Что нельзя кушать перед причастием
Нужно ли приходить на Литургию натощак, даже если вы не причащаетесь?
Обычай приходить к Божественной литургии натощак восходит к глубокой древности – к первым векам христианства. Тогда верующие причащались Святых Христовых Таин на каждой Литургии. По сути, глубинным смыслом участия в Евхаристии как раз и является причащение каждого из нас Тела и Крови Христовых. Для того и служится это великое Таинство. Но, конечно же, для мирского и особенно семейного человека это почти невозможно в каждую Литургию. И все же нужно стремиться причащаться больше необходимого минимума (четыре раза в год – в великие посты), ведь Тело и Кровь Христовы имеют огромную силу. Они попаляют наши грехи и вселяют в нас жизнь, соединяют с Богом. Можно даже, наверное, сказать, что именно в Таинстве Причастия происходит возрождение и воскресение человека!
Обычай же ничего не кушать и не пить перед Божественной литургией все равно сохраняется, даже если вы не причащаетесь. Ведь в храме можно попить святой водички, съесть просфорочку или антидор. Эти святыньки также потребляются с определенной молитвой натощак.
Кроме того, опыт показывает, что довольно трудно молиться Богу с полным животом. Я даже знаю одного пономаря, который плотно поел перед всенощным бдением и едва смог дочитать на утрене шестопсалмие.
Но, конечно же, случаи в жизни могут быть разные. Есть определенные категории людей, которым необходимо поесть: язвенники, диабетики, беременные женщины и кормящие мамы. Бывают гипертонические кризы, когда с утра нужно выпить таблетку, чтобы дойти до храма на богослужение. Например, если такой человек хочет причаститься (а он неспособен натощак выстоять всю Литургию), то он может попросить священника, и батюшка перед службой его поисповедует и причастит запасными Дарами, а потом он уже может спокойно покушать и выстоять Литургию.
Но здесь также есть «скользкий» момент. Нужно учиться всматриваться в себя и понимать, когда ты действительно болен, а когда просто тешишь и нежишь себя любимого, прикрываясь лазейкой послабления.
Вообще же, даже если человек не причащается, то все равно желательно приходить на Божественную литургию натощак. Ведь в этом также есть лично ваша вполне посильная жертва Богу. Когда вы, как свечечка, и в духовном, и в телесном отношении, как полый сосуд, стоите пред Богом, не отягощенные ни земными мыслями, ни необходимостью в данный момент переваривать пищу. А благодать Святого Духа свободно беспрепятственно вливается в вас…
Как причащаться на Рождество 2022?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Как причащаться на Рождество в 2022 году, верующим надо решать исходя из обстоятельств и эпидемиологической обстановки в регионе. Сорок дней православные христиане готовятся к празднику и, конечно, хотят встречать его в храме. Но кому-то придется ограничиться онлайн-трансляцией богослужения и домашней молитвой.
Причастие – главное церковное таинство, соединяющее человека со Христом. «О, какое это великое счастье! – говорил о нем святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим». Очевидно, что в ночь, когда православный мир вспоминает, как Бог пришел на землю, каждому верующему хочется быть причастником великого события. Поэтому любые ограничения на Рождество вызывают тревогу в церковной среде.
Но нужно понимать, что Тело и Кровь Христовы одни и те же в любой день года – и в праздничный, и в будний. Поэтому в случае, если вы болеете или контактировали с заболевшим, нужно остаться дома и причаститься после окончания вашей самоизоляции. Церковь отмечает Рождество не один день. Со 2 января начинается предпразднество и в храмах уже звучат праздничные песнопения. Утром в Сочельник – 6 января – служба особенно торжественная и длинная: Литургию предваряет чтение Царских часов, а после нее служится Вечерня. Во многих храмах Литургия 7 января совершается не только ночью, но и утром. А отдание Рождества приходится на 13 января.
Что касается подготовки к причастию, то она включает в себя соблюдение поста, обязательную исповедь и чтение канонов и Последования ко святому причащению накануне. Если христианин причащается в дни Святок (8-17 января), то пищевой пост отменяется или соблюдается с минимальными ограничениями. Обязательным перед причастием всегда остается евхаристический пост – полный отказ от еды и питья с 00 часов перед причастием, если оно совершается утром, или за шесть часов до принятия таинства, если ночью.
Причащаться нужно постаравшись разрешить все ссоры и конфликты, преодолев обиды. Нельзя соединяться со Христом, при этом ненавидя и осуждая людей. Пандемия и карантинные меры напоминают всем и каждому о хрупкости мира и ценности привычных моментов. А потому, причащаясь в Рождество 2022 года, нужно благодарить Господа за эту великую радость и великий дар.
Главное — без крайностей! Протоиерей Александр Ильяшенко — о подготовке к причастию
На Архиерейском совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в евхаристии», принятый на пленуме Межсоборного присутствия. Темы, затронутые в документе, касаются каждого верующего: как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Как связаны пост и причастие?
Своим пастырским опытом делится протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
– Отец Александр, как часто, на ваш взгляд, правильно причащаться?
– Есть древнее правило (на него ссылаются и в решении Архиерейского Собора), по которому человек, без уважительной причины пропустивший три евхаристических собрания, то есть три воскресных дня и потому три недели подряд не причащавшийся без уважительной причины, считается согрешившим и должен покаяться. Только спустя время он будет допущен к святому причащению.
Это древнее авторитетное решение подтверждается, поддерживается современными установлениями Церкви. Таким образом, очень важно, чтобы христиане причащались часто.
Второй момент – это возрождение церковной жизни, которое связанно, в том числе, и с изменением привычной практики причащения. До революции народ был и благочестивым и христолюбивым, и монархия была православная. Казалось, существовали все внешние условия для процветания России, однако она рухнула.
На мой взгляд, одна из самых главных причин этого – утрата благодатной древней практики частого причащения. До революции люди причащались раз в год или даже раз в жизни, не было традиции причащаться на каждой литургии. Наоборот, это считалось неким искушением, нарушением нормы.
Но практика показала пагубность такого подхода. Так что сейчас можно только радоваться, что возрождаются древние благодатные традиции.
– Не было в вашей практике такого, что кто-то из прихожан говорил: «Боюсь я часто причащаться, можно, буду раз в год»?
– Не было. Душа каждого человека по природе христианка и ей естественно стремиться ко святому причащению, к общению с Господом нашим Иисусом Христом в святых таинствах.
Человек, который понимает, что он может приступать к таинству регулярно, начинает делать это. Другое дело, что если человек на фоне частого причащения живет не по-христиански, нарушает заповеди Божии. Вот тогда можно сказать: «Пока ты не осознаешь своих ошибок, пока ты не перестроишься, тебе надо подождать с причастием».
– В вашей пастырской практике такие случаи были?
– Да, конечно, и немало. Временное отлучение от причастия – очень действенный и едва ли не единственный механизм, может быть, главный механизм, со стороны Церкви, позволяющий влиять на согрешающего человека, который не осознает своих грехов. Услышав, что ему нельзя причащаться, он непременно задумается: «Все причащаются, а я нет. Надо менять свою жизнь!»
Я вижу, как это «работает», как люди даже после благодарят. Ведь покаяние – это осознание своего греха. Человек, может быть, его не видит и спокойно причащается, со всеми вместе. Он ничем не хуже других.
Ведь у нас имеется очень мощная внутренняя греховная защитная реакция, мы сами себя легко оправдываем: «Живу также как и все, все грешат, и я грешу». Картина для него проясняется, когда он вдруг на время лишается такого важного, необходимого каждому христианину – причастия.
Обычно такие вопросы обсуждаются на исповеди: все должно быть строго индивидуально. Нельзя напоказ выставлять этот факт. Я человеку говорю очень мягко: «Ты уж прости меня, пожалуйста. Мне не хочется этого говорить и вообще наказывать неприятно. Лучше сказать: прощаю, разрешаю, приступай с Богом. Но я вынужден тебе сказать, чтобы ты не причащался».
Некоторые, услышав подобное, очень расстраиваются. И ты расстраиваешься. А что делать? Иногда начинают давить: «Батюшка, да я не могу, я не выдержу, это жестоко».
Несколько раз я давал слабину: «Ну, хорошо, раз ты уж так просишь, давай». И, причастившись, человек срывается, вновь возвращается к тому, о чем говорили во время исповеди. И потому уже сам понимает, что необходима ему эта мера, хоть она и тяжелая.
– Как вы рекомендуете готовиться к причастию тем, кто впервые собирается приступить к таинству?
– Сначала нужно очень серьезно поисповедоваться. Во-вторых, конечно, нужно прочитать Евангелие, чтобы понимать, о чем идет речь.
В-третьих, начать по возможности регулярное посещение храма. Дальше уже Сам Господь действует. Есть хорошее правило: не можешь сделать лучше – не мешай. Наша задача не мешать Господу Богу привлекать к Себе людей. Священник есть только свидетель.
Вот я свидетельствую, что человек действительно кается. Значит, это счастье, Бог его благословит. Если человек не кается, я должен ему сказать: «Слушай, брат мой (сестра), ты заблуждаешься, сам себя обманываешь, думая, что каешься. Но даже не понимаешь что это такое – покаяние. Лучше для тебя подождать немного, а чрез такое время приходи, чтобы тебе всё было ясно».
Потом человек вновь приходит, уже осознавая, что с ним происходит. Ведь тут уже действовал Сам Господь. Мое дело, повторяю, не мешать, и иногда лишь чуть-чуть сориентировать человека, чтобы он осознал свою ошибку.
Понятно, что в таких случаях человеку нужно объяснять. Не выступая в качестве инспектора дорожного движения: «Здесь налево, там направо», а помогая понять, сориентироваться, почувствовать свое место, чтобы с ясным сердцем человек приступал к великому спасительному таинству Причащения.
Не нужно накладывать бремена неудобоносимые. Если человек приходит в первый раз, для него страшная нагрузка – это первый раз исповедоваться.
Сколько раз было – подходит человек исповедоваться в первый раз, спрашиваю: «Страшно?» – отвечает: «Страшно!» – «Правильно, – говорю, – конечно, страшно. Обычно все себя так чувствуют». Надо как-то с человека снять напряжение, пусть он поймет, что не только ему одному страшно, когда он исповедуется, всем страшно.
Если человек не чувствует себя скованным, значит, он сможет глубоко, от души покаяться, воспринять то, что ты ему говоришь.
– Как вы рекомендуете готовиться к таинству тем, кто причащается регулярно?
– Когда человек живет церковной жизнью, регулярно ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается, соблюдает среду и пятницу, то если он попостится день накануне причастия, получится уже три постных дня в неделю. Или пять в две недели. Это немало.
Нельзя людей сажать на полностью монашеский рацион. У нас – напряженная городская жизнь со своими противоречиями, нервотрепками и так далее. Еда должна соответствовать нагрузкам.
Да, от поста никто не умирал, но и возводить пост, одно из очень важных, но вспомогательных средств, в абсолют тоже неправильно.
Мы должны жить в послушании Церкви. Говорят, что послушание выше поста и молитвы. Если ты исполняешь церковное установление, заповедь Божью и трудишься шесть дней, седьмой посвящая Господу, ходишь по воскресеньям в храм – это очень большая дополнительная нагрузка для человека, который напряженно учится или напряженно работает. Значит, ему надо дать возможность как-то восстанавливать силы.
Главное, что человек в Церкви. Если в Церкви, подчиняется церковным установлениям, он уже проявляет смирение и активный подход к церковной духовной жизни. Слава Богу, очень хорошо!
Молитвенное правило перед причастием тоже не должно быть непосильным. Ведь это все происходит, повторяю, на фоне большой нагрузки на работе, в семье и так далее.
Есть утреннее и вечернее правило. Исполняешь их – хорошо. Прочитал Последование ко Святому Причащению – очень хорошо. Если можешь взять на себя еще больший молитвенный подвиг – замечательно. Только смотри, чтобы не вышло вот как: ты взял на себя много, потом перенапрягся и вообще перестал молиться.
Должна быть посильная молитвенная подготовка. А это, как я уже сказал, – ежедневные утренние и вечерние молитвы и Последование ко Святому Причащению.
Я не раз сталкивался, что человек взял какое-то слишком большое молитвенное правило перед причастием, а потом говорит: «Ой, батюшка, не могу, не справляюсь». Тогда, конечно, приходится пожурить: «Не то плохо, что ты большое правило взял, а плохо, что благословение не взял на него». Хотя очень редко случается, что взял человек и благословение, а потом говорит, что тяжело. Если видишь, что трудно человеку, сними с него это послушание.
Главное, чтобы в такой ситуации было некое ограничение по времени: например, сорок дней читать большее количество молитв. Трудно, но человек может выдержать. Больше выдержал – молодец. Значит, дальше думаем, может быть, сделать перерыв?
– Как быть с супружеским постом для тех, кто причащается регулярно?
– Здесь есть установления Святых Соборов, Святых Отцов, что накануне причастия должно быть супружеское воздержание. Оно должно быть в течение многодневных постов. Это едва ли не самый трудный вид поста. Но зато могу сказать, что кто такой пост выдерживает, то того Сам Господь вознаграждает. Предполагается супружеское воздержание и накануне постных дней – среды и пятницы.
Но с каждым из прихожан такие вопросы обсуждаются индивидуально и тактично. Я могу дать совет, а человек может его исполнить, или не исполнить.
Бывает, человек регулярно причащается, и вот не сдержался и нарушил пост, пусть пропустит один раз, не причастится.
Если речь о каких-то исключительных случаях, нужно смотреть индивидуально. Наша задача не строгость напустить на человека, однако чтобы он понимал, что и распускаться нельзя.
Дал человек слабину, пусть потерпит, пропустит причастие.
А если это действительно особенная ситуация: вернулся, например, муж из продолжительной командировки, давно не причащался. По жене своей соскучился. По-человечески все понятно. Да, некий грех, пусть он и кается. Но здесь все решается деликатно и индивидуально. Нет общих рецептов.
Самое главное, чтобы без саможаления: «Ой, вот я такой особенный, мне нужны особые условия». Чем строже к себе, тем лучше.
– Бывает, что вы допускаете к причастию без исповеди постоянных прихожан?
– Да, бывает, в дни больших праздников, когда очень много причастников, например, на Пасху или на Рождество. И то только тех, кто регулярно исповедуется.
Человек – существо совестливое и если он регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, то он сам скажет, когда у него что-то есть. Совесть не позволит вот так просто подойти.
– Если говорить про детское причастие?
– Родители, дети сами хотят подойти, когда ребёночку исполнится семь лет. Это же торжественное событие. Приголубишь ребеночка, поговоришь, он покается в том, что маму не слушается, например. Погладишь по головке и скажешь: «Молодец, покаялся, но старайся мамочку слушать».
Но затем не обязательно исповедовать его перед каждым причастием. Нельзя превращать таинство в формальность. Ну что ребенок может из себя каждую неделю выдавливать? Опять же, у деток чистая, светлая душа, и если что-то на этой душе есть, он сам подойдет, и сам будет исповедоваться.
– Как быть с причащением на сплошных, особенно праздничных, седмицах?
– Речь идет о том, что мы живем в послушании Церкви. Если Церковь дает разрешение на скоромную пищу, ты должен Церковь слушаться, или не должен? Если должен, то спокойной совестью причащайся. Послушание выше поста и молитвы. Если ты во время сплошной седмицы позволяешь себе поститься, вопреки тому, что Церковь благословляет, значит, Церковь не слушаешься.
Перед причастием можешь вечером немного облегченный ужин съесть: без колбасы и сосисок, и причащайся, благодаря Господа за то, что Он дает такой праздник, когда можно вкушать все и причащаться Святых Христовых Тайн.
Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка
Существуют разные меры говения перед Причастием, единого правила, которое было бы установлено для всех, не существует.
Практика трёх-семидневного поста перед Причастием возникла в 18–19 веках, в период евхаристического охлаждения, когда люди причащались раз-два в год, соответственно они и постились около недели.
Правила трехдневного поста перед причастием не существует
митрополит Волоколамский Иларион
Единого для всех правила поста перед причастием не существует, оно устанавливается индивидуально, заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.
«Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует», – заявил владыка, отвечая на вопросы слушателей лекции, которую он прочитал в Центральном доме журналиста в Москве. По его мнению, сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, «нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем». Но эти вопросы в конечном итоге каждый должен решать со своим духовником, подчеркнул иерарх.
Что касается практики наложения епитимьи, когда, например, верующего отлучают от причастия, то это, по его словам, целесообразно и правомерно, если священник уверен, что такое наказание «принесет плод, поможет человеку осознать свою греховность и, в конечном итоге, приблизит кающегося к Богу, а не отдалит от Него».
«К сожалению, в наше время отказ от причастия Святых Христовых Таин часто означает, что человек просто оказывается перед необходимостью отойти от глубокой религиозной жизни. Поэтому в данном вопросе необходим индивидуальный подход, и каждый духовник должен принимать очень взвешенное и точное решение», – подчеркнул митрополит Иларион, слова которого приводит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евхаристия есть «самое большое чудо, которое может совершаться в жизни человека и в жизни Церкви, причем для участия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, покупать билеты, снаряжать самолеты, не надо отправляться в долгое паломничество – достаточно лишь дойти до ближайшего храма».
Владыка с сожалением констатировал, что сегодня в церковной среде есть увлечение чудесами, «а то чудо, которое совершается в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совершается Божественная евхаристия, часто остается незамеченным и воспринимается как что-то обычное и рутинное, как и те изменения, которые совершаются с очень многими людьми, – их духовное преображение».
Митрополит Иларион также указал на важность исповеди перед причастием – практики, которая имеет место не во всех поместных Церквях.
«Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу.
По словам архиерея, истинное православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в евхаристии, но «сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством». Он напомнил, что вопрос о частоте причащения был поднят в процессе подготовки к Поместному Собору Русской церкви 1917–1918 годов, и было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческое предание, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день.
«Я приветствую, когда люди часто причащаются»
Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям, и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году «Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста – архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.
Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.
– В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?
– Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение – да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?
Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имеют время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника – серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.
– Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.
– Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, то должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.
Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, – ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.
– Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост.
– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.
Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», – но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие – это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.
– Перед причащением священник возглашает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?
– Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят – Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник – Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые – кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.
Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.
Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие – это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.
– Но может ли это быть общим правилом?
Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.
– Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил – неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?
– Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие – это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.
Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.
Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед – смиренно и тихо.
– Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.
– На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа – и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву – не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.
Традиция трехдневного поста
Марк, епископ Егорьевский,
заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии
Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.
Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием
игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем
– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?
– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.
Фрагмент встречи с мирянами в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии