Что нельзя говорить мусульманам
Какую фразу нельзя говорить мусульманам?
Правда ли, что мусульманину нельзя говорить: «Ах, если бы…»? Я слышал, что эта безобидная фраза открывает путь шайтану. Так ли это на самом деле? Заранее спасибо за ответ.
Если человек произнесет эту фразу, то на нем не будет греха. Если мусульманин говорит это с сожалением, например, осознавая, что была упущена возможность заслужить довольство Аллаха, то в этом случае он признает свою ошибку, что является благом.
Но если человек говорит эту фразу, проявляя несогласие с предопределением, то в этом случае он ступает на скользкий путь. Например, иногда люди восклицают: «Ах, если бы я этого не делал!» или «Ах, если бы я туда не поехал!». Верующему лучше воздержаться от таких слов.
Важно понимать, что в таких случаях порицается не само выражение «ах, если бы», а непокорность человека предопределению Всевышнего. Следовательно, важно с какими чувствами человек произносит эти слова: с сожалением или с непринятием.
В хадисе говорится: «Приступай к делу, уповая на Аллаха, и не поддавайся бессилию. По завершении дела не говори «ах, если бы я сделал так-то и так-то», а говори: «Аллах так хотел». Так как слова «ах, если бы» открывают путь шайтану» (Муслим).
Поэтому Ибн Масуд (радыяллаху анху) наставлял: «Я предпочел бы положить себе в рот раскаленный уголь, чем сказать в отношении того, что уже произошло — «ах, если бы этого не было», или в отношении того, чего нет — «ах, если бы это было».
35 важных запретов в Исламе
Запретное в Исламе называется харам. Мусульманам важно следовать повелениям Аллаха и избегать недозволенного. Аллах создал харам как испытание для людей. Тот, кто нарушит запрет, тот понесёт наказание. Поэтому надо знать, что дозволено, а что нет.
Вот некоторые запрещенные действия:
1) Придание сотоварищей Единому Аллаху;
2) Непослушание родителям, противостояние им;
3) Убийство человека без причины;
4) Причинение вреда или посягательство на чужое имущество;
5) Употребление одурманивающих и опьяняющих веществ, в том числе наркотиков;
6) Увлечение азартными играми;
7) Прелюбодеяние, мужеложство;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Предопределена сыну Адама его доля прелюбодеяния, совершения которого ему не избежать. Грехом глаз является нескромный взор, грехом ушей — выслушивание непристойностей, грехом языка — скверная речь, грехом руки — прикосновение к хараму, а грехом ног — шаги к запретному».
8) Обвешивание и обмеривание;
9) Воровство, обман, хитрость;
10) Употребление в пищу мертвечины, свинины и мяса других запрещенных животных;
11) Обман, ложная клятва, сплетни, клевета, лжесвидетельство, насмешки, нарушение обещания;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Рассказать ли вам об обитателях ада? Это люди бессердечные, далекие от понятия добра и не усмирившие свою гордыню» (Бухари, «Айман», 9; «Адаб», 6; Муслим, «Джаннат», 46; Тирмизи, «Джаханнам», 13).
12) Бесправное использование имущества сироты;
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Избегайте совершения семи грехов: это поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, ростовщичество, растрачивание имущества сироты, отступление в сражении и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин» (Бухари; Муслим).
14) Желание гневаться и сердиться;
15) Проявлять несправедливость, делать различие между людьми;
16) Лицемерие, высокомерие;
17) Религиозные заключения без соответствующих знаний;
18) Дружба с плохими людьми;
19) Колдовство, занятия магией;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:«Молитва того, кто явится к предсказателю, спросит его о чём-либо и поверит ему, не будет приниматься в течение сорока дней» (Муслим, «Салям», 125).
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) говорила: «Однажды люди спросили моего супруга о словах прорицателей, и он ответил, что нет в них ничего истинного» (Бухари; «Тыбб», 46; Муслим, «Салям», 122-124).
20) Вхождение в чужой дом без разрешения или в отсутствие хозяев;
21) Неискренность при совершении благочестивых дел;
22) Попытки увидеть недостатки других;
23) Поощрение несправедливости;
24) Небрежное отношение к тому, что доверено на хранение;
25) Облачение женщин в мужскую одежду и наоборот;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и мужчин, уподобляющихся женщинам» (Бухари, «Либас», 62; Тирмизи, «Адаб», 24).
26) Ношение мужчинами золотых украшений и шелковой одежды;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Да проклянет Аллах того, кто делает и кому делают наколки» (Бухари, «Либас», 83, 85, 87).
В Коране сказано: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный День], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена» (Сура «аль-Бакара», 2 / 275).
Ибн Масуд (радыяллаху анху) говорил: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проклял берущего в долг у ростовщика и занимающегося ростовщичеством» (Муслим, «Мусакат», 105-106; Тирмизи, «Буйю», 2).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от ада. Скупой далек от Аллаха, далек от Рая, далек от людей, близок к аду. Щедрый невежа любим Аллахом больше, чем усердно поклоняющийся скряга» (Тирмизи, «Бирр», 40).
В хадисе сказано: «О, дети Адама! Поистине, пожертвовать часть добра — благо для вас, поскупиться — скверно для вас. Не будут вас осуждать, если оставляете себе необходимое. Отдавать пожертвования начинайте со своих детей. И рука подающая лучше руки приобретающей» (Муслим, «Закят», 97; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», V, 262).
30) Пребывание наедине с посторонней женщиной;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ходит к посторонним женщинам!» Один из ансаров спросил: «Скажи мне, а если это будет близкая родственница мужа?» Он сказал: «Близкий родственник — это гибель!» (Бухари, «Никях», 111; Муслим, «Салям», 20).
31) Уподобление шайтану и немусульманам;
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ест и не пьёт своей левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт» (Муслим, «Ашриба», 107).
32) Обривание только части головы;
Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и запретил это: «Либо сбривайте волосы полностью, либо не трогайте их совсем» (Абу Давуд, «Тараджул», 14).
Благочестивый Али (радыяллаху анху) отмечал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запрещал женщинам брить голову» (Насаи, «Зинат», 4; Тирмизи, «Хадж», 75).
33) Называние мусульманина кяфиром;
34) Оплакивание умершего;
Ислам позволяет оплакивать умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали свое лицо и тело, рвали на себе волосы или одежду. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Умерший мучается в могиле из-за чрезмерной скорби по нему» (Бухари, «Джанаиз», 36, 38, 39; «Манакиб», 8; Муслим, «Иман», 165; Тирмизи, «Джанаиз», 22, 25).
35) Изображения живых существ;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) напоминал: «Аллах сказал: «А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пшеничный колос, или ячменное зерно!» (Бухари, «Либас», 90; Муслим, «Либас», 101).
Мусульманский этикет общения
Исламский этикет предписывает мусульманину быть вежливым в общении с другими людьми, даже с теми, кто не верит во Всевышнего. В Коране говорится: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит бескорыстных».
Если вы испытываете неприязнь к человеку, постарайтесь относиться к нему с возможным уважением. Правила общения предписывают сохранять со всеми добрые взаимоотношения. Пророк Мухаммад сказал: «Больше всего людей попадает в Рай за благонравие и богобоязненность».
Общие правила общения для мусульман
У мусульман особые отношения с единоверцами. Пророк Мухаммад сказал: «Где люди, которые полюбили друг друга ради Моего величия?! Сегодня они будут находиться в Моей тени, в день, когда нет другой тени, кроме Моей». Высшей степени единения невозможно достичь, если не соблюдать установленные правила общения.
Мусульманский этикет предписывает верующим скромность и кротость. Без этих качеств не предстать перед Всевышним. Сказано: «Тот, в ком есть хоть маленькая частица высокомерия, не войдет в Рай».
Желайте единоверцам того же, что хотели бы для себя. Ведите себя соответственно. Представьте, какое общение вам было бы неприятно, и не допускайте такого поведения. Запомните слова: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает брату по вере того, что желает и себе». Будьте справедливы к остальным больше, чем по отношению к себе.
Будьте готовы прийти на помощь к любому, вне зависимости от его деяний. Доброжелательность и милосердие – важные качества для истинно верующего. В хадисах говорится: «Аллах любит добродушного человека, с которым легко ладить». Только когда вы уверены, что вашу помощь обратят во зло, не нужно оказывать услугу.
Уважайте пожилых, а о тех, кто моложе, заботьтесь, ведь сказано: «Тот, кто неуважительно относится к старшим и немилосерден к младшим, не из нас». Старайтесь найти общие темы. Тех, кто выше вас по должности и почитаем верующими, уважайте вдвойне. Пророк Мухаммад говорил: «Когда к вам придет почитаемый в народе человек, отнеситесь к нему уважением». В случаях, когда высокопоставленные люди благосклонны к вам, используйте их великодушие, чтобы помогать нуждающимся.
А вот с теми, кто оговаривает людей, исламский этикет предписывает вести себя осторожно. Старайтесь ограничить общение с нехорошими людьми, но не ругайтесь с ними. Сказано в хадисах: «В Судный день перед Аллахом самым плохим человеком является тот, с которым люди, боясь его вреда, стараются обходиться по-хорошему».
Во время беседы с другим человеком, помните следующие правила:
Нельзя оставаться равнодушным, если с другим мусульманином происходит беда. Сделайте все, чтобы защитить его, ведь это – прямой путь в Рай: «Кто бы ни защитил мусульманина, эта защита станет ему в Судный день преградой между ним и огнем Ада».
Мусульманский этикет предписывает верующим просить милость Аллаха для чихнувшего и посещать людей, которым нездоровится. Обратитесь к Всевышнему, чтобы он помог выздороветь заболевшему.
Умершему мусульманину обязательно воздайте почести и проводите в последний путь, как это предписано в Коране. В хадисе сказано: «Кто бы ни сопровождал покойного мусульманина, тот получит вознаграждение, равное по величине горе Ухуд. Если он будет стоять рядом, пока не похоронят, то он получит вознаграждение, равное двум горам Ухуд».
Что строго запрещено исламом
Последователям ислама запрещается любыми способами наносить вред другому верующему. Нельзя говорить дурное о человеке или совершать поступок, который может принести кому-либо неприятности. Пророк Мухаммад говорил: «Совершенный мусульманин тот, от языка (злословия) и рук (вреда) которого спасены другие мусульмане»
Запрещено говорить неправду о людях или слушать, как на кого-то клевещут, поскольку сказано: «Клеветник в Рай не войдет». Ни в коем случае не обсуждайте человека, даже если по вашему мнению он сделал что-то неправильно. Говорится: «Прегрешения, того, кто скрывает недостатки мусульман, Аллах также не разгласит в этом и потустороннем мирах».
Если человек вас чем-то обидел, не обижайтесь дольше 3 дней. Старайтесь первым начать примирение: «Прощающему Аллах возвышает достоинство и степень». При этом не смотрите на единоверца, будто вы в чем-то лучше его.
Запомните и другие правила:
Взаимоотношения с людьми иной веры
В общении с не мусульманами следует руководствоваться основным понятием – справедливостью. В отношении тех, кто не является последователем ислама, запрещены любые противозаконные действия.
При этом разрешается сотрудничать с не мусульманами или общаться с ними. Не запрещено приходить в гости друг к другу и поддерживать дружеские взаимоотношения. Если человек ведет себя невоспитанно, нельзя уподобляться ему. В Коране говорится: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».
Запрещено врать либо предавать человека, вне зависимости от того, приверженцем какой религии он является. Если разговор перешел в спор, нельзя забывать о терпении и справедливости. Аллах говорил: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо». Всегда будьте готовы проявить вежливость и учтивость.
Правила общения для женщин
В исламе правила поведения женщины с мужчиной зависят от того, кем он ей приходится. Представители противоположного пола относятся к одной из групп:
По сути, мусульманкам разрешено общаться только с мужем и близкими родственниками (своими и супруга). При них можно даже снимать платок. А вот любые контакты с мужчинами, с которыми теоретически возможен брак, нужно ограничить. Сказано: «Аллах запретил женщинам быть излишне любезными с посторонними мужчинами, чтобы не соблазнять людей, сердца которых поражены недугом, т.е. которые испытывают влечение к совершению грехов. Такие люди всегда готовы совершить скверный поступок, и порой для этого бывает достаточно малейшего толчка».
Потому мужчине и женщине, не приходящимся друг другу родственниками, не следует общаться без серьезной причины. Во время беседы всегда опускайте глаза вниз. Строго запрещено оставаться наедине с посторонним мужчиной. Тем более наложено табу на любые возможные прикосновения друг к другу.
От того, будете ли вы соблюдать правила общения, предписанные мусульманским этикетом, зависит то, как к вам будут относиться братья по вере, ведь речь всегда производит определенное впечатление на собеседника. Общайтесь с людьми так, чтобы у них остались только приятные эмоции после разговора, и будьте добры к окружающим. Сказано: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Указать ли вам на то, через что вы полюбите друг друга? Говорите салам друг другу».
Что нельзя говорить мусульманам
Дозволенность шуток и смеха в исламе: что можно, а что нельзя
Ислам запрещает греховные речи, которые могут привести вред людям. Также ислам запрещает чрезмерность в шутках и смехе. Люди не всегда думают дважды перед тем, как произнести что-либо. Мы часто забываем, что каждое наше слово записывается и будет предъявлено нам в День суда.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и день суда, должен говорить благое или молчать».
Греховная речь может проявляться в разнообразных формах. Наиболее распространенной формой которой является сплетни. Сплетни бывают двух видов: злословие, что значит негативно отзываться о человеке, которого нет рядом, даже если это правда. Второй вид – клевета, что означает наговаривать о человеке, которого нет рядом. Это включает в себя подозрения без доказательств и поиск недостатков в других людях.
Аллах запретил все вышеуказанное в следующем аяте: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-то из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49: 12).
Эти грехи, порождаемые нашим языком, к которым мы часто относимся легкомысленно, на самом деле являются причиной многих бед. Они становятся препятствием к единству. Если мы постоянно думаем негативно о ком-то, ищем в нем изъяны и распространяем сплетни, как мы можем стремиться к единству, дружбе и пониманию?
В человеческой природе заложено стремление к радости и веселью, смеху. Ислам не запрещает этого, не требует от нас строгости и серьезности на протяжении всего времени. Он не запрещает смех и юмор. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.
Тем не менее, ислам – религия умеренности, и существуют определенные рамки относительно смеха. В этой связи Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, отмечая, что излишний смех убивает сердце.
Также Он (мир ему) сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы меньше смеялись и больше плакали».
Умеренность важна во всем, и в юморе тоже. Кроме того, важно понимать, что есть уместное для этого время, а есть моменты, когда необходима серьезность, а шутки неуместны. Причиной подобного предписания является то, что излишний смех заставляет людей воспринимать жизнь несерьезно, и они начинают видеть смешное даже в ненужных вещах. Такие люди настолько привыкают к забавам, что становятся не в состоянии воспринимать речь других людей всерьез и делают насмешки из всего, что их окружает. Вот что значит излишний смех притупляет сердце.
Поэтому верующий должен четко осознавать, что жизнь серьезна, есть вещи с которыми нельзя шутить и смеяться и есть время, когда смех и шутки уместны и когда нет.
Ислам также запрещает насмешки и издевательства, ибо от них исходит вред. Относительно насмешек Всевышний говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (49: 11).
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, перед людьми, издевающимися над другими, откроют врата Рая и скажут одному из них: «Иди сюда»; и когда он подойдёт со своей тревогой и печалью, закроют их перед ним. Потом откроют другие врата и позовут: «Спеши сюда»; но когда он снова подойдёт со своею печалью и тревогой, вновь закроют их перед ним. И будут так делать всякий раз, до тех пор, пока человек не откажется идти к открытым вратам, куда его вновь позовут словами: «Иди сюда».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Горе тому, кто говорит ложь, чтобы рассмешить людей».
Наконец, запрещено всячески шутить о святом – об Аллахе, его посланнике и обо всем, что касается ислама. Такие шутки могут выводить человека из ислама и рассматриваться как куфр.
Ислам предписывает совершенный баланс между действиями, переход за границы которого, безусловно, принесет вред. Обладать чувством юмора, улыбаться и смеяться в дозволенной форме является сунной посланника Аллаха (мир ему), но смех, переходящий границы, насмешки, издевательства, причинение вреда с целью посмеяться запрещены нашей религией.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Что нельзя говорить мусульманам
Хула и сплетни в исламе
К сожалению сплетни, как среди женщин, так и среди мужчин – очень частое явление на сегодня. Есть коллективы, где люди собираются в основном ради того, чтобы посплетничать, обсудить кого-то, и если в такой компании никого не будут обсуждать, то многим станет попросту скучно. Вы можете сказать этим людям, что сплетничать вообще-то недопустимо, но часто на это у них есть готовый ответ. Они говорят, что не обсуждают того, чего на самом деле нет в таком-то человеке.
Пророк по этому поводу сказал так: что гыбат (или хула) – это упоминание брата по вере тем, что ему бы не понравилось. На это сподвижники Пророка спросили, а что если то, о чём они сказали, есть в этом человеке? На что Пророк ответил: «Это и есть гыбат (хула), а если ты сказал то, чего нет в этом человеке, ты совершил бухтан (клевету)».
В исламе сплетня рассматривается как форма людоедства, потому что считается, что тот, кто обсуждает своего брата по вере, кушает его мясо. Об этом сказал Пророк: «В ночь моего вознесения я проходил мимо народа, который резал мясо из своих боков и глотал по кусочкам, и этим людям говорили: «Кушайте мясо, которое вы кушали у ваших братьев (в земной жизни)!» Я спросил: «О, Джабраил, кто эти люди?!» Он ответил: «Это люди из твоей уммы (общины), они были сплетниками»» (Абу Давуд). Считалось, что в былые времена у тех, кто обсуждал своих братьев по вере, был мерзкий запах изо рта. Но сейчас люди настолько погрязли в хуле, что не чувствуют этого запаха.
Что именно в исламе считается хулой, или сплетнями?
Как мы уже говорили, хулой считается такое высказывание о твоём брате, которое бы ему не понравилось, если бы он его услышал. Это может быть упоминание о его нравственных или физических недостатках, плохие отзывы о его предках, высказываниях, поступках, о его отношении к религии, или даже о его доме, одежде, или животном. Хула – это упоминание о таких его физических недостатках, как слабость зрения, косоглазие, лысины, слишком большой или маленький рост, жёлтом или чёрном цвете кожи, как и о многом другом, что неприятно человеку.
Нельзя обсуждать происхождение человека, говоря о том, кем был его отец, если он имел «недостойную» профессию по чьему-то мнению. Хула – говорить о нравственных качествах другого, что он высокомерный, скупой, или обладатель дурного характера, или малодушный, слабый, или делает хорошее только напоказ людям и т.д.
И многое, многое другое также относится к разряду сплетен. Но хула не ограничивается одними лишь словами. Ещё хуже сплетен, когда человек подражает хромому или кому-то ещё с физическими недостатками. Такое подражание ещё хуже слов, потому что позволяет изобразить недостатки брата по вере более наглядно для других. Знайте, что человек, который так поступает, ест плоть своего брата по вере.
Почему хула – это плохо?
Всевышний Аллах сказал, что злословить о своих братьях по вере – отвратительно. Более того, он запретил мусульманам думать плохо о своих братьях, потому что очень часто такие мысли подталкивают их к совершению грехов. Дурные мысли о ком-то, лишённые основания подозрения неразрывно связаны с греховными поступками и речами. Эти мысли как червь понемногу закрадываются в душу человеку, пока он совершит или не скажет чего-нибудь, в чём впоследствии будет раскаиваться. Аллах запретил правоверным плохо думать о братьях мусульманах, испытывать к ним вражду или ненависть, а тем более пытаться разузнать об их недостатках и стремится обнародовать их. Надо стараться не замечать ошибок своих братьев.
Что мне делать, если иногда я позволял (позволяла) себе обсуждать других? Как отказаться от этой привычки?
Великий арабский мудрец раскрыл три благодетели, которые нужно иметь каждому из нас в отношении другого:
Если вы обсуждали другого и искренне раскаиваетесь в этом, и при этом знаете, что ваша сплетня не дошла до того человека, о котором вы говорили, то достаточно попросить прощения у Всевышнего и больше повторять и не возвращаться к этому греху. В этом случае не стоит говорить человеку, которого обсуждали, и просить у него прощения. Но это нужно сделать тогда, когда сплетня дошла до него.
Что делать, если я оклеветал человека, рассказав другим о том, чего в нём нет?
Вам нужно искренне просить прощения у трёх категорий людей:
Есть ли случаи, когда обсуждение кого-либо не считается хулой?
Да, такие случаи действительно есть, и их три. Можно обсуждать человека, при этом не задевая его личность, а говорить о его деятельности, так как такое обсуждение позволяет уберечь от этих деяний и идущего вместе с ними зла других людей: