Что необходимо для максимальной реализации социальной активности личности
9 способов, как начать развивать свою социальную активность
С возрастом люди теряют многих друзей, до неузнаваемости меняют свой образ жизни, становятся замкнутыми или просто теряют социальные навыки. Если в этом описании ты узнал себя, значит, тебе пора развивать свою социальную активность.
Конечно, сказать гораздо проще, чем сделать, особенно если ты стесняешься знакомиться с новыми людьми, живёшь по схеме «дом, работа, дом» или постоянно переезжаешь. Но мы собрали несколько универсальных способов, которые помогут тебе начать с малого, тренировать свои навыки общения и постепенно наращивать список знакомств.
1. Познакомься со своими соседями
Почему не возродить хорошую традицию и не познакомиться со своими соседями? Речь идёт не только о соседях по комнате, с которыми ты и так вынужден контактировать, но и о соседях по лестничной клетке, этажу, улице. Особенно этот совет полезен тем, кто постоянно переезжает или недавно переехал, и столкнулся с проблемой отсутствия общения.
Прояви соседское радушие: представься, пригласи их на чай или что-то покрепче, расспроси их об увлечениях и интересах. В худшем случае вы останетесь просто знакомыми, хорошими соседями, у которых есть налаженный контакт друг с другом. В лучшем – вы сможете стать приятелями, а в будущем, может быть, даже друзьями.
2. Запишись в кружок или секцию по интересам
Глупо считать, что кружки или секции по интересам – это увлечение для школьников и студентов. Быть может, ты с детства мечтал научиться играть на гитаре, собрать свою группу и выступать в барах, но тебе всегда не хватало навыков. Записавшись на курсы игры на музыкальных инструментах, ты можешь не только улучшить свои навыки, но и найти единомышленников, а может, даже и тех, кто поможет тебе воплотить в жизнь твои мечты.
Кружки, мастер-классы, секции, курсы, школы – если у тебя есть свободное время, обязательно записывайся куда-нибудь, ведь так ты убьёшь сразу двух зайцев: начнёшь саморазвиваться и одновременно будешь прокачивать навыки общения с такими же заинтересованными людьми, как и ты.
3. Присмотрись внимательнее к своим однокурсникам и коллегам
Часто мы окружены интересными и многогранными людьми, но в упор этого не замечаем. Всё потому, что мы не воспринимаем их всерьёз или привыкли рассматривать их лишь в одной роли: одногруппника, коллеги, знакомого. Мы не присматриваемся к этим людям, даже не давая им шанса проявить себя.
Хотя бы ради эксперимента попробуй поговорить со своим коллегой дольше пяти минут и расширить темы вашего разговора с работы и общего состояния дел до сферы его интересов, его взглядов и убеждений, его мечтаний. Ты можешь поразиться, сколько всего ты не знал о человеке, который работает с тобой бок о бок вот уже несколько лет.
4. Найди свой круг общения
Если ты постоянно общаешься с одними и теми же людьми, объединёнными сферой интересов, профессией или взглядами на жизнь, и при этом жалуешься, что тебе не нравится общение с ними, начни экспериментировать. Ты должен найти свой круг общения, тех людей, с которыми тебе будет комфортно общаться, делиться своим мнением, проводить свободное время. Для кого-то таким кругом общения будут тусовщики, любители выпить, кого-то больше привлекают умные беседы, а кто-то просто ищет себе единомышленников. Чем раньше ты поймёшь, что из этого всего нужно тебе, тем проще тебе будет находить общий язык с людьми, которые тебе интересны, и отсекать тех, с кем у тебя нет ничего общего.
5. Восстанови старые контакты
У каждого из нас есть люди, которых мы хорошо знали в прошлом, но общение с которыми по каким-либо причинам прервалось. Это могут быть друзья детства, приятели, одноклассники или однокурсники, люди с предыдущих мест работы. Никогда не поздно восстановить общение с ними, если они не против.
Отправь человеку сообщение, найди его в соцсетях, позвони по номеру, который у тебя остался. Не переживай, что не найдёшь слов, чтобы объяснить, почему вы не общались так много времени. Вполне вероятно, что человек просто будет рад слышать тебя, а уже после сложившегося разговора вы оба решите, стоит ли продолжать общение, или лучше поставить точку в ваших отношениях.
6. Чаще участвуй в общественных мероприятиях
Ещё один эффективный способ прокачать свои социальные навыки – это найти общественные мероприятия, которые подошли бы тебе по интересам. К примеру, если ты любишь читать, то поинтересуйся в библиотеке, не проходят ли у них какие-нибудь тематические встречи, если ты любишь кино, то можешь посещать подходящие выставки или закрытые показы фильмов. Найти такие мероприятия просто: обычно у них есть отдельные страницы в социальных сетях, или информация о них представлена на популярных культурных и общественных порталах города.
7. Концентрируй внимание собеседника на том, что вас объединяет
Если тебе кажется, что общение с собеседником не складывается, попробуй зацепиться за что-то, что вас объединяет. Это может быть какая-то мелочь вроде любимого фильма, любимой книги, попадания в похожие ситуации, одной и той же привычки, от которой вы оба хотите избавиться. Даже такая незначительная деталь может помочь тебе восстановить связь с человеком. А твой собеседник, в свою очередь, сможет пересмотреть своё отношение к тебе. Ведь общность взглядов, идей или интересов невероятно сближает.
8. Старайся встречаться с друзьями регулярно
Даже если ты практически всегда занят, как и твои друзья, всегда старайся выделять в своём расписании хотя бы пару часов в неделю на общение с близкими. Это время необходимо для того, чтобы сохранять твою социальную жизнь активной. Вы можете договориться встречаться в выходной день за чашечкой кофе или вместе играть в настольные игры у кого-то дома, если вы живёте в разных городах, то вы вполне можете выделить один вечер на совместный видеозвонок. Это поможет тебе не только развивать свои социальные навыки, но и сохранять свою дружбу на протяжении долгих лет.
9. Чаще говори «да»
Если тебя приглашают сходить в какое-нибудь новое место или встретиться где-то вне дома, старайся как можно чаще отвечать утвердительно. Не стоит избегать возможности получить новый и интересный опыт. Ведь именно этот опыт сближает тебя с людьми, которые пережили его вместе с тобой. Будь открыт для необычных предложений и чаще выползай из дома, покидая свою зону комфорта.
Социальная активность личности: понятие, характеристика, условия реализации.
«Личность» – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.
Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность, т.е. способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном и бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.
Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.
Являясь объектом общественных отношений, личность вместе с тем является и их активным субъектом, способным изменять среду своего существования и самого себя.
В соответствии с основными сферами жизни общества социальную активность можно подразделить на три основные вида: трудовую (производственную), общественно-политическую и социальную активность в области духовной жизни. Каждый из этих видов социальной активности, в свою очередь, может быть подразделен на другие виды.
Так, производственно-трудовая активность включает в себя: непосредственно трудовую активность, выражающуюся в отношении человека к своим трудовым, служебным обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью.
Трудовая социальная активность – это мера реально-практического изменения людьми материального мира. Она выступает в качестве основы развития, самоутверждения личности, функционирования и развития общества.
Вторым важнейшим видом социальной активности является общественно-политическая социальная активность – мера, выражающая степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Специфика этого вида социальной активности обусловливается тем, что в системе политических отношений личность функционирует не как работник умственного или физического труда, города или деревни, а в своем политическом качестве.
Существенной особенностью трудовой и общественно-политической социальной активности является то, что они непосредственно направлены на физическое изменение мира. Это в меньшей мере характерно для научно-познавательной социальной активности, которая проявляется в идеальном воспроизведении личностью мира и его отдельных проявлений, в приобретении знаний о мире.
Социальная активность закономерно выступает одним из источников духовного развития человека. Другими словами, личность в системе социально-педагогических отношений является не только объектом этого сложного феномена, но и субъектом, активным участником процесса самосовершенствования. Включение личности в самосозидательную деятельность – важнейшее условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования.
Социальную активность личности можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, обучения и практической деятельности. С этой точки зрения социальная активность как значимый результат социального развития представляет собой социальное качество личности, отражающее отношение человека к социальной среде, к социальному опыту и способности самостоятельно разрешать проблемы социализации как свои, так и других, посредством оказания им помощи. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. Социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности.
Личность активна, т. е. совершает некоторые социальные действия. Деятельность человека преобразует существующие условия. Действие – это проявление энергии, процесс совершения чего-либо, исходящий из потребностей субъекта. Действие имеет определенную структуру: субъект (совершающий действие, как правило, человек или целый коллектив. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности, например партии) и объект действия (то, на что направлено действие). Этапы действия: постановка цели; способы ее реализации; результат действия.
Действие вызывается потребностями субъекта. Существуют различные классификации потребностей, но все они имеют общие черты (потребностей много – от материальных до духовных. Их количество возрастает. и они удовлетворяются поэтапно). Самая известная модель потребностей – так называемая пирамида Маслоу. В общем виде она состоит из четырех уровней, первичными из которых являются физиологические потребности: пища, жилье, сон и др. Если они не удовлетворены, то о последующих потребностях – самореализация, общественное признание, самоутверждение и др. – не может быть и речи.
Характеристики субъекта действия: 1) уровень притязаний; 2) интересы (в узком смысле интерес – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение к чему-либо, т. е. это осознанное отношение субъекта к средствам удовлетворения его потребностей); 3) ценностные ориентации (значимые для субъекта жизненные явления и их иерархия, по которой судят о мировоззренческой составляющей человека).
Уровень притязаний во многом определяется социальным положением. Потребности, интересы и ценности выступают мотивами действия. Каждому действию соответствует множество мотивов, но один из мотивов, как правило, является доминирующим. Система мотивации динамична, т. е. часто и серьезно изменяется.
Уровни мотивации (выделяют в зависимости от уровня потребностей): 1) социально-экономический – мотив обеспечения жизненных благ; 2) гражданский, патриотический – связан с реализацией социальных норм; 3) стремления к социальной мобильности и преодолению конфликта.
Одно из центральных понятий социологии – «социальное перемещение», или «социальная мобильность». Она отражает возможность индивида сменить свой статус. Ее изучение было начато П. Сорокиным. Существуют два основных типа социальной мобильности. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример – смена места работы с сохранением статуса). Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Типы мобильности: восходящая, нисходящая, добровольная, насильственная.
44.Менеджмент общественных связей в социокультурной сфере, его специфика и условия эффективности.
Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере о т носятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все
богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер
деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции,
а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства,
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.
Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга.
Характерные черты менеджмента
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она
может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.
Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.
Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации
45. Политико-просветительная работа в Советской России 1917-41 гг.
Революционные события России начала 20 века изменили социальную направленность культурно-просветительской деятельности и досуговой деятельности.
Февральская революция 1917 г. Потребовала от новой власти выработки социокультурной политики, основанной на демократических началах. Временное правительство приняло ряд нововведений: 1) женщинам предоставились политические права; 2) Демократическое начало получили отражение во всех сферах жизни населения России. 3) Поддерживались народные инициативы в сфере социокультурной жизни.
Увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи.
Были предприняты попытки реорганизации управления социальной сферы, внешкольного образования. С Октябрьской революции в стране создается система политико-просветительной работы. Идеология новой власти реализуется в области просвещения, внешкольного образования, в СКД. Декреты государства и документы партийных съездов, совещаний, содержали массу указаний и директив: 1) по внешкольному образованию; 2) ликбезу;3) организации деятельности политпросветов и их реализации на местах.
Сфере культуры и просвещения, было, положено начало досрочн. эре установления идеологического диктата.
Возникшая в конце 19в. Методология образования должного развития не получила. Исследования внешкольного образования, замененное в 30х гг. внешкольным воспитание велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел разрыв теории от практики, что отрицательно сказалось на реорганизации воспитательных учреждений.
Деятельность наркомпросса, профсоюзов, пролеткульта и др. общественных организаций, соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга. Рассмотрению идеологических запретов способствовала и гражданская война. Централизованное управление охватила весь процесс идеологической работы. В 19-20 гг. при партийных органах создавались агитпроб отделы. А в 1920г, главпросвет. Как центр всей политико-просветительской и воспитательной работы в стране формируется система партийного руководства этой работы через наркомы и т.п. Одновременно наблюдается огосударствование профсоюзных, кооперативных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.
По всей стране культивируются массовые формы воспитания и перевоспитания: 1) митинги,2)Политико-агитационные программы, 3) массовые гуляния, 4) социальные соревнования, 5) субботники, воскресники.
В эту систему идеологического воспитания органично вписывается в деятельность: агитпароходов и т.п. В связи с осложнением экономических систем в культуре сокращается финансирование образования и культуры, заметно уменьшается количество школ, клубов и др.культпросвет заведений. В областях культуры и образования не хватает специалистов.
Для внешкольной работы: сотрудники подбирались по принципу партийности и классовой принадлежности. Тяжелым было материальное положение учителей. В сентябре 1922г.была выслана из России в Германию большая группа известных русских ученых, писателей. Культура, наука, досуг, вся Социокультурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем. Много всего закрывают. Новая власть рационализирует культурные ценности под школы и избы-читальни передаются церковно-приходские школы и барские поместья.
Политические результаты: 1. развивается сеть политико-просвеительских учреждений, активизируется работа в национальных регионах. 2. Расширяется сеть женских клубов в среднеазиатских республиках. 3. Семья и семейная политика характеризуется широким диапазоном крайности: от разрушения семьи до установления жестких семейных правил.
В течение 20-30гг понятие «политпросвет работа» переходит в другое содержание «культпросвет работа»
Появляются адекватные термины: «культурно-массовая работа» и «культурно-воспитательная работа». Ведутся исследования в области внешкольной работы. Исследования Блондского, Богданова, и т.д. Культпросвет работа рассматривается как разновидность педагогического труда. Большинство исследователе того времени считали, что культпросвет деятельность – это педагогическая деятельность организованная, свободная деятельность наседелния с целью воспитания всесторонне развитой личности. Коммунистическое восприятие провозглашалось главной функцией. Эта функция конкретизировалась в виде: 1) просветительской (просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов). 2) коммуникативной (клуб-центр общение,, встреча с интересными людьми). 3) преобразовательная (клубные объединения, кружки технического творчества. 4) Ценностно-ориентировочная (объединяет любителей кино, театра и т.п.) 5) функция отдыха (придавала демократический характер клубной деятельности, где осуществлялась индивидуализация личности, социализация личности). В 20 гг. происходит развитие демократ. форм руководства политико-просвет. сверы.
Это положительно сказалось на клубной работа. Появились кружки: общественные, производственные, военные, рабкоровские.
Большой популярностью пользовались выступления синеблузников, инсценированные суды и т.д.
В конце 20-30х гг активизировалась борьба с пьянством, за ликвидацию безграмотности, хулиганством, беспризорностью, пропаганда ЗОХ и т.п. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Распространены олимпиады, смотры художественной деятельности. В это же время активизхируется борьба с религией, разрушаются церкви, памятники, идет борьба с революционными вредителями.
Предвоенные годы характеризуются творческим оживлением: возрастает роль печати, радио, кино, литературы и искусства. Появляются творческие союзы, зарождается государственное телевидение, появляются новые научные исследования.
В годы ВОВ культпросвет учреждения проводили свою работу в соответствии с требованиям военного времени. Использовали деятельность фронтовых армейских домов красной армии. Так же деятельность передвижных, культпросвет учреждений Деятельность фронтовых бригад, самодеятельность артистов. Церковь активизировала свою патриотическую благотворительную деятельность.
В период войны в тылу работа с молодежью исходила из задач военного времени. Основные направления: 1)агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа. 2) Проведение широкой справочной работы. 3) Учение культпросвет учреждений в подготовке рабочих массовых профессий. 4) помощь в развитии социальных соревнований. 5) организация отдыха си досуга. 6) Организация художественной самодеятельности как средство духовной поддержки.
46. Социокультурные технологии в работе с различными видами семей
Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями.
Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
Обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
Методы социокультурной реабилитации: