Что нельзя говорить онкобольным
Что нельзя говорить онкобольным
В настоящее время облегчение только соматических проявлений злокачественного заболевания считается неадекватной онкологической помощью. Этот взгляд подкреплен хорошо установленным фактом, что соматические и психологические симптомы взаимосвязаны между собой и устранить их значительно легче благодаря комплексному подходу к лечению онкологического заболевания.
Все возрастающий объем литературы свидетельствует о том, что целенаправленная психологическая поддержка улучшает не только качество жизни онкологических больных, закончивших лечение, но и функцию нейроэндокринной и иммунной систем, что препятствует рецидивированию основного заболевания. Если эффективность такого дополнительного и недорогого подхода к лечению будет доказана, он существенно улучшит не только медицинскую помощь больным, но и качество их жизни, а также выживаемость.
Выявление онкологического заболевания оказывает существенное влияние на пациентку и членов ее семьи, затрагивая практически все стороны их жизни. Поэтому эффективное ведение таких больных диктует необходимость решения всех обусловленных заболеванием проблем. Для достижения доверительных отношений с врачом, оценки влияния болезни и лечения на психосоциальное и духовное самочувствие, а также организации оптимального ухода за больной и ее семьей требуются усилия группы профессионалов.
Возможно, самым важным средством заботы о больной и ее семье остается эффективное общение. Сообщение информации о диагнозе, прогнозе, риске и пользе лечения, прогрессировании заболевания — это сложная и неизбежная врачебная обязанность. Необходим опыт, чувство сострадания и умение сопереживать, чтобы сообщить неприятную информацию и ответить на вопросы. К сожалению, до настоящего времени приобретение этих навыков не предусмотрено при обучении студентов и врачей, несмотря на то что многие авторитетные медицинские учреждения и общества, например ASCO, ACS, NCI и др., требуют проявлять мастерство и активное внимание при общении с пациентами с прогрессирующими онкологическими заболеваниями.
Отсутствие курса паллиативной медицины в программах обучения врача оставляет пробел в знании этих навыков.
Выявление симптомов прогрессирования злокачественной опухоли часто бывает причиной смены лечения и поднимает вопрос о новых проблемах и пожеланиях больной и ее семьи. Сообщение неприятной информации — это сложная и эмоционально тяжелая для врача задача. Тщательное взвешивание и способ подачи этой информации чрезвычайно важны, т. к. этот фактор формирует субъективное отношение больной к врачу, мнение о степени его участия в поддержке и заботе о пациентке.
Реакция больной на информацию часто зависит от:
1) правильности ее подачи;
2) того, насколько врач, сообщающий эту информацию, авторитетен для больной.
Несмотря на то что желания зависят от конкретного индивидуума, большинство (80 %) больных хотят знать диагноз, шансы на выздоровление и побочные эффекты лечения. Важно предоставлять только тот объем информации, который пациентка способна воспринять за один раз. Как правило, больные с распространенными новообразованиями, пожилые женщины и лица с низким социально-экономическим статусом не желают много знать о своем заболевании и перекладывают решение дальнейших вопросов на плечи врача и/или родственников. В большинстве случаев больные предпочитают узнать диагноз от своего лечащего врача.
При сообщении неприятной информации важно создать доверительность и, по возможности, обнадежить больную. Несмотря на чуткое и результативное общение, в большинстве случаев у больных все-таки остаются вопросы об их состоянии, касающиеся физического, социального, психологического и духовного статуса. Необходимо сохранять открытое общение и постепенно решать эти вопросы в процессе лечения, пользуясь поддержкой других членов команды. Чрезмерное усердие в вопросах сохранения надежды может привести к ложному оптимизму и меньшей открытости через какое-то время. Такой подход не позволит больным научиться совладать с болезнью и разрушит надежду.
Если врач хочет придать сил больной, от него не требуется быть неискренним; наоборот, следует сказать всю правду, но постепенно, причем в ситуации, когда больная обеспечена достаточной поддержкой. Для лучшего восприятия информацию можно повторить несколько раз, но выдавать се порциями. Следует поощрять и помогать больной в приобретении навыков, позволяющих справляться с заболеванием психологически. Такая тактика в любом случае сохранит надежду у больной. Например, если врача спрашивают: «Доктор, я знаю, что умираю, но ведь может случиться чудо?», то ответ должен быть: «Да, это возможно».
Это означает, что пациентка поняла ту информацию, которую ей предоставили, но показала, что готова преодолевать боль и отчаяние. Однако больные редко говорят о неизбежной смерти; чаще они спрашивают: «Есть ли еще надежда?». В этом случае врач способен придать сил, рассказав об исчерпывающем плане лечения и ухода за больной, благодаря которому она может с достаточным на то оптимизмом надеяться на качественную жизнь.
Важно помнить, что чрезмерно настойчивая попытка врача убедить пациентку в вероятности полного выздоровления может нанести вред ее представлению о своем заболевании и испортить между ними отношения, которые должны сохраняться на хорошем уровне в течение всего паллиативного лечения или будущего ухода. Таким образом, можно сохранить у больной надежду с помощью искреннего, но осторожного оптимизма, сострадания и понимания той уязвимости, которая свойственна всем пациентам с онкологическими заболеваниями.
Для сообщения неприятной информации важно время. В том, какую именно часть информации нужно сообщить больной, заключается искусство врача. Иногда соблюдение баланса между искренностью и желанием вселить надежду представляется невозможным, особенно если переносить свои собственные опасения на больных и предполагать, что они потеряют надежду. На самом деле надежда — это врожденное свойство, которое редко исчезает при открытом и сочувственном обсуждении прогноза и лечения.
Когда уже не остается никаких вариантов для проведения эффективной XT, существует большое количество паллиативных методов, с помощью которых можно достичь заметных терапевтических результатов, сохранив надежду больной на улучшение, не допуская мыслей о беспомощности. Больным полезно вселять такой оптимизм, особенно перед лицом неутешительного прогноза. При прогрессировании заболевания может вновь появиться чувство беспомощности, вызванное невозможностью остановить болезнь и страхом смерти. На этом этапе врач может прямо признать страх и горе пациентки и выразить собственное отношение к смерти. К сожалению, довольно часто врачи и другой медицинский персонал все меньше и меньше проводят времени с больными при прогрессировании заболевания.
Предположительно это происходит из-за того, что медицинские работники, столкнувшись с неизбежностью смерти, чувствуют свою беспомощность, а возможно, даже боятся ее. Многие врачи не в состоянии понять важность сострадания и активного паллиативного лечения. На самом деле активное участие в лечении симптомов и умение выслушивать жалобы с чувством сострадания успокаивают больную и предоставляют возможность задавать вопросы, которые помогут ей реально планировать будущее, формируя чувство контроля над болезнью.
Большинство пациенток (70 %) выразили решимость продолжать борьбу с болезнью, даже при самом неблагоприятном прогнозе. Правильная стратегия заключается в оказании помощи в этих ситуациях и поддержании надежды у умирающих больных. Участие других специалистов по уходу за умирающими пациентами помогает снизить нагрузку на лечащего врача, который часто служит единственным проводником надежды и сочувствия по отношению к безнадежным больным.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Что нельзя говорить онкобольным
При возникновении ситуации прорыва боли и вне рабочего времени поликлиники и отделения неотложной медицинской помощи проведение обезболивающей терапии больным, получающим симптоматическое лечение, возложено на учреждения, оказывающие скорую медицинскую помощь.
— при невозможности провести обезболивание самостоятельно, обезболивание производится выездной бригадой скорой медицинской помощи (в рамках оказания скорой медицинской помощи в неотложной форме) наркотическим средством пациента, полученного им по рецепту поликлиники;
— введение наркотического средства в случае сильного болевого синдрома, который не снимается ненаркотическими обезболивающими средствами, производится выездной бригадой скорой медицинской помощи (в рамках оказания скорой медицинской помощи в неотложной форме).
О проведении обезболивания делается запись в карте вызова, с последующим информированием заведующего подстанцией и руководства территориальной поликлиникой для принятия решения об обеспечении пациента наркотическим средством и проведении дальнейшего планового обезболивания в установленном порядке.
Консультации по вопросам паллиативной помощи можно также получить в работающих в Самарской области паллиативных и хосписных отделениях:
отделение паллиативной помощи ГБУЗ «Самарский клинический онкологический онкологический диспансер» (г. Самара, ул. Солнечная, д. 50, тел. (846)994-55-49),
отделение паллиативной помощи ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая больница № 5» (г. Тольятти, Автозаводский район, Здоровья б-р., д. 25, тел. (8284)79-02-10),
АНО «Самарский хоспис» (г.Самара, ул.Гагарина, д.85а, тел. 262-22-41),
хосписное отделение ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 7» (г.Самара, ул. Крайняя, д.17, тел. (846)975-32-59),
хосписное отделение ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» (с.Кинель-Черкассы, ул.Алферова, д.8, тел. (84660)4-06-13),
хосписное отделение ГБУЗ СО «Сызранская городская больница №3» (г. Сызрань, ул. Рудная, д. 2, тел. 36-10-03).
хосписное отделение ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» (г.о. Жигулевск, тел (84862) 3-27-28)
БОЛЬ ТЕРПЕТЬ НЕЛЬЗЯ
КУДА ОБРАТИТЬСЯ,
ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ТРУДНОСТИ
С НАЗНАЧЕНИЕМ ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕГО?
Телефон «горячей линии» Минздрава России 8800200-03-89
Телефон «горячей линии» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
8 800-500-18-35, www.roszdravnadzor.ru/services/complaints
Телефон «горячей линии» министерства здравоохранения Самарской области
8(846)222-57-33, 8(846)333-00-16, zdravSO@samregion.ru; VdovenkoSA@samregion.ru
Телефон главного внештатного специалиста по паллиативной помощи министерства здравоохранения Самарской области
8(846)994-55-49
Телефон Учреждения ________________
ЛЕЧЕНИЕ БОЛИ ДОЛЖНО БЫТЬ ОСНОВАНО НА ПРИНЦИПАХ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ):
На первом этапе лечения боли слабой и средней интенсивности применяются ненаркотические препараты. Основными препаратами этой группы являются парацетамол, аналгин, седалгин, пенталгин, ибупрофен, кеторол и пр.
На втором этапе лечения, когда боль усиливается несмотря на повышение дозы препаратов, используются слабые опиоиды (трамал, залдиар).
Лечением хронической боли у неизлечимых больных занимается паллиативная медицина
Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому.
Обезболивание пациентов паллиативного профиля с применением наркотических средств осуществляется по месту нахождения (фактического проживания) пациента.
Назначение наркотических средств осуществляется медицинским работником единолично согласно приказу Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков их учета и хранения» при осуществлении первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.
Пациент с болью – как получить лекарство?
1. Пациент либо доверенное лицо обращается в поликлинику.
2. Медицинский работник осматривает пациента и выписывает рецепт.
3. Заведующий отделением ставит печать.
4. Списки пациентов поликлиникой передаются в аптеку по месту жительства.
5. Получение лекарственного средства в аптеке.
6. Получение пациентом обезболивания.
Паллиативная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях
1. Отделения паллиативной медицинской помощи.
Возможность выдачи на руки лекарственного препарата на срок
Р А З Д Е Л И ЭТОТ ПУТЬ
Для тех, кто заботится о тяжелобольных
Каждый человек уникален. Тем не менее, многие пациенты имеют во время болезни похожие ощущения и проходят через ряд психологических изменений. Эти стадии во многом условны и зависят от многих факторов: возраста и характера человека, длительности и тяжести его болезни, семейных обстоятельств, взаимоотношений с родными и т. д. Однако знание этих стадий полезно для понимания, почему человек реагирует именно так, а не иначе; оно убережет от неуместных травмирующих реакций и глупых штампов в поведении («Ничего, прорвешься!», «Не унывай!» и пр.); поможет справиться с собственным горем.
Семья и друзья часто опасаются обсуждать с больным его тревоги и страхи, объясняя это боязнью доставить человеку еще большие страдания. Но это не так. Люди, которым не с кем поговорить, чаще страдают тяжелыми депрессиями. Только откровенный разговор, открытое выражение эмоций и размышлений, может снять напряжение, царящее в семье. Человеку нужны безусловная любовь и принятие, помогающие найти силы и уверенность.
В завершение первой стадии больной приходит к пониманию, что его уход неизбежен. И эта неизбежность часто порождает негодование: «Почему должен умереть именно я, ведь другие люди, даже много старше меня, продолжают жить?!». Так приходит вся вторая стадия – стадия возмущения, следующий этап адаптации к ситуации неизлечимого заболевания. В этот период родным и друзьям бывает трудно общаться с больным – он требователен, капризен и даже агрессивен. Что же делать тем, кто находится рядом? В любом случае, не следует слишком личностно воспринимать претензии и агрессию больного, ведь «корень зла» кроется вовсе не в них, а в его состоянии, весь внутренний ужас которого вряд ли можно представить. Понимающая снисходительность и легкая отстраненность – единственные помощники на этой стадии. Человеку необходимо дать возможность «выплеснуться», иначе агрессия может привести к саморазрушительным реакциям. Где-то с ним можно согласиться, если претензии и жалобы обоснованны; где-то мягко возразить, если своими разговорами он усугубляет и без того неровные отношения с кем-либо из родных.
Третья стадия – стадия переговоров, на которой человек, уже принимающий неизбежность смерти, задумывается о завершении земных дел и «торгуется» с Богом, судьбой или болезнью, давая обещания выполнить что-либо, если те захотят отсрочить уход. Все хотят иметь еще время для того, чтобы «достроить внукам дом», «успеть женить сына», «подлечить отца» и т. п.
Рекомендации для родственников тяжелобольного:
* Чтобы больной мог в любую минуту вызвать вас, купите колокольчик или резиновую игрушку – «пищалку», в крайнем случае – поставьте рядом с ним пустой стеклянный стакан с чайной ложкой внутри.
* Включайте ночник, чтобы в комнате не было темно ночью.
* Если человеку трудно пить из чашки, замените ее поильником или используйте соломинку для коктейля.
* Используйте для больного только тонкое, пусть и не новое, хлопчатобумажное белье.
* Проветривайте комнату 5 – 6 раз в день в любую погоду по 15 – 20 минут, хорошо укрыв больного, если на улице холодно. Каждый день протирайте пыль и делайте влажную уборку.
* Места наибольшего давления на кожу аккуратно протирайте камфорным, нашатырным или салициловым спиртом 3 – 4 раза в день. Каждый день смазывайте всю поверхность тела любыми
увлажняющими кремами, не наклеивайте пластырей и не забинтовывайте – будет только хуже.
* Язык, десны и зубы больного каждый день протирайте слабым раствором фурацилина, ромашки или шалфея. Для профилактики стоматита смазывайте полость рта раствором буры в глицерине, медом, растительным маслом или содовым раствором.
* Важно регулировать стул больного. При запорах необходимо использовать слабительные средства.
* Всегда спрашивайте, что хочет больной, и делайте то, о чем он просит. Он лучше вас знает, как ему удобно и что необходимо.
* Если человек любит смотреть телевизор, слушать приемник, читать книги и журналы – не лишайте его этих удовольствий.
* Спрашивайте, кого именно он хотел бы видеть, и приглашайте к нему именно этих людей.
* Если ему становится хуже, не оставляйте одного, особенно ночью. Соорудите себе постель рядом с ним. Старайтесь поддерживать с ним физический контакт: держите за руку. Это дает человеку ощущение безопасности и сопереживания. Не останавливайте, если человек плачет.
* По возможности и по его желанию не изолируйте от него детей.
* Не отдаляйтесь от больного, старайтесь сохранять с ним те же отношения, что были у вас в то время, когда он был здоров.
* По-прежнему балуйте любимого человека. Еще одна шоколадка, любимый напиток, иная «слабость» ему уже не навредят, а лишний раз смогут порадовать.
ПОМНИТЕ:
Все, что Вы испытываете в настоящее время: горе, смятение, печаль, страх, гнев – это естественные переживания людей.
Вам нужна помощь близких, друзей, соседей. Не ждите, зовите тех, кто Вам близок и дорог, кого Вы любите. Сейчас Вам необходима помощь, и Вы ее заслуживаете.
Доверяйте себе, и Вы найдете путь к искренним, откровенным отношениям с болеющим человеком. Он должен знать, что есть близкие ему люди, которые не боятся смотреть правде в глаза. Той правде, которую больной уже знает и с которой так трудно быть один на один.
Если Вы сейчас не можете говорить на эту тему открыто, будьте готовы к тому, что это может произойти в любой момент.
Старайтесь получить ответы на все волнующие Вас вопросы у медицинских и социальных работников.
Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что для него ничего нельзя сделать. Ему можно помочь.
Для тех, кого постигла утрата
ПЕРЕЖИВАЯ СКОРБЬ
* Гнев на себя и других за то, что не смогли предотвратить потерю – еще один этап переживаний. Он выступает как защита от невыносимой боли и осознания неизбежности случившегося. «Почему это произошло именно со мной?» – возникает вопрос. Порой гнев может быть направлен на того, кто умер («На кого ж ты нас оставил?»).
* Одиночество и страх от неожиданно свалившейся на плечи ответственности и возможных изменений в жизни – нередкие спутники этого сложного периода. Человека пугают и ждущие его впереди проблемы, и необходимость построения новых отношений.
* Надежда появляется, когда человек принимает свою потерю. Воспоминания доставляют уже меньшую боль, и есть возможность сосредоточиться на будущем.
Невозможно предложить некие патентованные рецепты или три простых правила преодоления личной скорби. Однако человек может помочь себе пережить горе, если будет уделять должное внимание своим эмоциональным и физическим нуждам.
Чтобы сохранить эмоциональное здоровье, необходимо поощрять внешние проявления скорби. Очень плохо, что смелость и слезы принято в нашем обществе рассматривать как две противоположности. Мужчины вовсе не должны видеть в слезах признак слабости. Сдерживая эмоции ради того, чтобы «хорошо держаться» и показать «силу духа», человек может нанести ущерб своему здоровью, причем далеко не безобидный. Оплакивание любимых – это проявление любви, а вовсе не слабости. Выражение скорби свидетельствует не о недостатке мужества, а о нашей человечности. Порой важно говорить о своих чувства вслух – так можно избавиться от беспокойства и страха. Следует принимать помощь от тех, кто ее предлагает, или обращаться за помощью, когда вы в ней нуждаетесь
Важно знать, что ведение дневника, написание книги, рисование позволяет выразить все свои переживания с той степенью откровенности, какую человек вряд ли может позволить с собеседником. Это своеобразный диалог с собой, и разница лишь в том, что на бумаге он более четко сформулирован, а значит, осмыслен.
Не забывайте, что вокруг вас есть люди, которым вы нужны. Забота и помощь им позволяет вернуть в сердце душевное тепло, переключить мысли в деятельное русло, возвратиться к активному общению, найти в жизни новый смысл и цели.
Еще один важный момент. Люди, переживающие горе, должны не забывать заботиться о своем здоровье. Необходимо достаточно отдыхать, правильно питаться, регулярно выполнять физические упражнения. Будьте настороже с такими проблемами, как головные боли, тошнота, головокружение, дрожь, изжога, тяжелое дыхание, снижение веса, бессонница, усталость и т.д. эти симптомы могут быть связаны со стрессом. Если они не исчезнут, необходимо обратиться за медицинской помощью.
Каким бы густым ни казался мрак, рано или поздно в нем начинают проявляться проблески надежды. Промежутки между периодами невыносимой скорби и переживаний увеличиваются. Сначала это – час, проведенный без мучительных воспоминаний, потом – несколько часов, потом – день.
Скорбь, которую переживает человек, потерявший близких, может длиться различное время, но она обязательно завершится:
ОСОЗНАНИЕМ ТОГО, ЧТО ПРОШЛОЕ, КАКИМ БЫ ЯРКИМ И НЕЗАБЫВАЕМЫМ ОНО НЕ БЫЛО, НАВСЕГДА ОСТАЛОСЬ В ПРОШЛОМ;
ПРИЗНАНИЕМ ТОГО, ЧТО ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, И НАСТОЯЩЕЕ – ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ – ТРЕБУЕТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА НЕМ;
ПОНИМАНИЕМ ТОГО, ЧТО ВПЕРЕДИ У ВАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ С ЕГО НОВЫМИ РАЗНООБРАЗНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Чего нельзя говорить человеку, больному раком в терминальной стадии
«Иногда лучше вообще ничего не говорить. Или сказать – «Я за тебя молюсь». Но тогда уж на самом деле молитесь!»
Жительница Техаса Холли Китчен несколько лет живет с диагнозом «рак молочной железы». Недавно она выложила на YouTube видео, где рассказала о том, чего не стоит говорить тяжело больному человеку. О том, как легко допустить бестактность и как могут ранить даже искренние соболезнования.
Ее обращение в переводе на русский опубликовано на портале «Православие и мир».
«В 39 лет мне поставили диагноз «рак молочной железы 3 стадии». Прошел год, и я уже было решила, что справилась…
Но мне поставили другой диагноз – «рак молочной железы IV стадии с метастазами».
«Рак с метастазами» – это значит, что раковые клетки распространяются из того места, где были впервые обнаружены, в любое место тела, куда угодно.
Рак молочной железы с метастазами НЕИЗЛЕЧИМ.
Каждый год от него умирает 40 000 человек.
От 6 до 10% людей получают диагноз «рак с метастазами» с самого начала.
30% людей, кому был поставлен диагноз «рак», позже получают диагноз «рак с метастазами».
Мое лечение никогда – никогда! – не закончится. Вернее, оно закончится – но только вместе с моей жизнью.
По статистике, после того, как диагноз поставлен, жить мне остается 20 месяцев.
Люди не любят разговоров о раке, да еще неизлечимом – еще бы, это на самом деле очень страшно!
Но есть и такие разговоры, которых не любят те, кто болен раком.
Мы не хотим слышать:
– «Странно… знаешь, а выглядишь ты совершенно здоровой»
– «Как же ты жила, что докатилась до рака? Вообще о себе не заботилась, что ли?»
– «О нет… ты слишком молода…»
– «А вот этим лечиться пробовала?»
– «У моей бабушки ЭТО было… она умерла… это было просто ужасно»
– «Врачи знают, как лечить рак, но держат это в секрете – чтобы денежки из нас выкачивать!»
– «Борись! Не сдавайся!»
Я-то борюсь, каждый Божий день борюсь – потому что у меня маленькие дети.
Иногда лучше вообще ничего не говорить. Или сказать – «Я за тебя молюсь». Но тогда уж на самом деле молитесь!
Я все это пишу не для того, чтобы пристыдить кого-то. Просто люди на самом деле не знают, как больно слышать все эти фразы.
Я сама до того, как мне поставили диагноз, ничего об этом не знала.
Я, например, считала – «Нет груди – нет и рака» (а он бывает и у мужчин).
Еще раз – я пишу все это только для того, чтобы люди знали о раке больше.
И когда вы увидите человека с хорошеньким розовым браслетиком (международный символ организаций и частных лиц, поддерживающих программу борьбы против рака молочной железы) – знайте, он приговорен. И приговор этот пересмотру не подлежит.
Возьмите на себя ответственность. Распространяйте это видео. И люди будут знать, что можно говорить больным раком, а чего – ни в коем случае нельзя».