Что необходимо для открытия спортивной школы
Как открыть спортивную секцию. Бизнес-план спортивной секции: необходимый инвентарь, расчет затрат и оформление документов
Сегодня многие представители бизнес-сообщества все чаще задумываются над тем, как открыть спортивную секцию. И подобную тенденцию вполне легко объяснить.
Каждый понимает, что спорт – это будущее нашей страны. В настоящее время становится модным поддерживать именно здоровый образ жизни, а не злоупотреблять вредными привычками.
Можно с уверенностью констатировать, что человек, который знает, как открыть спортивную секцию, и планирует это сделать, подобными намерениями убьет сразу двух зайцев. Во-первых, он создаст дополнительные условия для занятий упражнениями, а во-вторых, он может извлекать из этого дела достаточно солидную прибыль.
Необходимо отметить, что перед тем, как открыть спортивную секцию, следует провести подготовительные действия. Какие? Все очень просто.
Бизнес-план
Для начала нужно составить на бумаге бизнес-план спортивной секции. В данном документе вы должны отразить все тонкости организации вашего собственного дела: определиться с размерами помещения для занятий, количеством персонала, объемом стартового капитала и провести расчет того, сколько вы намереваетесь получить прибыли в конечном итоге. Четко обозначьте цели на ближайшее время.
Регистрация бизнеса
Перед тем как открыть спортивную секцию, вы должны придать своей предпринимательской деятельности легальный характер. Что под этим подразумевается? Вы должны зарегистрировать свой бизнес в уполномоченных на это органах.
Следует отметить, что вы вправе оформить свое предприятие как коммерческую структуру, а можете в качестве организационно-правовой формы выбрать, например, некоммерческое партнерство. Если вы сделаете выбор в пользу последнего варианта, то вы сможете рассчитывать на получение налоговых льгот со стороны государства.
Следует отметить, что процедура регистрации, как правило, не вызывает трудностей и спустя 5-7 дней с момента обращения необходимые документы будут у вас на руках.
Выбор местонахождения секции
Вы должны понимать, что в век высоких технологий человечество ведет достаточно динамичную жизнь, когда времени ни на что не хватает. Именно поэтому людей не привлекает перспектива простоять несколько драгоценных часов в пробках по пути к спортивной секции. Следовательно, ваш клуб должен иметь удобное месторасположение. Естественно, клиенты должны без труда добираться до него на общественном транспорте.
Безусловно, арендовать помещение в центре города далеко не всем по карману. Оптимально выбрать расположение вашей секции спорта в одном из спальных районов. Это обеспечит вам регулярный приток клиентов. При этом выбирайте места, где имеются удобные парковки, чтобы члены вашего клуба смогли поставить автомобиль в нужном месте.
Сотрудники
На следующем этапе вы должны решить вопрос о штате сотрудников, поскольку без квалифицированных тренеров, администраторов, консультантов и массажистов грамотно организовать бизнес вряд ли получится. Не забывайте и о том, что каждый месяц вы должны будете оплачивать их труд.
Реклама
Чтобы о вашей секции узнало как можно больше людей, вам необходимо систематически рекламировать собственный бизнес. Давайте объявление в газеты, на радио, расклейте флаеры на улицах. Организовывайте рекламные акции для своих клиентов, например при покупке месячного абонемента установите 5%-ю скидку.
Помещение спортивного зала и оборудование
Организовывая вышеуказанный бизнес, вы должны тщательно проработать вопрос о том, каким будет ваше помещение для занятий спортом (это актуально и при разработке такого документа, как бизнес-план школы искусств).
Если вы намереваетесь работать с клиентами с небольшим уровнем дохода, тогда и цена аренды спортивного зала не должна быть чрезмерно высокой. Как вариант можно порекомендовать полуподвальные или цокольные помещения.
В случае если вы намереваетесь поставить бизнес, как говорится, на широкую ногу, задумываясь, например, над тем, как открыть секцию единоборств, тогда вам понадобится несколько достаточно габаритных помещений, где можно было бы предусмотреть тренажерные залы, вестибюль с гардеробом, раздевалки, туалеты и прочее.
Что касается оборудования, то по его качеству и дизайну посетители будут судить о статусе вашего заведения. Ассортимент инвентаря зависит напрямую от того, каким видам спорта вы собираетесь обучать своих клиентов.
Например, для организации секции единоборств вам потребуются специальные ковры, маты, тренажеры, брусья, турники. Вы решили открыть баскетбольную секцию? Вам необходимо заранее позаботиться о мячах, спортивной форме, обустройстве зала кольцами. Для игры в бадминтон вам понадобится сетка, ракетки и воланы.
Если вы хотите, чтобы у вас были только современные модели тренажеров, то, составляя, например, бизнес-план зала единоборств, вы должны предусмотреть дополнительные затраты в стартовом капитале, поскольку современные «машины здоровья» стоят достаточно недешево.
Опять же следует оговориться, что если ваш бизнес ориентирован на клиентов с невысоким уровнем дохода, то тратиться на дорогостоящие велосипедные дорожки вряд ли имеет смысл, поскольку окупить быстро такие вложения не получится. Если же вы хотите стать достойным конкурентом известных спортивных школ в вашем городе, тогда у вас должно быть все самое новое и современное.
Конечно же, уделите особое внимание качеству обслуживания в вашей секции. Не забывайте о том, что клиент всегда прав: ему должно быть максимально комфортно в спортивной школе. Помните также и о том, что спорт позиционируется как отдельная идеология. Она предполагает позитивное отношение к людям, ведущим здоровый образ жизни.
Не исключено, что в число ваших клиентов попадут крупные коммерческие структуры. Как правило, мы начинаем задумываться о собственном здоровье лишь после того, как станем обеспеченными.
Примерив однажды на себя образ человека, следящего за собой, индивид начинает требовать это от других, например от подчиненных.
Вам нужно будет научиться принимать и понимать образ мышления спортсменов, чтобы легко находить общий язык с целевой аудиторией.
Статьи расходов
Итак, разрабатывая бизнес-план спортивной школы, вы, вероятно, убедились, что данный вид предпринимательской деятельности невозможно организовать без начального капитала, размер которого является достаточно солидным.
— Расходы на аренду составят порядка 60000 рублей.
— На закупку оборудования и проведение ремонтных работ в помещении вам потребуется около 400 000 рублей.
— Оплата труда нанятых сотрудников (10 человек) потребует 200 000 рублей.
— Расходы на рекламу составят примерно 100 000 рублей.
— Прочие статьи расходов опустошат ваш кошелек примерно еще на 100 000 рублей.
Таким образом, на начальной стадии развития вашего бизнеса вам понадобится около 860 000 рублей. Данные цифры, конечно же, имеют приблизительный характер.
Статьи доходов
а) Постоянные клиенты.
При наборе 100 человек и цене занятий в 1500 рублей в месяц прибыль составит примерно 150 000 рублей.
б) Временные клиенты.
В день обычно приходит 10 человек. Одно занятие стоит примерно 150 рублей. В месяц получается примерно 300 посещений. Доход в рассматриваемый период составит около 45 000 рублей.
Таким образом, можно констатировать, что при грамотном подходе к ведению вышеуказанного бизнеса срок окупаемости составит от 6 до 12 месяцев.
Как открыть частную спортивную школу: пошаговая инструкция
Пошаговый план открытия спортивной секции
Часто это желание найти профессию, которую они действительно любят, включает в себя идею начать бизнес вокруг одного из их любимых дел… а для некоторых из нас это спорт.
Развлечения и соревнования никогда не выйдут из моды, равно как и умные бизнес-решения.
Анализы рынка, составление бизнес-плана
Если вы составляете бизнес-план для своего спортивного бизнеса, следует помнить о некоторых важных элементах. Независимо от того, какой бизнес вы открываете, у вас должен быть бизнес-план. Бизнес-план резюмирует все, от целей и стратегий до маркетинговых планов и финансовых прогнозов.
Количество компаний в категории «Спортивная школа» на 100 тысяч человек
данные по городам: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск
Определитесь с нишей
Есть множество фитнес-ниш на выбор. Изучите эти ниши ниже, чтобы определить, какой спортивный центр вы хотите открыть.
Специализированный фитнес-центр:
Традиционный тренажерный зал:
Лечебно-оздоровительный центр:
Семейный оздоровительный и фитнес-центр:
Как только вы осознаете, что ваша мечта о работе в спортивной индустрии может стать реальностью, совершенно необходимо развивать успешные методы ведения бизнеса. Отношение и усилия, которые вы вкладываете в компанию, — это тот результат, который вы увидите в своем бизнесе и своей прибыли.
Определяем целевую аудиторию:
демографический, географический, социальный и психологический портрет
Как избежать ценовых войн?
Айкидо ≈ 4 400 руб. Боевые искусства для детей ≈ 4 000 руб. Бокс ≈ 3 500 руб. Грэпплинг ≈ 4 000 руб. Джиу-джитсу ≈ 3 750 руб. Дзюдо ≈ 3 675 руб. Капоэйра ≈ 2 625 руб. Карате ≈ 4 000 руб. Курсы самообороны ≈ 2 438 руб. ММА ≈ 3 650 руб. Ножевой бой ≈ 2 500 руб. Рукопашный бой ≈ 3 500 руб. Самбо ≈ 4 000 руб. Спортивная борьба ≈ 3 625 руб. Тхэквондо ≈ 3 500 руб. Ушу ≈ 4 200 руб. Фехтование ≈ 2 000 руб.
Указана средняя стоимость популярных услуг по Москве, в зависимости от сегмента и города в котором работает компания, цена будет выше или ниже. Приведенные данные можно использовать в качестве ориентира при составлении бизнес-плана и расчета прибыли компании.
Как зарегистрировать фирму самостоятельно?
Перед запуском проекта необходимо получить свидетельство о регистрации* юридического лица (ООО) или индивидуального предпринимателя (ИП), встать на учёт в налоговую инспекцию. Какая форма собственности подойдет для вашего бизнеса?
Настройте бухгалтерский учет и автоматизируйте бизнес-процессы
Запись различных расходов и источников дохода имеет решающее значение для понимания финансовых показателей вашего бизнеса, ведение точной и подробной отчетности также значительно упрощает вашу ежегодную налоговую декларацию ( изучите статью «Рентабельность инвестиций в программное обеспечение»). Также рекомендуем автоматизировать взаимоотношение с клиентами и бизнес-процессы, подробнее в статьях:
Выбор помещения
Подобрать помещение можно на сайтах агрегаторах недвижимости ( ЦИАН, Домофонд и т.д.).
Как красиво оформить: лучшие идеи и лайфхаки
Широкий выбор игровых поверхностей, дизайнерских решений и вариантов инфраструктуры объекта — например, ограждений, освещения, безопасности и оборудования — означает, что теперь можно создавать объекты на заказ до мельчайших деталей. Однако важно убедиться, что «общая картина» ясна:
Чем точнее определены требования к объекту, тем легче будет ориентироваться в большом количестве вариантов.
Оборудование: практические советы
Все оборудование необходимое для ведения бизнеса можно разделить на четыре вида:
торговое офисное технологическое обслуживающее
Ключевым компонентом профилактики травм в молодежном спорте является правильное использование спортивного инвентаря. Рекомендации по экипировке различны и специфичны для каждого вида спорта, поэтому важно проконсультироваться с национальным руководящим спортивным органом относительно действующих и конкретных протоколов.
По мере того, как юные спортсмены растут и развиваются, размеры и набивка инвентаря должны соответственно меняться. При занятии спортом следует всегда носить защитное снаряжение, такое как каппы, набивки, подходящую обувь, шлемы, очки, перчатки и т. д. Независимо от того, тренировка это или игра. Тренеры и родители должны следить за правильным использованием и подгонкой защитного снаряжения, которое носят молодые спортсмены, и при необходимости помогать в настройке снаряжения. Тренеры, родители и официальные лица молодежного спорта должны осознавать проблему «компенсации риска». Компенсация риска происходит, когда спортсмен действует опасным образом из-за того, что он носит защитное снаряжение, и такое поведение может фактически привести к увеличению количества спортивных травм.
Общее защитное снаряжение:
Обувь: Обувь различается в зависимости от вида спорта и положения. Если для спортивного или игрового покрытия доступна специальная обувь, ее следует использовать, а не обычные кроссовки или кроссовки. Если обувь не подходит к игровой поверхности, это может привести к повышенному риску последующих травм, таких как травмы колена, нижних конечностей и спины. Для выбора правильной обуви для спортсмена следует привлекать специально обученных профессионалов своего дела. Обувь следует оценивать с точки зрения комфорта, посадки и устойчивости. Для каждого спортсмена необходимо учитывать уникальную биомеханику стопы, а также спортивные потребности.
Руководство по рекламе и маркетингу
Владелец бизнеса при запуске рекламы всегда беспокоится о том, как повысить конверсию кампании, привлечь новых клиентов и избежать ошибок, рекомендуем прочитать статью «Как спланировать стратегию цифрового маркетинга: шаг за шагом». Есть несколько проверенных методов, которые стоит рассмотреть:
При таком большом количестве спортивных секций вам приходится постоянно бороться за внимание потребителей. Пока вы пытаетесь связаться с покупателем, кто-то пытается украсть того же покупателя.
У игры в бизнес есть одно простое правило: с самого начала привлечь внимание любителей спорта и удержать его. Постоянно продвигайте свои продукты и услуги, чтобы люди слышали и / или видели их снова и снова.
Когда вы рекламируете, сосредоточьтесь на пользе для конечного пользователя. Помните, это о них, а не о вас. Продавайте им исходя из того, что у вас есть что-то, что может улучшить их жизнь, увеличить их удовольствие или вызвать их любопытство, и вы получите выигрышную рекламную кампанию.
Несколько полезных направлений рекламы включают рекламные щиты, местные спортивные магазины, сайты социальных сетей и раздачу листовок на местных спортивных играх.
Но когда вы начнете рекламировать, убедитесь, что у вас есть профессиональная графика и креативный, профессиональный дизайн спортивного логотипа, которым можно поделиться со всеми.
Как правильно открыть спортивную секцию
Практически каждый профессиональный спортсмен задумывался над тем, как открыть спортивную секцию после окончания спортивной карьеры. Для большинства это так и остается мечтой, и они уходят из спорта в совершено другие отрасли. А некоторые все же пытаются реализовать эту идею на практике. Однако, для далекого от юриспруденции и менеджмента человека организация своей секции может казаться непростой задачей.
Иногда бывает обратная ситуация, когда бизнесмен, не имеющий отношения к спорту, довольно легко организует бизнес, но также легко и закрывает его, не найдя подходящих тренеров и преподавателей или потому, что не может мотивировать и удержать учеников.
На самом деле, если подойти к работе серьезно и собрать достаточно информации перед тем, как бросаться на амбразуру, на практике все оказывается довольно просто.
Организацию спортивной секции можно разделить на 3 значительных этапа:
Выбор подходящего помещения
Начать стоит именно с помещения, потому что может получиться так, что все документы будут собраны, ученики приглашены, а работать негде. Если речь идет о секции борьбы или шахмат, тут подойдет практически любое небольшое помещение, даже полуподвальное (при условии наличия противопожарной системы, вентиляции и освещения), а вот с бассейном или теннисным кортом, особенно в небольших городах, могут возникнуть проблемы.
Самым доступным вариантом для многих видов спорта может стать школьный спортивный зал. Во-первых, в нем есть вся необходимая инфраструктура, а во-вторых, арендная плата за него будет весьма демократичной. Также плюсом размещения секции в школе станет то, что ученики данной школы автоматически будут к ней привлечены.
Еще один неплохой вариант размещения — это помещение в жилых домах или государственных учреждениях культуры, они меньше по площади, но их придется обустраивать, а зачастую и ремонтировать. Поиски тренера, если это необходимо, тоже лучше начать на стадии выбора места, чтобы человек активно подключался к процессу, давал дельные советы и помогал с выбором инвентаря.
Стоит помнить, что для занятий с детьми понадобится профессиональный педагог.
Тренер, работающий с учениками, должен владеть основами ОБЖ и уметь оказать доврачебную помощь в экстренных ситуациях. После того как помещение подобрано, пора переходить к оформлению документов, так как арендовать помещение можно только после регистрации секции.
Регистрация секции
Зарегистрировать спортивную секцию можно двумя способами. Первый — это открыть ИП в налоговой, вид деятельности в этом случае будет называться «Тренерская работа». При регистрации ИП необходимо будет заплатить пошлину в 800 руб. и сделать печать. Впрочем, наличие печати необязательно, хотя и приветствуется. Сейчас открытие ИП очень упростилось и сводится к подаче заявления и паспортных данных в налоговую инспекцию по месту постоянной прописки лично или через интернет.
Второй способ — это зарегистрировать секцию, как некоммерческую организацию. Делается это через местные органы юстиции, такие организации пользуются налоговыми льготами, однако, на них ложится дополнительная социальная нагрузка.
Какой бы способ не был выбран, нужно сразу определиться с системой налогообложения. Их для данного вида деятельности две: обычная — 13 % от чистой и упрощенная — 6 % от общей прибыли.
Тренеру придется вести внутреннюю документацию. А именно: журнал по технике безопасности, где раз в квартал, после прослушивания информации, должны расписываться все, занимающиеся в секции, и журнал посещаемости (необходим при работе с детьми).
Набор учеников
Без грамотного привлечения людей в секцию все старания окажутся напрасными. Поначалу нужно набрать как можно больше учеников, чтобы после естественного отсева осталась хотя бы треть, и этого хватило бы для полноценной работы. Полезно будет обойти с презентациями близлежащие школы, если это детская секция. Или предприятия, если секция рассчитана на взрослых.
Важно рассказать о виде спорта, продемонстрировать что-то интересное.
Практика показывает, что только личный пример подвигает к деятельности, а объявления зачастую так и остаются висеть на столбах. Чем шире будет круг посещающих, тем лучше. Имеет смысл разработать план как детских, так и взрослых занятий. Детям будет интересно наблюдать за взрослыми, общаться с ними и тянуться к их успехам.
В зависимости от вида спорта можно разделять мужские и женские группы, а можно, наоборот, объединить их, в смешанных группах обучение идет быстрее, и посещают их охотнее. Также можно практиковать индивидуальные занятия. Исходя из этого, ценовая политика тоже должна быть гибкой. Пробные занятия обычно делаются бесплатными, взрослые платят на треть больше, чем дети, а индивидуальные занятия — самые дорогостоящие.
Развитие бизнеса
И наконец, секцию мало открыть, людей нужно еще удержать, «разогреть» и поддерживать интерес к занятиям. Для этого необходимы поездки на соревнования разного уровня. Участия в соревнованиях, а тем более победы, не только мотивируют самого человека, но и его окружение, привлекая новых желающих.
Полезны соревнования внутренние, между собой. Хорошо сплачивают коллектив совместные выезды на природу, общие празднования дней рождений и т. д. Секция, особенно для детей, должна стать главным местом пребывания после школы. Хорошие отношения, удовлетворение от выступлений и соревнований, физическое развитие — залог успешной работы спортивной секции.
«Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций» (утв. Минпросвещением России 28.09.2021 N 06-1400)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ
1. Нормативные правовые основы деятельности школьных
В настоящее время создана нормативная правовая база для общеобразовательных организаций в создании и обеспечении деятельности школьных спортивных клубов.
Так, в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (статья 28 «Физическая культура и спорт в системе образования») указано, что в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом образовательными организациями могут создаваться школьные спортивные клубы.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 27 «Структура образовательной организации») определено, что образовательная организация может иметь в своей структуре школьные спортивные клубы.
Формирование системы школьных спортивных клубов является неотъемлемой частью реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»; плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 122-р); Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р); Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р); Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года (совместный приказ Министерства спорта Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 17 февраля 2021 года N 86/59), приказа Минпросвещения России от 23 марта 2020 года N 117 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами».
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 10 октября 2019 г. N Пр-2397 к 2024 году должно быть завершено создание школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской, осуществляющих государственное управление в сфере образования, административных работников общеобразовательных организаций, педагогического и родительского сообществ с целью формирования и повышения их компетентности в вопросах создания и деятельности ШСК.
2. Алгоритм создания школьного спортивного клуба
2.1. Основания для создания школьного спортивного клуба
Создание ШСК является инициативой школьного сообщества (ученического, родительского, педагогического и административного), которая играет определяющую роль в создании механизмов самоуправления в развитии физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни в общеобразовательной организации.
ШСК, создаваемые на базе общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, осуществляют деятельность в следующих организационно-правовых формах:
— в качестве структурного подразделения общеобразовательной организации (деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентируется локальными актами общеобразовательной организации, а также разработанным и утвержденным Положением о ШСК);
— в виде общественного объединения без образования юридического лица (деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
В сферу деятельности ШСК (на основании Устава) входят организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, подготовка и формирование сборных школьных команд по видам спорта, участие в соревнованиях разных уровней (муниципального, окружного, городского, всероссийского), пропаганда основных идей физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Таким образом, ШСК может входить в сетевую структуру и представлять интересы своей общеобразовательной организации.
Целью деятельности ШСК являются вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой, школьным и массовым спортом, формирование здорового образа жизни, а также развитие и популяризация традиций региона в области физической культуры и спорта.
Приоритетными задачами деятельности ШСК могут являться:
— вовлечение обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в систематические занятия физической культурой и спортом;
— организация и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в общеобразовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе этапов Всероссийских соревнований обучающихся по различным видам спорта, проводимых в данных общеобразовательных организациях;
— развитие волонтерского движения по организации массовых мероприятий и пропаганде здорового образа жизни;
— повышение эффективности пропаганды идеи физической культуры, школьного и массового спорта и здорового образа жизни;
— содействие в создании условий для систематических занятий физической культурой (материально-технических, кадровых, психологических, маркетинговых [расширение спектра предлагаемых услуг]).
В целях реализации основных задач ШСК осуществляет:
— организацию и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, расширение спектра услуг секционной и досуговой работы, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— организацию и проведение социально значимых мероприятий: Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», фестивали, акции;
— подготовку и формирование команд общеобразовательной организации по видам спорта и обеспечение их участия в соревнованиях различных уровней организации;
— поощрение обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе;
— обновление форм и средств воспитания в области физической культуры и спорта для развития творческих, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся;
— обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта, в том числе для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, средствами физической культуры и спорта;
— совершенствование комплексных мероприятий по повышению компетенций учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и других специалистов в области физической культуры и спорта;
— развитие потенциала физкультурно-спортивной деятельности для профилактики вредных привычек, асоциального поведения, а также формирования антидопингового мировоззрения через взаимодействие с родительским сообществом;
— расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, средств массовой информации, направленных на пропаганду занятий физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни, нравственных, духовных и гражданских ценностей;
— представление администрации предложений по совершенствованию системы физической культуры и спорта, а также развитию материально-технической базы в общеобразовательной организации;
— организацию и проведение информационной и пропагандистской деятельности, воспитание физических и морально-волевых качеств, социальной активности школьного сообщества, включая меры по популяризации социально значимых мероприятий: Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», фестивали, ВФСК ГТО, акции и иных.
2.2. Основные направления деятельности школьного
По содержанию ШСК может представлять разнообразные направления, включающие различные формы организации обучающихся, способствующие формированию здорового образа жизни, развитию физической культуры, школьного и массового спорта:
— освоение образовательных программ, позволяющих обучающимся значительно повысить интерес к учебному предмету «Физическая культура» и двигательной активности в целом;
— практико-ориентированная спортивная направленность (педагогическая, медико-биологическая, IT-технологии, менеджмент в спорте), которая позволит обучающимся осознанно выбрать в будущем спортивные профессии (тренера-преподавателя, спортивного юриста, спортивного врача, спортивного журналиста, менеджера в сфере спорта). Это в дальнейшем позволит готовить для профильных и других вузов конкурентоспособных специалистов;
— блок дополнительного образования, включающий спортивные секции по различным видам спорта (при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по виду образования «дополнительное образование детей и взрослых»);
— спортивно-массовое направление, включающее организацию и проведение социально значимых, спортивно-массовых мероприятий (соревнований, спартакиад, олимпиад) по различным видам спорта, включая национальные виды спорта (этнокультурный компонент);
— выявление на ранних этапах обучения способных и талантливых обучающихся в области физической культуры и спорта с использованием образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также их тьюторское сопровождение;
— пропаганда физической культуры, школьного и массового спорта, здорового образа жизни, волонтерского движения для всех участников образовательных отношений.
Деятельность ШСК в общеобразовательной организации может осуществляться как внеурочная деятельность в рамках реализации основных общеобразовательных программ, так и как деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Рабочие программы внеурочной деятельности предназначены для обучающихся, осваивающих основные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основных общеобразовательных программ, участие в которых является обязательным.
Решение о конкретном объеме часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается общеобразовательной организацией с учетом специфики выбора одного из направлений ее деятельности, имеющегося в наличии кадрового и материально-технического ресурса организации, потребностей и интересов обучающихся, а также пожеланий их родителей.
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта не является обязательным и осуществляется на основе добровольного выбора.
Продолжительность дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования определяется общеобразовательной организацией.
Для обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, установлены рекомендуемый режим занятий и максимальная ежедневная нагрузка.
В период каникул могут использоваться возможности организации отдыха детей с помощью тематических лагерных и профильных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательной организации, образовательных организаций дополнительного образования детей. Формы реализации физкультурно-спортивной деятельности определяются организацией самостоятельно.
Школьный спортивный клуб вправе:
— иметь эмблему, знак, флаг и другую атрибутику, информационный сайт в сети Интернет;
— в установленном порядке выдавать членам ШСК во временное пользование спортивный инвентарь и экипировку;
— осуществлять планирование, подготовку и проведение массовых спортивных соревнований, спартакиад и других массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— поощрять членов ШСК за результативность и активную физкультурно-спортивную деятельность;
— осуществлять иную деятельность, не противоречащую законодательству.
2.3. Управление деятельностью школьного спортивного клуба
Общая структура ШСК формируется с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников общеобразовательной организации.
Непосредственное руководство по всем направлениям деятельности ШСК осуществляет руководитель ШСК.
Если ШСК создается в форме структурного подразделения, руководителя приказом назначает директор общеобразовательной организации.
Руководитель ШСК может занимать данную должность на постоянной основе или осуществлять данную деятельность на условиях совмещения или внутреннего совместительства в порядке, предусмотренном трудовым законодательством РФ.
Контроль деятельности спортивного клуба, обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами осуществляет руководитель общеобразовательной организации или работник образовательной организации, им уполномоченный.
При создании спортивного клуба в форме общественного объединения на общем собрании (конференции) принимается Устав ШСК, избирается руководитель ШСК, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными руководителем ШСК, в контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность ШСК в соответствии с его Уставом.
Органами самоуправления в ШСК являются Совет ШСК, попечительский совет, общее собрание и другие, которые в порядке, установленном Уставом общеобразовательной организации, содействуют ШСК в проведении физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы.
Руководитель ШСК, действуя от имени ШСК и по согласованию с Советом ШСК, осуществляет общее руководство текущей деятельностью ШСК, ведет его заседания, представляет его интересы в администрации образовательной организации, при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Общее собрание членов ШСК созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. На общем собрании членов ШСК избирается Совет ШСК из числа обучающихся, спортсменов-активистов, организаторов физической подготовки классов, родителей, педагогических работников.
Заседания совета ШСК проводятся не реже одного раза в два месяца.
— принимает решение о названии ШСК;
— утверждает символику ШСК;
— утверждает план работы на год и предоставляет ежегодный отчет о работе ШСК;
— принимает решения о приеме и исключении членов ШСК;
— планирует организацию и проведение общешкольных спортивных мероприятий;
— обеспечивает систематическое информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о деятельности ШСК;
— обобщает накопленный опыт работы и обеспечивает развитие лучших традиций деятельности ШСК;
— обеспечивает взаимодействие с учреждениями, общественными организациями, спортивными федерациями и т.д.;
— готовит предложения руководителю образовательной организации и управляющему совету о поощрении членов клуба, обеспечивших высокие результаты в организационной, физкультурно-оздоровительной спортивно-массовой работе.
Непосредственное проведение занятий осуществляется педагогами дополнительного образования и другими специалистами в области физической культуры и спорта.
В классах и учебных группах избирается физкультурный организатор (физорг), который организует спортивно-массовую работу в классах и учебных группах общеобразовательной организации.
Для организации работы по различным направлениям деятельности в структуре ШСК могут создаваться комиссии.
2.4. Кадровое и материально-техническое обеспечение
Обеспечение деятельности ШСК осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников: учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, инструкторы по физической культуре.
Утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания ШСК относится к компетенции руководителя общеобразовательной организации.
Для эффективного осуществления деятельности ШСК общеобразовательная организация предоставляет объекты спорта, необходимое спортивное оборудование и инвентарь, а также может предоставлять возможность использования материально-технической базы организаций дополнительного образования, учреждений культуры и спорта в порядке, определяемом руководителем общеобразовательной организации.
2.5. Учет и отчетность деятельности школьного
Официальный учет всей работы ШСК ведется в журнале установленной формы по следующим разделам:
— состав Совета ШСК, комиссий, учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и других специалистов в области физической культуры и спорта, осуществляющих свою деятельность в ШСК;
— состав занимающихся, расписание занятий, программный материал, посещаемость;
— проведение физкультурно-спортивных мероприятий и результаты участия в соревнованиях.
2.5.1. Примерный перечень локальных актов школьного спортивного клуба:
— Положение о ШСК (Устав ШСК);
— приказ по образовательной организации о создании ШСК (протокол заседания общего собрания о создании ШСК);
— должностные инструкции руководителя ШСК, педагогов дополнительного образования (учителей физической культуры, инструкторов по физической культуре);
— списочный состав членов ШСК;
— журналы групп, занимающихся в спортивных секциях;
— положение о Совете ШСК;
— списочный состав Совета ШСК;
— протоколы заседания Совета ШСК;
— списочный состав физоргов;
— календарный план спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной, секционной и досуговой работы на учебный год;
— план спортивно-массовых, физкультурно-спортивных и социально значимых мероприятий на учебный год;
— положения и отчеты о проведении социально значимых, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— дополнительные образовательные программы по направлениям деятельности;
— учебные планы к программам дополнительного образования;
— пакет документов по предупреждению травматизма;
— результаты участия в соревнованиях образовательной организации;
— копии годовых отчетов о проделанной работе.
2.5.2. Положение о ШСК или Устав ШСК должны предусматривать:
— название, цели ШСК, его организационно-правовую форму;
— структуру ШСК, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данный ШСК осуществляет свою деятельность;
— условия и порядок приобретения и утраты членства в ШСК, права и обязанности членов данного клуба (только для ШСК, предусматривающего членство);
— компетенцию и порядок формирования руководящих органов ШСК, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
— порядок внесения дополнений и изменений в Положение о ШСК (Устав ШСК);
— источники формирования денежных средств и иного имущества ШСК, права клуба и его структурных подразделений по управлению имуществом;
— порядок реорганизации и (или) ликвидации ШСК.
Положение о ШСК или Устав ШСК могут содержать описание символики данного объединения.
2.6. Информационное обеспечение школьного спортивного клуба
Отчет работы ШСК ведется через информационное пространство (сайт общеобразовательной организации, сайт ШСК, социальные сети, СМИ, стенд и иное), где отражаются символика ШСК (название, логотип, девиз), календарный план мероприятий, режим секционной работы, поздравления победителей и призеров соревнований и иная информационно-агитационная информация.
Важным стимулирующим фактором приобщения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом становится информационный ресурс ШСК, который позволяет участникам получать информацию о проводимых физкультурных и спортивных мероприятиях ШСК.
Для создания единого информационного пространства ШСК рекомендуется использовать следующие ресурсы:
— средства массовой информации (СМИ): телевизионные и радио-ресурсы, Интернет-ресурсы, печатные издания;
— социальная реклама, акции, рекламные компании по физкультурно-спортивному направлению ШСК;
— использование стенной печати ШСК: афиши, объявления, газеты, листовки, информационные и имиджевые материалы, программы, брошюры, буклеты, пресс-релизы, фотовыставки, плакаты, баннеры, альбомы;
— привлечение известных спортсменов, тренеров, ветеранов спорта для координации деятельности ШСК, физкультурно-массовой работы и участия в протокольных церемониях, мастер-классах, фотосессиях и встреч с юными болельщиками.
Информационное обеспечение ШСК требует эффективного взаимодействия как организаторов и участников на местах, так и организаторов этих соревнований на различных уровнях. Для этой цели рекомендуется разработать информационный портал по сопровождению каждого спортивного мероприятия, дающий возможность своевременно и полно информировать участников об условиях проведения соревнований, календаре физкультурных и спортивно-массовых мероприятий, результатах, рейтингах (школ, команд, самих участников), проведении процедуры регистрации команд, получения оперативной информации и т.д.
Для поддержки информационного портала целесообразно в образовательных организациях создать постоянно действующий информационный (координационный) центр, отвечающий за организацию и сопровождение мероприятий ШСК. Такой центр может обеспечивать общее администрирование сайта, координацию деятельности ШСК, оргкомитетов по проведению соревнований, фестивалей, конкурсов, иметь реестр ШСК и спортивных объектов с указанием возможных направлений их использования.
Информационные (координационные) центры могут выполнять работу по технической и методической поддержке организаторов и участников школьных спортивных мероприятий, проведению занятий и семинаров с судейским корпусом, сбору и систематизации статистической и иной информации.
2.7. Государственная поддержка деятельности школьных
3. Основные ориентиры к выработке Комплекса мер,
направленных на создание и поддержку деятельности школьных
спортивных клубов, а также обеспечение их участия
в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых
школьными спортивными лигами
1. Создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации.
2. Включить в Концепцию развития субъекта Российской Федерации, как одну из приоритетных задач, развитие физической культуры, школьного и массового спорта.
4. Предусмотреть финансирование ШСК (на заработную плату, приобретение спортивного оборудования, инвентаря) в рамках Программы.
5. Издать распорядительный документ органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающий положение о ШСК.
6. Разработать и утвердить методические рекомендации по открытию ШСК на уровне субъекта Российской Федерации (с учетом традиций и особенностей региона).
7. Издать приказ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации «О назначении координатора деятельности школьных спортивных клубов».
Организация-координатор осуществляет деятельность по различным направлениям, в том числе:
Основные аспекты деятельности:
— мониторинг выполнения Целевой Программы субъекта Российской Федерации;
— организационно-методическое сопровождение ШСК, создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных организаций;
— организация и проведение мероприятий, направленных на повышение компетенций педагогических работников физкультурно-спортивной направленности;
— внедрение современных инновационных технологий;
— расширение спектра дополнительных проектов и творческих инициатив в области физической культуры и спорта;
— создание базы данных и ведение единого реестра ШСК региона;
— организация и проведение регионального Конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы и развитие массового спорта среди ШСК;
— организация и проведение спортивных мероприятий (спартакиад, первенств и т.д.), направленных на развитие спектра деятельности ШСК и выявление лучших спортсменов, секций, клубов.
8. Включить в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, осуществляющих управление в сфере образования, увеличение числа обучающихся, вовлеченных в занятия физической культурой, школьным и массовым спортом, а также увеличение числа ШСК.