | Литературное чтение | |||
4 | Окружающий мир | |||
5 | Иностранный язык | |||
6 | Технология | |||
7 | Физкультура | |||
8 | Музыка | |||
9 | Изобразительное искусство |
Директор ГБОУ СОШ №_____, ___________/________
Классный руководитель ___________/____________
Шаг 4. Предоставить пакет документов в новую школу
В пункте 10 Приказа № 177 указано, что документы, выданные школой, из которой ребенка отчислили, передают в новую школу.
Комплектация документов — что нужно для перевода в другую школу ученика:
Заявление о зачислении в порядке перевода:
(наименование ОУ, город)
проживающей(его) по адресу: ______
Прошу Вас принять моего(ю) сына(дочь) _____________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
«__»___________20__ года рождения
(дата и место рождения ребенка)
в ____ класс в порядке перевода из школы _____________________ для получения образования в очной форме.
Родной язык __________________.
Адрес фактического проживания ребенка:______________________________________
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этими образовательными учреждениями, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, ознакомлен(а).
«___» __________ 20___г.
(подпись / расшифровка подписи)
К заявлению прилагаются (нужное подчеркнуть):
Шаг 5. Ознакомиться с актом о приеме ребенка в новую школу
В течение трех рабочих дней новая школа оформляет акт о зачислении ребенка. В документе указывают, с какой даты ребенок зачисляется и в какой класс.
В какие сроки осуществляется перевод ученика
После подачи заявления на отчисление из старой школы в течение трех дней вам оформят приказ и выдадут справку о текущей успеваемости. При подаче заявления о зачислении в порядке перевода в новой школе акт о зачислении оформят не позже, чем через три дня.
Оформят ли перевод удаленно
Существуют варианты частично удаленного перевода. Для этого:
Важно понимать, что удаленно примут только заявление о зачислении в новую школу.
Мы не рекомендуем использовать Госуслуги и МФЦ для оформления перевода. Использование этих способов актуально для записи в первый класс. При переводе надежнее и быстрее действовать лично. Вам придется контактировать с руководством новой школы: узнавать о возможности перевода, брать справку, передавать документы. Если планируете перевести ребенка в другую школу через госуслуги, имейте в виду, что на портале и в отделениях МФЦ нередко отображается информация о том, что мест в выбранной школе нет, а на деле администрация школы вполне способна выделить местечко (особенно если ребенок смышленый и у него хорошая успеваемость).
Могут ли отказать в переводе
У образовательных организаций есть ряд законных оснований отказать вам в переводе. Решая вопрос о том, как перейти в другую школу, учитывайте, что вам вправе отказать:
Как перевестись в другую школу
Перевестись в другую школу через сайт mos.ru не получилось, так как мне исполнилось 18 лет. Как мне это осуществить?
Особо отметим, что, как следует из рассматриваемого нормативного документа (п. 1 Порядка), перевод из одной образовательной организации в другую возможен по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей несовершеннолетнего обучающегося).
Таким образом, самостоятельно инициировать процесс по переводу из одной школы в другую может обучающийся, достигший 18 лет. Интересы несовершеннолетнего обучающегося представляют его родители (законные представители).
Процесс перевода из одной школы в другую пошагово выглядит следующим образом.
1. Обучающийся или его родители (законные представители):
2. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.
3. Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:
4. Указанные выше документы представляются совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в указанную организацию в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.
5. Зачисление обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации (уполномоченного им лица) в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов, полученных в исходной образовательной организации, с указанием даты зачисления и класса.
Необходимо отметить, что перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года (п. 4 Порядка).
Как перевести ребенка в другую школу
Если меняете место жительства или не сложились отношения в классе
Я расспросила знакомых и узнала, что перевести ребенка в хорошую школу непросто. В Петербурге в первый класс детей принимают по прописке, но в другие классы попасть можно только на свободные места. В сильных школах могут быть и свои критерии приема.
В итоге мы очень удачно перевели сына и не жалеем. Хотя нас пугали, что ребенок будет тяжело адаптироваться к новой школе. Расскажу, как все происходит в процессе перевода из одной школы в другую и какие есть нюансы.
Как устроен процесс
Я напишу, как все происходит, на примере Санкт-Петербурга. В других регионах все может быть немного иначе.
В первый класс в Петербурге зачисляют в три волны:
Проживание определяется по регистрации ребенка, постоянной или временной. В первый класс наш сын поступал по прописке, и документы мы подавали во вторую волну как «приписные». У нас была обычная дворовая школа.
После того как ребенка зачислили в школу, перевести его в другую можно, только если есть свободные места. Территориальный признак, например когда семья переехала в другой район, и ребенка в обязательном порядке возьмут в ближайшую «приписную» школу, уже не работает.
Но у некоторых категорий семей и тут есть преимущественное право на зачисление детей в школы. Например, военнослужащие, у которых изменилось место службы, могут переводить детей в ближайшие к новому месту военной службы или жительства образовательные организации. Их обязаны взять в школы или детские сады в первую очередь.
Для перевода родителям нужно подать в новую школу заявление на прием. Это можно сделать через МФЦ, портал госуслуг или лично. После этого школа должна прислать или выдать в течение месяца документ, что она готова взять ребенка. В народе его называют «приглашение». С ним нужно прийти в школу и принести документы для зачисления. Если в школе нет мест, она может отказаться взять ребенка и не выдать приглашение.
Я переговорила со знакомыми родителями, которые переводили детей в питерские школы из другого региона. Они сказали, что если подавать заявление через сайт госуслуг, то, скорее всего, хорошая школа откажет. Обосновывали это так: в заявлении на сайте госуслуг нет информации об успеваемости ребенка. Школам, которые следят за оценками и общим рейтингом, неинтересно брать «кота в мешке». И если в первом классе они в принципе не могут сортировать детей, то брать позже двоечников и троечников из других школ им неинтересно. Что называется, и своих хватает.
Еще отказывают, если школа специализированная. Например, в ней со второго класса углубленно изучают испанский или французский язык. Дети, которые до этого не учили эти языки, не смогут там учиться — брать таких нет смысла.
Мне посоветовали походить по школам лично и узнать, где есть свободные места. А также поговорить с завучем о подаче заявления на прием в школу. Так шанс попасть в нужную школу выше.
Вот как я действовала.
Мы живем в огромном спальном районе Санкт-Петербурга. Переезжать собирались в рамках своего района, но с одного конца на другой. Планировали все сделать летом 2020 года.
Мы сразу поняли, что оставлять сына в старой школе не будем. Удобнее, когда в школу можно ходить пешком, а не ездить на общественном транспорте. Тем более, в нашем случае путь от школы до дома составил бы больше 10 км. Поэтому я начала присматриваться к школам в будущем микрорайоне проживания.
У нас был выбор среди пяти школ. Теперь нужно было понять, на какую целиться.
Рейтинги школ. Раньше рейтинги школ выстраивались в зависимости от того, как выпускники сдали ЕГЭ. С 2014 года официальных сводных данных результатов единых госэкзаменов по школам нет, зато Комитет по образованию Санкт-Петербурга стал публиковать рейтинги школ по другим критериям:
Я посмотрела эти рейтинги и поняла, что судить по ним об уровне школы сложно. Например, в рейтинг образовательных результатов и достижений попадают результаты олимпиад. Есть школы, где детей специально натаскивают к олимпиадам, поэтому в рейтинге такие школы будут выше за счет олимпиадников. При этом это вообще не гарантирует качество обычного образования.
В интернете я нашла рейтинг, который составили энтузиасты. Он основан на данных за 2018 год, которые публиковали сами школы. Но там было всего 20 школ, а нужных мне не было вообще.
Отзывы. Есть сайты, где о школах пишут отзывы дети и их родители. Судить по ним однозначно тоже сложно. Например, по опыту я знаю, что если человек недоволен, то шансов, что он оставит плохой отзыв, много. А довольные родители напишут свои впечатления о школе, только если их очень попросят. Но я честно просмотрела все отзывы, что нашла.
Еще я зашла на петербургский форум для родителей и прочитала все, что там пишут о нужных школах. На форуме можно написать напрямую кому-то из пользователей. Я написала троим, кто писал о школах, которые я рассматривала. Двое мне ответили и рассказали свои впечатления. Такие отзывы я считаю более ценными, потому что это точно не отписка, а реальное мнение. К тому же можно было задать уточняющие вопросы.
Личное общение. Я стала спрашивать о школах знакомых мам в кружках и секциях, куда ходит сын. И так по цепочке нашла маму, у которой старший ребенок учился в одной из школ, что я рассматривала. Она рассказала, что педагогический состав в школе сильный, а параллель классов большая. Учителя ребенку нравились, и он с удовольствием ходил в школу.
В итоге это и сыграло решающую роль — я решила попробовать перевести сына в эту школу. Территориально она нам подходила, отзывы у нее были хорошие.
На все размышления, поиски и переписки у меня ушел где-то месяц. Я начала присматриваться к школам в сентябре 2019 года, когда мы решили переезжать, а определилась уже в октябре.
Теперь нужно было узнать, есть ли в выбранной школе свободные места. Такая информация есть на сайте образовательного учреждения. Но уже потом я поняла, что ее обновляют редко. Чаще всего написано, что вакантных мест нет. Например, из класса, откуда мы переводили сына, за три года ушло несколько человек. Но на сайте старой школы информации о свободных местах не было.
В таких случаях можно позвонить в канцелярию школы и узнать о вакантных местах по телефону. Правда, в сильных школах секретари обычно отвечают, что мест нет, или предлагают прийти и узнать лично.
На сайте новой школы я удостоверилась, что мест нет, и решила съездить туда лично. Поехала в день открытых дверей в октябре 2019 года — в этот день родителям проще попасть в школу, а завуч специально выделяет время на общение с родителями. Поскольку сын должен был переходить в среднее звено, то есть в пятый класс, я разговаривала с завучем среднего звена.
Вот что мне рассказала завуч:
Когда лучше переходить в новую школу: в конце года или в середине
Изначально мы собирались переводить сына в новую школу, когда он закончит четвертый класс в старой. Но информация о тестировании меня насторожила. Сын учился в обычной школе, а новая школа была лицеем. Программа и требования могли отличаться, а значит, шансов на хорошие баллы за тестирование было меньше. Чтобы готовиться с репетиторами, нужно знать, по какой программе идут классы и на что делается упор.
Поэтому в следующий день открытых дверей нового лицея, в ноябре, я поехала к завучу начальной школы. Я собиралась узнать, какая программа у нынешних четвертых классов и на какие темы сделать упор при подготовке к тестированию. И тут в дело вмешался случай — в разговоре завуч упомянула, что сейчас у них есть свободные места. Я подумала, что можно попробовать перевести сына в новую школу уже в этом учебном году, не дожидаясь окончания четвертого класса. А в пятый класс он бы перешел уже автоматом с новым классом.
Здесь были свои плюсы. Обычно в пятом классе дети уже не сидят в одном кабинете, а ходят по разным — ученику и без того непросто привыкнуть к новому процессу обучения. А если он новенький и не знает школу и своих одноклассников, то это двойной стресс для ребенка.
В начальной школе один учитель на все предметы. Он поможет новичку освоиться и присмотрит, чтобы все было в порядке. В пятом классе на каждый предмет свой учитель — такого присмотра уже нет.
Но были и минусы: нужно было решать проблему с дорогой до школы на то время, пока мы не переехали.
Я вернулась домой и переговорила с сыном. До этого мы обсуждали, что будем переезжать и нужно будет переводиться в новую школу. Но такой скорый перевод он воспринял болезненно. Сын хотел доучиться год в старой школе и сходить на выпускной с одноклассниками. Я рассказала ему о плюсах и минусах и предложила подумать.
Сначала сын отказался, но через день подошел и сказал, что готов попробовать.
С дорогой мы тоже все продумали: от школы шел прямой автобус до дома, а по утрам я бы подвозила его сама на машине. С выпускными решили, что сын пойдет на оба — и в старом классе, и в новом.
В разговоре завуч сказала, в каком классе есть место, поэтому в ноябрьский день открытых дверей я подошла прямо к учительнице этого класса. Она рассказала, по какой программе они идут и что изучают. Мы договорились, что через несколько недель — в конце ноября или начале декабря — подъедем в понедельник во второй половине дня, чтобы сын написал тесты по математике и по русскому языку.
Параллельно в эти недели мы усиленно занимались — писали диктанты по русскому языку и делали разборы, поскольку именно с этим у сына была главная проблема. Тут нам очень помогла учительница в старой школе. Она сказала, где у ребенка слабые места и что нужно подтянуть. Еще она разобрала с ребенком сложные темы, в которых он «плавал».
В начале декабря мы приехали на тестирование. По математике это была обычная срезовая контрольная работа. По русскому сын писал диктант, делал морфологический и фонетический разборы.
Тесты он написал прилично: математику вообще без ошибок, русский немного хуже. Учительница сказала, что обсудит результаты с завучем, и нам скажут ответ. Также нас попросили показать текущие тетради сына по математике и русскому. По ним смотрят, как ребенок учится в целом.
Через неделю я приехала в школу, и мне сказали, что сына берут. Завуч выдала мне приглашение, которое я должна была отдать в старую школу. На основании него там мне должны были отдать документы.
На некоторых форумах пишут, что школы охотно берут детей, у кого много дипломов, грамот и достижений. У меня обычный ребенок. Он занимается биатлоном, ходил в бассейн и на моделирование, но призовых мест нигде не занимал. В олимпиадах сын тоже не участвовал, поэтому похвастаться нам было бы нечем. Но у меня ничего и не спрашивали — новая школа ориентировалась только на результаты тестов.
Забрать документы оказалось непросто. В конце декабря я позвонила в канцелярию старой школы и спросила, когда можно прийти. Мне сказали, что документы смогут выдать только после Нового года, поскольку переводы до конца года закрыты. Но это значило, что в первый день после каникул в новую школу сын не попадет. Мне такой вариант не подходил, и я пошла в школу лично.
Меня не пустили дальше порога. Охранник позвонил в канцелярию — секретарь сказала, что документы она не выдает, а значит, говорить нам не о чем. Дозвониться до директора я не смогла.
Тогда я поехала на прием в районный отдел народного образования, РОНО. Приемные часы я посмотрела на сайте администрации нашего района. Сотрудник отдела образования выслушал меня и удивился. Он сказал, что даже если переводы уже закрыты, забрать документы я все равно могу. Никаких письменных распоряжений от РОНО в школы на этот счет не поступало. Он при мне позвонил директору старой школы и все обсудил.
На следующий день утром я пришла в школу, и мне разрешили подняться в канцелярию. Там мне выдали обходной лист. На нем нужно поставить подписи о том, что нет долгов в школьной библиотеке и бухгалтерии. После этого отдают личное дело ребенка и табель с текущими оценками.
Отдельно нужно зайти в медкабинет и забрать медкарту, которую сдают при поступлении в школу. Она похожа на ту, которую делают для поступления в детский сад.
Медсестра предупредила меня, что нужно еще получить форму № 063/у о прививках в поликлинике, к которой относилась старая школа. Эту форму нужно передать в медкабинет новой школы, которая, в свою очередь, отдаст ее в ту поликлинику, к которой прикреплена. Возможно, где-то это уже делается электронно, но мне пришлось лично съездить в картотеку поликлиники и забрать форму. Приезжать пришлось в рабочий день утром. Очередей не было, все сделали за 5 минут.
В новой школе меня попросили принести такие документы:
В школе я заполнила заявление о приеме и согласие на обработку персональных данных, а также еще несколько бумаг типа заявления на питание.
После этого я зашла к новой учительнице сына со списком вопросов. Вот какие моменты меня волновали:
Отдельно я спросила о том, как класс встречает новичков, и об общей атмосфере в коллективе. Выяснилось, что класс неплохой, между собой ребята дружат, парий и изгоев нет. В начале года в класс пришло несколько новичков, и их встретили нормально. Меня это успокоило.
О чем нужно не забыть
Электронный дневник. В старой школе я была подключена к электронному дневнику сына. Как только забрала документы, меня отключили. Чтобы подключиться в новой школе, я подала заявление через сайт госуслуг и через день еще зашла лично к бухгалтеру лицея, чтобы подписать бумаги. Дневник заработал на второй день обучения.
Без электронного дневника было бы сложно, поскольку телефонов новых одноклассников сын еще не знал — спросить или уточнить что-то по учебе было бы не у кого.
Проездной. Ученики в Петербурге могут купить бесконтактный электронный проездной — БЭПК — на все виды транспорта по льготной цене. Но для этого нужно в первый раз в кассе метрополитена предъявить ученический и свидетельство о рождении. Кроме того, ребенок должен быть в электронной базе, реестры для которой школы подают ежемесячно.
Новый ученический я оформила сыну через учителя спустя несколько дней после начала четверти. Ученический нельзя оформить, пока ребенка официально не зачислили в школу. Тогда же школа добавила сына в реестр учащихся школы. Но обновления электронной базы в метрополитене пришлось подождать несколько дней. Примерно неделю сын ездил на транспорте за наличные.
Возможно, стоило оформить сыну проездной на месяц, пока он еще числился в старой школе. Тогда обновления реестров мы бы не почувствовали, а потом сразу бы купили проездной на следующий месяц как ученики новой школы. Но я об этом вовремя не подумала.
Поскольку автобусами сын пользоваться не умел, мне пришлось проехать с ним два раза на общественном транспорте и показать, где садиться и выходить. Изначально сын ездил на прямом автобусе до дома, а потом наловчился и даже стал ездить с пересадками, если прямого долго не было.
Родительский комитет. Обычно в каждом классе есть свой родительский чатик, где можно спросить домашку или узнать о будущих поездках класса. Также в этом чатике обсуждают расходы и подарки. Я узнала у учителя, кто из родителей состоит в родительском комитете, и их телефоны. Позднее меня добавили в чат в «Вотсапе».
Питание. Чтобы ребенок мог ходить со всеми в столовую, его должны поставить на питание. Но было понятно, что в первый день в столовой завтрака на сына еще не будет, потому что приказ о зачислении в бухгалтерию поступит чуть позже. Поэтому в первые дни я давала ребенку с собой наличные и собирала небольшой перекус. Сын так привык брать еду с собой, что потом сам уже отказался от школьных завтраков.
Сколько времени и денег я потратила на перевод ребенка в новую школу
Я начала присматриваться к новой школе в сентябре 2019 года, а в конце декабря сына официально перевели. Он пошел в новый лицей сразу после новогодних каникул 2020 года.
Самое долгое в этом процессе — найти школу и узнать о свободных местах и условиях. Перекинуть документы из школы в школу, если постараться, можно даже за день.
Мне кажется, нам повезло, потому что поймать свободное место в хорошей школе не так просто. Я знаю тех, кто приходил в нужную школу в конце августа и переводил детей за день, поскольку были свободные места. А наши соседи по дому полгода ждали места в школе, куда хотели перевести ребенка.
Помимо этого приобрела новые тетради и дневник, а также обложки, поскольку старые к тому моменту уже истрепались. По английскому языку класс пользовался рабочими тетрадями и решебниками. Я купила их сама через интернет.
По ИЗО и технологии в старой школе у нас все закупал родительский комитет на весь класс. Например, на рисовании учительница выдавала каждому лист бумаги, а краски были одни на парту. В новой школе у каждого все было свое. Поэтому я закупила все сама: новые краски и гуашь, альбом, кисточки, клей, цветную бумагу и картон. Большую часть этого сын не израсходовал до конца года, и мы забрали остатки домой.