Что необходимо чтобы стать завучем в школе
Завуч: суть его работы в школе
Кого называют завучем
Источник фото Racool_studio/freepik
Завуч – это второе по значимости лицо в школе после директора. Данная профессия подразделяется на несколько видов в зависимости от выполняемых сотрудниками обязанностей:
работа завуча по учебной деятельности подразумевает подготовку расписания и планов занятий; сотрудник следит за успеваемостью учеников и посещением учащихся уроков и пр.;
завуч по учебно-воспитательной работе отвечает за методическую и воспитательную деятельность;
завуч по научно-методической работе отвечает за научную деятельность учеников;
завуч по административно-хозяйственной работе отвечает за хозяйственную работу.
В зависимости от специфики образовательного учреждения и количества учащихся в нем профессиональные обязанности заместителя директора могут быть совмещены или разделены. Чаще в учебном заведении имеются два завуча: по учебной работе и по воспитательной работе.
Обязанности завуча школы
Деятельность заместителя директора должна соответствовать уставу учебного заведения и государственным образовательным стандартам РФ. Профессиональными обязанностями завуча по учебно-воспитательной работе являются:
ведение учебно-воспитательной деятельности;
обеспечение качественного, полного образования учеников в соответствии с составленными планами и образовательными программами;
контроль над деятельностью педагогов и уровнем знаний учеников, проведение открытых уроков и пр.;
оказание помощи педагогам при составлении учебной, рабочей документации, ведении занятий, подготовки внеклассных мероприятий и пр.;
обеспечение условий профессионального роста педагогов: проведение аттестации, прохождение учителями курсов повышения квалификации; оказание психолого-педагогической помощи учителям;
внедрение новых технологий и методов ведения учебной деятельности, эффективность которых подтверждена другими учебными заведениями;
организация приема и выпуска учеников, подготовительные действия к проведению экзаменационных работ, к участию учащихся в олимпиадах и конкурсах;
помощь в определении профессиональной ориентации учеников;
участие в собраниях педагогического совета, сдача отчетов и т.д.;
планирование работы дополнительных кружков, факультативов, курсов в школе;
общение с родителями;
обеспечение безопасности учащихся и сотрудников школы в период учебного процесса.
Именно завуч школы отвечает за все происшествия, которые произошли в стенах учебного учреждения, решает конфликтные ситуации между учителями, родителями и учениками, занимается рассмотрением претензий и пр.
Требования, предъявляемые завучу
Назначением на должность завуча занимается директор. При этом кандидату предъявляются следующие требования:
высшее образование в сфере «менеджмента» или «управления»;
опыт работы в должности педагога или руководителя более 5 лет;
знание государственных стандартов образования;
способность организовать и контролировать учебно-воспитательную деятельность;
знание теории и методики обучения и воспитания, педагогики, психологии, физиологии.
Завучем может стать кандидат, имеющий высшее педагогическое образование и дополнительное образование по направлениям «менеджмент», «экономика» или «управление», и имеющий опыт работы педагогом или руководителем более 5 лет.
Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе требует наличия определенных навыков и умений. Завуч – это сложная, ответственная профессия, которая подходит целеустремленным личностям, имеющим развитые коммуникативные и организаторские способности.
Личностные качества завуча
Источник фото wirestock/freepik
Чтобы успешно вести профессиональную деятельность в роли завуча, кандидату требуется обладать определенными личностными качествами. Основными из них являются следующие:
умение работать с детьми, их родителями, коллегами, любить свою профессию;
наличие аналитического склада ума и лидерских качеств;
способность быстро принимать правильные решения;
культура речи, общая высокая культура;
умение одновременно решать множество разноплановых задач.
Таким образом, завуч – это ответственная должность, которая подходит образованному и целеустремленному человеку, способному организовать учебно-воспитательную работу школы.
Как стать завучем школы
Чаще директор выбирает завуча среди педагогов, работающих в школе. Для этого кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям и иметь положительную характеристику, хорошо зарекомендовать себя за время ведения профессиональной деятельности. Директору важно знать, что выбранный педагог справится с новой должностью, поэтому заранее присматривается к учителям, оценивает их работу и т.д.
Сколько зарабатывает завуч в России
В России работа «завуч школы» является мало востребованной, но высоко оплачиваемой. Оклад заведующего по учебно-воспитательной работе зависит от места работы, региона проживания и т.д. Средняя зарплата завуча в России составляет от 30 до 80 тыс. руб.
Плюсы и минусы работы завучем
Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:
высокая заработная плата;
комфортные условия труда;
длительный летний отпуск;
Многие педагоги соглашаются занять должность завуча по той причине, что любят работать с детьми. К отрицательным сторонам работы заместителем директора относятся:
Как перестать мечтать стать заместителем директора и добиться цели на деле – рассказываем все о карьере в сфере образования
Для многих специалистов должность заместителя директора по учебной и воспитательной работе – настоящая мечта, которая лишь на первый взгляд кажется недостижимой. Безусловно, этот пост занимают люди достойные, чей профессионализм и опыт не оставляют никаких сомнений. Но все возможно! Рассказываем, что это за профессия, кто может ее получить, и какие на сегодняшний день существуют реальные способы для достижения карьерных целей в сфере образования.
Суть профессии и обязанности завуча
Второй человек по значимости после директора образовательного учреждения – завуч. Его обязанности соответствуют должностной инструкции и специфике той организации, в которой он трудится (школы, колледжа или вуза).
Завуч может осуществлять следующую работу:
Учебная деятельность – это подготовка расписания уроков, контроль за успеваемостью и посещением занятий.
Учебно-воспитательная работа – это методическая и воспитательная деятельность.
Научно-методическая работа – это планирование и контроль научной деятельности воспитанников.
Административно-хозяйственная работа предполагает организацию и развитие хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
Главными задачами завуча будут не только обеспечить качественное образование учеников, но и контролировать деятельность преподавателей, помогать им в составлении планов занятий и необходимой документации, внедрять новые технологии и методы учебной деятельности, обеспечивать их профессиональный рост (аттестация, курсы повышения квалификации, оказание психологической поддержки).
Безопасность учащихся и педагогов – тоже в зоне ответственности заместителя директора. Именно завуч отвечает за все события, произошедшие в стенах учебного заведения, решает конфликтные моменты между учителями, учениками и их родителями, рассматривает все жалобы и претензии.
Стоит ли мечтать? Плюсы и минусы профессии
Зная обязанности завуча, мы видим, что эта должность предполагает колоссальную ответственность перед всеми участниками образовательного процесса и перед обществом в целом. Помимо этого, профессия завуча сложна еще тем, что он всегда загружен работой и не имеет права позволить себе расслабиться, ведь стрессовые ситуации и конфликты требуют принятия быстрого и конструктивного решения.
Но, как и в каждой профессии, помимо недостатков существуют и ощутимые плюсы:
возможность самосовершенствования и самореализации;
продолжительный отпуск в летний период.
Мы надеемся, что дали вам полную информацию о плюсах и минусах этой профессии. Хотите ли вы стать завучем – решать только вам! А мы расскажем, что для этого нужно предпринять.
Кто может стать заместителем директора образовательной организации?
Должность завуча требует определенных знаний и умений, это непростая и ответственная работа, которая подходит целеустремленным людям с сильными коммуникативными и организаторскими способностями.
Назначает на должность заведующего директор образовательного учреждения, предъявляя к кандидату следующие требования:
диплом о высшем образовании в области педагогики, менеджмента, экономики или управления;
стаж работы учителем или руководителем не менее 5 лет;
идеальное знание ФГОС;
умение организовывать и контролировать дидактическую и образовательную деятельность;
владение на высоком уровне теорией и методиками обучения и воспитания;
знание таких дисциплин как педагогика, психология, физиология.
Зачастую директор выбирает себе заместителя из числа действующих учителей, работающих в школе. Предпочтение отдается специалистам, которые отлично зарекомендовали себя за время работы, соответствуют квалификационным требованиям и имеют положительную характеристику. При выборе директор опирается на уверенность, что кандидат легко адаптируется к новой должности, поэтому заранее внимательно следит за педагогами, оценивает их компетенции и особенности личности.
Карьера в сфере образования
Существуют две траектории карьерного роста учителей – горизонтальный рост и вертикальный.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КАРЬЕРА – это продолжение профессионального развития, совершенствование умений и способностей в рамках своей существующей должности.
Горизонтальное продвижение может выглядеть следующим образом:
профессиональное: а) учитель; б) 1-я квалификационная категория; в) высшая квалификационная категория; г) магистр; д) кандидат наук; е) доктор наук; ж) преподаватель высшего учебного заведения;
методическое и практическое преподавание учебной дисциплины: а) учитель; б) учитель инновационных технологий; в) получение звания учителя года; г) руководство мастер-классом; д) руководство стажировкой; е) руководство методическим процессом школы; ж) председательство в методическом совете школы; з) руководящие позиции муниципальных, региональных уровней вне школы; и) практика лектора в сфере развития образования;
общественная деятельность: а) участник руководящих структур органов государственного общественного управления в школе или в муниципальных, региональных сферах; б) участник руководящих структур представительных органов.
Горизонтальный рост будет возможен при наличии следующих моментов: мнение руководящих сотрудников о потенциальных возможностях учителя, наличие положительных характеристик и научных заслуг, адекватная самооценка и активная творческая деятельность. Но главными катализаторами карьеры, безусловно, станут собственные цели и желания. Больше шансов будет у тех учителей, которые могут похвастаться результатами успеваемости своих учеников и регулярно участвуют в планировании и организации олимпиад, конкурсов, конференций.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ КАРЬЕРА – это шаги по служебной лестнице вверх, то есть от низших должностей до руководящих, с соответствующим ростом статуса, уровня ответственности и заработной платы.
Вертикальное продвижение выглядит так: а) учитель; б) завуч, помощник директора; б) директор школы.
Далее можно претендовать на должности руководителя муниципального и регионального органа управления сферой образования, работать в министерстве, стать министром образования.
Еще один вариант вертикального роста – открытие своего бизнеса по оказанию образовательных услуг.
Принято считать, что вертикальное и горизонтальное продвижение – это два разных пути, но по сути они имеют много общего, так как вызваны профессиональной организованностью и самостоятельностью самой личности. Педагог-карьерист однозначно находится на своем месте и стремится к совершенствованию.
Нужно сказать еще пару слов про условия, соблюдение которых со стороны руководства необходимо для успешной карьеры учителей. Ими будут:
регулярная стимуляция и мотивация педагогов;
оказание поддержки начинающим сотрудникам;
признание перед коллективом достижений выдающихся преподавателей.
8 методов получить должность завуча быстро
Рост в профессии нужен каждому из нас. Повышение уровня знаний дает нам ощущение стабильности, уверенности в себе и в будущем, способствует положительной самооценке. Для людей, которые работают с подрастающим поколением, это особенно важно, потому как работа над собой – сама по себе хороший пример для воспитанников.
Мы поделимся с вами топовыми советами, как ускорить свой карьерный рост в сфере образования.
Обращайтесь к истории. Истоки – это основа любого прогресса, так как они основаны на трудах великих деятелей в сфере образования. Тем более, что мысли прошлых лет и веков зачастую получают «вторую жизнь» и переосмысление с учетом актуального времени.
Изучайте современные методики. И мир, и люди (как взрослые, так и дети) постоянно меняются, поэтому важным условием роста будет не только обновлять свои знания в теории и практике, но и внедрять в свою педагогическую деятельность инновационные мысли и способы подачи информации. Интересу учеников поспособствуют презентации, экскурсии онлайн, обучающие видео.
Повышайте квалификационный уровень. Качественно вести свою педагогическую деятельность и совершенствовать знания помогут специальные курсы повышения квалификации. Особенно привлекательно то, что сейчас существует удобный вариант учиться в режиме онлайн.
Проходите профессиональную переподготовку. Такие курсы дают возможность изучить еще одну дисциплину или получить диплом завуча. Освоив наш дистанционный курс профпереподготовки, вы узнаете, как управлять деятельностью образовательной организации, и научитесь качественно выполнять все обязанности заместителя директора, тем самым ускорив получение желаемой должности.
Участвуйте в научно-исследовательской работе. Высшим уровнем профессионализма является научная деятельность. Педагоги, которые при этом продолжают преподавать детям, будут быстрее замечены руководителями.
Будьте в курсе образовательных новостей. Чтение популярных изданий и сайтов, посвященных педагогике, рассказывают о новых идеях и методах. Такие платформы часто публикуют информацию о новейших технологиях, планы уроков, делятся эффективными сервисами, которые используют в работе учителя.
Перенимайте опыт у коллег. Можно договориться о посещении занятия более опытного педагога, послушать и попытаться перенять манеру изложения материала и общения с учениками.
Участвуйте в отечественных и международных семинарах. Прослушать выступление других педагогов или подготовить собственный доклад – это хороший шанс расширить свои перспективы для роста и повысить самооценку.
Помните, что главное в профессии педагога – это постоянное развитие и работа над собой. Если вы делаете это не только с мечтой о повышении, но еще и с искренним удовольствием – все козыри будущей карьеры у вас на руках.
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.