Что нельзя по шариату
35 важных запретов в Исламе
Запретное в Исламе называется харам. Мусульманам важно следовать повелениям Аллаха и избегать недозволенного. Аллах создал харам как испытание для людей. Тот, кто нарушит запрет, тот понесёт наказание. Поэтому надо знать, что дозволено, а что нет.
Вот некоторые запрещенные действия:
1) Придание сотоварищей Единому Аллаху;
2) Непослушание родителям, противостояние им;
3) Убийство человека без причины;
4) Причинение вреда или посягательство на чужое имущество;
5) Употребление одурманивающих и опьяняющих веществ, в том числе наркотиков;
6) Увлечение азартными играми;
7) Прелюбодеяние, мужеложство;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Предопределена сыну Адама его доля прелюбодеяния, совершения которого ему не избежать. Грехом глаз является нескромный взор, грехом ушей — выслушивание непристойностей, грехом языка — скверная речь, грехом руки — прикосновение к хараму, а грехом ног — шаги к запретному».
8) Обвешивание и обмеривание;
9) Воровство, обман, хитрость;
10) Употребление в пищу мертвечины, свинины и мяса других запрещенных животных;
11) Обман, ложная клятва, сплетни, клевета, лжесвидетельство, насмешки, нарушение обещания;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Рассказать ли вам об обитателях ада? Это люди бессердечные, далекие от понятия добра и не усмирившие свою гордыню» (Бухари, «Айман», 9; «Адаб», 6; Муслим, «Джаннат», 46; Тирмизи, «Джаханнам», 13).
12) Бесправное использование имущества сироты;
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Избегайте совершения семи грехов: это поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, ростовщичество, растрачивание имущества сироты, отступление в сражении и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин» (Бухари; Муслим).
14) Желание гневаться и сердиться;
15) Проявлять несправедливость, делать различие между людьми;
16) Лицемерие, высокомерие;
17) Религиозные заключения без соответствующих знаний;
18) Дружба с плохими людьми;
19) Колдовство, занятия магией;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:«Молитва того, кто явится к предсказателю, спросит его о чём-либо и поверит ему, не будет приниматься в течение сорока дней» (Муслим, «Салям», 125).
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) говорила: «Однажды люди спросили моего супруга о словах прорицателей, и он ответил, что нет в них ничего истинного» (Бухари; «Тыбб», 46; Муслим, «Салям», 122-124).
20) Вхождение в чужой дом без разрешения или в отсутствие хозяев;
21) Неискренность при совершении благочестивых дел;
22) Попытки увидеть недостатки других;
23) Поощрение несправедливости;
24) Небрежное отношение к тому, что доверено на хранение;
25) Облачение женщин в мужскую одежду и наоборот;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и мужчин, уподобляющихся женщинам» (Бухари, «Либас», 62; Тирмизи, «Адаб», 24).
26) Ношение мужчинами золотых украшений и шелковой одежды;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Да проклянет Аллах того, кто делает и кому делают наколки» (Бухари, «Либас», 83, 85, 87).
В Коране сказано: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный День], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена» (Сура «аль-Бакара», 2 / 275).
Ибн Масуд (радыяллаху анху) говорил: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проклял берущего в долг у ростовщика и занимающегося ростовщичеством» (Муслим, «Мусакат», 105-106; Тирмизи, «Буйю», 2).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от ада. Скупой далек от Аллаха, далек от Рая, далек от людей, близок к аду. Щедрый невежа любим Аллахом больше, чем усердно поклоняющийся скряга» (Тирмизи, «Бирр», 40).
В хадисе сказано: «О, дети Адама! Поистине, пожертвовать часть добра — благо для вас, поскупиться — скверно для вас. Не будут вас осуждать, если оставляете себе необходимое. Отдавать пожертвования начинайте со своих детей. И рука подающая лучше руки приобретающей» (Муслим, «Закят», 97; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», V, 262).
30) Пребывание наедине с посторонней женщиной;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ходит к посторонним женщинам!» Один из ансаров спросил: «Скажи мне, а если это будет близкая родственница мужа?» Он сказал: «Близкий родственник — это гибель!» (Бухари, «Никях», 111; Муслим, «Салям», 20).
31) Уподобление шайтану и немусульманам;
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ест и не пьёт своей левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт» (Муслим, «Ашриба», 107).
32) Обривание только части головы;
Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и запретил это: «Либо сбривайте волосы полностью, либо не трогайте их совсем» (Абу Давуд, «Тараджул», 14).
Благочестивый Али (радыяллаху анху) отмечал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запрещал женщинам брить голову» (Насаи, «Зинат», 4; Тирмизи, «Хадж», 75).
33) Называние мусульманина кяфиром;
34) Оплакивание умершего;
Ислам позволяет оплакивать умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали свое лицо и тело, рвали на себе волосы или одежду. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Умерший мучается в могиле из-за чрезмерной скорби по нему» (Бухари, «Джанаиз», 36, 38, 39; «Манакиб», 8; Муслим, «Иман», 165; Тирмизи, «Джанаиз», 22, 25).
35) Изображения живых существ;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) напоминал: «Аллах сказал: «А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пшеничный колос, или ячменное зерно!» (Бухари, «Либас», 90; Муслим, «Либас», 101).
Действия мужа и жены по законам шариата
Священная книга у мусульман — безусловно, Коран. Его почитают все приверженцы любых мусульманских направлений. Эта книга является основой и религиозного, и гражданского законодательства. На Коран опираются все законы шариата. Если кто-то из вас полюбил и хочет зарегистрировать отношения с представителем такой веры, как ислам, то уделите пару минут для прочтения данной статьи. Быть может, некоторые правила не будут соответствовать вашим религиозным взглядам, к примеру, если вы православный христианин.
Что представляют собой законы шариата?
В шариате собраны основные юридические нормы, нравственные принципы и правила, по которым должен вести себя мусульманин.
В исламе все души одинаковы, но Бог поместил их в разные тела, определив при этом для каждого свои обязанности и права. Законы шариата прописывают нормы поведения мужчины и женщины в семье и их обязанности по отношению друг к другу. Помимо супружеского поведения, в своде законов прописан почти каждый шаг и действие человека, но о других правилах поведения мужчины и женщины в отдельности каждый желающий сможет прочесть самостоятельно.
Обязательные действия
Законы шариата определяют ряд действий, которые обязан выполнять каждый мусульманин независимо от пола и возраста. Поскольку мы говорим о браке, то хотелось бы остановиться на основных действиях, которые относятся к семейным отношениям.
Одним из таких действий, которые предполагают обязательное выполнение предписаний шариата, является фарз, делящийся, в свою очередь, на два вида: фарз айн и фарз кифая.
Фарз айн
По фарз айн муж обязан:
Ваджиб
Так же, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За его выполнение человек вознаграждается Аллахом, невыполнение считается большим грехом:
Суннат
Эти действия выполнял пророк, за их выполнение человек получает вознаграждение и в день суда будет иметь заступника — пророка:
Мустахаб
За действия, которые часто выполнял пророк, люди, их выполняющие, будут вознаграждены (саваб), а не соблюдающих привлекут к ответу в день суда:
Мубах
Это такое действие, которое можно выполнять и не выполнять. Не будет греха, если не выполнять таких законов. Все то, что не обязывается и не осуждается шариатом, входит в мубах:
Харам
Действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Совершающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от харама, тот будет вознагражден Аллахом.
Харам бывает двух видов — харам зулми и харам гайри зулми.
Харам зулми
Это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего:
Возможно, вы забыли, что в исламе женщину считают чистым и святым созданием, поэтому ее и облачают в паранджу, а вы же посмели посягнуть на честь этого невинного ребенка?! Как вам только не стыдно! …Считает себя праведным мусульманином?! Отрастить бороду не означает стать благородным мусульманином! Мусульманин, который не уважает честь и достоинство женщины, не может быть мусульманином!
Харам гайри зулми
Это харам, совершение которого приносит вред только производящему его:
Макрух тахрими
Это действия, которые Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать:
В исламской общине созданы специальные суды, которые занимаются семейными делами. Бракоразводный процесс исламом разрешен, но он не приветствуется Богом, поэтому мужа и жену стараются примирить, а уж потом, приняв все меры, могут развести.
Законы шариата очень подробно расписывают каждое действие, поэтому, если православной женщине или мужчине захотелось заключить брак с мусульманином или мусульманкой, непременно прочитайте каждую строчку и ознакомьтесь с исламом поближе.
Юнус-бек Евкуров о шариате:
Законы шариата и нормы исламского права – основа жизни правоверных мусульман
Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу. Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали. Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.
Определение и характеристика исламского права
Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и Корана. Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.
У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.
Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.
Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в исламе, часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.
В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:
В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.
Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен адату, который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законам решаются споры о земле, а согласно адату – об умыкании невесты, либо о кровной мести.
Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.
Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.
Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.
Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.
Законы, нормы и правила шариата
Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:
Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.
Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:
Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.
Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.
Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.
Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.
Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.
Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.
Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.
Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.
Шариатский суд – запреты и наказания
Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.
К хараму относятся:
В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.
За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.
Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:
Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.
Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.
Что нельзя по шариату
Не так давно у меня состоялся любопытный разговор с одним христианином, который пытался доказать мне полезность и исключительность своей религии. Одним из аргументов, прозвучавших в споре, был следующий: «Христианство защищает Европу и Россию от экспансии ислама», на что я ответил, что прекрасно проживу и при законах шариата, чем вызвал у христианина неконтролируемый приступ весьма эмоционального словоизвержения. Дальнейший ход беседы показал, что мой оппонент практически ничего не знает об исламе от которого он так бесстрашно защищает «Святую Русь», и дискуссию пришлось на время прекратить.
Практика показывает, что этот христианин не одинок в своем невежестве. Впрочем, невежество это не всегда является следствием глупости самого человека, порой пропаганда способна задурить людям мозги похуже тяжелых наркотиков. Здесь мне хотелось бы привести один малоизвестный факт. В послесловии к «Сатанинским стихам» Салмана Рушди переводчица, скрывавшаяся под псевдонимом Анна Нэнси Оуэн, писала: «…в переводе «Сатанинских стихов» заинтересованы высокопоставленные лица в Кремле (в связи с созданием так называемого Всеобщего Антиисламского Фронта) и в Московской Патриархии (понятное дело, в связи с нежелательной конкуренцией)».
Ислам, как и любую другую религию, можно и нужно критиковать, однако подобная критика должна основываться на фактах и знании материала, а не на истерических выпадах, смысл которых почти всегда сводится к утверждению, что «наш политический строй и религия самые правильные, а все, кто с нами не согласен — мерзавцы и негодяи». Что касается нетерпимости и стремления религий подчинить все сферы повседневной жизни человека, то ислам в этом отношении ничуть не лучше и не хуже христианства, особенно учитывая их коренное родство. Расхожее выражение «мирных религий не бывает» следовало бы дополнить другим: «бесполезных религий не бывает тоже». Как бы кто не относился к исламу и его законам, личная неприязнь не может служить оправданием невежества, а с невежеством необходимо бороться, особенно в наш «просвещенный» век самозваных всезнаек.
Сегодня многие люди вздрагивают при слове «шариат» и спешат выразить свое осуждение в отношении исламских фанатиков, насаждающих его в тех странах, где им удалось захватить власть. При этом обыватель ничего не знает об этом своде законов, основанных на Коране и сунне, кроме разве что запрета на употребление алкоголя и поощрения многоженства. Все остальное покрыто мраком, порождающим страх перед неизвестностью. Большинство тех, кто отрицательно относится к законам шариата, никогда их не читали и не прочтут. О великой арабской культуре, подарившей миру множество гениальных поэтов, зодчих и ученых, они судят по выпускам новостей, в которых показывают озверелые толпы, сжигающие американские флаги и портреты европейских политиков. Имена Омара Хайяма, Ибн Сины, Раби’а ал-Адавийи, Насир-и-Хосрова, Шах-Джахана и многих других им ничего не говорят. В мусульманах хотят видеть только врагов, а шариат — это просто страшное слово, ставшее для многих синонимом мракобесия и терроризма. Однако действительность всегда сложнее и удивительнее, чем на экранах телевизоров, поработивших разум современного человека, и познать ее можно лишь на собственном опыте, а никак не сидя дома на диване и лениво переключая каналы в поисках чего-нибудь «интересненького».
Шариат (от араб. шариа — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) представляет собой ряд правовых и теологических нормативов, определяющих действия и поступки людей. В качестве мусульманского права он используется в Иране, Судане, Пакистане и некоторых других странах Азии. В шариате все поступки людей делятся на 8 основных категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими и мустакрух, в которых подробно описываются обязательные, необязательные и запрещенные действия, касающиеся повседневной жизни, религиозных обязанностей и взаимоотношений между мусульманами.
Нет смысла приводить здесь все предписания шариата, поскольку они есть в открытом доступе, и каждый может ознакомиться с ними самостоятельно, если имеет такое желание. Я приведу лишь несколько, с моей точки зрения, интересных, оставив в стороне самые странные, вроде запрета дуть на воду и заходить в туалет без головного убора. Объяснение и толкование этих законов я оставляю специалистам.
Фарз
Фарз — это обязательное действие, требующее строгого исполнения. За невыполнение фарза без уважительных причин полагается строгое наказание. Фарз бывает двух видов: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн является обязанностью каждого мусульманина, например пятикратная молитва. Фарз кифайя — это действия, предписанные всей общине, исполнять которые могут лишь некоторые ее члены, с остальных эта обязанность снимается. Если никто не выполнит положенных действий, то вся община будет считаться грешной.
Фарз айн
«Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха».
«На суде будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительность».
«Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата».
«Одеваться по мере необходимости».
«Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину».
«Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего».
«Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия».
«Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности».
«Если зарекся (дал обет) нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата».
Фарз кифая
«Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления».
«Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию».
«Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей».
Важиб
Важиб, как и фарз, обязывает выполнять установленные предписания. Отличие от фарза заключается в том, что человек, не исполняющий фарз переходит в категорию неверных, а тот, кто не исполняет важиб становится грешником.
«Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя».
«По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении».
«Сказать покупателю о недостатках своего товара».
«Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду».
«Не таить обиду более трех дней. По истечении этого срока необходимо помириться (если это не вредит его вере)».
«Вырабатывать в себе хороший характер».
«На каждое обстоятельство (вещь) смотреть осмысленно и уметь извлекать для себя урок».
«Человек, знающий ответ на поставленный вопрос обязан отвечать».
«Родители обязаны обучать своих детей вопросам религии, ритуалов, культуры и др. или нанять обучающего».
«Имеющему две жены — обеспечить равенство и справедливость между ними».
Суннат
Суннат — это действия, которые выполнял пророк, неисполнение которых не считается большим грехом.
«Оказывать почет пожилым людям, ученым».
«Услуги и почтения оказывать соответственно по заслугам человека. Например, отношение к ученому или шейху не может сравниться с отношением к невежде».
«В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой».
«Больному показаться врачу, проводить лечение».
Мустахаб
Мустахаб — действия, часто выполняемые пророком, неисполнение которых не считается греховным.
«За столом вести себя прилично».
«Для ликвидации самовосхваления одевать одежду, имеющую заплатки».
«При приглашении на угощение необходимо явиться даже к самому бедному человеку, если нет сомнения в чистоте пищи».
«Стараться быть в дружбе с умными, имеющими неплохой характер, людьми».
«Друзьям, близким людям наедине намекнуть о недостатках».
«Выращивать полезные лесонасаждения».
«Если продавший раскаивается и хочет взять свою вещь обратно, следует вернуть ее, не требуя за это что-либо».
«Если раскаивается покупатель и хочет вернуть купленную вещь назад — хозяину надо взять ее, вернув полностью полученную сумму».
«Разрешается пользоваться новшествами, не противоречащими духу ислама и шариата».
«Научиться писать красиво».
Мубах
Мубах — это необязательное действие, не ведущее ни к греху, ни к заслуге. В эту категорию попадает все, что не предписывается и не осуждается шариатом.
«При крайней необходимости для лечения употреблять недозволенные напитки или продукты, если это рекомендует надежный знающий врач».
«Говорить за глаза о тиране, несправедливом».
«Не запрещается физически сильным мужчинам, имеющим состояние, способным обеспечить равенство и справедливость, жениться на двух (до четырех) женщинах. Если нет перечисленных условий — не разрешается».
«Пить напитки, безвредные для организма и не оказывающие опьяняющего действия».
Харам
Харам — то, что категорически запрещено. Бывает двух видов: харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми наносит вред другим людям, но не тому, кто его делает. Харам гайри зулми причиняет вред лишь тому, кто его производит. Сюда относится, например, потребление недозволенного.
Харам зулми
«Бить животных по морде».
«Издеваться, пытать людей, живых существ».
«При купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег».
«Продавать испорченные, бракованные товары, выдав их за хорошие, и по цене, установленной за качественный товар».
«Использовать для своих целей имущество сирот».
«Держать у себя заработок рабочего, не выплачивая его сразу».
«Злоумышленно воспрепятствовать кому-либо пользоваться общественным достоянием, например, водой».
«Добавлять в золотые и серебряные деньги примеси и выдавать их за чистые».
«Приписывать кому-либо то, чего он не имеет».
«Доносить на безвинного и наговаривать на него неимеющиеся недостатки несправедливым руководителям».
«Сплетничать вообще, передавать разговор тому, о ком шла речь».
«Спорить с целью победы в пустых и бесполезных разговорах».
«Беспокоить соседа, вредить ему».
«Оказывать содействие в делах несправедливому или тирану».
«Обмануть покупателя, не сказав ему о недостатках своего товара».
«Бранить, позорить ученого».
«Позорить и унижать бедных за их положение».
«Нарушать взятое обязательство, слово».
«Вышестоящим органам, руководителям допускать жестокость и несправедливость по отношению ко всем подчиненным лицам».
Харам гайри зулми
«Верить словам гадалок, предсказывающим по звездам».
«Любить мирское только ради мирской жизни».
«Брать взятку в судебных и торговых делах, даже если стараешься поступать справедливо, не принося ни малейшего вреда обеим сторонам».
«Причислять себя в мыслях к святым и слишком богобоязненным за свою исполнительность и добропорядочность перед шариатом (долг человека — быть добропорядочным перед шариатом, а оценку дает Аллах, что неведомо человеку до дня суда)».
«Просить Аллаха сделать кому-либо зло, недоброе дело».
«Выбрасывать излишки, оставшиеся продукты».
«Голодая по собственному желанию, довести свой организм до состояния, в котором не в силах совершать молитвы».
«Есть мертвечину (мясо животных, которые не были зарезаны)».
«Избирать на руководящие должности жестоких».
Макрух тахрими
Макрух — поступки, которые пророк запретил, однако совершение этих действий не делает нарушителя неверным.
«Обучать занятиям человека, который в силу своего невежества не способен к познанию».
«Заявиться без приглашения на какое-нибудь пиршество».
«Мочиться против ветра».
«Ходить с намерениями прожить долго и проделать много дел».
«Противостоять правде, чтобы не оказаться в числе побежденных».
«Держать в комнате собаку».
«Величать и почитать богатого за его положение».
«Смеяться над человеком, который ошибочно или нечаянно поступил неверно».
«Агитациями довести человека до такого состояния, что он из нейтрального состояния может принять противоположную сторону».
Мустакрух
Мустакрух — это действия, от которых пророк воздерживался, поскольку они говорят о невоспитанности человека.
«Наблюдать за принимающим пищу».
«Есть что-либо, приносящее вред организму».
«Подходить ближе трех аршинов к человеку, больному заразной болезнью».
«Брать деньги в долг для угощения гостя (мусульманин должен довольствоваться тем, что имеется)».
«Жить в деревне, на селе, где нет врача».
«Брать милостыню, подаяние от человека, который беднее его».