Что нельзя есть татарам
Халяль и кошер: разбираемся, что разрешается и запрещается в религиях
В чем разница между этими понятиями и можно ли мусульманам употреблять кошерную пищу?
Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан
Халяльная и кошерная пища стала чаще появляться на прилавках магазинов. Решили внести ясность для тех, кто не понимает разницы между этими категориями или считает, что это одно и то же.
«Халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное» — это всё то, что разрешается мусульманам в рамках ислама. Это разрешение касается не только пищи, но и денег, работы, одежды, косметики, отношений и всего того, что окружает мусульман в современном мире. Противоположное по значению слово «харам» — «недозволенное».
Ивритское слово «кошер» также означает «дозволенное» в рамках иудейского закона Галаха. В основе закона лежат заповеди Торы и некоторые правила, установленные раввинистическими авторитетами. Этот термин тоже имеет широкий спектр применения. Противоположным по смыслу считается термин «трефной», дословно переводящийся как «растерзанное».
Различие кошерной и халяльной пищи
В исламе приверженцы разных течений по разному определяют дозволенность того или иного продукта питания. Однако есть общий так называемый стандарт, которому все они следуют. В священной книге Коран, в третьем аяте суры «Аль-Маида», определён перечень продуктов, употребление которых в исламе строго запрещено.
Кошер бывает разным для разных течений иудаизма. Например, для особо верующих существует термин «глат кошер». Правила кошер схожи с халяльными, однако практикующие иудеи строго следуют всем правилам писания Торы. В этом случае список кошерных продуктов сокращается до минимума.
Продукты животного происхождения
Нельзя
Халяль: мясо скота, забитого без соблюдения ритуала или питавшегося харамной пищей; кровь животных; мясо хищников, свиней и обезьян; мясо животных и рыб, умерших естественным путем; продукты из жира или костей харамных животных являются недозволенными.
Кошер: мясо скота, забитого без соблюдения ритуала; свинья, верблюд, даман и заяц; больное или убитое на охоте животное; сало возле желудка и кишечника, а также бедро, из которого не удален седалищный нерв.
Можно:
Халяль: всё, что не попадает под категорию харам и не соприкасается с харамными продуктами; все виды яиц и морепродуктов халяльны.
Кошер: всё, что не попадает под категорию трефной; только мясо и яйца домашних птиц; только рыбы с чешуей и плавниками кошерны.
Забой животных
Халяль: Забой осуществляется совершеннолетним мусульманином в здравом уме. Перед забоем забойщик должен произнести краткую молитву. Затачивание ножа на глазах животного строго запрещается, чтоб животное не испытывало страха. Артерии перерезают за один раз, острым ровным ножом, без промедления и перерывов, чтобы существо не чувствовало боли и не испытывало страданий.
Кошер: Процедура забоя схожа с халяльным забоем животного. Только забой осуществляется специальным человеком, которого называют «шохет».
Фрукты и овощи
Халяль: Все виды фруктов и овощей разрешены. В Коране упоминается польза фиников, бананов, инжира, винограда, оливок и маслин.
Кошер: В иудаизме все фрукты и овощи можно употреблять за пределами израильской земли. Однако в используемых в пищу фруктах и овощах не должно быть насекомых.
Употребление насекомых в пищу запрещено. Для урожая, выращенного в Израиле, есть определенные правила, чтобы он считался кошерным. Этим процессом должен заниматься истинно верующий человек.
Молочные продукты
Халяль: Молочные продукты не должны содержать что-то запрещённое и не должны быть продуктом, полученным от недозволенных в религии животных. Кроме того, согласно писания пророк Мухаммад считал молоко одним из самых любимых напитков.
Кошер: Законы кошер запрещают совместное употребление молочных и мясных продуктов. Так как в священной книге иудеев говорится: «Не вари козленка в молоке матери его». По этому закону они не только не смешивают в потреблении молочные и мясные продукты, но и делают перерыв между ними.
Напитки и алкоголь
Халяль: В исламе категорически запрещено употребление всех видов алкогольных напитков, остальные напитки разрешаются к употреблению, за исключением тех, что содержат вышеуказанные недозволенные компоненты.
Кошер: Алкоголь считается запретным напитком. Однако, вино, которое было приготовлено с соблюдением особых правил, разрешается. Все этапы виноделия, от сбора урожая до конечной стадии, должны производиться исключительно верующими людьми. Только в этом случае напиток считается кошерным.
Иудеи и мусульмане употребляют только дозволенное. А по канонам ислама и иудаизма, дозволенная пища считается полезной и приносящей благо.
Считается, что использование халяльной и кошерной продукции выгодно всем. Продукты этих категорий проходят жесткий контроль от стадии приготовления сырья до того, как оказаться в руках потребителя.
Не каждая компания может получить сертификаты на халяльность или кошерность. Например, сеть ресторанов быстрого питания KFC лишилась сертификата халяль в Казахстане еще в 2018 году и до сих пор не получила его.
В некоторых странах есть специальные прилавки в супермаркетах или магазинах для таких продуктов. Для них существует специальная маркировка, по которой легко определить принадлежность к халяльной или кошерной группе.
Эти знаки или печать предоставляются только таким продуктам, которые прошли специальную сертификацию. В Казахстане халяльный сертификат выдает ДУМК(Духовное Управление Мусульман Казахстана). Сертификат ДУМК в халяльных продуктах выглядит следующим образом:
Все кошерные продукты, кроме алкоголя, являются халяльными. Однако не все халяльные продукты —кошерные.
В Коране, в пятом аяте суры Аль-Маида, говорится о дозволенности еды людей писания (иудеев и христиан) для мусульман. Поэтому мусульмане часто употребляют в пищу кошерные продукты, а иудеи же обычно предпочитают только кошер: не все халяльные продукты соответствуют кошерным стандартам.
Почему мусульмане не едят свинину
На вопрос, почему мусульмане не едят свинину, обычно говорят, что это по Корану нельзя есть свинину мусульманам. Но не будет лишним разобраться, чем чревато нарушение такого запрета и почему мировые религии запрещают мясо свиньи.
Перед тем как перейти к рассмотрению данного вопроса, нужно обратить внимание на важный момент, который не должен быть упущен верующим. Мусульманину не дозволено отказываться от исполнения решения шариата, даже если он не найдет смысла этого решения. Мусульманин обязан принять решение Шариата относительно дозволенного или запрещенного Шариатом, независимо от того понял ли он смысл запрета или дозволенности, или нет. Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).
Причины запрета
Первое, на что стоит обратить внимание, это то, как в Коране объясняется, почему мусульмане не едят свинину. В Священной Книге Коран эта тема упоминается четыре раза, причем в разных аятах Корана используется примерно одинаковый текст, в котором вводится запрет на употребление мертвечины, пролитой крови и свиного мяса, которое там названо «скверной». Также Коран запрещает есть мясо животных, которые были заколоты не ради Аллаха.
Отсюда вытекает еще одна причина, по которой для мусульман запрещено Исламом употреблять в пищу свинину: свинья – животное нечистое, и считалось оно таковым испокон веку, задолго до появления Ислама. Это животное может есть свои экскременты, есть отходы, есть случаи, когда эти животные загрызают свое потомство. Даже в самых ранних религиозных ритуалах свинья считалась неподходящим животным для ритуальных жертвоприношений.
Еще более опасное заболевание, которое также связано со свиньями и их болезнью, и которое создает гораздо большую опасность на сегодняшний день, это вирус «африканской чумы свиней» или АЧС, который сейчас периодически вспыхивает в разных частях России и Восточной Европы. Для борьбы с этим вирусом фермерские хозяйства идут на крайние меры, буквально сжигая все зараженное поголовье.
По последним данным, есть еще одно заболевание, переносчиком которого являются эти животные – это опасное заболевание «японский энцефалит». Этот вирус разносится москитами, заражая таким образом человека от этого животного через укусы. В Индии от такого заболевания уже погибло более двух десятков человек.
Запрет у иудеев и христиан
Будет неправильным утверждать, что только исламская религия и Коран запрещают есть свиное мясо: его есть запрещено также в иудаизме и христианстве. В тексте Библии есть такие слова: «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь».
Запрет на употребление в пищу свиного мяса имеет под собой и чисто практическое основание, которое основывается на том вреде, которое может нанести здоровью человека свинина. Медиками установлено, что есть свинину в стрессовом состоянии может привести к ожирению. Нельзя не учитывать и то, что оно высоко токсично, так что если его есть, то это может спровоцировать проблемы с сердцем.
Поясняя различные аспекты запрета, который введен в Коране на употребление такого мяса в пищу, а также тот факт, что свинью считают нечистым животным, доктор Закир Найк, президент Исламского исследовательского фонда Мумбаи, указывает, что сравнительно небольшое количество христиан знает, что не только в Коране запрещено употребление в пищу свинины, но и в Библии. А это значит, что будет неправильным говорить о том, что употребление в пищу этого мяса – это только мусульманский запрет: просто мусульмане неукоснительно следуют предписаниям Корана не есть свинину, безоговорочно выполняя волю Аллаха.
Легенды
Человечество издревле задавалось вопросом, почему поедание свинины чревато для него проблемами и запретно. Недаром в связи с этой темой существует немало различных легенд и небылиц. По одной из таких легенд, когда Бог якобы проклял человека, он превратил его в свинью, так что есть свинину – это то же самое, что есть себе подобного, а значит является смертным грехом. По еще одной легенде, в это животное была превращена девушка. Это сделал Бог, чтобы продемонстрировать человечеству чудо перевоплощения. С той поры человек опасается есть свинину, поскольку всегда есть опасность, что в образе этого нечистого существа может пребывать обращенный Богом человек. Естественно, что легенду нельзя воспринимать как достоверный источник.
История в Коране
Обращаясь еще раз к суре Корана, можем увидеть, что нечестивцы, которых проклял Аллах, были превращены в обезьян, а также в свиней. В Коране сказано: «Это – те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался и кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тирану. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути».
Слов, сказанных в Коране, достаточно для того, чтобы мусульманин, свято следующий закону Аллаха, веруя в мудрость Божественного закона, принял это запрет и беспрекословно следовал предписаниям Корана. Но также важно, чтобы человек понимал мудрость божественного закона, приведенного в Коране.
Важно осознавать, что все запреты, введенные Аллахом в Коран для мусульманина, продиктованы исключительно милостью Всевышнего, его желанием спасти человека от всего того, что может нанести ему вред, поскольку Аллах Велик и Милосерден.
Полезна ли свинина?
Атеисты также имеют все основания не есть свинину, поскольку есть ее – не только грех, отмеченный в Коране, но и может вызвать целый ряд заболеваний и проблем со здоровьем – это ли не логичное и разумное объяснение того, почему мусульмане не должны есть свинину, следуя запрету, который устанавливает для них Коран. Более семидесяти типов заболеваний у человека может спровоцировать употребление свинины в пищу, причем как однократно, так и регулярно. Начиная с риска заражения гельминтами – аскаридами, острицами, нематодами и прочими глистными инвазиями, заканчивая заражением солитером, длинным и очень опасным для здоровья человека гельминтом. В последнем случае у человека может развиться целый ряд опаснейших заболеваний, в том числе даже потеря памяти и слепота, сердечные приступы и поражение печени.
Часто в ответ на тот довод, что свинья является одним из самых грязных, нечистых животных на земле, можно услышать возражения и примеры разведения животных в развитых странах, таких, как Австралия, где их содержат практически в стерильных условиях. Не следует забывать, что даже в исключительных гигиенических условиях эти животные содержатся в свинарниках вместе, по самой своей природе они являются грязными и могут есть отходы и собственные экскременты, то есть даже в стерильных условиях они будут продолжать вести свой нечистый образ жизни.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Что запрещено женщинам в татарских семьях
В Татарстане немало мусульманских семей, где для замужней женщины многое находится под запретом. Чаще всего жена осознанно ограничивает свою свободу теми или иными правилами, но в ортодоксальных семьях у нее может и не быть выбора. SmartNews пообщался с представительницами светских и религиозных семей Казани и узнал, что им запрещается после замужества.
Татарские семьи в наши дни условно можно поделить на несколько типов. Свобода женщины во многом зависит от того, к какому течению ислама склоняется семья. Первый тип татарских семей — это светский.
В светских татарских семьях живут практически так же, как в русских семьях. Для женщин здесь нет особых запретов, даже наоборот, жены в таких семьях испокон веков задают тон. Они властвуют в доме, ведут хозяйство и управляют всеми делами, в том числе мужа. Особенно этим гордятся татарки-мишарки (мишари — этнографическая группа татар. В отличие от казанских татар, формирование мишарей происходило на правобережье Волги. — Ред.).
Второй тип — светско-мусульманская семья, где справляются как религиозные, так и светские праздники. Эти семьи практически не отличаются от светских семей по правилам внутренней жизни. Разве что мужья склонны более ревностно опекать жен от мужского внимания, что, в общем-то, им разрешает ислам. Женщина же склонна больше сосредоточиваться на семье.
А третий тип — мусульманские семьи, которые придерживаются строгих правил ислама. Его еще называют закрытым типом семьи, который диктует конкретные и строгие правила жизни замужней женщины. И этот тип исламоведы делят на еще два подтипа: те семьи, которые придерживаются ислама турецкого типа, и те, что склонны следовать исламу Саудовской Аравии.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— Тюркский, или турецкий, вариант — более либеральный. Здесь женщина — соратница, сотоварищ, наша вторая половина. Саудовский вариант считает, что женщина ниже в правах, чем мужчина. Такой подтип семьи создают в Татарстане те, кто отучился в Саудовской Аравии, в Катаре, в жестко патриархальной части Египта, Пакистана, в Кувейте. Таких семей немного на фоне остальных. По моим наблюдениям, это 2,5–3 тыс. человек. Такие семьи стали появляться у нас с середины 1990-х годов, сейчас это явление уже укрепилось в нашей культуре.
Последний вариант семьи — ортодоксальный. В таких семьях царит агрессивное отношение к женщинам.
В радикальных семьях муж запрещает любую косметику, он начинает ограничивать возможности просто смотреть телевизор, часто выходить из дома. Здесь часто простая мужская ревность накладывается на религиозное запретительство. То есть религия становится прикрытием элементарной ревности. Поэтому когда женщины уходят из таких семей, то бывают случаи, что они становятся светскими, я знаю несколько таких примеров: побывав женами радикалов, они снимают платок.
РАБОТА В ЖЕНСКОМ КРУГУ
Если не впадать в крайности, то во всех татарских мусульманских семьях есть свои запреты, чаще всего добровольно и даже с радостью принимаемые женщинами. Первый и самый известный из них — внешний вид. В религиозной татарской семье женщина должна носить одежду, скрывающую ее тело от посторонних глаз, то есть длинное платье или тунику, а также — чаще всего — платок. Даже в светских семьях, к каким, например, относятся Лукмановы, дома татарки предпочитают носить длинные платья.
Дома обязательно нужно носить платье, еще лучше, если оно длинное, потому что так оно не вызывает лишних мыслей у мужа или гостей и так женщина выглядит женственнее.
Есть запреты и относительно социальной деятельности замужней женщины. Запрет на работу стоит только в ортодоксальных семьях. В более лояльных женщина сама решает, хочет ли она иметь дело с социумом. Однако в своей работе она не должна соприкасаться с мужчинами — как в прямом, так и в переносном смысле.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— Женщинам не запрещается работать, никто не говорит: «Сиди дома». Однако женщина не может быть врачом, потому что к ней могут прийти мужчины, не может быть парикмахером. В наиболее строгих семьях женщины уходят работать в детские сады, школы, в торговую сферу. Не думаю, что это очень хорошо. Ограничивается сфера соприкосновения религиозных семей со светским началом. Создается закрытая среда. Женщин из ортодоксальных татарских семей в обществе почти не видно. Они занимаются домашним хозяйством.
Зачастую даже в светских татарских семьях, не говоря уже о религиозных, женщина не должна ставить работу на первое место. Она не может задерживаться на рабочем месте, доделывая план, большой проблемой является и посещение корпоративных вечеринок.
В нашей семье все очень толерантно: если есть возможность не работать, то пожалуйста. А если работаю, то только в определенное время, то есть с 8 до 17 часов. Оставаться после работы — это неприемлемо. И одеваться на работе надо скромно и невызывающе. Что касается корпоративов, это очень проблематично для нас. Если идешь, то должен быть всегда на связи и не задерживаться. Еще лучше вообще не ходить.
Зарабатывает женщина в татарской религиозной семье в основном для себя, тогда как обеспечивает семью мужчина.
Женщинам-мусульманкам не запрещено работать и зарабатывать для своих личных трат. Единственное, мы не должны лишний раз находиться в обществе мужчин, чтобы у мужа было меньше ревности. Общение с мужчинами для женщин — это потеря энергии, у нее меньше сил остается для семьи, мужа, она всё оставляет на работе. А ведь дома у нее много обязанностей. И если она дома будет больше времени проводить, то это хорошо для всех.
Однако в семьях ортодоксальных верующих женщина не только не зарабатывает, но и не может распоряжаться деньгами мужа. Ей не разрешается даже самой делать покупки.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— В традиционной татарской мусульманской семье женщина сама распоряжается своим заработком. Более того, перед свадьбой супруга получает дар — калым, выкуп. Это та финансовая подушка безопасности, которая является достоянием жены. В ортодоксальных татарских семьях женщина не зарабатывает и не распоряжается деньгами. Им категорически это запрещено. Стоит вспомнить о неутихающем скандале с дочерьми саудовского монарха, которые десятилетиями заточены во дворцах Аравии. Такую практику пытаются насаждать и в Татарстане. Но это чуждое и инородное для нас явление. Такая женщина растет в замкнутом пространстве и ведет себя заторможенно, когда оказывается среди обычных мусульманок. Круг ее близких людей ограничивается супругом, который не разрешает ей даже пройтись по магазинам.
ЖЕНЩИНЫ ЕДЯТ ОТДЕЛЬНО
Правила поведения татарской женщины-мусульманки в обществе и семье диктуются мусульманским этикетом. Адаб — это правила, предписанные нормами шариата, включающие в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность и охватывающие все аспекты жизни мусульманина. Согласно этим правилам, во всех татарских мусульманских семьях, когда в дом приходят гости, женщины и мужчины не сидят вместе. Им накрывают ужин за разными столами. А если в дом приходит гость-мужчина, то муж просит женщину уйти в другую комнату.
В семье родителей, когда приходил мужчина в гости, женщинам запрещалось выходить, влезать в разговор. Дети не должны были выходить и присутствовать во время какого-либо торжества взрослых, есть с одного стола. Дети сидели в отдельной комнате. И сейчас в моей семье, когда к нам приходят муж с женой, само собой происходит разделение: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, ну а за столом сидим вместе. Но на религиозных праздниках у нас и столы разные.
Когда приходят гости, женщины садятся отдельно, чтобы не было смущения, соблазнов, ведь кому-то может понравиться чужая жена, чужой муж. Поэтому у каждого свой круг общения.
Женщина в татарской религиозной семье не может дружить с мужчинами и тем более подолгу общаться с ними наедине.
Дружбы с мужчинами у женщин не существует. Очень тяжело сохранить грань. Ислам не одобряет тесную дружбу.
Такая женщина, например, не может продолжать общаться с другом-одноклассником. Очень часто запрещается общаться и с неверующими подругами.
Правда, в более лояльных семьях женщина может общаться с друзьями, которых знает ее муж, если они вошли в круг общения семьи и не являются «чужими», — это родственники, общие с мужем приятели.
Я не делю в дружбе на иноверцев. Мне кажется, это неэтично. А вот чтобы создать семью с иноверцем — это для меня табу. С детства я слышала наказ бабушки: «Ищи среди своих, с иноверцем будет тяжело».
Не одобряется в татарских семьях и активное общение женщины в социальных сетях. В ортодоксальных семьях мужья и вовсе запрещают своим женам выставлять фотографии в интернет, даже в хиджабе. Однако очень часто женщины-мусульманки в Татарстане и сами не хотят выкладывать в Сеть свои личные фотографии.
Как правило, сводится всё не к полному запрету, а к вычищению своих персональных страниц в социальных сетях. Убираются любые фотографии, не должно быть фото даже в хиджабе. Пусть будет рисунок — цветы, на религиозную тематику. Здесь жесткое ограничение.
Ряд ограничений для женщин существует и в непосредственных отношениях с мужем. Основаны они на том, что уважение мужчины для жены в татарских религиозных семьях на первом месте. Конечно, в более лояльных семьях женщины имеют право мягко осадить мужа. Но лучше всего обсуждать проблемы без свидетелей, дома, чтобы не порочить репутацию мужа, а значит, и всей семьи.
У меня отношения с мужем сложились так, как учили в семье: горячий ужин, провожать на работу, встречать. И у детей воспитывать уважение, и самой показывать веру в него. Например, когда идем в гости, никогда не показываю свое недовольство чем-либо. Все разговоры и претензии дома, без свидетелей.
Женщина-мусульманка в любом случае никогда не будет оскорблять мужчину. У нее такого права нет — она должна его уважать как человека и тем более как мужа. Уважение мужчины для нас на первом месте. Если немусульманка может позволить себе унизить, оскорбить мужчину, то мусульманка — нет. Но точно так же и мужчина не имеет права оскорблять жену.
В личном общении муж и жена могут также поставить себе запрет на обсуждение каких-либо тем и свято чтить его. Под запрет чаще всего попадает светская жизнь до того, как супруги приняли ислам.
Женщина служит своему мужу. Это не принуждение, а служение, через которое женщина приходит к Богу. С мужем индивидуально решаем, какие темы считать запретными. Но с точки зрения ислама людям лучше не напоминать о грехе — о том, что было раньше, какие жизни у нас были. Это будет нас толкать на раздумье о грехе, толкать к повторению греха. Поэтому в некоторых семьях не принято говорить о прошлой жизни, когда мы не придерживались религиозных норм. Мы уважаем прошлое, но это уже прошло.
Что касается интимных отношений, то женщина-татарка в религиозной семье изначально настроена на многодетность, на 3–5 детей. Правда, запрета на контрацептивы нет, но вот аборты делать категорически запрещено.
Кроме того, женщине-татарке в мусульманской семье запрещается игнорировать отношения со всеми родственниками, даже если они ей неприятны.
В исламе обязательно нужно поддерживать отношения с родственниками, мы не должны разрывать связь. Даже если тебе родственник не нравится, даже если он к тебе плохо относится, мусульманин должен найти подход к человеку. Свекровь нужно любить. Когда женщина выходит замуж, то мать мужчины становится ее родственницей. И ее нужно принимать такой, какая она есть.
А вот вопреки распространенному мнению о том, что женщина в мусульманской семье обязана взвалить на свои хрупкие плечи все бытовые дела, у нее, оказывается, есть святое право не заниматься хозяйством. Как говорят исламоведы, религия дает право женщине просить у мужа помощниц для ведения домашних дел — правда, не всегда семья может себе это позволить.