Что необходимо для обеспечения эффективности познания материала
Принципы обеспечения эффективности исследования
Общими принципами обеспечения эффективности исследования являются [См.: Коротков Э.М. Исследование систем управления / Э.М. Коротков. — М.: ДеКА, 2000]:
1) принцип объективности – основывается на соизмерении, сопоставлении факторов исследования с объективной реальностью. Любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости. Это определяет успех исследования, но использование данного принципа вовсе не означает, что надо исключать все субъективное. Многое определяется интуицией, ее влиянием на поведение человека при поиске истины;
2) принцип системности – позволяет в исследовании выделять основную сущность, внешние и внутренние связи, целостность, границы внешней и внутренней среды и т.д.;
3) принцип последовательности – предполагает, что исследование должно проводиться по определенной и заранее разработанной технологии;
4) принцип целеустремленности – в основе любого исследования находится цель. Цель определяет выбор решений и последовательность их разработки, цель интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах: многоаспектность, совместное исследование, разветвленность исследования, сложность проблемы и т.д.;
5) принцип «обгонять не догоняя» или «не изобретай велосипед» – любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное. Однако иногда бывает полезно усомниться в известном, проверить его новыми способами. Это может стать импульсом для новых подходов, продолжения работы, мотивации идей;
6) принцип свободы мышления – в основе принципа находится необходимость абстрагирования от реальной действительности для снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения и идей. Это зачастую позволяет увидеть принципиально новые решения, взглянуть на проблему с другой стороны;
7) принцип управления мышлением – суть принципа сводится к необходимости превращения мышления из эпизодического и стихийного в управляемый процесс вне зависимости от того, является ли оно индивидуальным или групповым;
8) принцип качественной и количественной определенности исследования –заключается в важности выражения различных параметров в исследовании с помощью количественных показателей, при этом не теряя качества изучаемых явлений, т. е. совокупности тех свойств, которые определяют их суть и особенности. В исследовании социально-экономических систем и процессов качественные и количественные факторы тесно переплетены, в связи с этим очень важно установить причинно-следственные зависимости для принятия обоснованных решений;
9) принцип фактологического обеспечения исследований – основу исследования всегда должны составлять факты, что позволяет достигнуть его объективности и эффективности. Однако факты должны отбираться соответствующим образом, чтобы обеспечить целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать;
10) принцип реализации креативного образования менеджера – оно формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и далее развивается в процессе исследования;
11) принцип опоры на исследовательское мышление – развитие такого мышления должно мотивироваться как в практике управления, так и в проведении исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное решение, но и научить менеджера мыслить эффективно, креативно, инновационно;
12) принцип трудоемкости – любое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости затрат на его проведение, что является значительным фактором целесообразного использования ресурсов, рациональной организации и в целом эффективности его реализации;
Перечень принципов не является исчерпывающим. Каждое исследование в той или иной степени может быть уникально, в соответствии с этим и требования к его проведению могут варьироваться и дополняться. Так, например, применительно к исследованию социально-экономических систем может быть актуальным принцип приоритетности социальных и экологических эффектов над экономическими.
Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 712 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Принципы обеспечения эффективности исследования
Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Определим необходимые понятия.
Принцип — это правило, которому следуют при осуществлении той или иной деятельности.
Объективность — это маяк и критерий исследовательской деятельности, система доказательства и оценок.
Принцип «обгонять, не догоняя».Иной вариант образного представления этого принципа формулируется как «не открывать велосипед». Любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное.
Этот принцип может восприниматься неоднозначно. В исследованиях иногда бывает очень полезно усомниться в известном, проверить его новыми способами. Иногда именно это может быть импульсом для возникновения новых подходов, продолжения исследования, мотивации идей. Все зависит от характера проблемы. Поэтому данный принцип надо дополнить принципом исследовательского сомнения. Это не скептицизм, мешающий в поиске нового, это оценка существующего по новым критериям объективности, точности, полезности.
Принцип свободы мышления, который определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей.
Принцип управления мышлением. Как и всякий процесс, мышление должно быть не спорадическим и стихийным, а управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно не осуществлялось. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом групповой мыслительной деятельности. Это правило ведет к эффективности исследования.
Принцип качественной и количественной определенности исследования. Он заключается в том, что, по возможности, исследования надо проводить, опираясь на количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений, т.е. совокупность тех свойств, которые определяют их суть и особенности.
Принцип фактологического обеспечения исследования, который заключается в том, что исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности.
Принцип реализации креативного образования менеджера, которое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования.
Принцип опоры на исследовательское мышление менеджера, развитие которого должно мотивироваться в практике управления и в проведении исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное решение проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно, исследовательски, инновационно.
И еще один принцип следует добавить к этому перечню — принцип трудоемкости.Суть его заключается в том, что всякое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависит и его организация, и рациональное использование всех ресурсов, а, следовательно, и эффективность.
Принципы обеспечения эффективности исследования
Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Определим необходимые понятия.
Принцип — это правило, которому следуют при осуществлении той или иной деятельности.
Среди принципов следует назвать, прежде всего, принцип объективности. Согласно этому принципу, любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости. Это определяет успех исследования. Но использование данного принципа вовсе не означает, что надо исключать все субъективное. Многое в исследовании определяется интуицией, ее необъяснимым влиянием на поведение человека, на поиск истины. Принцип объективности — это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, это возвращение к объективному в конечном результате размышлений, анализа идей и мыслей.
Объективность — это маяк и критерий исследовательской деятельности, система доказательства и оценок.
Принцип системности— это принцип поиска и определения связей, целостности, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды.Почему этот принцип определяет эффективность? Потому что он позволяет концентрировать исследования на сущности, на главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойство как проявление целого в одном случае и как проявление отдельного — в другом.
Принцип последовательноститребует проведения исследования по определенной, заранее разработанной технологии. «Слона можно съесть только по частям», — гласит восточная мудрость, которая образно может характеризовать этот принцип. В использовании этого принципа большое значение имеет ответ на вопрос: с чего начать и как двигаться к результату?
Принцип целеустремленностиозначает, что любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Исследование — это не только разрешение возникшей проблемы, но и определение, к какой цели может вести это разрешение, в какой мере оно способствует достижению цели. Цель определяет выбор решений и последовательность их разработки, цель интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах: многоаспектность, совместное исследование, разветвленность исследования, сложность проблемы и т.д.
Принцип «обгонять, не догоняя».Иной вариант образного представления этого принципа формулируется как «не открывать велосипед». Любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное.
Этот принцип может восприниматься неоднозначно. В исследованиях иногда бывает очень полезно усомниться в известном, проверить его новыми способами. Иногда именно это может быть импульсом для возникновения новых подходов, продолжения исследования, мотивации идей. Все зависит от характера проблемы. Поэтому данный принцип надо дополнить принципом исследовательского сомнения. Это не скептицизм, мешающий в поиске нового, это оценка существующего по новым критериям объективности, точности, полезности.
Принцип свободы мышления, который определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей.
Принцип управления мышлением. Как и всякий процесс, мышление должно быть не спорадическим и стихийным, а управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно не осуществлялось. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом групповой мыслительной деятельности. Это правило ведет к эффективности исследования.
Принцип качественной и количественной определенности исследования. Он заключается в том, что, по возможности, исследования надо проводить, опираясь на количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений, т.е. совокупность тех свойств, которые определяют их суть и особенности.
Принцип фактологического обеспечения исследования, который заключается в том, что исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности.
Принцип реализации креативного образования менеджера, которое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования.
Принцип опоры на исследовательское мышление менеджера, развитие которого должно мотивироваться в практике управления и в проведении исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное решение проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно, исследовательски, инновационно.
И еще один принцип следует добавить к этому перечню — принцип трудоемкости.Суть его заключается в том, что всякое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависит и его организация, и рациональное использование всех ресурсов, а, следовательно, и эффективность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Доклад
выполнила преподаватель Андриянова Е.В.
Условия, обеспечивающие результативность
проведения научно-исследовательской
и научно-экспериментальной работы
В связи с переходом к экономике высоких технологий общество определяет социальный заказ на подготовку специалиста, не только обладающего профессиональными знаниями и умениями, но и способного к активной научно-творческой, исследовательской деятельности, умеющего быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся научно-технической ситуации.
Изменения социально-экономической ситуации в стране требует от образовательных учреждений творческого подхода к процессу повышения качества подготовки обучающихся. Для того, чтобы учебное заведение выполняло эту миссию, необходимо создать организационно-педагогические условия, которые бы узаконили педагогическое творчество и направили его через связь педагогической науки и практики образования.
Исследовательская и экспериментальная работа студентов способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых при изучении различных дисциплин учебного плана, развивает требовательность к себе, точность в выполнении работы и научную активность учащихся.
Эта деятельность занимает все более значимое место в образовании. Ее основная цель состоит в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления и самостоятельности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, раскрытии творческого потенциала, приобщении к традициям науки, становлении исследовательской компетентности студентов. Исследовательская деятельность выступает как мотивированная, самоорганизованная деятельность, обусловленная логикой научного исследования и личностным отношением к рассматриваемой проблеме и направленная на получение нового знания.
Студентам участие в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности предоставляет:
возможность осознавать свою значимость как личности, свою принадлежность к большой науке;
знакомиться с методами научной и творческой работы;
развивать познавательный интерес, любознательность;
возможность научиться пользоваться способам коммуникации со сверстниками и единомышленниками в процессе решения творческой задачи, например, проекта;
принимать участие в научных экспериментах и исследованиях;
получать навыки выступления на разного уровня конференциях о результатах своей научной работы;
возможность умело привлекать для исследовательской работы современные средства информатизации.
Научно-исследовательская работа – это комплексная система участия студентов во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на углубление творческих, профессиональных качеств студентов, воспитывающая резерв ученых- исследователей.
Научно-исследовательская работа студентов – процесс решения студентами целого ряда научно-исследовательских задач стереотипного и нестереотипного характера как в учебное, так и во внеучебное время, результатом которого является тот или иной уровень сформированности у них исследовательских умении и навыков по специальности.
При проведении научно-экспериментальной работы осуществляются следующие мероприятия:
проектирование и разработка последовательности действий, необходимых для проведения эксперимента;
выбор методов математической статистики, в которых разрабатываются методики оптимизации планов экспериментаторов для оценки функции и параметров, выражающих зависимость между различными величинами.
Основное назначение эксперимента – получение новых учебных и научных данных, теоретических выводов, проверка гипотез, создание научных концепций. Естественно, решение этих вопросов невозможно без достаточно высокой научно-теоретической подготовки обучаемых. В свою очередь, эксперимент содействует обогащению новыми знаниями и исследовательскими умениями. Параллельно происходит развитие пытливости, настойчивости, аналитического склада ума, креативности.
Метод применяется на более высоком уровне познания, поскольку является сложным, а его реализация носит нередко длительный характер и предполагает наличие определенной программы. Эксперименты по своей цели и содержанию очень отличаются друг от друга, что обусловлено спецификой учебного предмета.
Научное исследование проводится по определенной программе для получения новых научных данных, идей, положений, материалов. эксперимент носит практико-ориентированный характер и создает благоприятные условия для формирования ряда познавательных и научно-исследовательских умений.
Результативность осуществления научно-исследовательской и научноэкспериментальной деятельности в образовательном учреждении обеспечивается при выполнении следующих условий:
их цели и задачи органично вытекают из реально существующих в практике образовательного учреждения противоречий и направлены на их разрешение;
выполнение исследовательских функций педагогами-практиками имеет нормативно-правовое обеспечение;
педагоги имеют достаточно высокую инновационную готовность;
руководство образовательного учреждения способно выполнять менеджерские функции по отношению к организации и проведению научного изыскания;
научное руководство процессом изысканий осуществляется квалифицированным ученым-исследователем;
высокий уровень методолого-теоретического, материально-технического и финансового обеспечения проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы.
Для высокого результата необходимо четкое планирование научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении. При планировании особое внимание следует уделить анализу условий ее проведения. К таким условиям относятся: мотивационное, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, дидактическое, финансовое, организационное, нормативно-правовое и информационное виды обеспечения. Они должны учитываться в комплексе.
Мотивация также занимает центральное место в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности учащихся, поскольку научная работа сама по себе представляет достаточно формализованный, трудоемкий, многоэтапный процесс. Велик риск раннего отказа студентов со слабой мотивацией от продолжения работы, формирования у них позиции пассивного отказа от дальнейшей деятельности. Важно, ввиду этого, заранее подготовить студента к началу исследовательской или экспериментальной работы, неявно сформировать внутреннюю потребность в ее выполнении, тем самым достигнув устойчивого самостоятельного интереса учащегося к ведению исследовательской деятельности и развитию собственных исследовательских навыков.
В контексте широкого внедрения инноваций в образовательные учреждения значительно возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей и процессов. Это требует от него психолого-педагогической готовности осуществлять свою изыскательскую деятельность в инновационной информационно-образовательной среде, творческого подхода к решению педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и специальной подготовки к проведению научно-исследовательской и научноэкспериментальной работы.
Психолого-педагогическая готовность педагога к проведению названной выше работе рассматривается как:
интегративно-личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к этому виду деятельности;
профессионально-личностные качества, обеспечивающие успешность научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности;
сформированность системы методологических знаний и исследовательских умений и навыков;
физическое и умственное состояние человека, позволяющее эти знания, умения и навыки продуктивно применять при решении различных изыскательских работ.
Успешное осуществление научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности обеспечивается при условии, если педагог-исследователь владеет знаниями специфики и технологии целенаправленного научного экспериментирования и исследовательского поиска, методологии и технологии организации педагогического эксперимента, а также технологий педагогического измерения, оценки и интерпретации результатов научно-педагогических изысканий.
При всем многообразии инновационных технологий обучения (дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. Он может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, эксперта, консультанта, пользователя и маркетолога.
Для формирования у педагога таких качеств необходима разносторонняя подготовка в области педагогики, психологии, средств информатизации, управления, эргономики и других наук. На этой базе формируется компетентность педагога в области проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы, готовность к восприятию, экспертизе и реализации инноваций в педагогической практике.
Роль педагога при руководстве научно-исследовательской и научно-экспериментальной работой обучающихся выражается в:
помощи в поиске необходимых источников информации для выполнения изыскания;
консультировании обучающихся по разным направлениям;
координации процесса выполнения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы;
морально-психологической поддержке и ободрении обучающихся;
осуществлении непрерывной обратной связи с обучающимися, с целью оказания методической помощи быстрее выполнить исследовательскую работу и др.
Результативность осуществления научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы педагогом возможна только при систематическом повышении его уровня теоретической подготовки, развитии навыков поисковой деятельности, умении осуществлять прогноз последствий внедрения той или иной инновации в педагогический процесс, формировании толерантности и др. Кроме того, при решении исследовательских задач необходимо в комплексе применять мыслительные операции. Такой подход позволит исследователю выработать стратегический план своей изыскательской деятельности.
При привлечении обучающихся к научно-исследовательской и научно-экспериментальной работе необходимо учитывать их возраст, индивидуально-типологические особенности и уровень подготовленности. Принятие во внимание этих качеств позволит определить методы, цели, задачи и вид конечного результата проведенного изыскания обучающимся (таблица 1).
Формирование интереса к изучению специальной литературы
Написать реферат, используя несколько литературных источников
Развитие интереса к элементам исследовательской деятельности
Сопоставить данные разных источников
Вычленить интересную проблему
Найти решение этой проблемы в трудах ученых
Дать собственную трактовку поставленной проблемы
Реферат с элементами исследования
Продолжение таблицы 1.
Формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности
Сделать литературный обзор
Сформулиро-вать цель исследования
Выделить гипотезу исследования
Получить собственные результаты изыскания
Проанализиро-вать и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования
Написать научный отчет о проделанной работе
Сделать научный доклад
Научный отчет или научный доклад
Все эти условия и совместные усилия преподавателей позволяют студентам реализовать свои интеллектуальные и творческие способности и приобрести навыки научной-исследовательской и научно-экспериментальной работы, а также осознать свою значимость и принадлежность к большой науке.
О.А. Миронова, Статья «Роль преподавателя в развитии творческих способностей студентов» Россия, Тула, ТулГУ
Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике / В.И. Боголюбов // Школьные технологии. – 2005. – № 1. – С. 39-58.