Что нельзя знать детям
Что нельзя знать детям
В начале июля Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, вводящий ответственность за распространение информации, способной нанести вред детям. Речь идет не только об интернете и на телевидении, но и рекламе: депутаты полностью запретили размещение рекламной информации на учебниках и тетрадях, а также в непосредственной близости от образовательных учреждений. 21 июля законопроект был подписан президентом России Дмитрием Медведевым. Чтобы разрешить все споры относительно нововведений в правовом пространстве, вызванным новым законом, Sostav.ru и эксперт компании «Консультант Плюс» Илья Керенский решили детально разобрать его основные положения.
Закон об ответственности вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» и некоторые другие нормативно-правовые акты. Он применяется в отношении следующей продукции: средств массовой информации; иной информационной продукции; информации в информационно-коммуникационных сетях.
Установлена также ответственность для операторов связи за нарушение требований к коллективным пунктам доступа в информационные сети (в том числе доступа к интернету). Штраф за этот проступок может достигать 50 тысяч рублей. Напомним, согласно Закону о защите детей от информации операторы связи обязаны обеспечить техническую и программную защиту пунктов доступа от вредной для детей информации. Однако из текста указанного Закона не ясно, каким образом оператор связи может это сделать: отслеживать весь сетевой трафик или же каким-то особым образом взаимодействовать с владельцами пунктов коллективного доступа и настраивать их подключение.
Согласно поправкам к закону «О рекламе» никакая реклама не может быть напечатана в учебниках, учебной литературе, школьных дневниках и школьных тетрадях. Не допускается распространение рекламы в детских образовательных, медицинских, санаторно-курортных и ряде иных организаций, если в ней содержится информация, запрещенная для распространения среди детей. Также не допускается распространение такой рекламы на расстоянии менее чем 100 м. от границ территорий указанных организаций. Реклама, содержание которой подпадает под требования Закона о защите детей от информации, должна быть помечена информационным знаком.
Закон об ответственности вступит в силу с 1 сентября 2012 года одновременно с Законом о защите детей от информации.
Отметим, что положения Закона о защите детей от информации и Закона об ответственности могут быть реализованы только после принятия ряда подзаконных актов. Подзаконные акты установят технические и программные требования к защите информации, форму информационного знака и иные правила, указанные в Законе о защите детей от информации. Программа разработки и утверждения необходимых актов содержится в Распоряжении Правительства РФ от 16.03.2011 N 427-р. В соответствии с данным распоряжением к марту 2012 года все нужные документы должны быть приняты.
«Опасно для жизни»: как правильно ставить запрет ребёнку
В отношениях взрослого и ребёнка всегда есть неравенство. Оно появляется из-за того, что у взрослого больше ресурсов — финансовых, социальных и психологических. С помощью них взрослый может делиться с подростком своим опытом и аккуратно направлять его, рассказывать про правила и нормы, а может подавлять — запрещать и наказывать.
Что такое запрет и как он влияет на ребёнка
Запреты — директивная мера, в которой часто есть место мнению только одной стороны. Из-за дисбаланса власти между взрослым и ребёнком этим единственным мнением оказывается мнение родителя. Такой запрет лишает ребёнка выбора и забирает у него возможность научиться быть независимым и ответственным.
Подростки старшего возраста (примерно с 15 лет) уже принимают много самостоятельных решений: в какой университет поступить, в каком городе жить, с кем дружить, а с кем расстаться. Строгие запреты могут разрушить их веру в то, что они способны принять собственное решение. Часто родители сами требуют от подростков сделать важный выбор и «быть взрослыми», но при этом не доверяют и контролируют их действия. Это дезориентирует: дети не понимают, какая у них сфера ответственности. Строгие запреты могут привести к четырём вариантам развития событий:
Методистка в благотворительном фонде «Шалаш» и преподавательница в сфере дополнительного образования
«„Травма убежища“ возникает, когда те, от кого ребёнок надеялся получить поддержку и защиту, отвечают непониманием и враждебностью. Тогда нарушение правил и последующее наказание могут работать как самосбывающееся пророчество: „Я буду нарушать правила и получать свою долю наказания, потому что все и так от меня этого ожидают, так зачем мне вести себя по-другому?“»
Во всех описанных выше случаях безопасность ребёнка — а это главная причина ввода строгих запретов — либо временная, либо только видимая. На деле подросток продолжает жить своей жизнью, только уже в секрете от родителей. Это нормально — иметь своё пространство и дела, но иногда ситуация может выйти из-под контроля и начать угрожать жизни ребёнка. В случае существования строгих запретов ребёнок будет бояться наказания и постарается справиться самостоятельно, но, к сожалению, это не всегда бывает возможно.
Альтернатива запретам
Запреты редко работают и, более того, вредят подросткам. Тем не менее родителям нужно каким-то образом показывать, что нормально, а что — нет. Для таких целей можно использовать правила. Они необходимы, чтобы создать безопасное пространство для всех его участников: взрослых, детей и подростков.
Те же запреты намного эффективнее формулировать как правила. Например, «Дома мы не ругаемся матом, потому что мне (или нам) некомфортно слышать такие слова». По сути, это то же самое, что «никогда нельзя ругаться матом», но звучит как условие, договорённость, которой вы предлагаете следовать своему ребёнку. Такой способ донесения правил эффективнее, потому что:
Руководительница проекта «Шалаш.Спот» — безопасного пространства для подростков в торговом центре
«Правило само по себе не является запретом: оно скорее обозначает какие-то рамки, в которых есть задумка и смысл. Для подростков старшего возраста строгие запреты не работают, потому что у них есть своё мнение. Когда мы в „Споте“ сталкиваемся с подростками, которые нас не слышат, мы понимаем, что, скорее всего, в детстве они сталкивались с большим количеством запретов и сейчас так выражают свой протест. Единственный способ научить подростков действовать по-другому — это регулярное повторение правил и объяснение, почему они существуют».
Что же делать родителю
Родители часто используют запреты, чтобы «подстелить соломку» и удостовериться, что с ребёнком точно ничего не случится. Дело в том, что иногда пережить неудачу или болезненные отношения намного полезнее для молодого человека, чем не переживать их вообще. Это помогает научиться новому без помощи взрослого и обрести самостоятельность, которую так хотят воспитать в подростках родители. Так что же может сделать родитель, если вы хотите обезопасить ребёнка от непоправимой ошибки:
Главный способ защитить подростка от психологических и физических опасностей — это построить с ним такие доверительные отношения, чтобы в любой ситуации он в первую очередь обращался за помощью к родителям, а не пытался выбраться из неё сам. Для этого нужно говорить не только о том, чего делать нельзя, но и том, что можно: например, просить о помощи вне зависимости от ситуации.
Как объяснить ребенку, что нельзя
«Сколько ни говорила ему, что прыгать с лестницы опасно, все без толку! Похоже, он вообще не чувствует опасности. А если меня рядом не будет, что тогда»?
Это распространенная ситуация среди детей трех-четырех лет. Они пробуют все, стремятся залезть на самую высокую ветку, им все интересно: как устроены электрические приборы, почему кастрюля горячая и как это — «будет больно».
Родители устанавливают категорический запрет — «нельзя». Иногда пытаются объяснить: «Нельзя, потому что опасно, будет больно». Однако маленькому ребенку с небольшим жизненным опытом сложно понять, что значит «опасно» и «больно».
Однако маленькому ребенку с небольшим жизненным опытом сложно понять, что значит «опасно» и «больно».
Укутанного ребенка сажают в машину, на которой отвозят в детский сад. Там передают в руки воспитателю. Ребенок не успел даже понять, как он из одного места оказался в другом, не успел перестроиться, освоиться. По дороге в детский сад он мог посмотреть на небо, понюхать цветы, потрогать руками снег, и даже попробовать его на вкус. Из этого складывается его жизненный опыт. Оберегая ребенка от всего, родители не дают ему экспериментировать, получать знания о мире опытным путем.
Чего боятся родители
Родителей на чрезмерную опеку толкает повышенная тревожность: ребенку хочется дать самое лучшее, оградить от всех бед, передать жизненный опыт. Чтобы только малыш не страдал, чтобы только не столкнулся с жестоким внешним миром. Чтобы подольше оставался маленьким.
Жизнь грудничка полностью зависит от взрослых. Период до года — это время симбиоза ребенка с мамой, ведь он еще не умеет говорить, не понимает свои желания и потребности. Все, что он чувствует, — что ему очень плохо. Он еще не знает, что значит больно, холодно, страшно. Все это угадывает мама.
Мокрые штанишки — заменить, хочет есть или пить — накормить и напоить, устанет — уложить спать. Мать интуитивно чувствует потребности ребенка, это ее миссия на первом году материнства, и может их все удовлетворить.
Время идет, малыш растет, становится на ножки, а вот уже начинает бегать, говорить. Теперь он сам может сказать, что ему нужно, в пределах возраста позаботиться о себе. Однако это серьезное испытание для мамы. Ребенок уже не нуждается в ней так, как прежде. Возникшее чувство ненужности очень болезненно для любой матери. Малыша нужно немножко отпустить, немножко довериться ему, дать немножко больше свободы. Но как сложно это сделать! И мама бессознательно стремится сохранить ребенка в том самом беспомощном возрасте, когда он всецело зависел от нее. Она не видит его растущие способности. Для нее он все еще грудной ребенок.
Малыша нужно немножко отпустить, немножко довериться ему, дать немножко больше свободы. Но как сложно это сделать!
Некоторым мамам не повезло в детстве ощутить любовь и заботу, в которой они нуждались, будучи маленькими. Они пытаются дать ребенку то, чего не было у них. Они нуждались, они знают, как это плохо, когда мама не чувствует, не понимает, не защищает. Вот и начинают чувствовать, понимать и защищать уже своего ребенка, заботясь о нем, словно о себе самой в детстве. Только перед нами совсем другой человек, с другими потребностями. Что у мамы было в дефиците, у ребенка получается в избытке.
На чрезмерную опеку толкают стереотипы, которые касаются «хорошей матери». У «хорошей мамы» ребенок никогда не падает, не успевает проголодаться, не мерзнет. Она всегда рядом, она читает его мысли, она дает ему все и даже больше. Желание быть хорошей, идеальной матерью часто также приводит к тому, что мама бежит на три шага впереди ребенка. Это как в известном анекдоте, когда мама зовет ребенка домой с детской площадки:
— Нет, ты проголодался.
Как устанавливать правила и запреты
Чтобы ребенку стало понятно, почему нельзя трогать те или иные предметы, совершать определенные действия, нужно объяснять. Электричество, огонь — это очень нужные вещи. Но с ними нужно обращаться осторожно. Если не соблюдать правила, то может ударить электричество, обжечь огонь. Если мама и папа не будут соблюдать правила обращения с огнем, он обожжет и их тоже. Есть правила и запреты для всех, а не только для детей.
Наказания — бессмысленны. Если ребенка наказывать, когда он пытается дотронуться до горячей плиты или прикоснуться к розетке, то опасность будет ассоциироваться у ребенка с родителем. Франсуаза Дальто приводит в пример своего сына, который после удара током из розетки сказал: «Там папа». А потом еще долго показывал на розетку и говорил: «Папа там». То есть ребенку кажется, что это его не ток ударил, а папа. Ведь это он приказывал не трогать розетку, вот и наказал за нарушенный запрет.
Покажите, как нужно и можно. Ножницы можно трогать, аккуратно. Это значит сесть за столик рядом с мамой и без лишних резких движений отрезать кусочек бумаги. Когда отрезал, нужно положить ножницы на место. Теперь снова можно бегать. Мама и папа тоже режут аккуратно, ведь они острые. Мама и папа тоже могут порезаться, им тоже будет больно, если они не будут обращаться с ними осторожно. Мама уже много раз резала ножницами, она знает, как с ними обращаться, поэтому она посидит рядом и подскажет, как правильно.
Ребенок получил опыт обращения с острым предметом, он понял, как его использовать, он понял, что взрослые обращаются с ним так же, что правила есть для всех. Мама и папа рядом чтобы помочь ему, а не наказать и запретить.
Дайте ребенку прожить ситуацию самостоятельно в облегченном виде. Многие дети очень не любят теплую одежду. Родители кутают их, боясь, что ребенок простудится и заболеет. Каждая просьба надеть шапку или теплое пальто сопровождается истериками. Однако если бы ребенок мог выйти в прихожую или на балкон без одежды хотя бы на несколько минут, он бы понял на своем опыте, что без теплой одежды может быть холодно. Он бы замер, забежал в дом, отогрелся. Тогда мамины слова «Ты замерз, потому что на балконе холодно. Поэтому я просила тебя надеть куртку» приобретают конкретный смысл.
Что самое главное в поведении родителей
Ребенок не раз будет проверять границы на прочность, такая задача его возраста — испытать маму и папу. Поэтому правила должны быть едиными и постоянными. Если что-то нельзя, то это не разрешит ни мама, ни папа, ни бабушка, ни тетя. Это нельзя ни сегодня, ни завтра, ни через неделю.
Мама должна транслировать постоянство и предсказуемость, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Если сегодня ребенок подошел к розетке — мама на него накричала, завтра — молча оттащила, а послезавтра — залепила скотчем и не обращает внимания, то ему непонятно поведение мамы, ее реакция каждый раз разная. Как мама может защитить от внешнего мира, если она сама не знает, чего хочет?
Правила должны быть едиными и постоянными. Если что-то нельзя, то это не разрешит ни мама, ни папа, ни бабушка, ни тетя. Это нельзя ни сегодня, ни завтра, ни через неделю.
Словом «нельзя» рекомендуется обозначать запреты, которые обеспечивают безопасность ребенка. Их не должно быть много. Все остальные запреты (пойти на улицу, съесть конфету) следует переводить в форму «можно, но не сейчас».
Родителям нужно терпение. Не нужно тешиться надеждой, что с первого раза малыш все поймет. Придется повторять спокойно, ласково, но понятно и твердо какое-то время. Для каждого ребенка это время свое. Родителям понадобится вся любовь к ребенку, вся настойчивость и внутренняя сила.
33 важных правила безопасности. О чем стоит обязательно поговорить с ребенком
Иногда детям в голову приходят странные вещи. Они могут лизнуть железную трубу на площадке в лютый мороз, сократить дорогу в школу через заброшенную стройку или попробовать жевательный табак за компанию. Ребенок растет, и с каждым годом появляются новые правила безопасности и заботы, о которых ему должны рассказать родители. Вместе с ПИК сделали важный чек-лист — сохраняйте, он вам пригодится.
ДОШКОЛЬНИКИ (до 6 лет)
1. Как избежать ожога
Чтобы понять опасность горячих предметов, потрогайте вместе с маленьким ребенком чашку с кипятком. С трех лет ребенок должен знать: если обжегся, сразу подставляй часть тела под холодную воду. И никакого подсолнечного масла, как учит бабушка.
2. Когда надо мыть руки
Руки надо мыть, когда пришел с прогулки, после игры с животными, посещения туалета и перед едой. Иначе в животе могут завестись глисты. Кстати, они попадают в живот еще из грязи под ногтями, поэтому коротко стричь ногти тоже обязательно.
3. Когда начинать чистить зубы
Не стоит думать, что раз зубы меняются, молочные можно не чистить. В идеале, чтобы к моменту появления постоянных зубов ребенок привык чистить их дважды в день без напоминаний. Хорошая гигиена может спасти от кариеса. В пять-шесть лет чистите зубы вместе — сначала ребенок, потом вы. В шесть лет выдайте песочные часы, чтобы он чистил зубы с интересом и несколько минут.
4. Почему нельзя лизать железо на морозе
Если это произойдет и язык прилипнет к железу, ребенок может сильно растеряться, а еще он не сможет позвать на помощь. Беду лучше предотвратить, рассказав о последствиях. Если исследователь все-таки захочет убедиться в правдивости ваших слов, он хотя бы будет знать, что лучше не экспериментировать в одиночестве.
Если гуляете с двух-трехлеткой вблизи дороги, рисуйте на земле линию, за которую нельзя забегать. Когда переходите дорогу, проговаривайте вслух свои действия: «Сначала смотрим налево, потом направо». Делайте это вместе с ребенком, пока у него не выработается автоматическое поведение. Никогда не сокращайте путь, перебегая дорогу. Ребенок так поступит, когда вас не будет рядом.
В жилом районе «Саларьево парк» от ПИК построен большой игровой комплекс вдали от проезжей части и с пешеходными дорожками по периметру. Для детей здесь полностью безопасно, а родители могут быть абсолютно спокойны.
6. Как вести себя во время еды
Подавиться можно даже кусочком яблока без кожуры. Тем более опасно набивать полный рот и смеяться с едой во рту. До трех лет не оставляйте ребенка одного за столом. Когда он станет старше, напоминайте о правилах во время еды.
7. Как нельзя играть с пластилином
Современный пластилин совсем не похож на тот, что был в нашем детстве. Поэтому ребенок может не догадываться, что он намертво прилипает к волосам. В эту же компанию попадают и жвачки. Стоит рассказать дошкольнику об их коварстве, чтобы не пришлось придумывать стрижку, маскирующую вырезанный клок волос.
8. Где в квартире можно быть только со взрослыми
Ребенок до трех-четырех лет просто не понимает опасности открытого окна. Он может выпасть из него по неосторожности или если от высоты закружится голова. С раннего детства говорите, что к открытому окну ни в коем случае нельзя подходить без взрослых, и не оставляйте окна нараспашку.
9. Как быть, если потерялся
Главное правило — стоять на месте и никуда не уходить, мама и папа обязательно придут. Взрослые знают, в каких местах были, и первым делом будут искать там. К четырем годам речь ребенка становится понятной не только родителям, и он уже в состоянии запомнить свое полное имя и имена родителей. К шести-семи годам дети могут запоминать свой адрес. Эту информацию можно называть, если потерялся.
10. Как защитить себя от плохих взрослых
Если воспитатели обижают ребенка в садике, от страха он может замкнуться в себе, подумать, что сам виноват, и не сказать о проблеме дома. Есть смысл периодически напоминать ребенку: если на тебя кричат или наказывают — нужно говорить маме и папе. Особенно стоит спрашивать об этом, если ребенок стал капризным, появились странности в поведении или когда в группу пришел новый воспитатель.
11. Зачем понимать свои эмоции
Человек может испытывать разные эмоции: радость, удивление, смех, гнев, восторг, тоску, стыд, страх. Их не надо делить на плохие и хорошие. Если можно смеяться и радоваться, то и злиться тоже можно. А вот держать в себе гнев, страх и тревогу как раз опасно. Дошкольника в разных случаях можно спрашивать, что он чувствует в данный момент. Допустим, когда получил подарок, вернулся с прогулки или споткнулся. Так развивается эмоциональный интеллект. Следующий этап: научить работать со сложными эмоциями. Например, правильно выражать страх или тревогу.
12. Когда и кому можно говорить «нет», «нельзя» и «не хочу»
Чем старше ребенок, тем больше людей вокруг него. Родители не всегда могут проконтролировать это общение. Нарисуйте вместе с ним круг с уровнями доверия, центр которого — ребенок. Себя он может трогать где угодно. Следующий круг — родители. С ними есть близкий контакт, но и они спрашивают разрешения на некоторые действия. Следующие круги — близкие друзья семьи и родственники, просто знакомые и, наконец, незнакомцы. Чем дальше человек от центра круга, тем меньше прав имеет на прикосновения. Если не хочется обниматься с двоюродным дядей или целовать бабушку — не надо этого делать.
13. Какие секреты не нужно хранить
Рассказывать о странном поведении других взрослых, родственников или подростков (например, двоюродного брата) надо обязательно. Ребенок должен понимать, что поводом поговорить с родителями могут быть неприятные прикосновения, тайные подарки или секрет, который ему предложил хранить другой взрослый.
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (7–12 лет)
14. Куда звонить в случае трагедии
Школьнику важно выучить несколько номеров, куда звонить в случае пожара, потопа, нападения и других ужасных событий. А также телефоны мамы и папы. Заучите их так же, как таблицу умножения. Если неприятность случится, ребенок сможет позвать на помощь.
15. Как выглядит травля
Коллективу противостоять всегда сложно. Особенно когда учителя не видят проблемы («Подразнят и перестанут!»). Если сразу несколько одноклассников обзываются, бьют, оскорбляют — это травля, и о ней надо сказать взрослым. А вот молча терпеть, бояться шантажа и справляться самостоятельно точно не стоит.
16. Какие места безопасны для игры на улице
Современным детям повезло: им есть где играть во дворе. Поэтому они могут не догадываться, что стройка, железная дорога, заброшенное здание, линии электропередач или снежная гора могут быть опасны. Расскажите о возможных последствиях: снег может провалиться, а на стройке упасть бетонная плита.
17. Как заботиться о здоровье
С началом учебы нагрузка на глаза сильно увеличивается. И если в перерывах играть в смартфон, есть вероятность, что ко второму классу придется носить очки. С первых дней в школе приучайте ребенка давать отдых глазам. Самое полезное — смотреть вдаль и «рисовать» глазами круги и восьмерки.
Чтобы избежать проблем с осанкой, обеспечьте ребенку мебель для учебы нужной высоты, приучите делать упражнение «кошка», когда устала спина, а на площадках не проходите мимо конструкций, на которых можно повиснуть, вытянув позвоночник.
18. Как покупать в интернете
Для покупки приложений или вещей в некоторых интернет-магазинах достаточно одного клика. Объясните школьнику, почему надо внимательно читать все всплывающие окна, а не бездумно жать на «Ok».
19. Что надо знать про общение в интернете
В соцсетях можно поставить любое фото. Так, взрослый мужчина может представиться школьником. Хорошо, если у родителей есть доступ к соцсетям ребенка до 13–14 лет. Объясните, что это не способ слежки и контроля, а защита.
20. Почему нельзя ходить с незнакомцами
Преступников можно узнать по двум особенностям: вы их не знаете и они вас торопят. Если на улице или по телефону к ребенку обращается незнакомец и представляется другом папы или мамы, приглашает куда-то поехать, ребенок должен знать — это обман. Мама и папа не будут передавать свои просьбы через кого-то. Но на всякий случай придумайте запоминающееся кодовое слово, если незнакомец его не скажет, он точно действует не по просьбе родителей. Также нельзя идти со взрослым, если тот предлагает посмотреть котят или угостить конфетами.
В современных жилых комплексах многое сделано для безопасности ребенка. Это домофоны и закрытые дворы, камеры видеонаблюдения и хорошие школы прямо на территории жилых районов. В жилом районе «Белая Дача парк» от ПИК строят воспитательно-образовательный комплекс, где дети будут под присмотром и после уроков. Например, на занятиях по биоинжинирингу.
21. Что делать, если на тебя напали
Некоторых детей страх парализует. Предупредите, что в случае опасности можно громко кричать. Волонтеры «Лизы Алерт» предлагают фразу «Я вас не знаю». Так больше шансов быть услышанным и спастись.
22. Какой дорогой ходить в школу
Иногда сократить путь можно через пустырь, помойку, гаражи, другие тихие и опасные места. Ребенок должен понимать: его жизнь — это самое ценное. И пятиминутное опоздание в школу точно ее не стоит.
23. Как различать полезную и вредную еду
Младший школьник вряд ли может осознанно подходить к планированию своего меню. Но в этом возрасте ребенок уже понимает разницу между едой и лакомством. Если есть только сладости, чипсы, попкорн и сгущенку — появится кариес, лишний вес и гастрит. Но иногда можно не отказывать себе в удовольствии.
24. Что надо знать о своем здоровье
Дети-аллергики обычно с раннего детства осознают опасность некоторых продуктов, то же можно сказать про детей, страдающих астмой или диабетом. Тем не менее накануне школы поговорите об этом еще раз. Если ребенок не запоминает названия запрещенного лекарства или еды, положите ему с собой памятку. Кроме особенностей здоровья, выучите с ребенком и его группу крови.
25. Как уберечься от клещей
Клещи опасны в теплое время года, особенно в мае-июне. Коварное насекомое заползает в укромное место на теле, а его укус может не чесаться и никак себя не выдавать. Панамка и максимально закрытая одежда в лесу и парке — действенная защита против клещей. Если ребенок все-таки обнаружил клеща на теле, надо срочно обратиться к врачу, а не вынимать его самостоятельно.
26. Как избежать солнечного удара
Его признаки — тошнота, слабость, головная боль, повышение температуры. В этом случае помогут врач, обильное питье, компрессы и прохладное помещение. А избежать солнечного удара можно, если в жару носить панамку или кепку из светлой, легкой ткани и не играть на солнцепеке.
27. Как вести себя в лесу
Если собираетесь в лес, одевайте ребенка в яркую, теплую одежду, непромокаемую обувь и повесьте на шею свисток. Он должен знать: если потерялся, надо свистеть и стоять на месте, а на шум отвечать шумом. Не стоит забираться на дерево, чтобы с высоты увидеть свой дом. Шансов на это мало, а вот травму получить легко. И ни в коем случае нельзя пробовать незнакомые ягоды.
28. Почему надо мыться
Организм подростка начинает меняться с 11–12 лет. В это время на коже появляются высыпания, а волосы быстрее становятся жирными. Пот подростка начинает неприятно пахнуть. Причем ребенок может об этом не догадываться. Купите дезодорант и напомните, что без мытья он бесполезен. У девочек в этом возрасте начинается менструация. Расскажите, что это естественный процесс и научите пользоваться прокладками.
ПОДРОСТКИ (12–17 лет)
29. Когда важно сказать «нет»
Попробовать наркотики, алкоголь и сигареты подросток может по разным причинам. Например, из-за азарта, риска, желания идти против правил или соответствовать своей компании. Категорический запрет может только усилить желание. Если это уже случилось, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологам, причем это не должно восприниматься как наказание для ребенка.
Доверительные отношения предотвращают опасные опыты с алкоголем и наркотиками. Если ребенок умеет говорить «нет» и уверен в себе, он не станет пробовать какие-то вещи, только чтобы не отстать от коллектива. Еще до пубертата при случае объясняйте ребенку, что наркотики — это не круто.
30. Что надо знать о насилии
В 13–14 лет с ребенком уже можно прямо говорить о сексуальном насилии. Не бойтесь испугать таким разговором. Напомните подростку о границах тела, интимных местах и кругах доверия. Он должен понимать, что эти правила действуют в обе стороны. То есть он тоже не должен нарушать чужие границы — нет значит нет.
31. Как позаботиться о себе во время экзаменов
Учеба на износ может привести к нервному срыву. А вот регулярный отдых только повышает эффективность. В дни подготовки к ЕГЭ надо планировать перерывы или даже часовой дневной сон в проветриваемой комнате.
32. Какому работодателю можно доверять
По закону подросток может устроиться на работу с 14 лет. В этом случае договор за него подписывает родитель или опекун. С 16 лет он может подписывать документ самостоятельно, разрешение родителей на работу не требуется. Подростка должно насторожить, если ему предлагают большие деньги за странные действия. А еще если он никогда не видел своего работодателя, а вся договоренность происходила в мессенджерах.
33. Зачем проверять информацию в интернете
Приучайте подростка проверять всю информацию, которую он находит в интернете. Новый знакомый может оказаться не тем, кем представляется, а новость быть обманом.