Что необходимо для быстрого распространения инновации
F1: Инновационный менеджмент (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
F1: Инновационный менеджмент
+: управлением инновационными процессами
-: управлением инновационными системами
-: управлением инновационными мотивами
-: управлением инновационными издержками
+: нет. Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций
-: да. Термины «инновация» и «инновационный процесс» однозначны и близки
+: Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура
-: Для быстрого распространения инновации нужна развитая система маркетинга
-: нет; Научная работа не должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью
+: да; Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью
-: познание и развитие системы
+: познание и развитие процесса
+: совокупность методов и форм управления инновационной деятельностью
-: совокупность методов и форм управления производственной деятельностью
+: разработка идей и вариантов нового объекта
-: наличием стадии стабилизации
+: наличием стадии разработки
+: при оценке инвестиционного проекта
-: в случае принципиальной инновации
-: в случае рыночной удачи инновации
-: при отсутствии информационного этапа инвестиционного процесса
-: быстрого возврата капитала
+: при разработке принципиальной инновации
-: при внутрифирменном венчуре
-: при венчуре сопровождения
+: при разработке модифицирующей инновации
-: при инновационной стратегии
-: при имитационной стратегии
-: при венчурной стратегии
+: одинаков при всех типах инвестиционных стратегии
+: принципиальном товарном нововведении
-: финансовая мощь фирмы-инвестора
-: быстрое освоение реальных инвестиции
S: Изыскивает возможности внутри сомой организации за ее пределами разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию, приносящий изменения, контролирует разработку определенных моментов»
S: Отвечает за мотивацию и активацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
S: Передает информацию для внешних контактов организацией относительно планов, политики, действий организации
S: Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах
S: Процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей
S: Способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации
S: Некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого
S: Что не относится к административному аппарату
S: Любое поведение одного индивида, который вносит изменения в поведение, отношения, ощущения, и т. п. другого индивида
+: научно – технический перенос
-: новая система стимулирования
-: фундаментальная научная идея
-: объект новой техники
-: ориентацией на удовлетворение идеальных потребностей разработчика
-: да, по истечении указанного срока
-: все зависит от конкретных условий
-: широкий диапазон результата
-: длительный горизонт планирования
+: не контролируемые лаги
-: аспекты инновационной неопределенностью
-: источники инновационной идеи
-: совместимость инновации с прогнозным периодом
+: совместимость инновации с плановым периодом
-: термин, относящийся к способу реализации инновации
-: синоним термина «технологический толчок»
+: синоним термина «технологический перенос»
-: способ организации инновационных разработок
-: контроль рынков и сетей сбыта
-: новые для внедряющего предприятия
+: повышают технологический уровень
-: повышают агрессивность стратегии предприятия
-: повышают качество продукции
-: ориентация на использование научно-технического переноса
-: иная, чем в крупных корпорациях, система мотивации
+: высокая мотивированность сотрудников в исследовательских подразделениях
-: автономность венчурных подразделений
-: ориентированность на возможность научно-технического переноса
-: интегрированность в корпоративную структуру
Что необходимо для быстрого распространения инновации?
Зачетный тест
По дисциплине «Основы управления инновационной деятельностью предприятия», специальность «Экономика предприятий и организаций», бакалавр
(для студентов очно-заочной и заочной формы обучения)
Ответы на вопросы 15,16,17,18,19,20,23 обосновать письменно
1. Какое определение раскрывает сущность понятия «инновация»:
а) конечный результат интеллектуальной деятельности, получивший воплощение в виде нового порядка, обычая, метода;
б) конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде новации;
в) конечный результат инновац. деятельности, получивший воплощение в виде нововведения;
2. Две фазы перехода простого инновационного процесса в товарный:
а) Создание новшества и его распространение; б) Создание новшества;
в) Проектирование новшества; г) Диффузия нововведения.
3. Инновационный лаг – это:
а) период времени от появления инновационной идеи до воплощения ее в нововведение;
б) период времени от возникновения идеи, создание на ее основе новшества, его коммерциализация и практическое использование;
в) период времени внедрения новшества на рынок и его эксплуатация.
4. Диффузия инноваций – это процесс:
а) Передачи нововведения во времени; б) Передачи нововведения в пространстве;
в) Процесс передачи нововведения между членами социальной системы.
6. Инновационный менеджер имеет дело с:
а) составлением бизнес-планов; б) проектированием новшеств;
в) управлением инновационными процессами; г) все ответы верны.
7. Что является специфическим содержанием инновации?
а) самостоятельный круг проблем; б) усовершенствование технологического процесса;
в) усовершенствование продукта; г) изменения.
Что необходимо для быстрого распространения инновации?
а) сплоченный творческий коллектив; б) наличие идей;
в) развитая инфраструктура; г) государственная поддержка.
Источники информации по инновациям (факторы, стимулирующие инновации)
Распространение инноваций является необходимой частью обеспечения быстрого экономического роста.
Источники информации по инновациям (факторы, стимулирующие инновации)
Список может быть изменен в соответствии с национальными требованиями.
Внутренние источники фирмы или бизнес-группы
Внешние рыночные/коммерческие источники
Образовательные/исследовательские учреждения
Некоторые из перечисленных источников могут быть разделены на местные и иностранные источники
Распространение инноваций определяется как способ продвижения инноваций через рыночные и нерыночные каналы с момента первого применения где-либо в другие страны и регионы, в другие отрасли, на другие рынки и в другие компании. Вопросы по приобретению/распространению технологий Вопросы по балансу платежей по технологиям включены в инновационные обследования в двух вариантах.
По наиболее претенциозному подходу предлагаются вопросы о затратах и доходах по патентам, лицензиям, ноу-хау, технической поддержке и другим видам распространения технологий. По второму подходу сбор информации о финансах необязателен, достаточно данных о том, приобретала ли или продавала фирма технологии на внутреннем или внешнем рынках.
Эта методология описана в Руководстве ТВР ОЭСР. По возможность сбора детализированной информации по ТВР в ходе инновационных обследований под вопросом. Возможно, для этого потребуется проведение отдельного обследования. Второй подход более подходит для инновационных обследований.
В целях получения представления о взаимосвязи между приобретением технологий, инновациями и продажей технологий рекомендуется включение в инновационные обследования вопроса о том, приобретала или продавала ли та или иная компания технологии на внутреннем или внешнем рынках (по возможности, с указанием конкретного региона). Далее информация должна быть детализирована по типу транзакции (патенты, незапатентованные изобретения, лицензии, ноу-хау, торговые марки, оказание технологических услуг, консультационные услуги, приобретение/передача технологий через покупку/продажу организации или оборудования, мобильность квалифицированного персонала и т. д.)
Распространение инноваций
Распространение инноваций, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Логические формы инновационного процесса:
1. Простой внутриорганизационный
Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарную форму.
При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма ИП означает отделение функций создателя и производителя новшества от функций его потребителя.
Расширенный ИП проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушение монополии производителя – пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствовать потребительские свойства выпускаемого продукта.
В условиях товарного ИП действуют как минимум два субъекта – производитель (создатель) и потребитель (пользователь)
Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совпадать в один хозяйствующий субъект. По мере превращения ИП в товар выделяют две фазы:
1. Создание и распространение
2. Диффузия нововведения
Группы субъектов инновационного процесса:
Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений. Диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большой для технологии с большим числом пионерских организаций. Результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих. Для быстрого распространения инноваций необходима развитая инфраструктура
Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические экономические изменения, которые оказывают значительное воздействие на деятельность этой сферы. По мере развития деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда.
Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах, услугах, технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники и технологии, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.
Начальной стадией инновационного процесса являются научные исследования и разработки, творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний.
Научные исследования и разработки охватывают три вида работ:
1. Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоритические исследования, направленные на получение новых знаний, без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат – гипотезы, теории, методы и др. Могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов научными публикациями и тому подобное
2. Прикладные исследования – представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения раннее сформулированных проблем
3. Разработки – систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и/или практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов и устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы), разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе не технического на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы), разработка технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему производящую определенный полезный результат (технологические работы). В состав разработок статистика включает так же создание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества), их испытание в течение времени, необходимого для получения технических и прочих данных и накопления опыта, что должно в дальнейшем найти отражение в технической документации по применению нововведений, определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.
Наряду с классификацией по видам работ, научные исследования и разработки классифицируются по секторам науки, социально-экономическим целям, отраслям науки.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но это происходит не сразу. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат и из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике. Цель фундаментальных исследований – познание и развитие процесса, то есть теории вопроса. В состав научных исследований и разработок не включаются образование и подготовка кадров, другие виды научно-технической деятельности, испытание и стандартизация пред проектные работы, специализированные медицинские услуги, адаптация, поддержка и сопровождение существующего программного обеспечения, производственная деятельность, управление и прочие виды вспомогательной деятельности.
Что значит «быть инновационным» и как создать инновационную культуру
Почему многие идеи никогда не воплощаются в продукты для массового рынка? Виной тому может быть не столько возможное несовершенство этих идей, сколько недостаточная поддержка инноваций в государстве или отдельно взятой компании, а также отсутствие подготовленной для внедрения прорывных изменений почвы. Иными словами, практически отсутствует контекст инноваций. Из чего он складывается?
Необходима ли поддержка инноваций государством или бизнес и научное сообщество справятся самостоятельно? Можно ли инноваторам надеяться на помощь чиновников или лучше рассмотреть другие возможности: акселераторы, бизнес-ангелов или венчурные фонды?
Государство
Активная позиция государства в инновационном процессе может значительно ускорить темп развития отдельных отраслей. Агентство McKinsey выделяет пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.
Государство как заказчик инноваций
Первый фактор успеха инноваций — это наличие спроса на новые технологии и продукты. Государственный заказ — значительный стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний, а также для последующего распространения новых технологий в разных отраслях. Хороший пример — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.
Государство как создатель инфраструктуры
Инновационная инфраструктура включает в себя систему образования, инновационные кластеры и особые экономические зоны, агентства и институты развития инноваций, защиту интеллектуальной собственности и правовую систему, систему стандартов, сертификации и аккредитации, а также институциональную среду, в том числе благоприятные условия ведения бизнеса и фискальную политику. Из пяти типов институтов развития инноваций в России успешно функционируют четыре:
финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, VEB Ventures;
финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
В меньшей степени в нашей стране развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.
Государство как источник финансирования
Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям, а также другие проекты, обладающие потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.
Например, еще до того, как коммерческий сектор заинтересовался сланцевым газом, Минэнерго США финансировало фундаментальные исследования в области его добычи. В результате была создана технология промышленного освоения месторождений, и сейчас 60% американского природного газа добывается с ее использованием.
Михаил Федотов, директор дочерних фондов РВК: «По данным исследования «Венчурный барометр», наиболее привлекательными отраслями для инвесторов являются финтех, искусственный интеллект и машинное обучение. После хайпа вокруг криптовалют фокус внимания инвесторов сместится в сторону сегментов insurtech (новые технологии в страховании), regtech (технологии в сфере комплаенса) и smart contracts («умные» контракты на рынке недвижимости)».
Государство и создание новых компетенций
По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Важнейшей задачей в ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.
С помощью регуляторной политики государство стимулирует развитие НИОКР, создает государственные и частные центры компетенций, поддерживает их функционирование, а также занимается трансфертом зарубежных технологий. Также государство выборочно привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок.
Хорошим примером служит Вьетнам: развивая инфраструктуру и вводя налоговые льготы, страна привлекла таких гигантов как Intel, Samsung и производителя электроники Foxconn, ведущего партнера Apple. В итоге Intel не только разместил на территории страны свое производство, но и помог запустить программу повышения качества высшего инженерного образования в университетах Вьетнама.
Государство и культура инноваций
Важную роль государство играет в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно активно занимается популяризацией инновационного предпринимательства.
Венчурные фонды, бизнес-ангелы, акселераторы
На растущем венчурном рынке у стартапов увеличивается количество вариантов, куда они могут пойти за знаниями, поддержкой и капиталом: в акселераторы, к бизнес-ангелам или в венчурные фонды. Другими словами — выбирать менторов, условия привлечения и объемы инвестиций стало значительно проще.
Бизнес-ангелы — это частные венчурные инвесторы, обеспечивающие финансовую, экспертную и менторскую поддержку стартапа на самых ранних этапах его развития, и способные привлечь первых клиентов и сотрудников.
В отличие от венчурных фондов, ангелы могут войти в проект еще до создания MVP (прототип изначально задуманного полноценного продукта), на стадии идеи, они вкладывают свои собственные средства. Соответственно, объем капитала бизнес-ангела в разы меньше, чем у венчурного фонда. Фонды привлекают и активно аккумулируют средства институциональных инвесторов: например, пенсионных фондов или страховых компаний. И если венчурные фонды предпочитают проекты с очевидной динамикой финансовых показателей, то бизнес-ангел свободнее в своем выборе и может инвестировать в саму идею или интересный ему проект.
Константин Синюшин, управляющий партнер The Untitled Venture Company: «В России инвесторы оценивают технологию только в разрезе того, можно ли ее монетизировать, — особенно в отраслях, наиболее восприимчивых к новому (то есть наиболее конкурентных). Среди этих отраслей — реклама, ритейл, производство товаров народного потребления, медиа и мода».
Pre-seed — стадия, когда потенциальную емкость рынка для стартапа рассчитать достаточно сложно, но у команды уже есть MVP и гипотеза относительно клиентского сегмента.
Seed — стадия, когда есть не только команда и продукт, но и ясные каналы продаж и получения прибыли.
Какие тренды определяют развитие венчурного рынка в России, что происходит на рынке сейчас и какие барьеры существуют на пути из лаборатории на рынок?
Венчурные фонды по всему миру, крупные корпорации, технопарки и университеты запускают бизнес-акселераторы. Это программы поддержки и развития стартапов, как правило — краткосрочные. Формализованный подход венчурных фондов к экспертизе и оценке заявок усложняет возможности инвестирования для недостаточно развитых стартапов. А вот акселератор ускоряет выпуск продукта на рынок. За несколько месяцев участия в бизнес-акселераторе стартап может получить первых клиентов и увеличить продажи. Команда получает менторскую поддержку и экспертизу, позволяющие проверить продуктовые гипотезы на реальных клиентах. Участвовать в акселераторе могут стартапы на самой ранней стадии.
Акселератор может получать долю в стартапе (как правило, это 4-10%) или оплату за участие в программе, реже это происходит на безвозмездной основе.
Почва для инноваций
Помимо заинтересованности государства и бизнеса для внедрения инноваций нужна подготовленная почва. Это значит, что придумать и принять новые идеи способно только инновационное общество. Директор по продуктам Google Андрей Дороничев на примере Кремниевой долины объясняет, какие условия нужны, чтобы это общество появилось.
Два типа людей
Первое условие появления Кремниевой долины — это наличие двух типов людей: богатые и нерды (от англ. nerd — ботаник, умник), то есть технари. Богатые люди щедро вкладываются, потому что инвесторов много и они конкурируют между собой. А большое число технарей и мечтателей готовы серьезно рисковать, чтобы поменять этот мир. Нерды изначально хотят не просто построить бизнес: они в большей степени искатели и исследователи, чем предприниматели.
Том Питерс — американский писатель, специалист в области менеджмента, был советником в Белом доме и консультантом в McKinsey & Company: «В общем и целом, существует только один-единственный источник инноваций вне зависимости от сферы, будь это информационные технологии, системы рекрутинга или разработка технического продукта. Этот источник — обозленные люди. Люди, которые решительно настроены внести изменения и пойдут до конца».
Толерантность к риску
Важная особенность местной культуры в том, что, «провалив» компанию, человек не становится изгоем, считает Дороничев. Наоборот, его ценность повышается: инвесторы с радостью дадут ему деньги на новый проект, и работодатель будет заинтересован в нем больше, чем в другом кандидате без похожего опыта. Люди с опытом провала ценнее тех, у кого его не было. Большинство обычных людей не могут сделать шаг в неизвестность. Большинство людей не готовы делать что-то такое, что другие до них не делали. А те, кто рискнул, чтобы, к примеру, сесть на корабль и приплыть на неизвестный континент ради золотой лихорадки, способны на лидерство и создание инноваций.
Свободный обмен идеями
В Калифорнии практически невозможно через суд кого-то заставить выполнять обязательства по неконкурированию. Даже если у сотрудника есть контракт, по которому он обязуется не создавать конкурирующую фирму в ближайшие пять лет после увольнения, местный суд его игнорирует. Люди уходят из Google и идут в Facebook, потом они уходят из Facebook в Snapchat: таким образом знания перетекают из компании в компанию. Почему все научные статьи есть в открытом доступе? Потому что ученые из одной сферы могут создавать что-то новое на идеях других ученых.
Ирис Джеба — генеральный директор IBM в России и СНГ: «75% компаний-лидеров собирают идеи у рядовых сотрудников. Руководство таких компаний поощряет инициативу снизу, поддерживает эксперименты, приветствует быструю реакцию подчиненных на изменения рынка. Организации инвестируют в обучение, сводят к минимуму бюрократию и стремятся создать такую корпоративную культуру, когда людям невыгодно оставаться пассивными исполнителями. Мы видим, что и потребитель, и сотрудник могут быть источниками ценных для бизнеса идей, в этом смысле человек остается важнейшим звеном в цепи создания инновационного продукта».
Культ трудоголизма
В Долине трудятся несравнимо больше, чем в Великобритании, Ирландии или России. В 7 утра уже вовсю идет деловая переписка. Ларри Пейдж и Илон Маск — миллиардеры, но работают с утра до вечера. Не потому, что вынуждены, а потому что выбрали такую жизнь. Если бы они работали только ради денег, то давно бы пили коктейли и курили сигары на островах. Но они любят не это, они любят создавать.
Из сумасшедших идей рождается норма
Серьезные инновации появляются только в либеральном обществе по той причине, что оно спокойно воспринимает в том числе и сумасшедшие идеи. Любое мнение, которое сейчас является общепринятым, в какой-то момент казалось безумным. Да, у человека странные мысли, но они имеют право на жизнь. И потом из ста сумасшедших идей одна прорастает и становится сначала революционной, затем общепринятой, а после — нормой.
Чтобы внедрять инновации, менеджеры должны не терять контакт с подчиненными. Руководители, которые вдохновляют сотрудников своим примером, сами инициируют инновации и умеют «гуманизировать» программы изменений, имеют все шансы на успех. Что конкретно надо делать менеджерам?
Слушать и реагировать по-новому
Когда начальник слушает, проявляет интерес, когда он является для своих подчиненных источником эмоционального вдохновения, сотрудники ощущают свободу самовыражения. Профессор организационного поведения Лондонской школы бизнеса Дэн Кейбл называет это «проецированием эмоций». В такой ситуации во главу угла ставятся способность к адаптации и обучаемости в противовес «жестким» мерам, например повышению производительности. Пространство для экспериментов дает сотрудникам возможность проявлять свои лучшие качества. Подобная свобода активирует в человеке «поисковую систему» — способности исследовать и осмыслять — и дает ему понять, что оценивают его не только по результатам, но и по креативности и инициативности.
Гэри Хэмел — американский эксперт в области стратегического управления, основатель международной консалтинговой компании Strategos: «Эмпатия — двигатель инноваций. Я часто переживаю о том, насколько дегуманизированными стали наши компании. Послушайте выступление типичного CEO и обратите внимание на слова, которые продолжают там появляться: «лидерство», «решение», «преимущество», «фокус», «динамика», «дифференциация» и «превосходство». Ничего плохого в этих словах нет, но они не вдохновляют человеческие сердца. И это проблема, потому что, если вы хотите внедрять инновации, то должны быть вдохновленными, ваши коллеги должны быть вдохновленными и ваши клиенты тоже должны быть вдохновленными».
Выявлять лидеров мнений
Руководители должны быть всегда на виду, но при этом обязаны искать и находить среди сотрудников тех, кто выступит проводниками перемен. Это так называемые «аутентичные неформальные лидеры»: они обладают как развитой эмоциональной интуицией и социальными связями, так и влиянием на других сотрудников.
Настоящий неформальный лидер может быть представителем профсоюза или менеджером одного из региональных подразделений, который снискал себе всеобщее уважение. Или же это может быть просто «старый кадр», повидавший уже много изменений на своем веку.
Стимулировать личное участие
В любой организации — особенно большой — менеджерское видение перемен неизбежно будет наталкиваться на проявления скептицизма, внутренней усталости и даже прямого сопротивления. Лучший способ избежать такого поворота событий — сделать так, чтобы сотрудники сами вносили личный вклад в перемены. Необходимо говорить с ними о них, а не только о бизнесе или задачах — эмпатия творит чудеса.
Необходимо продемонстрировать личную приверженность изменениям. Сделать это можно с помощью передачи четкого понимания цели, проявления вовлеченности, высказывания своих убеждений и мотивации, организовав открытый диалог со всеми сотрудниками.
Без поддержки рядовых сотрудников трансформация бизнеса забуксует. Поэтому инновации — это не только про новые бизнес-процессы, продукты и сервисы, но, прежде всего, про трансформацию корпоративной культуры и сознания людей. Однако усилий одного только бизнеса недостаточно. Государство должно активно участвовать в развитии инновационной инфраструктуры: регулировать, инвестировать в технологичные стартапы, выдавать гранты, финансировать исследования и создавать технопарки и прочие институты, поддерживающие инновационные компании.