Что необходимо делать перед началом работы за компьютером
Что необходимо делать перед началом работы за компьютером
Современный компьютер сам по себе не столь опасен, как и любой другой сложный бытовой прибор (например, телевизор или микроволновая печь). Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья человека, связанные с его применением в повседневной бытовой жизни или производственной деятельности.
К каким именно хроническим заболеваниям может привести пренебрежение пользователями ПК по выполнению санитарно-гигиенических правил работы с компьютером?
Медики и специалисты в области производственной гигиены традиционно
выделяют пять основных групп, так называемых «компьютерных» заболеваний, возникновение и развитие которых люди зачастую сами
провоцируют у себя, проводя необоснованно много времени в общении с монитором и клавиатурой ПК.
1) заболевания органов зрения;
2) заболевания опорно-двигательной системы (включая болезни суставов
и мышц кистей и предплечий рук вследствие их хронического переутомления);
3) заболевания желудочно-кишечного тракта или половых органов (включая анорексию и геморрой);
4)заболевания сердечнососудистой системы (включая болезни, обусловленные гиподинамией и гиповолемией);
5) нервные расстройства и заболевания различной этиологии (включая эпилептические статусы (припадки) различной природы).
Основной причиной развития «компьютерных» заболеваний являются не технические средства, а их неграмотная эксплуатация, сопряженная с нарушением гигиенических правил и норм, знание которых становится все более актуальным для пользователей персональных компьютеров.
Компьютер, как и всякое любое иное техническое устройство, использующее для своей работы электроэнергию, преобразует ее в различные излучения–электромагнитное, ионизирующее, тепловое и т.д.
Какие же объективные физические воздействия может оказать компьютер на окружающую среду рабочего места и оператора, не связанные непосредственно с деятельностью последнего?
Наиболее ранними клиническими проявлениями последствий воздействия электромагнитного излучения на человека являются функциональные
нарушения со стороны нервной системы, проявляющиеся, прежде всего, в виде вегетативных дисфункций неврастенического и астенического синдрома. Лица, длительное время находившиеся в зоне излучения, предъявляют жалобы на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна. Нередко к этим симптомам присоединяются расстройства вегетативных функций.
Абсолютно все компьютеры являются источниками повышенного уровня шума.
Повышение уровня прямой и отраженной блесткости экрана, а также его
ослепленности, пульсации светового потока, неравномерность распределения яркости в поле зрения и повышенная яркость светового изображения также являются факторами негативного воздействия на организм человека.
Основным нормативным документом, определяющим гигиенические требования к организации труда на компьютере, являются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Все гигиенические требования к организации труда с применением компьютеров условно можно разделить на три группы:
1) требования к помещениям, где организована и осуществляется подобная трудовая или учебная деятельность;
2) требования к оборудованию индивидуального рабочего или учебного места;
3) требования к организации труда или учебного процесса с использованием компьютерной техники.
Каждое производственное или учебное помещение, в котором осуществляется работа с компьютерами, должно иметь комбинированное–
Все подобные производственные помещения и учебные классы должны быть оснащены принудительной приточно-вытяжной вентиляцией и увлажнителями воздуха, заправляемыми ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.
Для отделки интерьера производственных и учебных помещений, в которых эксплуатируются компьютеры, запрещается использовать полимерные строительные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические стеновые и ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества.
Особые требования предъявляются к микроклимату помещений, в которых
пользователи работают с компьютерами: оптимальная температура нормативно должна составлять от 18 до 25°С, а относительная влажность воздуха – от 40 до 60 % при его движении в 0,1-0,2 м/с.
Для образовательных учреждений всех видов Правила устанавливают более жесткие санитарно-гигиенические нормы микроклимата: температура воздуха в компьютерных классах должна поддерживаться в рамках 19-21°С, а относительная влажность в пределах 55-62%.
В целях поддержания микроклимата в пределах, установленных санитарными нормами, в учебных классах, в которых расположены компьютеры, ежедневно должна проводиться влажная уборка и заправка увлажнителей воздуха.
В течение учебного дня – регулярно осуществлять аэрацию: соответствующие помещения перед началом и после каждого часа учебных занятий должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.
Помимо гигиенических требований к микроклимату Правила содержат также предельно допустимые уровни шума компьютерной техники на рабочих местах пользователей. В частности, согласно им во всех учебных помещениях уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 ДБА, в офисных и производственных помещениях, где работа с компьютером не является основной, 60 ДБА.
Сегодня на первый план в качестве источников возникновения у пользователей ПК различного рода хронических заболеваний, которые мы называем псевдо «компьютерными», выходят статические нагрузки на организм человека вследствие малоподвижного характера работы, а также развивающихся на этом фоне гипокинезии (недостатка движения), гиподинамии (недостатка физической нагрузки) и гиповолемии (нарушения перераспределения крови).
Поэтому современные требования к организации режима труда и отдыха пользователей компьютеров призваны защитить человека не от машины, а от самого себя, от функциональных стереотипов поведения, способных стать причиной возникновения целого комплекса заболеваний.
Чтобы избежать осложнений здоровья психосоматической или гипокинезической этиологии (происхождения) у всех категорий работников, чья трудовая деятельность связана с работой с компьютером, существуют некоторые гигиенические требования к организации режима труда и отдыха таких людей.
В течение рабочего дня для всех пользователей компьютеров, непосредственно и постоянно работающих с этой техникой, помимо обязательного обеденного перерыва, устанавливаемого федеральным законодательством о труде, «для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы».
10 важнейших гигиенических требований при работе с компьютером
1. Расположите компьютер или его монитор к окну боком, чтобы свет на него падал слева.
2. При организации и оборудовании рабочего места приобретайте мебель в соответствии с ростом пользователя компьютера.
3. Ежедневно перед началом работы обязательно убирайте пыль на рабочем месте.
4. Перед началом и по окончании работы, а также в обеденный перерыв проводите аэрацию (проветривание) помещения, где работает компьютер.
5. Ежедневно проводите влажную уборку в помещении, где работает компьютер.
6. При непрерывной работе с компьютером каждые 2 часа делайте перерыв на 15 минут для отдыха и выполнения комплекса физкультурно-оздоровительных упражнений.
7. Следите за соотношением освещенности экрана монитора компьютера и окружающего пространства, оно не должно быть меньше, чем 5 : 1.
8. При работе с компьютером расстояние от глаз пользователя до монитора должно составлять 600-700 мм, но не менее 500 мм.
9. Следите за осанкой: спина должны быть прямая, руки в локтях должны быть согнуты под прямым углом.
10. Регулярно проходите профилактический врачебный осмотр.
Что необходимо делать перед началом работы за компьютером
Календарь новостей
Инструкция по охране труда при работе с компьютером
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при работе с компьютером
1. Общие требования охраны труда
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Тщательно проветрить помещение с компьютерами, убедиться, что микроклимат в помещении соответствует действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений.
2.2. Убедиться в нормальной освещенности рабочих мест с компьютерами.
2.3. Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а также защитных экранов видеомониторов.
2.4. Включить видеомониторы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.
3. Требования охраны труда во время работы
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1.В случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации школы. Работу продолжать только после устранения возникшей неисправности.
4.2. В случае возникновения у пользователя зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений следует ограничить время работы с компьютером, провести коррекцию длительности перерывов для отдыха или провести смену деятельности на другую, не связанную с использованием компьютера.
4.3. При поражении пользователя электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Выключить компьютеры, очистить их экраны от пыли.
5.2. Тщательно проветрить помещение с компьютерами и провести влажную уборку
С инструкцией ознакомлен(а):
Дата ____________________ Подпись ________________/_______________/
Техника безопасности при работе с компьютером
Вероятность негативных последствий от использования персонального компьютера такая же, как и при эксплуатации другой бытовой техники. Ведь общеизвестно, что важно соблюдать меры безопасности с микроволновой печью, утюгом или электрочайником.
Пренебрежение элементарными рекомендациями имеет серьезные последствия для их владельцев. Компьютер – это такой же потенциальный источник угроз для здоровья, имущества и даже жизни пользователя.
Непрямой вред, который незаметен сразу, это ущерб здоровью:
Опасность ПК как электроприбора заключается в возникновении сбоев в электрическом питании и воспламенении всей системы.
Общие правила безопасности
Техника безопасности при работе с компьютером на предприятии предусматривает наличие общедоступной инструкции, в которой указаны обязательные требования к обустройству рабочего места и процессу использования техники. Эти правила едины для всех организаций, их выполнение контролируется руководящими органами.
Основные правила организации пространства вокруг рабочего места:
Требования безопасности
Для работников офиса должен быть проведен устный базовый инструктаж, в дальнейшем его печатный текст должен предоставляться для подробного изучения. Организация в обязательном порядке размещает информационный лист на видном месте.
Инструктаж охватывает полный цикл контакта человека с компьютером. Он начинается с установки оборудования сервисной службой и заканчивается утилизацией непригодного устройства.
Перед началом работы
Даже если речь идет о рабочем месте, которое используется каждый день и регулярно проверяется специалистами (как, например, в офисе или учебном заведении), нельзя терять бдительность.
Перед тем, как включить компьютер, необходимо уделить пару минут следующим действиям:
Они не только мешают работе, но и несут потенциальную опасность в случае короткого замыкания;
При выполнении работы
Поскольку персональный компьютер обладает всеми свойствами электрического прибора, то на него распространяются основные правила безопасности при взаимодействии с проводниками тока:
Кроме того, разбор и ремонт техники имеют совершают только специализированные работники;
Как было сказано выше, неправильная работа с персональным компьютером таит в себе множество угроз для здоровья человека.
Что бы минимизировать это влияние даже при длительном нахождении за монитором, стоит навсегда запомнить следующие постулаты:
В аварийных ситуациях
Своевременная бдительность поможет избежать опасных ситуаций для жизни и сохранить целостность техники.
Действия в аварийных ситуациях:
По окончании работы
Перед завершением нужно правильно закрыть все программы и окна. Нельзя оставлять активные носители информации (диски и флэшки). Стоит отметить, что порядок выключения составляющих частей ПК отличается от порядка их включения ровно наоборот. Запуск компьютера происходит по цепочке: общее питание – периферия – системный блок. Выключение, соответственно, начинается с системного блока.
Вытягивать штепсельную вилку необходимо крепко держась за её корпус. Нельзя совершать резких рывков и тем более тянуть за провод.
После завершения работы, желательно устранять лишнее статическое напряжение с поверхности электроприборов и проводить влажную уборку рабочего места.
Видео: Как правильно сидеть за компьютером
Правила размещения монитора
Если подобная защита отсутствует, то минимальное расстояние от ближайшего экрана – не менее двух метров.
Требования к рабочему месту
Минимальная площадь рабочего места для одного человека – 6 м2. Свет должен исходить от искусственных и естественных источников. Лампы не отсвечиваются от экрана, а избыток солнечных лучей необходимо сдерживать тканевыми шторами. Нежелательно освещать помещение исключительно с помощью потолочного верхнего света.
Недопустимо размещать компьютерные провода рядом с отопительной системой, их изоляция должна быть целостной. Системный блок не должен стоять в нише стола или другом замкнутом пространстве, где нарушена нормальная вентиляция
Для исключения всевозможных рисков, нужно ответственно относиться ко всем этапам использования компьютера. Пользователь может и должен контролировать весь цикл взаимодействия с техникой. Процесс соблюдения всех этих несложных правил должен быть непрерывным и комплексным.
Охрана труда при работе с офисным оборудованием
С 20 мая 2021 г. вступает в силу Типовая инструкция N 25, касающаяся работы с офисным оборудованием. Одновременно утрачивает силу Типовая инструкция о работе с ПЭВМ. Рассмотрим основные изменения в требованиях по охране труда для работников, использующих в работе офисное оборудование.
Понятие «офисное оборудование»
Действующая Типовая инструкция инструкция о работе с ПЭВМ содержит требования по охране труда работников, которые используют в своей работе ПЭВМ, проще говоря, компьютеры, ноутбуки и т.п. Новая Типовая инструкция N 25 распространяет требования по охране труда на использование в работе не только ПЭВМ, но и другого офисного оборудования.
В понятие «офисное оборудование» входят, кроме ПЭВМ, копировально-множительная техника и сканирующие устройства. Под сканирующими устройствами понимается такое оборудование, которое позволяет путем анализа какого-либо объекта (изображения, текста) создать цифровую копию изображения данного объекта (ч. 2 п. 1 Типовой инструкции N 25).
Соответственно, в категорию офисного оборудования согласно Типовой инструкция N 25 входят, в частности, персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства типа принтер-сканер-копир.
Типовая инструкция N 25 не распространяет свое действие на работу с другим офисным оборудованием (техникой), таким как чайник, кулер, кофемашина, микроволновая печь и т.п. Вместе с тем организациям целесообразно включить требования безопасности при работе с данными электроприборами в свои инструкции по охране труда. Это позволит избежать травматизма и несчастных случаев на производстве у работников.
Основные изменения в требованиях по охране труда
Типовая инструкция N 25 по структуре такая же, как и действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ. В обеих инструкциях требования по охране труда сгруппированы в следующие разделы: общие, перед началом работы, при выполнении работы, по окончании работы и в аварийных ситуациях.
Типовая инструкция N 25 во многом повторяет положения действующей Типовой инструкция о работе с ПЭВМ. Некоторые положения претерпели лишь незначительные изменения либо были уточнены. На наш взгляд, наиболее значимые изменения в требованиях по охране труда коснулись следующих вопросов.
1. Проведение инструктажа по охране труда для допуска к работе с ПЭВМ.
Типовая инструкция N 25 прямо уточняет, что к работе с офисным оборудованием допускаются работники, которые прошли в установленном порядке инструктаж по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте и повторный) (п. 2).
Действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ указывает также на прохождение инструктажа по охране труда до выполнения работы на ПЭВМ, однако с оговоркой «в установленных законодательством случаях». В связи с этим возникала масса вопросов о необходимости проведения инструктажа по охране труда для работы с ПЭВМ (п. 2).
2. Время работы беременных женщин (кормящих матерей) с ПЭВМ.
Действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ предусматривает ограничение времени работы беременных женщин (кормящих матерей) с компьютером не более трех часов за рабочий день (смену). Это позволяет женщинам требовать у нанимателя сократить количество часов работы за компьютером с момента установления беременности или в период кормления ребенка грудью. Если из-за особенностей технологического процесса организовать работу для работницы указанным образом невозможно, то наниматель должен перевести ее на работу без использования ПЭВМ (п. 3).
Типовая инструкция N 25 не содержит ограничений по времени работы беременных женщин (кормящих матерей) с ПЭВМ и другим офисным оборудованием.
3. Обязательные регламентированные перерывы при работе за компьютером.
Действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ содержит наряду с перерывом для отдыха и питания специальные регламентированные перерывы при работе с ПЭВМ в течение рабочего дня, которые включаются в рабочее время (ст. 135 ТК, п. 15 — 19 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).
Время таких перерывов устанавливается работникам в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности работника (п. 15 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).
В Типовой инструкция N 25 регламентированные перерывы перестают быть обязательными. Право работников на регламентированные перерывы при работе с ПЭВМ зависит от того, были ли они установлены нанимателем (п. 12 Типовой инструкции N 25, ст. 29 Закона об охране труда).
Обратите внимание!
Требования об уменьшении рабочего времени за компьютером до трех часов в рабочий день (смену) для беременных (кормящих) женщин, а также об обязательных перерывах при работе с ПЭВМ остались в санитарных нормах и правилах (п. 98, 105 — 110 СанПиН N 59).
СанПиН N 59 считались обязательными для применения всеми субъектами хозяйствования (п. 5). Однако с началом действия Декрета N 7 данные санитарные нормы и правила стали носить рекомендательный характер, т.е. их можно применять по усмотрению субъектов хозяйствования. При этом неприменение субъектами хозяйствования СанПиН возможно лишь при обеспечении в процессе их деятельности (подп. 3.5 п. 3 Декрета N 7):
— безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
— нормальных условий для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст. 89 ТК, в том числе здоровых и безопасных условий труда.
На наш взгляд, право на неприменение субъектом хозяйствования СанПиН N 59 в случае привлечения беременной женщины (кормящей матери) к работе с ПЭВМ более трех часов отсутствует. Ведь в этом случае вряд ли будут соблюдены здоровые и безопасные условия труда по ст. 89 ТК для данной категории работников.
Допускаем возможность неприменения СанПиН N 59 в части установления регламентированных перерывов. Однако и здесь важно учитывать состояние здоровья работника. Если окажется, что работнику данные перерывы были необходимы и из-за их отсутствия при работе с ПЭВМ здоровью работника нанесен вред, скорее всего, нанимателю придется нести ответственность.
4. Право работника отказаться от выполнения работы на ПЭВМ.
Как и сейчас, Типовая инструкция N 25 предоставляет работнику право отказаться от выполнения порученной работы с использованием офисного оборудования при угрозе жизни и здоровью его и окружающих до устранения данной угрозы (п. 6 Типовой инструкции N 25, п. 7 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).
Однако в Типовой инструкции N 25 уточнены действия работника при отказе от порученной работы по данному основанию. Работник в такой ситуации должен (п. 6):
— незамедлительно письменно сообщить нанимателю (уполномоченному должностному лицу нанимателя) о мотивах отказа от работы;
— подчиняться ПВТР, за исключением выполнения указанной работы.
Обратите внимание!
В действующей Типовой инструкции о работе с ПЭВМ установлена периодичность выполнения некоторых обязанностей работника. В частности, проветривания помещения при выполнении работы на офисном оборудовании, а также протирания периферийных устройств с целью их очистки: после каждого часа работы с ПЭВМ и не реже одного раза в неделю соответственно. В Типовой инструкции N 25 периодичность данных действий не установлена (абз. 8 п. 11, абз. 5 п. 15 Типовой инструкции N 25, абз. 7 п. 12, п. 24 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).
Принятие Типовой инструкции N 25: действия нанимателя
Типовые инструкции по охране труда являются основой для разработки работодателем своих инструкций по охране труда с учетом местных условий и специфики деятельности (абз. 21 ч. 1 ст. 1 Закона об охране труда).
Обратите внимание!
Работодатель может не разрабатывать свои инструкции по охране труда, а руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда при условии отсутствия различий специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) (ч. 2 п. 4 Инструкции N 176).
С учетом вступления в силу Типовой инструкция N 25 организациям нужно пересмотреть свои инструкции по охране труда и внести в них изменения при необходимости. Кроме того, надо будет проактуализировать перечень инструкций по охране труда, утвержденный в организации (п. 11, абз. 2 п. 51 Инструкции N 176).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Памятка родителям. Работа за компьютером школьника
Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.
Основные правила при работе за компьютером
1. Необходимо правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране.
2. Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.
3. Ребенку должно быть удобно. Но это не значит, что надо подгибать ноги под себя или класть ногу на ногу, сутулиться. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см.
4. Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
5. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.
6. Верхняя часть монитора должна быть расположена на уровне глаз или чуть ниже, а нижняя чуть ближе к Вам. Расстояние между монитором и глазами должно быть 45-75 см.
7. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.
8. Освещение должно падать так же, как и при писании с левой стороны, свет не должен быть сильно ярким или тусклым, нельзя работать в темноте.
9. Не забывайте моргать (каждые 3-5 секунд), при моргании глаз омывается слёзной жидкостью и не пересыхает, а пересыхание глаза вредит зрению, чаще переводить взгляд на удаленный объект.
10. Периодически необходима зарядка для глаз, которую можно делать и в школе, и дома.
11. Каждый час работы за компьютером делайте перерыв на 15-20 минут.
12. Можете купить специальные очки для работы за ПК, их можно найти в каждой оптике.
13. Если Вы устали, началось чувство сонливости или тяжести в глазах, Вы не должны продолжать работу!
14. Для детей до 9 лет лучше всего вообще не сидеть за компьютером или всего максимум 10 минут.
16. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
— для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;
— для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.
17. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.
18. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.
19. А сразу после работы за компьютером не надо смотреть телевизор или читать книгу. Лучше умыться холодной водой и 10-15 минут полежать с закрытыми глазами.
20. Сидеть за компьютером перед сном не стоит.
Более подробно с требованиями к работе за компьютером можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».