Что необходимо для формирования антикоррупционной направленности личности

Психологические аспекты формирования антикоррупционной направленности личности

Плавинская Юлия Борисовна

кандидат психологических наук

доцент кафедры психологии и педагогики, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»

603950, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Анкудиновское Шоссе, 3

Plavinskaya Julia Borisovna

Associate Professor of the Department of Psychology and Education at Nizhni Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

603950, Russia, Nizhegorodskaya oblast’, g. Nizhnii Novgorod, ul. Ankudinovskoe Shosse, 3

Просмотров статьи: 8681 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение понятия «антикоррупционная направленность личности», а также исследование возможных проблем её формирования в реалиях современного российского общества. Целью исследования является разработка теоретически обоснованного определения понятия «антикоррупционная направленность личности», анализ проблемных вопросов предлагаемых моделей её формирования.Изучение психологических аспектов формирования антикоррупционной направленности личности позволит в дальнейшем разработать действенные технологии предупреждения коррупционного поведения личности с использованием психологических, социально-психологических технологий, методов и методик. Методы исследования: теоретические методы: диалектический метод познания, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация; эмпирические методы: изучение литературы по исследуемой проблеме, анализ и обобщение международного опыта противодействия коррупции. Научная новизна заключается в том, что предложена новая редакция определения «антикоррупционная направленность личности», опирающаяся на использование теоретических положений общей психологии и психологии личности. С точки зрения теории А. Маслоу проведен анализ потребностной сферы современного жителя России, установлены объективные трудности, препятствующие формированию антикоррупционной направленности личности. Основные выводы: в статье констатируется множественность терминов, описывающих в научной литературе данный психологический феномен. В качестве основного предлагается использовать понятие «антикоррупционная устойчивость личности», дана авторская редакция его определения. Установлено, что социальная среда, существующая сегодня в России, является психологическим фактором, затрудняющим формирование антикоррупционной направленности личности. Автор выдвигает предположение, что эффективность деятельности по формированию антикоррупционной направленности личности гражданина РФ возрастет, если сочетать антикоррупционное просвещение и воспитание с процессом совершенствования законодательства и государственной социальной политикой, направленной на повышение уровня жизни населения.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное поведение, психологические факторы коррупции, социальная среда, антикоррупционная деятельность, противодействие коррупции, предупреждение коррупции, направленность личности, нравственные ценности, антикоррупционная направленность личности

Abstract: The subject of the research is the definition of anti-corruption personality orientation as well as problems that may arise in the process of the development of such personality under the conditions of today’s Russian society. The aim of the research is to develop a theoretically based definition of anti-corruption personality orientation and to analyze associated issues. The analysis of psychological aspects of the development of anti-corruption personality orientation will allow to develop efficient technologies of corruption prevention using psychological and socio-psychological technologies and methods. The research methods included theoretical methods such as dialectical research, analysis and synthesis, abstraction and specificiation, and empirical methosd such as analysis of the literature on the matter, analysis and summary of international experience in corruption prevention. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author offers a new definition of anti-corruption personality orientation based on the use of theoretical concepts of general psychology and personality psychology. The researcher analyses the needs of a modern Russian citizen based on Maslow’s classification and discovers objective obstacles that prevent the development of anti-corruption personality orientation. The main results of the research are the following: there are a lot of definitions in the academic literature that describe this psychological phenomenon. The author of the article offers her own definition of anti-corruption personality orientation. It has been established that the social environment that exists today in Russia is a psychological factor that impedes the formation of the anti-corruption orientation of the individual. The author makes the assumption that the effectiveness of the activities on the formation of the anti-corruption orientation of the personality of a citizen of the Russian Federation will increase if anti-corruption education and upbringing are combined with the process of improving legislation and state social policy aimed at improving the living standards of the population.

corruption prevention, personality orientation, anti-corruption, anti-corruption activities, social environment, psychological factors of corruption, moral values, corrupt behavior, corruption, anti-corruption identity

Противодействие коррупции – значимая задача сегодняшнего дня, стоящая перед российским обществом и государством. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, действующей до 2020 года, коррупция описывается как одна из основных угроз национальной безопасности. Этой проблемой озабочены в нашей стране уже много лет. Ещё 15 ноября 1988 года приказом МВД СССР было организовано 6-е управление МВД СССР, которое в феврале 1991 года было преобразовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом. На протяжении всего этого времени прилагались серьезные усилия по организации противодействия коррупции. В 2008 году был принят Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» и утвержден первый Национальный план противодействия коррупции (в настоящее время актуален Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы), при Президенте Российской Федерации работает Совет по противодействию коррупции. В то же время, отмечая масштабность проводимых антикоррупционных мероприятий, приходится с сожалением констатировать, что проблема коррупции в нашей стране ещё далеко не решена, хотя некоторая положительная динамика зафиксирована.

Как видим, существуют известные различия в толковании понятия и подборе адекватной терминологии, описывающей сущность одного психологического образования – способность личности противостоять всем формам коррупционного поведения. Большинство из вышеупомянутых авторов рассматривают его в рамках категориального аппарата философии и педагогики, а предлагаемые множественные дефиниции нуждаются в совершенствовании. Все это свидетельствует не только о теоретической, но и практической значимости углубленного исследования феномена антикоррупционной направленности личности, так как необходимость формирования данной мировоззренческой составляющей у граждан Российской Федерации не подлежит сомнению, а антикоррупционное просвещение и воспитание являются важным элементом системы противодействия коррупции в нашей стране.

Целью нашего исследования является попытка проанализировать сущность понятия «антикоррупционная направленность личности» как необходимую составляющую общей направленности личности, предложить собственную редакцию этого определения, а также выявить проблемные аспекты её формирования с психологических теоретико-методологических оснований.

Для достижения этой цели мы проанализировали отечественную и зарубежную литературу, посвященную исследованию данной проблематики, с помощью методов структурного и системного анализа имеющихся научных источников достигли, как нам представляется, основной цели исследования.

Как уже было сказано, проведенный сравнительный анализ научных работ отечественных авторов, занимающихся изучением феномена коррупции и различных направлений её предупреждения в обществе, показал, что ученые предлагают различные терминологические обозначения одного психологического образования – способности личности противостоять коррупции как её специфического качества. Нам представляется наиболее адекватным использовать термин «антикоррупционная направленность личности» для обозначения данного психологического явления, так как именно «направленность личности» является научной категорией, принятой в психологической научной литературе. Попробуем определить это понятие, базируясь на теоретических положениях общей психологии.

Таким образом, говоря о готовности личности в любой ситуации противостоять коррупционному давлению и проявлять нетерпимость по отношению ко всем формам коррупционных правонарушений, мы можем сказать, что антикоррупционной направленностью личности следует считать динамическую систему, включающую в себя совокупность потребностей, мотивов, установок и ценностей личности, являющуюся составной частью её мировоззрения и обуславливающую способность человека следовать нормам закона и нравственности в коррупционно-провоцирующих ситуациях.

Если мы определили понятие «антикоррупционная направленность личности» как динамическую систему, включающую в себя совокупность потребностей, мотивов, установок и ценностей личности, являющуюся составной частью её мировоззрения и обуславливающую способность человека следовать нормам закона и нравственности в коррупционно-провоцирующих ситуациях, то вполне закономерно будет рассматривать процесс её формирования как часть процесса формирования личности человека.

Вторая ступень пирамиды – потребности в безопасности и защите (в комфорте, в стабильности условий жизни, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх, хаос). Для того, чтобы эти потребности были удовлетворены в условиях современного социума, также необходимы материальные средства: например, качественная медицинская услуга, как правило, осуществляется платно; страх потерять работу приводит к постоянному стремлению обеспечить себя материально «на черный день». В этих условиях житель России может или начать поиски работы со стабильным и высоким заработком – но таких должностей не так уж много в нашей стране, или задумается об «альтернативных» источниках дохода, возможно, и незаконных.

На следующей ступени иерархии находятся социальные потребности, из них особенно значимой для любого человека является потребность иметь отношения дружбы и любви. Однако всем известно, что семья строится также на прочном финансовом основании. Отсутствует достаточное количество денег – в семье начинаются проблемы и очень часто она распадается. Друзья также предпочитают дружить с «успешными» членами общества, а таковые в настоящее время определяются в первую очередь по имущественному статусу – наличие машины, предпочтительно дорогой, квартиры или дома, отдых за границей и т. д.

Четвертой позицией в «пирамиде» А. Маслоу являются потребности самоуважения. Ученый делил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими людьми. Человеку необходимо чувствовать себя успешным и достойным уважения человеком. Уважение другими опять же включает в себя такие компоненты, как социальный статус (подразумевающий и высокий уровень заработка), престиж, признание, оценка и приятие. На сегодняшний день эти критерии также напрямую связаны с уровнем материального благосостояния – взрослого человека уважают обычно за то, что у него есть хорошо оплачиваемая работа, семья, дети, дом, машина и т.д. Главным символом индивидуального успеха стал уровень обеспеченности материальными благами.

Последняя ступень – это духовные потребности (познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация). Сам автор «теории потребностей» признавал, что самоактуализация, воплощение в жизнь высших возможностей человека осуществимы только при «хороших условиях». Следовательно, и здесь необходим высокий уровень материального благосостояния, чтобы человек мог наиболее полно раскрыть потенциальные возможности своей личности.

Таким образом, можно прийти к выводу, что полноценное формирование антикоррупционной направленности личности будет сильно затруднено по вполне объективным причинам в условиях современного социума.

Следовательно, декларативная пропаганда антикоррупционных ценностей, никак не подкрепленная государственными мерами по повышению уровня жизни населения, заранее обречена на неудачу в современном обществе с его ярко выраженной «культурой потребления».

Таким образом, очевидно, что задача формирования антикоррупционной направленности личности не может быть успешно решена без грамотного психологического обоснования и комплексного воздействия государства на все сферы общественной жизни.

Коррупция представляет собой социальное явление, включающее в себя экономический, юридический, социальный, управленческий, этический и политический компоненты. Причины, порождающие коррупцию, также сложны и многообразны. Поскольку не секрет, что коррупция в России приобрела системный характер, то и меры по успешному противодействию коррупции должны также иметь комплексный характер и базироваться на строгой научной основе. Соглашаясь с позицией отечественных авторов, считаем, что формирование антикоррупционных нравственных ценностей подрастающих поколений должно быть одним из приоритетных направлений противодействия коррупции.

С учетом проведенного нами анализа отечественных и зарубежных научных источников считаем возможным предложить следующее определение понятия «антикоррупционная направленность личности» – это динамическая система, включающая в себя совокупность потребностей, мотивов, установок и ценностей личности, являющаяся составной частью её мировоззрения и обуславливающая способность человека следовать нормам закона и нравственности в коррупционно-провоцирующих ситуациях. Разумеется, предложенное нами определение не является идеальным, вполне возможны и другие толкования.

Полагаем, что исследование путей и способов формирования антикоррупционной направленности личности не должно быть односторонним, упускающим из виду объективные социокультурные и экономические закономерности сегодняшнего дня. К сожалению, социальная среда, существующая на сегодняшний момент в России, является психологическим фактором, который скорее препятствует формированию антикоррупционной направленности личности наших сограждан, так как мы живем в «обществе потребления», характеризующемся превалированием материальных, а не нравственных ценностей.

Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость интенсивной и многоплановой работы как в области повышения уровня нравственной и правовой культуры нашего общества, так и в сфере совершенствования законодательства и государственной социальной политики, направленной на повышение уровня жизни населения. Надеемся, что в недалеком будущем будет создана психологическая теория формирования антикоррупционной направленности личности, которая будет способствовать созданию в нашей стране высокоэффективной и разноплановой системы противодействия коррупции во всех сферах общественной жизни.

Источник

Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Шарапова, Елена Алексеевна

Оглавление диссертации кандидат наук Шарапова, Елена Алексеевна

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТА ВУЗА

1.1 Социальные аспекты формирования антикоррупционной направленности личности

1.2 Состояние профессионального воспитания в современной высшей школе

1.3 Образовательная среда современного вуза как фактор формирования

антикоррупционной направленности личности студента

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА

2.1 Модель формирования антикоррупционной направленности личности в условиях профессионального воспитания студента вуза

2.2 Организация и содержание формирования антикоррупционной направленности личности студента вуза

2.3 Мониторинг эффективности процесса формирования

антикоррупционной направленности личности студента вуза

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Личностные детерминанты антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России 2020 год, кандидат наук Сундукова Виктория Викторовна

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности 2015 год, кандидат наук Рыбалкин, Дмитрий Александрович

Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения 2017 год, кандидат наук Пшеничнюк, Диана Владимировна

Социокультурные условия правовой социализации студентов юридических вузов России 2014 год, кандидат наук Вартанян, Ева Владимировна

Средства массовой информации в системе антикоррупционной политики современной России 2014 год, кандидат наук Идрисов, Эдуард Зиннурович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза»

Актуальность исследования. Подготовка специалистов с высшим образованием занимает одно из главных мест в ряду наиболее важных, социально значимых проблем нашего общества. При этом сам процесс подготовки представляет собой актуальную педагогическую проблему (К. Д. Чермит, 2001; Б. Ф. Курдюков, 2002; Е. В. Говердовская, 2007; В. А. Сластенин, 2008; В. А. Петьков, 2012; Г. Г. Микерова, 2015; В. А. Штурба, 2016 и др.).

Причиной вышеозначенного является динамизм социально-экономических условий, который влечет за собой изменения мировоззрения, переоценку социальных ценностей, смену представлений о личностных характеристиках, переустройство социально-коммуникативных взаимодействий и личностно-общественных взаимоотношений (Е. И. Кулябина, 2004; А. Н. Демин, 2008;

A. А. Остапенко, 2012; А. И. Черных, 2012). Особенно ярко это проявляется в условиях кризиса, характерной особенностью которого является падение культурного уровня, снижение образовательных притязаний и прочее. На этом фоне возникают серьезные проблемы воспитания подрастающего поколения (Н. М. Борытко, 2000; Ю. Г. Фокин, 2002; Г. М. Гогиберидзе, 2004;

B. П. Бедерханова, 2011; Е. В. Демкина, 2012; А. Г. Хентонен 2014, М. В. Шакурова, 2015).

Проблема коррупции в России в настоящее время стоит крайне остро. При этом ее решение в основном связывают с совершенствованием юриспруденции, тогда как в социально-педагогическом аспекте она рассматривается недостаточно (А. С. Быстрова, М. В. Сильверстрос, 2000; Е. Е. Асташина, 2006; А. В. Алексеев, 2008; В. С. Торохтий, 2008; С. М. Николаев, 2011; Г. А. Сатаров с соавт., 2013; А. Р. Хамдеев, 2015 и др.). Однако зарубежный опыт борьбы с коррупцией в тех странах, где фиксируется низкий ее уровень, показывает высокую действенность системного применения образовательных и просветительских мер в борьбе с данным социально-экономическим явлением A. Seligson, 2006; И. В.

Бочарников, 2008; О. Г Карпович, 2011; Г. А. Сатаров, 2013; Л. А. Ильина, 2015 и

В российских программных документах («Программа по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг.», «Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 гг.») содержится ряд антикоррупционных требований к поведению государственных служащих, а также механизмы антикоррупционного просвещения подрастающего поколения, но практическая реализация их не основывается на системном подходе (О. Н. Журавлева, 2010; Е. Н. Барышников, 2010; Е. В. Григорьева, 2011; Л. А. Ильина, 2015).

К вопросам проявления и предотвращения коррупционного поведения в отдельных профессиональных сообществах обращались О. В. Ванновская, 2009; О. К. Хотькина, 2010; О. Н. Манолова, 2010; П. Н. Балыков, 2010; В. А. Печенкин, 2012; В. А. Чашников, 2014; В. В. Киселев, 2016 и др. При этом формирование антикоррупционных установок личности на этапе профессиональной подготовки остается без должного внимания (Н. И. Стрельская, 2008; Т. Б. Качкина, 2010; Е. Н. Барышников, 2010; Д. А. Рыбалкин, 2015 и др.).

Однако большинство ученых, исследовавших данную проблему как в педагогическом, так и психологическом аспектах, достаточно четко определяют способность противостоять коррупции как качество личности (О. Н. Журавлева, 2010; Т. М. Безубяк, 2010; А. А. Чушкина, 2011; В. А. Печенкин, 2012; О. И. Лаптева, 2013; А. Н. Пастушеня, 2013; А. Р. Хамдеев, 2015; Д. А. Рыбалкин, 2015).

Анализ научных работ отражает проблему и актуальность поиска действенных способов реализации антикоррупционного образования (Е. Н. Барышников, 2010; Т. Б. Качкина, 2010 и др.). По мнению педагогов (Н. И. Стрельская, 2008; Е. В. Григорьева, 2011; С. М. Николаев, 2011; А. Р. Хамдеев, 2015), потенциал профессионального воспитания в формировании антикоррупционной направленности личности студента вуза не используется в должной мере.

Кроме того, анализ примерных основных образовательных программ, а также программ воспитательной работы ряда учреждений высшего образования позволяет сделать вывод о том, что в рамках учебной работы профессиональному воспитанию уделяется недостаточно внимания, а воспитательная работа часто сводится к участию студентов в культурно-массовых праздничных мероприятиях.

Сложившаяся ситуация достаточно четко определяет противоречие, суть которого состоит в необходимости формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза и недостаточной разработанностью его содержательного аспекта.

Состояние профессионального воспитания в современной высшей школе и поиск направлений разрешения обнаруженного противоречия позволил определить проблему исследования: каким образом обеспечить формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза? Проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза». С учетом реально сложившейся обстановки в обществе, спровоцировавшей возникновение научной проблемы в области образования, выбранная тема диссертации является актуальной.

Объект исследования: процесс профессионального воспитания в современной высшей школе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза.

Цель исследования: разработка, обоснование и апробация модели формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза.

Гипотеза исследования: использование возможностей воспитательного процесса в современном вузе обеспечит формирование антикоррупционной направленности личности студента, если:

— произвести детерминацию содержания и понятийного аппарата антикоррупционной направленности личности;

— обосновать необходимость ее наличия как одного из важнейших качеств специалиста;

— определить показатели и критерии ее оценки;

— разработать и апробировать модель ее формирования у студентов;

— реализовать экспериментальную программу антикоррупционного воспитания, обеспечивающую формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние и дать оценку проблеме формирования антикоррупционной направленности личности.

2. Определить структуру, содержание и систему мониторинга антикоррупционной направленности личности.

3. Разработать модель формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза.

4. Выявить, теоретически обосновать и проверить экспериментальную программу антикоррупционного воспитания, обеспечивающую формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза.

Методологическую основу исследования составили: принцип единства сознания и деятельности (А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, Л. С. Выготский); концепция С.Л. Рубинштейна о направленности личности; проектно-целевой подход к формированию направленности личности (В. С. Лазарев, Ю. А. Афонькина, О. А. Калимуллина, Г. В. Мухаметзянова и др.); профессионально-ориентированный подход (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Карпов, М. Н. Скаткин); концептуальные идеи, содержащиеся в комплексном (Ю. К. Бабанский и др.), целостном (В. П. Беспалько, М. Н. Скаткин, А. П. Тряпицына, Р. Х. Шакуров и др.) и системном (С. Я. Баев и

др.) подходах, определяющих возможности универсального и взаимосвязанного изучения предмета педагогического исследования, выделяющих при этом содержание внешней и внутренней подструктур; личностно-деятельностный подход, позволяющий дополнить содержательную, методическую часть педагогического исследования, а также выявить наиболее эффективные и адекватные методы и средства достижения цели (К. А. Абульханова-Славская, Л. П. Буева, А. Н. Леонтьев и др.).

Методы исследования: комплекс теоретических методов исследования включал в себя: теоретический анализ и синтез; абстрагирование и конкретизацию; моделирование. Комплекс эмпирических методов: изучение литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение эффективного опыта организации антикоррупционного образования; опрос; анкетирование; метод экспертных оценок; естественный педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных.

Экспериментальной базой исследования послужил НОУ ВО «Кубанский социально-экономический институт». В исследовании на разных этапах приняли участие 368 студентов и 64 преподавателя НОУ ВО «КСЭИ» и ФГБОУ ВО «КГУФКСТ».

Организация и этапы исследования:

На первом этапе (2010 г.) проводился анализ общефилософских, социально-экономических, исторических и педагогических основ формирования антикоррупционной направленности личности, обобщался опыт антикоррупционного образования, уточнялся понятийный аппарат, выявлялись цель, гипотеза, задачи исследования.

На втором этапе (2011 г.) исследования были разработаны основные теоретические положения исследования, педагогические условия формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза, разрабатывалась модель формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза и экспериментальная программа реализации данной модели; проводился констатирующий этап эксперимента.

На четвертом этапе (2016 г.) систематизировались результаты теоретического и экспериментального исследования с целью проверки гипотезы и решения задач исследования; оформлялись и обобщались результаты диссертационного исследования; формулировались выводы и практические рекомендации.

Научная новизна исследования:

— научно обосновано содержание понятия «антикоррупционная направленность личности», представляющего собой интегративное качество личности, которое является подструктурой профессиональной направленности и обеспечивает неукоснительность соблюдения антикоррупционных норм в социально-профессиональной деятельности за счет деятельностно-мотивационной

установки на воспроизводство нравственно-правовой устойчивости к проявлениям коррупции;

— разработана система мониторинга процесса антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза на протяжении всего периода обучения;

— обоснована и экспериментально апробирована программа антикоррупционного воспитания, реализующая модель формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обогащении теории и методики профессионального образования новыми представлениями о состоянии коррупции и причинах ее возникновения; уточнении характерных особенностей личности, склонной к коррупционному поведению; дополнении сведений о влиянии социально-экономических условий на проявление коррупции в сфере общественно-производственных отношений.

Теоретические основы профессиональной педагогики дополнены новыми сведениями о возможностях применения превентивных действий против проявления коррупционного поведения на этапе вузовской подготовки, а также новыми представлениями о антикоррупционной направленности личности.

Теоретические основы педагогики высшей школы расширены моделью формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработанная атрибутивная структура содержания антикоррупционной направленности личности является ориентиром при построении воспитательного процесса для студентов, в рамках учебной и внеучебной деятельности вуза;

— выявленные возможности формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза в рамках учебного плана позволяют скорректировать содержание учебных рабочих программ на уровне межпредметных связей, обеспечивающих формирование ее на основе комплексного педагогического воздействия;

— реализация в высших учебных заведениях социально-воспитательных проектов по типу «Школы успешной жизни» позволяет существенно улучшить качество формирования антикоррупционной направленности личности студента вуза, на основе повышения социальной активности в процессе ролевого участия, позитивно способствующего развитию гражданской позиции, нравственного отношения к жизни, этического поведения;

— разработанная система мониторинга процесса формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студена вуза, включающая в себя группу показателей и критерии их оценки, может быть использована для определения динамики формирования антикоррупционной направленности личности студента на протяжении всего периода их обучения в вузе;

— предложенные знания по формированию антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза могут быть использованы в системе высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

установки на воспроизводство нравственно-правовой устойчивости к проявлениям коррупции;

3. Формирование антикоррупционной направленности личности студента вуза необходимо осуществлять в процессе его профессионального воспитания. Оценка сформированности производится с помощью системы мониторинга процесса, включающей критерии оценки (регулятивный, психологический, когнитивный, социально-профессиональный), уровни сформированности (недопустимый, низкий, удовлетворительный, средний, высокий) и диагностический инструментарий.

4. Модель процесса формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза базируется на концепции профессионально-ориентированного подхода. Данный процесс конкретизируется системой педагогических принципов: направленностью образовательного процесса на профессиональное воспитание с акцентом на антикоррупционный компонент; целостностью и поэтапной реализацией образовательного процесса в течение всего периода обучения в вузе; управлением процессом формирования антикоррупционной направленности личности; обеспечением личной антикоррупционной позиции студента в процессе его профессиональной подготовки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования базируется на непротиворечивости выбранных теоретико-методологических основ и подходов; существенном разнообразии теоретических и эмпирических

источников информации, а также на комплексном и последовательном их анализе; на выборе и корректном использовании комплекса методов исследования, соответствующих поставленной цели исследования; репрезентативности выборки и обширной опытной базе исследования; достаточной продолжительности педагогических экспериментов; учете и проверке получаемых результатов на всех этапах исследования; непротиворечивости и связности результатов; использовании современных средств обработки статистических данных; положительном эффекте внедрения результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и теоретические положения исследования представлены и обсуждены на следующих конференциях:

— на международных: «Теоретические и практические проблемы современного образования» (II, III, IV межд. научно-практические конференции), Краснодар, 2012, 2013, 2014;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *