Что нельзя выкладывать в интернет
Что нельзя размещать в соцсетях с 1 февраля 2021 года?
Не всем гражданам хватает слов в «великом, могучем, правдивом и свободном русском языке». Этот недостаток пытаются восполнить нецензурной лексикой.
Какая информация и в каких соцсетях будет блокироваться?
С 1 февраля 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В чем их суть? Нововведения касаются обязанности соцсетей отслеживать и блокировать информацию:
На какие площадки распространяется данный запрет?
Речь идет о владельцах социальных сетей, доступ к которым в течение суток составляет более 500 тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ. И еще один критерий – возможность распространения рекламы для привлечения внимания потенциальных покупателей. Например, это «ВКонтакте», «Твиттер», «Фейсбук» и «Инстаграм».
А такие ресурсы, как госуслуги, несмотря на количественный критерий, к соцсетям не относятся. Также не относятся к соцсетям и так называемые блогеры, независимо от количества посещений блога и подписок на него.
Если же посещаемость сети менее 500 тысяч человек в сутки, то введенные ограничения не действуют.
Кто будет рассчитывать норму в 500 тысяч человек в день?
Роскомнадзор организует мониторинг информационных ресурсов и ведет реестр соцсетей, а также утверждает методику определения количества пользователей информационного ресурса в сутки.
То есть подсчет количества пользователей соцсетей должен вести Роскомнадзор, но пока нет никакой методики расчета. На практике может быть ситуация, когда в одни сутки посещаемость сети была 200 тысяч человек, но впоследствии страницу стали посещать более 500 тысяч человек в сутки.
В Законе прописана только возможность исключения соцсетей из реестра Роскомнадзора. Исключить соцсеть могут по заявлению ее владельца, если доступ к сети на протяжении 3-х месяцев составляет в течение суток менее 500 тысяч пользователей сети «Интернет». А без заявления владельца сети ее могут исключить из реестра, если доступ пользователей на протяжении 6-ти месяцев составляет в течение суток менее 500 тысяч.
Как будет осуществляться подсчет пользователей на протяжении 3-х месяцев пока не ясно. Здесь возможны варианты: либо определяется средневзвешенное значение на протяжении 3-х месяцев, либо должно соблюдаться ограничение в 500 тысяч пользователей каждые сутки.
Пролить свет на методику расчета должны разъяснения Роскомнадзора. Соцсети должны установить специальную программу, которую будет использовать Роскомнадзор для подсчета посещаемости в сутки.
Какие слова можно отнести к нецензурной брани?
Ни в одном документе невозможно найти перечень нецензурных слов. Есть только список Роскомнадзора, в котором на сегодняшний день содержится четыре матерных слова и одно запрещенное к использованию в СМИ.
Экспертная комиссия при Роскомнадзоре и специалистов Института русского языка им. В.В. Виноградова отнесла к матерным словам – слова на букву е», «б», «х» и «п», а к запрещенным словам – на букву «м» (Рекомендации опубликованы на сайте).
Отметим, что к запрещенным и матерным словам относятся и производные от указанных 5 слов. То есть нецензурной бранью являются образованные от них слова и выражения, которые содержат корень матерного слова.
При этом не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения.
А будет ли являться нецензурной бранью напечатанное стихотворение либо иной текст, где в матерном слове заменена одна буква?
При рассмотрении случаев маскировки нецензурных слов Роскомнадзор будет устанавливать, насколько однозначно можно установить нецензурное слово в контексте фразы. Например, в случае опубликования стихотворения, в котором есть нецензурное слово с измененной буквой, но вместе с тем, исходя из рифмы стиха можно точно определить, что это нецензурное слово.
Роскомнадзор рекомендует для установления факта распространения нецензурной брани, пользоваться следующими словарями русского языка:
В спорных ситуациях для принятия окончательного решения о привлечении к ответственности за распространение материалов, содержащих нецензурную брань, Роскомнадзор проводит лингвистические исследования.
10 вещей, которые нельзя публиковать в соцсетях
© Tanja Cappell/flickr.com (CC BY ND 2.0)
Осторожность в «виртуальном мире» не менее важна, чем в реальном. Люди привыкли позволять в Сети то, что нельзя в обычной жизни. Например, ругаться на форумах не считаясь с нормами политкорректности и приличия и не боясь при этом «получить в морду». Однако вседозволенность часто приводит к потере осторожности.
Пользователи постоянно выкладывают в открытом доступе информацию о себе, совершенно не задумываясь о последствиях. Вконтакте, Одноклассники, Facebook или Twitter могут быть удобным способом для общения с друзьями и обмена информацией, но в некоторых случаях соцсети могут представлять большую опасность, прежде всего — для личных финансов. Кроме того, существуют вещи, которые могут испортить карьеру пользователя или репутацию фирмы в случае размещения их в аккаунтах. Так что для социальных сетей актуальна пословица «Молчание — золото».
10 советов о том, что же не следует сообщать на своих социальных страницах.
1. Пароли и ключи к ним.
Во-первых, ни в коем случае нельзя хранить на своих страницах или сообщать пароли от соцсетей, почтовых ящиков. Вроде бы, все логично. Однако, оказывается, многие интернет-пользователи пренебрегают даже такими очевидными мерами безопасности. Они легко сообщают пароли в общении даже с незнакомыми им сетевыми пользователями, а затем сталкиваются с тем, что их страницы были взломаны.
Кроме того, при регистрации в различных сервисах зачастую приходится отвечать на десяток вопросов для «защиты». Многие банки или онлайн-магазины знают девичью фамилию вашей матери, кличку домашнего животного, название любимой песни или футбольной команды. Если же все эти данные хранятся в ваших профилях — это значительно облегчает работу жуликам, являясь ключом к подбору ваших паролей. По той же причине не рекомендуется афишировать в соцсетях номера учебных заведений.
2. Дата и место рождения.
Указывать дату рождения предпочитают большинство пользователей, однако сообщая число, год и место своего рождения вы невольно помогаете аферистам похитить вашу финансовую информацию. Благодаря этим данным злоумышленники смогут попытаться узнать номера вашего паспорта, страхового и пенсионного свидетельства, и других документов. В дальнейшем они могут использовать эту информацию в мошеннических целях.
3. Номер телефона.
Различные мошенники с радостью воспользуются предоставленным в соцсетях номером телефона, не скрытым настройками приватности. Помимо того, что у многих пользователей банковские карты привязаны к телефонным номерам, рекламодатели также с удовольствием воспользуются вашим номером. На оставленный в открытом доступе номер телефона может сыпаться «спам» или, например, сообщения от мошенников с требованием оплаты несуществующих кредитов.
4. Домашний адрес и имущество.
Любое упоминание или намек на ваш домашний адрес ставит вас под угрозу. Злоумышленники могут использовать эту информацию, особенно если знают, в какие часы вас не бывает дома. Если вы не хотите стать жертвой грабежа, мошенничества и хакерских атак, то не указывайте свой домашний адрес.
Кроме того, не следует размещать фотографии и описание каких-либо достопримечательностей, расположенных по соседству. Даже вид из окна может привлечь преступников. Тем более, нельзя публиковать фотографии с ценными вещами, которые находятся в квартире.
5. Платежные реквизиты.
Не стоит оставлять в соцсетях свою платежную информацию или оплачивать в них дополнительные услуги банковскими катами. Оплата непосредственно через сайты тех же онлайн игр небезопасна. Это вам подтвердят в любом банке, карта которого у вас на руках. В случае, если аккаунт будет взломан, и злоумышленники «утянут» все деньги со счета, то доказать тем же банкам, то это не вы потратили все ваши сбережения, будет очень сложно.
Нельзя также сообщать о размере вашей заработной платы или о том, где вы ее получаете и храните.
6. Данные о работе.
Не следует оставлять на вашей страничке в соцсетях любую информацию, связанную с вашей работой. Из-за болтливости сотрудников журналистам неоднократно удавалось получить данные о каких-либо новинках или планах компании за несколько месяцев до их официального обнародования.
Кроме того, необходимо помнить, что на вашу страницу могут зайти начальник или коллеги и увидеть сообщения или фотографии, которые им не понравятся.
Работодатели довольно часто просматривают социальные сети в поисках возможных сотрудников. Они могут прочитать записи о прошлом месте работы и сделать выводы о вас.
Не позволяйте себе писать сообщения, в которых вы жалуетесь на свою работу, начальника или коллег. Даже один негативный твит может испортить вам репутацию. Не стоит и размещать фотографии с вечеринок и корпоративов.
Обсуждать свои планы на вечер и выходные в рабочее время также не следует. Кроме того, помните, что говорите на работе. Известно немало случаев, когда человек, отпросившись с работы по причине плохого самочувствия, выкладывал фотографии с какой-нибудь вечеринки или пляжа, а работодатель наблюдал затем в Сети, как «страдает» их «тяжелобольной сотрудник».
Вообще, стоит удалить из соцсетей любые сомнительные фотографии. Вряд ли работодателям понравится ваше фото в пьяном виде, даже если фотографии лет 10.
7. Планы на отпуск или выходные.
Неля сообщать сроки и место проведения планируемого отпуска. Такие сообщения, как «Ура, завтра я на 2 недели еду на море!» — превращают вашу квартиру в цель для взломщиков. По той же причине не следует писать сообщения или ставить «отпускные» статусы, находясь на каком-нибудь пляже. Если пожелаете, вы можете выложить фото, когда вернетесь, но не стоит сообщать возможным ворам о вашем отсутствии. Ограбление в этом случае может произойти, даже если вы не оставляли на сайте свой реальный адрес.
8. Данные об отношениях.
Встречаетесь вы с кем-нибудь, находитесь в браке или в ваших отношениях «все сложно» — не стоит выставлять эту личную информацию на ресурсах общего пользования. Статус, рассказывающий в ваших соцсетях об отношениях, может также притягивать киберпреступников.
Существует немало примеров, как доверчивые пользователи попадались в сети мошенников, «разводивших» их на откровенные разговоры, фотографии и другую информацию, которая в дальнейшем использовалась для шантажа.
9. Экстремальные хобби и вредные привычки.
Если увлекаетесь экстремальными видами спорта и часто подвергаете свою жизнь опасности, то об этом сообщать не нужно. Большинство руферов, бейс-джамперов и других экстремалов предпочитают создавать фейковые аккауты, и это правильно.
В эпоху, когда Интернет превратился в глобальную базу данных, подобная информация может скомпрометировать вас в глазах страховой фирмы. Помимо страховых компаний все больше используют Интернет для составления «портрета» клиента и банки.
Пока отмена страховок, отказ в выдаче кредитов или повышение процентных ставок на основании повышенных рисков для жизни заемщика в России еще не применялись. Однако в Европе известны подобные случаи из-за «несоответствия» страницы в социальной сети и описания в заявлении заемщика. Об этом следует помнить не только любителям экстрима, но и любителям «смолить как паровоз».
10. Публичные сообщения на вашей «стене».
Сообщения ваших друзей, знакомых или вовсе неизвестных людей, опубликованные на вашей «стене» также могу сыграть негативную роль в реальной жизни. Шутки «ниже пояса», «оскорбления», «обвинения», которые позволительны при непосредственном общении, не должны становиться достоянием общественности. Нельзя забывать, что подобные «шедевры» видит не только получатель, но и другие пользователи, не посвященные в тонкости вашего общения. Перед тем, как отправить очередное сообщение провокационного содержания, задумайтесь, не навредит ли оно адресату. Кроме того, собственную «стену» надо регулярно проверять и, в случае появления, обязательно удалять подобные сообщения.
Желательно ограничить список пользователей, которым разрешена публикация сообщений на «стене». Помимо постов от друзей, «стену» могут засорять сообщения из сообществ, в которых вы состоите, и другой спам.
Какие фотографии нельзя выкладывать в соцсети, чтобы не потерять деньги
Мошенники следят за нами в соцсетях: даже обычные фотографии могут выдать важную информацию, которая поможет нас ограбить.
Узнайте, какие фотографии не стоит выкладывать в общий доступ и что ищут мошенники по хэштегу «#лечувотпуск».
Фото документов
Даже если фотография в паспорте вышла удачной, не спешите делиться радостью с друзьями. Фотографии документов используют мошенники: разворот паспорта легко выдать за копию или скан и оформить фирму-однодневку. Чтобы получить микрозайм через интернет, часто не нужно даже этого — только данные, которые можно разглядеть почти на любой фотографии паспорта.
Опасно хвастаться и полученными правами или визой в страну мечты. С помощью фотографии прав можно подтвердить личность на многих сайтах, например на сервисе поиска жилья в аренду «Эйр-би-эн-би». Если мошенник попытается кого-то обмануть и представится вами, то все иски и взыскания пришлют по вашему адресу и отвечать придется тоже вам.
На многих визах, например американской или шенгенской, указывают не только имя и дату рождения, но и номер загранпаспорта. Эти данные дадут мошеннику возможность провернуть те же аферы, что и с обычным паспортом, но уже по всему миру.
Фото банковской карты
Такие фотографии — лакомый кусочек для мошенников: зная реквизиты карты, они могут легко распоряжаться вашими деньгами. Опасно выкладывать не только оборотную сторону карты с трехзначным кодом безопасности, но и лицевую: чтобы расплатиться на некоторых сайтах, достаточно ввести номер карты, ее срок действия и имя владельца.
Иногда аферисты прикидываются покупателями на «Авито» и просят прислать фотографию лицевой стороны карты: якобы это безопасно и так проще не ошибиться, чем при наборе длинного номера вручную. Чтобы сохранить деньги, не поддавайтесь на такие уговоры — лучше несколько раз перепроверить набранный вручную номер, чем потерять все сбережения.
Билеты со штрихкодом
Получив в подарок на Новый год билеты на концерт любимой группы, не спешите хвастаться ими в социальных сетях. Если на билете есть штрихкод, мошенники могут его скопировать и перепродать билет. Ваш экземпляр сканер признает недействительным, и на концерт вы не попадете, даже если на билете указаны ваши имя и фамилия.
Если вы все-таки хотите сфотографировать билеты, закройте штрихкод и цифры под ним: по этим цифрам мошенники тоже могут восстановить всю необходимую информацию.
Посадочные талоны
Штрихкод есть не только на билетах на концерт, но и на посадочных талонах. Часто люди выкладывают фотографии из аэропортов со стаканом кофе в руке и билетами, не подозревая, что дают мошенникам доступ к личной информации.
Распознав штрихкод с фото, аферисты узнают имя, фамилию и номер бонусной карты — этого достаточно, чтобы получить доступ к личному кабинету на сайте авиакомпании.
В личном кабинете мошенники могут продать ваши накопленные мили другим людям, узнать даты вашей поездки и информацию о попутчиках. Зная, что вся семья на две недели улетела в Турцию, воры смогут ограбить квартиру, не беспокоясь, что хозяева вернутся в самый неожиданный момент.
Чего нельзя постить в соцсетях ни при каких условиях
МОСКВА, 14 июн — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Соцсети, как и в принципе интернет, изначально задумывались как площадка для свободного самовыражения граждан. Каждый мог размещать ту информацию, которую сочтет нужным. Но очень быстро выяснилось, что определенного рода контент не должен появляться в открытом доступе ни при каких условиях.
Эксперт предостерег от публикации личных данных в соцсетях во время самоизоляции
И, наконец, по мере распространения соцсетей обозначились проблемы с личной безопасностью – стало ясно, что обнародование кое-каких личных данных порой грозит неприятностями, а то и серьезными опасностями.
НЕ ЕЗЖАЙ «ПОД КИРПИЧ»
Разберемся, что же можно постить в соцсетях, а что нет. У каждой из них свои правила для публикаций. Перед тем как пользователь регистрируется и собирается создать пост, социальная сеть непременно выдаст инструкции и обязательное соглашение, с которым пользователь обязан ознакомиться и согласиться, если есть такое условие. Там указываются ограничения по размещению контента.
«Если обобщить, то ни одна соцсеть не позволит разместить информацию, порочащую честь и достоинство граждан в том числе других пользователей, также это касается информации, содержащей контент 18+, фото и видео материалы любого насилия как над человеком, так и над животным», — рассказал управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов.
Также важно помнить, что любой пост в соцсетях подвергается модерации – модераторы должны быстро изучить содержание ролика, фото или поста и дать одобрение к публикации. Если неправомерный контент был все же допущен к публикации, он может быть заблокирован или удален по решению самой соцсети или по причине жалоб от других пользователей на его содержание.
«Нередко эти правила публично не объявляются, но применяются модераторами. Пример такого ограничения – возможность бана за «правые» политические высказывания в Twitter. Также стоит помнить об автоматической модерации, проводимой ИИ, решения которой бывают непонятны даже сотрудникам служб поддержки соцсетей. Например, правила Facebook запрещают публикацию фотографий обнаженного тела, а автоматическая модерация нередко банит за фотографии статуй», — рассказал основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян.
К блокировке деятельности неблагонадежных аккаунтов подключаются Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Они напрямую могут влиять на соцсети и требовать блокирования ресурсов с информацией, способной побудить пользователей к неправомерным и аморальным действиям. За счет проведения работ по отслеживанию такого рода информации формируется Единый реестр запрещенной информации, куда заносятся неблагонадежные страницы, а их создатели привлекаются к разного рода ответственности – от административного штрафа до уголовного разбирательства.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ЗА РЕШЕТКУ
О том, что именно грозит уголовным наказанием, рассказал партнер и директор компании «Интеллектуальный резерв» Павел Мясоедов. «Оно может наступить после публикации снимков и видео, призывающих к смене государственного строя, вызывающих межнациональную рознь, реабилитирующих нацизм, призывающих к открытому неповиновению власти или противоправным действиям (или преступлениям). Также нельзя публиковать угрозы и использовать ненормативную лексику, оскорбляя других людей», — указал он.
По словам Оганесяна, в нашей стране сегодня распространены наказания, в первую очередь, за публикацию в социальных сетях экстремистских высказываний. Много дел возбуждается также за демонстрацию нацисткой символики.
«В эту категорию, фактически, попадает любое изображение немецких солдат и техники, а также исторических персонажей, содержащее символы нацизма – в первую очередь, свастику. Также уголовно наказуемы призывы и описания способов суицида, но это достаточно редкая проблема в публичном поле – большинство таких историй происходит в «тайных» закрытых группах», — сказал он.
В последнее время также начала преследоваться публикация фейковых новостей о коронавирусе. К этой категории относится как публичное отрицание пандемии или существования вируса как такового, так и слухи о том, что реальное положение дел хуже, чем официально сообщается.
РАБОТОДАТЕЛЬ С ПОДВОХОМ
Зато их могут отрабатывать развлекательные сообщества, где контент на грани фола неплохо работает на раскрутку. Но такие паблики тоже могут заблокировать, если суд сочтет, что они «перегибают палку».
Многие считают недопустимыми публикацию изображений/видео, которые могут дискредитировать других людей, а также грубость, хамство по отношению к другим, в том числе в комментариях. Осторожнее надо быть и с прочими, казалось бы, безобидными вещами.
«Соцсети давно превратились из средства общения в универсальный способ найти информацию о человеке, узнать его интересы, слабости и предпочтения. И этими данными пользуются не только специалисты по продажам, но и работодатели — они просматривают странички потенциальных специалистов», — говорит Мясоедов.
Большая часть контента, которая поступает в сеть, выкладывается самим человеком. По странице в соцсетях можно сделать много выводов: увлекается ли ее владелец спортом, какую музыку слушает, в каких группах состоит. Еще больше информации дают снимки. Фотографии с пышных застолий, выставленные на всеобщее обозрение, могут лишить человека работы (как текущей, так и будущей), слишком откровенные кадры тоже не понравятся hr-специалисту. Резкие политические высказывания, ненормативная лексика в комментариях, могут стать причиной отказа от сотрудничества.
Это не значит, что страницы нужно полностью закрывать или даже удалять — это скорее насторожит. Но «фильтровать» контент необходимо, если вы хотите создать позитивный образ в инфополе.
ОПАСНАЯ ГЕОМЕТКА
Мошенников интересует немного другая информация. Например, если человек по незнанию или неосторожности выставит снимок или копию паспорта, на него могут оформить крупный кредит. Если опубликовать информацию о получении выигрыша или продаже автомобиля и недвижимости, это тоже привлечет злоумышленников. Не стоит публиковать в открытом доступе данные банковской карты или личный номер телефона, А если он по каким-то причинам должен быть указан на странице, стоит завести отдельную сим-карту для рабочих контактов.
Местоположение жилья и его обстановка в совокупности с информацией об отъезде на отдых могут привлечь грабителей. Снимки детей потенциально могут быть использованы в недостоверной рекламе или объявлениях с просьбами о помощи и сборе средств для больного. Если есть желание поделиться фотографиями с друзьями, можно сделать закрытую страницу или доступ по ссылке в личный альбом, а также ограничить круг лиц, которые будут видеть вашу информацию, советует Мясоедов.
По словам Оганесяна, не стоит размещать в общем доступе документы, в том числе, фото посадочных талонов, чем грешат многие туристы.
«Рассказы о том, что преступники определяют пустующие квартиры по фотографиям с отдыха, можно все же отнести к категории городских легенд. Но все-таки ставить геометки по домашнему адресу, как минимум, в открытых постах не стоит. Что касается фотографий детей, то стоит соблюдать разумный уровень предосторожности, выбирая аудиторию, с которой вы бы в обычной жизни готовы были поделиться таким контентом», — советует он.
«С другой стороны, как таковой ответственности за размещение всей этой информации нет — если она соответствует моральным и нравственным нормам. Но мы бы все же не рекомендовали как минимум размещать фотографии маленьких детей с целью исключения дальнейших неправомерных действий в их отношении», — заключил Бишенов.
Все остальное – ваше личное дело, но кто предупрежден – тот вооружен.